Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Эволюция образа лишнего человека в русской литературе 19 века» в 9 классе (Нижневартовский государственный университет)

Работа №70587

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы49
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
433
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБРАЗ ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА В СПЕЦИАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Понятие о лишнем человеке в литературоведении 6
1.2 Образ лишнего человека в русской литературе 10
Глава 2.ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 17
2.1 Образ Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума» 17
2.2 Григорий Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как типичный лишний человек 23
2.3 Илья Ильич Обломов из романа И.А Гончарова как трансформация образа лишнего человека 27
ГЛАВА 3.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
3.1 Анализ УМК по литературе 35
3.2 Методическая разработка урока для 9 класса общеобразовательной школы на тему: «Эволюция образа лишнего человека в русской литературе XIX века» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Цель настоящего исследования – изучение эволюции образа лишнего человека в русской литературе XIX века в 9 классе общеобразовательной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать образ лишнего человека в специально-литературоведческих источниках и отечественной литературе.
2. Проанализировать эволюцию образа лишнего человека в русской литературе XIX века.
3. Описать методические обоснования исследования эволюции образа лишнего человека в русской литературе XIX века в 9 классе общеобразовательной организации.
Объектом исследования является тип лишнего человека в литературе.
Предмет исследования – эволюция образа лишнего человека в русской литературе XIX века в 9 классе общеобразовательной организации.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования являются исследования отечественных исследователей, в области литературоведения М. В. Литовченко, Е. В. Никольского, С. В. Савинкова,
А. А. Фаустова, в области методики преподавания литературы Т.Ф. Курдюмовой, Г. С. Меркина, Н. А. Мироновой.
В ходе исследования мы опирались на такие методы: анализ, синтез, моделирование, культурно-исторический метод, социологический метод, а также элементы психологического метода.
Практическая значимость полученных результатов. Результаты настоящего исследования могут быть использованы на лекционных и семинарских занятиях по истории русской литературы, а также при подготовки к урокам по творчеству А. С. Пушкина, И. А. Гончарова,
И. С. Тургенева в общеобразовательных организациях.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении заявлена актуальность данной темы, обозначены цель и задачи исследования, определены предмет и объект работы, описаны методы исследования, раскрыта практическая значимость и дана характеристика структуры работы.
В первой главе рассмотрен образ лишнего человека в специально-литературоведческих источниках и отечественной литературе.
Во второй главе проанализирована эволюция образа лишнего человека в русской литературе XIX века.
В третьей главе представлены методические обоснования исследования.
В заключении представлены итоги работы и сделаны выводы по проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для русской литературы тип «лишнего» человека один из наиболее значимых и продуктивных. Исторически тип «лишнего» человека в русской литературе связан с похожими образами в западноевропейской литературе, прежде всего, с байроническим героем. В русской литературе «лишний человек» не способен найти своё место в жизни; не видит применения своим силам. Для «лишнего человека» характерны: скука, безуспешный поиск смысла, гордость, ложь, антихристианское мироощущение, скитальчество, мысль о смерти, нежелание принять свою судьбу, отсутствие семьи, внутренняя пустота, эгоизм, властолюбие, отрицание общественного устройства.
Основополагающая характеристика так называемого «лишнего человека» – его ненужность, неспособность жить и быть «как все», примириться с обыденным течением жизни. Герой получает европейское образование – один из мотивов, определяющий его «лишность» в России. Он много читает и сравнивает себя с литературными образами. От него в дальнейшем разовьется тип «нового» человека.
«Лишний человек», несомненно, тип, которого не знала русская литература допушкинской эпохи. Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова стал хронологически первым образом «лишнего человека» в русской литературе. В характере Чацкого ярко выражены гордость, чувство собственного превосходства над окружающим обществом.
Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Печорин, несомненно, близок образам Онегина и Чацкого. Именно в этом персонаже можно найти все черты характера «лишнего» человека. Печорин тяготится своей особенностью, непохожестью на других людей, поэтому и утверждает, что жизнь не стоит того, чтобы о ней много заботиться. Герой Лермонтова обращает внимание на определяемые недостатки общества и частные пороки людей.
Печоринские рассуждения о мучительной раздвоенности, о душевной пустоте, смысле и цели существования, причинах негодности «к действительной жизни», о «славных предках» и «жалких потомках» не могут не вызвать понимания или отрицания у читателя. Лишь в романе Лермонтова «лишний человек» заговорил в полный голос о болях своего бытия.
Илья Ильич Обломов завершает галерею образов «лишнего» человека в русской литературе. Обломов как представитель типа «лишний» человек оказался в безвыходной ситуации: с его «интимными» качествами петербургская действительность ему претит, а любимая им Обломовка стала мифом. С прекрасными душевными качествами, о которых говорит Штольц, Обломов живет словно под стеклянным колпаком, не желая вступать с действительностью и обществом ни в какие отношения.
Во всех классических произведениях отечественной литературы «лишние люди» были отвергнуты и наказаны. Причем с обывательской средой, изображенной как скопище пороков, по-своему солидаризировались и авторы классических текстов: Чацкий был изгнан из Москвы, Печорин умер, возвращаясь из Персии, Обломов погибает от своей лени, так и не реализовав высокие порывы своей души.
Тема «лишнего» человека в русской литературе является одной из наиболее важных в курсе литературы 9 класса. Для успешного формирования понятия о типе «лишний» человек в русской литературе не во всех программах предусмотрены отдельные уроки. Это обуславливает необходимость организации специальной работы для понимания эволюции образа «лишнего» человека в русской литературе.
Разработанный нами конспект урока ориентирован на успешное формирование у учащихся понятия о типе «лишний» человек. В конспекте урока предусмотрена как групповая, так и индивидуальная работа, беседа по вопросам, выполнение письменного задания.



1. Борамбаева А.Х. «Лишние люди» в романах И.С. Тургенева («Рудин», «Новь», «Дворянское гнездо») // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 11-2. – С. 32-34.
2. Буданова Н.Ф. «Подпольный человек» в ряду «лишних людей» // Русская литература. – 1976. – № 3. – С. 110-122.
3. Виноградов И.А. «Лишние люди» в русской литературе: слово Гоголя // Studia Litterarum. – 2019. – Т. 4. – № 3. – С. 188-209.
4. Виноградов И.А. «Лишние люди» русской литературы: новое в школьной теме // Stephanos. – 2019. – № 3 (35). – С. 108-120.
5. Гротхусен З. «Лишний человек» как герой своего поколения в русской литературе XIX в. // Литературоведческий журнал. – 2014. – № 34. – С. 96-99.
6. Гусейнова Н.Н.К. Образы «маленького» человека и «лишнего» человека в литературе XIX века // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 3 (32). – С. 241-245.
7. Дмитриева Е.Е. Загадка Печорина: лишний человек или герой нашего времени? // Мир романтизма. – 2014. – № 17 (41). – С. 128-135.
8. Должикова А.Г. Характер «лишнего человека» в повести
И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека» // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. ИФМИП. – 2017. – С. 11-12.
9. История русской литературы XI—XIX веков: учебник для вузов / под ред. Н.И. Якушина. – 2-е изд. – Москва : Русское слово, 2013. – 633 с.
10. Кривцов А.С. Онегин как первый совершенный тип «лишнего человека» в русской художественной литературе ХIХ века // Sciences of Europe. – 2019. – № 40-2 (40). – С. 42-45.
11. Кривцов А.С. Печорин - лермонтовский человек ума: самоанализ и психологизм в раскрытии типа «лишнего человека» // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 197-201.
12. Ланин, Б. А. Литература : 5–9 классы : рабочая программа / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова ; под ред. Б. А. Ланина. – М. : Просвещение, 2021. — 140 с.
13. Литовченко, М.В. Теория и история литературы: Проблема преемственности в развитии русской литературы XIX в / М.В. Литовченко. – Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2011. – 72 с.
14. Леонов С. А., Курдюмова Т.Ф., Марьина О. Б. Литература. 9 класс. Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1/ С. А. Леонов, Т. Ф. Кудрюмова, О. Б. Марьина. – Москва : Дрофа, 2017. – 288 с.
15. Леонов С. А., Курдюмова Т.Ф., Марьина О. Б. Литература. 9 класс. Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 2/ С. А. Леонов, Т. Ф. Кудрюмова, О. Б. Марьина. – Москва : Дрофа, 2017. – 264с.
16. Манн Ю.В. Лишний человек // Литературный энциклопедический словарь. под общей редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. – Москва, 1987. – С. 204.
17. Миронова Н. А. Литература. 9 класс. Технологические карты уроков/ Н. А. Миронова. – Москва: Дрофа, 2016. – 244 с.
18. Меркин Г. С., Меркин Б. Г. Литература. 9 класс. Учебное пособие. Часть 1/ Г.С. Меркин, Б. Г. Меркин. – Москва: Русское слов, 2016. – 368 с.
19. Меркин Г. С., Меркин Б. Г. Литература. 9 класс. Учебное пособие. Часть 1/ Г.С. Меркин, Б. Г. Меркин. – Москва: Русское слов, 2016. – 344 с.
20. Никольский Е.В. Eщё раз о проблеме «лишнего человека» в русской классической литературе // Art Logos. – 2017. – № 2 (2). – С. 7-23.
21. Никольский Е.В., Кравцов А.Н. Точки схождения и разбега: «лишний человек» в русской классической литературе // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2018. – Т. 28. – № 2. – С. 156-168.
22. Никольский С.А. Лишние и новые люди русской классической литературы: анализ морального сознания // Человек. – 2010. – № 6. – С. 37-54.
23. Программа курса «Литература». 5–9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 5-е изд.– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. – 184 с.
24. Пумпянский, Л.В. Классическая традиция: собрание трудов по истории русской литературы / Л.В. Пумпянский. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – 864 с.
25. Савинков С.В., Фаустов А.А.. Аспекты русской литературной характерологии. – М.: Издательство Кулагиной – Intrada, 2010. – 332 с.
26. Сутягина Т.Е. «Лишний человек» и «кающийся дворянин»: к вопросу о типологии героев в русской литературе // Актуальные проблемы филологии. – 2018. – № 16. – С. 204-216.
27. Теория и история литературы: (раздел «История русской литературы XIX века») / сост. В.В. Баркун. – Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2007. – 32 с.
28. Тургенев, И. С. Первая любовь; Ася ; Дневник лишнего человека / И. С. Тургенев. - Москва : НИГМА, 2015. - 252 с.
29. Тургенев, И.С. Дневник лишнего человека: повесть / И.С. Тургенев. – Москва : Директ-Медиа, 2002. – 90 с.
30. Устинова Л. Ю., Ланин Б. А. Литература. 9 класс. Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1/ Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова. – Москва: Вентана-Граф, 2020. – 288 с.
31. Устинова Л. Ю., Ланин Б. А. Литература. 9 класс. Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 2/ Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова. – Москва: Вентана-Граф, 2020. – 208 с.
32. У Сяося Об искусстве изображения образов «лишних людей» Тургенева // Актуальные проблемы современной науки. – 2007. – № 4 (36). – С. 36-38.
33. Фаустов А.А. К литературному генезису термина «лишний человек» // Филологические записки. – 1993. – № 1. – С. 59-68.
34. Фокина М.А. Фразеологические средства создания образа лирического рассказчика в повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека» // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2008. – № 20. – С. 170-174.
35. Ханбалаева С.Н., Веденяпина Э.А. К проблеме «лишнего» человека в русской литературе ХIХ века // Язык и текст. – 2017. – Т. 4. – № 3. – С. 67-73.
36. Чернышев, К.В. Лишние люди и женские типы в романах и повестях И. С. Тургенева / К.В. Чернышев. – Репр. изд. 1896 г. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 280 с.
37. Эпштейн М. Н. Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова // Вопросы литературы. – 2005. – № 6. – С. 193-203.
38. Якушева Г.В. К родословной «Лишнего человека» // Мир романтизма. – 2018. – № 19 (43). – С. 201-212.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ