Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗВУК КАК МОДУС ОРГАНИЗАЦИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Работа №70547

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Глава. Звук как феномен антропологического пространства.
1.1. Параграф. Краткий анализ природы звука и его восприятия как
пространственного феномена.
1.2. Параграф. Проблема концептуальной определенности исследования
антропологического пространства.
2. Глава. Звук в антропологическом пространстве архаики и античности.
2.1. Параграф. Роль звука в исследовании архаичной культуры.
2.2. Параграф. Звук в культурном пространстве Древней Греции.
2.3. Параграф. Фонологизм и звучащий голос в западной цивилизации.
3. Глава. Анализ современного пространства
3.1. Параграф. Звук и визуальное как вопрос о форме познания
пространства.
3.2. Параграф. Звучащие смыслы в современном пространстве.
Заключение
Список литературы
Приложение

Актуальность выбранной темы объясняется конкретными категориями и спектром неразрешенных вопросов, имеющих философско- антропологический характер, связанных с изучением пространства и звука. Работа отражает в себе малоизученную область исследования с точки зрения философской антропологии, а именно то, как звук влиял и продолжает влиять на формирование антропологического пространства. Изучение звука носит разносторонний характер и описывается в контекстах музыковедения, акустики, культурологии, физических и других наук, исходя из категорий и принципов научной дисциплины, а также методов, использующиеся для изучения звука. Научная новизна объясняется малой изученностью в философских дисциплинах феномена звука как пространственного антропологического феномена. Звук предстает не столько как физическое, природное явление, сколько как носитель смысла и средство коммуникации, которое оказывает мощное влияние на понимание человеком окружающего мира, общества, культуры и самого себя. Главной проблемной областью остается вопрос о том, как звук, являясь частью природного пространства, концептуализируется и переживается человеком во всей его интеллектуально - психологической сложности, с чем это связано, и какую роль играет в его практической деятельности.
Проблема диссертационного исследования усложняется тем, что антропологическое пространство включает в себя пространство, в котором разворачивается не только деятельность человека, но и жизнедеятельность всего живого мира. Все что связано с антропологическим пространством включает в себя понимание человека в его единстве как природного, так и культурного существа. Антропологическое пространство связано с природой и социальной, культурной деятельностью человека.
Объектом исследования является звук как часть антропологического пространства.
Следует выделить так же предмет работы - исследование влияния пространства на деятельность человека.
В данной работе звук будет представлен как феномен природы, который в различные исторические эпохи трактовался и воспринимался человеком по- разному. Определением того какие смыслы вкладывались в звук, как он влиял на создание и понимание человеком антропологического пространства будет являться целью работы.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задач:
• Дать краткий анализ природы звука и его восприятия как пространственного феномена.
• Выявить проблему концептуальной определенности исследования антропологического пространства
• Обозначить звук в антропологическом пространстве архаики и античности.
• Проанализировать влияние звука в современном антропологическом пространстве
Гипотеза: Человек, становясь субъектом культуры, не исключает себя в качестве объекта природы.
Методы: в работе применены общенаучные исследовательские методы анализа философско-исторических и философско-научных документов и материалов, связанные с идеей комплексного анализа пространства в единстве с его акустической составляющей.
Структура: Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы и заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Звук как пространственный феномен остается открытой областью для исследования в области философии, антропологии, культурологии и искусства. Звук как феномен природы в своем выражении и интерпретациях связывался с явлениями сверхчувственной природы и воспринимался в архаическом и античном обществе как часть мира, связанная с другими пространствами. Эта традиция понимания звука и его использование как организующей составляющей пространств, когда-либо созданных человеком, не смотря на смещение способов познания и представления окружающего мира сохраняется и живет, как природа живет в самом человеке. Человек прикасаясь к звучанию, прикасается к природе.
Человек как природное существо становясь субъектом культуры, не исключает природного в человека, природа никуда не девается при включении человека в культуру. Природа продолжает жить в человеке и определять многие вещи.
В этом смысле природа и культура не противоречат друг другу, многоликость природы, найденная в нематериальном явлении звука, находит свое отражение в культуре человека, особенно ярко выражаясь в области искусства, а также оказывая влияние на создаваемые человеком пространства, связанные с физическим изменением природы.
Итак, в начале работе были определены свойства звука как физического и как акустического феномена и его восприятие человеком как пространственного явления, а также область его изучения в антропологическом пространстве. Звук является нематериальной составляющей пространства, физически постигаемый человеком как акустическое явление и является так же носителем определенных социальных и культурных смыслов, входящие в пространство. Проанализировав понимание звука в исторические эпохи архаики и античности на примере Древней Греции было установлено что звук в представлении людей относился к области сакрального и сверхчувствительного элемента, понимание звука осуществлялось больше как явление истинного бытия, через звук в архаичное время человек ориентировался в пространстве и времени и связывал, и воспринимал действительность. Древнегреческое истолкование звука представляло этот феномен как универсальный инструмент для осмысления человеком себя и своего положения в пространстве, открытие греками гармонии в музыке и обращение к физической и ментальной природе звука как элементу для познания универсальных законов и коммуникации не только в социальном, но и природном пространстве. Это отразилось в их более живом и чутком понимании всех процессов, происходящих в действительности.
Исторически связанные события, происходившие в культуре западной цивилизации, отразились и сохранили связь с античным и архаичным пониманием звука как феномена антропологического пространства. Новоевропейский переход к приоритету виденья, как к рациональному и достоверному способу получения знания поставил перед наукой и культурой актуальные по настоящий момент вопросы о представлении картины мира и правильности познания мира. Возможно ли вообще истинное познание пространства через визуальное, в отрыве от других чувственно воспринимаемых данных?
В современную эпоху 20-21 века звук живет в искусстве, культуре и самом человеке как носителе звучащего голоса. Изменения, связанные с переменой звукового ландшафта, открытием новых жанров в музыке, и новые антропологические практики, связанные с звуком, предполагают обращение к звуку как к феномену пространства. Появление в «новом» искусстве необычных видов аудио представлений, таких как саунд-инсталляции, интерес научных деятелей, в области гуманитарных знаний о человеке и пространстве, к тематике сакрального, (примером чего может послужить становлении иеротопии как творческой деятельности по созданию и изучении сакральных пространств), невозможно без учета звуковой составляющей.
Процессы, производимые в социуме, отражаются на звуковом пространстве и практиках работы человека со звуком, но звук как субстанция, всегда напоминает человеку о том, что он продукт не только культуры и социальных отношений, но и человек как существо, связанное с природой и вселенской гармонией. Звук, выраженный в пространстве, хранит в себе множество определяющих деятельность человека смыслов, но, чтобы узнать о них, человеку необходимо научится слушать и слышать себя и природу.



1. Агамбен, Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. / Дж.
Агамбен — М. : Европа, 2011. — 256 с.
2. Агапкина, Т. А. Звуковой образ времени и ритуала (на материале весенней обрядности славян) / Т. А. Агапкина // Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян: сб. науч. трудов / Институт славяноведения РАН; под ред. С. М. Толстой. М.: Издательство «Индрик». - 1999. - C. 339
3. Адорно Т В. Избранное: Социология музыки : пер. с нем. / Т. В. Адорно. - Москва, Санкт-Петербург: Унив. кн., 1999. - 445. с.
4. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. / Аристотель. - М. : Гос. изд- во худ. лит., 1957. - 183 с.
5. Бальтазар фон Г. У, Барт К., Кюнг Г. Богословие и музыка. Три речи о Моцарте / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - 2-е изд. / Г.У фон Бальтазар, К. Барт, Г. Кюнг. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. —159 с.
6. Бедаш Юлия Анатольевна Концепция социального пространства Анри Лефевра / Ю.А. Бедаш // Вестник ТГПУ 2012. №11 (126). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sotsialnogo-prostranstva-anri lefevra (дата обращения: 07.05.2017).
7. БЕРЕЖАНСКИЙ П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития) / П. Н. Бережанский
— М., 2000. — 101 с.
8. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.Ш. Бонфельд — М.: Гуманит. изд. Центр, В ЛАД ОС, 2001. — 224 с.:
9. Виноградова, JI. H. Звуковой портрет нечистой силы / JI. H. Виноградова // Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культур е славян: сб. науч. трудов / Институт славяноведения РАН; под ред. С. М. Толстой. М.: Издательство «Индрик».
- 1999. - С. 179-199.
10. Вирильо П. Машина зрения. / П. Вирильо. - СПб.: Наука, 2004. - 306 с.
11. Витрувий П.М. Об архитектуре. / П.М. Витрувий. - М. —Л.: Соцэкгиз, 1936. - 326 с.
12. Гельмгольц Г/ Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки: Пер. с нем. Изд. 3-е. / Г. Гельмгольц. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 592 с.
13. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. / Е.В. Герцман. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1995. - 336 с.
14. Герцман, Е. Античное музыкальное мышление: исследование / Е. Герцман. - Л. : Музыка : Ленингр. отд-ние, 1986. - 223 с.
15. Герцман, Е. Пифагорейское музыкознание. Начала древнеэллинской науки о музыке / Е. Герцман. - СПб. : Гуманитарная Академия, 2003. - 383 с.
16. Головня В.В. Аристофан / В.В. Головня. - М., 1955. - 185 с.
17. Демирханян А.Р., Фролов Б.А. Ритм и символ в первобытном искусстве / А. Р Демирханян, Б.А. Фролов // Историко- филологический журнал. - 1986. - №3. - С.150-168
18. Деррида, Жак. О грамматологии. / Ж. Деррида. - М.: Ad Marginem, 2000. - 512 с.
19. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. / Л.Я. Жмудь. - Л., 1990. - 192 с.
20. Карпюк С.Г. Лекции по истории древней Греции. / С. Г. Карпюк. - М., 1997. - 160 с
21. Клюкин И. И. Удивительный мир звука / И.И. Клюкин. - Л.: Судостроение, 1978. - 166 с.
22. Крышталева Марина Константиновна Визуальный опыт человека в современной культуре // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. №2 (31). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnyy-opyt-cheloveka-v- sovremennoy-kulture(дата обращения: 10.05.2017).
23. Курбанов М. Г. Антропологическое пространство / М. Г. Курбанов // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 т. Т. I. Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. - С. 537
24. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. / Л. Леви- Брюль. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с.
25. Лефевр А. Производство пространства / А. Лефевр.— М.: Streike Press, 2015.— 432 с.
26. Лукьячнова Ольга Ярославна. К проблеме феноменологии звука // Артикульт. 2015. №2 (18). URL: http://cyberleninka.rU/article/n/k-probleme fenomenologii-zvuka (дата обращения: 07.01.2017).
27. Люльфинг Г. У истоков алфавита. / Г. Люльфинг - М., 1981. - 108 с.
28. Невская Л.Г. Молчание как атрибут сферы смерти) / Л.Г. Невская // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. - М., 1999. - С. 123-135
29. Нечипуренко В. Н. Космогония и звук: мифо-ритуальные и символические аспекты (по работам Мариуса Шнайдера) / В.Н. Нечипуренко// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2015. - №6. - С.36-54
30. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Сочинения: в 2 т. Т. 1. / Ф. Ницше. - М.: Мысль, 1990. - 164 с.
31. Орлов Г. Древо музыки / Г. Орлов. - Вашингтон - СПб., 1992. - 408 с.
32. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 2 / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древне- греч. / Платон. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во ОлегаАбышко», 2007.—731 с.
33. Платон. Тимей // Платон. Собр. соч.: В 4-х т. / Пер. С. С. Аверинцева. - Т. 3. - М.: Мысль, 1994. - С. 421-500.
34. Соболевский С.И. «Древнегреческий язык». / С. И. Соболевский М. Репринт. 2003. - 305 с.
35. Способин И. В. Элементарная теория музыки / И. В. Способин. -Москва: Кифара., 1996.- 208 с.
36. Тарнас, Р. История западного мышления / Р. Тарнас // Пер. с англ. Т. А. Азеркович. - М. : КРОН-ПРЕСС, 1995. - 448 с. [ Электронный ресурс]. - URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Tarnas_Mentality/ _28.php (дата обращения 30.02.2017).
37. Фридрих И. История письма / Пер. с нем.; Под ред., с предисл. и коммент. И.М. Дьяконова. 3-е изд. / И. Фридрих. - М., 2008. - 455 с.
38. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. Т. 1: Гл. I-XXX1X / Пер. с англ. М. Рыклина. / Дж. Фрэзер. — М.: ТЕРРА— Книжный клуб, 2001. — 528 с.
39. Хайдеггер, М.. Время картины мира / М. Хайдеггер. Время и бытие: статьи и выступления; (серия Мыслители ХХ в.). - М.: Республика, 1993.
- С. 41-63. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/haydegger/khaydegger_m_vremya_kartin/vremya_kartin0/ (дата обращения 01.04.2017).
40. Цивьян, Т. В. Отражение звукового пейзажа в языке и тексте (на материале русской загадки) / Т. В. Цивьян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. - М., 1999. - С. 149-178.
41. Эйгес К. Очерки по философии музыки / К. Эгейс // Звучащие смыслы. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-таю. 2007. - С. 175-222.
42. Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза / М. Элиаде. - Киев: «София»,2000. — 480 с.
43. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. / Н. Е. Яценко. - Изд.: Лань, 1999. - 528 с.
44. Fritz Winkel. Music, Sound, and Sensation / Winkel Fritz // New York. - 1967.
- P 123-162
45. Hermann L. F. Helmholtz On the Sensation of Tone / Helmholtz Hermann L. F. // Longmans, Green, and Company (London-NewYork). - 1895. - P.370
46. Ong J. W. Interfaces of the Word: Studies in the Evolution of Consciousness and Culture. / J. W. Ong // Cornell University Pres. - 1977. - P 121 -127.
47. Schneider M. Singende Steine. Rhythmus-Studien an drei romanischen / M. Schneider // Kreuzgangen. Munchen: Heimeran. - 1978. - P 123.
48. Zuckerkandl Victor. Sound and Symbol: Music and the External World / Victor Zuckerkandl // Bollingen Series XLIV, Princeton University Press. - 1696. - P. 375-276.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ