Гуманистический потенциал драматургии Дмитрия Богославского
|
Введение
Глава I «Новая драма» как феномен современной культуры
§ 1. «Новая драма»: определение, история, тенденции
§ 2. Эволюция движения «новая драма»: от предшественников к современникам
Выводы
Глава II Художественные особенности драматургии Дмитрия Богославского
§ 1. Специфика жанровой формы пьес Д. Богославского в связи с идейно-тематической основой его текстов
§ 2. Особенность драматического конфликта в пьесах Д. Богославского
§ 3. Композиционное решение пьес Д. Богославского
§ 4. Актуализация интермедиальных приемов в текстах Д. Богославского
§ 5 Авторское присутствие в пьесах Д. Богославского
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава I «Новая драма» как феномен современной культуры
§ 1. «Новая драма»: определение, история, тенденции
§ 2. Эволюция движения «новая драма»: от предшественников к современникам
Выводы
Глава II Художественные особенности драматургии Дмитрия Богославского
§ 1. Специфика жанровой формы пьес Д. Богославского в связи с идейно-тематической основой его текстов
§ 2. Особенность драматического конфликта в пьесах Д. Богославского
§ 3. Композиционное решение пьес Д. Богославского
§ 4. Актуализация интермедиальных приемов в текстах Д. Богославского
§ 5 Авторское присутствие в пьесах Д. Богославского
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Дмитрий Богославский (1985 г. р.) - драматург, сценарист и актёр Белорусского государственного молодежного театра, один из организаторов «Студии альтернативной драмы» и представитель одного из самых неоднозначных явлений современного литературного процесса - «новой драмы».
Его причастность к данному движению началась с драматургического конкурса «Премьера.тхт» 2010 года: с пьесой «Брачо» (2010 г.) он вошёл в шорт-лист и получил спец-приз жюри в номинации «За боль и ярость в отображении современного мира». Признание и право на постановки пришло к Дмитрию после фестивалей «Любимовка» и «Евразия». Так, пьеса «Любовь людей» (2011 г.) вошла в шорт-лист конкурсов «Евразия - 2011», «Любимовка - 2011», получила специальный приз жюри в номинации «Новый матриархат», заняла первое место в конкурсе «Действующие лица - 2011». В дальнейшем Богославский становится победителем и лауреатом международных конкурсов и фестивалей, спектакли по его пьесам идут в Москве, Минске, Новосибирске, Красноярске, Киеве, Уфе и др. И, если в интервью 2012 года Дмитрий Богославский считает драматургию лишь увлечением наряду с профессией актёра: «Я до сих пор не считаю себя драматургом. Драматургия для меня хобби, возможность задать самому себе важные для меня вопросы» [Богославский, 2012], - то уже в 2017 году не отрицает, что является состоявшимся драматургом [Богославский, 2017].
В театрально-культурной сфере популярность Богославского растёт с каждым годом, режиссеры проявляют внимание к его работам, Никита Кобелев, поставивший пьесы «Любовь людей» (2011 г.) и «Blondie» (2015 г.) и организовавший читку «Точек на временной оси» (2016 г.), положительно отзывается об авторе: «Мне кажется, он не драматург, который идет от ума, от концепта. Дима пишет сердцем. Хотя и конструировать он может замечательно, как, например, у него это получилось в пьесе «Блонди». Но для меня его пьесы - прежде всего, чувственные, эмоциональные. Иногда эта эмоциональность бывает экстремальная, на грани, и мне это нравится» [Кобелев, 2017].
Ирина Иннокентьевна Плеханова в пособии «Новая драма: имена и тенденции» (2017 г.) проводит анализ поэтики Богославского на примерах двух пьес - «Любовь людей» и «Blondie», и положительно оценивает его потенциал, замечая, что «драматургия Богославского - непредсказуемое явление в движении НД, самобытное по тематике, гуманистической проблематике и строю пьес» [Плеханова, 2017, с. 392]. При этом она отмечает, что сдвиг в сторону социально-психологической драмы демонстрирует свободу от заданности, но «неизменным остаётся гуманистический принцип отношения к человеку - требовательный и сострадательный» [Плеханова, 2017, с. 392].
Внимание к драматургии Дмитрия Богославского как адепта движения «новая драма» обусловлено острой проблематикой пьес, напряжением и психологической глубиной проработки конфликтов, неожиданностью формы и неизменным наличием духовно-нравственной вертикали.
В целом историю возникновения движения «новая драма» описывают такие исследователи, как М. И. Громова, М. Н. Лейдерман, И. И. Плеханова. Проблемам «новой драмы» посвящен критический обзор театроведа К. Матвиенко «“Новая драма“ в России: краткий экскурс в недавнее прошлое и эскиз настоящего», исследование М. И. Громовой «Русская современная драматургия», работа М. Н. Липовецкого «Перфомансы насилия: литературные и театральные эксперименты новой драмы» и т. д.
«Новая драма» - уникальное и неоднозначное явление, споры исследователей вызывает терминология и оценка эстетики творчества, на эту тему высказываются Г. Заславский в статье «На полпути между жизнью и сценой», М. Давыдова в книге «Конец театральной эпохи».
В пособии «Новая драма: имена и тенденции» (2017 г.) И. И. Плеханова представляет обзор идейно-художественных особенностей современной драматургии. Она рассматривает общие тенденции «новой драмы» и специфику авторских поисков, составляет портрет трёх поколений молодых драматургов, фиксирует особенности эстетики каждого из них и прослеживает эволюцию «новой драмы» на каждом этапе развития. Она также отмечает, что значимость данного феномена заключается «в способности первой в российской истории автономной генерации производить из пустоты смыслы, формы и образы» [Плеханова, 2017, с. 6].
Движение «новая драма» и участники нового драматургического пространства представляют особый интерес для литературоведческого исследования в силу своего современного звучания в культурном контексте. Включенность в драматургический процесс Дмитрия Богославского, чье творчество мы анализируем, доказывает актуальность исследования.
Объектом исследования является драматургия Дмитрия Богославского (пьесы «Любовь людей» (2011 г.), «Тихий шорох уходящих шагов» (2012 г.), «Blondie» (2015 г.), «Точки на временной оси» (2016 г.)), рассматриваемая как специфическая художественная система.
Предмет исследования - гуманистический потенциал произведений Дмитрия Богославского как важнейшая составляющая его поэтики, а также как доказательство развития движения «новая драма».
Под гуманистическим потенциалом мы понимаем приоритет личности в условиях трагедийного или фарсового существования, наличие нравственно-ценностной вертикали в содержательной стороне пьесы даже с учетом демонстрации кризиса морали и ценностей.
Новизна работы заключается в исследовании гуманистического потенциала творчества Дмитрия Богославского как представителя третьего поколения «новой драмы» на основе анализа его пьес.
Цель работы - исследовать гуманистический потенциал драматургии Дмитрия Богославского в контексте развития «новой драмы».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие «новая драма» и показать историю её развития;
- представить обзор основных этапов развития движения «новой драмы»;
- проанализировать жанровую принадлежность и идейно-тематическую основу пьес Дмитрия Богославского;
- рассмотреть особенности композиции и драматического конфликта, а также приемы интермедиальности и степень проявленности автора в произведениях Дмитрия Богославского.
Теоретической основой дипломной работы стали труды К. М. Матвиенко, И. И. Плехановой, Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого, И. М. Болотян, С. П. Лавлинского, М. И. Громовой, С. Я. Гончаровой- Грабовской.
Методы исследования: использованы исторический, герменевтический, структурный методы.
Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, могут дополнить общую картину литературоведческого анализа современной драмы; выводы и примеры аналитической работы могут использоваться на занятиях по истории русской литературы, актуальным проблемам современной русской литературы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Его причастность к данному движению началась с драматургического конкурса «Премьера.тхт» 2010 года: с пьесой «Брачо» (2010 г.) он вошёл в шорт-лист и получил спец-приз жюри в номинации «За боль и ярость в отображении современного мира». Признание и право на постановки пришло к Дмитрию после фестивалей «Любимовка» и «Евразия». Так, пьеса «Любовь людей» (2011 г.) вошла в шорт-лист конкурсов «Евразия - 2011», «Любимовка - 2011», получила специальный приз жюри в номинации «Новый матриархат», заняла первое место в конкурсе «Действующие лица - 2011». В дальнейшем Богославский становится победителем и лауреатом международных конкурсов и фестивалей, спектакли по его пьесам идут в Москве, Минске, Новосибирске, Красноярске, Киеве, Уфе и др. И, если в интервью 2012 года Дмитрий Богославский считает драматургию лишь увлечением наряду с профессией актёра: «Я до сих пор не считаю себя драматургом. Драматургия для меня хобби, возможность задать самому себе важные для меня вопросы» [Богославский, 2012], - то уже в 2017 году не отрицает, что является состоявшимся драматургом [Богославский, 2017].
В театрально-культурной сфере популярность Богославского растёт с каждым годом, режиссеры проявляют внимание к его работам, Никита Кобелев, поставивший пьесы «Любовь людей» (2011 г.) и «Blondie» (2015 г.) и организовавший читку «Точек на временной оси» (2016 г.), положительно отзывается об авторе: «Мне кажется, он не драматург, который идет от ума, от концепта. Дима пишет сердцем. Хотя и конструировать он может замечательно, как, например, у него это получилось в пьесе «Блонди». Но для меня его пьесы - прежде всего, чувственные, эмоциональные. Иногда эта эмоциональность бывает экстремальная, на грани, и мне это нравится» [Кобелев, 2017].
Ирина Иннокентьевна Плеханова в пособии «Новая драма: имена и тенденции» (2017 г.) проводит анализ поэтики Богославского на примерах двух пьес - «Любовь людей» и «Blondie», и положительно оценивает его потенциал, замечая, что «драматургия Богославского - непредсказуемое явление в движении НД, самобытное по тематике, гуманистической проблематике и строю пьес» [Плеханова, 2017, с. 392]. При этом она отмечает, что сдвиг в сторону социально-психологической драмы демонстрирует свободу от заданности, но «неизменным остаётся гуманистический принцип отношения к человеку - требовательный и сострадательный» [Плеханова, 2017, с. 392].
Внимание к драматургии Дмитрия Богославского как адепта движения «новая драма» обусловлено острой проблематикой пьес, напряжением и психологической глубиной проработки конфликтов, неожиданностью формы и неизменным наличием духовно-нравственной вертикали.
В целом историю возникновения движения «новая драма» описывают такие исследователи, как М. И. Громова, М. Н. Лейдерман, И. И. Плеханова. Проблемам «новой драмы» посвящен критический обзор театроведа К. Матвиенко «“Новая драма“ в России: краткий экскурс в недавнее прошлое и эскиз настоящего», исследование М. И. Громовой «Русская современная драматургия», работа М. Н. Липовецкого «Перфомансы насилия: литературные и театральные эксперименты новой драмы» и т. д.
«Новая драма» - уникальное и неоднозначное явление, споры исследователей вызывает терминология и оценка эстетики творчества, на эту тему высказываются Г. Заславский в статье «На полпути между жизнью и сценой», М. Давыдова в книге «Конец театральной эпохи».
В пособии «Новая драма: имена и тенденции» (2017 г.) И. И. Плеханова представляет обзор идейно-художественных особенностей современной драматургии. Она рассматривает общие тенденции «новой драмы» и специфику авторских поисков, составляет портрет трёх поколений молодых драматургов, фиксирует особенности эстетики каждого из них и прослеживает эволюцию «новой драмы» на каждом этапе развития. Она также отмечает, что значимость данного феномена заключается «в способности первой в российской истории автономной генерации производить из пустоты смыслы, формы и образы» [Плеханова, 2017, с. 6].
Движение «новая драма» и участники нового драматургического пространства представляют особый интерес для литературоведческого исследования в силу своего современного звучания в культурном контексте. Включенность в драматургический процесс Дмитрия Богославского, чье творчество мы анализируем, доказывает актуальность исследования.
Объектом исследования является драматургия Дмитрия Богославского (пьесы «Любовь людей» (2011 г.), «Тихий шорох уходящих шагов» (2012 г.), «Blondie» (2015 г.), «Точки на временной оси» (2016 г.)), рассматриваемая как специфическая художественная система.
Предмет исследования - гуманистический потенциал произведений Дмитрия Богославского как важнейшая составляющая его поэтики, а также как доказательство развития движения «новая драма».
Под гуманистическим потенциалом мы понимаем приоритет личности в условиях трагедийного или фарсового существования, наличие нравственно-ценностной вертикали в содержательной стороне пьесы даже с учетом демонстрации кризиса морали и ценностей.
Новизна работы заключается в исследовании гуманистического потенциала творчества Дмитрия Богославского как представителя третьего поколения «новой драмы» на основе анализа его пьес.
Цель работы - исследовать гуманистический потенциал драматургии Дмитрия Богославского в контексте развития «новой драмы».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие «новая драма» и показать историю её развития;
- представить обзор основных этапов развития движения «новой драмы»;
- проанализировать жанровую принадлежность и идейно-тематическую основу пьес Дмитрия Богославского;
- рассмотреть особенности композиции и драматического конфликта, а также приемы интермедиальности и степень проявленности автора в произведениях Дмитрия Богославского.
Теоретической основой дипломной работы стали труды К. М. Матвиенко, И. И. Плехановой, Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого, И. М. Болотян, С. П. Лавлинского, М. И. Громовой, С. Я. Гончаровой- Грабовской.
Методы исследования: использованы исторический, герменевтический, структурный методы.
Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, могут дополнить общую картину литературоведческого анализа современной драмы; выводы и примеры аналитической работы могут использоваться на занятиях по истории русской литературы, актуальным проблемам современной русской литературы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проведя анализ теоретических работ, мы уточнили понятие «новой драмы», обозначили важные тенденции движения, показали историю его развития, а также представили обзор основных этапов.
По итогам исследования драматургии Дмитрия Богославского мы пришли к выводу, что как представитель третьей волны «новой драмы» он реализует в творчестве все значимые тенденции своего поколения, такие как чётко обозначенная авторская позиция, гуманистическая направленность и стремление к обновлению традиционных форм.
Гуманистический потенциал Дмитрия Богославского проявляется в изображении целостности человеческого бытия и процесса обретения нравственных ориентиров через преодоление трагедии, тогда как ранее драматурги первой и второй волны, как правило, побуждали к поиску истинного смысла косвенно - посредством изображения деградации и абсурдности существования.
Богославский помещает героев в действительность, представленную в трагедийных или фарсовых тонах, обнажая глубокую проблематику современности и предоставляя вектор движения, - в сторону утверждения духовно-нравственных ориентиров личности, способной справиться с трагедией быта и бытия.
Драматург изображает героев в условиях обрушивающейся на них реальности и наблюдает за результатом, который зависит от духовных качеств личности. Как правило, и сильные, и слабые персонажи преодолевают кризис, что обеспечивает катарсис в финале.
Соединение реального и ирреального, бытового и бытийного планов создаёт модель пограничного существования героя, которая раскрывает экзистенциальную беспомощность человека и его потерянность в мире.
Авторская позиция проявляется в ремарках, в композиционном оформлении текста, в выборе модели героя и метафорах, при этом драматург ставит целью отразить не свой внутренний мир, а объективную реальность.
Таким образом, для драматургии Дмитрия Богославского характерна отрешенно-сочувствующая позиция, внимание к актуальным и глобальным проблемам современности. Художественный метод автора представляет собой соединение традиционных и новых инструментов. Неординарные решения, оригинальные формы, включение интермедиальных и игровых элементов - всё это отражает самобытность автора и полюс поиска новых художественных решений, постоянная ось которого - духовно-нравственная вертикаль.
Оригинальные формы, самобытная тематика и проблематика пьес открывает перспективу для дальнейшего творчества автора и внимания к нему исследователей.
По итогам исследования драматургии Дмитрия Богославского мы пришли к выводу, что как представитель третьей волны «новой драмы» он реализует в творчестве все значимые тенденции своего поколения, такие как чётко обозначенная авторская позиция, гуманистическая направленность и стремление к обновлению традиционных форм.
Гуманистический потенциал Дмитрия Богославского проявляется в изображении целостности человеческого бытия и процесса обретения нравственных ориентиров через преодоление трагедии, тогда как ранее драматурги первой и второй волны, как правило, побуждали к поиску истинного смысла косвенно - посредством изображения деградации и абсурдности существования.
Богославский помещает героев в действительность, представленную в трагедийных или фарсовых тонах, обнажая глубокую проблематику современности и предоставляя вектор движения, - в сторону утверждения духовно-нравственных ориентиров личности, способной справиться с трагедией быта и бытия.
Драматург изображает героев в условиях обрушивающейся на них реальности и наблюдает за результатом, который зависит от духовных качеств личности. Как правило, и сильные, и слабые персонажи преодолевают кризис, что обеспечивает катарсис в финале.
Соединение реального и ирреального, бытового и бытийного планов создаёт модель пограничного существования героя, которая раскрывает экзистенциальную беспомощность человека и его потерянность в мире.
Авторская позиция проявляется в ремарках, в композиционном оформлении текста, в выборе модели героя и метафорах, при этом драматург ставит целью отразить не свой внутренний мир, а объективную реальность.
Таким образом, для драматургии Дмитрия Богославского характерна отрешенно-сочувствующая позиция, внимание к актуальным и глобальным проблемам современности. Художественный метод автора представляет собой соединение традиционных и новых инструментов. Неординарные решения, оригинальные формы, включение интермедиальных и игровых элементов - всё это отражает самобытность автора и полюс поиска новых художественных решений, постоянная ось которого - духовно-нравственная вертикаль.
Оригинальные формы, самобытная тематика и проблематика пьес открывает перспективу для дальнейшего творчества автора и внимания к нему исследователей.



