СВЯЗЬ РАЗВИТОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ
РАЗВИТОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 8
1.1. Профессиональная рефлексия и ее значение в развитии личности и деятельности человека 8
1.2. Особенности профессиональной педагогической рефлексии 14
1.3. Мотивация профессиональной деятельности педагога 21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ РАЗВИТОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ И МОТИВАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3. Рекомендации, направленные на повышение уровня педагогической
рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагогов 41
2.4. Программа тренинга на развитие педагогической рефлексии и мотивации в
профессиональной деятельности педагога 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ
РАЗВИТОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 8
1.1. Профессиональная рефлексия и ее значение в развитии личности и деятельности человека 8
1.2. Особенности профессиональной педагогической рефлексии 14
1.3. Мотивация профессиональной деятельности педагога 21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ РАЗВИТОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ И МОТИВАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3. Рекомендации, направленные на повышение уровня педагогической
рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагогов 41
2.4. Программа тренинга на развитие педагогической рефлексии и мотивации в
профессиональной деятельности педагога 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность изучения связи развитости педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагога определяется тем, что в настоящее время существуют трудности в правильном анализе этой связи. В условиях современной системы образования изучение связи этих феноменов крайне необходимо для повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов.
При помощи профессиональной рефлексии педагог приобретает нужное представление о том, насколько он соответствует профессиональным эталонам, находит пределы своих возможностей, получает знание о своих слабых и сильных сторонах, возможных зонах неудач и успешности, отыскивает пути самосовершенствования. При проявлении профессиональной педагогической рефлексии протекает процесс самосовершенствования педагога как субъекта педагогической деятельности через сопоставление своего потенциала, своей компетентности, своего персонального опыта с требованиями
профессиональной деятельности. Педагог оценивает свою профессиональную готовность согласно тем или другим условиям.
Современная направленность изучения рефлексивной психологии можно охарактеризовать разнообразностью теоретических и методологических подходов её исследования, многоаспектностью постижения рефлексивности, её механизмов, моделей и структурных компонентов.
Б.З. Вульфов считает, что «профессиональная рефлексия - это внутренняя работа, соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, с существующими о ней представлениями, которые различны на разных этапах профессионального самоопределения. В этом случае педагогическая профессиональная рефлексия рассматривается в
содержании, связанном с особенностями педагогической работы, и, прежде всего, с собственным педагогическим опытом» [9].
Рефлексия связана с рядом процессов. Множество исследователей выделяют важность изучения взаимосвязи профессиональной рефлексивности с мотивацией трудовой деятельности педагога.
Мотивация труда педагогов обеспечивает как минимум совершенствование качества их труда и вероятный рост эффективности и качественности педагогической деятельности.
Профессиональная мотивации труда педагогических работников широко освещена учеными в разнообразных аспектах: применительно к проблеме мотивации рабочего поведения преподавателей (А.Б. Бакурадзе, Е.А. Климов, А. Маслоу и др.); применительно к проблеме управленческой психологии (Н.Н. Вересов, Е.П. Ильин и др.); с позиций основ деятельности руководителей и оценки поведения педагогов в изменяющихся условиях (П. Мартин, Ш. Ричи и др.); применительно к проблеме преодоления сопротивления изменениям (К.М. Ушаков); с позиции экспертизы передовых разработок в деятельности педагога (Т.Г. Новикова, А.Б. Орлов, А.С. Прутченков и др.).
Мотив обусловливается предрасположенностью, готовностью
функционировать определенным образом, а мотивация является понятием, используемым не только при отображении внутренних состояний (внутренняя мотивация), но и внешних влияний, различных факторов, активизирующих преподавателя выполнять возложенные на него профессиональные обязанности определенным образом (внешняя мотивация).
Особенность деятельности педагога состоит в том, что любой ее элемент предполагает своеобразные задачи и решения, и при всём сходстве педагогических ситуаций действия преподавателя в них обязательно будут уникальны и неповторимы. Собственно в определённый конкретный момент педагогу нужно адекватно и оперативно оценивать ситуацию и действия своих воспитанников, принимать незамедлительные решения, плодотворно влиять на них в модифицирующихся обстоятельствах и вносить исправления в собственную трудовую деятельность только на основании наработанного опыта, интуитивного поиска, эрудиции. Связь развитости профессиональной рефлексии с мотивацией трудовой деятельности педагога позволяет зафиксировать способы этой импровизации, мысленно вернуться к процессу и осознать его, чтобы скорректировать и переосмыслить произошедшее, взять из опыта ценное, тем самым изменять отношение в себе и к своей профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, определим проблему исследования: каков характер связи педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагога.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога.
Предмет исследования: связь педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагога.
Гипотеза исследования: между педагогической рефлексией и
мотивацией профессиональной деятельности учителя есть связь, а именно: чем выше развита педагогическая рефлексия, тем больше педагоги будут проявлять мотивацию к успеху, внутреннюю мотивацию и внешнюю положительную мотивацию.
В соответствии с предложенной проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1. Изучить разработанность в психологической литературе проблемы педагогической рефлексии и ее значение в развитии личности и деятельности педагога.
2. Изучить педагогическую рефлексию педагогов.
3. Определить особенности профессиональной мотивации и мотивации к достижению успеха педагогов.
4. Определить различия в профессиональной мотивации педагогов, имеющие разный уровень педагогической рефлексии.
5. Изучить степень связи между педагогической рефлексией и профессиональной мотивацией педагогов.
6. Разработать рекомендации, направленные на повышение уровней педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагогов.
Теоретическая основа исследования включает: базовые положения профессиональной рефлексивности и ее значение в развитии личности и деятельности человека (Б.З. Вульфов, Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, А.К. Маркова, О.Н. Родина, Е.Е. Рукавишникова, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), теоретические исследования профессиональной рефлексивности педагога (А.А Бизяева, В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина, Г.С. Пьянкова, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин, И.А. Стеценко, В.Н. Харькин и др.), концепция мотивации в трудовой деятельности педагога (К. Замфир, Е.П. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Д. Френсис и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: психодиагностический (тестирование);
3) методы количественного и качественного анализа результатов исследования (математическая обработка данных проводилась с помощью пакетов статистических программ «SPSS»: статистический анализ данных с применением критерия Крускала-Уоллиса, корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена);
4) методы анализа и интерпретации данных.
В качестве диагностического инструментария использовались: Методика определения уровня развития педагогической рефлексии Е.Е. Рукавишниковой, которая направлена на изучение психологических механизмов
профессионального самосовершенствования и самоактуализации,
проявляющихся в способностях специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности; тест «Мотивация профессиональной деятельности» (по методике К. Замфира в модификации А.А. Реана), который помогает выявить степень выраженности положительных и отрицательных мотивов в коллективе, в том числе и педагогическом; Методика мотивации к успеху (Т. Элерс), применяемая для диагностики различных уровней мотивационной направленности личности на достижение успеха.
Исследование проводилось на базе МОУ «Дубовская средняя образовательная школа» (п. Дубовое, Белгородский район). Общее количество участников исследования составило 50 человек.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением методов, адекватных цели, задачам и логике, репрезентативностью выборки.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что собранный эмпирический материал и рекомендации, направленные на повышение уровня педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагогов, могут использоваться в рамках работы руководителей и психологов с персоналом образовательных учреждений.
При помощи профессиональной рефлексии педагог приобретает нужное представление о том, насколько он соответствует профессиональным эталонам, находит пределы своих возможностей, получает знание о своих слабых и сильных сторонах, возможных зонах неудач и успешности, отыскивает пути самосовершенствования. При проявлении профессиональной педагогической рефлексии протекает процесс самосовершенствования педагога как субъекта педагогической деятельности через сопоставление своего потенциала, своей компетентности, своего персонального опыта с требованиями
профессиональной деятельности. Педагог оценивает свою профессиональную готовность согласно тем или другим условиям.
Современная направленность изучения рефлексивной психологии можно охарактеризовать разнообразностью теоретических и методологических подходов её исследования, многоаспектностью постижения рефлексивности, её механизмов, моделей и структурных компонентов.
Б.З. Вульфов считает, что «профессиональная рефлексия - это внутренняя работа, соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, с существующими о ней представлениями, которые различны на разных этапах профессионального самоопределения. В этом случае педагогическая профессиональная рефлексия рассматривается в
содержании, связанном с особенностями педагогической работы, и, прежде всего, с собственным педагогическим опытом» [9].
Рефлексия связана с рядом процессов. Множество исследователей выделяют важность изучения взаимосвязи профессиональной рефлексивности с мотивацией трудовой деятельности педагога.
Мотивация труда педагогов обеспечивает как минимум совершенствование качества их труда и вероятный рост эффективности и качественности педагогической деятельности.
Профессиональная мотивации труда педагогических работников широко освещена учеными в разнообразных аспектах: применительно к проблеме мотивации рабочего поведения преподавателей (А.Б. Бакурадзе, Е.А. Климов, А. Маслоу и др.); применительно к проблеме управленческой психологии (Н.Н. Вересов, Е.П. Ильин и др.); с позиций основ деятельности руководителей и оценки поведения педагогов в изменяющихся условиях (П. Мартин, Ш. Ричи и др.); применительно к проблеме преодоления сопротивления изменениям (К.М. Ушаков); с позиции экспертизы передовых разработок в деятельности педагога (Т.Г. Новикова, А.Б. Орлов, А.С. Прутченков и др.).
Мотив обусловливается предрасположенностью, готовностью
функционировать определенным образом, а мотивация является понятием, используемым не только при отображении внутренних состояний (внутренняя мотивация), но и внешних влияний, различных факторов, активизирующих преподавателя выполнять возложенные на него профессиональные обязанности определенным образом (внешняя мотивация).
Особенность деятельности педагога состоит в том, что любой ее элемент предполагает своеобразные задачи и решения, и при всём сходстве педагогических ситуаций действия преподавателя в них обязательно будут уникальны и неповторимы. Собственно в определённый конкретный момент педагогу нужно адекватно и оперативно оценивать ситуацию и действия своих воспитанников, принимать незамедлительные решения, плодотворно влиять на них в модифицирующихся обстоятельствах и вносить исправления в собственную трудовую деятельность только на основании наработанного опыта, интуитивного поиска, эрудиции. Связь развитости профессиональной рефлексии с мотивацией трудовой деятельности педагога позволяет зафиксировать способы этой импровизации, мысленно вернуться к процессу и осознать его, чтобы скорректировать и переосмыслить произошедшее, взять из опыта ценное, тем самым изменять отношение в себе и к своей профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, определим проблему исследования: каков характер связи педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагога.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога.
Предмет исследования: связь педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагога.
Гипотеза исследования: между педагогической рефлексией и
мотивацией профессиональной деятельности учителя есть связь, а именно: чем выше развита педагогическая рефлексия, тем больше педагоги будут проявлять мотивацию к успеху, внутреннюю мотивацию и внешнюю положительную мотивацию.
В соответствии с предложенной проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1. Изучить разработанность в психологической литературе проблемы педагогической рефлексии и ее значение в развитии личности и деятельности педагога.
2. Изучить педагогическую рефлексию педагогов.
3. Определить особенности профессиональной мотивации и мотивации к достижению успеха педагогов.
4. Определить различия в профессиональной мотивации педагогов, имеющие разный уровень педагогической рефлексии.
5. Изучить степень связи между педагогической рефлексией и профессиональной мотивацией педагогов.
6. Разработать рекомендации, направленные на повышение уровней педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагогов.
Теоретическая основа исследования включает: базовые положения профессиональной рефлексивности и ее значение в развитии личности и деятельности человека (Б.З. Вульфов, Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, А.К. Маркова, О.Н. Родина, Е.Е. Рукавишникова, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), теоретические исследования профессиональной рефлексивности педагога (А.А Бизяева, В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина, Г.С. Пьянкова, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин, И.А. Стеценко, В.Н. Харькин и др.), концепция мотивации в трудовой деятельности педагога (К. Замфир, Е.П. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Д. Френсис и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: психодиагностический (тестирование);
3) методы количественного и качественного анализа результатов исследования (математическая обработка данных проводилась с помощью пакетов статистических программ «SPSS»: статистический анализ данных с применением критерия Крускала-Уоллиса, корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена);
4) методы анализа и интерпретации данных.
В качестве диагностического инструментария использовались: Методика определения уровня развития педагогической рефлексии Е.Е. Рукавишниковой, которая направлена на изучение психологических механизмов
профессионального самосовершенствования и самоактуализации,
проявляющихся в способностях специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности; тест «Мотивация профессиональной деятельности» (по методике К. Замфира в модификации А.А. Реана), который помогает выявить степень выраженности положительных и отрицательных мотивов в коллективе, в том числе и педагогическом; Методика мотивации к успеху (Т. Элерс), применяемая для диагностики различных уровней мотивационной направленности личности на достижение успеха.
Исследование проводилось на базе МОУ «Дубовская средняя образовательная школа» (п. Дубовое, Белгородский район). Общее количество участников исследования составило 50 человек.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением методов, адекватных цели, задачам и логике, репрезентативностью выборки.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что собранный эмпирический материал и рекомендации, направленные на повышение уровня педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагогов, могут использоваться в рамках работы руководителей и психологов с персоналом образовательных учреждений.
Проанализировав психологическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что профессиональная рефлексия - это соотношение себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует избранная (избираемая) профессия. (Б.З. Вульфов). Если рефлексия отсутствует или недостаточно развита, то это влечет за собой духовную трагедию. Педагогическая рефлексия рассматривается в рамках общего понятия профессиональной рефлексии, но в содержании, определяющем характерные особенности работы педагога, которая строится на платформе его собственного педагогического опыта.
Мотивация есть важнейший компонент профессиональной деятельности педагога. Внутренняя мотивация содействует формированию деятельности, которая весьма ценна для работника и не требует стимулирования со стороны руководства, она отличается своеобразными характерными внутренними потребностями, в том числе причастностью к социально значимому труду и желанием делиться своими познаниями и наработанным опытом с учениками и коллегами. Внешняя мотивация выявляется под прямым влиянием какого-либо внешнего субъекта. Основана она может как на вознаграждениях, работе в доброжелательном педагогическом коллективе, опытном руководстве (внешняя положительная доминанта), и на наказаниях (внешняя отрицательная доминанта), которые в равной степени, но в полярных направлениях способны побудить желательное или нежелательное поведение работника.
Актуальность изучения связи развитости педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагога определяется тем, что в настоящее время существуют трудности в правильном анализе этой связи. В условиях современной системы образования изучение связи этих феноменов крайне необходимо для повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов.
Нами было проведено эмпирическое исследование на базе МОУ «Дубовская средняя образовательная школа» (п. Дубовое, Белгородский район). Общее количество участников исследования составило 50 человек. Выборку составили педагоги разного пола, возраста, с различной продолжительностью трудового стажа.
В результате использования методики определения уровня развития педагогической рефлексии Е.Е. Рукавишниковой были выявлены уровни развития педагогической рефлексии у каждого педагога из выборки: низкий уровень развития педагогической рефлексии показали 7 педагогов (14%), средний уровень педагогической рефлексии был выявлен у 11 испытуемых (22%), большинство педагогов из выборки обладают высоким уровнем развития педагогической рефлексии - 32 человека (64%).
Таким образом, в коллективе преобладает высокий уровень развития педагогической рефлексии, что связано со следующими факторами: грамотным руководством, дружным коллективом, стремлением к продвижению по работе, удовлетворением от самого процесса и от результатов труда, возможностью наиболее полной самореализации именно в педагогической деятельности.
По методике «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана определили доминирующие виды мотивации профессиональной деятельности педагога, мотивационные комплексы испытуемых и подсчитали средний показатель для всей выборки.
Количество педагогов в организации, имеющих внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, составляет 33 человека (66%). Этому критерию соответствует большинство сотрудников. 14 педагогов (28%) имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Внешняя отрицательная внешняя мотивация характерна для 3 педагогов (6%).
В образовательной организации доминирует внутренний тип мотивации в работе педагога. Для усителей важна сама по себе деятельность. Это значит, что педагоги получают удовлетворение от самого труда и его результатов, готовы самореализоваться в ней.
Полученный в результате исследования мотивационный комплекс для всей выборки обнаруживает, что активность педагогов в данном учреждении образования мотивирована собственно содержанием деятельности, стремлением достигать положительных результатов. Но даже если разрыв между показателями внешней отрицательной мотивации и положительной мотивации не так уж и значителен, несомненно, все же нужно действовать в направлении уменьшения показателя внешней отрицательной мотивации.
Также по этой методике выявили наиболее значимые мотивы в профессиональной деятельности педагогов. Мотивами в большой мере педагогами выделяются: денежный заработок (66%), удовлетворение от самого процесса и результата работы (78%), возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности (56%). Мотивами в небольшой, но и в немаленькой мере являются: стремление к продвижению по работе (32%), стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег (52%), стремление избежать возможных наказаний или неприятностей (40%), потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других (34%).
В результате использования методики мотивации к успеху Т. Элерса были выявлены уровни мотивации к успеху у каждого педагога из выборки.
Низкий уровень мотивации к успеху в профессиональной деятельности педагога показали 6 учителей (12%), средний уровень мотивации к успеху был выявлен у 13 испытуемых (26%), большинство педагогов из выборки обладают умеренно высоким уровнем мотивации к успеху - 31 человек (62%). Слишком высокого уровня мотивации к успеху среди испытуемых методика не выявила.
Согласно расчётам, можно сказать, что в коллективе преобладает высокий уровень мотивации к успеху, что связано практически с теми же факторами, что и при выявлении уровня педагогической рефлексии: грамотным руководством, дружным коллективом, стремлением к продвижению по работе, удовлетворением от самого процесса труда, возможностью наиболее полной самореализации именно в педагогической деятельности.
С целью выявления различий в профессиональной мотивации и мотивации достижения к успеху у педагогов с разным уровнем педагогической рефлексии нами был проведен статистический анализ данных с применением критерия Крускала-Уоллиса (Приложение 7). Нами были получены статистически значимые различия на высоком уровне значимости по таким показателям, как «Мотивация к успеху» Н=36, при p < 0,01, «Внешняя положительная мотивация» Н=8,85, при p < 0,01 и по показателю «Внешняя отрицательная мотивация» Н=14,56, при p < 0,01 и по показателю «Внутренняя мотивации» Н=6,66 при, p < 0,05 на достоверном уровне значимости.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что преподаватели с высоким уровнем педагогической рефлексии отличаются более высокими показателями мотивации к успеху, внутренней и внешней положительной профессиональной мотивацией. Развитость педагогической рефлексии позволяет осмысливать действия педагога в области своей профессии, корректировать их в соответствие с требованиями социума, руководства школы и педагогов-коллег, проявлять желание совершенствоваться в своей профессии, стремиться достигать положительных результатов в отличие от педагогов, имеющих более низкий уровень педагогической рефлексии.
С целью решения очередной задачи нашего исследования, выявления связей между показателями педагогической рефлексии профессиональной мотивации и мотивации к успеху нами был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена (Приложение 7). В общем, по всем показателям используемых методик было обнаружено 3 значимые положительные (прямые) корреляционные связи.
Существует тесная положительная (прямая) корреляционная связь между показателем «педагогическая рефлексия» и «внутренняя мотивация» (r=0,387, p<0,01), «мотивация к достижению успеха» (r=0,879, p<0,01) и «Внешняя положительная мотивация» (r=0,380, p<0,01) на высоком уровне значимости. Данный результат нам говорит о том, что чем выше будет развита педагогическая рефлексия, тем выше педагоги будут проявлять стремление к достижению успеха в профессиональной деятельности, испытывать внутреннее желание эффективно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности, положительно относиться к критическим замечаниям со стороны руководства школы и включать корректирующие действия в процесс преподавания и создания учебно-воспитательных ситуаций во взаимодействии с учащимися.
Таким образом, сформулированная нами гипотеза подтвердилась: между педагогической рефлексией и мотивацией профессиональной деятельности учителя есть связь, а именно чем выше развита педагогическая рефлексия, тем больше педагоги будут проявлять мотивацию к успеху, внутреннюю мотивацию и внешнюю положительную мотивацию.
Побеседовав с руководством и коллективом исследуемого образовательного учреждения, которые добились таких высоких результатов, применив собственные знания и теоретические наработки отечественных и западных психологов, мы разработали предложения и рекомендации, направленные на повышение уровней педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагогов.
В этой школе в данных рекомендациях нуждается в большей мере лишь небольшой процент педагогов с низкими уровнями рефлексии и мотивации, а также в меньшей мере - педагоги со средними уровнями данных показателей. Но сам пример работы руководства и коллектива исследуемого объекта, а также наши рекомендации могут иметь практическую значимость в рамках работы руководителей и психологов с персоналом многих других образовательных учреждений.
Мотивация есть важнейший компонент профессиональной деятельности педагога. Внутренняя мотивация содействует формированию деятельности, которая весьма ценна для работника и не требует стимулирования со стороны руководства, она отличается своеобразными характерными внутренними потребностями, в том числе причастностью к социально значимому труду и желанием делиться своими познаниями и наработанным опытом с учениками и коллегами. Внешняя мотивация выявляется под прямым влиянием какого-либо внешнего субъекта. Основана она может как на вознаграждениях, работе в доброжелательном педагогическом коллективе, опытном руководстве (внешняя положительная доминанта), и на наказаниях (внешняя отрицательная доминанта), которые в равной степени, но в полярных направлениях способны побудить желательное или нежелательное поведение работника.
Актуальность изучения связи развитости педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагога определяется тем, что в настоящее время существуют трудности в правильном анализе этой связи. В условиях современной системы образования изучение связи этих феноменов крайне необходимо для повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов.
Нами было проведено эмпирическое исследование на базе МОУ «Дубовская средняя образовательная школа» (п. Дубовое, Белгородский район). Общее количество участников исследования составило 50 человек. Выборку составили педагоги разного пола, возраста, с различной продолжительностью трудового стажа.
В результате использования методики определения уровня развития педагогической рефлексии Е.Е. Рукавишниковой были выявлены уровни развития педагогической рефлексии у каждого педагога из выборки: низкий уровень развития педагогической рефлексии показали 7 педагогов (14%), средний уровень педагогической рефлексии был выявлен у 11 испытуемых (22%), большинство педагогов из выборки обладают высоким уровнем развития педагогической рефлексии - 32 человека (64%).
Таким образом, в коллективе преобладает высокий уровень развития педагогической рефлексии, что связано со следующими факторами: грамотным руководством, дружным коллективом, стремлением к продвижению по работе, удовлетворением от самого процесса и от результатов труда, возможностью наиболее полной самореализации именно в педагогической деятельности.
По методике «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана определили доминирующие виды мотивации профессиональной деятельности педагога, мотивационные комплексы испытуемых и подсчитали средний показатель для всей выборки.
Количество педагогов в организации, имеющих внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, составляет 33 человека (66%). Этому критерию соответствует большинство сотрудников. 14 педагогов (28%) имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Внешняя отрицательная внешняя мотивация характерна для 3 педагогов (6%).
В образовательной организации доминирует внутренний тип мотивации в работе педагога. Для усителей важна сама по себе деятельность. Это значит, что педагоги получают удовлетворение от самого труда и его результатов, готовы самореализоваться в ней.
Полученный в результате исследования мотивационный комплекс для всей выборки обнаруживает, что активность педагогов в данном учреждении образования мотивирована собственно содержанием деятельности, стремлением достигать положительных результатов. Но даже если разрыв между показателями внешней отрицательной мотивации и положительной мотивации не так уж и значителен, несомненно, все же нужно действовать в направлении уменьшения показателя внешней отрицательной мотивации.
Также по этой методике выявили наиболее значимые мотивы в профессиональной деятельности педагогов. Мотивами в большой мере педагогами выделяются: денежный заработок (66%), удовлетворение от самого процесса и результата работы (78%), возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности (56%). Мотивами в небольшой, но и в немаленькой мере являются: стремление к продвижению по работе (32%), стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег (52%), стремление избежать возможных наказаний или неприятностей (40%), потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других (34%).
В результате использования методики мотивации к успеху Т. Элерса были выявлены уровни мотивации к успеху у каждого педагога из выборки.
Низкий уровень мотивации к успеху в профессиональной деятельности педагога показали 6 учителей (12%), средний уровень мотивации к успеху был выявлен у 13 испытуемых (26%), большинство педагогов из выборки обладают умеренно высоким уровнем мотивации к успеху - 31 человек (62%). Слишком высокого уровня мотивации к успеху среди испытуемых методика не выявила.
Согласно расчётам, можно сказать, что в коллективе преобладает высокий уровень мотивации к успеху, что связано практически с теми же факторами, что и при выявлении уровня педагогической рефлексии: грамотным руководством, дружным коллективом, стремлением к продвижению по работе, удовлетворением от самого процесса труда, возможностью наиболее полной самореализации именно в педагогической деятельности.
С целью выявления различий в профессиональной мотивации и мотивации достижения к успеху у педагогов с разным уровнем педагогической рефлексии нами был проведен статистический анализ данных с применением критерия Крускала-Уоллиса (Приложение 7). Нами были получены статистически значимые различия на высоком уровне значимости по таким показателям, как «Мотивация к успеху» Н=36, при p < 0,01, «Внешняя положительная мотивация» Н=8,85, при p < 0,01 и по показателю «Внешняя отрицательная мотивация» Н=14,56, при p < 0,01 и по показателю «Внутренняя мотивации» Н=6,66 при, p < 0,05 на достоверном уровне значимости.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что преподаватели с высоким уровнем педагогической рефлексии отличаются более высокими показателями мотивации к успеху, внутренней и внешней положительной профессиональной мотивацией. Развитость педагогической рефлексии позволяет осмысливать действия педагога в области своей профессии, корректировать их в соответствие с требованиями социума, руководства школы и педагогов-коллег, проявлять желание совершенствоваться в своей профессии, стремиться достигать положительных результатов в отличие от педагогов, имеющих более низкий уровень педагогической рефлексии.
С целью решения очередной задачи нашего исследования, выявления связей между показателями педагогической рефлексии профессиональной мотивации и мотивации к успеху нами был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена (Приложение 7). В общем, по всем показателям используемых методик было обнаружено 3 значимые положительные (прямые) корреляционные связи.
Существует тесная положительная (прямая) корреляционная связь между показателем «педагогическая рефлексия» и «внутренняя мотивация» (r=0,387, p<0,01), «мотивация к достижению успеха» (r=0,879, p<0,01) и «Внешняя положительная мотивация» (r=0,380, p<0,01) на высоком уровне значимости. Данный результат нам говорит о том, что чем выше будет развита педагогическая рефлексия, тем выше педагоги будут проявлять стремление к достижению успеха в профессиональной деятельности, испытывать внутреннее желание эффективно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности, положительно относиться к критическим замечаниям со стороны руководства школы и включать корректирующие действия в процесс преподавания и создания учебно-воспитательных ситуаций во взаимодействии с учащимися.
Таким образом, сформулированная нами гипотеза подтвердилась: между педагогической рефлексией и мотивацией профессиональной деятельности учителя есть связь, а именно чем выше развита педагогическая рефлексия, тем больше педагоги будут проявлять мотивацию к успеху, внутреннюю мотивацию и внешнюю положительную мотивацию.
Побеседовав с руководством и коллективом исследуемого образовательного учреждения, которые добились таких высоких результатов, применив собственные знания и теоретические наработки отечественных и западных психологов, мы разработали предложения и рекомендации, направленные на повышение уровней педагогической рефлексии и мотивации профессиональной деятельности педагогов.
В этой школе в данных рекомендациях нуждается в большей мере лишь небольшой процент педагогов с низкими уровнями рефлексии и мотивации, а также в меньшей мере - педагоги со средними уровнями данных показателей. Но сам пример работы руководства и коллектива исследуемого объекта, а также наши рекомендации могут иметь практическую значимость в рамках работы руководителей и психологов с персоналом многих других образовательных учреждений.
Подобные работы
- Профессиональная деятельность современного педагога: функции, направление, содержание
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие профессиональной рефлексивности педагогов образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



