Развитие эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению 6
1.1. Эмоциональный интеллект в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Подходы к изучению девиантного поведения в подростковом возрасте 15
1.3. Особенности развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению 24
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка ее
эффективности 47
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению 6
1.1. Эмоциональный интеллект в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Подходы к изучению девиантного поведения в подростковом возрасте 15
1.3. Особенности развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению 24
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка ее
эффективности 47
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения
В настоящее время проблема связи, влияния и взаимодействия разума и чувств, рационального и эмоционального все больше вызывает к себе интерес. Под эмоциональным интеллектом понимают умение понимать и различать эмоции, управлять эмоциональными состояниями как собственными, так и эмоциями партнеров по общению. Особенно «эмоционально насыщенным» считается подростковый возраст, в связи с чем проблема развития эмоциональной сферы подростков в психологии занимает ведущее место. Возникающие в данный возрастной период эмоциональные нарушения имеют последствия, как, например, нарушение поведения, неуспеваемость, трудности общения со сверстниками и взрослыми и т.д.
Подростки с отклоняющимся поведением отличаются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, привычкой жить по указке других, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины. В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.
Тема эмоционального интеллекта в большей степени была разработана в рамках зарубежной психологии. Решения многих практических и теоретических проблем эмоционального интеллекта разрабатывались в теории эмоционально-интеллектуальных способностей П. Саловея, Дж. Майера и Д. Карузо, теории эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивной теории эмоционального интеллекта Р. Бар-Она. Также эмоциональный интеллект в рамках отечественной психологии рассматривался в работах таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, М.А. Манойлова и др.
В настоящее время большинство исследований посвящено изучению эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, либо уже зрелой, состоявшейся личности. В связи с чем можно судить о недостаточной изученности методов развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Существенные перемены в эмоциональной, мотивационной и интеллектуальной сферах личности, а также их нестабильность, наблюдающаяся у подростков, склонных к девиантному поведению, требуют целенаправленного развития, психологического сопровождения и коррекции.
Исходя из этого, проблема нашего исследования: каковы особенности развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению?
Цель: изучить особенности развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению, и разработать программу развития эмоционального интеллекта.
Объект исследования: эмоциональный интеллект у подростков,
склонных к девиантному поведению.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у
подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза: эмоциональный интеллект у подростков, склонных к девиантному поведению, характеризуется низким уровнем развития; развитие эмоционального интеллекта будет продуктивным при реализации специально разработанной программы.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к пониманию эмоционального интеллекта и проблему формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
2) Изучить особенности эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению.
3) Разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению, и определить ее эффективность.
двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. В рамках данной теории под эмоциональным интеллектом Д.В. Люсин понимает способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Подчеркивается способность к пониманию и способность к управлению эмоциями, которые могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Автор рассматривает, таким образом, два варианта эмоционального интеллекта: «внутриличностный» и «межличностный».
В исследовании использовались следующие методы: организационные методы (сравнительный), эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика, U- критерий Манна-Уитни), методы интерпретации.
Психодиагностические методики:
1. Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл);
2. Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
3. Методика диагностики эмоционального интеллекта
(М.А. Манойлова).
Исследование проводилось на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в г. Белгород. В нем приняли участие подростки в возрасте от 12 до 15 лет и в количестве 34 человек.
Подростки с отклоняющимся поведением отличаются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, привычкой жить по указке других, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины. В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.
Тема эмоционального интеллекта в большей степени была разработана в рамках зарубежной психологии. Решения многих практических и теоретических проблем эмоционального интеллекта разрабатывались в теории эмоционально-интеллектуальных способностей П. Саловея, Дж. Майера и Д. Карузо, теории эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивной теории эмоционального интеллекта Р. Бар-Она. Также эмоциональный интеллект в рамках отечественной психологии рассматривался в работах таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, М.А. Манойлова и др.
В настоящее время большинство исследований посвящено изучению эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, либо уже зрелой, состоявшейся личности. В связи с чем можно судить о недостаточной изученности методов развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Существенные перемены в эмоциональной, мотивационной и интеллектуальной сферах личности, а также их нестабильность, наблюдающаяся у подростков, склонных к девиантному поведению, требуют целенаправленного развития, психологического сопровождения и коррекции.
Исходя из этого, проблема нашего исследования: каковы особенности развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению?
Цель: изучить особенности развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению, и разработать программу развития эмоционального интеллекта.
Объект исследования: эмоциональный интеллект у подростков,
склонных к девиантному поведению.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у
подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза: эмоциональный интеллект у подростков, склонных к девиантному поведению, характеризуется низким уровнем развития; развитие эмоционального интеллекта будет продуктивным при реализации специально разработанной программы.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к пониманию эмоционального интеллекта и проблему формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
2) Изучить особенности эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению.
3) Разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению, и определить ее эффективность.
двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. В рамках данной теории под эмоциональным интеллектом Д.В. Люсин понимает способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Подчеркивается способность к пониманию и способность к управлению эмоциями, которые могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Автор рассматривает, таким образом, два варианта эмоционального интеллекта: «внутриличностный» и «межличностный».
В исследовании использовались следующие методы: организационные методы (сравнительный), эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика, U- критерий Манна-Уитни), методы интерпретации.
Психодиагностические методики:
1. Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл);
2. Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
3. Методика диагностики эмоционального интеллекта
(М.А. Манойлова).
Исследование проводилось на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в г. Белгород. В нем приняли участие подростки в возрасте от 12 до 15 лет и в количестве 34 человек.
По результатам проведенного исследования удалось решить поставленные задачи. При решении первой задачи нами был изучен эмоциональный интеллект, который в отличие от конкретного и абстрактного интеллекта, отражающих закономерности внешнего мира, отражает связи внутреннего мира с взаимодействием с реальностью и поведением личности. На данный момент все существующие подходы к структуре эмоционального интеллекта, едины в констатации того факта, что эмоциональный интеллект позволяет человеку лучше осознавать и понимать эмоциональные проявления своей личности и личности другого человека. Это, в свою очередь, выступает условием для более высокого уровня самоорганизации жизни и для выстраивания межличностных отношений. Особенно важна данная проблема при изучении подростков, которые являются потенциальной группой риска. Каждая черта человека представляет определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям развития. В зависимости от того, какие особенности выступают на первый план, взаимодействуют со средой, влияние среды может быть более ослабленным или же, наоборот, достаточно сильным, что в итоге приводит к качественно различным стереотипам поведения, начиная от социально-приемлемых и до асоциальных стереотипов. Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, проявляющийся в изменчивости настроения, возбудимости, сочетании полярных качеств. Помимо усиления чувств и эмоций в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, способный к разнообразным и интенсивным эмоциям, научается их торможению волевым усилием, однако этот период жизни может характеризоваться легкостью возникновения агрессивности, повышенной тревожности, а также различных страхов. Известно, что обладающие высокой склонностью к девиантному поведению подростки отличаются низкими показателями эмоционального интеллекта по сравнению со своими
сверстниками. Эмоциональный интеллект, в свою очередь, это способность точно выражать, оценивать и воспринимать эмоции, генерировать чувства, способность к пониманию и эмоциональному знанию и способность эмоционального и интеллектуального роста. В связи с чем он выступает как структурообразующий (эмоционально-коммуникативный) компонент
психологической культуры личности.
В ходе статистической обработки данных первичной диагностики значимых различий между группами выявлено не было.
При изучении склонности к девиантному поведению было выявлено, что подростки экспериментальной и контрольной групп имеют предрасположенность к реализации отклоняющегося поведения. Они испытывают трудности контроля эмоциональных реакций и, соответсвенно, их поведенческих проявлений. Полученные данные говорят о слабо сформированном волевом контроле своих чувственных влечений и потребностей. Выявлена склонность к агрессии во взаимоотношениях с другими людьми.
Эмоциональный интеллект подростков, склонных к девиантному поведению, характеризовался следующими особенностями:
Во-первых, «эмоциональный словарь» подростков был беден, при описании эмоций и их признаков у подростков возникали трудности.
Во-вторых, подростки испытывали трудности в осознании и понимании своих эмоций; а также в управлении своим эмоциональным состоянием. Подросткам сложно было проявлять эмоциональную отходчивость и эмоциональную гибкость.
В-третьих, у подростков возникали трудности с пониманием эмоций партнеров по общению. Они были не способны влиять на эмоциональное состояние других людей.
По результатам предварительной диагностики была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему упражнений, направленных на развитие эмоционального интеллекта. В занятиях были использованы такие методы развития эмоционального интеллекта как: ролевая игра, арт-терапия, поведенческая терапия. Для реализации психокоррекционной программы было предусмотрено 10 групповых занятий продолжительностью 40 минут.
Полученные в результате итоговой диагностики данные свидетельствуют о положительной динамике в развитии эмоционального интеллекта у подростков экспериментальной группы. Не было выявлено респондентов с высоким уровнем эмоционального интеллекта, однако показатели имеют тенденцию к улучшению.
Во-первых, подростки экспериментальной группы стали лучше распознавать и идентифицировать эмоции, понимать их причины, а также стали способны к их вербальному описанию. Подросткам данной группы стало проще управлять своими эмоциями и контролировать их внешние проявления.
Во-вторых, подросткам экспериментальной группы стало проще понимать эмоциональное состояние другого человека на основе внешних проявлений эмоций: жестикуляций, мимики, звучания голоса.
В-третьих, наметилась тенденция к снижению склонности к девиантному поведению в экспериментальной группе подростков. Подростки стали реже демонстрировать агрессивное поведение. Данные подтверждаются в ходе беседы: по словам подростков им стало проще контролировать поведенческие проявления своих эмоциональных реакций, что свидетельствует о тенденции к повышению волевого контроля эмоциональной сферы.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: эмоциональный интеллект у подростков, склонных к
девиантному поведению, характеризуется низким уровнем развития; развитие эмоционального интеллекта будет продуктивным при реализации специально разработанной программы.
сверстниками. Эмоциональный интеллект, в свою очередь, это способность точно выражать, оценивать и воспринимать эмоции, генерировать чувства, способность к пониманию и эмоциональному знанию и способность эмоционального и интеллектуального роста. В связи с чем он выступает как структурообразующий (эмоционально-коммуникативный) компонент
психологической культуры личности.
В ходе статистической обработки данных первичной диагностики значимых различий между группами выявлено не было.
При изучении склонности к девиантному поведению было выявлено, что подростки экспериментальной и контрольной групп имеют предрасположенность к реализации отклоняющегося поведения. Они испытывают трудности контроля эмоциональных реакций и, соответсвенно, их поведенческих проявлений. Полученные данные говорят о слабо сформированном волевом контроле своих чувственных влечений и потребностей. Выявлена склонность к агрессии во взаимоотношениях с другими людьми.
Эмоциональный интеллект подростков, склонных к девиантному поведению, характеризовался следующими особенностями:
Во-первых, «эмоциональный словарь» подростков был беден, при описании эмоций и их признаков у подростков возникали трудности.
Во-вторых, подростки испытывали трудности в осознании и понимании своих эмоций; а также в управлении своим эмоциональным состоянием. Подросткам сложно было проявлять эмоциональную отходчивость и эмоциональную гибкость.
В-третьих, у подростков возникали трудности с пониманием эмоций партнеров по общению. Они были не способны влиять на эмоциональное состояние других людей.
По результатам предварительной диагностики была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему упражнений, направленных на развитие эмоционального интеллекта. В занятиях были использованы такие методы развития эмоционального интеллекта как: ролевая игра, арт-терапия, поведенческая терапия. Для реализации психокоррекционной программы было предусмотрено 10 групповых занятий продолжительностью 40 минут.
Полученные в результате итоговой диагностики данные свидетельствуют о положительной динамике в развитии эмоционального интеллекта у подростков экспериментальной группы. Не было выявлено респондентов с высоким уровнем эмоционального интеллекта, однако показатели имеют тенденцию к улучшению.
Во-первых, подростки экспериментальной группы стали лучше распознавать и идентифицировать эмоции, понимать их причины, а также стали способны к их вербальному описанию. Подросткам данной группы стало проще управлять своими эмоциями и контролировать их внешние проявления.
Во-вторых, подросткам экспериментальной группы стало проще понимать эмоциональное состояние другого человека на основе внешних проявлений эмоций: жестикуляций, мимики, звучания голоса.
В-третьих, наметилась тенденция к снижению склонности к девиантному поведению в экспериментальной группе подростков. Подростки стали реже демонстрировать агрессивное поведение. Данные подтверждаются в ходе беседы: по словам подростков им стало проще контролировать поведенческие проявления своих эмоциональных реакций, что свидетельствует о тенденции к повышению волевого контроля эмоциональной сферы.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: эмоциональный интеллект у подростков, склонных к
девиантному поведению, характеризуется низким уровнем развития; развитие эмоционального интеллекта будет продуктивным при реализации специально разработанной программы.
Подобные работы
- Эмоциональный интеллект подростков, склонных к гаджет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и гендерной идентичностью у современных подростков (Русская Христианская Гуманитарная Академия)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Предикторы девиантного поведения у подростков (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности невербального общения девиантных подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Копинг-стратегии подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Особенности социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Особенности поведения и самоорганизации деятельности учащихся
подросткового возраста, проживающих на территории с высоким
уровнем безработицы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности подростков, склонных к интернет- зависимому поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция виктимного
поведения коррекции студенческой молодежи в Глобальной сети
Интернет
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



