ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (НА МАТЕРИАЛАХ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД 11
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. 35
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В СФЕРЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД 11
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. 35
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В СФЕРЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы магистерской диссертации. До недавнего времени несоответствие системы организации государственных закупок рыночным отношениям, сложившимся в стране, не позволяло рационально использовать выделяемые государством денежные ресурсы. Результатом стало значительное снижение показателей эффективности
функционирования сферы государственных закупок, большое количество правонарушений, в том числе коррупционной направленности.
С изменением законодательной базы в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ситуация кардинально изменилась. Это событие ознаменовало начало нового этапа в совершенствовании системы государственных закупок и обусловлено следующими факторами:
- тенденцией роста количества торгов и их участников, рост номенклатуры товаров и услуг, а также рост совокупной стоимости заключаемых государственных контрактов;
- обеспечением единства экономического пространства на всей территории страны при размещении заказов;
- расширением возможностей участия в размещении заказов
физических и юридических лиц;
- обеспечением прозрачности и гласности размещения заказов
посредством совершенствования организации и проведения конкурсов и др.
Роль государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд возрастает в условиях глобального экономического кризиса, так как значительные средства, выделяемые государством на поддержание внутренней экономики, распределяются именно в виде государственных заказов. Государство является на сегодня одним из самых платежеспособных заказчиков.
В то же время вопросы обеспечения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд должны получить новое содержание, связанное с необходимостью последовательно добиваться добросовестной конкуренции и юридической чистоты проведения конкурсов, направленных на экономию бюджетных средств.
Практика проведения конкурсов часто не соответствует философии, заложенной в законодательстве. Поэтому насущной становится задача обеспечения максимальной эффективности торгов, для чего необходимо значительно повысить уровень государственного контроля за расходованием денежных средств в сфере государственных закупок, поставить надежный заслон коррупции и другим злоупотреблениям со стороны отдельных должностных лиц, то есть усовершенствовать систему обеспечения государственного аудита в данной сфере.
Вышеизложенное предопределило выбор темы, объект, предмет, цели и задачи исследования.
Степень разработанности темы. Теоретические и методологические аспекты по общим вопросам государственного аудита уже неоднократно, рассматривались в работах ряда авторов, таких как: В.В. Бурцев, В. А. Жуков, Дж. Робертсон, С.В. Степашин, Н.С. Столяров, А.А. Терехов, С.О. Шохин 1.
Отдельные фрагменты обеспечения организации государственного аудита сфере закупок для государственных нужд, отражены в работах: А.А. Абрамов, В.Л Кожухов, И.А Кузьмина, И.Ю. Литвенко, Б.А. Музыкаев, С.И. Опарина, Г.В. Прокопчук и др .
Вопросы повышения эффективности организации и методологии государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд рассматривались такими авторами, Г.В. Дегтев, Е.С. Дубская, И.П. Гладилина, В.В. Зацаринная, Н.И. Малых, Н.А. Проданова, А.В. Тараскина, Н.А. Ушакова, Г.А. Хачатрян, В.В. Ященко и др.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования организации государственного аудита в сфере закупок товаров дляобеспечения государственных нужд и недостаточной разработанностью методологических рекомендаций по оптимизации данного процесса на уровне государства.
В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что основные проблемы организации государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд связаны и обусловлены несовершенством имеющейся методологии осуществления государственного аудита в сфере закупок для государственных нужд.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию организации и методики проведения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд.
Задачи магистерской диссертации:
1) рассмотреть теоретические основы организации проведения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд;
2) оценить методику проведения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд на материалах Контрольно-счетной палаты Белгородской области;
3) предложить основные направления совершенствования
организации и методики проведения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд на материалах Контрольно-счетной палаты Белгородской области.
Объектом исследования является система государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд.
В качестве предмета исследования выступает методика государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд.
Теоретико-методологической основу магистерской диссертации составили труды ведущих представителей мировых и отечественных школ в области государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд: С.А. Власов, Ю.А. Дерюгина, И.А. Гаджиев, А.С. Кондрашова. А.Н. Савруков . В своей работе Т.В. Ялялиева изучила эффективность и контроль использования бюджетных средств в контексте контрактной системой государственных закупок, однако основополагающие принципы данной работы применимы и в других областях. Вышеуказанные работы нашли отражение в данной курсовой работе и в разработке рекомендаций для совершенствования управления.
Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось с применением системного, процессного подходов, исторического, функционально-целевого и абстрактно-логического методов, методов наблюдения, сравнения, экспертных оценок и др.
Эмпирической базой исследования послужили:
- нормативно-правовые акты;
- статистические и аналитические материалы2;
- официальные данные Счетной палаты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в приращении теоретико - прикладных знаний, связанных с государственным аудитом в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд и его обеспечением. В магистерской диссертации дано авторское определение понятия государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд на основе рассмотрения функционального содержания сферы государственных закупок и основных принципов размещения заказов, что позволило отнести государственный аудит к функционально ориентированному элементу при проведении государственных закупок.
Выявлены типичные ошибки и нарушения, допускаемые заказчиками при проведении и организации закупок товаров для обеспечения государственных нужд на конкурсной основе.
На защиту выносятся следующие основные положения.
1. Сфера закупок товаров для обеспечения государственных нужд является функционально ориентированным элементом государственного аудита, встроенным в механизм функционирования бюджетного сектора экономики, ресурсно-экономического и финансового обеспечения отраслей государственного управления, образования, культуры и здравоохранения. При этом государственный аудит в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд заключается в строго целевом и эффективном расходовании бюджетных средств, соблюдении необходимого качества поставляемых товаров и услуг, максимально полном использовании конкурсных начал при выборе поставщиков, противодействии криминально - коррупционным угрозам.
2. Необходимость соблюдения методики проведения в сфере
государственных закупок означает ее развитие в соответствии с общественно необходимыми потребностями государственных институтов,
экономическими нормами и нормативами обеспеченности и расходования соответствующих ресурсов, установленными стандартами качества и эффективности и в рамках правового поля. К критериям эффективной организации государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд относятся: способность рынка государственных закупок стабильно функционировать и обеспечивать национальные интересы; возможность противодействия негативным явлениям и правонарушениям в сфере государственных закупок; обеспечение необходимого уровня государственного регулирования сферы государственных закупок с целью формирования условий для нормального функционирования социально-экономической системы страны в целом; повышение эффективности контроля за развитием отношений в сфере государственных закупок.
3. Государственный аудит как особый институт контрольной, проверочной деятельности, связанный с системой государственного финансового контроля, относится к действенному инструменту обеспечения экономической стабильности государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд. Его целесообразно проводить на программной основе. Речь идет о создании методологии программ, которые постоянно трансформируются и изменяются в ходе проведения аудита государственных закупок. Основные принципы подготовки программ аудита следующие: оптимальная программа не может быть сформирована в целом и окончательно в начальный период проверки; структура программы должна быть определена в начале проверки; для обеспечения оптимальности программа аудита должна пересматриваться с учетом неопределенности и риска, должны быть заданы критериальные показатели, соблюдение которых будет обязательным явлением.
4. Эффективность государственных закупок в РФ рассматривается как экономический эффект, достигнутый путем осуществления конкурентного размещения заказа, и характеризуется: экономией средств бюджета (в ходе размещения заказа достигается снижение цены, и, как следствие, достигается экономия бюджетных средств по сравнению с ранее запланированным объемом расходов); более высоким качеством приобретенных товаров, работ и услуг; сопутствующими закупке социальными благами (снижение уровня коррупции; повышение открытости рынков; улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности). Предложенные показатели оценки эффективности, характеризуют экономию бюджетных средств, качество размещения заказа в контексте структуры способов размещения заказа, конкурентную среду при размещении заказов.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических положений, разработанных методических рекомендаций и практических предложений по решению проблем, связанных с организацией и методологией государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд. Дает реальные ориентиры и направления государственного регулирования
процессов в данной сфере, расширяет формы и методы в области противодействия негативным явлениям в сфере государственных закупок, в том числе коррупционной направленности.
Апробация результатов исследования осуществляется на базе Контрольно-счетной палаты Белгородской области, а также основные положения и выводы магистерской диссертации апробированы в публикациях автора.
функционирования сферы государственных закупок, большое количество правонарушений, в том числе коррупционной направленности.
С изменением законодательной базы в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ситуация кардинально изменилась. Это событие ознаменовало начало нового этапа в совершенствовании системы государственных закупок и обусловлено следующими факторами:
- тенденцией роста количества торгов и их участников, рост номенклатуры товаров и услуг, а также рост совокупной стоимости заключаемых государственных контрактов;
- обеспечением единства экономического пространства на всей территории страны при размещении заказов;
- расширением возможностей участия в размещении заказов
физических и юридических лиц;
- обеспечением прозрачности и гласности размещения заказов
посредством совершенствования организации и проведения конкурсов и др.
Роль государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд возрастает в условиях глобального экономического кризиса, так как значительные средства, выделяемые государством на поддержание внутренней экономики, распределяются именно в виде государственных заказов. Государство является на сегодня одним из самых платежеспособных заказчиков.
В то же время вопросы обеспечения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд должны получить новое содержание, связанное с необходимостью последовательно добиваться добросовестной конкуренции и юридической чистоты проведения конкурсов, направленных на экономию бюджетных средств.
Практика проведения конкурсов часто не соответствует философии, заложенной в законодательстве. Поэтому насущной становится задача обеспечения максимальной эффективности торгов, для чего необходимо значительно повысить уровень государственного контроля за расходованием денежных средств в сфере государственных закупок, поставить надежный заслон коррупции и другим злоупотреблениям со стороны отдельных должностных лиц, то есть усовершенствовать систему обеспечения государственного аудита в данной сфере.
Вышеизложенное предопределило выбор темы, объект, предмет, цели и задачи исследования.
Степень разработанности темы. Теоретические и методологические аспекты по общим вопросам государственного аудита уже неоднократно, рассматривались в работах ряда авторов, таких как: В.В. Бурцев, В. А. Жуков, Дж. Робертсон, С.В. Степашин, Н.С. Столяров, А.А. Терехов, С.О. Шохин 1.
Отдельные фрагменты обеспечения организации государственного аудита сфере закупок для государственных нужд, отражены в работах: А.А. Абрамов, В.Л Кожухов, И.А Кузьмина, И.Ю. Литвенко, Б.А. Музыкаев, С.И. Опарина, Г.В. Прокопчук и др .
Вопросы повышения эффективности организации и методологии государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд рассматривались такими авторами, Г.В. Дегтев, Е.С. Дубская, И.П. Гладилина, В.В. Зацаринная, Н.И. Малых, Н.А. Проданова, А.В. Тараскина, Н.А. Ушакова, Г.А. Хачатрян, В.В. Ященко и др.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования организации государственного аудита в сфере закупок товаров дляобеспечения государственных нужд и недостаточной разработанностью методологических рекомендаций по оптимизации данного процесса на уровне государства.
В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что основные проблемы организации государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд связаны и обусловлены несовершенством имеющейся методологии осуществления государственного аудита в сфере закупок для государственных нужд.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию организации и методики проведения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд.
Задачи магистерской диссертации:
1) рассмотреть теоретические основы организации проведения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд;
2) оценить методику проведения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд на материалах Контрольно-счетной палаты Белгородской области;
3) предложить основные направления совершенствования
организации и методики проведения государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд на материалах Контрольно-счетной палаты Белгородской области.
Объектом исследования является система государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд.
В качестве предмета исследования выступает методика государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд.
Теоретико-методологической основу магистерской диссертации составили труды ведущих представителей мировых и отечественных школ в области государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд: С.А. Власов, Ю.А. Дерюгина, И.А. Гаджиев, А.С. Кондрашова. А.Н. Савруков . В своей работе Т.В. Ялялиева изучила эффективность и контроль использования бюджетных средств в контексте контрактной системой государственных закупок, однако основополагающие принципы данной работы применимы и в других областях. Вышеуказанные работы нашли отражение в данной курсовой работе и в разработке рекомендаций для совершенствования управления.
Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось с применением системного, процессного подходов, исторического, функционально-целевого и абстрактно-логического методов, методов наблюдения, сравнения, экспертных оценок и др.
Эмпирической базой исследования послужили:
- нормативно-правовые акты;
- статистические и аналитические материалы2;
- официальные данные Счетной палаты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в приращении теоретико - прикладных знаний, связанных с государственным аудитом в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд и его обеспечением. В магистерской диссертации дано авторское определение понятия государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд на основе рассмотрения функционального содержания сферы государственных закупок и основных принципов размещения заказов, что позволило отнести государственный аудит к функционально ориентированному элементу при проведении государственных закупок.
Выявлены типичные ошибки и нарушения, допускаемые заказчиками при проведении и организации закупок товаров для обеспечения государственных нужд на конкурсной основе.
На защиту выносятся следующие основные положения.
1. Сфера закупок товаров для обеспечения государственных нужд является функционально ориентированным элементом государственного аудита, встроенным в механизм функционирования бюджетного сектора экономики, ресурсно-экономического и финансового обеспечения отраслей государственного управления, образования, культуры и здравоохранения. При этом государственный аудит в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд заключается в строго целевом и эффективном расходовании бюджетных средств, соблюдении необходимого качества поставляемых товаров и услуг, максимально полном использовании конкурсных начал при выборе поставщиков, противодействии криминально - коррупционным угрозам.
2. Необходимость соблюдения методики проведения в сфере
государственных закупок означает ее развитие в соответствии с общественно необходимыми потребностями государственных институтов,
экономическими нормами и нормативами обеспеченности и расходования соответствующих ресурсов, установленными стандартами качества и эффективности и в рамках правового поля. К критериям эффективной организации государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд относятся: способность рынка государственных закупок стабильно функционировать и обеспечивать национальные интересы; возможность противодействия негативным явлениям и правонарушениям в сфере государственных закупок; обеспечение необходимого уровня государственного регулирования сферы государственных закупок с целью формирования условий для нормального функционирования социально-экономической системы страны в целом; повышение эффективности контроля за развитием отношений в сфере государственных закупок.
3. Государственный аудит как особый институт контрольной, проверочной деятельности, связанный с системой государственного финансового контроля, относится к действенному инструменту обеспечения экономической стабильности государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд. Его целесообразно проводить на программной основе. Речь идет о создании методологии программ, которые постоянно трансформируются и изменяются в ходе проведения аудита государственных закупок. Основные принципы подготовки программ аудита следующие: оптимальная программа не может быть сформирована в целом и окончательно в начальный период проверки; структура программы должна быть определена в начале проверки; для обеспечения оптимальности программа аудита должна пересматриваться с учетом неопределенности и риска, должны быть заданы критериальные показатели, соблюдение которых будет обязательным явлением.
4. Эффективность государственных закупок в РФ рассматривается как экономический эффект, достигнутый путем осуществления конкурентного размещения заказа, и характеризуется: экономией средств бюджета (в ходе размещения заказа достигается снижение цены, и, как следствие, достигается экономия бюджетных средств по сравнению с ранее запланированным объемом расходов); более высоким качеством приобретенных товаров, работ и услуг; сопутствующими закупке социальными благами (снижение уровня коррупции; повышение открытости рынков; улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности). Предложенные показатели оценки эффективности, характеризуют экономию бюджетных средств, качество размещения заказа в контексте структуры способов размещения заказа, конкурентную среду при размещении заказов.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических положений, разработанных методических рекомендаций и практических предложений по решению проблем, связанных с организацией и методологией государственного аудита в сфере закупок товаров для обеспечения государственных нужд. Дает реальные ориентиры и направления государственного регулирования
процессов в данной сфере, расширяет формы и методы в области противодействия негативным явлениям в сфере государственных закупок, в том числе коррупционной направленности.
Апробация результатов исследования осуществляется на базе Контрольно-счетной палаты Белгородской области, а также основные положения и выводы магистерской диссертации апробированы в публикациях автора.
В условиях дефицита бюджетов, растущей кредиторской задолженности по исполненным контрактам обеспечение эффективности и результативности расходов на закупки становится особенно актуальным. Важнейшую роль в решении этой задачи играет анализ рисков неэффективного и незаконного использования средств бюджета при проведении аудита в сфере закупок, в том числе на этапе формирования бюджета и планирования закупок.
Сфера государственных закупок - это сектор экономики, включающий совокупность различных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных заказчиков, представителей бизнеса), аккумулирующих общественные интересы и взаимодействующих на основе строго установленной законодательной базы с целью взаимовыгодного обмена.
Предназначение сферы государственных закупок определяется через такие функции, как: информационная; посредническая; регулирующая; санирующая (контролирующая); стимулирующая; социальная
(дифференциация участников рынка).
Несмотря на все меры по обеспечению равной конкуренции среди поставщиков продукции для государственных нужд, осталось немало возможностей для нечестных государственных заказчиков. Скрытой целью недобросовестных заказчиков является стремление передать контракт заранее определенному поставщику.
Противостоять этому можно только через развитие конкуренции в сфере государственных закупок, что связано со снижением различного рода ограничений, сдерживающих выход на этот рынок новых потенциальных поставщиков. Необходимо создать систему постоянного внешнего и внутреннего контроля за организаторами конкурсов и аукционов с целью не допускать искусственные барьеры для участников, предъявляя им специфические требования по качеству поставляемой продукции или условиям заключения контрактов. Важно жестко и последовательно бороться с криминализацией отношений в закупочной деятельности, особенно при реализации крупных национальных проектов.
Государственный аудит является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности в сфере государственных закупок, поэтому необходима разработка специальных аудиторских программ по проверке эффективности расходования бюджетных средств и соответствия организации закупок требованиям нормативных документов на основе следующих принципов: оптимальная программа не может быть
сформирована в целом и окончательно в начальный период проверки; структура программы может и должна быть определена в начале проверки по итогам знакомства с особенностями ведения закупочной деятельности субъекта проверки; обеспечение оптимальности программы аудита пересматривается в зависимости от изменения оценок риска; достижение относительной оптимальности происходит с учетом издержек на получение информации в условиях неопределенности и риска.
Основным минусом государственного аудита, помимо форм прямого надзора и проблемы, связанной с невозможностью проверить все контракты, является то обстоятельство, что он осуществляется, как правило, постфактум. С точки зрения борьбы с коррупцией в закупочной деятельности вскрытые аудиторами факты уже не могут повлиять на конкретные закупочные процедуры, хотя, в случае, если отчет хорошо подготовлен и достаточно развернут, могут указать на слабые места в системе закупок. Попытки устранить эти недостатки с помощью усиления роли аудита приводят к дополнительным затратам времени и средств.
Рынок закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд представляет собой динамично развивающуюся масштабную сферу экономики со значительным ежегодным оборотом бюджетных денежных средств, что делает ее привлекательной как для добросовестных участников экономической деятельности, так и для лиц, желающих обогатиться за счет государства путем осуществления различных махинаций. Несоблюдение законодательства о размещении заказов влечет неэффективное использование средств бюджетов, оказывает негативное влияние на развитие добросовестной конкуренции, создает предпосылки для различных коррупционных проявлений и иных злоупотреблений.
Контроль за внедрением нормирования в сфере закупок является важной составляющей нашей работы и оценивается как серьезная основа оптимизации бюджетных расходов. И, как результат эффективного взаимодействия с региональными органами власти в этом направлении:
1) была предложена методика оценки эффективности
государственных закупок;
2) в целях предотвращения причин нарушений в сфере закупок считаем возможным внедрение риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении мероприятий контрольно-счетного органа, основывающемся на аналитических данных о выявленных ранее нарушениях и недостатках, мониторинге возможного риска потерь бюджетных средств, определении достижимости запланированных результатов и способствует своевременному.
3) внедрение аудита эффективности при проведении государственного аудита в сфере закупок товаров для государственных нужд позволит усовершенствовать процесс мониторинга за бюджетными расходами.
Сфера государственных закупок - это сектор экономики, включающий совокупность различных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных заказчиков, представителей бизнеса), аккумулирующих общественные интересы и взаимодействующих на основе строго установленной законодательной базы с целью взаимовыгодного обмена.
Предназначение сферы государственных закупок определяется через такие функции, как: информационная; посредническая; регулирующая; санирующая (контролирующая); стимулирующая; социальная
(дифференциация участников рынка).
Несмотря на все меры по обеспечению равной конкуренции среди поставщиков продукции для государственных нужд, осталось немало возможностей для нечестных государственных заказчиков. Скрытой целью недобросовестных заказчиков является стремление передать контракт заранее определенному поставщику.
Противостоять этому можно только через развитие конкуренции в сфере государственных закупок, что связано со снижением различного рода ограничений, сдерживающих выход на этот рынок новых потенциальных поставщиков. Необходимо создать систему постоянного внешнего и внутреннего контроля за организаторами конкурсов и аукционов с целью не допускать искусственные барьеры для участников, предъявляя им специфические требования по качеству поставляемой продукции или условиям заключения контрактов. Важно жестко и последовательно бороться с криминализацией отношений в закупочной деятельности, особенно при реализации крупных национальных проектов.
Государственный аудит является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности в сфере государственных закупок, поэтому необходима разработка специальных аудиторских программ по проверке эффективности расходования бюджетных средств и соответствия организации закупок требованиям нормативных документов на основе следующих принципов: оптимальная программа не может быть
сформирована в целом и окончательно в начальный период проверки; структура программы может и должна быть определена в начале проверки по итогам знакомства с особенностями ведения закупочной деятельности субъекта проверки; обеспечение оптимальности программы аудита пересматривается в зависимости от изменения оценок риска; достижение относительной оптимальности происходит с учетом издержек на получение информации в условиях неопределенности и риска.
Основным минусом государственного аудита, помимо форм прямого надзора и проблемы, связанной с невозможностью проверить все контракты, является то обстоятельство, что он осуществляется, как правило, постфактум. С точки зрения борьбы с коррупцией в закупочной деятельности вскрытые аудиторами факты уже не могут повлиять на конкретные закупочные процедуры, хотя, в случае, если отчет хорошо подготовлен и достаточно развернут, могут указать на слабые места в системе закупок. Попытки устранить эти недостатки с помощью усиления роли аудита приводят к дополнительным затратам времени и средств.
Рынок закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд представляет собой динамично развивающуюся масштабную сферу экономики со значительным ежегодным оборотом бюджетных денежных средств, что делает ее привлекательной как для добросовестных участников экономической деятельности, так и для лиц, желающих обогатиться за счет государства путем осуществления различных махинаций. Несоблюдение законодательства о размещении заказов влечет неэффективное использование средств бюджетов, оказывает негативное влияние на развитие добросовестной конкуренции, создает предпосылки для различных коррупционных проявлений и иных злоупотреблений.
Контроль за внедрением нормирования в сфере закупок является важной составляющей нашей работы и оценивается как серьезная основа оптимизации бюджетных расходов. И, как результат эффективного взаимодействия с региональными органами власти в этом направлении:
1) была предложена методика оценки эффективности
государственных закупок;
2) в целях предотвращения причин нарушений в сфере закупок считаем возможным внедрение риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении мероприятий контрольно-счетного органа, основывающемся на аналитических данных о выявленных ранее нарушениях и недостатках, мониторинге возможного риска потерь бюджетных средств, определении достижимости запланированных результатов и способствует своевременному.
3) внедрение аудита эффективности при проведении государственного аудита в сфере закупок товаров для государственных нужд позволит усовершенствовать процесс мониторинга за бюджетными расходами.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016



