Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая репрезентация этических и эстетических аспектов гедонизма в художественном и массмедийном дискурсе

Работа №70432

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Феномен гедонизма в философии 6
1.2. Феномен гедонизма в литературоведении 13
1.2.1.Отражение гедонизма в литературном творчестве О. Уайльда 15
1.2.2. Лингвистический подход к исследованию идей гедонизма 17
ВЫВОДЫ 20
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭСТЕТИКИ ГЕДОНИЗМА В
ПРОИЗВЕДЕНИИ О. УАЙЛЬДА «THE PICTURE OF DORIAN GRAY» 21
2.1. Языковая репрезентация субконцепта КРАСОТА в структуре 21
концепта ГЕДОНИЗМ 21
2.1.1. Языковая репрезентация эстетики интерьера 23
2.1.2. Языковая репрезентация эстетики вещного мира 26
2.2. Концепт ГЕДОНИЗМ сквозь призму парадоксов Лорда Генри 29
2.3. Использование технологий квантитативной лингвистики для
расширения семантического поля концепта ГЕДОНИЗМ 33
ВЫВОДЫ 37
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ЭСТЕТИКИ ГЕДОНИЗМА 38
В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ 38
3.1. Новые признаки концепта ГЕДОНИЗМ и их актуализация 38
в массмедийном дискурсе 38
3.2. Потребительский гедонизм и его дискурсивная репрезентация 41
3.3. Коммуникативный гедонизм 45
3.4. Микро-блоги социальной сети Twitter как репрезентация 47
коммуникативного гедонизма в рамках интернет-коммуникации 47
ВЫВОДЫ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Такое многоаспектное понятие как «гедонизм» в течение многих столетий рассматривалось древнегреческими философами, но даже им не удалось прийти к единому мнению о его природе. Само понятие имело и имеет изменчивую структуру, поэтому такое положение вещей ознаменовало появление различных течений, которые подтверждали тот факт, что у понятия «гедонизм» может быть несколько толкований в силу его динамичности. Несмотря на то, что «гедонизм» был обречен на постоянное изучение и пристальное внимание со стороны философов, оно также приобрело необычайную славу в 19 веке среди литературоведческого сообщества. Благодаря ряду произведений (О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»; У. Патер «Марий Эпикуреец» и «Воображаемые портреты»), которые могли стать возможным репрезентирующим материалом такого феномена, литературоведы пытались проследить его отражение в синхронии и диахронии, параллельно придавая значение анализу потенциала понятия через призму антропоцентрической и социальной сферы.
Если говорить о данном понятии в свете современной лингвистики, то существующие работы обращают внимание только на частные когнитивные срезы, которые раскрывают структуру понятия как концепта, так и их влияние на конкретную аудиторию [1;6;9;10;13;14;18;19].
Поэтому гипотезой исследования является попытка изучить и выявить не только генезис гедонизма и репрезентируемые им субконцепты в рамках отдельных сфер, но также исследовать когнитивную структуру концепта через векторы потребительского и коммуникативного гедонизма в массмедийной сфере для подтверждения постепенной эволюции понятия и его гибкости относительно приспособления и адаптации человеком уже в целях конструирования социальной реальности и потенциального воздействия на массового адресата.
Исследуемое нами понятие нуждается в пояснении с последующим представлением примеров, в которых выражается концепт, и где появляются новые значения, и каким образом они генерируются.
Актуальностью данной научно-исследовательской работы является расширение знаний о концепте ГЕДОНИЗМ путем вовлечения в исследование как художественного, так и массмедийного дискурса, и рассмотрение концепта в совокупности с его частными субконцептами и новыми метапонятиями. Это предполагает анализ отдельных фрагментов языковой картины мира общества и представление в обработанном виде полученных данных, то есть детальное исследование гедонизма как лингвокогнитивного феномена.
Новизной является исследование гедонизма со стороны его эволюционности в различных типах дискурса. Также элементом новизны является введение нового термина «эмоциональный гедонизм» и обоснование его связи с потребительским гедонизмом.
В качестве объекта исследования выступают языковые единицы, составляющие концептуальное поле понятия ГЕДОНИЗМ. Предметом исследования является содержание, структура, актуализация концепта ГЕДОНИЗМ в художественном и массмедийном дискурсах.
Цель исследования заключается в выявлении и систематизации языкового представления феномена ГЕДОНИЗМ, в обосновании причин его концептуальной модификации.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) описание понятия «гедонизм» с философской точки зрения, рассмотрев его в преломлении ряда философских течений;
2) рассмотрение феномена «гедонизм» с точки зрения литературоведения и отражения этого явления в литературном творчестве О. Уайльда;
3) разработка лингвистического подхода к обоснованию явлений, входящих в анализируемый концепт;
4) интериоральное и экстериоральное описание субконцепта КРАСОТА как одного из главных компонентов концепта ГЕДОНИЗМ;
5) анализ парадоксов О. Уайльда со стороны вхождения в концепт и антиномий;
6) использование квантитативных технологий для обоснования лингвистического подхода к концепту ГЕДОНИЗМ;
7) исследование феномена коммуникативного и потребительского гедонизма в рамках массмедийного дискурса;
8) исследование воздействующего потенциала гедонизма как инструмента социального конструирования реальности.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты вносят вклад в исследование процессов концептуализации и языковой репрезентации мира. В настоящем исследовании описаны эстетические и этические аспекты концепта ГЕДОНИЗМ в англоязычной картине мира, а также описаны векторы развития исследуемого концепта в художественном и массмедийном дискурсах. Также в рамках работы анализируются субконцепты, которые входят в систему семантического поля концепта ГЕДОНИЗМ, их актуализация в массмедийном дискурсе. Кроме этого, в работе вводятся новые метапонятия и раскрывается суть эмоциогенного фактора потребительского гедонизма.
Практическое значение работы определяется тем, что полученные результаты исследования могут найти применение в учебных курсах по когнитивной лингвистике, социологии, а также в рамках цифровых гуманитарных наук. Выдвигаемые теоретические положения и иллюстративный материал могут использоваться для написания курсовых и дипломных работ, проведения качественных исследований по описанию концептуальных единиц в рамках когнитивной лингвистики, составления общего представления как об исторической, так и о социолого - психологической стороне феномена гедонизма.
Методы исследования выбирались, исходя из характера решаемых задач, и применялись комплексно в зависимости от этапа исследования. В процессе работы были использованы методы компонентного, концептуального, семантического, лингвокогнитивного анализа, математико-статистический метод, а также метод классификации и систематики языковых явлений.
Материалом исследования послужило произведение О. Уайльда «The Picture of Dorian Gray», интернет-издания модных журналов Monthly Fashion и Elle на английском и русском языках, а также примеры из интернет- дискурса социальной сети Twitter.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и библиографического списка.
Во введении обозначаются объект, предмет, излагается гипотеза исследования, определяются актуальность и научная новизна работы, формулируются цель и задачи, а также практическая и теоретическая значимость проведенного исследования.
Первая глава посвящена теоретической базе исследования. В этой главе определяются историко-культурные положения возникновения понятия «гедонизм» и его развитие в различных сферах деятельности человека. В частности, высвечивается влияние эстетики гедонизма на творчество английского писателя и родоначальника «нового гедонизма» Оскара Уайльда. Также в этой главе раскрываются принципы и методы лингвокогнитивного анализа концепта ГЕДОНИЗМ.
Во второй главе рассматриваются языковые репрезентации эстетического и этического аспектов концепта ГЕДОНИЗМ через призму субконцепта КРАСОТА. Также в данной главе анализируются языковые средства, с помощью которых происходит репрезентация эстетики вещного мира и создание эффекта парадоксальности в произведении О. Уайльда «The Picture of Dorian Gray».
В третьей главе вводятся новые метапонятия, связанные с концептом ГЕДОНИЗМ и рассматривается их актуализация в массмедийном дискурсе. Выявляется новый признак «эмоциональный гедонизм» в когнитивной структуре исследуемого концепта и фокусируется внимание на эмоциогенности потребительского гедонизма.
В заключении подводятся итоги проведенной работы и намечаются перспективы дальнейшего исследования динамики развития концепта ГЕДОНИЗМ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в ходе проведенного исследования поставленная в работе цель достигнута и решены выдвинутые задачи. Понятие «гедонизм» было описано с философской точки зрения и рассмотрено в рамках литературоведения, выявлено и систематизировано его языковое воплощение, и отражение в творчестве О. Уайльда. Применение лингвокогнитивного подхода поспособствовало обоснованию явлений, входящих в анализируемый концепт ГЕДОНИЗМ, вследствие этого было получено новое знание о таком важном лингвокогнитивном феномене как гедонизм, его языковой репрезентации.
Обращение к интериоральному и эсктериоральному описанию субконцепта КРАСОТА как одному из главных компонентов концепта ГЕДОНИЗМ и когнитивным структурам, которые были выявлены посредством лингвокогнитивного анализа, помогло в обнаружении важных составляющих интерьера. Выявленные в интерьере главного персонажа элементы и их языковая репрезентация подтверждают то, что сама обстановка, окружение, предметы интерьера и артефакты, используемые героем, являются актуализацией концепта ГЕДОНИЗМ.
Проанализированные примеры раскрывают исследуемый нами концепт с эстетической, морально-этической сторон, также показывая, что не все предметы и особенности интерьера могут стать репрезентирующей составляющей «нового гедонизма» О. Уайльда.
В результате работы над теоретическими источниками и в ходе лексико-семантического анализа языковых единиц, при помощи которых репрезентируется концепт ГЕДОНИЗМ, нам удалось выделить несколько субконцептов, которые могут находиться как на периферии, так и ближе к семантическому ядру концепта. Также мы обратили внимание на архиважную задачу парадоксов со стороны того, как антиномии, содержащиеся в парадоксах, вошли в свои субконцепты, тем самым связывая их центры и периферию с концептом ГЕДОНИЗМ, в который они также входят, так как содержат в своем составе схожий семантический компонент.
Привлеченный нами онлайн веб-сервис Voyant Tools стал одним из важных инструментов, повлиявшим на анализ текста с точки зрения его квантитативно-аналитической организованности. Выбор программы по работе с массивом данных Voyant Tools помог подтвердить наши исследования о поиске всех компонентов, которые входят в исследуемый нами концепт ГЕДОНИЗМ.
При детальном рассмотрении гедонизма уже как феномена, сравнивая с тем, к каким интерпретациям гедонизма пришли ученые, был сделан вывод о состоянии и гибкости многоаспектного феномена «гедонизм» в современном обществе. Из-за процветающей сферы красоты и стремительного развития массмедийного дискурса, феномен гедонизма перешел на новый уровень интерпретации, не только сохранив центральную идею о получении положительных эмоций, но и преобразовав ее в гипертрофированную версию нового гедонизма О. Уайльда. Таким образом, были предприняты попытки проследить качественно новые трансформации в когнитивной структуре гедонизма и объяснить природу этих изменений и появление новых когнитивных признаков и их закрепление метапонятиями, которые объединены феноменом гедонизма.
Отдельное место занимают метапонятия, которые также вводятся в когнитивную структуру концепта ГЕДОНИЗМ, а также введение новой терминологии в рамках потребительского гедонизма для того, чтобы отметить его эмоциогенность.
Особое внимание обращается на потенциал конструирования социальной реальности человека с помощью языка и экстралингвистических данных как в художественном, так и в массмедийном дискурсе. Поэтому, раскрытие потенциала конструирования реальности стало возможным в силу ускоренного процесса формирования гипертрофированной личности индивидуума.
Проведенное исследование дает нам ответ на многие вопросы о том, что языковое представление гедонистических идей и их воплощение в динамическом развитии невозможно рассматривать вне философии, социологии и литературы. Поскольку именно под влиянием этих научных областей некогда разрозненные представления об удовольствии получилось объединить и развить в признаки и особенности, которые удалось преломить в рамках массмедийного дикурса.
В процессе работы над научной темой были достигнуты все поставленные задачи. Исследование проблематики и языкового воплощения гедонизма носит открытый характер и предрасполагает к продолжению изучения новых концептуальных образований, связанных с концептом ГЕДОНИЗМ в рамках лингвокогнитивных исследований.



1. Алимурадов О.А., Каратышова М.А. Красота в языке: гендерный и прагмалингвистический анализ комплементарного речевого поведения. - Пятигорск: СНЕГ, 2010. - 140 с.
2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль, 1985. - 256 с.
3. Артемьева О.В. (2019). Генри Сиджвик о высшем благе // Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФ РАН, 2003. - С. 121-144.
4. Баханов А.Г. Двойственная природа престижного потребления: социологический анализ // Социологический альманах, Минск. - 2013. -№4. - С. 248-254.
5. Бергер П.Л., Луман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. - 323 с.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
7. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
8. Голев Н. Д. Типология языковой личности и лингводидактика // Лингвоперсонология и личностно-ориетированное обучение языку: учебное пособие / Н. Д. Голев и др.; под ред. Н. В. Мельник. - Кемерово: ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет", 2009. - С. 17-28.
9. Долгенко А.Н. Декадентский гедонизм // Феномен удовольствия в культуре: материалы междунар. научн. форума. - Санкт-Петербург, 2004. - С. 172-175.
10. Емельянов А.В. Дискурс удовольствия как язык общества потребления / А.В. Емельянов // Хора. - 2008. - № 4. - С.169-173.
11. Епишкин Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС, 2010 .
12. Калабекова С.В. Пространство ценностей эпохи консюмеризма // Психология и Психотехника. - 2015. - №8. - C. 814-822.
13. Кубракова Н. А. Чат-коммуникация через призму коммуникативного
гедонизма //Коммуникация. Мышление. Личность: материалы
международной научной конференции, посвященной памяти профессоров И.Н. Горелова и К.Ф. Седова. Саратов: ИЦ «Наука», 2012.
- С.377-384.
14. Кузьмина Ю.Ю. Гедонистические основания художественного и научного творчества: Дисс. ... канд. филос. наук: 17.00.09 Барнаул, 2006, -141 с.
15. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование идеологии постиндустриального общества. М., 2003. - 528 с.
16. Милль Дж. Утилитаризм // Его же. Рассуждения и исследования политические, философские и исторические: в 3 ч. СПб., 1864. Ч. 2. - 375 с.
17. Мюре Ф. После Истории. Фрагменты книги // Иностранная литература.
- 2001. - № 4. - С. 224-241.
18. Никонова О.М. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда: поэтика и жанровое своеобразие: ВКР. - Пермь, 2016. - С.18-42.
19. Петрова Е.В. Гедонистические идеи и представления в английской литературе второй половины XIX века: Автореф. ... дис. канд. филол. наук: 10.02.01 /Петрова Е.В. - Самара, 2017. - 22 с.
20. Бергер П.Л., Лукман.Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М., 1995. - 256 с.
21. Поселягин Н.В. О понятии «Вторичные моделирующие системы»: из истории раннего российского структурализма //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - Москва, 2010. - С. 13-16.
22. Пуляевская А.М., Садовникова О.Э., Вислова К.В. Voyant tools как инструмент для подготовки обучающихся к чтению на иностранном языке. / Плесканюк Т.Н. (ред.). // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Нижний Новгород: Открытое знание, 2016. - С. 35-42.
23. Ростовцева Л.И. «Homo glamouricus», или «Человек гламурный» в России // Философия хозяйства. 2009. № 6. - С. 264-281.
24.Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. Пер. с анг. Л. Мотылева. М.: Независимая газета, 2000. - 688 с.
25. Рубцова Ю.В. Методы автоматического извлечения терминов в динамически обновляемых коллекциях для построения словаря эмоциональной лексики на основе микроблоговой платформы Twitter // Доклады ТУСУРа. - Томск, 2014. -- № 3(33). - С. 140-144.
26. Судосева И.С. Поэтика интерьера в художественной прозе: автореф. дис. канд. фил. наук. - Москва, 2016. - 24 с.
27. Сушенцова М.С. Утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля: от добродетели к рациональности. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2017. -Т. 33. № 1. - С. 17-35.
28. Татаринцева Ю.О. Культура потребления как социологическая категория// Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки, 2016. - С.18 -26.
29. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2006. - 1072 с.
30. Цырендоржиева Д.Ш. Чувство справедливости как внутренняя мера человека // Человек, культура и общество в изменяющемся мире: сб. науч. трудов / М-во образования и науки Респ. Бурятия, Ком. по межнац. отношениям и развитию граждан. инициатив, Бурят. науч. центр СО РАН, Монг. нац. ун-т, Хэйлунцзянский ун-т КНР, Регион. обществ. фонд «Здоровье Бурятии», Бурят. гос. ун-т; [редкол.: Д. Ш. Цырендоржиева [и др.]. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госун-та , 2011. - Ч. 2. - С. 125-126.
31. Baudrillard J. the Consumer Society. Myths and Structures, London: SAGE Publications Ltd, 1998. - 224 p.
32. Baudrillard J. the System of Objects // Icosilune: сетевой журн. 2011.URL: http://www.icosilune.com/2008/08/jean-baudrillard-the-system-of-objects/(дата обращения: 15.04.2019)
33. Berger P.L. Luckmann Т. The Social Construction of Reality. Penguin Books, 1966. - 249 p.
34. Brickman P., Campbell D.T. Hedonic relativism and planning the good soci¬ety. New York: Academic Pressin M. H. Apley, ed., Adaptation Level Theo¬ry: A Symposium, New York: Academic Press,1971. - P. 287-302.
35. Elle: онлайн-издание. 2019. URL: https://www.elle.com/ (дата обращения: 05.04.2019)
36. Feldman F. Pleasure and the Good Life. Oxford Academ, 2006. - 240 р.
37. Foucault M. The Use of Pleasure, 1972-1977: volume 2, of The History of Sexuality. - 301 p.
38. Kizza J.M. Ethical and Social Issues in the Information Age, 5th edition. Springer London, 2013. - 372 p.
39. Lampe K. The Birth of Hedonism: The Cyrenaic Philosophers and Pleasure as a Way of Life. Princeton University Press, 2014. - 304 p.
40. MacLeod K. Palgrave Studies in Nineteenth-Century Writing and Culture. Palgrave Macmillan, 2006. - 233 p.
41. Monthly Fashion: онлайн-издание. 2019. URL:
https://www/hellomagazine.com/fashion/ (дата обращения: 05.04.2019).
42. Nash R.H. Life’s Ultimate Questions: An Introduction to Philosophy. Zondervan, 2010. - 400 p.
43. O’Shaughnessy J. Marketing, the consumer society and hedonism // Euro¬pean Journal of Marketing, 2002. - P. 524-547 .
44.Salcedo-Albaran E. Homo Sensus-Sapiens: The animal that feels and ration¬alizes // World Question Center: сетевой журн. 2011. URL:
https://www.edge.org/q2011/q11_12.html (дата обращения: 04.02.2019)
45.Shusterman R. The Essential Works of Michel Foucault, 1954-1984: vol. 1, Ethics: Subjectivity and Truth, 1997. - 381 p.
46.Stebbins R. The costs and benefits of hedonism: Some consequences of tak¬ing casual leisure seriously. Leisure Studies, 2001. - 309 p.
47. Twitter: социальная сеть. 2019. URL: https://twitter.com/?lang=en (дата обращения: 07.02.2019).
48. Van der Nagel E. Networks that work too well: intervening in algorithmic connections. Media International Australia, 2018. - P. 81-92 .
49. Wilde O. The Picture of Dorian Gray. М.: ИКАР, 2014. - 268 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ