Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов игротерапии (Алтайский государственный педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР составили контрольную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название , то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучение вопросов развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов игротерапии 8
1.1 Понятие «навыки сотрудничества» и их развитие в онтогенезе 8
1.2 Специфика развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
1.3 Методы и средства развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов игротерапии 27
2.1 Процедура и методика исследования 27
2.2 Анализ уровня развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
2.3 Система работы по развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами элементов игротерапии 42
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложения 67
Цель исследования – теоретические обосновать и экспериментально проверить результативность применения комплекса занятий по развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – навыки сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР и с нормативным развитием.
Предмет исследования – процесс развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования элементов игротерапии.
Гипотеза: процесс развития навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР будет более эффективен, если:
- педагог-психолог будет учитывать психофизические особенности развития старших дошкольников с ЗПР;
- будет создана специальная предметно-развивающая среда для использования элементов игротерапии;
- будут в системе в работе по развитию навыков сотрудничества использоваться элементы игротерапии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «навыки сотрудничества» и закономерности их развития в онтогенезе.
2. Охарактеризовать специфику развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Определить методы и приемы для развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Подобрать и апробировать в опытно-экспериментальной работы элементы игротерапии по развитию навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР.
5. Проанализировать эффективность использования элементов игротерапии в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическая основа работы представлена:
- подходами к развитию навыков сотрудничества в онтогенезе – В.В. Безрукова, И.А. Зимней, А.М. Ядрихинского и др.;
- концепций развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР – А.Н. Джуринский, О.А. Журбина, В.В. Лебединский и др.;
- подходами к развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР – Н.М. Назарова, Т.Г. Неретина, О.С. Панферова, Н.В. Соловьева и др.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2020 года – октябрь 2020 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (ноябрь 2020 года – март 2021 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР. Происходила апробация элементов игротерапии в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР, Осуществлялась обработка экспериментальных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Четвертый этап (март 2021 года – апрель 2021 года) заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс элементов игротерапии может быть использован в работе воспитателей, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций в работе по развитию навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР.
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как к развивающейся личности. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного «проживания» ребенком дошкольного периода детства, когда она чувствует себя активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое, сотрудничает с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, с самим собой. Образовательная, воспитательная и развивающая работа с детьми направлена на создание условий, которые открывают ребенку возможность самостоятельных действий в освоении окружающего мира.
Навыки сотрудничества дошкольника рассматриваются как готовность ребенка эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В их состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определять особенности эмоционального состояния себя и других людей; умение выбирать адекватные способы общения с окружающими и реализовать их в процессе взаимодействия.
У старших дошкольников с ЗПР навыки сотрудничества развиты недостаточно. Осуществление задач нравственного воспитания детей-дошкольников, в частности формирование в них доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, предполагает поиски и разработки эффективных методов и приемов целенаправленного воздействия. Работа воспитателя, психолога должна быть направлено на развитие у старших дошкольников с ЗПР навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к товарищам в группе, взаимопомощи, основанная на принципе систематического воспитательного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, на формирование умений и навыков межличностного общения с ровесниками. Необходимо помочь старшим дошкольникам с ЗПР понять, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценивать других, понимать и проявлять себя в общении способствуют дальнейшему жизненному успеху.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В ходе констатирующего этапа было установлено, что навыки сотрудничества у старших дошкольников как экспериментальной, таки контрольной группы в основном развиты на среднем и низком уровнях. Это послужило основанием для разработки и реализации комплекса развивающих занятий с использованием элементов игротерапии. Комплекс структурно представлен 24 занятиями, которые проводились в течение 3-х месяцев 2 раза в неделю. Во время их проведения каждый ребенок и группа детей становятся активными участниками. Комплекс занятий способствует развитию моральных чувств, по которым ребенок не только учится понимать сказочных героев, но и анализировать, развивать собственные переживания, учиться оказывать поддержку и помощь своим товарищам, учится сотрудничать и взаимодействовать.
На контрольном этапе было выявлено, что в экспериментальной группе старших дошкольников с ЗПР прослеживается значительная положительная динамика в высоком уровне развития навыков сотрудничества. В контрольной группе положительная динамика в среднем уровне развития навыков сотрудничества выявлена только у 1 старшего дошкольника с ЗПР (10%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аверчук, Л.О. Основы специальной педагогики / Л.О. Аверчук. – СПб.: Питер, 2013. – 351 с.
2. Агапова, И.А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенок с ЗПР в условиях интеграции / И.А. Агапова, Г.В. Дедюхина // Логопедия. – 2015. – № 2. – С. 37-45.
3. Алехина, С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе / С.В. Алехина // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно- практической конференции. – М.: МГППУ, 2015. – С. 152-156.
4. Амонашвили, Ш. Педагогика сотрудничества / Ш. Амонашвили. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2018. – 225 с.
5. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.- практ. конф. – Москва, 2011. – С. 71-73.
6. Бгажнокова, И.М. Навыки социального взаимодействия дошкольников с ЗПР / И.М. Бгажнокова. – (Образовательная политика) // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 30-38.
7. Безменова, Е.И. Специфика навыков сотрудничества дошкольников с ЗПР со сверстниками / Е.И. Безменова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2019 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2019. – С. 22-24.
8. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 381 c.
9. Белбин, Р.М. «Командные роли»: классификация ролей в группе / Р.М. Белбин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net (Дата обращения: 17.02.2021).
10. Брызгалова, С.О. Коррекционно-развивающая работа по формированию партнерских отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игре / под ред. С.О. Брызгаловой, Г.Г. Зака // Специальное образование. – 2020. – № 3. –С. 14-20.
11. Бубеева, Б.Н. Проблема развития социальной компетентности дошкольников с ЗПР / Б.Н. Бубеева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – Вып. 1. – С. 221-225
12. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
13. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2017. – 336 с.
14. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: методические рекомендации / под. ред. А.Ю. Шеманова. – Москва: ГБОУ г. Москвы Центр образования № 491 «Марьино», Интститут проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ, 2012. – 210 с.
15. Волошина, В.П. Сотрудничество как основа формирования у старших дошкольников с ЗПР коммуникативных умений в игре / В.П. Волошина // Педагогика. – 2018. – №4. – С. 74-77.
16. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия. 2016. – 874 с.
17. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2015. – 656 с.
18. Голиков, Н.А. Проблема формирования партнерских отношений между детьми старшего дошкольного возраста / Н.А. Голиков // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 6. – С. 232-240.
19. Головчиц, Л.А. Вариативные формы коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 1. – С. 10-17.
20. Давыдова, Л.Н. Проблема формирования навыков межличностного взаимодействия у старших дошкольников с ЗПР / Л.Н. Давыдова, М.А. Колокольцева // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 1. – С. 93-102.
21. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 144 c.
22. Дементьева, И.Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы / И.Ф. Дементьева, С.А. Сопырева // Социальная педагогика. – 2017. – 2. – С. 43-48.
23. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. – М.: Юрайт, 2016. – 440 c.
24. Дмитриев, А.А. Интегрированное обучение детей: «за» и «против» / А.А. Дмитриев // Социальная педагогика. – 2018. – № 3. – С. 57-68.
25. Дунаевская, Э.Б. Проблема формирования партнерских отношений у детей с ОВЗ / Э.Б. Дунаевская // Научно-методические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2. Ч. Ч.2. – Уфа: АСТЕРНА, 2016. – 270 с.
26. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2007. – 158 c
27. Зайцев, Д. В. Проблема развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. – 2018. – № 7. – С. 127-131.
28. Зарецкий, В.К. Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ЗПР / В.К. Зарецкий, М.М. Гордон // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 3. – С. 19-26.
29. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя – М.: Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с.
30. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
31. Карпунина, О.И. Специальная педагогика в опорных схемах : учебное пособие / О.И. Карпунина, Н.В. Рябова. – М.: НЦ ЭНАС, 2017. – 254 с.
32. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2016. – 496 c.
33. Кобрина, Л.М. Проблема формирования умений сотрудничать у старших дошкольников с ЗПР: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03 / Кобрина Лариса Михайловна. – Москва, 2016. – 35 с.
34. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. – М.: Форум, 2017. – 384 c.
35. Кутепова, Е.Н. Организация коррекционной работы по формированию социальной компетентности дошкольников с ЗПР / Е.Н. Кутепова // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 1. – С. 103-112.
36. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Academia, 2015. – 144 c.
37. Леонгард, А.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / А.И. Леонгард, Е.Г. Самосонова, Л.И. Иванова // Инклюзивное образование. Выпуск 7. – М.: МГППУ, 2013. – 175 с.
38. Ливенцева, Н.А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам формирования социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР / Н.А. Ливенцева // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 3. – C. 114-121.
39. Лошаков, И.И. Проблема формирования навыков межличностного взаимодействия у дошкольников с ЗПР средствами театрализации / И.И. Лошаков, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. – Саратов, 2020. – С. 15-21.
40. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.
41. Малофеев, Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке. / Н.Н. Малофеев. – Москва: ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2016. – 145 с.
42. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 2015. – 198 с.
43. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие. / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2017. – 144 с.
44. Назарова, Н.М. Проблема организации коррекционной работы по социальному развитию дошкольников с ЗПР / Н.М. Назарова // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 5-11.
45. Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В. Фуряева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с
46. Нарзулаев, С.Б. Дети с ЗПР как объект работы педагога-психолога / С.Б. Нарзулаев, Т.Б. Данилова, Л.А. Шуклова. // Сибирский 230 педагогический журнал. – 2010. – № 4. – С. 242-248.
47. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т.Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. – 2-е изд. – Москва: Флинта: МПСИ, 2016. – 376 с.
48. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2018. – 92 с.
49. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях / сост. И.В. Карпенкова, Е.В. Кузьмина. – Москва: ИПИО МГППУ, 2018. – 56 с
50. Панферова О. С. Методы и приемы социально-коммуникативного развития дошкольников с ЗПР / О.С. Панферова, Н.В. Соловьева // Акмеология. – 2018. – № 1. – С. 8-15.
51. Панферова, О.С. Работа с родителями по проблеме формирвоания партнерских отношений у дошкольников с ЗПР / О.С. Панферова // Акмеология. – 2016. – № 1. – С. 80-81.
52. Рубцов, В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст / В.В. Рубцов // Культурно-историческая психология. –2015. – №1. – C. 14-24
53. Селевко, Г.К. Педагогика сотрудничества / Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 126 с.
54. Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
55. Филиппова, Ю.В. Общение. Дети с ЗПР 5-7 лет / Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2017. – 144 с.
56. Цукерман Г.А. Поведение до школьников в ситуации группового взаимодействия / Г.А. Цукерман, Н.Э. Фокина // Вопросы психологии. – 2018. – №3. – С. 85-88.
57. Ядрихинский, А.М. Психологическое сопровождение социального развития дошкольников в образовательном процессе / А.М. Ядрихинский // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 224–229.
58. Brown, S.P., Westbrook, R.A., Challagalla, G. Good Cope, Bad Cope: Adaptive and maladaptive doping strategies following a critical negative work event // Journal of applied psychology. – 2005. – Vol. 90. – N 4. – P.982-798.