ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОМЕЩЕНИЯ
ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННУЮ
ПРОЦЕДУРУ ВЫПУСКА ДЛЯ
ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ТАМОЖЕННОЙ ОЦЕНКИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩАЕМЫХ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ВЫПУСКА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ
ОЦЕНКИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩАЕМЫХ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ВЫПУСКА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Перемещение товаров через таможенную границу предполагает их помещение под одну из предусмотренных действующим таможенным законодательством таможенных процедур. При этом в обязательном порядке должен быть соблюден ряд условий.
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления применяется в практике таможенного регулирования на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наиболее часто. При этом, согласно п. 1 ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза одним из условий помещения товаров под указанную таможенную процедуру является «уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов» .
Поскольку согласно ст. 75 Таможенного кодекса Таможенного союза «базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении...» , очевидно, что значение правильности определения и достоверности декларирования таможенной стоимости товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, имеет исключительно важное значение, поскольку величина заявленной таможенной стоимости непосредственным образом влияет на размер подлежащих уплате таможенных платежей.
Оценка стоимости ввозимого товара с целью определения размера подлежащих уплате таможенных платежей представляет собой одну из сложнейших операций таможенного контроля, поскольку, варьируя методы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять их величину.
В силу вышеизложенного таможенная оценка товаров, в т.ч. и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, позволяет обеспечить достоверное декларирование таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, что означает, с одной стороны, соблюдение таможенного законодательства, а с другой стороны, - полное и своевременное перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет.
Иными словами, можно сделать вывод о достаточно большой практической значимости исследуемой темы.
Одновременно исследуемая тема представляет интерес и с точки зрения теории таможенного дела, что обусловлено несовершенством действующего законодательства по таможенной оценке товаров.
Таким образом, тема данной дипломной работы «Совершенствование таможенной оценки товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления» представляется весьма актуальной и значимой как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Степень изученности темы исследования. В последние годы вопросы таможенной оценки товаров в целом, и отдельных ее этапов, в частности, достаточно широко освещались в учебных и научных публикациях различного уровня.
Правовые аспекты таможенной оценки товаров затрагивались в работах К. А. Бекяшева, В. Г. Драганова, Г. А. Маховиковой, Е. Г. Моисеева, В. А. Сидорова, С. В. Халипова, Д. В. Чермянинова .
Проблемам таможенной оценки товаров посвящены научные публикации таких авторов как А. В. Агаповой, Е. П. Василенко, Н. С. Коденко, Е. А. Огневой, Н. Н. Путятиной, А. К. Пиманова, Е. О. Смитиенко, О. В. Тиницкой , в которых четко определен термин таможенной оценки товаров и в полной мере описаны методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на Таможенную территорию Союза, а также Н. С. Новосельцевой , которая рассматривала эффективность применения процедуры корректировки таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Несмотря на несомненно значительный вклад указанных авторов в развитие теории и практики таможенной оценки товаров, в том числе, и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, до конца не сформирован понятийный аппарат, нуждаются в уточнении и корректировке положения действующего таможенного законодательства в данной сфере.
Обоснование актуальности темы исследования и характеристика степени ее разработанности в учебной и научной литературе дают основание для формулировки основной проблемы исследования, которая заключается в противоречии между необходимостью совершенствования таможенной оценки товаров, в том числе, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и недостаточной разработанностью практических способов решения этой задачи и их правового обеспечения. С практической точки зрения, наличие указанного противоречия сказывается на качестве таможенной оценки товаров и порождает разногласия между ее участниками.
Объектом исследования в дипломной работе выступает таможенная оценка товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Предметом исследования являются операции таможенной оценки товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Цель настоящего исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию таможенной оценки товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
2. Исследовать практические аспекты таможенной оценки товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
3. Разработать основные направления совершенствования таможенной оценки товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Теоретико-методологические основы исследования.
Теоретической основой дипломной работы послужили результаты исследований отечественных ученых в области таможенного права, истории и теории таможенного дела таких как: А. В. Агапова, Г. М.
Гусейнова, В. Н.Сидоров, О. В. Тиницкая, Н. Д. Эриашвили .
В качестве методологической основы при написании дипломной работы были использованы общенаучные познания: диалектический метод, логический метод, метод обобщения, наблюдение, статистический метод. Совокупное применение указанных методов обеспечило возможность исследования предмета во взаимосвязи его различных элементов и свойств.
Эмпирическую основу исследования составили Соглашение о применении Статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 01.01.1981 года , Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008 года , Таможенный кодекс
Таможенного Союза , Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311- ФЗ от 27.11.2010 года , постановление Правительства РФ от 16.09.2013 г. №809 «О Федеральной таможенной службе» , а также аналитические и практические материалы Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость исследования результатов, полученных в ходе исследования практики таможенной оценки товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, состоит в том, что они позволят уточнить имеющуюся теоретическую базу исследования в данной сфере. Полученные результаты позволили выявить ряд проблем в исследуемой области и разработать основные направления совершенствования таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, которые в дальнейшем могут быть использованы на практике.
Перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС влечет за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС.
Все таможенные процедуры указанные в ТК ТС преследуют достижение определенной цели. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления используется при осуществлении внешнеторговых договоров купли-продажи или мены товаров. Указанная процедура предоставляет участникам ВЭД по собственному усмотрению решать судьбу ввезенного товара.
Основной характеристикой таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления является возможность пользоваться и (или) распоряжаться товарами после их выпуска без каких-либо ограничений, в том числе временного характера, т.е. товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории ЕАЭС.
Поскольку одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является необходимость уплаты таможенных платежей, это предполагает необходимость определения таможенной стоимости ввозимых товаров, т.е. проведение их таможенной оценки.
Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер таможенного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения (действительная величина таможенных пошлин) во многом предопределяются теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависит от той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогообложения.
Стоимость товара, которая используется для расчета таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу, образуется на определенном этапе продвижения товаров от продавца к покупателю, включает соответствующие этому этапу компоненты (составляющие затрат и прибыли) и рассматривается в качестве таможенной стоимости товара.
Таможенная оценка товаров - очень важный вопрос для многих участников ВЭД, особенно для импортеров. Ведь именно от нее зависят размер таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате в бюджет России, цены на импортные и экспортные товары.
Таможенная оценка включает в себя следующие этапы:
1. определение декларантом таможенной стоимости товаров;
2. заявление декларантом таможенной стоимости товаров и представление необходимых документов для таможенного контроля;
3. контроль таможенной стоимости декларируемых товаров;
4. принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости.
На первом этапе таможенной оценки декларант определяет таможенную стоимость товара.
Второй этап - заявление декларантом таможенной стоимости товаров и представление необходимых документов для таможенного контроля. Таможенная стоимость ввозимых товаров независимо от метода ее определения заявляется в ДТ. Документально таможенная стоимость товаров оформляется в декларации таможенной стоимости (ДТС). ДТС является неотъемлемой частью ДТ. Она представляется таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, при декларировании товаров одновременно с подачей ДТ и другими необходимыми для таможенных целей документами в порядке, установленном таможенным законодательством ТС.
Третий этап - контроль таможенной стоимости, который осуществляют должностные лица таможенных органов, уполномоченные производить такой контроль в соответствии со своими должностными обязанностями.
Основная цель контроля таможенной стоимости - выявление с помощью различных форм таможенного контроля соответствия порядка определения таможенной стоимости таможенному законодательству ТС и проверка соблюдения участниками ВЭД установленного порядка заявления и подтверждения таможенной стоимости.
Завершающий этап таможенной оценки - принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости. На данном этапе таможенный орган может согласиться с заявленной декларантом таможенной стоимостью товара или же принять решение об изменении метода определения таможенной стоимости, что повлечет за собой и изменение таможенной стоимости товара.
В настоящее время в контроле таможенной стоимости ввозимых товаров имеется ряд недоработок, которые требуют усовершенствования. Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера пошлин представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины. Так, в части совершенствования операций определения и контроля таможенной стоимости требуется создание определенного механизма. Он должен учитывать и адекватно реагировал на негативно влияющие на контроль таможенной стоимости условия (стремление участников ВЭД к занижению таможенной стоимости, возрастающая вероятность некорректного определения таможенной стоимости при завышенной ставке и т.д.).
Совершенствование таможенной оценки ввозимых товаров не возможно без модернизации алгоритма контроля таможенной стоимости товара. На сегодняшний день алгоритм контроля таможенной стоимости состоит из четырех этапов. Однако, необходимо включение, в данный алгоритм, еще одного этапа - анализ рынка товаров. Данный этап будет направлен на изучение основных характеристик товара, порядка формирования цен внешнеторговых контрактов, ценообразующих факторов, конъюнктуры мирового и национального рынков.
В связи с введением этого этапа в алгоритм контроля таможенной стоимости возникает необходимость пополнения таможенных органов квалифицированными трудовыми ресурсами, которые будут заниматься непосредственно анализом рынка товаров, ввозимых на таможенную территорию, осуществлять сбор, обобщение, хранение, пополнение ценовой информации и периодически обновлять ее в соответствии с реальной конъюнктурой рынка.
Для совершенствования организационного механизма в области информационного обеспечения контроля таможенной стоимости товаров можно изменить организационную структуру таможенных органов на уровне ФТС России. В состав Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России необходимо включить отдел анализа рынка товаров и услуг с возложением на него отдельных функций в рамках информационного обеспечения контроля таможенной стоимости. Как уже отмечалось, в состав отдела должны входить вновь набранные высококвалифицированные эксперты по рынкам товаров и услуг.
Создание подобных отделов возможно на уровне региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен, которые будет заниматься конкретизацией полученной информацией с учетом специфики региона, а также осуществлять приведение ценовой информации и цен проверяемого контракта в сопоставимый вид.
Учитывая специфику внешнеторговой деятельности и возможных схем коммерческой деятельности, работа по осуществлению процедуры таможенной оценки ввозимых товаров не может ограничиваться только проверкой правильности расчетов налогооблагаемой базы в соответствии с законодательством по таможенной стоимости, т.е. функциями соответствующих подразделений таможенных органов. Она должна носить комплексный характер и включать в качестве неотъемлемого элемента оперативные правоохранительные функции и инспекционные функции (таможенный аудит, проверка финансово-хозяйственной деятельности, расследование коммерческих правонарушений). В связи с этим необходима организация совместной работы соответствующих подразделений таможенных органов и координация их усилий на достижение общей цели - пресечение стоимостных коммерческих правонарушений и обеспечение полноты уплаты поступлений таможенных платежей.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - №7(4831). - 21 января.
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур [Текст]: совершено в Киото 18.05.1973г.: вступила в силу 25 сентября 1974г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - №50. - Ст. 6615.
3. Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза [Электронный ресурс]: соглашение Комиссии Таможенного союза от 25 января 2008 г. (ред. от )// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об утверждении единой Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единого таможенного тарифа ЕАЭС [Электронный ресурс]: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54. // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Соглашение о применении Статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) [Электронный ресурс] от 01.01.1981 года // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран [Электронный ресурс]: Соглашение от 25 января 2008 года // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами [Электронный ресурс]: Соглашение от 9 июня 2009 года // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течении переходного периода [Электронный ресурс]: Соглашение от 19 ноября 2010 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров [Электронный ресурс]: Решение КТС от 20 сентября 2010 года № 367 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций [Электронный ресурс]: Решение КТС от 20 мая 2010 года № 257 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11. О Федеральной таможенной службе [Электронный ресурс]:
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сент. 2013 г. №809 (ред. от 27.12.2014) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. Инструкция по проведению проверки правильности декларирования
таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России от 14.02.2011г. №272// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Российская газета. - 2010. - №269. - 29 ноября.
14. О вывозе и ввозе культурных ценностей [Электронный ресурс]: федер. закон от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
15. Об оружии [Электронный ресурс]: федер. закон от 13 декабря 1996 года № 150 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
16. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных
мерах при импорте товаров [Электронный ресурс]: федер. закон от 8 декабря 2003 года № 165 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
17. О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с
определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза [Электронный ресурс]: Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 96 // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
18. Агапова, А. В. Контроль таможенной стоимости товаров в странах членах Таможенного союза [Текст] / А. В. Агапова // Хозяйство и право. -
2010. - №12. - С. 11-14.
19. Агапова, А. В. Совершенствование контроля таможенной стоимости после выпуска товаров [Текст]: дис. ...канд. экон. наук. 08.00.05 / А. В. Агапова. - М., 2009. - 154 с.
20. Акимов, Н.Н. Генеральное соглашение по тарифам и торговле1994 года и правовое регулирование международной торговли товарами [Текст] / Н. Н. Акимов // Международное право и международные отношения. - 2011. - № 9. - С. 23-29.
21. Андриашин, Х. А. Таможенное право [Текст] / Х. А. Андриашин., В. Г. Свинухов, В. В. Балакин. - М.: Инфра-М, 2010. - 368 с.
22. Бакаева, О.Ю. Таможенное право России [Текст] / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. - М.: Юриста, 2013. - 427 с.
23. Бекяшев, К.А. Таможенное право [Текст] / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев. - М.: Изд-во Проспект, 2015. - 184 с.
24. Борисов, К.Г. Международное таможенное право [Текст] / К. Г. Борисов. - М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2012. - 201 с.
25. Богомолова, А. А. Таможенное право [Текст] / А. А. Богомолова. - М.: Юрайт, 2011. - 169 с.
26. Василенко, Е. П. Совершенствование управления процессом определения и контроля таможенной стоимости [Текст]: дис. ... канд. экон. наук. 08.00.05 / Е. П. Василенко. - М., 2009. - 144 с.
27. Вахтерова, И. Л. Таможенная стоимость [Текст] / И. Л. Вахтерова // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2010 - №12. - С. 23-34.
28. Гусейнова, Г. М. Таможенные платежи [Текст] / Г. М. Гусейнова. - Спб.: Питер, 2014. - 342 с.
29. Драганова, В.Г. Основы таможенного дела [Текст] / В. Г. Драганова. - М.: Право, 2013 г. - 423 с.
30. Завражных, М. Л. Таможенное право России [Текст] / М. Л. Завражных. - М.: ОМЕГА-Л, 2010. - 207 с.
31. Игнатюк, А.З. Таможенное право Таможенного союза [Текст] / А. З. Игнатюк. - Минск: Амалфея, 2011. - 250 с.
32. Ионичева, В. Н. Контроль таможенной стоимости [Текст] / В. Н. Ионичева // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2010 - №11. - С. 21-32.
33. Косаренко, Н. Н. Таможенное право [Текст] / Н. Н. Косаренко. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 240 с.
34. Лавренова, К. М. Актуальные вопросы контроля таможенной стоимости на современном этапе [Текст] / К. М. Лавренова // Таможенное дело, наука и образование : сб. науч. трудов. - Владивосток. - 2010.
35. Маховикова, Г.А. Таможенное дело [Текст] / Г. А. Маховикова. - М.: Юрайт, 2013. - 360 с.
36. Моисеев, Е. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза [Текст] / Е. Г. Моисеев. - М.: Проспект, 2011. - 464 с.
37. Молчанова, О.В. Таможенное дело [Текст] / О. В Молчанова, М. В. Коган. - М.: Феникс, 2013. - 317 с.
38. Момсикова, Л. В. Совершенствование организационного механизма информационного обеспечения контроля таможенной стоимости товаров [Текст] / Л. В. Момсикова // Вестник Российской таможенной академии. -
2011. - № 4. - С. 126-130.
39. Новосельцева, Н. С. Эффективность применения процедуры корректировки таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза [Текст] / Н. С. Новосельцева // Современные проблемы экономического и социального развития. - 2012. - №
8. - С. 200-201.
40. Пиманов, А. К. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры [Текст] / А. К. Пиманов. - М.: Феникс, 2012. - 432 с.
41. Попова, Е. В. Проблемные вопросы определения таможенной стоимости [Текст] / Е. В. Попова // Таможенное дело. - 2012. - №1. - С. 8-11.
42. Рассолов, М.М. Таможенное право [Текст] / М. М. Рассолов, Н. Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 462 с.
43. Сидоров, В.А. Таможенное право [Текст] / В. А. Сидоров. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
44. Смитиенко, Е. О. Совершенствование научно-методических основ организации контроля таможенной стоимости в Российской Федерации [Текст]: дис. ... д-ра. экон. наук: 08.00.05. / Е. О. Смитиенко. - М., 2009. - 153с.
45. Тиницкая, О.В. Применение резервного метода в таможенной оценке ввозимых товаров [Текст] / О. В. Тиницкая. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2012. - 123 с.
46. Тиницкая, О.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость [Текст] / О. В. Тиницкая. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2007. - 223 с.
47. Тиницкая, О. В. Применение системы управления рисками в таможенной оценке ввозимых товаров [Текст] / О. В. Тиницкая, Н. С. Коденко // Наука и кооперация: проблемы и пути развития: Материалы международной научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава и аспирантов. 12-14 апреля 2011 года. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2011. - С. 258-259.
48. Тиницкая, О.В. Проблемы правового обеспечения таможенной оценки ввозимых товаров [Текст] / О. В. Тиницкая, Е. А. Огнева //Наука и кооперация: проблемы и пути развития: Материалы международной научно¬практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 12-14 апреля 2011 года. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2011. - С. 259-261.
49. Тиницкая, О.В. К вопросу о правомочности решений о корректировке таможенной стоимости, принимаемых таможенными органами [Текст] / О. В. Тиницкая, Н. Н. Путятина // Роль студенческой науки в развитии экономики и кооперации: Материалы международной студенческой научной конференции.16-18 апреля 2013 года: В 4 ч.-Ч. 2. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - С. 26-34.
50. Тимошенко, И.В. Таможенное право России [Текст] / И. В. Тимошенко. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 512 с.
51. Толкушин, А.В. Таможенное дело [Текст] / А. В. Толкушин. - М.: Высшее образование, 2012. - 440 с.
52. Травинский, П. С. Таможенная стоимость товаров [Текст] / П. С. Травинский. - М.: Московская бизнес-школа, 2012. - 345 с.
53. Халипов, С. В. Таможенное право [Текст] / С. В. Халипов. - М.: Юрайт, 2012. - 396 с.
54. Чермянинов, Д. В. Таможенное право [Текст] / Д. В. Чермянинов. - М.: Юрайт, 2013. - 488 с.
55. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело [Текст] / Н. Д.Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - 375 с.