ПРИМЕНЕНИЕ КРАУДСОРСИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИАСФЕРЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КРАУДСОРСИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 9
1.1. Краудсорсинг: сущность и специфика 9
1.2. Краудсорсинговые технологии: системный аспект 15
1.3. Медиасфера как особая среда реализации краудсорсинговых технологий . 24
Глава 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КРАУДСОРСИНГА В МЕДИАСФЕРЕ 33
2.1. Краудсорсинговые платформы в медиасфере: российский и зарубежный
опыт 33
2.2. Мотивация участия в краудсорсинговых проектах в медиасфере 42
2.3. Анализ этапов создания краудсорсинговых проектов в медиасфере 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КРАУДСОРСИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 9
1.1. Краудсорсинг: сущность и специфика 9
1.2. Краудсорсинговые технологии: системный аспект 15
1.3. Медиасфера как особая среда реализации краудсорсинговых технологий . 24
Глава 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КРАУДСОРСИНГА В МЕДИАСФЕРЕ 33
2.1. Краудсорсинговые платформы в медиасфере: российский и зарубежный
опыт 33
2.2. Мотивация участия в краудсорсинговых проектах в медиасфере 42
2.3. Анализ этапов создания краудсорсинговых проектов в медиасфере 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современная медиаиндустрия, опирающаяся на стремительно развивающуюся инфраструктуру и технический прогресс, влияет на традиционные представления о медиасистеме. Появление сетевой коммуникации, которая основана на цифровом способе передачи и распространении информационных потоков, способствовало развитию новой системы деятельности СМИ и возникновению иной модели обмена и управления информацией, такой как краудсорсинг.
Термин «краудсорсинг» появился в научном дискурсе в 2006 году, когда в журнале «Wired» была опубликована статья Джефа Хау «Рассвет краудсорсинга». Он происходит от английского словосочетания crowd и sourcing - «социальный ресурс» и означает процесс привлечения человеческих ресурсов при помощи информационных технологий для решения важных социальных задач.
Изначально идея краудсорсинга была связана с бизнес-моделями, в которых производители привлекали потребителей к выпуску и улучшению товаров. Краудсорсинговые технологии сегодня используются во всех сферах общества, они привлекают большое количество людей, которые готовы делиться идеями, участвовать в опросах и голосованиях, вкладывать деньги или предлагать что-то новое.
В России появляются «карты краудсорсинга», где размещаются крупные краудсорсинговые проекты в городах России. Региональные краудсорсинговые проекты развиваются активнее, чем федеральные. Краудсорсинговые площадки применяются для решения задач в различных сферах жизнедеятельности общества: политике, экономике, экологии, здравоохранении, медиасфере.
Актуальность исследования магистерской диссертации обусловлена тем, что на сегодняшний день данные технологии все активнее используются авторами медиапроектов и выступают одним из современных эффективных инструментов развития медиасферы. Это актуализирует ряд проблемных вопросов. Во-первых, мы постараемся поместить краудсорсинг в контекст современных медиа, обращая внимание на существующие определения в междисциплинарном аспекте и специфику их преломления в медиасфере (И.Н. Блохин, М. А. Буряк, И. П. Яковлев). Во-вторых, аспекты применения исследуемых технологий не подвергались анализу в рамках тринитарного подхода (Р. Г. Баранцев, О. Н. Опрятная) через триаду «краудсорсис» - «платформа» - «краудсорсер» (U. Bretschneider, J. M. Leimeister, S. Janczikowsky). В-третьих, несмотря на диверсифицированный характер краудсорсинговой деятельности, в научной литературе недостаточно полно раскрываются практические аспекты реализации исследуемых стратегий в среде медиа. Таким образом, формируется проблемное пространство эффективного применения технологий краудсорсинга в сфере медиа, требующее осмысления и структурирования.
Объектом исследования выступают краудсорсинговые технологии, а предметом - материалы конкретных проектов, отражающие реальную практику реализации краудсорсинговых технологий в медиасфере.
Основная цель работы - определить особенности применения краудсорсинговых технологий в медиасфере.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1) раскрыть сущность и специфику понятия «краудсорсинг»;
2) изучить краудсорсинговые технологии с позиции системного аспекта;
3) описать медиасферу как особую среду реализации краудсорсинговых технологий;
4) рассмотреть краудсорсинговые платформы в зарубежной и российской медиасфере;
5) изучить мотивацию участия в краудсорсинговых проектах в медиасфере краудсорсисов и краудсорсеров;
6) проанализировать этапы создания краудсорсинговых проектов в медиасфере.
Гипотеза магистерской диссертации представлена предположением о том, что медиасфера выступает особой средой применения краудсорсинговых технологий, функционируя и как платформа, и как краудсорсис, и как краудсорсер.
Теоретической и методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные анализу коммуникационной модели краудсорсинговых технологий (Д. Хау, Н. Б. Кирилловой, Т. А. Нестика и др.), а также практические разработки по методике оценки эффективности применения краудсорсинговых технологий в медиасфере (А. Е. Деменко, А. П. Панкрухина, Р. А. Долженко и др.). Концептуализация понятия «краудсорсис» осуществлялась на основе трудов немецких исследователей (U. Bretschneider, J. M. Leimeister, S. Janczikowsky, K. Silka,). Идеи об универсализации краудсорсинга раскрываются в статьях A. Doan, R. Ramakrishnan, A. Y. Halevy. Основные стратегии краудсорсинга (crowdfunding crowdvoting, crowdcreation, crowdsearching) рассматриваются в трудах Д. Хау, Е. Пак, K. Silka.
Мы опирались на принципы тринитарного подхода (Р. Г. Баранцев, О. Н. Опрятная), которые помогли нам представить краудсорсинговые коммуникации как триаду «краудсорсис» - «платформа» - «краудсорсер». Исследование краудсорсинга потребовало обращения к системному подходу (М. И. Беляев), раскрывающему системно-исторические, системно-целевые, системно-функциональные, системно-структурные, системно-элементные, системно-ресурсные, системно-интеграционные, системно-коммуникационные аспекты исследуемого феномена.
Эмпирическую базу работы составили:
- материалы монографий, периодических изданий, научно-практических конференций, справочной и учебной литературы, информация глобальной информационной сети, касающаяся проблем краудсорсинговых технологий;
- материалы интернет-сайтов, рассматривающих краудсорсинговые стратегии в медиасфере (N=50);
- краудфандинговые проекты в медиасфере российской краудфандинговой платформы «Planeta.ru» (N=62);
- материалы зарубежных краудсорсинговых проектов, реализованных в медиасфере (N=6);
- данные авторского анкетного опроса краудсорсисов российской краудфандинговой платформы «Planeta.ru» и краудсорсисов портала крауд- сервисов «Crowdsourcing.ru» (N=136);
- данные экспертного интервью краудсорсеров российской краудфандинговой платформы «Planeta.ru» (N=8).
С целью получения достоверного результата применялись как общенаучные методы исследования: метод классификации (для
систематизации видов краудсорсинговых технологий, используемых в медиасфере); метод научного описания (для сбора, систематизации и обобщения эмпирических данных) и реферирования литературы; так и конкретно научные методы (анкетирование, интервьюирование и сравнительный анализ).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы теоретиками и практиками при разработке краудсорсинговых проектов в сфере медиа.
Апробация результатов исследования. По теме магистерской диссертации опубликовано 6 статей в научных сборниках, в которые вошли промежуточные результаты проделанной работы:
1. Болдырева Г. С., Хованова Е. В. Коммуникативные модели краудсорсинговых технологий / Коммуникативное пространство культуры: материалы Международной научной конференции (16-17 марта 2017 г.) / отв. ред. А.В. Овсянников, А.Г. Пастухов - Орёл: Орловский гос. ин-т культуры, 2017. - С. 266-269.
2. Болдырева Г. С. О возможностях применения краудсорсинговых технологий в медиасфере (на примере проекта «Мобильный репортёр») / Вестник СНО: еборник студенческих научных работ / отв. ред. А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 558-561.
3. Федоркова Г. С. Краудсорсинговые технологии в российских социальных медиа / Проблемы массовой коммуникации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (11-13 мая 2017 г.) / отв. ред. В.В. Тулупов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2017. - С. 154¬155.
4. Болдырева Г. С. Краудсорсинговые технологии в медиасфере: элементный аспект / Проблемы массовой коммуникации: новые подходы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов (26-27 октября 2017 г.) / отв. ред. В.В. Тулупов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2017. - С. 84-85.
5. Болдырева Г. С. К вопросу о возможностях применения краудсорсинговых технологий в медиасфере / Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: Научно-практическая конференция аспирантов и студентов. Белгород, НИУ «БелГУ», Факультет журналистики 11-17 апреля 2018 г.: материалы конференции / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. - Белгород, Факультет журналистики НИУ «БелГУ», 2018. - С. 53-58.
6. Болдырева Г. С. К вопросу о мотивации участия в краудсорсинговых проектах в медиасфере / Проблемы массовой коммуникации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (10-12 мая 2018 г.) / отв. ред. В.В. Тулупов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2018. - С. 53-55.
Кроме того, основные положения работы были представлены на следующих научно-практических конференциях: научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей» (Белгород, НИУ «БелГУ», 12-19 апреля 2017 г.), научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей» (Белгород, НИУ «БелГУ», 11-17 апреля 2018 г.).
Структура работы. Магистерская диссертация включает введение, две главы (шесть параграфов), заключение, список использованной литературы, включающий 58 источников и приложения.
Термин «краудсорсинг» появился в научном дискурсе в 2006 году, когда в журнале «Wired» была опубликована статья Джефа Хау «Рассвет краудсорсинга». Он происходит от английского словосочетания crowd и sourcing - «социальный ресурс» и означает процесс привлечения человеческих ресурсов при помощи информационных технологий для решения важных социальных задач.
Изначально идея краудсорсинга была связана с бизнес-моделями, в которых производители привлекали потребителей к выпуску и улучшению товаров. Краудсорсинговые технологии сегодня используются во всех сферах общества, они привлекают большое количество людей, которые готовы делиться идеями, участвовать в опросах и голосованиях, вкладывать деньги или предлагать что-то новое.
В России появляются «карты краудсорсинга», где размещаются крупные краудсорсинговые проекты в городах России. Региональные краудсорсинговые проекты развиваются активнее, чем федеральные. Краудсорсинговые площадки применяются для решения задач в различных сферах жизнедеятельности общества: политике, экономике, экологии, здравоохранении, медиасфере.
Актуальность исследования магистерской диссертации обусловлена тем, что на сегодняшний день данные технологии все активнее используются авторами медиапроектов и выступают одним из современных эффективных инструментов развития медиасферы. Это актуализирует ряд проблемных вопросов. Во-первых, мы постараемся поместить краудсорсинг в контекст современных медиа, обращая внимание на существующие определения в междисциплинарном аспекте и специфику их преломления в медиасфере (И.Н. Блохин, М. А. Буряк, И. П. Яковлев). Во-вторых, аспекты применения исследуемых технологий не подвергались анализу в рамках тринитарного подхода (Р. Г. Баранцев, О. Н. Опрятная) через триаду «краудсорсис» - «платформа» - «краудсорсер» (U. Bretschneider, J. M. Leimeister, S. Janczikowsky). В-третьих, несмотря на диверсифицированный характер краудсорсинговой деятельности, в научной литературе недостаточно полно раскрываются практические аспекты реализации исследуемых стратегий в среде медиа. Таким образом, формируется проблемное пространство эффективного применения технологий краудсорсинга в сфере медиа, требующее осмысления и структурирования.
Объектом исследования выступают краудсорсинговые технологии, а предметом - материалы конкретных проектов, отражающие реальную практику реализации краудсорсинговых технологий в медиасфере.
Основная цель работы - определить особенности применения краудсорсинговых технологий в медиасфере.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1) раскрыть сущность и специфику понятия «краудсорсинг»;
2) изучить краудсорсинговые технологии с позиции системного аспекта;
3) описать медиасферу как особую среду реализации краудсорсинговых технологий;
4) рассмотреть краудсорсинговые платформы в зарубежной и российской медиасфере;
5) изучить мотивацию участия в краудсорсинговых проектах в медиасфере краудсорсисов и краудсорсеров;
6) проанализировать этапы создания краудсорсинговых проектов в медиасфере.
Гипотеза магистерской диссертации представлена предположением о том, что медиасфера выступает особой средой применения краудсорсинговых технологий, функционируя и как платформа, и как краудсорсис, и как краудсорсер.
Теоретической и методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные анализу коммуникационной модели краудсорсинговых технологий (Д. Хау, Н. Б. Кирилловой, Т. А. Нестика и др.), а также практические разработки по методике оценки эффективности применения краудсорсинговых технологий в медиасфере (А. Е. Деменко, А. П. Панкрухина, Р. А. Долженко и др.). Концептуализация понятия «краудсорсис» осуществлялась на основе трудов немецких исследователей (U. Bretschneider, J. M. Leimeister, S. Janczikowsky, K. Silka,). Идеи об универсализации краудсорсинга раскрываются в статьях A. Doan, R. Ramakrishnan, A. Y. Halevy. Основные стратегии краудсорсинга (crowdfunding crowdvoting, crowdcreation, crowdsearching) рассматриваются в трудах Д. Хау, Е. Пак, K. Silka.
Мы опирались на принципы тринитарного подхода (Р. Г. Баранцев, О. Н. Опрятная), которые помогли нам представить краудсорсинговые коммуникации как триаду «краудсорсис» - «платформа» - «краудсорсер». Исследование краудсорсинга потребовало обращения к системному подходу (М. И. Беляев), раскрывающему системно-исторические, системно-целевые, системно-функциональные, системно-структурные, системно-элементные, системно-ресурсные, системно-интеграционные, системно-коммуникационные аспекты исследуемого феномена.
Эмпирическую базу работы составили:
- материалы монографий, периодических изданий, научно-практических конференций, справочной и учебной литературы, информация глобальной информационной сети, касающаяся проблем краудсорсинговых технологий;
- материалы интернет-сайтов, рассматривающих краудсорсинговые стратегии в медиасфере (N=50);
- краудфандинговые проекты в медиасфере российской краудфандинговой платформы «Planeta.ru» (N=62);
- материалы зарубежных краудсорсинговых проектов, реализованных в медиасфере (N=6);
- данные авторского анкетного опроса краудсорсисов российской краудфандинговой платформы «Planeta.ru» и краудсорсисов портала крауд- сервисов «Crowdsourcing.ru» (N=136);
- данные экспертного интервью краудсорсеров российской краудфандинговой платформы «Planeta.ru» (N=8).
С целью получения достоверного результата применялись как общенаучные методы исследования: метод классификации (для
систематизации видов краудсорсинговых технологий, используемых в медиасфере); метод научного описания (для сбора, систематизации и обобщения эмпирических данных) и реферирования литературы; так и конкретно научные методы (анкетирование, интервьюирование и сравнительный анализ).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы теоретиками и практиками при разработке краудсорсинговых проектов в сфере медиа.
Апробация результатов исследования. По теме магистерской диссертации опубликовано 6 статей в научных сборниках, в которые вошли промежуточные результаты проделанной работы:
1. Болдырева Г. С., Хованова Е. В. Коммуникативные модели краудсорсинговых технологий / Коммуникативное пространство культуры: материалы Международной научной конференции (16-17 марта 2017 г.) / отв. ред. А.В. Овсянников, А.Г. Пастухов - Орёл: Орловский гос. ин-т культуры, 2017. - С. 266-269.
2. Болдырева Г. С. О возможностях применения краудсорсинговых технологий в медиасфере (на примере проекта «Мобильный репортёр») / Вестник СНО: еборник студенческих научных работ / отв. ред. А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 558-561.
3. Федоркова Г. С. Краудсорсинговые технологии в российских социальных медиа / Проблемы массовой коммуникации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (11-13 мая 2017 г.) / отв. ред. В.В. Тулупов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2017. - С. 154¬155.
4. Болдырева Г. С. Краудсорсинговые технологии в медиасфере: элементный аспект / Проблемы массовой коммуникации: новые подходы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов (26-27 октября 2017 г.) / отв. ред. В.В. Тулупов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2017. - С. 84-85.
5. Болдырева Г. С. К вопросу о возможностях применения краудсорсинговых технологий в медиасфере / Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: Научно-практическая конференция аспирантов и студентов. Белгород, НИУ «БелГУ», Факультет журналистики 11-17 апреля 2018 г.: материалы конференции / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. - Белгород, Факультет журналистики НИУ «БелГУ», 2018. - С. 53-58.
6. Болдырева Г. С. К вопросу о мотивации участия в краудсорсинговых проектах в медиасфере / Проблемы массовой коммуникации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (10-12 мая 2018 г.) / отв. ред. В.В. Тулупов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2018. - С. 53-55.
Кроме того, основные положения работы были представлены на следующих научно-практических конференциях: научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей» (Белгород, НИУ «БелГУ», 12-19 апреля 2017 г.), научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей» (Белгород, НИУ «БелГУ», 11-17 апреля 2018 г.).
Структура работы. Магистерская диссертация включает введение, две главы (шесть параграфов), заключение, список использованной литературы, включающий 58 источников и приложения.
Краудсорсинговые технологии в медиасфере являются перспективными и эффективными способами сбора идей или денежных средств большого количества аудитории. В соответствии с поставленной целью работы мы определили особенности применения краудсорсинговых технологий в медиасфере. В первой главе магистерской диссертации мы изучили теоретико-методологические основы краудсорсинговых технологий в медиасфере. Анализ литературы позволил нам раскрыть сущность и специфику понятия «краудсорсинг». Концептуализация данного понятия помогла нам определить его как постановку задач компанией или, как правило, учреждением, неопределенной массе людей, посредством открытого обращения, причем в модели краудсорсинга ключевую роль играет заказчик («владелец системы», «назначенный агент»), который называется «краудсорсер», а также роль неопределенного подрядчика, т.е. толпы или по аналогии с прежним термином «краудсорсис».
Применение тринитарного подхода позволило выяснить, что краудсорсинг базируется на трех основных составляющих: «краудсорсис» (исполнители, аудитория), «краудсорсер» (заказчик), «платформа» (конкретная краудсорсинговая площадка). Мы описали коммуникационный аспект крадсорсинговых технологий по модели коммуникации Г. Лассуэлла, которая состоит из 5 элементов: коммуникатор, сообщение, канал, адресат, эффект.
Изучение системного аспекта краудсорсинговых технологий позволило нам рассмотреть исследуемый феномен в историческом, целевом, функциональном, структурном, элементном, ресурсном и коммуникационном аспектах. Мы выяснили, что под технологией краудсорсинга в узком смысле понимается технология, связанная с привлечением в деятельность компании интеллектуальных и материальных средств краудсорсисов. Цели применения краудсорсинговых технологий зависят от вида ресурсов, которые мобилизуются, функции и получаемые эффекты - от сферы применения, которые ранжируются от общества в целом до отдельной компании. Кроме того, мы рассмотрели основные этапы реализации краудсорсинговых технологий от подготовки к открытию проекта до внедрения отобранных идей, предложений, подготовки итоговой версии документа.
Мы рассмотрели медиасферу как особую среду краудсорсинговых технологий и выяснили, что исследователи понимают по этим феноменом совокупность всех СМИ. Мы узнали, что социальные медиа в краудсорсинге могут выступать в качестве проводника между заказчиком и аудиторией, а могут являться самостоятельной краудплощадкой. Тринитарный подход позволил выявить сущность «медиасферы»: она может выступать в качестве краудсорсиса, краудсорсера и краудплатформы. В третьем параграфе мы также изучили стратегии краудсорсинга: сrowdfunding, crowdvoting, crowdcreation, crowdsearching.
Во второй главе нашей магистерской диссертации мы представили практику применения краудсорсинга в медиасфере. Мы рассмотрели зарубежные и российский опыт краудсорсинговых платформ в медиасфере, определили, что зарубежный опыт является многоаспектым. В России нет отдельных краудсорсинговых платформ, которые работают исключительно для СМИ. Краудсорсинг в российской медиасфере интегрируется в СМИ: они транслируют продукт, созданный исключительно аудиторией.
Изучение мотивации участия в краудсорсинговых проектах в медиасфере краудсорсисов и краудсорсеров предполагало проведение двух исследований: выявление мотивов участия краудсорсисов в краудсорсинговых проектах и определение мотивации использования краудсорсинговых площадок для реализации проектов в медиасфере. Методом сбора эмпирических данных являлся опрос. Он проводился в период с 22 января по 29 января 2018 года на российской краудфандинговой платформе «Planeta.ru» и портале крауд- сервисов «Crowdsourcing.ru».
Для определения мотивации мы провели экспертный опрос краудсорсеров и выяснили, что практически все краудсорсеры впервые предлагали свои проекты через краудплощадку. Говоря о причинах использования краудфандинга как способа привлечения средств для реализации проекта многие респонденты сошлись во мнении, что краудфандинг позволяет понять инициаторам проекта степень его важности для людей, помогает монетизировать лояльность аудитории, является безопасным для пожертвователей, многими из инициаторов при запуске проекта двигало любопытство, а также осознание того, что краудсорсер не несёт большую ответственность. Краудсорсеры сообщили, что использовали для продвижения личные сайты, сайты проектов (например, газеты или журналы), а также группы в социальных сетях. Кроме того, эксперты описали портрет своей аудитории, рассказали об успешности своих проектов и о сложностях, с которыми они столкнулись за время подготовки и реализации проекта.
При анализе этапов создания краудсорсингового проекта в медиасфере мы обратили внимание на три основных: подготовка, запуск и послефинальное сопровождение краудсорсингового проекта. На первом этапе краудсорсеру необходимо правильно обосновать и выбрать тематическое направление. Для этого мы провели исследование и изучили проекты, которые размещены на краудфандинговой платформе «Planeta.ru». Для исследования мы отобрали 62 проекта: 39 успешных, которым удалось собрать необходимую сумму для реализации и 23 тех, которым не удалось собрать необходимую сумму. Для систематизации краудфандинговых проектов в медиасфере мы поделили их на пять групп: документальные фильмы; сайты, блоги, порталы; журналы, газеты и книги; радио, телевидение; общественные СМИ. По определенным критериям сравнили проекты в каждой группе. Кроме того, крудсорсер должен четко сформулировать цель, которой он хочет добиться, используя инструменты, которые предоставляет ему краудфандинговая платформа. Выбрать её можно, изучив статистические данные, которые имеются в сети Интернет.
На втором этапе мы расписали механизм размещения краудпроекта на платформе. Мы также описали действия после запуска проекта, способы мотивации краудсорсисов и процесс сбора данных. На третьем этапе мы проанализировали результаты участия в краудсорсинговых / краудфандинговых проектах и определили, что оно даёт для краудсорсеров значительную информационную поддержку, которая в дальнейшем работает на имидж проекта. Для улучшения проекта в дальнейшем мы рекомендуем краудсорсерам использовать обратную связь.
В результате проведённой работы наша гипотеза о том, что медиасфера выступает особой средой применения краудсорсинговых технологий, функционируя и как платформа, и как краудсорсис, и как краудсорсер подтвердилась.
Применение тринитарного подхода позволило выяснить, что краудсорсинг базируется на трех основных составляющих: «краудсорсис» (исполнители, аудитория), «краудсорсер» (заказчик), «платформа» (конкретная краудсорсинговая площадка). Мы описали коммуникационный аспект крадсорсинговых технологий по модели коммуникации Г. Лассуэлла, которая состоит из 5 элементов: коммуникатор, сообщение, канал, адресат, эффект.
Изучение системного аспекта краудсорсинговых технологий позволило нам рассмотреть исследуемый феномен в историческом, целевом, функциональном, структурном, элементном, ресурсном и коммуникационном аспектах. Мы выяснили, что под технологией краудсорсинга в узком смысле понимается технология, связанная с привлечением в деятельность компании интеллектуальных и материальных средств краудсорсисов. Цели применения краудсорсинговых технологий зависят от вида ресурсов, которые мобилизуются, функции и получаемые эффекты - от сферы применения, которые ранжируются от общества в целом до отдельной компании. Кроме того, мы рассмотрели основные этапы реализации краудсорсинговых технологий от подготовки к открытию проекта до внедрения отобранных идей, предложений, подготовки итоговой версии документа.
Мы рассмотрели медиасферу как особую среду краудсорсинговых технологий и выяснили, что исследователи понимают по этим феноменом совокупность всех СМИ. Мы узнали, что социальные медиа в краудсорсинге могут выступать в качестве проводника между заказчиком и аудиторией, а могут являться самостоятельной краудплощадкой. Тринитарный подход позволил выявить сущность «медиасферы»: она может выступать в качестве краудсорсиса, краудсорсера и краудплатформы. В третьем параграфе мы также изучили стратегии краудсорсинга: сrowdfunding, crowdvoting, crowdcreation, crowdsearching.
Во второй главе нашей магистерской диссертации мы представили практику применения краудсорсинга в медиасфере. Мы рассмотрели зарубежные и российский опыт краудсорсинговых платформ в медиасфере, определили, что зарубежный опыт является многоаспектым. В России нет отдельных краудсорсинговых платформ, которые работают исключительно для СМИ. Краудсорсинг в российской медиасфере интегрируется в СМИ: они транслируют продукт, созданный исключительно аудиторией.
Изучение мотивации участия в краудсорсинговых проектах в медиасфере краудсорсисов и краудсорсеров предполагало проведение двух исследований: выявление мотивов участия краудсорсисов в краудсорсинговых проектах и определение мотивации использования краудсорсинговых площадок для реализации проектов в медиасфере. Методом сбора эмпирических данных являлся опрос. Он проводился в период с 22 января по 29 января 2018 года на российской краудфандинговой платформе «Planeta.ru» и портале крауд- сервисов «Crowdsourcing.ru».
Для определения мотивации мы провели экспертный опрос краудсорсеров и выяснили, что практически все краудсорсеры впервые предлагали свои проекты через краудплощадку. Говоря о причинах использования краудфандинга как способа привлечения средств для реализации проекта многие респонденты сошлись во мнении, что краудфандинг позволяет понять инициаторам проекта степень его важности для людей, помогает монетизировать лояльность аудитории, является безопасным для пожертвователей, многими из инициаторов при запуске проекта двигало любопытство, а также осознание того, что краудсорсер не несёт большую ответственность. Краудсорсеры сообщили, что использовали для продвижения личные сайты, сайты проектов (например, газеты или журналы), а также группы в социальных сетях. Кроме того, эксперты описали портрет своей аудитории, рассказали об успешности своих проектов и о сложностях, с которыми они столкнулись за время подготовки и реализации проекта.
При анализе этапов создания краудсорсингового проекта в медиасфере мы обратили внимание на три основных: подготовка, запуск и послефинальное сопровождение краудсорсингового проекта. На первом этапе краудсорсеру необходимо правильно обосновать и выбрать тематическое направление. Для этого мы провели исследование и изучили проекты, которые размещены на краудфандинговой платформе «Planeta.ru». Для исследования мы отобрали 62 проекта: 39 успешных, которым удалось собрать необходимую сумму для реализации и 23 тех, которым не удалось собрать необходимую сумму. Для систематизации краудфандинговых проектов в медиасфере мы поделили их на пять групп: документальные фильмы; сайты, блоги, порталы; журналы, газеты и книги; радио, телевидение; общественные СМИ. По определенным критериям сравнили проекты в каждой группе. Кроме того, крудсорсер должен четко сформулировать цель, которой он хочет добиться, используя инструменты, которые предоставляет ему краудфандинговая платформа. Выбрать её можно, изучив статистические данные, которые имеются в сети Интернет.
На втором этапе мы расписали механизм размещения краудпроекта на платформе. Мы также описали действия после запуска проекта, способы мотивации краудсорсисов и процесс сбора данных. На третьем этапе мы проанализировали результаты участия в краудсорсинговых / краудфандинговых проектах и определили, что оно даёт для краудсорсеров значительную информационную поддержку, которая в дальнейшем работает на имидж проекта. Для улучшения проекта в дальнейшем мы рекомендуем краудсорсерам использовать обратную связь.
В результате проведённой работы наша гипотеза о том, что медиасфера выступает особой средой применения краудсорсинговых технологий, функционируя и как платформа, и как краудсорсис, и как краудсорсер подтвердилась.



