Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП (Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Алтайский государственный педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет с диагнозом ДЦП легкой степени, в количестве 20 человек.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические проблемы развития эмоциональной и личностной сферы у детей с синдромом ДЦП 5
1.1 Психофизиологические особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 5
1.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП 8
2 Экспериментальное исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с детским церебральным параличом 14
2.1. Организация, задачи и методы исследования 14
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 17
2.3 Коррекция эмоциональной и личностной сферы 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Различные нарушения в развитии и трудности обучения детей, имеющих синдром ДЦП, является очень актуальной психолого-педагогической проблемой. Изучение педагогикой и психологией возможностей психического развития ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, должно преследовать цель не только установить факт отставания в развитии, а также раскрыть своеобразие проявлений этого отставания.
На сегодняшний день наблюдается противоречие между важностью развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП и недостаточной методологической разработанностью данной темы. Поэтому данная тема очень актуальна на сегодняшний день.
Новизна исследования: для выявления особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП, исследовался многовековой педагогический опыт, а также достижения современных педагогов, на основе этих исследований выделены основные аспекты особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.
Цель работы: рассмотреть особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
3.Организовать и провести исследование особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
4. Сделать выводы и разработать рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
Объект исследования ‒ развитие детей с ДЦП.
Предмет исследования ‒ особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.
Теоретическая основа исследования – работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов в области теории и практики образования.
Методы, используемые в работе, составили: анализ литературы по теме, обобщение и классификация полученной информации; сравнительный метод исследования; использовались эмпирические методы (наблюдение, тестовый метод), методы обработки научных данных (количественные математико-статистические методы и качественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
У детей, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, часто имеются двигательные и речевые отклонения, также у них можно наблюдать специфические отклонения психического развития. Причиной этого, во-первых, являются первичные поражения мозга, а во-вторых, задержки его постнатального созревания. Отклонения в психическом развитии таких детей можно объяснить бедным практическим и социальным опытом, недостатком коммуникативных связей и тем, что у них отсутствует полноценная игровая деятельность.
Отклонения в психическом развитии таких детей можно объяснить бедным практическим и социальным опытом, недостатком коммуникативных связей и тем, что у них отсутствует полноценная игровая деятельность. Из-за того, что у этих детей имеются двигательные нарушения и ограничен практический опыт, у них проявляется недостаточность высших корковых функций, кроме этого, у них не сформированы пространственные представления. Помимо вышеперечисленного, у детей с двигательными нарушениями огромное влияние на развитие познавательных процессов оказывают речевые расстройства.
Ребенок с ДЦП имеет качественные отличия от других детей в проявлении эмоций. Причиной этого является наличие поражения головного мозга, которое характерно для данного заболевания. Эмоции возникают благодаря реакциям центральной нервной системы, а при ДЦП она, как правило, повреждена с раннего возраста, поэтому нарушен сам механизм появления эмоциональных реакций. Как следствие, формирование эмоциональной сферы ребенка с ДЦП имеет существенные отличия от аналогичных механизмов, которые формируются при нормальном развитии эмоций.
Эмоциональные проявления могут иметь различные нарушения в зависимости от формы ДЦП (локализации поражений центральной нервной системы). Самыми часто встречающимися и, соответственно, самыми описанными являются такие формы, как спастическая диплегия и гиперкинетический синдром, именно для них подробно описаны эмоциональные критерии, определенные в различных исследованиях.
Мы подготовили программу исследования, а также составили выборку испытуемых: старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет с диагнозом ДЦП легкой степени, в количестве 20 человек.
Полученные данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу, состоящую из предположения, что эмоциональная сфера детей с ДЦП характеризуется недостаточно развитыми умениями распознавать эмоции, повышенными тревожностью, агрессивностью и враждебностью.
В качестве рекомендаций по развитию эмоционально-волевой сферы нами был предложен проект «Мои эмоции».
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – овладение ребенком и самостоятельное применение в поведении и деятельности способов эмоциональной саморегуляции.