ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦЕННОСТНОГО КРИЗИСА 9
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА 23
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ И УСТАНОВОК СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Социально-экономическое развитие нашей страны на рубеже веков связано с кризисными явлениями, происходящими в жизни общества. Трансформируются ценности, снижается как общая культура в целом, так и духовная культура, в частности, утрачивается самобытность русской культуры. Наиболее опасным изменением, переживаемым российским социумом сегодня, является превращение его в общество потребления. Ценности граждан потребительского общества значительно меняются, на передний план выходят стремлению к удовольствию и жажда обогащения. Данные явления приводят к усложнению процесса социализации подрастающего поколения.
В сложившихся условиях особую значимость приобретает попытка осмыслить патриотизм сквозь призму современных социокультурных реалий. Как качество личности человека патриотизм выражается в любви к своему Отечеству, преданности и готовности служить Родине, привязанности человека к родной земле, языку, традициям и культуре своего народа. Патриотические паттерны включают в себя мировоззрение, нравственные идеалы, основополагающие ценности, нормы поведения, а также коллективные настроения, чувства, оценки, отношение к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству.
В данной связи особое значение приобретает образование как ведущий культурный институт общества, а также сфера формирования мировоззрения, жизненных установок, ценностных ориентаций, патриотического сознания молодого поколения. Каждого человека, особенно, представителя молодежи, с помощью патриотических установок необходимо нацелить на служение Отечеству и активную деятельность во имя Родины.
Важно отметить, что и учебный процесс в высших учебных заведениях во многом зависит от ценностных ориентаций, присущей молодежи.
Мотивация качественной учебы с целью в дальнейшем стать полезным гражданином страны и защитником ее интересов на мировой арене формирует патриотические основания жизни молодого поколения, от которого зависит будущее Российской Федерации.
Таким образом, актуальность темы дипломного исследования определяется потребностью совершенствования системы воспитания подрастающего поколения. Стремление сохранить территориальную целостность страны, возродить ее могущество и авторитет как великой мировой державы нуждается в опоре на ясно сформулированные патриотические идеалы. Духовная самостоятельность личности и общества не возможна без определения патриотических паттернов.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования. Исследованию молодежи, как особой социально-демографической группы, имеющей свои интересы и свойства, посвятили свои труды В. Т. Лисовский, П. А. Меркулов, M. О. Мухудадаев, Б. Л. Ручкин, В. А. Родионов, А. В. Пыжиков и др.
Проблеме духовно-нравственных ценностей, а также их формированию у молодого поколения, представляющего собой важную социальную группу, посвящены работы таких отечественных авторов, как А. Ш. Агаева, И. Г. Афанасьева, Е. И. Вишневский, Е. Ш. Курбангалеева, Н. И. Лапин, С. Д. Лебедев, А. В. Рябов.
Педагогические аспекты гражданского патриотического воспитания рассмотрены в трудах О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Л. П. Буевой, В. А. Караковского, П. В. Конаныхина, В. Т. Лисовского, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Н. И. Монахова, А. В. Мудрика, П. М. Рогачева, М. А. Свердлина, Ю. П. Сокольникова, А. Д. Солдатенкова, М. Г. Тайчинова и др.
В современных исследованиях по гражданско-патриотическому воспитанию (Е. П. Белозерцев, М. В. Богуславский, К. С. Гаджиев, О. С. Газман, Ф. Б. Горелик и др. ) рассматриваются вопросы о целях, задачах и сущности гражданского воспитания, доказывается необходимость разработки общенациональных проектов по проблемам патриотизма в современной России.
Несмотря на значительное число научных исследований, понимание сущности патриотизма, патриотических установок, а также роли различных социальных институтов в формировании патриотических паттернов современной студенческой молодёжи требует дальнейшего научного осмысления.
Определение степени научной разработанности позволило сформулировать проблему дипломного исследования, которая заключается в противоречии между необходимостью создания аналитической системы для изучения патриотического сознания молодежи и эффективностью диагностического инструментального комплекса, существующего на данный момент.
Объектом дипломного исследования являются патриотические установки молодежи.
Предметом дипломного исследования выступают патриотические паттерны в общественном мнении студенческой молодежи Алексеевского района.
Целью дипломной работы является выявление патриотических установок, норм, ценностей и идеалов в общественном мнении студенческой молодежи Алексеевского района. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучение теоретических основ патриотизма молодежи в условиях ценностного кризиса;
2) разработка программы исследования патриотических паттернов в общественном мнении студенческой молодежи Алексеевского района;
3) анализ патриотических настроений и установок студенческой молодежи Алексеевского района.
Теоретико-методологические основы дипломного исследования.
Методологической основой исследования служат: психолого-педагогическая концепция деятельности в формировании личности, теория социально-общественной обусловленности воспитания (Т. И. Буторина, Ж. Е. Завадская, А. С. Ципко ), идеи системного подхода, как направления методологии научного познания, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к организации воспитательного процесса.
Для работы над теорией использовались такие методы, как структурно-функциональный анализ, сравнение, обобщение, дедукция и индукция.
Методологическую основу исследования составили философские положения о целостности и взаимообусловленности социальных явлений, о деятельностной и творческой сущности личности в многофакторном характере ее развития; гуманистическая парадигма образования и воспитания.
Для сбора эмпирических данных использовались методы анализа документов, социологического наблюдения и анкетирования.
Эмпирическая база дипломного исследования включает:
1) нормативно-правовой акт федерального уровня «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»;
2) данные социологических исследований:
- «Патриотические ориентации молодёжи Тульской области: региональная специфика», МУ ССМ «Центр социально-психологической помощи молодёжи «ШАНС», департамент Тульской области по спорту, туризму и молодёжной политике, 2010 год, анкетный опрос (выборочная совокупность - молодежь города Тула и Тульской области от 14 до 30 лет, n=610);
- «Социологическое исследование патриотизма и толерантности ярославской молодежи», МКУ «Институт развития стратегических инициатив», 2015 год, анкетный опрос (выборочная совокупность - жители города Ярославль, n=400; молодежь города Ярославль от 15 до 25 лет, n=320; представители не русских национальностей, проживающие в городе Ярославле, n=213);
- «Патриотические настроения молодежи городского округа Тольятти», МУ «Дом молодежных организаций «Шанс», 2015 год, анкетный опрос (выборочная совокупность - молодежь городского округа Тольятти от 14 до 30 лет, n=500);
3) авторское социологическое исследование: анализ эссе студенческой молодежи Алексеевского района (n=50) на тему: «Патриотизм в жизни современной российской молодежи»;
4) авторское социологическое исследование: наблюдение (выборочная совокупность - студенческая молодежь Алексеевского района, n=50);
5) авторское социологическое исследование: анкетный опрос
(выборочная совокупность - студенческая молодежь Алексеевского района, n=267).
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в дополнении теоретических знаний о коллективных настроениях, чувствах, отношении к своему народу, истории, культуре, государству студенческой молодежи Алексеевского района.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в работе положения, выводы и рекомендации могут быть применены для оптимизации системы патриотического воспитания студенческой молодежи Алексеевского района.
Апробация результатов дипломного исследования. Результаты дипломного исследования опубликованы в электронном научно-практическом журнале «Молодежный научный вестник» .
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В настоящее время сложилось устойчивое понимание патриотизма как любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм как одна из устойчивых характеристик человека выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Он представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм объединяет в себе три компонента: когнитивный, эмоциональный, деятельностный.
В современном социально-гуманитарном знании термин «паттерн» определяют как структурные образцы культуры, стереотипы поведения, сложившиеся в рамках определенной культуры; устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с предметной и природной средой. Патриотизм представляет собой сложное состояние, которое складывается из целого набора эмоциональных и социальных элементов - чувств, ценностей, установок, идеалов, формирующих модель поведения в ситуации выбора. Данная сложная система и создает определенный паттерн, или, другими словами, идеологию, связанную, с одной стороны, с менталитетом и воспитанием, а с другой - с личностью и ее индивидуальным жизненным опытом. Таким образом, паттерны патриотизма можно определить как стереотипы, шаблоны сознания и мышления людей относительно патриотизма, отношения к своему народу, его образу жизни, истории, культуре и государству, а также сложившаяся у индивида система патриотических норм, чувств, установок, ценностей, идеалов, которая проявляется в его деятельности и в отношениях с другими людьми.
Патриотические паттерны формируются на протяжении всей жизни индивида и являются достаточно устойчивыми структурами.
Для современной российской молодежи проблема патриотизма имеет особенно большое значение. Обусловлено это тем, что отношение молодых людей к патриотизму формировалось в условиях радикальных реформ - от государства тоталитарного, существующего на протяжении более 70 лет, до попыток либеральных реформаторов в короткие сроки преобразовать российское общество в государство демократическое. Формирование патриотизма у молодежи происходит в процессе ее обучения, социализации и воспитания. Большую роль в развитии патриотизма выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, образования, религиозные организации, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и т. д.
С целью выявления патриотических установок, норм, ценностей и идеалов в общественном мнении студенческой молодежи Алексеевского района было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 267 человек. В качестве методов сбора первичной социологической информации были использованы методы анализа документов, социологического наблюдения и анкетирования. В результате исследования было выявлено, что ценности Родины и патриотизма занимают устойчивое место в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи Алексеевского района. Превалирующее большинство опрошенных молодых людей гордятся тем, что они граждане России. Две трети респондентов не представляют в качестве своей Родины другую страну. Подавляющее большинство молодых людей планируют жить в своей родной стране и трудиться на ее благо.
Для большинства респондентов патриотизм - это, прежде всего, «любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни». Для примерно одинакового числа респондентов определяющим в патриотизме является «бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради её блага или спасения» и «национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации».
Превалирующее большинство опрошенных молодых людей определили патриота как человека, который любит Родину. Считают себя патриотами абсолютное большинство опрошенных представителей студенческой молодежи Алексеевского района. Гендерное распределение по данному вопросу не показало существенных различий во мнениях мужчин и женщин. Здесь интересен анализ ответов респондентов на вопрос анкеты о том, что каждый из них делает как патриот своей страны. Ответы представителей студенческой молодежи Алексеевского района были разбиты на подгруппы, соответствующие компонентам проявлений патриотизма: когнитивная («изучаю историю родного края»; «читаю русскую классическую литературу»; «приобщаюсь к культурному наследию России»); эмоциональная («люблю свою Родину»; «верю в светлое будущее России»; «остаюсь верным своей Родине»; «горжусь тем, что я - русский»; «горжусь, что живу именно в России»); деятельностная («хорошо учусь, чтобы в будущем принести пользу своей стране»; «воспитываю в своих детях чувство патриотизма»; «честно тружусь на благо своей страны»; «участвую в выборах»; «готов пожертвовать собой ради блага России»; «плачу налоги»; «соблюдаю законы»; «отслужил в армии»; «живу и работаю в стране, в городе, в котором родился»; «веду здоровый образ жизни»; «помогаю старшим и одиноким людям»).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компоненты патриотизма студенческой молодежи Алексеевского района сформированы в разной степени. В большинстве своем молодые люди любят свою страну и свой город и гордятся ими, готовы трудиться для их процветания и встать на их защиту в случае необходимости. Менее других сформирована когнитивная составляющая проявлений патриотизма. Респонденты признавались, что плохо знают историю России, ее героев, незнакомы с культурным наследием своей Родины. Как показало исследование, причиной тому является то, что молодые люди не всегда считают, что это - важная характеристика патриота.
На формирование патриотических установок и чувств студенческой молодежи Алексеевского района, согласно результатам исследования, оказывают влияние множество факторов: социально-экономическая и культурная ситуация в стране, семья, референтная группа, образовательные учреждения и произведения литературы и кинематографии, методы патриотического воспитания.
По результатам проведенного социологического исследования были предложены рекомендации, направленные на повышение у студенческой молодежи ценности патриотизма и его составляющих, формирование установок на служение и честный труд во благо Родины. Их практическая значимость заключается в том, что они могут быть применены для оптимизации системы патриотического воспитания студенческой молодежи , как Алексеевского района, так и других муниципальных образований.
В настоящее время в сложившихся условиях нашей стране необходимо прекращение пропаганды жестокости и насилия, противоречащих российскому менталитету, и возрождение духовности, воспитание граждан, в частности молодого поколения, в духе любви к Отечеству, патриотизма. Без подъема российской государственности и гражданского самосознания населения невозможно достичь возрождения Отечества. В осуществлении патриотического воспитания необходимы использование новых концептуальных подходов, в первую очередь, осознание того, что повышение ценности патриотизма, особенно у представителей подрастающего поколения, должно быть приоритетным направлением государственной политики. От того, насколько целенаправленными и эффективными будут принимаемые сегодня меры по воспитанию патриотизма среди молодежи , напрямую зависит будущее нашей страны.
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст]. - М. : Наука, 2013. - 34 с.
2. Агаева, А. Ш. Ценностные ориентации российской молодежи [Текст] / А. Ш. Агаева. - М. : Наука, 2010. - 201 с.
3. Адаменко, С. В. Воспитываем патриотов России [Текст] / С. В. Адаменко // Народное образование. - 2010. - № 4. - С. 43-49.
4. Афанасьева, И. Г. Социалистические ценности и ценностные ориентиры личности [Текст] / И. Г. Афанасьева. - М. : ЮНИТИ, 2010. - 217 с.
5. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы [Текст] / под ред. Рябова А. В., Курбангалеевой Е. Ш. - М. : Наука, 2003. - 590 с.
6. Безбородов, Н. И. Время патриотов возвращается: беседа с зам. пред. ком. Гос. Думы РФ по обороне [Текст] / Н. И. Безбородов // Военное обозрение. - 2013. - № 1. - С. 1-10.
7. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 томах [Текст] / В. Г. Белинский // ред. коллегия: Н. Ф. Бельчиков и др. - М. : Наука, 2014. - 368 с.
8. Белозерцев, Е. П. Методика воспитательной работы [Текст] / Е. П. Белозерцев. - М. : Наука, 2010. - 324 с.
9. Богданова, О. С. О нравственном воспитании подростков [Текст] / О. С. Богданова. - М. : Педагогика, 2009. - 111 с.
10. Богуславский, М. В. Отечественное образование. Персонажи истории [Текст] / М. В. Богуславский. - М. : Дело, 2013. - 342 с.
11. Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы в школе [Текст] / Н. И. Болдырев. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
12. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] /
Л. П. Буева. - М. : Мысль, 2009. - 216 с.
13. Бузский, М. П. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества [Текст] / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград : Прин Терра, 2009. - 88 с.
14. Буйлова, Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 405-412.
15. Бунаков, Н. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Н. Ф. Бунаков. - М. : Наука, 1953. - 456 с.
16. Буторина, Т. И. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т. И. Буторина. - СПб. : Питер, 2009. - 234 с.
17. Быков, А. К. Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях [Текст] / А. Быков, В. Лутовинов. - М. : Планета, 2010. - 336 с.
18. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] /
A. К. Быков // Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 37-42.
19. Вежевич, Т. Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников [Текст] / Т. Е. Вежевич. - Улан- Удэ : Глобал, 2013. - 431 с.
20. Вишневский, Е. И. Ценности, потребности, идеалы [Текст] / Е. И. Вишневский. - М. : Мысль, 2010. - 367 с.
21. Водовозов, В. И. Избранные педагогические сочинения [Текст] /
B. И. Водовозов. - М. : Мысль, 1953. - 542 с.
22. Воронова, Е. Н. Воспитать патриота. Программы, мероприятия, игры [Текст] / Е. Н. Воронова. - Ростов н/Д. : Дон, 2009. - 231 с.
23. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград : НП ИПД «Авторское перо», 2011. - 172 с.
24. Гаджиев, К. С. Введение в политическую науку [Текст] / К. С. Гаджиев. - Киев : Печать, 2012. - 289 с.
25. Газман, О. С. Неклассическое воспитание [Текст] / О. С. Газман. - СПб. : Питер, 2013. - 312 с.
26. Гаязов, А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: монография [Текст] / А. С. Гаязов. - Челябинск : МИР, 2015. - 222 с.
27. Горелик, Ф. Б. СССР: причины взлета и падения [Текст] / Ф. Б. Горелик. - М. : Наука, 2014. - 327 с.
28. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3 [Текст] / В. И. Даль. - М. : Наука, 2009. - 456 с.
29. Завадская, Ж. Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью. Методика подготовки и проведения [Текст] / Ж. Е. Завадская,
З. В. Артеменко. - Минск : Современная школа, 2010. - 352 с.
30. Караковский, В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] /
B. А. Караковский. - М. : Новая школа, 2013. - 80 с.
31. Карапузова, А. С. Патриотические паттерны в общественном мнении студенческой молодежи Алексеевского района [Электронный ресурс] / А. С. Карапузова // Молодежный научный вестник. - 2016. - № 6. -C.95-104.
32. Квятковский, Ю. П. Национальная безопасность страны и патриотическое воспитание молодежи [Текст] / Ю. П. Квятковский // Народное образование. - 2010. - № 4. - С. 121-124.
33. Конаныхин, П. В. Теория и методика идейно-политического воспитания в советской школе [Текст] / П. В. Конаныхин. - М. : Мысль, 2013. - 342 с.
34. Костяев, А. И. Социокультурные аспекты исследования российского патриотизма [Текст] / А. И. Костяев. - М. : Ленанд, 2013. - 240 с.
35. Кучков, М. М. Исторические типы патриотизма: Дис. канд. филос. наук [Текст] / М. М. Кучков. - Ростов-н/Д. : Дон, 2014. - 234 с.
36. Лапин, Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян [Текст] / Н. И. Лапин. - М. : Наука, 2010. - 396 с.
37. Лебедев, С. Д. Отношение учащейся молодежи к религии как фактор воспроизводства религиозности [Текст] / С. Д. Лебедев // Социологические исследования. - 2007. - № 7. - С. 134-155.
38. Лисовский, В. Т. Социология молодежи [Текст] / В. Т. Лисовский. - СПб. : Питер, 2010. - 356 с.
39. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России [Текст] / В. Т. Лисовский. - СПб. : СПбГУП, 2010. - 519 с.
40. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст] / Б. Т. Лихачев. - М. : Юрайт, 2009. - 523 с.
41. Ломов, А. Г. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития [Текст] / А. Г. Ломов // Воспитание школьников. - 2012. - №7. - С. 7-13.
42. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника [Текст] / И. С. Марьенко. - М. : Педагогика, 2011. - 183 с.
43. Меркулов, П. А. Государственная молодежная политика России - исторические этапы формирования [Текст] / П. А. Меркулов. - СПб. : Питер, 2013. - 543 с.
44. Монахов, Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика [Текст] / Н. И. Монахов. - М. : Педагогика, 2011. - 144 с.
45. Мудрик, A. B. Введение в социальную педагогику [Текст] /
А. В. Мудрик. - М. : Институт практической психологии, 2010. - 364 с.
46. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / В. Е. Мусина. - Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.
47. Мухудадаев, М. О. Социальная политика в сфере образования [Текст] / М. О. Мухудадаев. - СПб. : Питер, 2014. - 231 с.
48. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 361 с.
49. Рогачев, П. М. Патриотизм и общественный прогресс [Текст] / П. М. Рогачев, М. А. Свердлин. - М. : ИПЛ, 2014. - 280 с.
50. Рогов, И. М. Встречи и размышления. Мысли о культуре и патриотизме [Текст] / И. М. Рогов. - СПб. : Издательство Политехнического университета, 2011. - 106 с.
51. Ручкин, Б. Л. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества [Текст] / Б. Л. Ручкин, В. А. Родионов,
A. В. Пыжиков. - Самара : Арфа, 2011. - 145 с.
52. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи /
B. Е. Семенов // Социологические исследования. - 2007. - №4. - С. 33-40.
53. Словарь для студентов специальностей и направлений подготовки «Социология», «Организация работы с молодежью» [Текст] / Т. И. Морозова,
A. В. Стагнеева, С. А. Худокормова, Л. Н. Шмигирилова. - Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2012. - 112 с.
54. Сокольников, Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания [Текст] / Ю. П. Сокольников. - М. : Прометей, 2013. - 201 с.
55. Солдатенков, А. Д. Ориентация школьников на духовно-значимые ценности [Текст] / А. Д. Солдатенков. - М. : Наука, 2009. - 198 с.
56. Стоюнин, В. Я. Избранные педагогические сочинения [Текст] /
B. Я. Стоюнин. - М. : Наука, 1991. - 567 с.
57. Тайчинов, М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе [Текст] / А. М. Тайчинов. - М. : Педагогика, 2009. - 311 с.
58. Терентий, М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения [Текст] / М. А. Терентий. - Кишинев : Звезда, 2010. - 113 с.
59. Ципко, А. С. Ценности и борьба сознательного патриотизма [Текст] / А. С. Ципко. - М. : ЛКИ, 2009. - 288 с.
60. Янов, А. И Патриотизм и национализм в России. 1825 - 1921 [Текст] / А. И. Янов. - М. : Академкнига, 2009. - 398 с.