Лингвостилистические особенности микроблога как жанра интернет- дискурса (на материале социальной сети Tumblr)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения понятия «интернет-
дискурс» 7
1.1. Понятие и классификация дискурса в лингвистике 7
1.1.1.Определение понятия «дискурс» и подходы к его изучению 8
1.1.2. Классификация дискурса 11
1.2. Специфика компьютерного дискурса и интернет-дискурса 14
1.2.1. Компьютерный дискурс: особенности, признаки, функции 14
1.2.2. Интернет-дискурс и его особенности 17
1.3. Микроблог как жанр интернет-дискурса 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Языковые особенности микроблога как жанра интернет-
дискурса (на материале социальной сети Tumblr) 34
2.1. Специфика социальной сети Tumblr 34
2.2. Особенности на графическом уровне 38
2.3. Языковые особенности на лексико-семантическом уровне 45
2.4. Языковые особенности на морфосинтаксическом уровне 53
Выводы по второй главе 58
Заключение 61
Summary 63
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения понятия «интернет-
дискурс» 7
1.1. Понятие и классификация дискурса в лингвистике 7
1.1.1.Определение понятия «дискурс» и подходы к его изучению 8
1.1.2. Классификация дискурса 11
1.2. Специфика компьютерного дискурса и интернет-дискурса 14
1.2.1. Компьютерный дискурс: особенности, признаки, функции 14
1.2.2. Интернет-дискурс и его особенности 17
1.3. Микроблог как жанр интернет-дискурса 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Языковые особенности микроблога как жанра интернет-
дискурса (на материале социальной сети Tumblr) 34
2.1. Специфика социальной сети Tumblr 34
2.2. Особенности на графическом уровне 38
2.3. Языковые особенности на лексико-семантическом уровне 45
2.4. Языковые особенности на морфосинтаксическом уровне 53
Выводы по второй главе 58
Заключение 61
Summary 63
Список использованной литературы
Коммуникация, необходимая для человечества на протяжении всей истории его существования, значительно меняется с каждым годом. Если в прошлом важнейшими каналами коммуникации были бумажные носители, радио- и телевещания и, разумеется прямой контакт с реципиентом посредством встречи, то сейчас коммуникацию все больше охватывает интернет. С развитием технологий и сети интернет стало возможным мгновенное, дистантное и анонимное общение, а также размещение своих записей, фотографий, видео и музыки в глобальную сеть. Несомненно, такие существенные изменения затронули и язык, и язык интернет-общения сильно отличается от литературного языка или языка ежедневного общения.
Наше исследование посвящено анализу языковых особенностей интернет-дискурса на основе анализа постов в социальной сети Tumblr. Актуальность данной работы заключается в повсеместности использования особого интернет-языка как на просторах глобальной сети, так и при живом общении, и недостаточной исследованности языка интернет-дискурса. Общение в сети интернет часто меняется, интернет-сленг постоянно пополняется неологизмами, которые в большинстве своем затем быстро уходят из вокабуляра. Особенно ярким источником примеров интернет- коммуникации является такой микроблог как Tumblr. Недостаточное количество лингвистических исследований на данную тему обусловливает актуальность работы.
Объектом выпускной квалификационной работы является микроблог как жанр интернет-дискурса. Предметом исследования выступают присущие англоязычным микроблогам лингвостилистические особенности,
рассматриваемые на графическом, лексико-семантическом и
морфосинтаксическом уровнях.
Цель исследования состоит в выявлении и анализе лингвостилистических средств реализации интернет-общения на примере англоязычного микроблога Tumblr. Данная цель определяет решение следующего ряда задач:
1) разработать понятийно-теоретическую базу исследования (вывести определение понятия «дискурс», опираясь на существующие теории; рассмотреть понятия «компьютерный дискурс» и «интернет-дискурс»; описать особенности и структуру платформы для микроблогинга Tumblr);
2) выявить особенности микроблога как жанра интернет-дискурса;
3) проанализировать записи пользователей социальной сети Tumblr и выявить языковые средства, с помощью которых реализуется интернет- общение в рамках микроблога на графическом, лексико-семантическом и морфосинтаксическом уровнях.
Теоретической базой данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, работающих в следующих областях и сферах знаний:
- лингвистика, теория дискурса (Т. ван Дейк, Н. Д. Арутюнова, В. В. Красных, В. И. Карасик);
- компьютерный дискурс (Е. Н. Галичкина, А. И. Самаричева, Г. Н. Маклюэн);
- интернет-дискурс (Н. Г. Асмус, Н. А. Ахренова, Е. Ч. Дахалаева, Е. Ю. Распопина, Е. К. Русанов, О. К. Мельникова);
- особенности интернет-дискурса в рамках микроблога (Т. М. Гермашева, Т. О. Максимова, Е. И. Горшкова).
В качестве практического материала выпускной квалификационной работы выступают записи пользователей сайта для микроблогинга Tumblr в количестве 300 постов.
Специфика исследуемого нами материала обусловила использование в нашей работе как некоторых общенаучных, так и определенных конкретно¬научных, т.е. лингвистических методов.
К общенаучным методам, которые применялись в нашей работе, относятся: анализ, который подразумевает под собой мысленное или реальное разложение объекта на составляющие; описание, или система процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик; сравнение, предполагающее установление сходства и различий между видами дискурса; а также элементы статистического анализа, основанный на обработке и интерпретации количественных данных объекта исследования.
Собственно лингвистические методы анализа включают в себя: описательный метод, который заключается в выделении языковых особенностей языка микроблогов и их последовательном описании; метод сплошной выборки, представляющий собой подбор примеров для анализа и иллюстрации теоретических положений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов проведенного анализа для более глубокого рассмотрения особенностей интернет-общения на уровне психолингвистики и когнитивной лингвистики, задействовании выводов работы в социологических и других видах исследований.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на международной молодежной научно-практической конференции на иностранных языках «Science Drive 2020» ЯрГУ им. М. П. Демидова, в рамках секции «Филология и иностранные языки». Доклад на тему «Лингвостилистические особенности микроблога как жанра интернет- дискурса (на материале социальной сети Tumblr)» был удостоен первого места.
Структура работы следующая: введение, две главы, заключение, краткое изложение работы на английском языке, список использованной литературы. В конце каждой главы приводятся выводы.
Во введении определяются объект и предмет работы, формулируются основные задачи и цель исследования, представлена его методологическая база и обосновывается его практическая значимость и актуальность.
В первой главе исследования «Теоретические предпосылки изучения понятия «интернет-дискурс»» представлен теоретический материал, рассматривающий определение и основные характеристики таких понятий как «дискурс», «компьютерный дискурс» и «интернет-дискурс», приводятся точки зрения ведущих отечественных и зарубежных лингвистов. Также рассматривается понятие микроблога и его главные особенности.
Вторая глава работы «Языковые особенности микроблога как жанра интернет-дискурса (на материале социальной сети Tumblr)» представляет собой определение и анализ лингвостилистических особенностей микроблога как жанра интернет-дискурса на примере постов пользователей сайта социальной сети Tumblr. В данной главе фиксируется структура и особенности социальной сети Tumblr. Применяемые на сайте языковые средства анализируются на трех уровнях: графическом, лексико¬
семантическом и морфосинтаксическом.
В заключении суммируются итоги исследования, делаются выводы о наиболее частотных и значимых лингвостилистических приемах, используемые на платформе для микроблогинга Tumblr.
Аннотация на английском языке содержит кратко изложенные основные понятия, цели и результаты настоящей выпускной квалификационной работы.
Наше исследование посвящено анализу языковых особенностей интернет-дискурса на основе анализа постов в социальной сети Tumblr. Актуальность данной работы заключается в повсеместности использования особого интернет-языка как на просторах глобальной сети, так и при живом общении, и недостаточной исследованности языка интернет-дискурса. Общение в сети интернет часто меняется, интернет-сленг постоянно пополняется неологизмами, которые в большинстве своем затем быстро уходят из вокабуляра. Особенно ярким источником примеров интернет- коммуникации является такой микроблог как Tumblr. Недостаточное количество лингвистических исследований на данную тему обусловливает актуальность работы.
Объектом выпускной квалификационной работы является микроблог как жанр интернет-дискурса. Предметом исследования выступают присущие англоязычным микроблогам лингвостилистические особенности,
рассматриваемые на графическом, лексико-семантическом и
морфосинтаксическом уровнях.
Цель исследования состоит в выявлении и анализе лингвостилистических средств реализации интернет-общения на примере англоязычного микроблога Tumblr. Данная цель определяет решение следующего ряда задач:
1) разработать понятийно-теоретическую базу исследования (вывести определение понятия «дискурс», опираясь на существующие теории; рассмотреть понятия «компьютерный дискурс» и «интернет-дискурс»; описать особенности и структуру платформы для микроблогинга Tumblr);
2) выявить особенности микроблога как жанра интернет-дискурса;
3) проанализировать записи пользователей социальной сети Tumblr и выявить языковые средства, с помощью которых реализуется интернет- общение в рамках микроблога на графическом, лексико-семантическом и морфосинтаксическом уровнях.
Теоретической базой данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, работающих в следующих областях и сферах знаний:
- лингвистика, теория дискурса (Т. ван Дейк, Н. Д. Арутюнова, В. В. Красных, В. И. Карасик);
- компьютерный дискурс (Е. Н. Галичкина, А. И. Самаричева, Г. Н. Маклюэн);
- интернет-дискурс (Н. Г. Асмус, Н. А. Ахренова, Е. Ч. Дахалаева, Е. Ю. Распопина, Е. К. Русанов, О. К. Мельникова);
- особенности интернет-дискурса в рамках микроблога (Т. М. Гермашева, Т. О. Максимова, Е. И. Горшкова).
В качестве практического материала выпускной квалификационной работы выступают записи пользователей сайта для микроблогинга Tumblr в количестве 300 постов.
Специфика исследуемого нами материала обусловила использование в нашей работе как некоторых общенаучных, так и определенных конкретно¬научных, т.е. лингвистических методов.
К общенаучным методам, которые применялись в нашей работе, относятся: анализ, который подразумевает под собой мысленное или реальное разложение объекта на составляющие; описание, или система процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик; сравнение, предполагающее установление сходства и различий между видами дискурса; а также элементы статистического анализа, основанный на обработке и интерпретации количественных данных объекта исследования.
Собственно лингвистические методы анализа включают в себя: описательный метод, который заключается в выделении языковых особенностей языка микроблогов и их последовательном описании; метод сплошной выборки, представляющий собой подбор примеров для анализа и иллюстрации теоретических положений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов проведенного анализа для более глубокого рассмотрения особенностей интернет-общения на уровне психолингвистики и когнитивной лингвистики, задействовании выводов работы в социологических и других видах исследований.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на международной молодежной научно-практической конференции на иностранных языках «Science Drive 2020» ЯрГУ им. М. П. Демидова, в рамках секции «Филология и иностранные языки». Доклад на тему «Лингвостилистические особенности микроблога как жанра интернет- дискурса (на материале социальной сети Tumblr)» был удостоен первого места.
Структура работы следующая: введение, две главы, заключение, краткое изложение работы на английском языке, список использованной литературы. В конце каждой главы приводятся выводы.
Во введении определяются объект и предмет работы, формулируются основные задачи и цель исследования, представлена его методологическая база и обосновывается его практическая значимость и актуальность.
В первой главе исследования «Теоретические предпосылки изучения понятия «интернет-дискурс»» представлен теоретический материал, рассматривающий определение и основные характеристики таких понятий как «дискурс», «компьютерный дискурс» и «интернет-дискурс», приводятся точки зрения ведущих отечественных и зарубежных лингвистов. Также рассматривается понятие микроблога и его главные особенности.
Вторая глава работы «Языковые особенности микроблога как жанра интернет-дискурса (на материале социальной сети Tumblr)» представляет собой определение и анализ лингвостилистических особенностей микроблога как жанра интернет-дискурса на примере постов пользователей сайта социальной сети Tumblr. В данной главе фиксируется структура и особенности социальной сети Tumblr. Применяемые на сайте языковые средства анализируются на трех уровнях: графическом, лексико¬
семантическом и морфосинтаксическом.
В заключении суммируются итоги исследования, делаются выводы о наиболее частотных и значимых лингвостилистических приемах, используемые на платформе для микроблогинга Tumblr.
Аннотация на английском языке содержит кратко изложенные основные понятия, цели и результаты настоящей выпускной квалификационной работы.
Настоящее исследование посвящено изучению языковых особенностей интернет-дискурса на материале социальной сети Tumblr. Было проанализировано 300 постов на данном сайте, определены основные используемые лингвостилистические приемы, их частотность и цели их применения на трех уровнях исследования: графическом, лексико-семантическом и морфосинтаксическом.
В теоретической части данной работы были рассмотрены различные подходы к определению дискурса и его типологии. Также было изучено понятие интернет-дискурса. На основе проанализированного материала мы сделали вывод, что интернет-дискурс является разновидностью компьютерного дискурса, который, в свою очередь, относится к личностно-ориентированному дискурсу (по классификации В. И. Карасика). Кроме того, мы рассмотрели различные подходы к классификации жанров интернет- дискурса.
В практической главе исследования мы изучили особенности такого сайта для микроблогинга, как Tumblr, и проанализировали 300 постов данного сайта, взятых из блогов разных пользователей разного содержания. Исследование проводилось на трех уровнях: графическом, лексико¬семантическом и морфосинтаксическом. В результате анализа мы обнаружили, что наиболее распространенными средствами выразительности стали средства выразительности графического уровня, в то время как наименее частотные приемы, встретившиеся нам лишь в чуть более половины постов, оказались приемами морфосинтаксического уровня.
На графическом уровне наиболее частотными лингвостилистическими приемами стало частичное или полное отсутствие пунктуации, а также изменение начертания шрифта и эмфатическое использование пунктуации. Другими, менее распространенными, но яркими приемами на данном уровне оказались креолизация текста, графоны, эмотиконы и действия, заключенные в «звездочки».
Лингвостилистические приемы на лексико-семантическом уровне более многообразны, чем на других двух уровнях исследования и в основном используются для создания комического эффекта. Наиболее частотным приемом на данном уровне стала аллюзия. Каламбур, антитеза, гипербола и сравнение не менее популярны на данном уровне. Также в постах на сайте Tumblr можно обнаружить сленгизмы, вульгаризмы и неологизмы.
В наименьшем количестве постов встречаются средства выразительности морфосинтаксического уровня. Эллипсис, редуцированные формы, отсутствие сегментации предложений в постах-историях, парцелляция, различные виды повторов и риторические вопросы являются наиболее частотными приемами, обнаруженными на данном уровне.
В подавляющем большинстве изученных постов присутствует конвергенция, или использование нескольких средств выразительности сразу. Это позволяет усилить желаемый эффект.
В целом, с помощью вышеперечисленных лингвостилистических средств, пользователи Tumblr стремятся приблизить свои записи к устной бытовой речи современной англоговорящей молодежи, а также создать эмоциональную окраску своих высказываний, сделать акцент на каком -либо элементе высказывания или сделать его ярче и нагляднее. Уникальность языка сайта Tumblr заключается в сочетании классических литературных тропов и элементов молодежного сленга.
В теоретической части данной работы были рассмотрены различные подходы к определению дискурса и его типологии. Также было изучено понятие интернет-дискурса. На основе проанализированного материала мы сделали вывод, что интернет-дискурс является разновидностью компьютерного дискурса, который, в свою очередь, относится к личностно-ориентированному дискурсу (по классификации В. И. Карасика). Кроме того, мы рассмотрели различные подходы к классификации жанров интернет- дискурса.
В практической главе исследования мы изучили особенности такого сайта для микроблогинга, как Tumblr, и проанализировали 300 постов данного сайта, взятых из блогов разных пользователей разного содержания. Исследование проводилось на трех уровнях: графическом, лексико¬семантическом и морфосинтаксическом. В результате анализа мы обнаружили, что наиболее распространенными средствами выразительности стали средства выразительности графического уровня, в то время как наименее частотные приемы, встретившиеся нам лишь в чуть более половины постов, оказались приемами морфосинтаксического уровня.
На графическом уровне наиболее частотными лингвостилистическими приемами стало частичное или полное отсутствие пунктуации, а также изменение начертания шрифта и эмфатическое использование пунктуации. Другими, менее распространенными, но яркими приемами на данном уровне оказались креолизация текста, графоны, эмотиконы и действия, заключенные в «звездочки».
Лингвостилистические приемы на лексико-семантическом уровне более многообразны, чем на других двух уровнях исследования и в основном используются для создания комического эффекта. Наиболее частотным приемом на данном уровне стала аллюзия. Каламбур, антитеза, гипербола и сравнение не менее популярны на данном уровне. Также в постах на сайте Tumblr можно обнаружить сленгизмы, вульгаризмы и неологизмы.
В наименьшем количестве постов встречаются средства выразительности морфосинтаксического уровня. Эллипсис, редуцированные формы, отсутствие сегментации предложений в постах-историях, парцелляция, различные виды повторов и риторические вопросы являются наиболее частотными приемами, обнаруженными на данном уровне.
В подавляющем большинстве изученных постов присутствует конвергенция, или использование нескольких средств выразительности сразу. Это позволяет усилить желаемый эффект.
В целом, с помощью вышеперечисленных лингвостилистических средств, пользователи Tumblr стремятся приблизить свои записи к устной бытовой речи современной англоговорящей молодежи, а также создать эмоциональную окраску своих высказываний, сделать акцент на каком -либо элементе высказывания или сделать его ярче и нагляднее. Уникальность языка сайта Tumblr заключается в сочетании классических литературных тропов и элементов молодежного сленга.



