ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО¬
МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ» 5
1.1 Понятие электронного учебно-методического комплекса дисциплины 5
1.2 Функции и цели электронного учебно-методического комплекса
дисциплины 8
1.3 Возможности электронного учебно-методического комплекса
дисциплины 10
1.4 Роль дисциплины в учебном процессе 12
2 СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ» 16
2.1 Требования, предъявляемые к электронному учебно-методическому
комплексу дисциплины 16
2.2 Структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины 19
3 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКСПЕРТНЫЕ
СИСТЕМЫ» 28
3.1 Методические указания к разработке ЭУМКД «Экспертные системы» .. 28
3.2 Реализация ЭУМКД «Экспертные системы» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. В настоящее время, в период перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, качественная организация самостоятельной работы студентов становится наиболее актуальна.
Введение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения образует новейшие педагогические инструменты, тем самым предоставляя и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и существенно расширяется сектор самостоятельной учебной деятельности обучающихся, как неотъемлемой части учебного процесса [6].
ЭУМКД позволяют собрать в едином комплексе практически все информационные материалы, которые необходимы для освоения конкретной дисциплины. В то же время они являются в необходимой степени интерактивными, наглядными, мобильными, компактными, многовариантными, многоуровневыми и с множеством проверочных задач и тестов [2].
Безусловно, самостоятельная учебная работа эффективна только лишь в активно-деятельностной форме, таким образом, требуется внедрение методик и подходов, которые развивают такие формы обучения и усиливают мотивацию обучающихся. Еще одно последствие расширения сектора самостоятельной учебной работы - необходимость постоянного мониторинга процесса обучения.
Информатизация общества связана с расширением области использования информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим актуальным является вопрос применения информационных и коммуникационных технологий в системе образования на всех его уровнях[11].
Объектом данной выпускной квалификационной работы является процесс изучения дисциплины «Экспертные системы».
Предмет - электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Экспертные системы».
Цели и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является разработка электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Экспертные системы».
Для достижения данной цели сформированы следующие задачи:
1. Изучить роль дисциплины «Экспертные системы» в учебном процессе.
2. Изучить основные требования, предъявляемые к ЭУМКД.
3. Разработать структуру ЭУМКД «Экспертные системы».
4. Выбрать средства для разработки ЭУМКД «Экспертные системы».
5. Разработка элементов ЭУМКД «Экспертные системы».
6. Внедрение ЭУМКД «Экспертные системы» в электронную систему обучения «Пегас».
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовали следующие методы:
1. Анализ литературы согласно исследуемой темы.
2. Анализ имеющихся ЭУМКД.
3. Анализ программных средств необходимых для создания ЭУМКД.
Практическая ценность работы состоит в том, что созданный ЭУМКД полноценно функционирует в системе электронного обучения «Пегас».
Система дистанционного обучения «Пегас» - обучающая система, предназначенная для формирования процесса обучения с применением сети интернет. Данная система имеет возможность хранить в себе ряд разнообразных учебных материалов, необходимых для освоения конкретной дисциплины. Система дистанционного обучения «Пегас» также предоставляет следующие возможность:
- хранение необходимых ресурсов в одном месте;
- контроль качества;
- коммуникация.
Согласно требованиям системы дистанционного обучения «Пегас» был разработан ЭУМКД «Экспертные системы».
В следствии проведенной работы была изучена значимость дисциплины «Экспертные системы» в учебном процессе; выявлены основные требования, которые предъявляются к ЭУМКД; была разработана структура ЭУМКД «Экспертные системы»; грамотно подобраны средства для разработки ЭУМКД «Экспертные системы»; также были созданы элементы ЭУМКД «Экспертные системы». Затем данный электронный учебно¬методический комплекс дисциплины «Экспертные системы» был подключен к системе электронного дистанционного обучения «Пегас».
Также был исследован ряд нормативной и справочной литературы, определено понятие и содержание электронного учебно-методического комплекса дисциплины; проанализированы основные функции, цели, преимущества ЭУМКД в современной системе образования; была введена терминология по данной дисциплине; выявлены аспекты эффективности; технология разработки и проектирования ЭУМКД «Экспертные системы».
Разработанный ЭУМКД соответствует требованиям системы дистанционного обучения «Пегас».
Данный электронный учебно-методический комплекс дисциплины «Экспертные системы» применяется как дополнительный инструмент обучения в БелГУ, который в тоже время позволяет осуществлять контроль преподавателя за самостоятельной работой студентов.
Система дистанционного обучения «Пегас» содержит инструмент, который позволяет контролировать знания студентов как в процессе освоения дисциплины, так и после. Инструмент контроля знаний позволяет автоматически и своевременно осуществляет контроль результатов обучения. Система дистанционного обучения «Пегас» максимально отвечает задачам высшего учебного заведения, содействует улучшению качества знаний студентов, реализации творческих возможностей. Благодаря системе дистанционного обучения у студентов существенно возрастает интерес к процессу обучения, который позволяет студентом лучше усваивать материал дисциплины. Было установлено, что внедрение электронного учебно¬методического комплекса дисциплины дает возможность качественно организовывать образовательный процесс, предоставляет полноценные условия для самостоятельного изучения дисциплины, оперативной и объективной оценки результатов работы обучающихся, предоставляет возможность для создания актуального комплекта учебно-методического материала, который доступен каждому студенту независимо от формы обучения.
В процессе разработки электронного учебно-методического комплекса дисциплины, были учтены ключевые контрольные точки в виде электронных тестовых заданий, календарный план освоения материалом дисциплины, что в совокупности позволило корректно спланировать и организовать учебную деятельностью студентов по освоению дисциплины «Экспертные системы».
Таким образом, поскольку все поставленные задачи были решены, цель выпускной квалификационной работы можно считать достигнутой.
1. Агеев, В.Н. Электронные издания учебного назначения. - М.: МГУП, 2013. - 236 с.
2. Алтайцев, А.М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. - Мн.: Пропилеи, 2011. - 288 с.
3. Андреев, А. А., Дистанционное обучение: сущность, технологии. - М.: Издательство МЭСИ, 2009. - 196 с.
4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: ИРПО, 2005. - 336с.
5. Гаскаров, Д.Б. Интеллектуальные информационные системы. - М.: Высшая школа, 2010. - 97 с.
6. Геркушенко, Г.Г. Программно-методический комплекс по подготовке электронных образовательных ресурсов. - М.: ВНТИЦ, 2014. - 145 с.
7. Демкин, В. П. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии. - М.: Наука, 2013. - 207 с.
8. Джексон, П.И. Введение в экспертные системы. - М.: Издат. дом «Обучение-Сервис», 2009. - 147 с.
9. Жук, А.И. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки). - Мн.: БГУ, 2011. - 89 с.
10. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств. - М.: МГИУ, 2012. - 304 с.
11. Курсакова, А.В. Технология проектирования учебно-методических комплексов в системе открытого дистанционного профессионального образования. - М.: Наука, 2007. - 239 с.
12. Макаров, А.В. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки. - М.: РИВШ, 2011. - 118 с.
13. Мандрик, П.А. Современный электронный учебно-методический комплекс - основа информационно-образовательной среды вуза. - Минск: БГУ, 2010. - 197 с.
14. Методические рекомендации по формированию электронного учебного методического комплекса дисциплины (ЭУМКД) версия 7.0 - Белгород, 2017. - 106 с.
15. Муромцев, Д.И. Введение в технологию экспертных систем. СПб: СПб ГУ ИТМО, 2005. - 185 с.
16. Овсянников, В.И. Введение в дистанционное образование. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2011. - 165 с.
17. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений 4-е изд. - М.: ООО «А ТЕМП», 2016. - 879 с.
18. Попкова, Е. В. Методические рекомендации по составлению учебно-методических комплексов. - М.: «Филинъ», 2013. - 123 с.
19. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 205 с.
20. Савина, А.Г. Формирование структуры и содержания учебно-методических комплексов дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС. - М.: ИИО РАО, 2013. - 54 с.
21. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие. - М.: Народное образование, 2008. - 256 с.
22. Троян, Г.М. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Специальный учебный курс. - М.: Издат. дом «Обучение-Сервис», 2010. - 217 с.
23. Убейко, В.Н. Экспертные системы. - М.: МАИ, 2007. - 154 с.
24. Уваров, А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: УРАО, 2010. - 220 с.
25. Удотова, О.А. Предпосылки модернизации управления качеством профессионального образования: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2007.
- 94 с.
26. Христочевский, С.А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий. Системы и средства информатики. - М.: Наука, 2015. - 428с.
27. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. Пособие. - М.: Логос, 2012. - 432 с.
28. Черкасова, И.В. Особенности электронного учебно-методического комплекса дисциплины при дистанционной форме обучения.
- СПб.: СатисЪ, 2014. - 349 с.
29. Шалкина, Т.Н. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов. Педагогическая информатика. - М.: МАИ, 2008. - 320с.
30. Ясницкий, Л.Н. Введение в искусственный интеллект. - М.: Академия, 2005. - 88 с.