Введение 4
Глава I. Процесс «феминизации» персонажей буддийского божественного пантеона в контексте формирования сино-буддийской традиции 11
1.1. Традиционные и научные версии истории проникновения буддизма в
Китай 11
1.2. Основные этапы истории развития сино-буддийской традиции и сино-
буддийского культового изобразительного искусства 18
1.3. Процесс феминизации персонажей буддийского божественного пантеона
в китайских культуре и культовом изобразительном искусстве 36
Выводы к Главе 1 43
Глава II. Представления о «женственном» в китайской культуре 44
2.1. Культы женских божеств в Древнем Китае 44
2.2. «Женственное» в даосской традиции 53
2.3. Культ Сиванму и возникновение сино-буддийской мифологемы Рая 57
Выводы к Главе II 63
Глава III. Образ «красавицы» в культуре Китая 65
3.1. Формирование и типологические особенности образа «красавицы» (на
материале поэтических произведений) 65
3.2. Китайский образ «красавицы» и буддийские иконические признаки 78
Выводы к Главе III 85
Заключение 86
Список литературы 88
Приложения
Актуальность темы исследования. История формирования сино- буддийской традиции находится в центре внимания исследователей, начиная со второй половины XIX в. Особое внимание исходно уделялось трансформации культа Бодхисаттвы милосердия (Авалокитешвары), приведшая к утверждению его женской ипостаси под именем Гуаньинь (ЖШ W Гуаньшиинь). Богиня Гуаньинь заняла одно из важнейших мест в китайской религиозной культуре, и до сих пор она широко почитается в разных слоях населения. В XVII-XVIII вв. ее образ обогатился новым и внешне неожиданным для собственно буддийской традиции культом чадоподательницы. Несмотря на существование в науке внушительного числа версий причин такой трансформации образа Авалокитешвары, ни одна из них не дает исчерпывающего объяснения. Между тем, выявление причин феминизации персонажей буддийского пантеона в Китае проливает дополнительный свет на ход формирования сино-буддийской традиции и механизм взаимодействия исходно китайских реалий с чужеземными заимствованиями. В этом заключается актуальность темы предлагаемого исследования. Его новизна обусловлена попыткой автора выявить собственно китайские идейно-культурные факторы процесса феминизации персонажей буддийского божественного пантеона.
Изученность проблемы. На процесс феминизации персонажей сино- буддийского божественного пантеона исследователи обратили внимание еще в начале прошлого века. Однако эта проблема рассматривается преимущественно на материале культа Авалокитешвары. Итоговым исследованием по данной теме является фундаментальный труд профессора Ратгерского университета Чунь-фан Юя «Гуань-инь. Китайская трансформация Авалокитешвары», изданная в Нью-Йорке в 2001 году [Chiin-fang, 2001]. Кроме того, изучением культа бодхисаттвы Авалокитешвары, в том числе вопросами иконографии, занимались С. Ф. Ольденбург [Ольденбург, 1903], В. Кларк [Clark, 1965], А. Гордон [Gordon, 1967], Т Малльманн [Mallmann, 1975], Н. Чутивонгс [Chutiwongs, 1984], И. Ю. Елихина [Елихина, 2010]. Однако эти исследования не выходят, как правило, за рамки самой сино-буддийской традиции, поэтому процесс феминизации персонажей сино-буддийского божественного пантеона связывается преимущественно либо даже единственно с собственно буддийской мифологией (мифологией махаяны, подразумевавшей мужские и женские ипостаси бодхисаттв). Возможные причины исследуемого процесса, проистекающие из китайской культуры, насколько нам известно, прежде не подвергались отдельному изучению. Предлагаемая работа направлена на хотя бы частичное восполнение указанной академической лакуны.
Исходя из сказанного выше, основной целью исследования является выявление культурных и художественных факторов феминизации персонажей буддийского божественного пантеона в Китае.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— дать аналитическое описание основных этапов процесса формирования сино-буддийской традиции и сино-буддийского культового изобразительного искусства;
— выявить особенности трансформации образов персонажей индийского (эталонного) буддийского божественного пантеона в культурно-историческом пространстве Китая;
— провести комплексный анализ мифологемы «женственного» в китайской культуре;
— определить возможное типологическое сходство буддийской мифологемы Рая с китайскими танатологическими и анимистическими представлениями;
— выделить типологические особенности образа «красавицы» в китайской культуре;
— провести сравнительный анализ типологических примет образа «красавицы» и буддийских иконических признаков.
Объектом исследования являются китайские представления о «женственном» и их влияние на трактовки образов персонажей сино- буддийского божественного пантеона.
Предметом исследования выступают идейно-культурные факторы процесса феминизации персонажей буддийского божественного пантеона в Китае.
Хронологические рамки работы охватывают период с I тысячелетия до н. э. (в китайской исторической периодизации — с эпохи Чжоу), считающегося временем формирования базовых форм китайской культуры, и до XVII-XVIII вв. Определение верхней границы связано с утверждением в Китае нового культа Авалокитешвары — Чадоподательницы Гуаньинь.
Источниковая база. Основу исследования составляет несколько групп источников. Во-первых, это труды по изучению сино-буддийской традиции: Е. А. Торчинова [Торчинов, 2000; Торчинов, 2002; Торчинов, 2008], М. Е. Кравцовой [Kravtsova, 2004; Кравцова, 1994-1; Кравцова, 2011; Кравцова, 2011-1; Кравцова, 2012; Кравцова, 2013; Кравцова, 2014; Кравцова, Буддизм как соц...], М. Е. Ермакова [Ермаков, 1994], С. В. Алкина [Алкин, 2007], Л. С. Васильева [Васильев,1976; Васильев, 2001], Е. А. Кия [Кий, 2014], Л. Р Концевича [Концевич, 2010], К. М. Герасимовой [Герасимова, 1990], К. Ю. Солонина [Солонин, 2012], E. Zurcher [Zurcher, 1959].
Во-вторых, исследования, посвященные буддийскому и сино- буддийскому искусству: Тюляева С. И. [Тюляев, 1968], Г. А. Пугаченковой [Пугаченкова, 1982], М. Е. Кравцовой [Кравцова, 2001; Кравцова, История искусства Китая, 2004; Кравцова, 2014-1], И. Ф. Муриан [Муриан, 2005], Ю. И. Елихиной [Елихина, 2010; Елихина, 2015], Н. А. Виноградовой [Виноградова, 1962], M. M. Rhie [Rhie, 2007], J. Rawson [Rawson, 2001], Y. Chiin-fang [Chiin-fang, 2001].
В-третьих, работы по мифологии Китая: C. И. Блюмхена [Блюмхен, 2010], Д. Бодде [Бодде, 1977], Э. М. Яншиной [Яншина, 1984].
К четвертой группе относятся исследования по даосизму: Е. А. Торчинова [Торчинов, 1982; Торчинов, 1993; Торчинов, 1997; Путь золота., 2007], С. В. Филонова [Филонов, 2011], И. В. Белой [Белая, 2011], А. Д. Зельницкого [Зельницкий, 2014], S. Cahill [Cahill, 1986; Cahill, 1993].
Пятую группу составляют труды по литературе и поэзии Китая; В. М. Алексеева [Алексеев, 2002], И. А. Алимова [Алимов, 2014; Алимов, 2014-1], М. Е. Кравцовой [Кравцова, 1983; Кравцова, 1983-1; Кравцова, 1994; Кравцова, Поэзия вечного., 2001; Алимов, 2014-1], Б. Л. Рифтина [Рифтин, 1979], Т Н. Федоренко [Федоренко, 1978].
Отдельную группу составляют переводы китайских оригинальных источников, а именно: переводы В. М. Алексеева [Китайская классическая проза, 1959; Шедевры., 2006], А. Штукина [Шицзин, 1987], Э. М. Яншиной [Каталог, 1977], М. Е. Кравцовой [Чу цы, 2016; Кравцова, Хрестоматия, 2004; Кравцова, Буддизм как соц... («Сутра о тридцати двух [иконических] признаках»)], А. Адалиса [Цао Чжи, 2000], Л. Е. Черкасского [Цао Чжи, 2000], М. Е. Ермакова [Хуэй-цзяо, 1991], Н. Т Федоренко [Цюй Юань, 2000; Антология, 1957 (совместно с Го Мо-жо)], Р В. Вяткина и В. С. Таскина [Сыма Цянь, 1972].
Методология и методика исследования. В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были задействованы различные методы исследования, способствующие достижению общей цели и поставленных задач. Основным методом научного исследования является сравнительно-исторический, который дает возможность сравнивать культурные явления, характерные для разных исторических эпох и социальных систем, а также раскрывать сущность изучаемых явлений по сходству и по различию присущих им свойств. В качестве вспомогательного используется иконографический метод, под которым понимается описание типологических признаков, принятых при изображении каких-либо персонажей, мотивов и сюжетных сцен. Генетический метод помогает установить начальные условия развития сино-буддийского божественного пантеона и выделить этапы дальнейшей трансформации образов персонажей на территории Китая. В основу систематизации материала положен хронологический принцип, позволяющий проследить изменения в иконографии на протяжении определенного периода. Компаративный метод исследования используется для сопоставления особенностей изображения персонажей сино-буддийского божественного пантеона и женских образов в древней китайской культуре.
Научная новизна и личный вклад автора предлагаемого исследования заключается, прежде всего, в опознании собственно китайских культурных факторов процесса феминизации персонажей сино-буддийского божественного пантеона. Авторская гипотеза предполагает, что персонажи эталонного (индийского) буддийского божественного пантеона в культурном пространстве Китая приобретают женские черты под определяющим влиянием местной мифологемы «женственного», которая находит воплощение в различных сферах духовной жизни общества: древних мифологических представлениях (культы богинь), даосском теоретико-практическом континууме (ассоциации Дао с женским началом мира или Богини-матери, роль «женственного» в психотехниках), а также в религиозно-идейном комплексе «обретения бессмертия после смерти», включающем в себя веру в посмертную «благую обитель», помещаемую в крайней западной точке мирового пространства. Нашедший свое окончательное оформление в культе Царицы Запада (Сиванму), этот комплекс обнаруживает типологическое сходство с буддийской мифологемой Рая («Чистой земли»), что не могло не создать предпосылки для сближения образов Сиванму и Авалокитешвары как одного из властителей Чистой земли. Процессу феминизации персонажей сино-буддийского пантеона способствовали также типологические схождения между образом «красавицы», начавшим складываться в древнекитайской культуре и нашедшим наиболее яркое выражение в поэтическом творчестве, и иконическими признаками буддийской «великой личности».
Теоретическая и практическая значимость предлагаемой работы состоит в том, что содержащиеся в ней наблюдения и фактические сведения могут быть эффективно использованы при разработке научных проектов в области истории культуры Китая и компаративистских исследований, а также лекционных курсов и семинаров по истории культуры Китая и сино- буддийской традиции.
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Список использованной литературы включает в себя 95 наименований, из них — 14 источников на английском языке.
Предпосылки для возникновения процесса феминизации персонажей буддийского божественного пантеона в Китае заложены непосредственно в китайской религиозной традиции и духовной культуре и обусловлены воззрениями китайцев на «женственное». Среди культурных и художественных факторов описанного явления можно выделить, с одной стороны, популярность женских божеств в китайских верованиях, включая верования и практики, связанные с бессмертием; с другой стороны, устойчивость архетипа образа «красавицы», возникшего в глубокой древности (в первую очередь, в поэтической традиции) и контаминировавшего с буддийскими иконическими признаками «великой личности».
Самым ярким примером процесса феминизации персонажей буддийского божественного пантеона в Китае выступает трансформация образа Авалокитешвары, который начинает приобретать женские черты в X веке. Однако в китайско-буддийском культовом искусстве процесс феминизации прослеживается значительно ранее торжества женской ипостаси Авалокитешвары-Гуаньинь. На начальном этапе китайско- буддийское искусство, начавшее складываться еще в I—II вв. н. э. (при Поздней/Восточной Хань), следовало традиции гандхарской и матхурской школ. Тенденция к феминизации образа божественных персонажей отчетливо прослеживается приблизительно со второй половины VI в., что и позволяет говорить, что данный процесс вступил в силу под влиянием исключительно местного художественного творчества.
Однако материал только иконографии не позволяет определить общекультурные предпосылки процесса феминизации. Если обратиться к воззрениям китайцев на «женственное», можно заметить, что, во-первых, в китайской религиозности исходно важное место занимали женские божества, культы которых активно почитались как в народной среде, так и на государственном уровне. Причем, уже в древнекитайской мифологии наблюдаются прецеденты замены мужских персонажей на женские.
Во-вторых, китайской духовной традиции свойственна сакрализация «женственного», концептуализированная в древней даосской теоретической мысли. Вполне вероятно, что даосская мифологема «женственного» восходит к идейно-ритуальному комплексу, основанному на идее обретения усопшим «вечного блаженства» в обители потустороннего мира, располагавшейся на Западе. Особая роль в этом комплексе отводилась богине-подательнице бессмертия, которая помогала душе усопшего достигнуть «благую обитель». В эпоху Восточной Хань идея «бессмертия после смерти» реализовалась в форме культа богини Сиванму как Владычицы (Царицы) Запада, подательницы бессмертия и хозяйки «райских садов», которые по-прежнему мыслились находящимися на Западе (в волшебных горах Куньлунь).
Синхронно этому процессу шло внедрение в китайскую культуру буддизма и буддийской мифологемы Рая, сопряженной с образами Будды- Амитабхи и Авалокитешвары, а также с Западом. Таким образом, в рамках единого религиозно-культурного пространства оказались два типологически сходных комплекса верований, и как бы ни происходило взаимодействие между ними, культ Сиванму не мог не создать предпосылки для последующего торжества женской ипостаси Авалокитешвары-Гуаньинь.
Еще одним фактором, способствующим феминизации персонажей эталонного буддийского пантеона в Китае, может выступать устойчивость архетипа образа «красавицы», возникшего в древней китайской поэтической традиции, и его популярность, что подтверждается активным использованием женских образов красавиц в литературных и художественных произведениях. Более того, было доказано сходство типологических примет образа «красавицы» и буддийских иконических признаков, что еще раз подтверждает влияние именно китайской традиции на рассматриваемую особенность персонажей сино-буддийского божественного пантеона.
1. Алексеев, 2002 — Алексеев В. М. Труды по китайской литературе. В 2 кн. Кн. 1 / В. М. Алексеев; [Сост. М. В. Баньковская; Отв. ред. Б.Л. Рифтин]. — М.: Вост. лит., 2002. — 574 с.
2. Алимов, 2014 — Алимов И. А. Сад удивительного. Краткая история китайской прозы сяошо I-VI в. СПб: Петербургское востоковедение, 2014. — 589 с.
3. Алимов, 2014-1 — Алимов И. А., Кравцова М. Е. История китайской классической литературы с древности и до XIII века: поэзия, проза». В 2 т. СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. — 1407 с.
4. Алкин, 2007 — Алкин С. В. Древние культуры Северо-Восточного Китая: Неолит Южной Маньчжурии. Серия «История и культура Востока Азии». Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2007. — 165 с.
5. Антология, 1957 — Антология китайской поэзии: в 4 кн.: Пер. с кит. / Под общ. ред. Го Мо-жо и Н. Т. Федоренко. М.: Гослитиздат, 1957— 1958. Т. 1, 1957. — 424с.
6. Антонова, 1973 — Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии (краткий очерк). М.: Издательство «Мысль», 1973. — 558 с.
7. Ашвагхоша, 1990 — Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса Драмы / Пер.
К. Бальмонта. Введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г.М. Бонгард- Левина. М.: Художественная литература, 1990. — 573 с.
8. Бадмажапов, 1990 — Бадмажапов Ц.-Б. О соотношении
«психологического» и «эстетического» в буддийской
иконографической традиции// Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — 216 с. С. 138-148.
9. Белая, 2011 — Белая И. В. О развитии традиции «женской алхимии» (нюй дань) в горах Цзиньгайшань// Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит.,
2011. - 440 с. - (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). С. 359-364.
10. Блюмхен, 2010 — Блюмхен С. И. Три сюжета о Нюй-ва: новая гипотеза
// Китай и окрестности. Мифология, фольклор, литература. К 75-летию академика Б. Л. Рифтина. М.: Российский государственный
гуманитарный университет, 2010. — 635 с. С. 101-120.
11. Бодде, 1977 — Бодде Д. Мифология Древнего Китая // Мифология древнего мира. М.: Наука, 1977. — 456 с. С. 366-404.
12. Ван Янь, 1993 — Ван Янь. Вести из потустороннего мира. Буддийские короткие рассказы V в. Перевод, примеч. и послесловие М. Е. Ермакова. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 175 с.
13. Васильев, 1976 — Васильев Л. С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае// Китай: традиция и современность: Сб. статей. М., 1976. — 335 с. С. 52-82.
14. Васильев, 2001 — Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. 2-е изд. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1970. — 488 с.
15. Вахтин, 1974 — Вахтин Б. Б. Заметки о лирике Шэнь Юэ// Историко-филологические исследования. Сб. статей памяти академика Н. И. Конрада. М.: Наука, 1974. — 456 с. С. 182-189.
16. Введение в буддизм, 1999 — Введение в буддизм. Серия «Мир культуры, истории и философии»/ Под ред. В. И. Рудого. СПб .: Издательство «Лань», 1999. — 384 с.
17. Вёрман, 2000 — Вёрман К. Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия: в 3 т. М., СПб.: OOO «Издательство Полигон», АСТ, Астрель, 2000 - 2001. Т. 1.: История искусства всех времен и народов. СПб., 2000. — 944 с.
18. Виноградова, 1962 — Виноградова Н. А. Искусство средневекового Китая/ Н. А. Виноградова. М.: Академия художеств СССР, 1962. — 100 с.
19. Всеобщая история искусств, 1956 — Всеобщая история искусств: в 6 т. / Под ред. А. Д. Чегодаева и др. М.: Государственное издательство «Искусство», 1956-1966. Т. 1. Искусство Древнего мира/ Под ред. А. Д. Чегодаева и др. М.: Государственное издательство «Искусство», 1956. — 865 с.
20. Гандхара// Большая Советская Энциклопедия, 1969-1978 — Большая
советская энциклопедия [Электронная версия]. М.: Советская
энциклопедия, 1969-1978.// Академик [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru(Дата обращения: 22.03.2017).
21. Герасимова, 1990 — Герасимова К. М. Буддизм и онтология
традиционных верований// Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — 216 с. С. 43-63.
22. Духовная культура Китая, 2006 — Духовная культура Китая:
энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. M. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006-. Т. 1.: Философия / ред. М.Л. Титаренко и др. М., 2006. — 727 с.
23. Духовная культура Китая, 2007 — Духовная культура Китая:
энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. M. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006-. Т. 2.: Мифология. Религия / ред. М.Л. Титаренко и др. М., 2007. — 869 с.
24. Духовная культура Китая, 2008 — Духовная культура Китая:
энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. M. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006. Т. 3.: Литература. Язык и письменность/ ред. М. Л. Титаренко и др. М., 2008. — 855 с.
25. Духовная культура Китая, 2010 — Духовная культура Китая:
энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока.
М.: Вост. лит., 2006. Т. 6 (дополнительный).: Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др., 2010. — 1031 с.
26. Елихина, 2010 — Елихина Ю. И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма/ Ю. И. Елихина. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2010. — 292 с.
27. Елихина, 2015 — Елихина Ю. И. Ранняя буддийская скульптура из Гандхары и Хадды в собрании Государственного Эрмитажа. N. 2 (139) /2015. Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета (УрФУ), 2015. С. 8-15.
28. Ермаков, 1994 — Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. — 240 с.
29. Ермакова, Островская, 2004 — Ермакова Т. В., Островская Е. П.
Классический буддизм. СПб.: Азбука-классика; Петербургское
Востоковедение, 2004.— 256 с.
30. Зельницкий, 2014 — Зельницкий А. Д. Три учения в государственной политике эпохи Суй и Тан // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В десяти томах / Под ред. акад. Л. С. Тихвинского. Том III. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан: 220-907 гг./ Под ред. И. Ф. Поповой, М. Е. Кравцовой. М.: Восточная литература, 2014. С. 460-513.
31. Изрина, 2016 — Изрина С. О. Особенности образа «красавицы» в древней китайской поэзии// Современные технологии в науке и образовании: проблемы, достижения, перспективы: сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. Стерлитамак: Издательство «Вектор науки», 2016. — 149 с. С. 116-122.
32. Индийская философия, 2009 — Индийская философия: Энциклопедия / отв. Ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — 950 с.
33. Каталог, 1977 — Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Предисловие, перевод и комментарий Э. М. Яншиной. М.: «Наука», 1977. — 234 с.
34. Кий, 2014 — Кий Е. А. Буддизм в III-VI вв. // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В десяти томах / Под ред. акад. Л. С. Тихвинского. Том III. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Том 3. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан: 220-907 гг./ Под ред. И. Ф. Поповой, М. Е. Кравцовой. М.: Восточная литература, 2014. С. 434-459.
35. Китайская классическая проза, 1959 — Китайская классическая проза: В переводах ак. В. М. Алексеева. М.: АН СССР, 1959. — 383 с.
36. Концевич, 2010 — Концевич Л. Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. М.: Восточная литература, 2010. — 806 с.
37. Кравцова, 1983 — Кравцова М. Е. «Красавица» - женский образ в китайской лирике (поэзия древности и раннего средневековья)// Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.: Наука, 1983. С.153-162.
38. Кравцова, 1983-1 — Кравцова М. Е. Поэтическое творчество Шэнь Юэ (441-513): Автореф. дис. ... канд. филол. Наук. Л., 1983.
39. Кравцова, 1994 — Кравцова М. Е. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. — 542 с.
40. Кравцова, 1994-1 — Кравцова М. Е. Буддизм в мировоззрении
аристократии раннесредневекового Китая // Буддийский взгляд на мир. СПб: Андреев и сыновья, 1994. — 461 с.) С. 321-372.
41. Кравцова, 2001 — Кравцова М. Е. Храмовое строительство в древнем и
раннесредневековом Китае: легенды и факты (к социально¬
политической истории китайского буддизма)// Восток: Философия. Религия. Культура: Труды теор. семинара/ Под ред. Е. А. Торчинова. СПб.: Издательство. С.-Петербургского университета, 2001. — 260с. С. 145-174.
42. Кравцова, 2011 — Кравцова М. Е. История культуры Китая. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. — 416 с.
43. Кравцова, 2011-1 — Кравцова М. Е. О начальном этапе
распространения буддизма в Китае//Вестник СПб ГУ. Серия 6. Философия, политология, культурология, право. 2011. Вып. 3. С. 3-11.
44. Кравцова, 2012 — Кравцова М. Е. Истоки и основные этапы формирования института верховной власти и официальной идеологии Китая // Процесс формирования официальной идеологии имперского Китая. Коллективная монография / Сост. М. Е. Кравцова. СПб: Наука,
2012. — 591. С. 9-155.
45. Кравцова, 2013 — Кравцова М. Е. Идея «бессмертия после смерти» в духовной жизни древнего и ранне-имперского Китая // XVII всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 23-24 мая 2011 г.). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2013.
46. Кравцова, 2014 — Кравцова М. Е. Южнокитайские государства эпохи
Южных и Северных династий (420-589) // История Китая с
древнейших времен до начала XXI века. В десяти томах / Под ред. акад. Л. С. Тихвинского. Том III. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан: 220-907 гг./ Под ред. И. Ф. Поповой, М. Е. Кравцовой. М.: Восточная литература, 2014. — 995 с. С. 143-171.
47. Кравцова, 2014-1 — Кравцова М. Е. Буддийское и даосское культовое изобразительное искусство // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В десяти томах / Под ред. акад. Л. С. Тихвинского. Том III. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан: 220-907 гг./ Под ред. И. Ф. Поповой, М. Е. Кравцовой. М.: Восточная литература, 2014. — 995 с. С. 732-757.
48. Кравцова, Буддизм как соц... — Кравцова М. Е. Буддизм как социальный и культурный феномен китайского общества [электронная
версия]// Синология.Ру: история и культура Китая. URL:
http://www.synologia.ru/monograph-954(дата обращения: 18.02.2017).
49. Кравцова, История искусства Китая, 2004 — Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», «ТРИАВЛ», 2004. — 960 с.
50. Кравцова, Поэзия вечного., 2001 — Кравцова М. Е. Поэзия вечного просветления: Китайская лирика второй половины V - начала VI века. СПб.: Наука, 2001. — 407 с.
51. Кравцова, Хрестоматия, 2004 — Кравцова М. Е. Хрестоматия по литературе Китая. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 768 с.
52. Муриан, 2005 — Муриан И. Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV - VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. М.: КомКнига, 2005. — 200 с.
53. Ожегов, Шведова, 1999 — Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
54.Ольденбург, 1903 — Ольденбург С. Ф. Сборник изображений 300 бурханов (по альбому Азиатского музея). Ч. 1. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1903. — 116с. (Bibliotheca Buddhica, 5).
55. Попова, 2014 — Попова И. Ф., Кравцова М. Е. Введение // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В десяти томах/ Под ред. акад. Л. С. Тихвинского. Том III. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан: 220-907 гг./ Под ред. И. Ф. Поповой, М. Е. Кравцовой. М.: Восточная литература, 2014. С. 8-15.
56. Пугаченкова, 1982 — Пугаченкова Г. А. Искусство Гандхары. М.: «ИСКУССТВО», 1982. — 195 с.
57. Путь золота., 2007 — Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е. А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007. — 480 с.
58. Рифтин, 1979 — Рифтин Б. Л. От мифа к роману. Эволюция
изображений персонажа в китайской литературе. М.: Наука, 1979. — 358 с.
59. Серкина, 1982 — Серкина А. А. Символы рабства в Древнем Китае. М.: Наука, 1982. — 206 с.
60. Солонин, 2012 — Солонин К. Ю. Буддизм в северо-китайских
государствах IV-VI вв.: по материалам официального
историографического сочинения «Вэй шу» // Процесс формирования официальной идеологии имперского Китая / Сост. М. Е. Кравцова. СПб: Наука, 2012. — 591 с. С.356-444.
61. Сыма Цянь, 1972 — Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1 / Пер. с кит. и коммент. Р. В. Вяткина и В. С. Таскина. М.: Наука, 1972. — 438 с.
62. Торчинов, 1982 — Торчинов Е. А. Даосское учение о «женственном»// Народы Азии и Африки. 1982. № 6. С. 99-107.
63. Торчинов, 1993 — Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко¬
религиоведческого описания. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 310 с.
64. Торчинов, 1997 — Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психики. СПб: Петербургское востоковедение, 1997. — 382 с.
65. Торчинов, 2000 — Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с.
66. Торчинов, 2002 — Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь / Прилож. П. В. Берснева. СПб.: Амфора, 2002. — 187 с.
67. Торчинов, 2008 — Торчинов Е. Краткая история буддизма:
происхождение и развитие, философия и литература. СПб: Амфора, ТИД Амфора, 2008. — 430 с.
68. Тюляев, 1968 — Тюляев С. И. Искусство Индии. Архитектура,
изобразительное искусство, художественное ремесло. М.: Издательство «Наука», 1968. — 186 с.
69. Украшение..., 2015 — Украшение из постижений (VIII глава): Изучение пути махаяны в Г оман-дацане тибетского монастыря Дрэпун/ Перевод с тибетского Р. Н. Крапивина. СПб.: Издательский дом «Бранко», 2015. — 240 с.
70. Усов, 2006 — Усов В. Н. Жены и наложницы Поднебесной. М.: Наталис, Рипол классик, 2006. — 479 с.
71. Федоренко, 1978 — Федоренко Н. Т. Древние памятники китайской литературы. М.: «Наука», 1978. — 320 с.
72. Филонов, 2011 — Филонов С. В. Золотые книги и нефритовые
письмена: даосские письменные памятники III-VI вв. СПб.:
Петербургское Востоковедение, 2011. — 654 с.
73. Философия буддизма, 2011 — Философия буддизма: Энциклопедия/ отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.: Вост. лит., 2011. — 1045 с.
74. Хуэй-цзяо, 1991 — Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн
чжуань). Пер. М. Е. Ермакова. Т. I /Памятники письменности Востока. XCIX, I. Bibliotheca Buddhica. XXXVII. М.: Наука, 1991. — 251 с.
75. Цао Чжи, 2000 — Цао Чжи. Фея реки Ло. СПб.: «Издательский Дом “Кристалл”», 2000. — 256 с.
76. Цюй Юань, 2000 — Цюй Юань. Лисао. СПб: Кристалл, 2000. — 335 с.
77.Чу цы, 2016 — Чу цы. Китайская классика/ Пер. М. Е. Кравцова. Пекин: «Пекинский педагогический университет», 2016. — 247 с.
78. Шедевры., 2006 — Шедевры китайской классической прозы в
переводах академика В. М. Алексеева: в 2 кн. М.: Вост. лит., 2006. Т. 1.
— 2006. — 470 с.
79. Шицзин, 1987 — Шицзин: Книга песен и гимнов/ Пер. с кит. А. Штукина; Подгот. текста и вступ. Ст. Н. Федоренко; Коммент. А. Штукина. М.: Худож. Лит., 1987. — 351 с.
80. Юань Кэ, 1965 — Юань Кэ. Мифы Древнего Китая / Пер. с кит. Е. И. Лубо-Лесниченко, Е. В. Пузицкого и В. Ф. Сорокина. М.: Наука, 1965.—494 с.
81. Яншина, 1984 — Яншина Э. М. Формирование и развитие
древнекитайской мифологии. М.: Наука, 1984.— 247 с.
82. Cahill, 1986 — Cahill S. Performers and Female Taoist Adepts: Hsi Wang Mu as the Patron Deity of Women in Medieval China. Journal of the American Oriental Society 106, 1986, p. 155-168.
83. Cahill, 1993 — Cahill S. Transcendence and Divine Passion: The Queen Mother of the West in Medieval China, Stanford, 1993.
84. Chiin-fang, 2001 — Chiin-fang Yi. Kuan-yin. The Chinese transformation of Avalokitesvara. New York, 2001.
85. Chutiwongs, 1984 — Chutiwongs N. The Iconography of Avalokitesvara in mainland South East Asia, Bangkok, 1984.
86. Clark, 1965 — Clark W. E. Two lamaistic Pantheons. New York, 1965.
87. Gordon, 1967 — Gordon A. K. The Iconography of Tibetan Lamaism. New York, 1967.
88. Griffith, 2012 — Griffith B. A Galaxy of Immortal Women. The Yin Side of Chinese Civilization. Minneapolis, 2012.
89.In Praise of Tara, 1986 — In Praise of Tara: Songs to the Saviouress/ Martin Willson. Wisdom Publications, 1986.
90. Kravtsova, 2004 — Kravtsova M. Ancient Animistic Beliefs of the Southern China (according to the Chu ci). // Религиозно-философское наследие Востока в герменевтической перспективе. По материалам Международной научной конференции 2001 г. СПб.: Издательский дом «Санкт-Петербургский государственный университет», 2004. — 298 с. С. 123-132.
91. Mallmann, 1975 — Mallmann M.-T. Introduction a 1’Etude
d’Avalokitesvara // Annals du Musee Guimet. Paris, 1948.
92. Pirazzoli-t’Serstevens, 2009 — Pirazzoli-t’Serstevens M. Death and Dead: Practices and Images in the Qin and Han//Early Chinese Religion. Part One: Shang through Han (1250 B.C. - 220 A.D.). Ed. By John Logerwey, Marc Kalinovski.Vol.2. Leiden-Boston: Brill, 2009. P. 949-1026.
93. Rawson, 2001 — Rawson J. Tombs and Tomb Furnishing of the Eastern
Han Period (A.D. 25-220)//Ancient Sichuan. Treasures from a Lost
Civilization. Ed. by R. Bagley. Washington: Princeton University Press, 2001. P. 253-307.
94. Rhie, 2007 — Rhie M. M. Early Buddhist Art of China and Central Asia. Volume 1. Later Han, Three Kingdoms and Western Chin in China and Bactria to Shan-shan in Central Asia. Leiden. Boston. Brill, 2007.
95. Zurcher, 1959 — Zurcher E. The Buddhist Conquest of China: The Spread and Adaptation of Buddhism in Early-Medieval China. Vol.1. Leiden: Brill, 1959.