Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения проблемы культурно-цивилизационной
специфики России 6
1.1. Понятие «Русский мир» и «цивилизационный код»
1.2. Особенности интерпретации «Русского мира» в художественной прозе
Н.С. Лескова 12
Выводы 23
2. Изучение творчества Н.С. Лескова в средней школе с ориентацией на проблему национальной идентичности, цивилизационного пути России 25
2.1. Изучение историософской концепции «Русский мир» в школе в аспекте
нормативных документов среднего образования 25
2.2. Модели уроков по теме «Историософская концепция «Русский мир» в
творчестве Н.С. Лескова» 31
Выводы 33
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение
Актуальность исследования. Интерес филологов к вопросам культурно-цивилизационной специфики России в русской классической и современной литературе неуклонно растёт (работы Т.Е. Сорокиной, Ю.И. Виницкого, Н.В. Зайцевой, Н.С. Барановой и др.). Причиной этому можно считать особую философичность и глубокую рефлективность отечественной литературы, ее внимание к проблемам цивилизационного развития России и Европы. «Стремление писателя и созданного им текста решать проблемы, естественным образом повышающие статус художественного произведения путем включения его в контексты, требующие активного взаимодействия литературы с философией, религией, историей» [Сорокина, 2011: 3] на всех этапах развития литературы выступает формой актуализации литературного процесса.
Обращение к проблемам общенациональной судьбы, конфликта России и Запада, политической рефлексии на темы современных событий характерно и для творчества Н.С. Лескова. Художественно-философские аспекты социально-исторической проблематики его произведений уже неоднократно оказывались в центре внимания исследователей, в силу того, что исторический контекст нередко прямо заявлен в произведениях писателя или вводится путем изображения дихотомии Россия - Запад, особенно в произведениях антинигилистического характера (работы Н.С. Барановой,
Е.Л. Куранда, Н.Н. Старыгиной, Л.Ф.Шелковниковой). В произведениях Н.С. Лескова нашли свое отражение проблемы столкновения «нового» (административные, судебные и др. реформы) и «старого» (ценности русского человека дореформенного периода) уклада, вопросы самобытности национального русского духа, определяющего, по мнению писателя, направление исторического движения России, проблемы ее исторической роли и особого пути). Однако не все аспекты историософской концепции Н.С. Лескова изучены.
Таким образом, актуальность данной работы заключается во-первых, в рассмотрении проблемы, способствующей концептуализации литературного процесса в его национальном варианте; во-вторых, в анализе художественного мира Н.С. Лескова в системе разнородных явлений отечественной словесности и культуры в целом; в-третьих, в определении круга произведений, воплощающих историософскую концепцию «Русский мир», в выделении ее основных философско-эстетических параметров, а также изучении лесковских произведений в рамках школьного образования.
Системное рассмотрение проблемы культурно-цивилизационной специфики России в поэтике Н.С. Лескова не только позволит уточнить особенности функционирования таких категорий, как «русский дух», «национальная идея», «русский Бог» (как на частном уровне, так и на общем) в авторском тезаурусе, но вписать их в образовательный процесс средней школы.
Материалом исследования послужили произведения Н.С. Лескова «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1873), «Левша» (1881).
Объектом исследования являются особенности репрезентации культурно-цивилизационной специфики России в поэтике художественной прозы Н. С. Лескова в аспекте понятия «Русский мир».
Предметом исследования выступают художественные средства воплощения историософской концепции Н.С. Лескова в прозе писателя.
Цель работы - выявить и описать основные категории и системные элементы философско-эстетической концепции «Русский мир» в литературном творчестве Н.С. Лескова 1870-х гг., обобщить художественную историософию писателя как проблемный комплекс.
Цель исследования достигается путем решения следующих задач:
1. Выявить философско-эстетические аспекты изображения исторического прошлого России в литературе
2. Определить концепты «Русского мира» в художественной практике Н.С. Лескова: историографический аспект
3. Обозначить идею цивилизационного пути России
4. Выделить концепты «Русского мира» необходимые для изучения в школе
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды по теоретической и исторической поэтике (М.М.Бахтина, Б.В.Томашевского, Б. Успенского, Ю.М.Лотмана, К. Леви-Стросса, В.Н.Топорова, В.И.Тюпы), мифопоэтике (В.Н. Топорова, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского и др.), историософии в литературе (И.Л.Бражникова, Т.Е. Сорокиной, Ю.И. Виницкого, Н.В. Зайцевой, Н.С. Барановой и др.). Историко-литературную базу исследования составили труды по поэтике русской литературы второй половины XIX века и тв орчеств а Н.С. Лескова (И.В. Столяровой, Н.Н. Старыгиной, Е.В. Тюховой, О. В. Евдокимова, В.М. Головко, И. П. Видуэцкая, Б. С. Дыханова, О. Е. Майорова и др.).
Работа опирается на системный подход, при решении конкретных задач используются историко-культурный подход, структурно-семантический и сравнительно-исторический методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проблем историософии в литературе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в разработке и преподавании школьных и вузовских курсов по истории русской литературы и творчества Н. С. Лескова.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованных источников.
Понятие «Русский мир» в прозе Н.С. Лескова рассмотрена нами в аспекте культурно-цивилизационной специфики России. Писатель в своих произведениях раскрывает идеи, актуальные как в XIX веке, так и в XXI. Самобытность Русского мира, особенности мышления и веры русского народа, уникальный характер праведника - защитника, неповторимая культура находят своей отражение в творчестве Н. С. Лескова.
Обращение Н.С. Лескова к исторически важным событиям обусловлено авторской установкой найти ответы на следующие вопросы: как жил, живет и будет жить русский народ, что ждет его после реформы и главный в опрос - при каком «порядке» человеку лучше. Мы можем сделать вывод, что русскому человеку лучше тогда, когда ему дают полностью «раскрыть» себя. По совей ментальной основе он с широкой душой, верящий в Бога/чудо, еще не готовый к переменам. Необходимо постепенное изменение привычных ценностей на новые, вызванные сменой эпох.
Так художественна историософия Н.С. Лескова, отражающая исторические и цивилизационные процессы, повлиявшие на формирование концепта «русский человек», «русский мир», «национальная идея», выводит ценностные характеристику бытия России, определяет ее место в мировом пространстве.
«Русский мир» Н.С. Лескова необходимо изучать в школе. Рассмотрение произведений «Левша», «Соборяне» и «Захудалый род» с позиции историософской концепции автора даст возможность воссоздать прошлое России и показать его связь с настоящим и будущем, показать роль русского человека в культурно-историческом процессе. Цель современной системы образования - воспитать сильную личность и патриота. Подробное изучение «Русского мира» Н. С. Лескова поспособствует ее достижению.
1. Martin Aust . Russia and Europe (1547-1917). Электронный доступ : http://ieg-ego.eu/en/threads/europe-and-the-world/knowledge- transfer/martin-aust-russia-and-europe-1547-1917
2. Mira Bergelson. Russian cultural values and workplace communication
patterns Электронный доступ :
https://www.hse.ru/data/2015/03/15/ 1094547340/Russian%20cultural%2 0values 2014 nonabridged full.pdf
3. Алейникова С.М. "Русский мир": белорусский взгляд электронный доступ: http://istmat.info/node/58801
4. Ангелова Н.В. Тайна русского характера: произведения Н.С. Лескова 1880- 1890-х годов: Монография / Н.В. Ангелова. Науч. ред., предисл. В.Е. Андреева. - Мичуринск : изд-во МичГАУ, 2007. - 90 с.
5. Аниннский Л.А. Н. Лесков Честное слово. - М.:Советская Россия. - 1988.- 352 с.
6. Аннинский Л.А. Несломленный. Повесть о Лескове//Аннинский Л.А. Три еретика.1. М.: 1988, 229-351 с.
7. Баева О.Н. Российская цивилизация: проблема цивилизационной и культурно-личностной идентичности: дисс. кандидата философских наук. - Ставрополь, 2002. - 192 с.
8. Баранова Н.С. Художественное воплощение исторических реалий первой половины XIX века в творчестве Н.С. Лескова: Автореф.канд.фил.наук. - Киров,2012. - 22 с.
9. Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта. - Москва, 2009. - 384 с.
10. Бельченко Е.В. Концепт «Русский мир» в контексте культурологии// Человек, культура, образование. № 4. - 2012. - 178 с.
11. Бердяев Н.А., Букшпан Я.М., Степун Ф.А., Франк С.Л. Освальд Шпенглер и Закат Европы. - М.: Берег, 1922. - 97 с.
12. Бражников И.Л. Русская литература XIX-XX веков:
историософский текст. Монография / Бражников И.Л. - М.: Прометей, 2011. - 258 с.
13. Бурнос И.В. Русские концепты "душа", "дух", "ум" в сопоставлении с английскими "mind", "soul", "spirit" : автор. дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Санкт- Петербург, 2004. - 163 с.
14. В.П. Полухина, В.Я. Коровина. Литература. 6-ой класс. Учебник. Часть 1. Издательство "Просвещение" 2012 г. 287 с.
15. Валиева З.М. Отражение идей патриотического воспитания подрастающего поколения в Российской педагогической мысли. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2015
16. Горелов А.А. Н. С. Лесков и народная культура / А. А. Горелов; АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Л.: Наука : 1988. - 294 с.
17. Горелов А.А. А.С. Хомяков: учение о соборности и русская община//Знание. Понимание. Умение. №2 . - 2017. - 120 с.
18. Грицанов А.А. Новейший философский словарь/ А.А. Грицанов. - М.: Современный литератор, 2007. - 816 с.
19. Гуцалов А.А. Русский цивилизационный код - идентичность, ценности, культура// Культурологический журнал №4. - 2016 г.
20. Добрыв А.П. Статья о "Лескове"// книга "Биографии русских писателей. Среднего и нового периодов» - 1900 г. - 140 с.
21. Ибатуллина Г.М. Национально-исторический миф и пути его интерпретации в рассказе Н. С. Лескова «Левша»// Современные исследования социальных проблем. - 2014. - 27 с.
22. Колесов В.В. Русская душа. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2008. - 31- ж 47 с.
23. Кочеров С.Н. Русский мир: проблема определения. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 5 , 163-167 с.
24. Лесков Н.С. Захудалый род// Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 томах. Т 5/ Составление и общ.ред. В.Г. Базановой, Б.Я. Бухштаба, Л.Н. Груднева, С.А. Рейсера, Б.М. Эйхенбаума. - М., 1956 - 1958.
25. Лесков Н.С. Левша// Лесков Н.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3/ Составление и общ.ред. Вс. Троицкого. - М., 1981. - 496с.
26. Лесков Н.С. Соборяне// Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 томах. Т 4/ Составление и общ.ред. В.Г. Базановой, Б.Я. Бухштаба, Л.Н. Груднева, С.А. Рейсера, Б.М. Эйхенбаума. - М., 1956- 1958. - 517 с.
27. Макарова Е.А. Старообрядческая культура в эстетическом сознании Лескова: Автореферат дис. .кандидата филологических наук. Томск, 1993. - 28 с.
28. Набиев Н.Г. Проблема человека в творчестве Л.Н. Толстого: дисс.доктор филологических наук. - Русская литература. Баку, 1999. - 424 с.
29. Ожегов С.И. Толковый словарь. Электронный доступ: https://slovarozhegova.ru/
30. Перевезенцев, С. В. Русская история: с древнейших времен до начала XXI века. - М.: Академический проект, 2018. - С. 10.
31. Полькина С.Н. Методическая система обучения литературе в школе на основе деятельностного подхода. Электронный доступ : https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-sistema-obucheniya- literature-v-shkole-na-osnove-deyatelnostnogo-podhoda/viewer
32. Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». Электронный доступ : http://fgosvo.ru/support/84/82/36
33. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования протокол программа от 28 июня 2016 г. № 2/16-з Электронный доступ
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 282289
34. Русакова О.Ф. Историософия: толкование предмета и типология / О. Ф. Русакова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2002. с 1- 26.
35. Саиттова З.Р. Проблема национального характера в прозе Н.С. Лескова: дис.кандидат филологических наук. - Русская литература. Бирск, 2007. - 177с.
36. Сомова Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации электронное учеб. пособие / Л.А. Сомова. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2014. - 1 оптический диск
37. Сорокина Т.Е. Художественная историософия современного русского романа: автореф. дис.доктора филологических наук. - Краснодар, 2011. - 22 с.
38. Тарасов А.Б. Праведничество. Энциклопедия гуманитарных наук №3. 2007. - 260 с.
39. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №
1666» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. -
электронный доступ : http://www. consultant.ru/cons/
40. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. Учебное пособие. — М.: МГУКИ, 2008. - 353 с.
41. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. - М.:
«Гнозис», 2005. - 432 с.
42. Худякова Е. В. Лесковская концепция праведничества и традиции старчества. Ярославский педагогический вестник №2. 2003. - 167 с.
43. Шелковникова Л.Ф. Социально-философские воззрения Н. С. Лескова: автор.дис.по философ.кандид.философ.наук. - Москва,2000. - 200 с.
44. Щербакова О.Ю., Яриз О.В. Русский мир в творчестве И. А.
Гончарова. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2008 г. Электронный доступ : https ://cyberleninka.ru/ article/n/ russkiy-mir-v-tvorchestve-i-a- goncharova/viewer
45. Яхшиян О.Ю. Русский культурный (цивилизационный) код: идентичность и политика// Вестник университета №10. - Москва, 2019. - 100 с.