Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов игротерапии (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР составили контрольную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название , то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучение вопросов развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов игротерапии 8
1.1 Понятие «навыки сотрудничества» и их развитие в онтогенезе 8
1.2 Специфика развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
1.3 Методы и средства развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов игротерапии 27
2.1 Процедура и методика исследования 27
2.2 Анализ уровня развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
2.3 Система работы по развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами элементов игротерапии 42
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложения 67
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР составили контрольную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название , то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучение вопросов развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов игротерапии 8
1.1 Понятие «навыки сотрудничества» и их развитие в онтогенезе 8
1.2 Специфика развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
1.3 Методы и средства развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов игротерапии 27
2.1 Процедура и методика исследования 27
2.2 Анализ уровня развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
2.3 Система работы по развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами элементов игротерапии 42
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложения 67
Цель исследования – теоретические обосновать и экспериментально проверить результативность применения комплекса занятий по развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – навыки сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР и с нормативным развитием.
Предмет исследования – процесс развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования элементов игротерапии.
Гипотеза: процесс развития навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР будет более эффективен, если:
- педагог-психолог будет учитывать психофизические особенности развития старших дошкольников с ЗПР;
- будет создана специальная предметно-развивающая среда для использования элементов игротерапии;
- будут в системе в работе по развитию навыков сотрудничества использоваться элементы игротерапии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «навыки сотрудничества» и закономерности их развития в онтогенезе.
2. Охарактеризовать специфику развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Определить методы и приемы для развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Подобрать и апробировать в опытно-экспериментальной работы элементы игротерапии по развитию навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР.
5. Проанализировать эффективность использования элементов игротерапии в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическая основа работы представлена:
- подходами к развитию навыков сотрудничества в онтогенезе – В.В. Безрукова, И.А. Зимней, А.М. Ядрихинского и др.;
- концепций развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР – А.Н. Джуринский, О.А. Журбина, В.В. Лебединский и др.;
- подходами к развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР – Н.М. Назарова, Т.Г. Неретина, О.С. Панферова, Н.В. Соловьева и др.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2020 года – октябрь 2020 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (ноябрь 2020 года – март 2021 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР. Происходила апробация элементов игротерапии в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР, Осуществлялась обработка экспериментальных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Четвертый этап (март 2021 года – апрель 2021 года) заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс элементов игротерапии может быть использован в работе воспитателей, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций в работе по развитию навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования – навыки сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР и с нормативным развитием.
Предмет исследования – процесс развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования элементов игротерапии.
Гипотеза: процесс развития навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР будет более эффективен, если:
- педагог-психолог будет учитывать психофизические особенности развития старших дошкольников с ЗПР;
- будет создана специальная предметно-развивающая среда для использования элементов игротерапии;
- будут в системе в работе по развитию навыков сотрудничества использоваться элементы игротерапии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «навыки сотрудничества» и закономерности их развития в онтогенезе.
2. Охарактеризовать специфику развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Определить методы и приемы для развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Подобрать и апробировать в опытно-экспериментальной работы элементы игротерапии по развитию навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР.
5. Проанализировать эффективность использования элементов игротерапии в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическая основа работы представлена:
- подходами к развитию навыков сотрудничества в онтогенезе – В.В. Безрукова, И.А. Зимней, А.М. Ядрихинского и др.;
- концепций развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР – А.Н. Джуринский, О.А. Журбина, В.В. Лебединский и др.;
- подходами к развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР – Н.М. Назарова, Т.Г. Неретина, О.С. Панферова, Н.В. Соловьева и др.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2020 года – октябрь 2020 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (ноябрь 2020 года – март 2021 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР. Происходила апробация элементов игротерапии в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР, Осуществлялась обработка экспериментальных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Четвертый этап (март 2021 года – апрель 2021 года) заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс элементов игротерапии может быть использован в работе воспитателей, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций в работе по развитию навыков сотрудничества у старших дошкольников с ЗПР.
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как к развивающейся личности. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного «проживания» ребенком дошкольного периода детства, когда она чувствует себя активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое, сотрудничает с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, с самим собой. Образовательная, воспитательная и развивающая работа с детьми направлена на создание условий, которые открывают ребенку возможность самостоятельных действий в освоении окружающего мира.
Навыки сотрудничества дошкольника рассматриваются как готовность ребенка эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В их состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определять особенности эмоционального состояния себя и других людей; умение выбирать адекватные способы общения с окружающими и реализовать их в процессе взаимодействия.
У старших дошкольников с ЗПР навыки сотрудничества развиты недостаточно. Осуществление задач нравственного воспитания детей-дошкольников, в частности формирование в них доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, предполагает поиски и разработки эффективных методов и приемов целенаправленного воздействия. Работа воспитателя, психолога должна быть направлено на развитие у старших дошкольников с ЗПР навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к товарищам в группе, взаимопомощи, основанная на принципе систематического воспитательного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, на формирование умений и навыков межличностного общения с ровесниками. Необходимо помочь старшим дошкольникам с ЗПР понять, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценивать других, понимать и проявлять себя в общении способствуют дальнейшему жизненному успеху.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В ходе констатирующего этапа было установлено, что навыки сотрудничества у старших дошкольников как экспериментальной, таки контрольной группы в основном развиты на среднем и низком уровнях. Это послужило основанием для разработки и реализации комплекса развивающих занятий с использованием элементов игротерапии. Комплекс структурно представлен 24 занятиями, которые проводились в течение 3-х месяцев 2 раза в неделю. Во время их проведения каждый ребенок и группа детей становятся активными участниками. Комплекс занятий способствует развитию моральных чувств, по которым ребенок не только учится понимать сказочных героев, но и анализировать, развивать собственные переживания, учиться оказывать поддержку и помощь своим товарищам, учится сотрудничать и взаимодействовать.
На контрольном этапе было выявлено, что в экспериментальной группе старших дошкольников с ЗПР прослеживается значительная положительная динамика в высоком уровне развития навыков сотрудничества. В контрольной группе положительная динамика в среднем уровне развития навыков сотрудничества выявлена только у 1 старшего дошкольника с ЗПР (10%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Навыки сотрудничества дошкольника рассматриваются как готовность ребенка эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В их состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определять особенности эмоционального состояния себя и других людей; умение выбирать адекватные способы общения с окружающими и реализовать их в процессе взаимодействия.
У старших дошкольников с ЗПР навыки сотрудничества развиты недостаточно. Осуществление задач нравственного воспитания детей-дошкольников, в частности формирование в них доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, предполагает поиски и разработки эффективных методов и приемов целенаправленного воздействия. Работа воспитателя, психолога должна быть направлено на развитие у старших дошкольников с ЗПР навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к товарищам в группе, взаимопомощи, основанная на принципе систематического воспитательного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, на формирование умений и навыков межличностного общения с ровесниками. Необходимо помочь старшим дошкольникам с ЗПР понять, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценивать других, понимать и проявлять себя в общении способствуют дальнейшему жизненному успеху.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В ходе констатирующего этапа было установлено, что навыки сотрудничества у старших дошкольников как экспериментальной, таки контрольной группы в основном развиты на среднем и низком уровнях. Это послужило основанием для разработки и реализации комплекса развивающих занятий с использованием элементов игротерапии. Комплекс структурно представлен 24 занятиями, которые проводились в течение 3-х месяцев 2 раза в неделю. Во время их проведения каждый ребенок и группа детей становятся активными участниками. Комплекс занятий способствует развитию моральных чувств, по которым ребенок не только учится понимать сказочных героев, но и анализировать, развивать собственные переживания, учиться оказывать поддержку и помощь своим товарищам, учится сотрудничать и взаимодействовать.
На контрольном этапе было выявлено, что в экспериментальной группе старших дошкольников с ЗПР прослеживается значительная положительная динамика в высоком уровне развития навыков сотрудничества. В контрольной группе положительная динамика в среднем уровне развития навыков сотрудничества выявлена только у 1 старшего дошкольника с ЗПР (10%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



