КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ООПТ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические основы кадастровой оценки земель ООПТ 8
1.1. Кадастровая оценка земель: теория, методика, практика 8
1.2. Мировой опыт кадастровой оценки 16
1.3. История кадастровой оценки в России 25
Глава 2. Анализ и характеристика земель особо охраняемых природных территорий Белгородской области 34
2.1. ГПЗ «Белогорье» в региональной сети ООПТ федерального значения. 34
2.1.1. Базовые кадастровые сведения ГПЗ «Белогорье» 37
2.1.2. Оценка ценности и уникальности заповедных экосистем 38
2.2. Комплексные заказники регионального значения в структуре ООПТ
Белгородской области 39
Глава 3. Специфика государственной кадастровой оценки земель ООПТ (на примере ООПТ федерального и регионального значения Белгородской области) 43
3.1. Методика государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов 43
3.2. Кадастровая оценка земель ООПТ федерального значения
(на примере ГПЗ «Белогорье») 47
3.3. Кадастровая оценка ландшафтных заказников регионального значения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретические основы кадастровой оценки земель ООПТ 8
1.1. Кадастровая оценка земель: теория, методика, практика 8
1.2. Мировой опыт кадастровой оценки 16
1.3. История кадастровой оценки в России 25
Глава 2. Анализ и характеристика земель особо охраняемых природных территорий Белгородской области 34
2.1. ГПЗ «Белогорье» в региональной сети ООПТ федерального значения. 34
2.1.1. Базовые кадастровые сведения ГПЗ «Белогорье» 37
2.1.2. Оценка ценности и уникальности заповедных экосистем 38
2.2. Комплексные заказники регионального значения в структуре ООПТ
Белгородской области 39
Глава 3. Специфика государственной кадастровой оценки земель ООПТ (на примере ООПТ федерального и регионального значения Белгородской области) 43
3.1. Методика государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов 43
3.2. Кадастровая оценка земель ООПТ федерального значения
(на примере ГПЗ «Белогорье») 47
3.3. Кадастровая оценка ландшафтных заказников регионального значения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы обусловлена тем, что в современных условиях
наблюдаются существенные изменения в развитии сети особо охраняемых
природных территорий (ООПТ), создание которых рассматривается как переход к более высокой и социально значимой форме природопользования. Всемерный рост признания значимости ООПТ требует обобщения, анализа и
обоснования направлений совершенствования методического инструментария
их оценки, представляющего собой неотъемлемый элемент механизма управления ООПТ.
Состояние особо охраняемых природных территорий во многих регионах можно считать неудовлетворительным. Их количественные и качественные характеристики не способствуют сохранению природного разнообразия,
а также поддержанию экологического баланса в регионе.
Учет и регистрация особо охраняемых природных территорий – необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного кадастра, поскольку она возможна лишь при наличии соответствующей информации о природных ресурсах [21].
Проблема эта наиболее успешно может решаться путем формирования
и ведения отраслевых ресурсных кадастров.
В настоящее время проведение мероприятий по кадастровому делению
особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации рассматривается как одно из наиболее важных мероприятий кадастровых органов.
Кадастр ООПТ является реальной информационной базой для принятия
экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий и сохранения окружающей природной среды.
При этом существующие ресурсные (отраслевые) кадастры как банки
ценной и развернутой информации о природных ресурсах в первую очередь
должны стать основой построения новой информационной системы о ООПТ
Российской Федерации.6
Является очевидной необходимость сохранения в ненарушенном состоянии территорий с типичными для определенных регионов экосистемами, которые могут быть базой для поддержания разнообразия живых организмов.
Такие территории объединяются в систему особо охраняемых природных территорий (ООПТ) [23].
Ввиду коммерциализации деятельности заповедников, национальных
парков и природных заказников (развитие экологического туризма, создание
рекреационных зон, экологических троп и т.п.) актуальным является разработка способов экономической защиты земель особо охраняемых природных
территорий (ООПТ) в условиях рынка. Таким механизмом должна выступать
кадастровая оценка, результаты которой могут быть использованы для взимания платы за пользование данными территориями.
наблюдаются существенные изменения в развитии сети особо охраняемых
природных территорий (ООПТ), создание которых рассматривается как переход к более высокой и социально значимой форме природопользования. Всемерный рост признания значимости ООПТ требует обобщения, анализа и
обоснования направлений совершенствования методического инструментария
их оценки, представляющего собой неотъемлемый элемент механизма управления ООПТ.
Состояние особо охраняемых природных территорий во многих регионах можно считать неудовлетворительным. Их количественные и качественные характеристики не способствуют сохранению природного разнообразия,
а также поддержанию экологического баланса в регионе.
Учет и регистрация особо охраняемых природных территорий – необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного кадастра, поскольку она возможна лишь при наличии соответствующей информации о природных ресурсах [21].
Проблема эта наиболее успешно может решаться путем формирования
и ведения отраслевых ресурсных кадастров.
В настоящее время проведение мероприятий по кадастровому делению
особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации рассматривается как одно из наиболее важных мероприятий кадастровых органов.
Кадастр ООПТ является реальной информационной базой для принятия
экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий и сохранения окружающей природной среды.
При этом существующие ресурсные (отраслевые) кадастры как банки
ценной и развернутой информации о природных ресурсах в первую очередь
должны стать основой построения новой информационной системы о ООПТ
Российской Федерации.6
Является очевидной необходимость сохранения в ненарушенном состоянии территорий с типичными для определенных регионов экосистемами, которые могут быть базой для поддержания разнообразия живых организмов.
Такие территории объединяются в систему особо охраняемых природных территорий (ООПТ) [23].
Ввиду коммерциализации деятельности заповедников, национальных
парков и природных заказников (развитие экологического туризма, создание
рекреационных зон, экологических троп и т.п.) актуальным является разработка способов экономической защиты земель особо охраняемых природных
территорий (ООПТ) в условиях рынка. Таким механизмом должна выступать
кадастровая оценка, результаты которой могут быть использованы для взимания платы за пользование данными территориями.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного
кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и
прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является систематизированным сводом документированной информации об
особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и
местного значения. Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий является государственным информационным ресурсом.
Сведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения
перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля в области охраны и использования особо охраняемых
природных территорий, а также учета данных территорий при планировании
социально - экономического развития регионов.
Оценка земель ООПТ является необходимым компонентом как системы
государственного земельного кадастра, так и системы функционирования
охраняемых территорий. Этот процесс нуждается в оптимизации и поддержке
региональных организаций и властей для формирования единого экологического каркаса местности и сохранения уникальных экосистем.54
Исторически земельный кадастр включал в себя учет, описание и оценку
земель. Так, учет земель представлял собой действия по определению пространственного положения и размера земельных участков, массивов и землепользований, а также состав земельных угодий и их качественное состояние.
Описание земель содержало в себе естественные, исторические и экономические характеристики земель.
В качестве объекта исследования был выбраны государственный природный заповедник «Белогорье», региональный заповедник «Острасьевы яры»
и входящие в него урочища: «Чехова дача», «Земной рай», «Кучуково».
Так как заповедники являются самыми крупными и наиболее охраняемыми и ценными природными объектами: их кадастровая оценка представляет
наибольший интерес.
Определение кадастровой стоимости каждого из участков заповедника
проведено на основании существующей методики государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Исходя из данной методики, удельный показатель кадастровой стоимости земель
ООПТ определялся как произведение удельного показателя кадастровой стоимости вида использования земель (сельскохозяйственные угодья, лесные
земли), занимающего наибольший удельный вес в структуре земель, коэффициента уникальности биоразнообразия (Ку) и коэффициента ценности экосистем (Кц)
кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и
прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является систематизированным сводом документированной информации об
особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и
местного значения. Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий является государственным информационным ресурсом.
Сведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения
перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля в области охраны и использования особо охраняемых
природных территорий, а также учета данных территорий при планировании
социально - экономического развития регионов.
Оценка земель ООПТ является необходимым компонентом как системы
государственного земельного кадастра, так и системы функционирования
охраняемых территорий. Этот процесс нуждается в оптимизации и поддержке
региональных организаций и властей для формирования единого экологического каркаса местности и сохранения уникальных экосистем.54
Исторически земельный кадастр включал в себя учет, описание и оценку
земель. Так, учет земель представлял собой действия по определению пространственного положения и размера земельных участков, массивов и землепользований, а также состав земельных угодий и их качественное состояние.
Описание земель содержало в себе естественные, исторические и экономические характеристики земель.
В качестве объекта исследования был выбраны государственный природный заповедник «Белогорье», региональный заповедник «Острасьевы яры»
и входящие в него урочища: «Чехова дача», «Земной рай», «Кучуково».
Так как заповедники являются самыми крупными и наиболее охраняемыми и ценными природными объектами: их кадастровая оценка представляет
наибольший интерес.
Определение кадастровой стоимости каждого из участков заповедника
проведено на основании существующей методики государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Исходя из данной методики, удельный показатель кадастровой стоимости земель
ООПТ определялся как произведение удельного показателя кадастровой стоимости вида использования земель (сельскохозяйственные угодья, лесные
земли), занимающего наибольший удельный вес в структуре земель, коэффициента уникальности биоразнообразия (Ку) и коэффициента ценности экосистем (Кц)
Подобные работы
- ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА ДЕГРАДИРОВАННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ ИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - МОНИТОРИНГ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА ЮЖНО-САХАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДАННЫХ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2025



