Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению

Работа №7054

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы188стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
759
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
1.1. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения школьников 11
1.2. Профессиональное самоопределение как фактор развития личности подростков 37
1.3. Готовность подростков к профессиональному самоопределению 62
Выводы по первой главе 77
ГЛАВА II. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
2.1. Личностно ориентированные технологии в образовании 79
2.2. Личностно ориентированный тренинг формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению 91
Выводы по второй главе 125
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ТРЕНИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 126
3.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение .... 141
Выводы по третьей главе 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 161
ПРИЛОЖЕНИЯ 177



Актуальность исследования. В Национальной доктрине образования одной из основных целей и задач является формирование у подростков трудовой адаптации, активной жизненной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда. Эти цели и задачи реализуются в учебном процессе школы, в работе межшкольных учебных комбинатах и в учреждениях дополнительного образования.
Актуальность формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях вызвана реально сложившейся ситуацией, прежде всего осложнением положения на рынке труда: наличием большого количества молодежи, имеющей статус безработных, их низкой конкурентоспособностью (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.К. Окунева, Н.В. Самоукина, П.А. Щавир и др.).
Осуществляемая в настоящее время в России реформа системы образования проводится на принципах гуманизма, которые включают приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, гуманистический характер образования (Е.В. Бондаревская). Однако при общем приоритете идей гуманизма, отсутствует четкое представление о сущности послед¬него применительно к системе образования детей подросткового возраста, которые, как известно «... продолжают доставлять много забот родителям и учителям, врачам и правоохранительным органам» (154, с. 12)1.
Происходящая трансформация гуманистических представлений ставит новые задачи перед системой образования. Гуманизация содержания образования призвана обеспечить соответствующую новым запросам общества подготовку его членов, что не возможно без соответствующей гуманизации пе-дагогических методов и приемов (В.А. Беликов, А.Г. Гостев, В.Я. Ляудис).
1 В скобках дается ссылка на источник, название которого приведено в библиографическом указателе. Первая цифра обозначает порядковый номер источника, а цифра после запятой - место в источнике. Между цифрами источников ставится точка с запятой.
Происходящая трансформация гуманистических представлений ставит новые задачи перед системой образования. Гуманизация содержания образования призвана обеспечить соответствующую новым запросам общества под-готовку его членов, что не возможно без соответствующей гуманизации педагогических методов и приемов (В. А. Беликов, А.Г. Гостев, В .Я. Ляудис).
Основной целью профориентационной работы является формирование готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению как важнейшего компонента личностного развития. В психолого-педагогической литературе сложилось мнение о том, что профессиональное самоопределение в жизни каждого человека, особенно в школьные годы, является одной из самых важных проблем (И.Р. Атутов, Н.С. Костылева, В.А. Поляков и др.).
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионально¬го становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы). Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности (Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов).
К сожалению, в настоящее время слабо решается задача формирования профессиональных намерений школьников в условиях рыночных отношений. Школьники выпускных классов плохо осведомлены о возможностях региональных рынков труда, потребности в профессиональных кадрах, своей пригодности к выбранной профессии (Е.М. Борисова, А.С. Горшков).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием объективных противоречий между:
а) социальной потребностью в осуществлении выпусниками школ адекватного выбора профессии, специальности и будущего места работы и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению;
б) ориентацией образовательной парадигмы на приоритет всестороннего развития личности и недостаточным использованием технологии личностно ориентированного подхода к школьникам подросткового возраста в образовательном процессе по формированию готовности к профессиональному самоопределению.
В поисках средств преодоления возникших противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы возможности формирования у подростков готовности к профессиональному самоопределению. Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению».
В нашем исследовании введено ограничение: формирование готовности подростков к профессиональному самоопределению осуществлялось во внеурочной деятельности.
Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать педагогические условия личностно ориентированного подхода к подросткам в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Объект исследования - образовательный процесс с подростками во внеурочное время в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования у подростков готовности к профессиональному самоопределению можно повысить при выполнении следующих условий:
1. Разработана модель формирования готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению, как компонента развития личности.
2. Обоснованы педагогические условия формирования готовности к профессиональному самоопределению, предполагающие личностно ориентированный подход к подросткам.

3. Готовность подростков к профессиональному самоопределению формируется в процессе проведения тренинга личностного развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональное самоопределение - это один из видов самоопределения личности, характеризующее формирование отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Сформированность самоопределения это степень сбалансированности психологических возможностей молодого человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированные у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Актуальность профессионального самоопределения, являющегося результатом профессиональной ориентации личности учащихся, в связи с изменениями социально-экономических условий нашего общества непрерывно возрастает. Многочисленные экспериментальные данные и результаты собственного констатирующего исследования показали, что большинство школьников, даже 10-х классов, не готовы к осознанному и обоснованному выбору профессии. Поэтому активную подготовительную работу по формированию готовности к профессиональному самоопределению школьников необходимо начинать, как минимум ,с подросткового возраста.
Подростковый возраст является самым головоломным, трудным и даже опасным из всех возрастных периодов жизни, считает значительная часть психологов и педагогов. Однако в исследованиях этого вопроса отмечается и другая точка зрения. Нейтрализация большинства «негативных проявлений» в подростковом возрасте может быть реализована путем индивидуального, личностно ориентированного подхода к ребенку. Основные сферы (направления) развития в этом возрасте включают в себя половое, познавательное и социальное развитие подростка. Развитие интеллектуальной сферы подростка составляет центральное звено в его психическом развитии, является важным условием становления личности. Именно в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Ведущая деятельность этого возраста и развитие вербально-логических интеллектуальных функций лежит в основе развития коммуникативных качеств личности. Наиболее существенный вклад интеллекта в процесс развития самосознания, связан с развитием такой общей способности психики как рефлексия.
Профессиональное самоопределение молодого человека понимается в настоящее время большинством специалистов как существенная сторона общего процесса развития личности. Личность трактуется, как три образующие единство аспекта: а) как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных качеств; б) как носитель взаимоотношений и взаимодействий членов группы; и в) как идеальная представленность индивида в жизнедеятельности других людей. Личность выступает связующим звеном между социальной средой и биологическим организмом. Природа человека характеризуется единством, тесной взаимосвязью биологического и социального на¬чал. Они представлены в том или ином соотношении. Социальное начало действует на биологическое через психическое.
Основное содержание первого этапа социализации - формирование у подростка чувства отграниченности своей личности от окружающих его людей. Единственный способ обретения чувства отграниченности своего «Я» от «Я» других людей - это активное взаимодействие с этими другими, общение.
Ведущей потребностью в подростковом возрасте является потребность в положительной оценке себя окружающими людьми. Постепенно происходит смена ориентации с оценки окружающих на самооценку. В период от 12 до 14 лет исключительно интенсивно формируется самосознание подростка, а в 14 лет - это пик в самооценочной и межличностной тревожности. Это — своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания. Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. По мере взросления отмечается рост тревожности в той сфере, которая оказывается наиболее значимой для личности. Поскольку ведущей деятельностью этого возраста является общение, развитие коммуникативных способностей у подростков будет содействовать становлению профессионального самоопределения.
Готовность учащихся к выбору профессии, как правило, активизируется в подростковом возрасте. Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но во многом и «заложить» в человека средства¬ми воспитания, образования, организации его деятельности. Самоопределение предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подростка. По мнению многих специалистов, главное качество современного человека — социально-профессиональная мобильность.
Модель готовности к выбору профессии, включает следующие компоненты: личностно-целевой, информационно-гностический, рефлексивно¬оценочный. Каждый из них имеет свою структуру, критерии и показатели. Основными показателями являются: коммуникативная и познавательная активность, рефлексивная готовность, активность и настойчивость в самовоспитании, в личностном развитии.
Способность, умение мысленно предвидеть, предвосхищать, планировать ход выполняемого задания — фундаментальное качество субъекта не только учения, но и труда; оно активно совершенствуется в учебной деятельности.


1. Аверин В.А. О взаимосвязи личностного и интеллектуального по-тенциалов подростков / Эколого-социальные вопросов зашиты и охраны здо¬ровья молодого поколения на пути в XXI век: Матер. IV Межд. конгр. - СПб: СПбГУ, 1998.-С. 7-10.
2. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы тео¬рии и практики. - Тюмень, 1997. - 216 с.
3. Алексина Т.А., Донченко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени // Научные доклады высшей школы. Философские нау¬ки. - 1985.-№3. - С. 43-52.
4. Алферов А.Д. Психология развития школьников: - Ростов н/Д: Фе¬никс, 2000.-384 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ. — 1968. — 338 с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. — М.: Педа-гогика. - Т.1,1980. - 230 с.
7. Асеев В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М.:
1974.
8. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. - М.: МГУ, 1986. - 276 с.
9. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. - 184 с.
10. Атутов П.Р., Климов Е.А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопр. психол. — 1984. - № 1.-С. 13-19.
11 .Базаев А.Г. Проблема социального партнерства в профессиональной ориентации // Теория и практика профориентационной работы в современ¬

ных условиях: Тез. докл. и выступ, регион, науч.-практ. конф . - Челябинск: ЧГПУ, 2001.-С. 13-18.
12. Байметов В.А. Диалог в профессиональном самоопределении: Дисс. канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1990. - 172 с.
13. Барцалкина В.Н. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте // Общение и диалог в прак¬тике обучения, воспитания и психологической консультации. М.: Просвеще¬ние, 1987. - С. 34-37.
14. Бауэр Э.С. Теоретическая биология = Theoretikal biology: перепеч. Изд. 1935 г. Будапешт, 1982. - С. 92.
15. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной дея-тельности (дидактическая концепция): Монография. - Челябинск.: Факел, 1995.-141 с.
16. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: В 2
ч. Ч. 2. — М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 304 с
17. Берг Л.С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 1977. - 222 с.
18. Березнева В.П. Изучение учащихся в процессе проведения проф- консультационной беседы // Актуальные вопросы повышения эффективности профессиональной ориентации молодежи в условиях реформы общеобразо-вательной и профессиональной школы. Пермь: 111 НИ, 1985. - С. 74-76.
19. Бернштейн И.А., Предисловие // Тринчер К.С. Биология и инфор¬мация. Элементы биологической термодинамики. М.: Мир, 1965. - С. 4-8.
20. Блонский П. П. Развитие мышления школьника / Избр. пед. и пси¬хол. соч.: В 2 т. М.: Просвещение, 1979. Т.2. - 394 с.
21. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Межд. педаг. акад., 1995. -
328 с.
22. Болтунов А.П. Система профориентационной работы в выпускных классах общеобразовательной школы // История советской психологии труда.

23. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориенти-рованного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С.11-17.
24. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно ори-ентированного образования // Педагогика. - 1996. - № 5. - С.72-80
25. Борисова Е.М. Из опыта работы психологической консультации по вопросам профессиональной ориентации учащихся // Вопр. психол. - 1985. - №5.-С. 87-89.
26. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопр. психол. - 1988. - № 1. - С. 77-82.
27. Брагина В.Д. Представления о профессии и самооценка профессио-нально-важных качеств учащейся молодежи // Вопр. психол. - 1976. — № 2. - С. 146-156.
28. Брылякова JI.JI. Роль профориентационной карты в руководстве выбором профессии учащимися // Школа и производство. - 1985. - № 11. - С. 61-63.
29. Булатова С.А. Роль образовательной области «технология» в про-фессиональном самопределении школьников // Теория и практика профори-ентационной работы в современных условиях: Тез. докл. и выступл. регион, науч.-практ. конф . - Челябинск: Изд-во 41 НУ, 2001. - С. 41-44.
30. Валитов М.С. Особенности профессиональной консультации под-ростков // Вопр. психол. - 1984, № б, С. 60-63.
31. Валитов М.С. Профориентационные игры как средство активизации психологической готовности оптантов к выбору профессии: Дисс. канд. пси¬хол. наук. - М.: МГУ, 1988. - 174 с.
32. Веселова В. В. Педагогические и социальные функции службы «гайденс» в средней школе США: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1982.-22 с.
33. Винокур А.Ю. Индивидуальные особенности принятия решения о выборе профессии и их учет в профконеультации // Психолого¬

педагогические проблемы профориентационной работы. Сыктывкар, 1989, С. 6-9.
34. Винокур А.Ю., Федоришин Б.А. Индивидуальная профконсульта- ция как межличностное взаимодействие // Вопр. психол. - 1985. — № 6. - С. 76-77.
35. Волков И.П. Внеурочная самостоятельная работа учащихся — эф-фективный путь профессионального самоопределения // Школа и производ¬ство. - 1987. - № 9. - С. 6-9.
36. Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентации в структуре лич-ностных характеристик у школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Л.: ЛГУ, 1983.-22 с.
37. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. — М.: Педагогика. - 1984.-Т.4. -332 с.
38. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.-479 с.
39. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогиче¬ском мастерстве учителя. Пермь: ПГПУ, 1992. - 23 с.
40. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологи¬ческой классификации профессий в целях профориентации // Вопр. психол.,
1987. -№ 1.-С. 111-117.
41. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.:ЛГУ, 1974. - 151 с.
42. Галкина О.И., Каверина Р.Д., Климов Е.А. и др. Информационно-поисковая система «Профессиография». Л.: ЛГПИ, 1972. — 297 с.
43. Гейжан Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профес-сиональных планов старших подростков: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Л.: ЛГПИ, 1984.- 17 с.
44. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самооп-ределения. // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С.43-52.
45. Годфруа Ж. Что такое психология? Т.2. М.: Мир, 1992. - 376 с.

46. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное само-определение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.
47. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школь¬ника. - М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
48. Горбатенко Т.М. Межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников // Вопр. психол. - 1988. -№ 2. - С. 138-142.
49. Гордеева Н.Н. Роль биологических факторов в профессиональном самоопределении школьников // Теория и практика профориентационной ра¬боты в современных условиях: Тез. докл. и выступл. регион, науч.-практ. конф. — Челябинск: ЧГПУ, 2001. — С. 38-40.
50. Гостев А.Г. Теоретические основы управления развитием муници-пального лицея: личностно-ориентированный аспект. — Челябинск: Урал¬ГАФК, 1996.-196 с.
51. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии - М.: Каас, 1995. — 520 с.
52. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - Воронеж: Изд-во Пед. ун-та, 1996. - 73 с.
53. Гриншпун С.С. Роль классного руководителя в профориентации учащихся // Школа и производство. - 1984. — № 11. — С. 48-50


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ