НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Содержание имущественно-земельного комплекса муниципального образования как объекта собственности и хозяйствования 8
1.2. Правовые основы и практика формирования и управления имущественно-земельными комплексами городских поселений 12
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЛЬХОВАТСКОГО
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 16
2.1. Административно-территориальное устройство и состав
городского поселения 16
2.2. Факторы развития Ольховатского городского поселения 21
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННО¬
ЗЕМЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ОЛЬХОВАТСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 29
3.1. Специфика функционально-планировочного зонирования
территории поселения 29
3.2. Земельный фонд городского поселения и категории земель... 35
3.3. Экономические аспекты современного использования
имущественно-земельного комплекса поселения 38
ГЛАВА 4. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ ОЛЬХОВАТСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 42
4.1. Выявление недостатков используемых механизмов управления 42
4.2. Совершенствование системы управления земельно-имущественным комплексом городского поселения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Ключевым направлением государственной социально-экономической политики в условиях рыночной трансформации России является реформирование земельно-имущественных отношений.
Развитие земельно-имущественных отношений и формирование земельно-имущественного комплекса городских поселений Воронежской области - это сложная многоаспектная проблема, которая включает в себя большой круг вопросов: формы собственности и хозяйствования, функционирование рынка земли и недвижимости, земельный налог и налог на имущество, землепользование, структура и органы управления земельно-имущественным комплексом и т.д.
Однако до настоящего времени не достигнута цель по вовлечению земли и расположенных на ней объектов недвижимости в экономический оборот, земельные ресурсы регионов не превратились в высокодоходный производственный ресурс, определяющий экономический потенциал территории, земельно-имущественный комплекс не стал целостным объектом управления.
Позитивная динамика имущественно - земельного комплекса поселений, его эффективное структурирование в контексте рыночного реформирования, глобализации и регионализации, во многом сопряжено с рациональным использованием имеющегося ресурсного потенциала и, в первую очередь, с решением проблем городского землепользования. Это объясняется той особенной ролью, которую недвижимость играет в хозяйственной жизни людей и деятельности всех хозяйствующих субъектов, являясь базисом все-общего развития.
В настоящее время одним из немногих источников дополнительных финансовых ресурсов может стать имущественный комплекс муниципальных образований. Правильно распорядиться этим имуществом - одна из важнейших задач местных администраций. В связи с этим возрастает значимость разработки теоретических и методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности использования имущественного комплекса муниципальных образований.
Вопросы взаимосвязи использования земельно-ресурсного потенциала и развития экономики, приоритеты и механизмы структуризации муниципальной экономики в контексте совершенствования землепользования городских поселений, в значительно мере остаются малоизученными, особенно на уровне конкретного муниципального образования Ольховатского района. Эти обстоятельства инициируют данное исследование, предопределяют его актуальность.
Объектом исследования является имущественно - земельный комплекс Ольховатского городского поселения Воронежской области, выступающий основой социально-экономического развития муниципального образования.
Предметом исследования выступают современные формы использования и оценка эффективности управления, функционирования и развития объектов имущественно - земельного комплекса городского поселения.
Целью данной ВКР является исследование структуры, механизмов функционирования и управления имущественно - земельного комплекса Ольховатского городского поселения.
Такая постановка цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты структуры, формирования и управления имущественно - земельного комплекса муниципального образования;
• проанализировать правовую основу функционирования и управления имущественно - земельных комплексов городских поселений Воронежской области;
• определить факторы развития, функционально-планировочную структуру и специфику современного использования имущественно - земельного комплекса городского поселения;
• выявить спектр проблем и обосновать систему мер по повышению эффективности использования и управления имущественно - земельным комплексом Ольховатского поселения.
Материалами исследования являются: данные Росстата, Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области, Ольховатского районного комитета государственной статистики, материалы, Росреестра, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Администрации Воронежской области, а также Администрации Ольховатского городского поселения, данные и сведения, опубликованные в научной литературе и периодической печати.
Значительная часть материалов ВКР непосредственно собиралась и обрабатывалась автором в процессе прохождения производственных и пред-дипломной практик в Администрации Ольховатского городского поселения,
Методы исследования: статистический; метод аналогий, сравнительного и экспертного, анализа, экстраполяции тенденций, картографический и другие.
Практическая значимость состоит в возможности применения администрацией Ольховатского поселения полученных результатов экономической оценки имущественно-земельного комплекса поселения при разработке стратегии развития поселения до 2025 года.
Структура ВКР: Работа состоит из нормативно - правовой базы, введения, заключения, 4-х основных глав, списка использованных источников и приложений.
Одним из наиболее актуальных направлений в области развития территорий является совершенствование процессов управления земельно - имущественным комплексом территорий, представленным земельными участками и связанными с ними объектами недвижимого имущества и инфраструктуры.
Ольховатское городское поселение располагается в центральной части Ольховатского муниципального района Воронежской области. Административным центром Ольховатского городского поселения и Ольховатского муниципального района является рабочий посёлок Ольховатка, расположенный в 237 км от областного центра г. Воронеж.
Территория поселения граничит на севере с Новохарьковским сельским поселением, на северо-востоке с Лисичанским сельским поселением, на во-стоке с Шапошниковским сельским поселением, на юге со Степнянским сельским поселением, на западе с Марьевским сельским поселением.
Городское поселение включает в себя семь населённых пунктов: рабочий посёлок Ольховатка, посёлок Загирянка, посёлок Большие Базы, посёлок Малые Базы, посёлок Заболотовка, посёлок Бугаевка, посёлок Саловка.
Основная часть территории в границах Ольховатского городского поселения представлена землями сельскохозяйственного назначения. Планировочная организация территории Ольховатского городского поселения складывалась под влиянием основных факторов: рельефа местности, водных объектов и сложившейся транспортной структуры. Градостроительный каркас, сформированный на протяжении многих этапов развития данной территории, соответствует характеру традиционной системы расселения и представлен семью населёнными пунктами: рабочий посёлок Ольховатка, посёлок Загирянка, посёлок Большие Базы, посёлок Малые Базы, посёлок Заболотовка, посёлок Бугаевка, посёлок Саловка, которые застроены преимущественно индивидуальной усадебной застройкой.
Наибольшие доходы в бюджет поселения получены за счёт земельного налога. Для Ольховатского городского поселения является актуальным решение множества задач: повышение социально-экономического развития территории, усиление контроля за оформлением земельных участков в собственность, регулярное и своевременное обновление сведений, необходимых для начисления местных налогов, проведение работы по легализации заработной платы, применение мер административного воздействия в отношении недоимщиков по местным налогам.
В связи с незавершенностью работ по постановке земельных участков на кадастровый учет невозможно произвести точный подсчет площадей земель различных категорий. Анализ земель на территории Ольховатского городского поселения показывает, что площади земель многих категорий не установлены.
Таким образом, в составе земельного фонда поселения необходимо установить границы земельных участков и территорий:
- в составе земель сельскохозяйственного назначения - границы участков под инженерными коммуникациями, зданиями, строениями, сооружениями для производства сельскохозяйственной продукции;
- в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и земель иного специального назначения - границы земель промышленности, энергетики, связи, телевидения и иного специального назначения (кладбища, скотомогильники, свалки ТКО);
- уточнить наличие и границы земель водного фонда;
- уточнить наличие и границы земель запаса;
- уточнить площади и границы земель лесного фонда.
Развитие жилищного строительства в населенных пунктах планируется на свободных от застройки территориях. В рамках развития нового типа жилья возможно строительство таунхаусов и коттеджей. Необходимо обеспечить переход от благоустройства отдельно взятых дворов к комплексному благоустройству территорий жилых кварталов. Требуется обеспечение условий для увеличения объемов и повышения качества жилищного фонда городского поселения, при обязательном выполнении экологических, санитарно-гигиенических и градостроительных требований, с учетом сложившегося архитектурно-планировочного облика городского поселения. На перспективу необходим снос жилищного фонда по ветхости жилых домов выше 70 % из-носа с предоставлением гражданам равноценного жилья в соответствии с социальной нормой жилья.
На перспективу необходимо:
Сохранение общей масштабности существующих планировочных эле-ментов городского населенного пункта.
- Сохранение и развитие регулярной системы планировочных элементов города, обеспечение связности территорий внутри поселения.
- Благоустройство центральной части рп. Ольховатка. Формирование структуры центра городского значения в соответствии со сложившимся транспортно-коммуникационным каркасом.
- Благоустройство центральной части п. Заболотовка, п. Большие Базы.
- Проведение реконструкции фасадов зданий на центральных улицах.
- При реконструкции и формировании жилой застройки на территории общественных центров следует ориентироваться на переход от типового к авторскому адресному проектированию.
- Увеличение зоны жилой и общественно-деловой застройки за счет освоения имеющихся свободных территорий в границах населенных пунктов.
Важным направлением экономической политики района является при-влечение инвестиций с целью дальнейшего развития производства, создания дополнительных рабочих мест, для этого сформирован реестр инвестиционно-привлекательных земельных участков.
Основные меридиональные направления и основные широтные направления имеют внешние выходы, вдоль которых исторически разместилась одноэтажная застройка, ранее вошедшая в территорию поселка. Вектор развития поселения - север и северо-восток. Максимальная же площадь селитебной зоны самая значительная кадастровая стоимость была отмечена нами непосредственно в самой Ольховатке.
К основным отрицательным тенденциям развития территории относятся: не полностью упорядоченное размещение жилого и производственно-коммунального строительства в условиях разобщения отдельных территорий поселения; недостаточная развитость дорожно-транспортной сети, дефицит инженерного обеспечения. Градостроительная структура характеризуется преобладанием малоэтажной застройки с приусадебными участками, наличием агропромышленной и коммунальной зон.
Для Ольховатского поселения предусматривается преобразование системы центров, благоустройство существующих жилых кварталов, развитие рекреационных зон, увеличение площади озеленения, что позволяет улучшить микроклимат и санитарно-гигиенические условия жизни населения. Необходимо также улучшить санитарно-экологические условия проживания населения, особенно расположенных в пределах санитарно-защитных зон агропромышленных и коммунально-складских предприятий, автомагистралей.
Развитие поселения планируется осуществлять за счет внешних резервов. По нашему мнению, эффективное управление имущественно - земельным комплексом Ольховатского поселения должно способствовать развитию его территории, эффективному использованию ресурсов поселения, защите прав и соблюдению интересов субъектов земельно-имущественных отношений, решению экономических, социальных и экологических проблем городского поселения.
1. Варламов, А. А. Научные основы земельного кадастра/ А. А. Варламов, П. Ф. Лойко, Г.В. Ломакин, Н. Е. Петров, С. А. Гальченко. Под ред. А. А. Варламова. Учебное пособие ГУЗ - М., 1995. - 144 с.
2. Варламов, А. А. Земельный кадастр субъекта Федерации/ А. А. Варламов, О. Т. Хисматулов, Б. Г. Левин. Пермь: «Денор», 1997. - 272 с.
3. Варламов, А.А. Государственное регулирование земельных от-ношений в России (учебное пособие) // А. А. Варламов, Н. В. Комов. - М.:ГУЗ, 1997. - 111 с.
4. Власова, Н. Ю. Земельно-имущественный комплекс как значимый фактор поступательного развития крупнейшего города/ Н. Ю. Власова // Известия Уральского гос. эконом. ун-та. - 2009. - № 1. - С. 67-73.
5. Греф, Г.О. О мерах по реализации земельной реформы и развитию рынка недвижимости / Г.О. Греф // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.- 2005.- №2 (23). Режим доступа: www.dpr.ru
6. Доклад о состоянии и использовании земель Воронежской области за 2016 год / Врпрнеж. Управление Росреестра по Воронежской области. Режим доступа: www.dpr.ru
7. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт/ В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 352 с.
8. Засядь-Волк, В. В. Концепция эффективного привлечения инвестиций в земельно-имущественный комплекс крупного города/ В. В. Засядь- Волк, // Управленческое консультирование. - 2005. - № 2. - С. 137-143.
9. Кириллов, С. Н. К формированию комплексной модели эколого-экономического механизма городского землепользования/ С.Н. Кириллов// Проблемы современной экономики. 2010. №1 (13). С. 21-28.
10. Комов, Н. В. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне./ Н. В. Комов, Д. Б Аратский. Нижний Новгород: Из- дательсво Волго-вятской академии государственной службы, 2000. - 246 с.
11. Крюков, В.А. Проблемы государственного управления в имущественно-земельном комплексе / В.А.Крюков // Экономист. - 1998. - № 8. - С. 62-68.
12. Кухтин, П. В. Маркетинг и экономическая оценка земельно-имущественного комплекса городов (населенных пунктов) : учеб.-метод. пособие / П. В. Кухтин, А. А. Левов ; Рос. науч. центр гос. и муницип. упр. - М.,2003.- 259 с.
13. Кухтин, П. В. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. 2-е изд. / П.В. Кухтин - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
14. Парамонов, А.В. К вопросу повышения эффективности использования земель поселений / А.В. Парамонов // Земельный вестник России. -2004.- № 4. - С. 17-20.
15. Панасенкова,Т.В. Концепция эволюции региональной системы земельно-имущественных отношений современной России. / Т. В. Панасенкова. - Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета. - 2009. - 300 с.
16. Панасенкова, Т. В. Роль государственных институтов в управлении сферой земельно-имущественных отношений / Т. В. Панасенкова // Вестн. Ростовского гос. эконом. ун-та (РИНХ). - 2009. - № 1. - С. 28-33.
17. Прока, Н.И. Социально-экономическая эффективность реализации потенциала сельских территорий / Н.И. Прока // Вестник Орел ГАУ. - 2011. - № 5.
18. Пчелинцев, О.С. Региональная инфраструктура как условие экономического роста / О.С. Пчелинцев, М.М. Минченко // Проблемы прогнозирования.- 2004.- № 6 (87). - С. 3 -14.
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010г. По2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы КонсультантПлюс»
20. Регулирование земельных отношений на муниципальном уровне. Часть 1: Методические указания / С. А. Шамаев, Т. Н. Флиглинских. Белгород: Белгородский институт государственного и муниципального управления (филиал) ОРАГС, 2006. - 64 с.
21. Регулирование земельных отношений на муниципальном уровне. Часть 2: Методические указания / С. А. Шамаев, Т. Н. Флиглинских. Белгород: Белгородский институт государственного и муниципального управления (филиал) ОРАГС, 2006. - 64 с.
22. Сай, С.И. Методы и модели управления земельно-
имущественным комплексом крупного города /С.И. Сай. М.: Фонд развития отечественного книгоиздания им. И. Д. Сытина, РАГС, 2001. - 192 с.
23. Сай, С.И. Земельно-имущественный комплекс России как объект регулирования / С.И. Сай // Общество и экономика.- 2001.- № 7-8. - С. 170¬182
24. Теория и методы управления земельными ресурсами: Сборник научных трудов / Под ред. А. А. Варламова. - М.: ГУЗ, 2001. - 180 с.
25. Трещевский, Ю. И. Экономическая и социальная эффективность создания имущественно-земельных комплексов в крупном городе / Ю. И. Трещевский // Регион. экономика: теория и практика. - 2008. - № 3. - С. 55-61.
26. Управление имущественным комплексом городов Воронежской области. Сб. действующих нормативно-правовых актов органов местного самоупр. Воронежской области. - Воронеж, 2001 - 352 с.
27. Управление имущественным комплексом города Екатеринбурга. сб. действующих нормативно-правовых актов органов местного самоупр. г. Екатеринбурга - Екатеринбург: Б. и., 2001 - 352 с.
28. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Официальный сайт [электронный ресурс] // Режим доступа: URL:http://www.kadastr.ru.
29. Хаметов, Т.И. Основы формирования объектов земельно-имущественного комплекса и их эффективного использования. Монография. / Т.И. Хаметов. - Пенза: ПГУАС, 2008. - 159 с.
30. Харитонова Н. Ю. Развитие земельно-имущественных отношений в городе // Проблемы регион. экономики. - 2007. - № 1/2. - С. 163-168.