Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП (Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №70586

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы32
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет с диагнозом ДЦП легкой степени, в количестве 20 человек.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
1 Теоретические проблемы развития эмоциональной и личностной сферы у детей с синдромом ДЦП 5
1.1 Психофизиологические особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 5
1.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП 8
2 Экспериментальное исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с детским церебральным параличом 14
2.1. Организация, задачи и методы исследования 14
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 17
2.3 Коррекция эмоциональной и личностной сферы 23
Заключение 29
Список использованных источников 31

Различные нарушения в развитии и трудности обучения детей, имеющих синдром ДЦП, является очень актуальной психолого-педагогической проблемой. Изучение педагогикой и психологией возможностей психического развития ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, должно преследовать цель не только установить факт отставания в развитии, а также раскрыть своеобразие проявлений этого отставания.
На сегодняшний день наблюдается противоречие между важностью развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП и недостаточной методологической разработанностью данной темы. Поэтому данная тема очень актуальна на сегодняшний день.
Новизна исследования: для выявления особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП, исследовался многовековой педагогический опыт, а также достижения современных педагогов, на основе этих исследований выделены основные аспекты особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.
Цель работы: рассмотреть особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.
Задачи:
1. Выявить психофизиологические особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
3.Организовать и провести исследование особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
4. Сделать выводы и разработать рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
Объект исследования ‒ развитие детей с ДЦП.
Предмет исследования ‒ особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.
Теоретическая основа исследования – работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов в области теории и практики образования.
Методы, используемые в работе, составили: анализ литературы по теме, обобщение и классификация полученной информации; сравнительный метод исследования; использовались эмпирические методы (наблюдение, тестовый метод), методы обработки научных данных (количественные математико-статистические методы и качественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


У детей, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, часто имеются двигательные и речевые отклонения, также у них можно наблюдать специфические отклонения психического развития. Причиной этого, во-первых, являются первичные поражения мозга, а во-вторых, задержки его постнатального созревания. Отклонения в психическом развитии таких детей можно объяснить бедным практическим и социальным опытом, недостатком коммуникативных связей и тем, что у них отсутствует полноценная игровая деятельность.
Отклонения в психическом развитии таких детей можно объяснить бедным практическим и социальным опытом, недостатком коммуникативных связей и тем, что у них отсутствует полноценная игровая деятельность. Из-за того, что у этих детей имеются двигательные нарушения и ограничен практический опыт, у них проявляется недостаточность высших корковых функций, кроме этого, у них не сформированы пространственные представления. Помимо вышеперечисленного, у детей с двигательными нарушениями огромное влияние на развитие познавательных процессов оказывают речевые расстройства.
Ребенок с ДЦП имеет качественные отличия от других детей в проявлении эмоций. Причиной этого является наличие поражения головного мозга, которое характерно для данного заболевания. Эмоции возникают благодаря реакциям центральной нервной системы, а при ДЦП она, как правило, повреждена с раннего возраста, поэтому нарушен сам механизм появления эмоциональных реакций. Как следствие, формирование эмоциональной сферы ребенка с ДЦП имеет существенные отличия от аналогичных механизмов, которые формируются при нормальном развитии эмоций.
Эмоциональные проявления могут иметь различные нарушения в зависимости от формы ДЦП (локализации поражений центральной нервной системы). Самыми часто встречающимися и, соответственно, самыми описанными являются такие формы, как спастическая диплегия и гиперкинетический синдром, именно для них подробно описаны эмоциональные критерии, определенные в различных исследованиях.
Мы подготовили программу исследования, а также составили выборку испытуемых: старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет с диагнозом ДЦП легкой степени, в количестве 20 человек.
Полученные данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу, состоящую из предположения, что эмоциональная сфера детей с ДЦП характеризуется недостаточно развитыми умениями распознавать эмоции, повышенными тревожностью, агрессивностью и враждебностью.
В качестве рекомендаций по развитию эмоционально-волевой сферы нами был предложен проект «Мои эмоции».
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – овладение ребенком и самостоятельное применение в поведении и деятельности способов эмоциональной саморегуляции.



1. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. – 1980. – №1. – С.45-52.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671 с.
3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2004. – 512 с.
4. Гусейнова А.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями / А.А. Гусейнова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – №1. – 2004. – С.51-55.
5. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. – 264 c.
6. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность : Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. – М.: ЛКИ, 2016. – 202 c.
7. Детский церебральный паралич / Под редакцией П.Я. Фищенко – Л., 1974. Жезлова Л. Детские страхи // Семья и школа. – 1983. – № 7. – С. 30-41.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер Ком, 2013. – 368 с.
9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / . – С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение: Владос, 1995.– 112 с.
10. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. / Е.И. Изотова М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 288 с.
11. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций [Электронный ресурс]. Ссылка на источник: https://psylist.net/praktikum/00292.htm, свободный. Дата обращения 18.03.2021.
12. Ильин Е.П. Методы изучения эмоциональной сферы человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 312 с.
13. Калижнюк, Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Методические рекомендации / Э.С. Калижнюк. – М., 1982. – 250 с.
14. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей / В. В. Лебединский. – М., 1985. – 289 с.
15. Лурия А.Р. Внимание и память / А.Р.Лурия. – М., 1975. – 106 с.
16. Мандель, Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р Мандель. – М.: Флинта, 2014. – 288 c.
17. Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша [Электронный ресурс]. Ссылка на источник: https://impsi.ru/testy/metodika-shkala-trevozhnosti-r-kondasha/, свободный. Дата обращения 18.03.2021.
18. Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки [Электронный ресурс]. Ссылка на источник: https://psyera.ru/4979/diagnostika-agressivnosti-detey-oprosnik-bassa-darki, свободный. Дата обращения 18.03.2021.
19. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 480 с.
20. Саморокова Л.А. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13557 (дата обращения: 12.03.2021).
21. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 400с.
22. Тржесоглава З. «Легкая дисфункция мозга в детском возрасте» / З. Тржесоглава. – М.: издательство «Медицина», 2006. – 256 с.
23. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н-Новгород,1994. ‒ 228 с.
24. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений / А.В. Усова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. – 23 с.
25. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология : Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ