ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 11
1.1 Характеристика проблем управления профилактикой девиантного
поведения учащихся 12
1.2 История создания и нормативно-правовые основы формирования
казачьих кадетских классов 21
1.3 Роль казачьего кадетского направления в воспитании и его влияние на профилактику девиантного поведения учащихся 31
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КАЗАЧЬИХ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ 39
2.1 Анализ опыта казачьих и кадетских общественных организаций в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних 40
2.2 Диагностика проблем управления профилактикой девиантного
поведения у учащихся казачьих кадетских классов 48
2.3 Структурно-организационная модель управления профилактикой
девиантного поведения у учащихся казачьих кадетских классов 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2012 г. была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [7]. Актуальные вопросы защиты прав детства нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. и в ряде других важнейших стратегических документов. Созданы новые государственные и общественные институты; приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми.
Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы выполняет важнейшую для государства и общества задачу - задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития - т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.
В любом обществе были, есть и будут существовать социальные нормы, то есть определенные правила, по которым живет общество. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто соблюдает нормативные требования семьи, школы и общества.
Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в практике социальной работы особое внимание уделяется проблеме девиантного поведения у обучающихся. Профилактика девиантного поведения учащихся является сложной проблемой. Девиантные формы поведения в подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия стремительное увеличение, которое проявляется в таких действиях как драки, воровство, употребление алкоголя и наркотических средств, сквернословие, хулиганство, нарушение общественного порядка, пропуск уроков. На сегодняшний день общество и государственные структуры, занятые в основном экономическими и политическими вопросами, меньше внимания уделяют такой важной проблеме как подростковая девиация. Наибольшую актуальность проблема управления девиантным поведением у учащихся получает в рамках образовательных учреждений [29,35].
Поведение учащихся может быть как нормальным, так и ненормальным - «отклоняющимся». Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно вовремя и адекватно среагировать на те или иные особенности и изменения в поведении подростка, то его поступки удержат личность от проблем взросления. Отсюда следует, что под «отклоняющимся» поведением понимают поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, включая отклонения как активно - агрессивной ориентации, так и социально - пассивного типа. Девиантные формы поведения в подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия стремительное увеличение, которое проявляется в конфликтных и агрессивных поступках, асоциальных действиях таких как: драки, воровство, алкоголизация, наркомания, сквернословие, хулиганство, нарушение общественного порядка, отсутствие интереса к учебе. На сегодняшний день общество и его государственные институты, занятые в основном экономическими и политическими вопросами, меньше внимания уделяют такой важной проблеме как подростки - девианты.
Нашему обществу нужны здоровые люди с высокой нравственностью и культурой. Молодежь главным образом выражает будущий потенциал общества. В настоящее время все больше и больше стала проявляться агрессивность у детей и подростков в разных формах возрастного кризиса. Когда девиантный подросток попадает в кризисную ситуацию, выйти из нее бывает сложно не только ребенку, а также родителям и учителям. В такой период окружение трудного ребенка должно помочь ему. Но чаще всего семья и педагоги не хотят или не знают, как это сделать. Следовательно, дети становятся неуправляемыми, плохо успевающими в учебе, они часто попадают в конфликтные ситуации, а в худшем случае - связываются с плохой компанией. Сталкиваясь с многочисленными случаями антиобщественного поведения подростков и стремясь объяснить побудительные мотивы такой активности, социологи, психологи и педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом, прежде всего, возрастных особенностей ее участников[37].
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Над проблемами девиантного (отклоняющегося), в том числе - противоправного и преступного поведения, работали многие ученые. Рассматривая представление девиантного поведения, согласно взгляду Я.И.Гилинского, нужно принимать во внимание следующее:
- обычный образ жизни в полном значении этого понятия, как совокупность типичных для данного общества форм жизнедеятельности людей, способов удовлетворения ими своих потребностей;
- часто возникающие ситуации, в которых постоянно находится ребенок, и которые требуют к его поведению определенные требования;
- личностные качества самого ребенка, особенности развития его личности на конкретном возрастном этапе [29].
Задачи профилактики девиантного поведения стоят перед различными социальными институтами - семьей, школой. Роль семьи в становлении личности несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье первоначально формируется и развивается личность человека. Если же в семье нормальные полноценные отношения, взаимопонимание и взаимоуважение, то и подросток, следуя примеру, будет соблюдать нормы морали. Но если семья с асоциальной направленностью, для членов которых нормой жизни является расхождение с моралью и нравственностью, то ребенок вырастет с глубоким отклонением в поведении. В таких случаях необходимо прибегнуть к помощи психологов, социальных педагогов или специалистов в области социальной работы.
Вторым по значимости воспитательным фактором в зарождении и развитии девиантного поведения в подростковом возрасте является школа. Сегодняшняя система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Девиантные учащиеся в основном изначально бывают плохо подготовлены к школе, не хотят выполнять домашнее задание, у них отсутствует интерес к школьным оценкам и они часто не посещают уроки. Дезадаптация учащихся проявляется в том, что таким детям сложно усвоить учебные программы, нормы и требования социальных институтов. Психологические последствия дезадаптации учащихся заключаются в проявлении чувства неполноценности в школьном коллективе, что затрудняет поиск «своего» места в группе и в неспособности осуществлять свои жизненные планы и идеи. Все это делает подростковый возраст весьма трудным как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным проявлениям девиации[29,45,52].
На настоящий период школа очень мало уделяет внимания проблемам девиантного поведения учащихся, прекратила увлекаться системой досуга для детей. Фактически исчезла взаимосвязанность школы и родителей, хотя в особом внимании постоянно необходимо удерживать связь с неблагополучными семьями. Учителя, все больше стараются отдаляться, чтобы не тратить время на тяжелых школьников, сочиняя тысячи причин избавиться от них. Этому также содействует общероссийский закон «Об образовании», снизивший «планку» обучения до 9 классов и сотворивший фактические посылы «вытеснения на улицу» неуспевающих и трудновоспитуемых детей и подростков. Круг интересов подобных школьников, как правило, является односторонним, их основными занятиями является нездоровый интерес к окружающему миру, никчемное времяпровождение, различного рода девиации: курение, пьянка, хулиганство [73].
Школа выступает одним из центральных звеньев в системе органов общей профилактики девиантного поведения учащихся. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогизацию воспитательно-профилактической деятельности семьи, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции трудновоспитуемых учащихся. Это осуществляется непосредственно в процессе школьного учебно-воспитательного процесса при создании воспитывающей среды в школе, по месту жительства, по оздоровлению условий семейного воспитания детей и подростков.
Динамика роста девиации учащихся, подтверждаемая официальными статистическими данными как по России в целом, так и в отдельных регионах, свидетельствует о неполноценном действии многоуровневой системы управления профилактикой. В связи с чем возникает противоречие
между возрастающей потребностью общества в системе действенной профилактики девиантного поведения учащихся, как социальной группы, наиболее ярко демонстрирующей социальную девиацию, и неэффективностью управления профилактикой девиантного поведения в регионах [19].
Государственная политика всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на формирование региональной социальной политики. В свою очередь, в условиях усиления самостоятельности субъектов РФ, региональное макроуровневое управление является залогом повышения эффективности действия управленческого звена государства и призвано обеспечить его социальную безопасность и благосостояние. Значительные различия регионов в экономической, природно-географической, климатической, социально-демографической и других областях требуют выработки универсальной стратегии управления профилактикой девиантного поведения учащихся в соответствии со спецификой ситуации в субъекте РФ.
В условиях реформирования системы образования в России, актуальной и приоритетной задачей школьного образования становится воспитание и обучение прогрессивных, конкурентоспособных специалистов, граждан и патриотов страны, способных отвечать новым вызовам времени, изменять и приумножать российскую историю.
Вопросам реформирования образования неоднократно посвящал свои выступления В.В. Путин, который подчеркивал, что образование и воспитание подрастающего поколения в России должно осуществляться системно, основываясь на национальной идеологии, на исторических и национальных ценностях России [6]. В этой связи, современные подходы к процессу образования предлагают принципиально новые модели учебно-воспитательного процесса, такие как кадетское образование, функционирующие в интеграции средней общеобразовательной школы, которая способна обеспечить выполнение поставленной государством задачи. Кадетство на основе казачьей специфики - это важная составляющая профилактики девиантного поведения у учащихся. Под профилактикой девиантного поведения у учащихся в кадетских классах понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные: на предотвращение возможных негативных физических, психологических или социокультурных обстоятельств жизни ребенка, входящего в группу социального риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья; содействие ему в достижении социально значимых целей и раскрытии его потенциала.
Организация кадетских классов с казачьим компонентом призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.
Объект исследования - управление профилактикой девиантного поведения у учащихся общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования - управление профилактикой девиантного поведения у учащихся кадетских классов и особенности влияния кадетско- казачьего направления на изменение в поведении кадет.
Цель исследования - раскрыть содержание и специфику управления профилактикой девиантного поведения у учащихся кадетских классов, а также разработать и обосновать Организационно-управленческую модель управления профилактикой девиантного поведения у учащихся казачьих кадетских классов
Задачи исследования:
- Рассмотреть специфику проблем управления девиантного поведения учащихся.
- Изучить историю создания и нормативно-правовые основы формирования казачьих кадетских классов.
- Провести диагностику проблем управления профилактикой девиантного поведения у учащихся казачьих кадетских классов.
- Разработать и апробировать организационно-управленческую модель управления профилактикой девиантного поведения у учащихся казачьих кадетских классов.
Гипотеза исследования. Управление профилактикой девиантного поведения у учащихся кадетских классов будет эффективной при условии создания Структурно-организационной модели, включающей теоретико-методологический анализ проблемы, диагностические мероприятия и методы профилактики девиантного поведения среди подростков, направленной на снижение уровня девиации среди учащихся кадетских классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №9 имени Петра Аркадьевича Столыпина г. Балашова Саратовской области"
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных специалистов по теме, законодательные нормативные материалы, материалы периодической печати, информация и статистические издания Комитета Государственной статистики РФ.
Отрицательная динамика подростковой девиации дает основания для неутешительных прогнозов ее развития в будущем, предопределяя значимость и приоритетность профилактической работы в обществе. В ходе исследования были выявлены проблемы, снижающие действенность профилактической работы в обществе. К основным из них можно отнести: отсутствие комплексной социальной политики в интересах детей и подростков, межведомственная разобщенность, недостаточная эффективность управления профилактикой девиантного поведения у учащихся казачьих кадетских классов, слабый учет основных факторов и особенностей подростковой девиации отсутствие достаточного количества апробированных техник, неточное определение предмета (объекта) воздействия, недостаток строго обоснованных моделей и необходимой информации, финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной профилактической работы; отсутствие комплексной системы профилактической работы и ее несоответствие массовости явлений девиации; ориентация на профилактику одной формы девиации, без учета взаимозависимости с другими.
Школа выступает одним из центральных звеньев в структуре органов, в компетенцию которых входит профилактика девиантного поведения учащихся. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогизацию воспитательно-профилактической деятельности семьи, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные образовательно-профилактические функции по профилактике и коррекции поведения учащихся. Эта работа осуществляется в школе, по месту жительства, в семье. Динамика роста показателей девиации учащихся подтверждается официальными статистическими данными как по России в целом, так и в отдельных регионах. Это свидетельствует о неполноценном действии многоуровневой системы управления профилактикой.
У учащихся с девиантным поведением, как правило, в результате неблагоприятных условий воспитания формируется заниженная значимая самооценка, которая вызывает неадекватные, острые переживания, робость, неуверенность, чувство неполноценности, неудовлетворенность своим положением в коллективе. Чтобы избежать негативной оценки своей личности и способностей, дети начинают лгать, приспосабливаться, выдавать желаемое за действительное. Проведенное исследование показало, что девиантные подростки действительно отличаются более выраженной агрессией, в большей степени проявляющимся раздражительностью, обидой.
С целью снижения уровня девиации среди учащихся кадетских классов разработана и обоснована Структурно-организационная модель управления профилактикой девиантного поведения у учащихся казачьих кадетских классов, которая должна следовать определенному управленческому циклу из пяти этапов: оценка ситуации в школе (мониторинг); принятие решения о необходимости профилактики; организация и реализация профилактической работы; оценка эффективности профилактики; принятие решения о дальнейших действиях (отказ от выбранной модели профилактики; перевод реализуемой модели в разряд стандартной; модернизация модели).
Основными идеями в данной Структурно-организационной модели является развитие казачье-кадетского направления в учебно-воспитательном процессе и его влияние на профилактику девиантного поведения у учащихся казачьих кадетских классов. Наиболее целесообразным для профилактики девиации школьников является личностно ориентированная направление казачье-кадетского воспитания, основанная на многовековой традиции свободы-воли. Такая личность, воплотив в себе ментальность казачьих идеалов, может реализовывать себя в различных профессиональных, гражданских, общественных, семейных и т.п. ипостасях, будет соизмерять
свои действия по ценностям исторически присущим казачьей культуре, как- то: свобода, народовластие, патриотизм, культурный плюрализм,
державность, «служение Отечеству». Педагогика казачества основывается, таким образом, на глубинной российской традиционности. Она призвана воспитывать (и этому уже есть примеры) патриотов, сограждан, людей свободных, способных к саморазвитию и совершенствованию на благо России.
Учебно-воспитательный процесс казачье-кадетской направленности в рамках Структурно-организационной модели управления профилактикой девиантного поведения у учащихся казачьих кадетских классов выполняет задачу разностороннего влияния на сознание и поведение личности. Повторное анкетирование учащихся 8 класса, (2014-2016 учебный год) и его результаты показали, что оценка уровня гражданского самосознания обучающихся выросли на 5,3%. С помощью разнообразных организационно-педагогических форм и моделей приобщения учащихся к культуре казачества удалось достичь существенного улучшения эмоциональных состояний у девиантных подростков. Роль казачье-кадетского воспитания в
социализации детей и подростков трудно не оценить, ведь патриотизм - это не только любовь к Родине, своему Отечеству, забытое, немодное понятие. Патриотизм - это, в первую очередь, любовь к самому себе, своим близким, окружающим, высокая нравственная ценность.
Казачье-кадетского воспитание в рамках Структурно-организационной модели управления, как профилактика девиантного поведения у учащихся дает новый импульс духовному оздоровлению подрастающего поколения, формируя у подростков готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Полученные нами результаты доказывают потенциальную управленческую эффективность предложенной Структурно- организационной модели управления профилактикой девиантного поведения у учащихся казачьих кадетских классов модели.
Однако, при всей эффективности Модели управления профилактикой девиантного поведения у учащихся казачьих кадетских классов, для предотвращения отклоняющегося поведения подростков необходимо радикально менять воспитательную работу в обществе, формировать новую социальную политику профилактики девиантного поведения подростков и молодежи. Профилактика девиантного поведения должна быть интегрированной, с тем, чтобы содействовать развитию сотрудничества между всеми заинтересованными ведомствами и негосударственными организациями, охватывая широкий диапазон соответствующих мер. Конструктивный досуг, спорт, учеба, занятость и достойный уровень жизни - вот те социальные ценности и ориентиры, реализация которых может существенно снизить уровень и масштабы девиации учащихся, поскольку профилактика подростковой девиации является частью процесса социального развития общества, внедрение социальных технологий должно быть органически связано со стратегическими планами развития экономики, социальной сферы, политической системы, страны в целом.
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 2009. — № 4831.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октяб. 1994. // Москва: Эксмо, 2014. — 624 с.
3. Федеральный закон Российской Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс: [сайт информ. — правовой компании]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_25914/. (дата обращения:
23.12.2016) Загл. с эрана. Яз.рус.
4. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках статьи 86. [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс: [сайт информ. — правовой компании]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_190442/. (дата обращения:
20.12.2016) Загл. с эрана. Яз.рус.
5. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон РФ от 24.04.2008 N 48-
ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]: //
КонсультантПлюс: [сайт информ. — правовой компании]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_22564/. (дата обращения:
21.12.2016) . Загл. с эрана. Яз.рус.
6. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. №1075 //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. №12. Ст. 924. (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс: [сайт информ. — правовой компании]. —
Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_190442/.
(дата обращения: 23.12.2016). Загл. с эрана. Яз.рус.
7. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 2 июня 2012 г. //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс: [сайт информ. — правовой компании]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_190442/. (дата обращения: 23.12.2016). Загл. с эрана. Яз.рус.
8. Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ" от 3 июня 1993 г. [Электронный ресурс]: // Режим доступа: http://www.№5090-1. minobr.govemment-nnov.ru/?id=59132(дата обращения: 19.12.2016).
9. Постановление правительства Российской Федерации «Положение о
Федеральном агентстве по делам молодежи» от 29.05.2008 №409
[Электронный ресурс]: // Режим доступа: http://base.garant.ru/193353/(дата обращения: 19.12.2016).
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 18 декабря 2006г №1760-р. [Электронный ресурс]: // Режим доступа: http://base.garant.ru/http://docs.cntd.ru/document/902020299(дата обращения:
19.12.2016) .
11. Российской Федерация. Министерство образования и науки. О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации [Текст] : инструктивное письмо от 24 апреля 2003 г. [Электронный ресурс]: // Режим доступа: http://base.garant.ru/193353/(дата обращения: 19.12.2016).
12. Российской Федерация. Министерство образования и науки. Технико - экономические обоснования проектов Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации [Текст]. — М., 2007. — 88 с. [Электронный ресурс]: // Режим доступа: http://base.garant.ru/193353/(gaTaобращения: 19.12.2016).
13. Государственная программа Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2020 года" [Электронный ресурс]: // Режим доступа: http://base.garant.ш/193353/(дaтa обращения: 19.12.2016).
14. Областная целевая программа "Развитие институтов гражданского
общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области" на 2013-2016 годы (с изменениями на 31 декабря 2013 года) [Электронный ресурс]: // Режим доступа:
http://base.garant.ru/193353/(дaтa обращения: 19.12.2016).
15. Муниципальная программа "Молодежь Балашовского муниципального района" на 2014 - 2016 годы" из информационного банка "Саратовская область" [Электронный ресурс]: сайт Балашовского муниципального рaйон//http: //www.baladmin.ru/
16. Муниципальная программа «Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Балашовского муниципального района на 2015-2017 г.г.» [Электронный ресурс]: сайт Балашовского муниципального рaйон//http://www.baladmin.ru/
17. Отчет начальника МО МВД России «Балашовский» перед депутатами Собрания Балашовского муниципального района Саратовской области об итогах оперативно-служебной деятельности за 2016 год//. [Электронный ресурс]//Бaлaшов.64.мвд.рф/Dejatelnost/T eksty_oficialnyh_vystuplenij/item/851 3251/
18. Адам, И.Р. Из опыта работы специальных школ /И.Р Адам// Советская педагогика. - 1987. - № 3. - С. 10-16.
19. Артамонова, Е.Г. Региональный опыт деятельности педагогов- психологов образовательных организаций по раннему выявлению и профилактике аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних / Е.Г. Артамонова //Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2016. Вып. 2. URL: http://cipv.ru/static.php?mode=page_646
20. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/ С.А. Бадмаев - М.: Магистр, 1997. - 250 с.
21. Барышникава, Н.А. «Восхождение» - программа реабилитации так называемых «трудных» / Н.А. Барышникава // Директор школы. - 1998 - №7.
- С. 22-26.
22. Белкин, А.С. «Трудные» подростки /А.С. Белкин // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С. 38-41
23. Бессмольная, Е.Н. Методика количественной оценки уровня и качества жизни школьников, проживающих в малых городах Российской Федерации// Бессмольная, Е.Н. - Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII Международ. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Волковой, Е.И. Мозговой. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. - 462 с. С. 218-221.
24. Волков, В.Н. Юридическая психология./ В.Н. Волков - М., 2002. - 384
25. Волков, В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология/ В.Н. Волков - М., 2001. - 218
26. Волков, Д.В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних по материалам США и Великобритании: дис. пед. наук: 12.05.2000 / Д.В. Волков - Рязань, 2011. - 190
27. Вульфов, Б.З. Интересы и потребности современных детей и подростков/ Б.З. Вульфов, Ю.В.Синягин, Н.Ю. Синягина- СПб.: Каро, 2007.
- 144
28. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль/ Я.И. Гилинский - СПб.:«Юридический центр Пресс», - 2004. - 320с.
29. Глассер, У.А. Школы без неудачников./ У.А. Глассер - М.: Прогресс, 1991. - 184 с.
30. Гонеев, А.Ю. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений / А.Ю. Гонеев, Н.И., Лифинцева, Н.В. Ялпаева// Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 280
31. Горшкова, Е.А. «Трудный» подросток, увиденный по-новому // Е.А.Горшкова- Открытая школа. - 1997. - № 1. - С.32-36.
32. Горшкова, Е.А. Помощь «трудным» детям (из истории реабилитационных учебно-воспитательных заведений): дис. канд. соц. наук: 17.11.1996 // Е.А.Горшкова- Вечерняя школа, 1996. - С.47-51
33. Гостунская, Я.И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростка с девиантной виктимностью: дис. канд. соц. наук: 08.05.2007 // Автореферат, ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», г.Ставрополь, 2007,http://www.ncstu.ru.- 22 с.
34. Грошева, Р.Н. Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура / Р.Н. Грошева - Материалы V городской научно¬практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГНПУ,
2006. - 320с.
35. Гурвич, И.Н. Уровни и модели употребления алкоголя
подростками//И.Н. Гурвич- Мир детства. 2012. - № 2. - С. 24-31.
36. Давыдова, К.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям/ К.П. Давыдова. - М.: Академия, 2010. - 280
37. Дедова, Е.К. Современное кадетское образование в России: состояние нормативно-правового регулирования/Е.К. Дедова и др. под ред. Титовой С.В. - СПб.: Питер, 2011. - 240 с.
38. Добрунова, М. Н. Коррекция девиантного поведения подростков в
условиях оздоровительно-образовательных центров/ автореферат канд. пед. наук [Электронный ресурс]: // Режим доступа: http:// http://www.dissercat.com/content/korrektsiya-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-v-usloviyakh-ozdorovitelno-obrazovatelnykh-tse
39. Дозорцева, Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением: // Е.Г. Дозорцева -Автореф. Дис. ... д.психол.н. - СПб., 2000. - 32 с.
40. Дорофеева, А.В. О сети учреждений и классов казачьей
направленности [Текст] / А.В. Дорофеева // Научно-практическая
конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности. - Краснодар, 2007. - С.12.
41. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд. - М.: Педагогика, - 1994. - 216 с.
42. Еникеев М.И. Общая, социальная, юридическая психология. - М., 2002. - 624 с
43. Зотова О.В. Причины девиантного поведения детей и подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/
44. Л.М. Зыбин Психология отклоняющегося поведения. - М.: ACADEMA, 2004.- 288 с
45. Калинина С.В. Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением / диссертация на соискание ученой степени к. п. н. - М., 1996. - 167 с.
46. Кириленко И.Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте: Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. - Ставрополь,
2007. - 25 с.
47. Клейберг Ю.А. Девиантология. - СПб.: Речь, 2007. - 412 с.
48. Клейберг Ю.А. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса: Учебное пособие. - Ульяновск, 2004. - 198 с
49. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2001. - 160 с.
50. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.-Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2005. - 416 с.
51. Клеткина, Олеся Сергеевна Управление профилактикой аддиктивного поведения молодежи» - автореферат кандидатской диссертации автореферат диссертации по социологии
52. Кондратьев М.Ю., Крушельницкая О.Б., Нечаева С.Л., Швыкин Н.Н.
Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве (материал по результатам смотра «Учебный округ - 99»).
http: //www.psyedu/view.php?id=202.
53. Кондратюк Л.В. История образовании казачьих классов в
общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края. - Краснодар. - № 799. - 2004.
54. Антропология преступления. - М., 2001. - 344 с.
55. Кудрявцев, Е.Ю. Организационно-педагогические условия
формирования классов и школ казачьей направленности: позитивный опыт создания классов и школ казачьей направленности (нормативно-правовая база, механизм формирования классов, работа с семьей). «Казачья школа» [Текст] / Е.Ю. Кудрявцев // Научно-практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности. - Краснодар, 2007. - С. 61.
56. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. - М.,1965. - 267с.
57. Лихтарников А.Л., Сунко Н.Н. Школа интенсивного обучения и развития. Экспериментальная программа реорганизации учебно¬воспитательного процесса для подростков из групп социального риска. - СПб., 1996. - 137 с.
58. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. - СПб.: Мемориал, 2001. -176 с.
59. К.С. Лебединская Психопатология и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 244 с.
60. Лишин Е.Н. Казаки в эпоху перемен. / Мир психологии. - М. - Воронеж, 2011. - № 4. - С. 11-26.
61. Лукаш, Сергей Николаевич Воспитание подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества Юга России - автореферат по педагогике//http://nauka-pedagogika.com
62. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - Пед. Соч. в 8 т. - М.: Педагогика, 1983, Т.5. - 588 с.
63. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
64. Максимова К.Н. Казачья школа - проблемы и перспективы развития [Текст] / Е.И. Сильверстова // Научно-практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности. - Краснодар, 2007. - С. 112.
65. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2004. - 384 с.
66. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной
практике. - СПб.: Речь, 2002. - 255
67. Материалы предоставлены МУЗЕЕМ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО КАДЕТСТВА#http://kkschool2chita.ru/publ/o_klasse/istorij a/istorij a_rossij skogo_kadetstva_1991_2015_gody/7 -1-0-10)
68. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., 2001. - 432
69. Методы работы социального педагога с трудными детьми http://twidler.ru
70. Мизина Н.Н. Осуществление психологической поддержки родителей подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога / Личность XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов.
- Ставрополь, 2004. - С. 37-40.
71. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.
72. И.А., Невский Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М.: Мирос, 2001. - 70 с.
73. Озеров А.А. Проблемы и перспективы военно-патриотического воспитания в казачьих кадетских корпусах России// Озеров А. А. Журнал «Инженерный вестник Дона,Выпуск№ 4-2 / том 32 /2014
74. Парченко, К.Е. Казачество на рубеже 21 века / , К.Е. Парченко/ Донские областные ведомости № 171/08.08.2013 г. - 2013.- № 6 (42). - С. 64
75. Петрова, А.Б. «Саратов на рубеже XIX - XX веков». Практическое руководство/ А.Б.. Петрова- М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 152 с.
76. Райфшнайдер, Т.Ю. Критерии девиантного поведения подростков- учащихся школ / Т.Ю. Райфшнайдер - Вестник Университета/ Государственный университет управления. - М.: ГУУ - 2008. - № 5 (43). - С. 119-121.
77. Райфшнайдер, Т.Ю. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения./ Т.Ю.Райфшнайдер//Материалы Международной научно-практической конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций». - Тамбов, 2007. - С. 459-463.
78. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.// Т.П. Смирнова- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 160 с.
79. Современное кадетское образование в России: состояние нормативно¬правового регулирования Данные с официального сайта
Минобрнауки.России//.[Электронный ресурс] ййр://минобрнауки.рф/зрес1а1/пе’№з/7414
80. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков// Л.Б. Шнейдер— М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.