Введение 4
Глава 1. Богема как неустойчивая социальная группа 6
1.1. Серебряный век - колыбель российской богемы 14
1.2. Характеры и атрибуты богемы 16
Глава 2. Циники 32
2.1. Богемная любовь 34
2.2. Ольга - образ женщины Серебряного века 38
2.3. Революция и действительность 44
Глава 3. Закат "классической богемы". Богемность в XX веке .... 55
Библиографический список
Одна из наименее исследованных тем в русской литературе - это богемное сознание и богемное поведение. Отчасти должного внимания проблеме богемы не уделяют из-за того, что внутренне - интуитивно - большинство людей понимают, что это такое и каких людей можно было бы причислить к этой группе. Однако в литературе ситуация обстоит несколько иначе, нежели в исторической реальности.
Богемная модель поведения складывается из многих факторов, но прежде всего для нее необходимы определенные атрибуты и условия. В настоящем исследовании сделана попытка выделить необходимые качества, которыми обладает богема, и показать развитие такого понятия, как богемность, в историческом контексте, начиная с культуры Серебряного века.
По своей сути, богема как понятие предельно точно сформулировано быть не может, так как ее существование напрямую зависит от изменений в обществе. Тем не менее, образ богемной личности и качества, ей присущие, выводятся не столько по документам, сколько именно по литературным произведениям. Литература выступает в качестве вспомогательного средства включения неопределенного, нечеткого сообщества в социальные общественные связи.
В качестве ориентира было выбрано произведение Анатолия Мариенгофа "Циники", роман, в котором главные герои являются носителями богемного сознания. Они не являются "классической богемой", которая существовала в рамках культурологического феномена - Серебряного века, однако обладают богемными взглядами на мир. Кроме того, нами рассматривается такое понятие как "богемная любовь", которой фактически посвящен роман "Циники". Образ Ольги в нашем понимании является одним из самых ярких и показательных образов женщины Серебряного века.
Что касается "классической богемы", то основные критерии, по которому определяется круг лиц, подпадающих под это понятие, выделяются нами на основе автобиографических произведений, например, "Романа без вранья" Анатолия Мариенгофа, романа "Богема" Рюрика Ивнева, романа "Алмазный мой венец" Валентина Катаева.
Самыми важными критериями, по нашему мнению, являются следующие:
Во-первых, это стремление к творчеству, фанатичное, серьезное. Под творчеством следует понимать не только принадлежность к какому-либо виду искусства, но и жизнетворчество, стремление максимально сблизить искусство и жизнь.
Во-вторых, богема не мыслима без города - деревня для ее существования не подходит из-за традиционного уклада, привязанности к земле и необходимости постоянного труда, от которого зависит жизнь крестьянина. На действительность, повседневную рутину богема смотрит поверх головы, превозмогает ее. Это, однако, не отменяет интереса к тому, что происходит, но интерес этот цинического типа. Богема - это одновременно и наблюдатель, и деятель. Это то, чему чуждо обывательское отношение к повседневному.
Бедность или вынужденный аскетизм (непостоянный заработок), не являясь основным критерием, тем не менее играют немалую роль в определении классической богемы. Без нее отсутствует авантюрность, исчезает один из порывов - к поиску средств для существования.
Выделим также свободу от норм морали. Богема - это противоположность нормы, антоним общепринятому. Без свободы в выборе чего угодно - жить или не жить, какой ориентации придерживаться, употреблять наркотики или нет, следовать традиции в искусстве или же эту традицию нарушать - классическую богему представить невозможно.
Рассматриваемая нами классическая богема, которая позаимствовала многие признаки французской послереволюционной богемы, добавив черты, привнесенные культурой Серебряного века, серьезно отличается от богемы СССР, которую можно выделить, например, в 1960-е годы или в 1980-е.
Богема как таковая перестает существовать с подчинением свободы творчества государству. Однако богемность поведения, под которой понимается совокупность неких черт, помогающих человеку воспринимать реальность, не отождествляя себя с большинством, сохраняется на протяжении всего XX века, меняясь и преображаясь вплоть до того, что становится модным стилем жизни.
В настоящее время сформулировать, что такое современная богема не представляется возможным. Мы утверждаем, что богема в классическом виде перестала существовать вместе с Серебряным веком. Однако черты богемной личности, человека, стремящегося к творчеству ради творчества, обладающего особым взглядом на мир и не принимающего традиционные нормы морали, сохранялись всегда. Именно поэтому тема богемного поведения является актуальной в сегодняшнем круговороте всевозможных субкультур, течений и тусовок, что исследователи называют "псевдобогемой".
1. Агеев А. Роман с кокаином. Гелеос, 2005. - 224 с.
2. Адамович Г. Памяти Анненского // Цех поэтов. Пг., 1922. Кн. 3. 38 с.
3. Аксенов В. Ожог. Эксмо, 2010. - 672 с.
4. Аксенов В. Скажи изюм Эксмо, 2006.
5. Аронсон О. Богема: Опыт сообщества (Наброски к философии асоциальности). М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. - 96с. Литературная энциклопедия Т.1 / Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. М., 1929-1939.
6. Блок Л. Были и небылицы о блоке и о себе (из книги «Две любви, две судьбы: Воспоминания о Блоке и Белом») - М.: XXI век - Согласие (Библиотека русской культуры), 2000. - 105 с.
7. Боборыкин П. За полвека. Мои воспоминания
URL: http://dugward.rU//library/boborykin/boborykin_vosp.html
8. Богомолов Н. Творческое самосознание в реальном бытии (интеллигентское и антиинтеллигентское начало в русском сознании конца XIX - начала XX вв.)
URL: http: //www. gumer.info/bibliotek_Buks/History/uspen/07.php
9. Богомолов Н. Курс лекций на телеканале «Культура» «Серебряный век как субкультура"
URL:http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/155687/brand_id/20898/
10. Бодлер Ш. Цветы Зла: Стихотворения. - СПб.: Азбука-Классика, 2004.
11. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Азбука, 2013, 416 с.
12. Булгаков М. Морфий. Азбука-классика, 2012, 192 с.
13. Булгаков М.А. Богема // Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1 -М.,
Художественная литература. 1989.
14. Генис А. Довлатов и окрестности
URL: http: //www. svoboda. org/content/transcript/24204554.html
15. Джек Керуак. В дороге: Издательский дом «Азбука-классика», 2012.
16. Довлатов С. Заповедник. Азбука-классика 2013. - 256 с.
17. Довлатов С. Соло на ундервуде. Азбука-классика 2013. - 243 с.
18. Еврофеев В. Записки психопата. Вагриус , 2008.
19. Еврофеев В. Москва-петушки. Издательский дом СОЮЗ, 2007.
20. Ермолин Е. Вечные мальчики //Новый мир. 2008.- № 7. С. 175-179
21. Есенин С. «Да! Теперь решено. Без возврата.» (с. 167). - Ст. ск.; журн.
«Ленинград», 1924, № 3, 15 февраля, с. 13; Гост., 1924, № 1 (3), с. 8; М. Каб.;
24 с.
22. Запись Фриды Вигдоровой с суда над Иосифом Бродским
URL: http: //polit.ru/article/2004/03/14/brodsky 1 /
23. Звидрина М. // PDF-журнал DEVOU’TI, 2008
URL: http: //devouti .ru/DEV OUTI1108.pdf
24. Зиновьева-Аннибал Л. Тридцать три урода URL:http://royallib.com/
25. Ивнев Р Богема: Роман.-М., Вагриус, 2005. 512с.
26. Иллика Л., Джакоза Д. Либретто по произведению Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» для оперы Пуччини Д. La Boheme URL:http://libretto- oper.ru/puccini/boheme
27. Катаев В. Алмазный мой венец. Эксмо: Русская классика, 2011, - 640 с.
28. Мариенгоф А. Циники. Бритый человек: Романы. - Спб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008, - 256 с.
29. Мариенгоф А. Роман без вранья. Мой век, мои друзья и подруги: Астрель, 2013.
30. Мизиано В. «Тусовка» как социокультурный феномен: Художественная культура ХХ века: Сб. статей. - М.: ТИД "Русское слово-РС", 2002, с. 352-363
31. Мюрже А. Сцены из жизни богемы. М., 1963.
32. Олеша Ю. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. Эксмо, 2014. - Библиотека Всемирной Литературы.
33. Пушкин А. Поэма "Цыгане", Государственное издательство художественной литературы, 1957.
34. Султанова А.Н. Социокультурный феномен богемы: автореферат, диссертация канд. фил. Наук: 24.00.01, Даг. гос. пед. ун., Ростов-на-Дону, 2012.
35. Чупринин С. Богема литературная //Чупринин С. Жизнь по понятиям. - М., 2007.
36. Ходасевич В. Стихотворения. Некрополь. Издательский дом «Азбука- классика», 2015, - 352 с.
37. Хуттунен Т Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2007.