Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международно-правовые аспекты деятельности средств массовой информации

Работа №7043

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

юриспруденция

Объем работы177стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
860
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. Международное сотрудничество в области использования средств массовой информации 16
1.1. Правовые основания формирования информационного общества. 20
1.2. Социальная роль СМИ, основные документы и принципы 24
1.3. Международное сотрудничество в области использования средств массовой информации 34
а. Двусторонние межгосударственные договоры 35
б. Многосторонние договоры 38
ГЛАВА 2. Некоторые аспекты роли международного права в регулировании вопросов массовой информации 52
2.1. Институт ответственности в международной информационной деятельности 54
2.2. Международно-правовое регулирование международного обмена информацией и права человека 64
2.3. Законодательные и иные нормативные акты, регулирующие деятельность СМИ в России 72
2.4. Участие международных организаций в регулировании между¬народного обмена информацией 79
а. ООН: международный обмен информацией 79
б. Основные направления деятельности ЮНЕСКО в области массовой информации 83
в. Международный союз электросвязи: регулирование использования ресурсов в области электросвязи 89
2.5. Правовые основы сотрудничества в области аудио-визуальных средств массовой информации 92
2.6. Правовое регулирование Интернета 103

3
ГЛАВА 3. Право на информацию 114
3.1. Основные права и свободы в информационной сфере, основания
их ограничения 114
3.2. Критерии ограничений свободы слова в международном праве.... 118
ГЛАВА 4. Современные тенденции обмена информацией в контексте международной безопасности 128
4.1. Информационная безопасность 128
4.2. Тенденции развития информационного законодательства 133
4.3. Основные угрозы в сфере информационной безопасности 135
4.4. Основные цели и задачи разработки режима международной информационной безопасности 136
4.5.Обеспечение соблюдения законов и сотрудничество в борьбе с
терроризмом 138
а. Меры на национальном уровне 139
б. Меры на международном уровне 140
4.6. Целесообразность дальнейшей разработки международного сотрудничества в области информационной безопасности 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
БИБЛИОГРАФИЯ 157



Сегодня нередко можно встретиться с утверждением, что так называемый “информационный взрыв”, который характерен для ХХ века, поставил юристов перед проблемой выделения в особую отрасль международного права группы международно-правовых норм, регулирующих использование средств массовой информации в трансграничном масштабе. До сих пор дискутируется вопрос о понятиях “международное право массовой информации”, “международное информационное право”, “право массовой коммуникации” и т.п. В любом случае обилие нормативного материала и попытки юристов сформулировать специальные принципы, действующие в этой области международных отношений, свидетельствуют о формировании отрасли международного права.
К средствам массовой информации традиционно относятся радиовещание, телевизионное вещание, тиражированная печатная, звуковая и визуальная продукция (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски, видео- и магнитофонные пленки и т.п.). С недавних пор к ним стали относить и Интернет, хотя пользование глобальной информационной сетью (паутиной) еще не имеет четко зафиксированных юридических оснований.
Необходимость международного сотрудничества в области распространения массовой информации вызывается рядом факторов:
• неизбежностью координации использования радиочастот для предотвращения взаимных радиопомех;
• идеологическими интересами государств;
• целесообразностью запрета одних идей и поощрения других идей, влияющих на формирование общественного мнения;
• коммерческими интересами производителей продукции массовой информации.
На международные информационные обмены распространяют свое действие все общие императивные принципы международного права. Они дополняются рядом специальных принципов: право государств на осуществление или санкционирование трансграничного радиовещания и телевизионного вещания; обязанность государств предотвращать или пресекать распространение идей, осужденных мировым сообществом; обязанность государств обеспечивать свободный доступ населения к источникам информации; право государств на противодействие распространению на своей территории идей, запрещенных международным сообществом и представляющих угрозу государственной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения; право государств развивать свои информационные инфраструктуры для достижения своих политических, экономических и культурных целей; обязанность предотвращать и пресекать использование национальных средств массовой информации для враждебной другим государствам пропаганды и для вмешательства в их внутренние дела. Это становится особенно актуальным в связи с угрозой информационной безопасности отдельных государств и мирового сообщества в целом.
Источниками норм, касающихся содержания массовой информации, являются международно-правовые акты, такие как Декларация ООН о средствах массовой информации и правах человека, Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся средств массовой информации в укреплении мира и международного взаимопонимания и в развитии прав человека, международные конвенции, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
На универсальном уровне проблемы политики в области международных обменов массовой информацией обсуждаются в рамках учрежденного в 1978 году Комитета ООН по информации, специализированных комитетов ЮНЕСКО.
Специалисты различных стран на регулярных научных форумах, проводимых по инициативе Международного союза электросвязи, предсказывают неизбежность радикальных изменений в области международно¬правового регулирования электросвязи вследствие бурного развития информатики и предвидимого в обозримом будущем формирования единой мировой коммуникационной системы, которая соединит спутники связи, банки данных различных стран, теле- и радиовещание, телефонную и факсимильную связь.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Информация - это мощный инструмент формирования общественного мнения, и через него она оказывает большое влияние на внешнюю и внутреннюю политику государств.
Очевидно, что углубление взаимной информированности народов о жизни друг друга, расширение международного обмена информацией о культурных, экономических, социальных проблемах способствуют лучшему взаимопониманию между народами и государствами. Объективное информирование общественности о международных проблемах и возможных путях их решения является серьезным фактором поддержания международного мира и укрепления мирового правопорядка.
Возрастание роли информации и коммуникации в развитии современных международных отношений, особая ответственность государств, а также средств массовой информации за направленность распространяемой ими информации требуют международно-правового урегулирования проблем, связанных с международным обменом информацией.
Большую роль правового регулирования международных информационных обменов подтверждает и то внимание, которое уделяют ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации разработке международно¬правовых норм в этой области. Проникновение информации во все сферы жизни, значение международного обмена информацией для всех без исключения государств ставят проблему международного регулирования использования средств информации в один ряд с другими глобальными проблемами. Правовое регулирование вопросов информации и коммуникации, следовательно, также должно носить широкомасштабный и глобальный характер.
Многообразие средств массовой информации, развитие информационных технологий, сложность регулирования отношений, складывающихся в информационной сфере, приводит к формированию новой области - информационному праву. В России провозглашение свободы СМИ, отмена цензуры, развитие новых технологий привели к значительному росту объема информации. На фоне недостаточной разработанности правовой системы поток информации, который практически не поддается контролю, создает благоприятную среду для нарушения прав человека. И хотя создано значительное число национальных законов и принято немало международных правовых норм в области прав человека, тем не менее многие проблемы нуждаются в дальнейшей разработке. К числу таких вопросов относится и информационная свобода личности - или информационные права человека.
Правовой статус человека - это система прав, свобод и обязанностей, определяющих правовое положение человека в той или иной сфере жизни, в том числе и в сфере информации.
В этой связи необходимо разработать новые правовые нормы, обеспечивающие реализацию права свободы слова и плюрализма мнений, и создать эффективные механизмы их реализации. В основе создания этих правовых норм должны лежать идеи “общественного блага” и социальной ответственности.
Проблема права на информацию чрезвычайно важна, прежде всего, в плане практического его применения. Однако исследование процесса включения этого права человека и гражданина в систему национального и международного права ставит вопросы, касающиеся жизни и эволюции его как юридической категории; места, связей и зависимостей в системе других прав человека; понимания содержания и механизмов его реализации.
Перевод естественного права на информацию в систему позитивного права осуществляется, в первую очередь, через законодательство. Понятно, что сфера отношений по поводу информационных ресурсов, упрощенно - по поводу информации - является сферой применения правовых регуляторов. Наряду с установлением правового режима объекта отношений - информации, требуется и урегулирование правового статуса субъектов, нормативное определение их прав в области отношений по поводу информации. Потому и возникает необходимость в законе для данной сферы отношений. Путь от естественного и обычного права на информацию к стадии его нормативного, позитивного оформления, обеспечение гарантий перехода от общей нормативной категории к субъективному праву конкретного индивида связан с уяснением места и роли этого права в системе других прав человека, с пониманием связи “права на информацию” как правового института с другими институтами права.
Огромный массив законодательства по вопросам массмедиа (СМИ) свидетельствует об остроте отношений потребителей информации и правах и правилах деятельности этого важного канала предоставления информации и формирования общественного мнения.



1. Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного
Суда. - Сб. Действующее международное право в 3-х тт. - М.: МНИМП, 1996. Т.1.
2. Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.). Резолюция 217 А (III). Международное публичное право. - Сборник документов. М.: МНИМП, 1996. Т.1.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 де¬кабря 1966 г.
GA Res. 2200 A/XXI/, 21 UN GAOR, Supp. 16 and 49, UN Doc. A./6316
- Сб. Действующее международное право в 3-х тт. М.: МНИМП, 1996. Т.2.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.
GA Res. 2200 A/XXI/, 21 UN GAOR, Supp. 16 and 49, UN Doc. A.6316.
- Сб. Действующее международное право в 3-х тт. М.: МНИМП, 1996. Т.2.
5. Американская конвенция по правам человека. (1969 г.).
Organization of American States, Treaty Series, No. 36. P.1. (OAS Official Re¬cords, OE/SER. A.16, English).
6. Африканская хартия по правам человека (1981 г.), Organization of African Unity.
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Совет Европы, 1950). Council of Europe, European Treaty Series, No.5.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод человека. - М.: Юрайт, 1999.
8. Протокол № 11 к Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека (1994 г.).
- Сб. Действующее международное право в 3-х тт. М.: МНИМП, 1996. Т.2.
9. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (от 1 августа 1975 г.). - Сб. Действующее международное право в

158
3-х тт. М.: МНМП, 1996. Т.2.
10. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (от 26 мая 1995 г.). //Собрание законодательства Россий¬ской Федерации № 45, 1995.
11. Конвенция “О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами” (от 29 марта 1972 г.). - Право и этика в работе журналиста: Сборник документов. Екатеринбург, 1993.
12. Конвенция и Устав Международного союза электросвязи (от 22 декабря
1992 г.). - Право и этика в работе журналиста: Сборник документов. Ека-теринбург, 1993.
13. Международная конвенция о киберпреступности (от 13 ноября 2002 г.) - Комитет Министров Совета Европы.
14. Декларация “О принципах международного права, касающихся дружест¬венных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций” (от 24 октября 1970 г.) -
Генеральная Ассамблея ООН. - Право и этика в работе журналиста: Сборник документов. Екатеринбург, 1993.
15. Декларация “Об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укреп¬ление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав челове¬ка и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне” (от
22 ноября 1978 г.) - 20-я сессия Генеральной Конференции ЮНЕСКО (без голосования на основании единодушного одобрения). - Право и этика в работе журналиста: Сборник документов. Екатеринбург, 1993.
16. Декларации “О средствах массовой информации и правах человека” (от
23 января 1970 г.) - Консультативная Ассамблея Совета Европы.
17. Резолюции № 428 (1970 г.) “О средствах массовой информации и правах человека” - Парламентская Ассамблея Совета Европы. - Право и этика в работе журналиста: Сборник документов. Екатеринбург, 1993.
18. Резолюция № 748 (1975 г.) “О роли национального вещания и управления им”, с Проектом минимальных требований к национальному вещанию, -

159
Парламентская Ассамблея Совета Европы (от 23 января 1975 г.) - Право и эти¬ка в работе журналиста: Сборник документов. Екатеринбург, 1993.
19. Резолюция № 820 (1984 г.) “Об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации, принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы 7 мая 1984 г. - Право и этика в работе журналиста: Сбор¬ник документов. Екатеринбург, 1993.
20. Декларация “О редакционной демократии в европейских СМИ” (от 16 марта 1993 г.) и дополнения к ней (21 марта 1995 г.) - Европейская феде¬рация журналистов (ЕФЖ) (Минск). - Сб. Средства массовой информации за демократию. Сборник основополагающих документов МФЖ. М.: Союз журналистов России, 1999.
21. Декларация “Право знать. Доступ к информации в европейских странах”, принята Конференцией Европейской федерацией журналистов (ЕФЖ) от 27 апреля 1996 г. - Сб. Средства массовой информации за демократию. Сборник основополагающих документов МФЖ. М.: Союз журналистов России, 1999.
22. Софийская Декларация “Укрепление независимых и плюралистических средств информации (особенно в странах Центральной и Восточной Европы)”
(от 13 сентября 1997 г.) - одобрена на 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 12 ноября 1997 г. - Сб. Средства массовой информации за демократию. Сбор¬ник основополагающих документов МФЖ. М.: Союз журналистов России, 1999.
23. Манифест о культуре демократических средств массовой (1994 г.) - Кон¬гресс МФЖ. - Сб. Средства массовой информации за демократию. Сбор¬ник основополагающих документов МФЖ. М.: Союз журналистов России, 1999.
24. Международные принципы профессиональной этики журналиста. ( 4-е консультативное совещание международных и региональных организаций журналистов, приняты Конгрессом Международной федерации журнали¬стов (МФЖ) в 1954 г., с поправками (1986 г.). - Право и этика в работе журналиста: Сборник документов. Екатеринбург, 1993.
25. Окинавская хартия глобального информационного общества. (от 22 июля

160
2000 г.). (Извлечение). Информация. Дипломатия. Психология. М.: “Известия”, 2002.
26. Доклад Первого комитета ООН “Достижения в сфере информации и те-лекоммуникаций в контексте международной безопасности” на 56-й сес¬сии Генеральной Ассамблее ООН.
27. “Development of Information Media”. Book of development in the service of education. Report by the UNESCO Secretariat. UN Doc. E/4958. March 4, 1984.
28. Resolution (99) 50 of the Committee of Ministers of Council of Europe “On the Council of Europe Commission for Human Rights” (Adopted on May 7,
1999 at the 104th Session, Budapest). Strasbourg, 1999.
29. Parliamentary Commissioner for Administration (Great Britain) Annial Report 1998-1999. London: The Sationery Office, 1999.
30. UN Commission on Human Rights. 56th Session. Agenda item 9, 25.04.2000.
31. UN Commission on Human Rights. 56th Session. Press Release, 25.04.2000
32. Distr. General A/54/213 от 10 August 1999 пункт 71.
33. Illegal and harmful content on the Internet. Communication to the European Parliament, the Council, the Economic and Social Committee and the Commit¬tee of the regions, 1996.
Российские документы и нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (1993 г.). /Российская га¬зета, 1993, 25 декабря.
2. Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации ” №101-ФЗ (от 15 июля 1995 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 29, ст. 2757.
3. Федеральный закон “О внесении дополнений в Гражданско- процессуальный кодекс РСФСР” №50-ФЗ (от 17 марта 1997 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. №12. Ст.1373.
4. Закон РФ"О средствах массовой информации"№2124-1 (от 27 декабря

161
1991 г.) //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации№7, 1992. - С. 300; //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №3, С. 169; 1996, №1, С. 4; 1998, №10, С. 1143; 2000, №26, С. 2737; №32, С.3333.
5. Закон РФ “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации” № 7-ФЗ (от 13 января 1995 г.) - Сборник законодательных и нормативных пра¬вовых актов, предназначенный для лицензионных органов Российской Федерации и предприятий, занимающихся лицензированием деятельности в сфере информатизации. - М.: Норма, 1999
6. Закон РФ “О связи” №15-ФЗ (от 16 февраля 1995 г.). - Правовая защита прессы и книгоиздания. Сборник нормативных актов. М.: Норма, 1996.
7. Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах ” № 5351-1 (от 9 июля
1993 г. ). - Право и этика в работе журналиста: Сборник документов. Ека¬теринбург, 1993.
8. Закон РФ “Об информации, информатизации и защите информации” №24- ФЗ (от 20 февраля 1995 г.) /Российская газета, 1995, 6 марта.
9. Закон РФ “О рекламе” № 108-ФЗ (от 14 июня 1995 г.) /Российская газета, 1995, 27 июня.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ