Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-финансистов средствами социально-психологического тренинга

Работа №7049

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы222стр.
Год сдачи1999
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема общения в деятельности военного
финансиста 12
1.1. Сущность, структура и функции общения с
позиции деятельностного подхода 12
1.2. Коммуникативная компетентность в структуре профессиональной деятельности офицера-
финансиста 37
1.3. Анализ результатов социально-психологического исследования особенностей общения военных финансистов 67
Глава 2. Общая характеристика социально-психологического тренинга как средства развития коммуникативной компетентности 95
2.1. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга (СПТ) 95
2.2. Психологические особенности деятельности преподавателя в социально-психологическом
тренинге 115
2.3. Методика анализа эффективности результатов тренинга (на примере конкретного профессионально-ориентированного СПТ) 126
Заключение 140
Библиографический список использованной литературы 143
Приложения 157



Актуальность исследования.В последние годы в психологии заметно возрос интерес к изучению проблемы общения. Она стала одной из важнейших и актуальных сфер социально-психологических исследований. Общение теснейшим образом связано с жизнью человека. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранение, наука, искусство, экономика, политика и др. В последнее время наблюдается значительное расширение круга людей, вовлеченных в профессиональную деятельность, тесно связанную с общением. К их числу принадлежат руководители различных уровней, психологи, тренеры, работники коммерческих структур, менеджеры и т.д. К числу таковых мы относим и военных финансистов. Во всех этих случаях общение оказывается составляющей самой профессиональной деятельности и, соответственно, коммуникативная компетентность - составляющей профессиональной компетентности. Последнее особенно справедливо в отношении офицеров-финансистов, так как офицер является субъектом социального управления в Вооруженных Силах, а управление воинскими подразделениями это, в первую очередь, управление людьми, а следовательно, общение. Кроме этого, по сравнению с другими офицерами, представителями других военных специальностей, профессиональная деятельность офицера-финансиста отличается частотой, разнообразием, интенсивностью и значимостью коммуникативных контактов. Велик круг людей, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности военного финансиста. Его потенциальными посетителями могут быть все без исключения военнослужащие и служащие воинской части, а также члены их семей. Своеобразно выстраиваются отношения помощника командира части по финансовой и экономической работе с командованием части, с начальниками родов войск и служб, с командирами подразделений. Сфера деятельности офицера- финансиста выходит далеко за границы воинской части. Успех его работы зависит от качества взаимоотношений с финансистами других частей, с местными органами, с банками, с различными коммерческими организациями, с довольствующими частями и т.д. Поэтому военному финансисту сегодня уже недостаточно опираться на простой здравый смысл, традиции и опыт в своей узкопрофессиональной области и в области общения. Сейчас ему для успешной и профессиональной деятельности все более необходимой становится специальная социально-психологическая подготовка. Уровень коммуникативной компетентности выпускников Ярославского высшего военного финансового училища имени генерала армии А.В. Хрулева (ЯВВФУ), являющегося основным «поставщиком» офицеров-финансистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, войск МВД, Федеральной пограничной службы, налоговой полиции, полевых учреждений Центрального Банка России, дружественных армий стран участниц СНГ, на наш взгляд, не позволяет успешно выполнять им функциональные обязанности. За 50 часов, отведенных на изучение программы курса «Психология и педагогика», будущие военные финансисты успевают получить лишь основы психолого-педагогических знаний, не имея возможности освоить умения и сформировать навыки эффективного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности.
Социально-психологический тренинг может рассматривается как специфическое преломление идей формирующего эксперимента в специальной практике развития коммуникативной компетентности взрослых людей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа явилась отзывом на одну из важнейших задач высшей школы - формирование профессионально-ориентированных коммуникативных навыков и умений, так как коммуникативная компетентность является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности.
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую на¬ми гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Общение является существенной детерминантой совместной деятельности и служит эффективным средством ее оптимизации. Общение офицеров-финансистов обусловлено особенностями военной службы и его финансово-экономической деятельностью. Основное отличие профессионально-ориентированного общения военных финансистов от других офицеров определяется частотой, разнообразием, внутренней насыщенностью и значимостью межличностных и ролевых контактов.
2. В основе психологических трудностей общения молодых офицеров- финансистов лежат неадекватно выбранные средства коммуникативного воздействия, неадекватно выбранные средства организации совместной деятельности и социоперцептивные искажения. Проведенные нами исследования показали, что предпосылками, повышающими вероятность возникновения психологических трудностей общения, являются: недостаточная коммуникативная компетентность выпускников ЯВВФУ; неправильные представления молодых офицеров-финансистов о своей профессии, о том, как должны протекать процессы социальной адаптации в первые годы службы; переживания, связанные со свеобразной личностной интерпретаций коммуникативных ситуаций, особенно ситуаций затрудненного общения.
3. Коммуникативная компетентность представляет собой систему внутренних ресурсов (социальные установки; знания в области психологии личности, группы, общения; умения и навыки межличностного общения; коммукативные позиции), необходимых для построения и регуляции эффективных коммуникативных действий и обеспечивающих ориентированность в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
4. Анализ учебной программы, учебных планов, содержания, форм и методов проведения занятий по курсу «Психология и педагогика» показал, что существующая система обучения не позволяет сформировать достаточный уровень профессиональной коммуникативной компетентности у выпускников ЯВВФУ, обеспечивающей успешное выполнение ими своих функциональных обязанностей и скорейшее их становление в первой офицерской должности. Решить эту проблему, по нашему мнению, поможет использование при подготовке офицеров-финансистов СПТ.
5. На основе концептуальных представлений о сущности и составляющих коммуникативной компетентности военных финансистов нами были сформулированы цели СПТ, определены методы их достижения и выделены критерии оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности и была разработана программа профессионально-ориентированного СПТ.


1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. - 261 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения// Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - С.218-241.
3. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекоменда¬ции, тесты. - М.: Вече, ACT, 1997. - 430 с.
4. Азаев Э.Ч. Развитие коммуникативных способностей политических лидеров: Дис. ...канд. психол. наук-М., 1995. - 176 с.
5. Аллинг Э., Миккин X. О применении видеотренинга при обучении навыкам общения продавцов// Человек, среда, общение. - Таллин, 1986.-150 с.
6. Аманов С.А. Диалектика познания и общение/АН Кирг. ССР, ин-т философии и права. - Фрунзе: Илим, 1986. - 138 с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т./ Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова и Н.В.Кузьминой. - М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-232 с., Т.2.-288 с.
8. Андреас С., Герлинг К., Фолкнер Ч., Халлбом Т. и др. Миссия НЛП. Методические рекомендации для слушателей курсов по НЛП. - М., 1998.-272 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 416 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 432 с.
11. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учеб¬ных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с.
12. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци-альная психология на Западе. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 271 с.
13. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
14. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Теория и практика. - М.: RTFL - BOOK, 1994.314 с.
15. Атватер И. Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника): Сокращеный перевод с англ. - 2-е изд. - М.: Экономика, 1988.- 110 с.
16. Барсуков И.И. Социальное общение и его роль в укреплении воин¬ских коллективов в социалистической армии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1979. - 23 с.

144
17. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология чело-веческой судьбы: Пер. с англ. /Под общ. ред. М.С.Мацковского. - М.: Лист - Нью; Центр общечеловеческих ценностей, 1997. - 336 с.
18. Берман М.Я. Социально-психологические особенности общения в сфере бытового обслуживания населения: Дис. ... канд. психол. наук. -Л., 1983.-192 с.
19. Бехтерев В.М., Ланге М.В. Данные эксперимента в области коллек-тивной рефлексологии// Новое в рефлексологии и физиологии нерв¬ной системы. - М., 1925. - С.ЗЗ 1 - 354.
20. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер Пресс, 1997.-224 с.
21. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод со-циально-психологической подготовки// Теоретические и методологи-ческие проблемы социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - С. 183-204.
22. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - М.: Знание,
1988. -78 с.
23. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. - 124 с.
24. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как лично¬сти. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 135 с.
25. Бодалев А.А. Об общении и учете его характеристик в работе с людьми. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 85 с.
26. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Пе-дагогика, 1982. - 200 с.
27. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
28. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988.-188 с.
29. Бодалев А.А. Проблема гуманизации межличностного общения и ос-новные направления их психологического изучения// Вопросы психо-логии. - 1989. -№ 6. - С. 15-18.
30. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические тру¬ды. - 2-е изд., переработанное. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 326 с.
31. Бокошев Ж. Предмет общения и диалектика его развития: Дис. ... канд. филос. наук. - Фрунзе, 1983. - 169 с.
32. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб, 1994.-316 с.
33. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала:

145

|ф Методическое пособие для школьных психологов. - Псков, 1997. -
68 с.
34. Брудный А.А. К теории коммуникативного взаимодействия// Теоре-
тические и методологические проблемы социальной психологии. -
М, 1977. -С.32-50.
35. Брудный А.А., Чернов С.С. Личность, понимание и общение// Созна-
ние и понимание - Фрунзе: Илим, 1982. - С.3-13.
36. Брудный А.А. Понимание и общение (Серия «Психология общения»).
- М.: Политиздат, - 1989. - 303 с.
37. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина,
1989. -304 с.
38. Варга А.Я., Миккин Х.Х., Петровская Л.А., Ронзин Д.В. Семинар по
Вопросам социально-психологического тренинга// Вопросы психоло-
гии. - 1981. -№ 4. - С.183-184.
• 39. Визир В.В. Социально-психологический анализ формирования ры-
ночного экономического мышления: Дис. ... канд. психол. наук. - М.,
1994. -138 с.
40. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умствен-
ных действий// Психологическая наука в СССР. В 2-х т., т. 1. - М.,
1959.-364 с.
41. Гермохова С. Использование методик социально-психологического
тренинга в процессе создания коллектива// Общение и деятельность.
-Прага, 1981. - С.155-169.
42. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники:
Учебно-методическое пособие к урокам творческого мастерства. -
М.: Искусство, 1967. - 250 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ