Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников

Работа №70504

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытная работа с учащимися.
Выборка: учащиеся 4-го класса в количестве 20 человек.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников 6
1.1. Понятие иноязычной социокультурной ком0петенции 6
1.2. Компоненты иноязычной социокультурной компетенции младших школьников 12
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Методические аспекты формирования социокультурной компетенции младших школьников на уроках иностранного языка 25
2.1. Возможности формирования социокультурной компетенции в современных учебно-методических комплексах по английскому языку на младшей ступени обучения 25
2.2. Приемы формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников 32
Выводы по Главе 2 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 59


Объект исследования – иноязычная социокультурная компетенция младших школьников.
Предмет исследования – условия и принципы формирования у младших школьников на уроках иностранного языка социокультурной компетенции.
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования социокультурной компетенции младших школьников на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие иноязычной социокультурной компетенции.
2. Охарактеризовать компоненты иноязычной социокультурной компетенции младших школьников.
3. Выявить возможности формирования социокультурной компетенции в современных учебно-методических комплексах по английскому языку.
4. Подобрать приемы формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников.
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, , методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; практические – анализ УМК, подбор приемов и методов для формирования социокультурной компетенции младших школьников на уроках английского языка.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к понятию «социокультурная компетенция» – Н.Г. Муравьева, И.А. Орехова, А.Н. Щукин и др.;
- подходы к выделению компонентов социокультурной компетенции младших школьников – О.В. Павлова, Т.В. Починок, Н.М. Романова и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе учителей иностранного языка по формированию социокультурной компетенции младших школьников.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.
Во введении представлен научный аппарат исследования, включающий актуальность, противоречие, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников.
Во второй главе определены методические аспекты формирования социокультурной компетенции младших школьников на уроках иностранного языка: подобран и апробирован комплекс методов, приемов и средств для формирования социокультурной компетенции учащихся 4-го класса; представлены результаты опытной работы.
В заключении сформулированы выводы по результатам изучения теоретических источников и практической части исследования. Выводы согласуются с задачами исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ научных источников показал, что социокультурная компетенция является одним из главных ресурсов развития человека в условиях глобализации общественных отношений.
Социокультурная компетенция стоит во главе межкультурной коммуникации Обучающиеся на уроках иностранного языка изучают культуру других стран и учатся анализировать и сопоставлять культуру своей страны и культуру иноязычную Таким образом, школьники учатся презентовать традиции и обычаи своей страны в межкультурной коммуникации
Для успешного ведения речевого общения на иностранном языке недостаточно овладеть лишь навыками говорения, письма и чтения. Процесс овладения иностранным языком обязательно должен включать в себя социокультурную составляющую. В противном случае взаимодействие с представителями других культур может быть осложнено культурными барьерами, которые связаны с принадлежностью к разным, отличным друг от друга традициям, привычкам, нормам, стилю жизни. Именно по этой причина на уроках иностранного языка отводится важная роль формированию социокультурной компетенции.
Анализ УМК Spotlight, УМК Enjoy English и УМК Raindow English по проблеме формирования социокультурной компетенции младших школьников, позволил заключить, что проанализированные УМК обладают материалом, представляющим культуру, традиции страны изучаемого языка, но этот материал содержится в малом количестве.
Предложенный комплекс мероприятий по формированию социокультурной компетенции младших школьников на уроках английского языка направлен на овладение учениками различных умений и приемов, необходимых для межкультурного общения. В частности, комплекс направлен на повышение уровня культурной осведомленности, развитие умений правильно воспринимать информацию, вычленять основную мысль, анализировать полученную информацию, давать ей оценку, выстраивать свое поведение, контролируя эмоциональные реакции, относительно ситуации, что повышает способность ребенка строить межкультурное общение на основе взаимоуважения. При этом разработанный комплекс мероприятий следует рассматривать как неотъемлемый элемент «общешкольной программы» по формированию социокультурной компетенции учащихся. Предложенный комплекс методов, приемов и средств формирования социокультурной компетенции у детей младшего школьного возраста был применен в ходе опытной работы с учащимися 4-го класса. Проведенная опытная работа показала эффективность применения данного комплекса методов, приемов и средств в формировании социокультурной компетенции. На контрольном этапе у учащихся 4-х классов социокультурная компетенция сформирована в основном на высоком (40%) и среднем (50%) уровнях.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены. Данное исследование не охватывает весь круг проблем по формированию социокультурной компетенции у младших школьников. Перспективой исследования может быть разработка кейсов, направленных на формирование социокультурной компетенции, и апробация их содержания в работе с учащимися 4-х классов во втором полугодии.



1. Английский язык. 2-4 классы: рабочая программа : учебно-методическое пособие / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. – 3-е изд., перераб. – Москва : Дрофа, 2017. – 76 с.
2. Афанасьева, О. В. Rainbow English. 2 класс / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – Москва: Дрофа, 2015. – 99 с.
3. Афанасьева, О. В. Rainbow English. 3 класс / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – Москва: Дрофа, 2015. – 125 с.
4. Афанасьева, О. В. Rainbow English. 4 класс / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – Москва: Дрофа, 2015. – 139 с.
5. Биболетова, М. З. Enjoy English. 2 класс / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева. – Москва: Дрофа, 2020. – 123 с.
6. Биболетова, М. З. Enjoy English. 3 класс / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева. – Москва: Дрофа, 2020. – 131 с.
7. Биболетова, М. З. Enjoy English. 4 класс / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева. – Москва: Дрофа, 2020. – 144 с.
8. Быкова, Н. И. Английский язык. 2 класс. Spotlight 2 / Н. И. Быкова. – Москва: Просвещение, 2010. – 87 с.
9. Быкова, Н. И. Английский язык. 3 класс. Spotlight 2 / Н. И. Быкова. – Москва: Просвещение, 2010. – 112 с.
10. Быкова, Н. И. Английский язык. 4 класс. Spotlight 2 / Н. И. Быкова. – Москва: Просвещение, 2010. – 147 с.
11. Вишневская, Е. М. К вопросу о межкультурной коммуникации в условиях социального взаимодействия / Е. М. Вишневская // Гуманитарные технологии в современном мире: сб.науч. ст. по материалам VI Международ. научно-практ. конф. /Отв. ред. Л.М. Гончарова. – Калининград: Западный филиал РАНХиГС. – 2018. – С. 177-179.
12. Димиденко, Т. А. Формирование социокультурной компетенции с применением технологий деятельностного обучения / Т. А. Димиденко // Современная образовательная среда: теория и практика. – Чебоксары: Интерактив плюс. – 2018. – №1. – С. 65-69.
13. Дудина, Е. Н. Формирование коммуникативной компетенции при интенсивном обучении младших школьников иностранному языку / Е. Н. Дудина // Вестник Томского государственного педагогического ун-та. – 2009. – Вып 2 (80). – С 80–85.
14. Зайцева, А. В. К вопросу о социокультурном подходе в обучении иностранным языкам / А. В. Зайцева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2007. – №7. – С. 208-210.
15. Карташова, В. Н. Работа с аутентичными текстами социокультурной направленности / В. Н. Карташова, Е. А. Исаев // Иностранные языки в школе. 2011. – №9. – С. 32 – 36.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Академия. 2010. – 745 с.
17. Крашенинникова, А. Е. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку / А. Е. Крашенинникова // Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире: материалы V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / отв. ред. В. И. Петрищев. – Красноярск, 2015 – С 67-73.
18. Кулахметова, Н. Н. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе / Н. Н. Кулахметова // Иностранные языки в школе. 2005. – №5. – С. 49 – 57.
19. Куклина, С. С. Диалог культур становится реальностью / С. С. Куклина // Иностранные языки в школе 2002. – №6. – С .82.
20. Латухина, М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку / М. В. Латухина // Молодой ученый. – 2014. – № 20. – С. 725-727.
21. Маякова, Е. В. Цели и задачи раннего обучения иностранным языкам (проблемный контекст) / Е. В. Маякова // Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых: Материалы XVI Московской межд. конф. / Отв. ред. Е. В. Ковалевская. – Москва: Спутник +. – 2017. – С. 101–103.
22. Митина, А. В. Социокультурный подход в обучении иностранному языку / А. В. Митина // Человек и общество в системе современных научных парадигм. – 2015. –№1 (1). – С. 50-53.
23. Миролюбов, А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. 2001. – №5. – С. 11.
24. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 9. – С. 136-143.
25. Никитенко, З. Н. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников / З. Н. Никитенко, О. М. Осиянова // Иностранные языки в школе. 1994. – №5. – С.4 – 7.
26. Никитина, Ю. А. Критерии отбора и технология работы с текстами лингвокультурного и социокультурного содержания на английском языке / Ю. А. Никитина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2009. – №1. – С. 1-11.
27. Орехова, И. А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам / И. А. Орехова // Иностранные языки в школе. 2004. – №5. – С. 28 – 30.
28. Ощепкова, В. В. Страноведческий материал на уроке иностранного языка / В. В. Ощепкова // Иностранные языки в школе. 1998. – №1. – С. 77-83.
29. Павлова, О. В. Воспитание толерантности на уроках иностранного языка в контексте диалога культур / О. В. Павлова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 9. – С. 133-136.
30. Поспелова, Н. В. Лингвокультуроведческий подход к изучению иностранных языков (на материале детских стишков и клерихью) / Н. В. Поспелова // Иностранные языки в школе. 2005. – №1. – С. 9-14.
31. Починок, Т. В. Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции / Т. В. Починок // Иностранные языки в школе. 2011. – №7. – С. 18-24.
32. Починок, Т. В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения / Т. В. Починок // Иностранные языки в школе. 2007. – №7. – С. 2-6.
33. Романова, Н. М. Формирование социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка / Н. М. Романова // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 31-34.
34. Русинова, Л. П. учебное пособие «Педагогический словарь по темам» [Электронный ресурс] / Л. П. Русинова // Глубинная психология [сайт]. [2018]. URL: https://www.psyoffice.ru/slovar-s181.htm (дата обращения: 07.11.2020).
35. Садохин, А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования / А. П. Садохин // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. Том X. – № 1. – С. 125-139.
36. Сафонова, В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. – №3. – С. 17.
37. Сафонова, В. В. Социокультурный подход: ретроспектива и перспективы / В. В. Сафонова // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. – 2013. – №4. – С. 53-72.
38. Тарасова, Н. М. Социокультурный компонент в преподавании иностранного языка / Н. М. Тарасова // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – С. 346-348.
39. Уфимцева, О. В. Развитие учебной иноязычной лексической компетенции в процессе обучения английскому языку будущих специалистов по связям с общественностью: автореф. дис. … канд. пед. наук. Урал. гос. пед. ун-т. / О. В. Уфимцева. – Екатеринбург. 2015. – С. 22-23.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). – Москва: Просвещение, 2016. – 50 с.
41. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. –2-ое изд., испр. и доп. / А. Н. Щукин. – Москва: Филоматис, 2018. – 480 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ