ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО¬
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ 12
1.1 Основные теории и подходы к анализу трудовых конфликтов в
современной практике управления персоналом 12
1.2 Источники и причины конфликтов в социально-трудовой
деятельности
1.3 Особенности разрешения и предотвращения трудовых конфликтов, как объекта управления 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Исследование трудовых конфликтов, эффективности системы их
разрешения и профилактики 45
2.3 Оценка конфликтности предприятий общественного питания на
основе выявления интегрального показателя социальной напряженности
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 68
3.1 Методические подходы к урегулированию и профилактике
трудовых конфликтов в организациях общественного питания 68
3.2 Формирование управленческих механизмов разрешения трудовых
конфликтов через обоснование необходимых социально-экономических ресурсов обеспечения функционирования организаций общественного питания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. В условиях реализации структурных изменений в экономическом сегменте бизнес-среды неизбежно появляются трудовые конфликты, которые играют неоднозначную роль в жизнедеятельности предприятий общественного питания. Современная наука об управлении предлагает выработать конструктивную позицию в отношении трудового конфликта, рассматривать его не только как дисфункцию в деятельности организации, но и как неотъемлемый элемент ее функционирования, эффективное управление которым позволит преодолеть конфликтное противостояние и снизить негативные последствия. Тенденции развития торговой отрасли, особенно в условиях рыночной специфики, характеризуются нестабильностью хозяйственной деятельности, ее низкой рентабельностью, ослаблением конкурентных позиций. Институциональная среда (рынок, государственные нормативы и ограничения; социальная политика государств и др.) в которой функционируют организации общественного питания, выступает важным фактором, влияющим на повышение уровня конфликтности между работниками и работодателем. Потенциальным источником трудовых конфликтов в таких организациях является политика работодателя, предполагающая сокращение затрат на рабочую силу, недостаточный уровень обеспечения условий труда, не желание тратить средства на формирование корпоративной культуры, которые приводят к ухудшению положения работника.
В этих условиях квалифицированное и компетентное управление трудовыми конфликтами становится одним из важных факторов обеспечения эффективного развития предприятий общественного питания. Вместе с тем успешный опыт внедрения методов управления трудовыми конфликтами выявил большое количество ограничений, связанных с несовершенством законодательства, консервативностью руководителей, неподготовленностью кадров и другими причинами.
Изложенные обстоятельства актуализируют задачу обобщения эмпирического материала и разработки эффективных теоретико-методических подходов к управлению трудовыми конфликтами в организациях общественного питания (ресторанах).
Проблема исследования - наличие противоречия между потребностью социально-экономической практики в эффективной системе управления факторами созревания и развития трудовых конфликтов на предприятиях, с одной стороны, и отсутствием теоретического обоснования и эффективных методов снижения конфликтности трудовых отношений в организациях общественного питания, с другой стороны.
Объект исследования - процесс управления трудовыми конфликтами в организациях общественного питания.
Предмет исследования - отношения между сотрудниками организаций, связанные с анализом, оценкой, прогнозированием и управлением деятельностью, направленной на разрешение и предотвращение трудовых конфликтов.
Цель диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке теоретических положений, методических и практических подходов к формированию системы управления трудовыми конфликтами в организациях общественного питания.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1) исследовать сущность, структуру, типы, причины трудовых конфликтов и методологические основы управления ими;
2) разработать методический инструментарий диагностики трудовых конфликтов и дать оценку социально-трудовой сферы предприятий общественного питания, с точки зрения их конфликтности в режиме комплексного эмпирического исследования;
3) провести анализ трудовых конфликтов, эффективности системы их разрешения и профилактики;
4) обосновать методические подходы к урегулированию и профилактике трудовых конфликтов в организациях общественного питания;
5) разработать и обосновать социально-управленческие механизмы разрешения трудовых конфликтов, с учетом специфики функционирования предприятий общественного питания (ресторанов).
Гипотеза исследования заключается в следующих предположениях:
1) в практической деятельности современной организации общественного питания не в полной мере применяются методы профилактики и предупреждения трудовых конфликтных ситуаций. Использование, в рамках программно-целевого подхода, системы управления трудовыми конфликтами в полном объёме позволит сократить количество конфликтных инцидентов и ускорить их разрешение;
2) предприятия общественного питания, которые имеют лояльных, мотивированных сотрудников, приверженных корпоративной культуре и включенных в процессы принятия управленческих решений, будут характеризоваться меньшим уровнем конфликтности; и напротив, более высоким уровнем сотрудничества как внутри трудового коллектива, так и между руководством и персоналом (по вертикали). Это доказывает необходимость разработки и внедрения программы лояльности и программы управления эмоциональной компетентностью для сотрудников предприятий общественного питания как инструмента программно-целевого управления трудовыми конфликтами.
Теоретико-методологическая основа исследования. В методологическом отношении исследование опирается на системный и структурно-функциональный подход к анализу проблемной ситуации, социально-экономическое представление о трудовом конфликте как целостной, динамичной системе социальных взаимодействий, процессов и отношений между его субъектами. В качестве источников использованы как классические труды российских и зарубежных ученых, анализирующих теоретические и практические подходы к изучению конфликтов, так и современные научные работы.
Исследование основывается на фундаментальной теоретической базе классиков конфликтологии, которые заложили основу для междисциплинарного подхода к исследованию конфликта как особого социального явления. Это теоретические положения о законе конфликта как всеобщем и основополагающем законе (Г. Спенсер), о конфликтной модели развития общества (Р. Дарендорф). Рационалистическая теория разрешения микроконфликтов (Э. Дюркгейм), «общая теория конфликта» (К. Боулдинг), идея ситуационной вариативности социальных конфликтов (К. Левин), теория социальной напряжённости (К. Райт), теория социального конфликта (Г. Зиммеля). О многофакторной обусловленности общественных процессов, их социокультурных детерминантах и переменных (П. Сорокин); об устойчивости социальных систем и условиях ее обеспечения (Т. Парсонс); о социальных дисфункциях как источнике возникновения конфликтов (Р. Мертон); о позитивной направленности большинства функций конфликта (Л Козер); о детерминационной цели конфликтности (Р. Дарендорф).
В последнее десятилетие проблематика исследований экономических, трудовых, организационных конфликтов и социальной коммуникации существенным образом расширилась - от разработки методологических и теоретических проблем до разработки методики и технологий разрешения конкретных конфликтных ситуаций в организациях. В этой связи необходимо отметить работы Александровой Е.В., Антошиной Н.В., Анцупова А.Я., Бородкина Ф.М, Герчикова В.И., Данакина Н.С, Дмитриева А.В., Дудченко B.C., Зайцева А.К., Здравомыслова А.Г., Киблицкой М.В., Кравченко А.И., Красовского Ю.Д., Лебедевой М.М., Пригожина А.И., Рукавишникова В.О., Сперанского В.И., Степанова Е.И., Фролова С.Ф., Чумикова А.Н., Шаленко В.Н. и других.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в первую очередь, принцип конкретности, принцип объективности, принцип развития, принцип системного подхода к объекту исследования.
Методы исследования. В исследовании была использована система методов: организационные - сравнительный; эмпирические - архивный (анализ документов), методы опроса (анкетирование, интервью), наблюдение; методы обработки - качественный и количественный анализ; методы интерпретации - структурный.
Методики исследования.
Оценка удовлетворенности трудом персонала. Методика оценки конфликтности организации на основе выявления интегрального показателя социальной напряженности. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто. Экспертное интервьюирование руководителей и специалистов как основных инициаторов поддержания мероприятий по управлению трудовыми конфликтами с целью исследования существующих процедур управления трудовыми конфликтами. SWOT-анализ.
Информационная основа исследования. Нормативная и справочная литература, материалы статистической отчетности, аналитические материалы, данные, полученные в результате проведения авторских исследований, с учетом определенной выборки (2016-2017 гг.).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Обоснован методический инструментарий диагностики трудовых конфликтов в организациях общественного питания, новизна которого заключается в выявлении форм и содержания сложно-структурных трудовых конфликтов путем комплексного исследования и экспертной оценки, апробация которого позволит интерпретировать различные составляющие социально-трудовых взаимодействий, содержащих в себе потенциальные противоречия.
2. Определены критерии рациональности различных методов разрешения трудовых конфликтов, с учетом специфики кадрового менеджмента организаций общественного питания, и основные этапы процедур предупреждения и разрешения трудовых конфликтов.
3. Предложена совокупность причин и факторов неэффективности управления трудовыми ресурсами, которые способствуют возникновению трудовых конфликтов в организациях общественного питания.
4. Разработаны методические подходы к управлению трудовыми конфликтами, в основу которых положены наиболее приемлемые для трудовых коллективов методы исследования конфликтов в зависимости от выбранного объекта исследования, и учитывающие конструктивные и деструктивные элементы конфликта.
5. Обоснована и предложена к использованию в организациях общественного питания система управления трудовыми конфликтами, основу которой определяет программно-целевая модель управления трудовыми конфликтами, отличающаяся ее системным описанием (функциональным, информационным), выделением целевых критериев и стратегических альтернатив управления трудовыми конфликтами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Управление трудовым конфликтом определяется как целенаправленное воздействие на лицо или группу лиц, непосредственно участвующих в процессе конфликта, на основе научно обоснованных принципов, путем применения различного рода методов и технологий с целью изменения, разрешения конфликтного противоречия и достижения согласия сторон конфликта. Использование «портфеля» методического инструментария эмпирического исследования на разных этапах управления трудовыми конфликтами влияет на прогнозируемость результатов использования социально-управленческих механизмов разрешения конфликтов; позволяет сделать процесс взаимодействия с организацией управляемым; обеспечивает воспроизводимость результатов и повторяемость их в иных условиях.
2. Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов, и проблематично дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для какого персонала он конструктивен, а для кого - деструктивен, в рамках кадрового менеджмента организаций общественного питания. Основные этапы процедур предупреждения и разрешения трудовых конфликтов определены в структуре алгоритма разработки плана мероприятий, в рамках программно-целевого управления трудовыми конфликтами.
3. К наиболее существенным проблемам в системе управления трудовыми конфликтами, которые требуют, как стратегического, так и локального решения, относятся: текучесть кадров; неэффективная система мотивации и стимулирования; высокий коэффициент социальной напряженности; скрытое противостояние среди персонала, организационный микроклимат противоречивый, и, в настоящее время, тенденция к неопределённости, к отрицательному значению в поведенческом компоненте; низкий уровень командообразования, лидерства; неэффективная система коммуникационно-информационных каналов между персоналом, звеньями управления; низкий уровень лояльности персонала.
Организационные условия преодоления конфликтных ситуаций на индивидуальном уровне в процессе трудовой деятельности: уровень заработной платы, отношения с коллегами, условия труда, справедливость руководства, интересность работы, собственные результаты труда, перспектива служебного роста, возможность самореализации.
4. Основной приоритетный методический подход - это методика выбора стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций, с учетом специфики деятельности предприятий общественного питания.
5. Система управления трудовыми конфликтами, основу которой
определяет программно-целевая модель управления трудовыми конфликтами, отличающаяся ее системным описанием (функциональным, информационным), выделением целевых критериев и стратегических альтернатив управления трудовыми конфликтами. Совокупность мероприятий и рекомендаций (прежде всего, программа лояльности и программа управления эмоциональной компетентностью персонала) направлены на формирование корпоративного сознания и профессиональный рост работников, что позволит обеспечить социальные гарантии в целях мотивации высокопроизводительного труда и предотвращения конфликтных ситуаций.
Практическая значимость работы состоит в следующем: применение предлагаемых социально-управленческих механизмов и процедур разрешения и предупреждения трудовых конфликтов позволит экономить средства на кадровое обеспечение предприятий, повысит надежность, комфортность и безопасность. Использование результатов исследования целесообразно в управленческой деятельности организаций общественного питания в целях повышения социально-экономической эффективности их функционирования на основе системного управления трудовыми конфликтами.
Практическое значение имеют аналитические обоснования, методические и прикладные разработки, среди которых, прежде всего, система управления трудовыми конфликтами, с учетом специфики кадрового менеджмента предприятий общественного питания.
База исследования. Эмпирическое комплексное исследование трудовых конфликтов проводилось на выборке (генеральная совокупность N=215), которую составили респонденты (выборочная совокупность определялась с учетом конкретного этапа и методики исследования) двух белгородских предприятий общественного питания (рестораны): ООО «Роза ветров» (n=114) и ООО «БелградЪ» (n=101).
Апробация работы. Материалы и результаты исследования, выводы и практические рекомендации докладывались и обсуждались на двух международных научно-практических конференциях («Управление в XXI веке», г. Белгород, 2016 г., 2017 г.).
Основные положения и выводы исследования отражены в двух статьях:
1) Куликов, А.В. Карьерный коучинг / А.В. Куликов // Формула HR- решений сложных проблем и генерации гениальных идей: сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ-эссе (Белгород, 13 апреля, 2017 г.) / отв. ред. Л.А. Третьякова, Т.А. Власова, Т.В. Целютина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 32-38.
2) Куликов, А.В. Сопротивление и конфликты при организационных изменениях / А.В. Куликов // «Мейнстримы HR-управления: стратегический подход и системный опыт»: сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ-эссе (Белгород, 13 января, 2018 г.) / отв. ред. Л.А. Третьякова, Т.А. Власова, Т.В. Целютина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - С. 91-95.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В диссертационном исследовании трудовой конфликт определяется как столкновение субъектов социально-трудовых отношений, в результате предельного обострениям противоречий в социально-трудовой сфере организации и предполагающий активные действия, направленные на достижение каждым из субъектов своих целей, либо защиту своих интересов. По мнению автора, трудовой конфликт, является сложным и многогранным понятием, и, эффективное управление трудовыми конфликтами способствует стабильному развитию организации как социально-экономической системы и достижению целей ее функционирования, что невозможно осуществить без воздействия социально-управленческих механизмов на структуру трудового конфликта. Необходимым условием для эффективного управления конфликтами в социально-трудовой сфере является их классификация, поскольку типологизация конфликтов позволяет оценить степень значимости каждого из них, опасность возможных последствий при несвоевременном разрешении и позволяет применить адекватные процедуры их разрешения.
Трудовой конфликт как объект управленческого воздействия целесообразно рассматривать в процессе его динамики. Динамические характеристики конфликта описывают процесс возникновения конфликта из некоей совокупности внешних условий, протекание конфликтного взаимодействия и разрешение или какое-либо иное его завершение. В данном аспекте автор отмечает, что в последнее время произошло коренное изменение отношения ученых и специалистов- практиков. к конфликтам, на смену разрешению конфликтов пришла концепция управления ими.
Под управлением трудовым конфликтом в диссертации понимается целенаправленное воздействие на лицо или группу лиц, непосредственно участвующих в процессе конфликта, на основе научно обоснованных принципов, путем применения методов с целью изменения разрешения конфликтного противоречия и достижения согласия сторон конфликта.
Автор приходит к выводу, что все элементы методологии управления трудовыми конфликтами при их применении должны быть интегрированы и взаимосвязаны. Совокупность используемых принципов, методов и технологий определяет подход к управлению трудовым конфликтом как ключевой основополагающий элемент методологии управления.
Комплексное исследование трудовых конфликтов проводилось на базе двух белгородских предприятий общественного питания - ресторанов ООО «Роза ветров» и ООО «БелградЪ». Результаты исследования позволили нам выявить наиболее существенные проблемы в системе управления трудовыми конфликтами:
1. Высокий уровень многофакторности причин трудовых
конфликтов: проблемы распределительных отношений, сложности
функционального взаимодействия, ролевые противоречия,
неудовлетворенность условиями и режимом труда;
2. Скрытое противостояние среди персонала (прежде всего, категория - рабочие);
3. Высокий коэффициент социальной напряженности (35%);
4. Интенсивность конфликтных взаимодействий на фоне девиантного поведения специалистов;
5. Неэффективная система делегирования, обратная связь строится на принципах авторитарного стиля управления;
6. Низкая заработная плата, неэффективная система премирования;
7. Низкий уровень командообразования, лидерства;
8. Низкий уровень лояльности персонала;
9. Нерациональная модель регулирования уровня вовлеченности персонала в трудовой процесс как индикатора предупреждения и управления конфликтам
Проведенное исследование на основе экспертного интервьюирования руководителей показало, что они практически не воспринимают конфликтную ситуацию, возникающую между линейным руководителем структурного подразделения или штабным персоналом, который в ряде случаев выполняет функции управления (разработка нормативов, программы действия, технологии производства и т.д.). Специалисты исследуемых ресторанов молоды, имеют высшее образование, эмоциональны, категоричны. Это приводит к столкновениям в процессе общения. Линейные руководители, специалисты выказывают недовольство рекомендациями и авторитарным стилем управления высшего руководства, тем самым создается потенциальная база для возникновения конфликта.
С целью оптимизации управления трудовыми конфликтами в исследуемых организациях нами определены методические подходы к урегулированию и профилактике трудовых конфликтов и разработана система управления трудовыми конфликтами, включающая конкретные программы и возможные социально-управленческие механизмы разрешения трудовых конфликтов.
Руководителям важно не стремиться моментально подавить конфликт любой ценой, особенно это касается, конфликтов с категорией - рабочие, вплоть до увольнения таких работников, а овладеть методикой управления конфликтной ситуацией: деструктивные элементы держать под контролем, а конструктивные элементы вводить и использовать для эффективного решения или урегулирования конфликта.
Нам представляется наиболее приемлемым отношением к развивающемуся в трудовом коллективе конфликту - функциональный подход, который делает упор именно на возможность управления конфликтными ситуациями с помощью многовекторного представительства социально-управленческих механизмов.
Разработка комплексной системы управления трудовыми конфликтами осуществлялось нами на основе основных принципов системного и структурно-функционального подходов - мотивационной целенаправленности, эффективности и компетентности, оптимальности, комплексности, гибкости, взаимодополняемости и инновационности
1. Акименко, В.А. Управление человеческими ресурсами [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Акименко, О. В. Демина. - Москва: ТРП, 2016. - 155 с.
2. Асалиев, А.М. Развитие трудового потенциала [Текст]: учебное пособие / А. М. Асалиев, Ф. И. Мирзабалаева, П. Р. Алиева. - Москва: ИНФРА- М, 2016. - 279 с.
3. Багратиони, К.А. Причины конфликтов между сотрудниками: психологический подход [Текст] / К.А. Багратиони // Российское предпринимательство. - 2010. - № 12. - С. 77 - 82.
4. Балтина, А. М. Обучение - персонала как объект регулирования эффективности организации [Текст] / А. М. Балтина // Финансы. - 2005. - №9.- С. 60-61.
5. Белкова, Е.А. Технологии управления развитием персонала [Текст]: учебник пособие / Е.А. Белкова и др. / под ред. А.В. Карпова, Н.В. Клюевой. - Москва: Проспект, 2016. - 402 с.
6. Бердникова, Л. Ценный сотрудник: найти и удержать [Текст]: практическое руководство по найму, обучению и мотивации сотрудников / Под общ. ред. Л. Бердниковой. - Санкт-Петербург: Лема, 2015. - С.161.
7. Богатырева, Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте [Текст] / Н. Богатырева // Управление персоналом. - 2008. - № 20. - С. 77 - 81.
8. Булавка, Л.А. Нонконформизм: социокультурный портрет
рабочего протеста в современной России [Текст] / Л.А. Булавка - М.: Едиториал УРСС, 2007. - 176 с.
9. Бунтовская, Л.Л. Управление коллективными трудовыми спорами (конфликтами): теория и практика [Текст]: монография / Л.Л. Бунтовская; под научной редакцией Н. Д. Лукьяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, «Донецкий национальный университет». - Донецк: Фолиант, 2017. - 308 с.
10. Бычин, В.Б. Нормирование труда [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / В.Б. Бычин, С.В. Малинин, Е.В. Новикова. - Москва: Инфра-М, 2016. - 346 с.
11. Васильев, Н. Тренинг преодоления конфликтов [Текст] / Н. Васильев - СПб.: Речь, 2003. - 176с.
12. Верещагина, Л.В. Коучинг - Современный подход к обучению и развитию персонала организации [Текст]: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции, 2015 / Инновационные технологии управления персоналом / Л.В. Верещагина. - 2015. - С. 82-84.
13. Вершинин, М. Практические методы управления конфликтами [Текст] / М. Вершинин // Лояльность персонала: альманах. - 2010. № 3. - С. 124 - 127.
14. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст]: учебник / В. Р. Веснин. - Москва : Проспект, 2017. - 306 с.
15. Веснин, В.Р. Теория организации и организационное поведение. Краткий курс [Текст]: учебное пособие / В. Р. Веснин. - Москва : Проспект, 2017. - 128 с.
16. Веснин, В.Р. Технологии и методы разрешения конфликтов [Текст]: краткий курс / В.Р. Веснин; ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный ун-т». - Москва : Проспект, 2017. - 96 с.
17. Гагаринская, Г. Профилактика конфликтных ситуаций в организации [Текст] / Гагаринская Г., Калмыкова O., Еагаринский А. // Кадровик. Кадровый: менеджмент. - 2008. - № 7. - С. 30 - 35.
18. Ганиева, З.Ф. Культура как регулятор организационного поведения персонала предприятия [Текст] / З.Ф. Ганиева // Воронеж: Вестник ВЭГУ. - 2015. - № 1. - С. 212-219.
19. Глазунов, С. Работодатель и работник: предупреждение
конфликта [Текст] / С. Глазунов // Служба кадров и персонал. - 2007. - №1. - С. 44-48.
20. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб: Питер, 2006. -404с.
21. Гродзенский, С.Я. Управление качеством [Текст]: учебник / С. Я. Гродзенский. - Москва : Проспект, 2017. - 222 с.
22. Данакин, Н.С. Конфликты и технология их предупреждения [Текст] / Н.С. Данакин. - Белгород, 1995. - 324с.
23. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом [Текст]: учебник пособие / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов, Я.И. Маликова. - Москва: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 207 с.
24. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарендорф. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 152 с.
25. Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное [Текст] / А.В. Дмитриев. — М.: Гардарики, 2002. - 526 с.
26. Доронина, И. В. Оценка в управлении персоналом [Текст]: учебное пособие / И. В. Доронина, В. Н. Меньшова. - Новосибирск: Изд-во СибАГС,
2016. - 167 с.
27. Ендовицкий, Д.А., Силаева Ю.А. Менеджмент и собственники: конфликт интересов: денежные потоки - стержень конфликта агентских групп [Текст] // Российское предпринимательство. — 2008. — № 10. — Вып.1. - С. 162 - 165.
28. Ефименко, Е.Н. Корпоративные конфликты (споры) [Текст]: учебно-практическое пособие / Е. Н. Ефименко, В. А. Лаптев. - М.: Проспект, 2014. - 233 с.
29. Желтухин, А.И. Социологическая концепция конфликта [Текст] /
А.И. Желтухин. - М., 1994. - 235 с.
30. Зайцев, А.К Социально - трудовой конфликт - это норма [Текст] / А.К. Зайцев // Социологические исследования. - 1993. - №8. - С.19-26.
31. Зайцев, А.К. Социальный конфликт [Текст] / А.К. Зайцев. - М.: Academia, 2000. - 464 с.
32. Зайцев, А.К. Социальный конфликт на предприятии [Текст] / А.К. Зайцев. - Калуга: КаИС, 2013. - 304с.
33. Здравомыслов А. Социология конфликта [Текст] / А.
Здравомыслов. - М.: Аспект-пресс, 1996. -317с.
34. Капустина, Е.А. Забастовка как крайняя форма социально¬трудового конфликта [Текст] / Е.А. Капустина // Конфликт: социальный, политический, юридический: Тр. НОСиА МНЭПУ. - М., 2010. - 55с.
35. Карпов, А.В. Технологии управления развитием персонала
[Текст]: учебник. - Москва: Проспект, 2017. - 402 с.
36. Карпов, А.В. Технологии управления развитием персонала:
[Текст] : учебник / А.В. Карпов. - Москва: Проспект, 2017. - 402 с.
37. Кибанов, А.Я. Управление персоналом в России [Текст]: монография / Б. М. Генкин и др. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 154 с. .
38. Кибанов, А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К. Конфликтология [Текст] / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 342 с.
39. Ковалёв, В.Н. Социально-психологический климат в трудовом коллективе [Текст] / А.Г. Ковалев. - М., 2003. - 253 с.
40. Козер, Л.А. Функции социального конфликта [Текст] / Л.А. Козер. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 223 с.
41. Козина, И.М. Индустриальные конфликты в современной России [Текст] / И.М. Козина // Экономическая социология. - 2009. -Т. 10. - № 3. - C. 16-32.
42. Колрисер, Дж. Основные способы решения-конфликтов [Текст] / Колрисер Дж. // Маркетинг. - 2008. - № 1. - С. 82 - 86.
43. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента [Текст] / Э.М. Комиссарова. — М., ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «Дека», 2004. — 896 с.
44. Куликов, А.В. Карьерный коучинг / А.В. Куликов // Формула HR- решений сложных проблем и генерации гениальных идей: сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ-эссе (Белгород, 13 апреля, 2017 г.) / отв. ред. Л.А. Третьякова, Т.А. Власова, Т.В. Целютина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 32-38.
45. Куликов, А.В. Сопротивление и конфликты при организационных изменениях / А.В. Куликов // «Мейнстримы HR-управления: стратегический подход и системный опыт»: сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ-эссе (Белгород, 13 января, 2018 г.) / отв. ред. Л.А. Третьякова, Т.А. Власова, Т.В. Целютина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - С. 91-95.
46. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения [Текст] / Н.И. Леонов. - СПб.: Питер, 2005. -236.
47. Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие [Текст] / В.В. Лукашевич. - М.: Кнорус, 2007. - 549с.
48. Мартиросян, А.В. Роль руководителя в формировании трудовых отношений на предприятии [Текст] / А.В. Мартиросян. - М.: AT и СО, 2000. - 179 с.
49. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и
развитие организации [Текст] / У. Мастенбрук. - М.: Инфрам, 1996. - 256 с.
50. Меркурьева, Ю.В. Теоретические основы управленческого решения [Текст] : учебник / под ред. Ю. В. Меркурьевой. - Москва : Проспект,
2017. - 217 с.
51. Мумладзе, Р.Г. Социально-трудовые отношения: сущность и реализация в процессе управленческой деятельности [Текст]: монография. - Москва: Русайнс, 2016. - 131 с.
52. Новашина, Т. С. Экономика и финансы предприятия [Текст] / Т. С. Новашина. - Москва: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. - 339 с.
53. Новикова, Гали. 7 законов развития. Коучинг руководителей [Текст]: монография / Артем Богач. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2016. - 253 с.
54. Организационно-экономическая психология [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. -М.: Харвест, 2012. - 432с.
55. Осеев, А. Диагностика трудовых конфликтов в производственной организации [Текст] / А. Осеев // Социальная политика и социология. - 2011. - Т. 4 - № 70. - С. 155-172.
56. Пашутин, С. Управление конфликтами в организации [Текст] / С. Пашутин // Управление персоналом. - 2005. - №16. - С. 77 - 79.
57. Потёмкин, В.К. Инновационный менеджмент в кадровой работе: учебное пособие [Текст] / В.К. Потёмкин, К.А. Прозоровская. - Спб.: ГУЭФ, 2008. - 297 с.
58. Пригожин, А.И. Анатомия организационного конфликтам[Текст] /
A. И. Пригожин // Организация: системы и люди. - М., 1993. - С. 34-40.
59. Регнет, Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления: Пер. с нем. [Текст] / Э. Регнет. - Харьков: Изд-во Института прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2005. - 396 с.
60. Романов, П.В. Социология менеджмента и организаций [Текст] / П.В. Романов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 284 с.
61. Семенов, А.К. Организационное поведение [Текст]: учебник / А.К. Семенов, В. И. Набоков. - Москва : Дашков и К°, 2016. - 268 с.
62. Силластэ, Г. Экономическая социология: учебное пособие [Текст] / Г. Силластэ. - М.: Гардарики. 2005. - 383 с.
63. Смольков, В.Г. Пути разрешения трудовых конфликтов [Текст] /
B. Г. Смольков // Народонаселение. - 2012. - №1. - 104 - 112 с.
64. Соловьев, А.В. Практический комментарий закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» [Текст] / А.В. Соловьев. - М.: Фонд «Правовая культура», 2012. - 180 с.
65. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе [Текст] / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К., 2014. - 281 с.
66. Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации [Текст]: практика разрешения и ее законодательное обеспечение : II Международная научно-практическая конференция / Санкт-Петербургский гуманитарный ун¬т профсоюзов ; [науч. ред. Е. И. Макаров]. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2016.
- 171 с.
67. Сулимова, Т. Социальный конфликт: возникновение и методы разрешения [Текст] / Т. Сулимова // Проблемы теории и практики управления.
- 1994. - №1. - С.17-21.
68. Тавокин, Е. П. Социология управления [Текст]: учебное пособие / Е. П. Тавокин. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 200 с.
69. Таскаев, Г. Социальные конфликты: проявление и преодоление [Текст] / Г. Таскаев // Человек и труд. - 2008. - № 2. - С. 60 - 69.
70. Торрингтон, Д. Управление человеческими ресурсами: учебник: пер. с англ. [Текст] / Д. Торрингтон, С. Тэйлор, Л. Холл. - М.: ДиС, 2004. - 624 с.
71. Трофимов, Г. Д. Управление конфликтами на предприятии [Текст] / Г.Д. Трофимов. - М.: Лаборатория Книги, 2012. - 218 с.
72. Трудовой кодекс Российской Федерации: - М.: Проспект, 2008. - 208 с.
73. Управление персоналом [Текст] / Под. ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 578 с.
74. Управление человеческим потенциалом современной организации: Монография [Текст] / Под ред. С. Д. Резника. - Пенза: ПГУАС, 2004. - 584 с.
75. Уткин, Э.А. Конфликтология: теория и практика [Текст] / Э.А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2000. - 272 с.
76. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2008.
- 432 с.
77. Федорова, Н.В. Управление персоналом организации [Текст] / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2008. - 512 с.
78. Фомин, Т.П. Модели конфликтов [Текст] / Т.П. Фомин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №6. - С. 64-71.
79. Фролов, С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты [Текст] /
С.Ф. Фролов. - М.,1999. - 290 с.
80. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта [Текст] / Б.И. Хасан. - СПб: Питер, 2003. - 255с.
81. Шаленко, В.Н. Социологический анализ состояния трудовой конфликтности в современном российском обществе [Текст] / В.Н. Шаленко.
- М.: Издательство МГСУ «Союз», 2008. - 237 с.
82. Шинелёва, Л.Т. Социальное партнёрство: состояние и развитие [Текст] / Л.Т. Шинелева. - М: ИПК Союз. - 2011. - 200 с.
83. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология,
программа, методы [Текст] / В.А. Ядов. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.
84. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом [Текст] / Е.С. Яхонтова. - М.: Дело, 2013. - 378с.