Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению 6
1.1. Эмоциональный интеллект в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Подходы к изучению девиантного поведения в подростковом возрасте 15
1.3. Особенности развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению 24
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка ее
эффективности 47
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения
В настоящее время проблема связи, влияния и взаимодействия разума и чувств, рационального и эмоционального все больше вызывает к себе интерес. Под эмоциональным интеллектом понимают умение понимать и различать эмоции, управлять эмоциональными состояниями как собственными, так и эмоциями партнеров по общению. Особенно «эмоционально насыщенным» считается подростковый возраст, в связи с чем проблема развития эмоциональной сферы подростков в психологии занимает ведущее место. Возникающие в данный возрастной период эмоциональные нарушения имеют последствия, как, например, нарушение поведения, неуспеваемость, трудности общения со сверстниками и взрослыми и т.д.
Подростки с отклоняющимся поведением отличаются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, привычкой жить по указке других, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины. В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.
Тема эмоционального интеллекта в большей степени была разработана в рамках зарубежной психологии. Решения многих практических и теоретических проблем эмоционального интеллекта разрабатывались в теории эмоционально-интеллектуальных способностей П. Саловея, Дж. Майера и Д. Карузо, теории эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивной теории эмоционального интеллекта Р. Бар-Она. Также эмоциональный интеллект в рамках отечественной психологии рассматривался в работах таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, М.А. Манойлова и др.
В настоящее время большинство исследований посвящено изучению эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, либо уже зрелой, состоявшейся личности. В связи с чем можно судить о недостаточной изученности методов развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Существенные перемены в эмоциональной, мотивационной и интеллектуальной сферах личности, а также их нестабильность, наблюдающаяся у подростков, склонных к девиантному поведению, требуют целенаправленного развития, психологического сопровождения и коррекции.
Исходя из этого, проблема нашего исследования: каковы особенности развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению?
Цель: изучить особенности развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению, и разработать программу развития эмоционального интеллекта.
Объект исследования: эмоциональный интеллект у подростков,
склонных к девиантному поведению.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у
подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза: эмоциональный интеллект у подростков, склонных к девиантному поведению, характеризуется низким уровнем развития; развитие эмоционального интеллекта будет продуктивным при реализации специально разработанной программы.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к пониманию эмоционального интеллекта и проблему формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
2) Изучить особенности эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению.
3) Разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению, и определить ее эффективность.
двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. В рамках данной теории под эмоциональным интеллектом Д.В. Люсин понимает способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Подчеркивается способность к пониманию и способность к управлению эмоциями, которые могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Автор рассматривает, таким образом, два варианта эмоционального интеллекта: «внутриличностный» и «межличностный».
В исследовании использовались следующие методы: организационные методы (сравнительный), эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика, U- критерий Манна-Уитни), методы интерпретации.
Психодиагностические методики:
1. Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл);
2. Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
3. Методика диагностики эмоционального интеллекта
(М.А. Манойлова).
Исследование проводилось на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в г. Белгород. В нем приняли участие подростки в возрасте от 12 до 15 лет и в количестве 34 человек.
По результатам проведенного исследования удалось решить поставленные задачи. При решении первой задачи нами был изучен эмоциональный интеллект, который в отличие от конкретного и абстрактного интеллекта, отражающих закономерности внешнего мира, отражает связи внутреннего мира с взаимодействием с реальностью и поведением личности. На данный момент все существующие подходы к структуре эмоционального интеллекта, едины в констатации того факта, что эмоциональный интеллект позволяет человеку лучше осознавать и понимать эмоциональные проявления своей личности и личности другого человека. Это, в свою очередь, выступает условием для более высокого уровня самоорганизации жизни и для выстраивания межличностных отношений. Особенно важна данная проблема при изучении подростков, которые являются потенциальной группой риска. Каждая черта человека представляет определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям развития. В зависимости от того, какие особенности выступают на первый план, взаимодействуют со средой, влияние среды может быть более ослабленным или же, наоборот, достаточно сильным, что в итоге приводит к качественно различным стереотипам поведения, начиная от социально-приемлемых и до асоциальных стереотипов. Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, проявляющийся в изменчивости настроения, возбудимости, сочетании полярных качеств. Помимо усиления чувств и эмоций в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, способный к разнообразным и интенсивным эмоциям, научается их торможению волевым усилием, однако этот период жизни может характеризоваться легкостью возникновения агрессивности, повышенной тревожности, а также различных страхов. Известно, что обладающие высокой склонностью к девиантному поведению подростки отличаются низкими показателями эмоционального интеллекта по сравнению со своими
сверстниками. Эмоциональный интеллект, в свою очередь, это способность точно выражать, оценивать и воспринимать эмоции, генерировать чувства, способность к пониманию и эмоциональному знанию и способность эмоционального и интеллектуального роста. В связи с чем он выступает как структурообразующий (эмоционально-коммуникативный) компонент
психологической культуры личности.
В ходе статистической обработки данных первичной диагностики значимых различий между группами выявлено не было.
При изучении склонности к девиантному поведению было выявлено, что подростки экспериментальной и контрольной групп имеют предрасположенность к реализации отклоняющегося поведения. Они испытывают трудности контроля эмоциональных реакций и, соответсвенно, их поведенческих проявлений. Полученные данные говорят о слабо сформированном волевом контроле своих чувственных влечений и потребностей. Выявлена склонность к агрессии во взаимоотношениях с другими людьми.
Эмоциональный интеллект подростков, склонных к девиантному поведению, характеризовался следующими особенностями:
Во-первых, «эмоциональный словарь» подростков был беден, при описании эмоций и их признаков у подростков возникали трудности.
Во-вторых, подростки испытывали трудности в осознании и понимании своих эмоций; а также в управлении своим эмоциональным состоянием. Подросткам сложно было проявлять эмоциональную отходчивость и эмоциональную гибкость.
В-третьих, у подростков возникали трудности с пониманием эмоций партнеров по общению. Они были не способны влиять на эмоциональное состояние других людей.
По результатам предварительной диагностики была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему упражнений, направленных на развитие эмоционального интеллекта. В занятиях были использованы такие методы развития эмоционального интеллекта как: ролевая игра, арт-терапия, поведенческая терапия. Для реализации психокоррекционной программы было предусмотрено 10 групповых занятий продолжительностью 40 минут.
Полученные в результате итоговой диагностики данные свидетельствуют о положительной динамике в развитии эмоционального интеллекта у подростков экспериментальной группы. Не было выявлено респондентов с высоким уровнем эмоционального интеллекта, однако показатели имеют тенденцию к улучшению.
Во-первых, подростки экспериментальной группы стали лучше распознавать и идентифицировать эмоции, понимать их причины, а также стали способны к их вербальному описанию. Подросткам данной группы стало проще управлять своими эмоциями и контролировать их внешние проявления.
Во-вторых, подросткам экспериментальной группы стало проще понимать эмоциональное состояние другого человека на основе внешних проявлений эмоций: жестикуляций, мимики, звучания голоса.
В-третьих, наметилась тенденция к снижению склонности к девиантному поведению в экспериментальной группе подростков. Подростки стали реже демонстрировать агрессивное поведение. Данные подтверждаются в ходе беседы: по словам подростков им стало проще контролировать поведенческие проявления своих эмоциональных реакций, что свидетельствует о тенденции к повышению волевого контроля эмоциональной сферы.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: эмоциональный интеллект у подростков, склонных к
девиантному поведению, характеризуется низким уровнем развития; развитие эмоционального интеллекта будет продуктивным при реализации специально разработанной программы.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 352 с.
2. Адушкина, К.В. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии / К.В. Адушкина // Педагогическое образование в России. - 2015. - №9. - С.47-51.
3. Амайзер, О.Ю. Психологические особенности эмоционального интеллекта у лиц с химической аддикцей / О.Ю. Амайзер, Н.В. Мозолевская // Международный научно-правктический и методический журнал «СМАЛЬТА» - 2016. - №5. - С.7-11
4. Андерсон, М.Н. Актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта в рамках приоритетных задач ФГОС дошкольного образования / М.Н. Андерсон // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - №2. - С.204-210.
5. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, Изд-во СГПУ. - 2004. - Ч.1. - С. 22-26.
6. Астапов, В.М. Тревожность у детей. / В.М. Астапов. - М.: Просвещение, 2001. - 240 с.
7. Ахвердова, Я.В. Проблема формирования делинквентного поведения в подростковом возрасте / Я.В. Ахвердова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №12. - С.261-267.
8. Базарсадаева, Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э.Ж. Базарсадаева // Вестник БГУ. - 2013. - №5. - С.24-32.
9. Барыльник, С.Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей / С.Н. Барыльник // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 683-686.
10. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов - М., 2002. - 416 с.
11. Выготский, Л.С. О двух направления в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1968. - №2. - С. 149-156.
12. Гилфорд, Дж. Три стороны интелллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1965, С. 433-456.
13. Гоулмен, Д. Деструктивные эмоции // Пер. с англ. О.Г. Белошеев. - Минск., ООО «Попурри», 2005. — 672 с.
14. Гоулмен, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; Пер. с англ. О.Г. Белошеев. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 300 с.
15. Дегтярев, А.В. Эмоциональный интеллект и особенности социально-психологической адаптации у подростков с девиантным поведением /
А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. - 2014. - С.149-159.
16. Демина, Л.Д. Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности / Л.Д. Демина, Т.В. Манянина // Известия АлтГУ. - 2010. - №1-2. - С.57-59.
17. Демкина, Е.В. Социально-педагогическая реабилитация девиантных
подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы
образования / Е.В. Демкина, М.Э. Паатова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, - 2014. - Вып. 1(132). - С. 40.
18. Ерохина, Е.В. Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта / Е.В. Ерохина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №1. - С.103-109.
19. Забродина, Л.А. Социально-психологический тренинг как средство развития эмоционального интеллекта будущих психологов / Л.А.
Забродина // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - №3 (8). - С.62¬67.
20. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская - М., 2003. - 288с.
21. Иванов, Д.В. Психолого-педагогическая профилактика употребления подростками психоактивных веществ / Д.В. Иванов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - № 4. - С. 263-267.
22. Иванов, Д.В. Социально-психологические детерминанты аддиктивного поведения подростков / Д.В. Иванов // Вектор науки ТГУ. - 2013. - №3. - С.424-426.
23. Ильин, Е.П. Чувства и эмоции / Е.П. Ильин. - СПб. 2001. - 752с.
24. Иовчук, Н.М. Депрессия у детей и подростков / Н.М. Иовчук. - М.: Просвещение, 1998. - 129 с.
25. Казанская, В.Г. Подросток и трудности взросления / В.Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2006. - 404 с.
26. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг - М., 2001. - 160 с.
27. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения / Ю.А. Клейберг - М., 1997. - 144с.
28. Книжникова, С.В. Готовность педагогов к профилактике девиантного поведения школьников / С.В. Кнгижникова, Д.А. Фесенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 149-155.
29. Книжникова, С.В. Девиантология для педагогов и психологов / С.В. Книжникова - Краснодар: Экоинвест, 2013. - 364 с.
30. Краснов, М.В. Эмоциональный интеллект городских школьников / М.В. Краснов, М.Н. Григорьева // Вестник ЧГУ. - 2014. - №2. - С.281-285.
31. Кутеева, В.П. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности / В.П. Кутеева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - №3 (6). - С.59-65.
32. Кутейников, А.Н. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации к учебному процессу / А.Н. Кутейников, Д.Д. Шандлоренко // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-22. - С.5019-5024.
33. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье. - СПб.: Питер, 2004. - 256 с.
34. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
35. Ловпаче, Ф.Г. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением / Ф.Г. Ловпаче, З.З. Мамышева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - №4 (169). - С.100-106.
36. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М., 2004, С.29-39
37. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн /Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3 - 22.
38. Наумец, В.А. Социальный интеллект в структуре межкультурной коммуникации / В.А. Наумец // Вестник МГЛУ. - 2009. - №563. - С.62-73.
39. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. - С.141-154.
40. Подольский, А.И. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования / А.И. Подольский [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - С. 9-20.
41. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.; Воронеж: Академия, 2000. - 367 с.
42. Регуш, Л.А. Подросток в эпоху перемен / Л.А. Регуш, А.Л. Лихтарников // Жизненные проблемы подростков Санкт-Петербурга. Психология современного подростка. - СПб.: Питер, 2005. - С. 7-27.
43. Рокицкая, Ю.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих психологов / Ю.А. Роицкая, А.С. Вальковская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.7. - С. 6-10.
44. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.
45. Савенков, А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / А.И. Савенков // Психология. Журнал ВШЭ. - 2005. - №4. - С.94-101.
46. Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А.И. Савенков // Вестник практической психологии образования. - 2006. - №1(6). - С. 30-38.
47. Семеновских, Т.В. Эмоциональный интеллект и стиль саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте / Т.В. Семеновских,
B. В. Дуплянкин // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - №5 (30). -
C. 228.
48. Сенкевич, Л.В. Особенности интеллекта и личностной сферы девиантных подростков / Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева // Вестник Московского государственного областного университета. - 2007. - № 2. - С.32-36.
49. Симбирцева, Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте / Н.В. Симбирцева // Вестник КемГУ. - 2008. - №3. - С.54-56.
50. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1989. - 320с.
51. Степанов, И.С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И.С. Степанов // Вестник ЧГПУ. - 2012. - №11. - С.205-217.
52. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М., 2004, С. 11-29.
53. Хвостенко, Н.В. К вопросу о понятии «Делинквентное поведение»
несовершеннолетних и его сущности / Н.В. Хвостенко // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. -
№2(18). - С. 1-3.
54. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. - М.: Педагогика, 2004. - 175 с.
55. Эльмурзаева Р.А. Реализация эмоционального интеллекта в трудовой деятельности / Р.А. Эльмурзаева // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2011. - №3 (15). - С.95-102.