Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена(1887-1950)

Работа №7057

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы204стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
692
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С.И. ГЕССЕНА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ «ПЕДАГОГИКИ КУЛЬТУРЫ»
1. 1. Методологические основы педагогики С.И. Гессена и проблемы
начального образования 16-44
1. 2. Цели, задачи и принципы начального образования 44-69
1. 3. Учитель начальных классов как организатор процесса познания и учения 70-86
Выводы по первой главе 86-88
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ «НОВОЙ ДИДАКТИКИ» С.И. ГЕССЕНА
2. 1. Дидактические основания образовательного процесса
в начальной школе 90-105
2. 2. Отбор и структурирование содержания начального образования как
основа развития личности младшего школьника 105-126
2. 3. Формы и методы активизации образовательного процесса в начальной
школе 126-160
Выводы по второй главе 160-162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163-166
ЛИТЕРАТУРА 167-200
ПРИЛОЖЕНИЯ
201-204



Актуальность исследования. Успешное развитие педагогического знания невозможно без глубокого анализа его исторических предпосылок. Для понимания состояния, проблем и перспектив развития педагогики важно современное прочтение многих ее страниц с точки зрения многообразия методологических парадигм, введение в контекст забытых имен и крупных работ. К числу возрождаемых сегодня имен принадлежат имя и труды видного русского педагога и историка образования, философа, правоведа, литературоведа и лингвиста, деятеля общественно-педагогического движения Российского Зарубежья Сергея Иосифовича Гессена (1887 - 1950), научное наследие которого представляет собой неотъемлемую часть истории как российской, так и мировой педагогической мысли. Долгое время остававшийся неизвестным для своего отечества, он, наконец, начинает возвращаться в культурное и образовательное пространство России. В педагогической мысли Российского Зарубежья он являет собой наиболее яркого и известного представителя гуманистического направления. Актуализация научного наследия С.И. Гессена в области начального образования способна обогатить современные гуманистические стратегии образовательного процесса.
Доминирующим принципом современной государственной политики в области образования провозглашается, как говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании» (2002г.), «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» (1, с.4). Соответственно, стратегической целью образовательного процесса выступает формирование личности, принимающей общечеловеческие ценности, способной к созиданию, продуктивному диалогу с природой и социумом, отличающуюся мобильностью и динамизмом. Особенно значимыми эти положения являются

4
для становящейся личности младшего школьника, для современной начальной школы, одной из первых вступающей на путь модернизации и гуманизации образования. Эти идеи восходят к русским педагогам- гуманистам начала ХХ в., в число которых входит и С.И. Гессен.
В личностно-ориентированной системе С.И. Гессена значительное место занимают вопросы начального образования, которое рассматривается им как важнейший этап в формирования индивидуальности, раскрытии творческого потенциала личности, развития духовности. Большое влияние на процесс модернизации начального образования и его перестройку на гуманистических основаниях может оказать концепция начального образования С.И. Гессена.
Историографический анализ свидетельствует, что, несмотря на наличие целого ряда работ, анализирующих философско-педагогическое наследие С.И. Гессена, его конкретный вклад в педагогику и методику начального образования целостно не рассмотрен. Краткий анализ педагогического наследия С.И. Гессена впервые дан в работе В.В. Зеньковского «Русская педагогика в ХХ веке», опубликованной в 1933 г. в Праге (116). В связи с усилением внимания к проблемам дошкольного и начального образования в начале ХХ века в европейской педагогике появляется пристальный интерес к педагогическому наследию мыслителя, особенно с выходом его публикаций о Дж. Джентиле (76, 81), Дж. Ломбардо- Радиче (67, 83), М. Монтессори (58, 59, 84, 94), Ф. Фребеле (58, 59).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами диссертационное исследование, позволяет сделать следующие выводы.
С.И. Гессеном создана оригинальная концепция начального образования, опирающаяся на «педагогику культуры». В условиях, когда основной тенденцией педагогической науки выступает обращение к гуманистическим ориентирам, общечеловеческим ценностям как к логическому центру ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа, концепция начального образования, пронизанная идеями гуманизма, духовности, педагогического сотворчества, органично входящая в контекст европейской и российской истории образования, науки, культуры, несомненно, является особенно актуальной. Обращение к ней в настоящее время позволяет осмыслить тот огромный вклад, который внес ученый в развитие теории и методики начального образования.
Выдвинув одним из первых в русской педагогике аксиологический подход и, тем самым, обозначив свою педагогику как «педагогику культуры», стратегической целью которой явилось приобщение личности к системе ценностей культуры, он определил начальное образование как неотъемлемую её часть. В этой связи оно предстает ориентированным на личность учащегося, её развитие, раскрытие её потенциальных возможностей, требующим её активности в осмыслении, признании, а в дальнейшем актуализации и создании новых материальных и духовных ценностей.
Базирующееся на приоритете аксиологических и антропологических принципов в мировоззренческой системе С.И. Гессена иерархическое понимание многоуровневой структуры личности, учет данных современной ему психологии, позволило ученому определить рамки младшего школьного возраста, особенности становления личности в данный возрастной период, и, в конечном итоге, место начального образования в системе школы в целом и

164
обосновать необходимость уже на этом этапе образовательного процесса как процесса сотрудничества, сотворчества учителя и учащегося, находящегося в позиции активного познающего субъекта. При таком подходе ступень начального образования отличается от других способами и задачами преподавания, главнейшими из которых являются актуализация мотивов и потребностей учащихся, раскрытие их личностного потенциала, возбуждение любви к знанию, жажды познания, стремление к дальнейшему образованию, вооружение необходимыми умениями и навыками, и, тем самым, открытие пути к дальнейшему самоопределению и самореализации. Установив, таким образом, требование реализации культурно-гуманистических функций образования, педагог и исследователь выдвинул, по сути, проблему разработки личностно-развивающих технологий и предложил свой вариант её решения.
Исходя из этого, в дидактике начальной школы субъектом (а не объектом, как это было ранее) образовательного процесса является активная, творческая, свободная по духу личность. Главнейшей её характеристикой выступает проблемность, «заражающая» ученика желанием поиска решения, формирующая ее исследовательский потенциал. Сущностная специфика предлагаемой С. И. Гессеном дидактики начального образования заключается в связи с этим не столько в передаче знаний учащимся, сколько в развитии творческой индивидуально нравственной свободы личности, в совместном росте учителя и обучаемых. Такой, по сути, новаторский подход исследователя предопределил его взгляд, во-первых, на содержание образования в период начального обучения как средство трансляции культуры, в процессе приобщения к которой осуществляется развитие личности ребенка; во-вторых, на урок, основную форму образовательного процесса, связанную с ведущим видом деятельности на этом этапе - трудом, динамически изменяющимся с развитием ребенка от пронизанного игрой к

165
пронизанному творчеством, в направлении предоставления все большей свободы учащемуся; в-третьих, на методы, которые предстают как средство активизации личности, способы развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Исследование позволило определить источники, питавшие концепцию начального образования С.И. Гессена. Одним из источников его концепции явилась западная философская мысль (И. Кант, Э. Кассирер, П. Наторп, В. Рейн, Г. Риккерт и др.). Будучи сторонником кантианской школы, он с этих позиций обратился к рассмотрению европейской философской мысли (Платон и Аристотель, А. Августин и Т. Гоббс, Ф.В. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и Ф. Лассаль и другие).



1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Инфра-М, 2002. 54с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. - 2002. - № 4. - С. 4 - 19.
3. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12¬летней школе) // Народное образование. - 2000. - № 2. - С. 22-30.
4. Минимально. Но обязате6льно (Проекты «Обязательного минимума содержания образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования» и «Требований к уровню подготовки выпускников») // Учительская газета. - 2001. - № 47. - 13 ноября. - С. 3¬
23.
ТРУДЫ С.И. ГЕССЕНА
5. Гессен С.И. А.П. Пинкевич «Педагогика» (рецензия) // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. - Прага: Изд. Земгора. - 1925-26. - Кн. 13-14. - С .159-164.
6. Гессен С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф. М. Достоевского и В. Соловьева // Современные записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. - Париж: Imp. Union. - 1931. - Т. 45. - С .271-306.
7. Гессен С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф. М. Достоевского и В. Соловьева // Современные записки. Под ред. М.В.Вишняка, И.И.Фондаминского. - Париж: Imp. Union.- 1931. - Т. 46.- С. 321-352.
8. Гессен С. И. Вильгельм Рейн // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. - Прага:

168
Изд. Земгора. - 1929. - Кн.32. - С .218-220.
9. Гессен С.И. Глобальная «метода», или глобальное обучение грамоте // Русская школа. Под ред. А. Павлова, С.И. Гессена, Н. А. Ганца и др. - Прага: Изд. Земгора. - 1935. - № 2-3. - С. 19 -41.
10. Гессен С. И. Государство и школа во Франции и Англии. - Рига, 1934. - 32с.
11. Гессен С. И. Десять лет советской школы // Русская школа. Под ред. проф. С.И. Гессена, проф. С.И. Карцевского, Н.Ф. Новожилова, Ю.Д. Новоселова, В.В. Руднева и проф. Д.М.Сокольцова. - Прага: Изд. Земгора. - 1928. - Кн. 28. - С. 473-520.
12. Гессен С. И. Е. Л. Зубашев // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С.И. Гессена, проф. С.И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В.В. Руднева и проф. Д.М.Сокольцова. - Прага: Изд. Земгора. - 1929. - Кн.32. - С .222-224.
13. Гессен С.И. Евразийство // Современные записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. - Париж: Imp. Union. - 1925.
- Т. 25. - С .494-508.
14. Гессен С.И. Иоганн Генрих Песталоцци // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С.И. Гессена, проф. С.И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. - Прага: Изд. Земгора. - 1926-27. - Кн. 24. - С. 611-630.
15. Гессен С.И. Идея нации // Вопросы мировой войны. Сборник статей под ред. М.И.Туган-Барановского. - Петроград: Изд. Юридического книжного склада «Право». - 1915. - С.562-589.
16. Гессен С.И. Идея социального права // Современные записки. Под ред. М.В.Вишняка, И.И.Фондаминского. - Париж: Imp. Union. - 1932. - Т. 49. - С .421-435.

169
17. Гессен С. И. Идея трудовой школы и лабораторный план (Dalton Plan) // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С.И. Карцевского и В.А. Ригана. - Прага: Изд. Земгора. - 1923. - Кн. 5-6. - С. 33-57.
18. Гессен С. И. «Из иностранной литературы о советской школе» // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. - Прага: Изд. Земгора. - 1929.
- кн.34. - С.475-479.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ