ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 8
1.1. Православная культура как фактор духовно-нравственного
воспитания 9
1.2. Специфика духовно-нравственного воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья 22
2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СРЕДСТВАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА») 34
2.1. Диагностика проблем духовно-нравственного воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья (по результатам социологического исследования) 34
2.2. Проект духовно-нравственного воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья средствами Православной культуры 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Актуальность темы исследования. Конец ХХ столетия в России характеризуется глобальными потрясениями, которые привели к кризису во всех областях жизни общества - экономической, политической и социальной. Следствием перехода к рыночной экономике стало резкое обнищание населения, демографический спад, маргинализация общества, утрата традиционных семейных ценностей и т.д. Но особенно разрушительным оказался кризис мировоззрения, затронувший все слои населения. Пересмотр и разочарование в прежних идеалах, отсутствие новых духовно - нравственных ориентиров привел к тому, что общество потеряло духовный стержень, саму способность верить. В сознании россиян мировоззренческий кризис проявился в размывании понятий «добро» и «зло», пересмотре отечественной истории, умалении заслуг российских военных и ученых, полном отсутствии понимания целей и смысла жизни человека и в конечном итоге привел к дестабилизации общества.
Назрела необходимость духовного возрождения страны через организацию духовно-нравственного воспитания общества, особенно детей. В среде прогрессивной части общества возникло понимание того, что только традиционная православная культура, которая на протяжении многих веков являлась организующим фактором жизни человека, способна и сегодня сыграть решающую роль в духовном исцелении людей. Духовно-нравственное воспитание играет важную роль в формировании личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Через приобщение к православной культуре происходит формирование мировоззрения, развитие нравственных качеств, повышение самооценки, что содействует последующей полноценной жизни в обществе.
На современном этапе государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на оказание преимущественно социальной помощи. Большое значение уделяется медицинскому обслуживанию, экономической поддержке, однако духовно-нравственному воспитанию личности уделяется мало внимания. Решить данную проблему возможно, если использовать богатейшие отечественные традиции гуманизма и милосердия, сформированные в православной культуре. Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью выявления ценностного потенциала православной культуры и его использования в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению отношения общества к инвалидам в контексте культурно-исторического развития России и генезиса духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены исследования Л.З. Гостевой, Г.Р. Зиатдиновой, Л.В. Мардахаева, Н.Ю. Налётовой, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой и др. [13; 24; 34; 35; 44; 46; 73]. Авторы приходят к выводу, что гуманное отношение к детям-инвалидам формировалось, в основном, под влиянием Православия, а духовно-нравственное образование и воспитание в России основывалось на православной культуре.
Осмыслению базовых категорий «духовность», «нравственность», а также определению сущности духовно-нравственного воспитания и его роли в формировании личности ребенка посвящены работы Т.Д. Джишкариани, С.Ю. Дивногорцевой, М.В. Захарченко, Т.И. Петраковой, И.И. Подласого, О.М. Потаповской, В.А. Сластенина, Н.П. Шитяковой[17; 19; 23; 47; 50; 51] и других исследователей, которые констатируют, что в светской и православной педагогике данные понятия имеют различное содержание, однако их интегративное использование содействует духовно-нравственному воспитанию детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также преодолению духовного кризиса в обществе.
Важное значение для специалистов, изучающих проблемы духовно-нравственного воспитания детей, имеют труды Л.С. Выготского, Е.А. Медведевой, В.И. Слободчикова [48; 37; 60] и других авторов, в которых делается вывод о том, что, с одной стороны, развитие психики детей с ограниченными возможностями здоровья подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии обычных детей, а с другой стороны, имеет свои специфические особенности.
Изучению потенциала социально-культурной деятельности в духовно-нравственном воспитании несовершеннолетних посвящены работы Е.А. Белецкой, Г.И. Грибковой, А.Д. Жаркова, А.В. Каменца [7; 14; 22; 25; 26], которые полагают, что приобщение детей к духовно-нравственным ценностям культуры способствует развитию личности, формированию духовных потребностей и нравственных качеств.
Использованию традиций православной культуры в социально-культурной деятельности посвящены исследования А.В. Каменца, А.С. Рылеевой [25; 26;55] и других, которые считают, что духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами православной культуры дополняет усилия по их социализации, прилагаемые другими социальными институтами, и прежде всего семьей, школой, коррекционными учреждениями.
В трудах Н.А. Голикова, Л.З. Гостевой, С.Т. Кохана, А.Г. Московкиной [12; 13; 30; 41; 42] и других раскрывается сущность понятия «инвалидность», анализируются причины ее появления, основные направления и технологии социальной работы с данной категорией населения. Основной целью социальной работы с инвалидами авторы считают ликвидацию социальных барьеров, препятствующих полноценной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Обращение к опыту воспитания несовершеннолетних средствами православной культуры в учреждениях образования, культуры, социальной защиты населения свидетельствует о повышении интереса к данной теме. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных духовно-нравственному воспитанию многие проблемы остались вне поля зрения ученых и не получили достаточного изучения. Среди них: аксиологический потенциал православной культуры и его использование в работе с детьми с ограниченными возможностями, технологии духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры, оценка эффективности проводимой работы социокультурными и социозащитными учреждениями и т.д.
Данный перечень нерешенных проблем даёт возможность сформулировать проблему нашего исследования: противоречие между необходимостью глубокого анализа духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной изученностью ценностного потенциала православной культуры как фактора духовно-нравственного воспитания.
Объект исследования - духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - процесс духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья средствами православной культуры.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья средствами православной культуры и разработать программу по совершенствованию духовно-нравственного воспитания.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
- раскрыть сущностные основания православной культуры как фактора духовно-нравственного воспитания;
- выявить специфику духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проанализировать опыт работы МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать программу духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных авторов в области светской и православной педагогики о ведущей роли духовно-нравственного воспитания в формировании личности ребенка (С.Ю. Дивногорцева, П.И. Подласый, В.А. Сластенин, Н.П. Шитякова), исследования особенностей развития психики детей (Л.С. Выготский, Е.А. Медведева, В.И. Слободчиков), идеи о необходимости использования традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (М.В. Захарченко, Г.Р. Зиатдинова, В.М. Меньшиков, Н.Ю. Налётова, О.М. Потаповская).
На различных этапах исследования использовались следующие методы:
1) методы общетеоретического исследования (анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, обобщение, прогнозирование);
2) методы сбора первичного эмпирического материала (наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, анализ документов, экспертная оценка);
3) методы обработки первичного эмпирического материала (пакет программ Microsoft Office Excel, документально-статистический, метод составления специальных таблиц, графиков и диаграмм).
Эмпирическую базу исследования составили официальные документы Конституция Российской Федерации(1993 г., с доп.), Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017); устав и положения учреждения социальной защиты населения МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» результаты собственного исследования автора, проведенного на базе МБУ «Комплексный центра социального обслуживания населения города Белгорода».
Теоретико-практическая значимость дипломного исследования заключается в обобщении и систематизации научных знаний по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья средствами православной культуры через теоретико-методические понятия и подходы; обосновании ценностных оснований православной культуры; разработке рекомендаций по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья средствами православной культуры на муниципальном уровне.
Апробация результатов исследования проводилась в учебной деятельности в период практики в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из важнейших в современном российском обществе. Повышение интереса к проблемам духовно-нравственного воспитания детей связано с тем, что именно в детском возрасте происходит принятие основных духовных ценностей, формирование духовных потребностей, нравственных качеств и способов поведения.
В современном российском обществе начинает преобладать отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья как к равным, имеющим все права и возможности для полноценного участия в социальной и культурной жизни. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья становится одним из ведущих направлений социальной работы с данной категорией населения.
В поиске путей духовного возрождения России особенно ценным представляется опыт православной культуры, сохранившей вековой опыт духовно-нравственного воспитания, основанного на традициях и ценностях Православия.
Изучив теоретические основы православной культуры как фактора духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, проведя собственное социальное исследование потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в духовно-нравственном воспитании православной культурой, мы пришли к следующим выводам.
1. Духовность и нравственность - это защитные механизмы общества, помогающие противостоять внешним и внутренним негативным воздействиям. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать как часть социокультурной реабилитации, направленной на развитие способности противостоять жизненным трудностям, выстраивать взаимоотношения с другими людьми на основе принятых в обществе стратегий поведения, преодолевать социальную изоляцию, самосовершенствоваться.
2. Важнейшим фактором духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является православная культура, которая содействует сохранению, накоплению, ретрансляции универсальных ценностей и опыта православной духовности через постижение духовных и материальных ценностей. Духовно-нравственное воспитание православной культурой направлено на приобщение к социокультурному опыту предшествующих поколений, формирование ценностно-смысловой сферы личности, готовности поступать в соответствии с нравственными правилами.
3. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику, которая заключается в необходимости учитывать физическое и психическое состояние ребенка. Однако, в связи с тем, что существование человека в социуме предполагает приобщение к духовно-нравственным ценностям, детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо изучать духовный опыт предшествующих поколений, приобщаться к ценностям традиционной для российского народа православной культуры, усваивать нравственные нормы и следовать им.
4. Наиболее эффективно духовно-нравственное воспитание православной культурой детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе социально-культурной деятельности, направленной на сохранение и передачу социокультурного опыта народа. Проводимая на досуге, основанная на различных видах искусства, социально-культурная деятельность дополняет усилия по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, прилагаемые семьей и иными социальными институтами. Несмотря на достаточный опыт организации досуга несовершеннолетних в учреждениях социальной защиты населения, возможности социально-культурной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья далеко не исчерпаны. Эффективность духовно-нравственного воспитания православной культурой может быть повышена при использовании разнообразных методов, форм, средств и направлений социально-культурной деятельности.
1. Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). [Электронный ресурс] // Собрание Законодательства РФ. - 4 августа 2014. - № 31. - Ст. 4398. - Режим доступа: ййр://Ьа8е.дагап1.ги(датаобращения12.09.2017).
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. (с изм. от 07.03.2018).[Электронный ресурс]// Российская газета. - 2 декабря 1995 г. - № 234.-Режим доступа:http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2018).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изм. 2018 г.) [Электронный ресурс]// Собрание Законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч.1). - ст. 7598. -Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения 18.01.2018).
4. Анбрехт, Т.А. Социальная защита отдельных категорий граждан: учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Анбрехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 285 с.
5. Баринова, Г.В. Инвалидность как социальный феномен современного российского общества (социально-философский анализ): автореф. дис. ... уч. степ. докт. филос. наук [Текст] / Г.В. Баринова. - М.: Изд-во РОАТ МГУПС, 2015. - 51 с.
6. Бегидов, М.В. Социальная защита инвалидов: учеб. пособ. [Текст] / М.В. Бегидов, Т.П. Бегидова. - Воронеж.: ООО «Издательство РИТМ», 2016. - 70 с.
7. Белецкая, Е.А. Социокультурные подходы к реабилитации и адаптации лиц с нарушениями жизнедеятельности (на примере Белгородской области) [Текст] / Е.А. Белецкая, Н.В. Таволжанская// Наука. Искусство.Культура. - 2014. - № 4. - С. 94-100.
8. Белозерова, Г.М. Художественная культура как фактор инкультурации и социализации «особых» детей [Текст] / Г.М. Белозерова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 390-392.
9. Валеев, Н.В. Социальная реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.В. Валеев. - М.: Инфа-М, 2013. - Изд. 2-е, испр. и доп. - 320 с.
10. Вечтомова, Н.Г. Духовно-нравственное воспитание детей- тнвалидов средствами интеграционной деятельности [Текст] / Н.Г. Вечтомова // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. - 2015. - № 4(29). - С. 32-39.
11. Воронцова, М.В. Социальная реабилитация в социальных службах: учеб.-метод. пособ. [Текст] / М.В. Воронцова, Т.В. Бюндюгова. - Таганрог: Изд-ль С.А. Ступин, 2015. - 302 с.
12. Голиков, Н.А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие,
оздоровление. Дети с особой миссией: монография [Текст] / Н.А. Голиков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 256 с.
13. Гостева, Л.З. Социальная работа с инвалидами: учеб.пособ. [Текст] / Л.З. Гостева; Сост. Л.З. Гостева, Н.М. Полевая. - Благовещенск: АГУ, 2014. - 163 с.
14. Грибкова, Г.И. Особенности духовно-нравственного и этнокультурного воспитания подростков в детских творческих объединениях [Текст] / Г.И. Грибкова, Л.С. Рогачева // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.) / Т.И. Бакланова [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - 440 с. - С. 261-265.
15. Григорьева, И.А. Теория и методика социальной работы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И.А. Григорьева, В.Н. Келасьев. - М.: Юрайт, 2017. - 254 с.
16. Данилюк, А.Я.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -М.: Издательство «Просвещение», 2011. - 26 с.
17. Джишкариани, Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учеб.-метод. пособ. [Текст] / Т.Д. Джишкариани. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. - 151 с.
18. Дивногорцева, С.Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. [Текст] / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТНУ, 2012. - 260 с.
19. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры: монография. [Текст] / С.Ю. Дивногорцева. - М. ЛитРес, 2015. - 340 с.
20. Дивногорцева, С.Ю. Методика преподавания курса «Основы православной культуры»: учеб. пособ. [Текст] / С.Ю. Дивногорцева, А.В. Агеева. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. - 176 с.
21. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкальной культуры: учеб.-метод.пособ. [Текст] / Под ред. Т.В. Похитайло - Омск, 2011. - 44 с.
22. Жарков, А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учеб. [Текст]/ А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.
23. Захарченко, М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание
школьников: учеб.-метод.пособ. [Текст] / М.В. Захарченко. -СПб.:
СПбАППО, 2011. -138 с.
24. Зиатдинова, Г.Р. Социализация детей-инвалидов средствами социально-культурной деятельности: автореф.дис. ... уч. степ. канд.пед. наук[Электронный ресурс]/ Г.Р. Зиатдинова.- Казань: Изд-во КГУКИ, 2011. - 27 с. - Режим доступа:http://nauka-pedagogika.com (дата обращения 24.01.2018).
25. Каменец, А.В. Основы духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования: учеб. пособ. [Текст] / А.В. Каменец, Е.Н. Селезнева. - М.: РГСУ, 2015. - 318 с.
26. Каменец, А.В. Совершенствование духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования: учеб. пособ. [Текст]/ А.В. Каменец. - М.: ООО Квант Медиа, 2017. - 310 с.
27. Кисляков, П.А. Православие - путь к духовной безопасности русского человека и русского народа: брошюра [Текст] / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Л.Д. Мальцева, Т.Д. Джишкариани. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2015. - 43 с.
28. Колчина, А.Г. Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /А.Г. Колчина, А.С. Надршина, Ю.А. Титова // Реабилитация, абилитация и социализация: Сб. статей / Под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной и др. - М.: Перо, 2016. - С. 535-542.
29. Кононова, Л.И. Технология социальной работы: учеб. [Текст]/ Л.И. Кононова, Е.И. Холостова; под ред. Л.И. Кононова, Е.И. Холостовой. - М.: Юрайт, 2017. - 503 с.
30. Кохан, С.Т. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособ. [Текст] / С.Т. Кохан и др. - Чита: Изд-во ЗабГУ, 2016. - 284 с.
31. Малофеев, Н.Н. Значение Церкви в формировании отношения к инвалидам в обществе (по материалам XXIII Международных Рождественских образовательных чтений) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №3. - С. 20-24.
32. Мальцева, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ: проблемы и решения[Текст] / Л.Д. Мальцева // Научный поиск. - №2.1. - 2015. -С. 44-46.
33. Мальцева, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к православным традициям и культуре [Электронный ресурс] / Л.Д. Мальцева // Журнал института наследия. - 2017. - № 1(8). - С. 1-4. (дата обращения 22.02.2018).
34. Мардахаев, Л.В. Специальная педагогика: учеб. [Текст]
/Л.В. Мардахаев, Д.И. Чемоданова, Л.В. Кузнецова и др. - М.: Юрайт, 2015. - 447 с.
35. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. [Текст] / Л.В. Мардахаев, Е.А. Орлова и др. - М.: Юрайт, 2017. - 343 с.
36. Марков, А.П. Русская цивилизация в глобальном мире: вызовы, угрозы, ресурсы преображения: монография[Текст] / А.П. Марков.- СПб.: СПбГУП, 2017. - 453 с.
37. Медведева, Е.А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособ. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст]/ Е.А. Медведева. - М.: Юрайт, 2017. - 82 с.
38. Меньшиков, В.М. Православная культура и проблема
российского воспитания и образования: монография [Текст] /
В.М. Меньшиков. - Курск: ЦГИ Принт, 2016. - 432 с.
39. Метлик, И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе [Текст] /И.В. Метлик // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С.9-18.
40. Методика формирования социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста:учеб.-метод. пособ. [Текст] / Авт.-сост. Л.Х. Раимбакиева, Е.В. Долинина. - Сургут: Изд- во ГБУ ХМАО-Югры, 2016. - 88 с.
41. Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учеб. пособ. [Текст] / А.Г. Московкина; Под ред. В.И. Селиверстова, А.Г. Московкиной. - М.: Прометей, 2015. - 252 с.
42. Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии: учеб. [Текст] / А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2015. - 262 с.
43. Нагорнова, А.Ю. Специфика профессиональной подготовки социального работника к культурно-досуговой деятельности с инвалидами [Электронный ресурс] / А.Ю. Нагорнова, Т.А Макарова // Современная педагогика. - 2014. - № 2. - Режим доступа : http://pedagogika.snauka.ru/(дата обращения: 03.12.2017).
44. Налётова, Н.Ю. Генезис православного образования в контексте
культурно-исторического развития России: автореф. дисс. ... уч. степ.
докт.пед.наук. [Электронный ресурс] / Н.Ю. Налётова.- Смоленск: ФГБОУ ВПО СГУ, 2014. - 40 с. (Дата обращения 12.04.2018).
45. Основы социальной работы: учеб. пособ. [Текст]/ Н.Ф. Басов и др.; под ред. Н.Ф. Басова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 206 с.
46. Павленок, П.Д. Технология социальной работы с различными группами населения: учеб. пособ. [Текст] / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: Инфра-М, 2016. - 272 с.
47. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. монография. [Текст] / Т.И. Петракова. -М.:ИМПЭТО,- 2011. - 90 с.
48. Петухова, Л.В. Нравственное воспитание младших подростков в
деятельности по поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дисс. ... уч. степ.канд.пед.наук[Электронный ресурс] / Л.В. Петухова. - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2017. -27 с. (дата обращения
13.12.2017).
49. Пивоваров, Б.И. Основы православной культуры. Книга для учителя начальных классов[Текст] / Б.И. Пивоваров. - Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2017.¬84 с.
50. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. [Текст]/ И.П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2011. - 574 с.
51. Потаповская, О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в
дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции: автореф. дисс. . канд.пед.наук[Электронный ресурс] / О.М. Потаповская. - Москва: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2015. - 24 с. (дата обращения 21.01.2018).
52. Приступа, Е.Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособ. [Текст] / Е.Н. Приступа. - М.: Инфра- М: Форум, 2015. - 160 с.
53. Приступа, Е.Н. Теория и методика социальной работы: учеб. и практикум. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]/ Е.Н. Приступа. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 414 с.
54. Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. науч. статей. [Текст] /Под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Л.В. Шиповой, М.Д. Коноваловой. - М.: Перо, 2016. - 728 с.
55. Рылеева, А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учеб. пособ. [Текст] / А.С. Рылеева. - Курган: Изд-во КГУ,
2014. - 229 с.
56. Сафина, Р.М. Организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников: автореф. дис. ... уч. степ. канд. пед. наук [Электронный ресурс] / Р.М. Сафина. - Уфа: ФГБОУ ВПО БГПУ им. М.Акмуллы, 2015. - 27 с. (дата обращения 30.01.2018).
57. Сережко, Т.А. Основы и ценности Православия: учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Сережко. - М.: Инфра-М, 2016. - 217с.
58. Сивакова, И.В. Инвалидность. Полный универсальный справочник [Текст] / И.В. Сивакова. - М.: Проспект, 2016. - 96 с.
59. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. -12- е изд., стереотип. - М.: Академия, 2014. - 609 с.
60. Слободчиков В.И.Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.М. Исаев. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 99 с.
61. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегративного и инклюзивного образования: Из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки: Сб. матер. [Электронный ресурс] / Под ред.Г.П. Шереметовой, Я.Ю. Мостовской. - Кострома: КОИРО,
2015. - 210 с. (дата обращения 13.03.2018).
62. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособ. [Текст] / Коллектив авторов; под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2017. - 400 с.
63. Социальная работа: словарь терминов [Текст] / Е.Н. Приступа; Пер. П.А. Степичева, М.С. Фироновой; под ред. Е.Н. Приступы. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 232 с.
64. Социальная работа: теория и практика: учеб. [Текст] / Под ред. Е.Н. Приступа. - М.: Юрайт, 2016. - 306 с.
65. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям.[Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Концептуал, 2016. - 320 с.
66. Ушинский, К.Д., Русская школа [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 688 с.
67. Флягина, В.Ю. Методика исследований в социальной работе: учеб. пособ. [Текст]/ В.Ю. Флягина. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 546 с.
68. Фомина, З.В. Человеческая духовность: Бытие и ценности: монография [Текст] / З.В. Фомина. - Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2015. - 232 с.
69. Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России: учеб. пособ. [Текст]/ Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2015 г. - 231 с.
70. Цыренов, В.Ц. Социализация и инкультурация детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
организациях разных типов и видов: автореф. дис. ... уч. степ. докт. пед. наук [Электронный ресурс] / В.Ц. Цыренов. - М.: Изд-во ОАНО ВО МПСУ, 2015. - 43 с. (дата обращения 21.02.2018).
71. Ширшов, В.Д. Духовно-нравственное воспитание. [Текст]: учеб.пособ. / В.Д. Ширшов. -Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2013. - 219 с.
72. Шитякова, Н.П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии [Текст]: учебное пособие / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016. - 197 с.
73. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации [Текст] / Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. - М.: Дашков и К, 2016. - 824 с.
74. Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://base.garant.ru