Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

Работа №70623

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
350
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ 3
1.1. Особенности развития связной речи старших дошкольников 7
1.2. Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей 12
1.3. Педагогические условия развития связной речи старших дошкольников
средствами малых фольклорных жанров 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ 32
2.1. Диагностика развития связной речи старших дошкольников 32
2.2. Рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников
средствами малых фольклорных жанров 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения речи. Поэтому одним из значимых приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение родной речью. А так как дошкольное образовательное учреждение - первое и важное звено в общей системе образования, то педагоги и родители должны уделять особое внимание развитию речи детей. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Но, в наши дни в жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных слов из иностранных языков, что угрожает родному языку, а, следовательно, и общей культуре.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). В наше время из-за сложных социальных условий или же в силу занятости родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи своего ребенка на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, малые жанры фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки) почти не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях старшей группы. В своих трудах К.Д. Ушинский отмечал, что с каждым годом в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. А ведь, фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Устное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. При помощи произведений фольклорного жанра можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников. Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать речь и творческие способности детей. Однако сегодня при ознакомлении старших дошкольников с фольклором нередко выдвигается лишь содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги практически не используют их в процессе образовательной деятельности, направленной на развитие речи детей.
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А.Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др. Теоретики-педагоги и воспитатели - практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Л.В. Градусова отмечает, что значительная роль в решении задач литературного образования дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Н.С.Карпинская, А.П.Усова, Е.А.Флёрина).
Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и методический материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными произведениями. В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности фольклора в развитии образности речи (О.В.Акулова, Р.П.Боша, Н.В.Гавриш, О.Н Сомакова), словесного творчества (С.В.Теплицына, М.Ф. Фдеева).
В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П.Боша, Н.В.Гариш, О.Н.Сомкова, Н.В.Самсонюк).
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий развития связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров.
Гипотеза исследования: развитие связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров будет проходить успешно при реализации следующих условий:
- если воспитатель будет использовать в своей деятельности речевую мотивацию;
- интегрировать речевое развитие с другими образовательными областями;
- применять в качестве развивающего потенциала малые формы фольклора в создании речевой среды.
В соответствии с обозначенной целью, объектом и предметом исследования были определены основные задачи:
1. Исследовать теоретические обоснования развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Дать определение малым фольклорным жанрам как средству развития связной речи детей.
4. Выявить педагогические условия развития связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров.
5. Провести опытно-практическую работу по развитию связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров.
6. Разработать рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров.
В работе были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы), эмпирические, педагогический эксперимент (констатирующий этап).
База исследования: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 57 города Белгород.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша работа была ориентирована на выявление условий речевого развития старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие связной речи старших дошкольников. Нами было дано определение малым формам фольклора, которое заключается в совокупности непрофессионально созданных народом произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Во второй главе рассмотрена диагностика речевых умений старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров на основе диагностических методик Т.А. Ладыженской, В.П. Глуховой, В.К. Воробьевой, конкретизированных с учетом нашего исследования в процессе опытно-практической работы. Дети старшей группы в целом показали «низкий» и «средний» уровень развития связной речи. Мы разработали рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-практической работы, проведенной на базе МБДОУ Центр развития ребенка детский сад №57 города Белгорода, по использованию малых фольклорных жанров в процессе развития детской речи.
Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными
возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
Сформулированная гипотеза подтвердилась: развитие связной речи старших дошкольников средствами малых фольклорных жанров будет проходить успешно при реализации следующих условий:
- если воспитатель будет использовать в своей деятельности речевую мотивацию;
- интегрировать речевое развитие с другими образовательными областями;
- применять в качестве развивающего потенциала малые формы фольклора в создании речевой среды.



1. Асеева И.И. Развитие связной речи / И.И. Асеева. - Спб.: Литера, 2015 - 48 с.
2. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников / С.В. Абулжаева. - Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2003. - 445 с.
3. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: Пособие для самостоятельной работы / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, В.Н. Макарова. - М., 2009. - 192 с.
4. Арзамасцева И. Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. и ср. пед. учеб. зав. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 472 с.
5. Бородич А.М., Методика развития речи детей / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
6. Вальчук Е.В. Развитие связной речи детей 6-7 лет: конспекты занятий. ФГОС ДО / Е.В. Вальчук. - М.: Учитель, 2015. - 127 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ, 2010. — 672 с.
8. Вяльцева Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Вяльцева // Вестник Московскогогосударственного лингвистического университета. - 2014. - №13. - С. 60 - 67.
9. Галкина И.А. Индивидуальный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / И.А. Галкина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №2. - С. 69 -
71.
10. Гасникова Ю. Необычные загадки для обычных детей / Ю. Гасникова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 87 - 92.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
12. Герасимова А.С. Малыш учится говорить. От «агу» до монолога / А.С. Герасимова. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. - 320 с.
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. - 175 с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем речь и образное мышление. Пословицы и поговорки / Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Рудаков.- М.: АСТ, 2015 - 96 с.
15. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
16. Жуйкова Т. П. Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. - 2014. - №15. - С. 26326.
17. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - М., 2008. - 323 с.
18. Зуева Т.В. Русский фольклор / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. - М.: Флинта,
2011. - 400 с.
19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. - М.: Просвещение, 1976. -127с.
20. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 с.
21. Кром Е. В. Формирование связного высказывания-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Кром //Проблемы иперспективы развития образования в России. - 2013. - №22. - С. 68 -
72.
22. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. - Белый город, 2014. - 142 с.
23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев - М.: Просвещение, - 2007. - 214 с.
24. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия под ред. Е. Д. Хомской. Изд- во Моск. ун-та, 1979. - 336 с.
25. Любимые детские загадки, скороговорки и считалки / Под ред. С. Рублева. - М.: Владос, 2014. - 384 с.
26. Маршак А. Качалки. Дразнилки. Страшилки. Считалки. Скороговорки. Песенки / А. Маршак. - М.: АСТ, 2011. - 128 с.
27. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.
28. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду / Н.В. Новоторцева. - Академия Развития,
2012. - 256 с.
29. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика
обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов,
А.Н. Щукин. 2009. - 448 с.
30. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Мир и Образование,
Оникс, 2011. — 736 с.
31. Пашко В.А. Роль загадки в развитии метафоричности речи детей дошкольного возраста / В.А. Пашко // Пралеска. - 2014. - №6. - С. 40 - 45.
32. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - Яр.,
2006. -144 с.
33. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2001. - 368 с.
34. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2009. - 274 с.
35. Репина Т.А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2000. - 361 с.
36. Русский фольклор. Новейший полный справочник школьника - М.:
Эксмо, 2012. - 464 с.
37. Светова О.С. Фольклорные праздники в детском саду / О.С. Светова, Е.В. Никольская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 76 с.
38. Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи / М.В. Смирнова. - Спб.: Литера, 2015. - 64 с.
39. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
40. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие / Ф.А. Соххин. - М.: Сфера, 2005. - 224 с.
41. Струнина Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. - М.: Сфера, 2015 - 176 с.
42. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. - М., 1980, - 231с.
43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
44. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013. - 136 с.
45. Ткачук А.Н. Веселые странички. Русские народные сказки, загадки, считалочки, потешки и песенки / А.Н. Ткачук. - С.: Русич, 2013 - 128с.
46. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка - М.: «Альта-Принт», 2005. - 1239 с., с. 1134
47. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет/ О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 192 с.
48. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Владос, 2010. - 147 с.
49. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2012. - №11. - с. 8-12.
50. Ушинский К.Д. Родное слово / К.Д. Ушинский - М., 2003. - 259 с.
51. Фольклор. - Литература в школе от А до Я: энциклопедический словарь-справочник. - М.: Дрофа, 2006. - 717 с.
52. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок / Перевод с англ. Р. Березовской и К. Бутырина; Научн. Ред. В.В. Зеленского.- СПб., 2004.
53. Чичеров В.И. Русское народное творчество / В.И. Чичеров. - М.: Издательство Московского университета, 1959. - 525 с.
54. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. - СПб.: Азбука, 2015 - 565 с.
55. Шадрина Л.Г. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования / Л.Г. Шадрина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №3. - С. 220 - 222.
56. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. - М.: Сфера, 2008 - 125 с.
57. Шорыгина Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и поговорках / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2015 - 144 с.
58. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия,
2007. - 384 с.
59. Я познаю мир. Литература: Дет. Энцикл./ Авт.-сост. Н.В. Чудакова - М.: ООО «Издательство АСТ»: , 2002. - 446 с., с. 402
60. Якубинский Л.П. О диалогической речи. Русская речь / Л.П. Якубинсккий. Петроград, 1986.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ