Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №70427

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические особенности организации инклюзивного обучения английскому языку в средней школе 7
1.1. Особенности организации инклюзивного обучения одаренных
учащихся в средней общеобразовательной школе 7
1.2. Организационно-педагогические особенности инклюзивного обучения
одаренных учащихся иностранному языку в общеобразовательной школе 22
Выводы по главе I 29
Глава II. Методические основы организации инклюзивного обучения одаренных учащихся английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 31
2.1. Изучение образовательных возможностей СОШ с точки зрения
организации инклюзивного обучения одаренных учащихся английскому языку 31
2.2. Методические рекомендации по организации инклюзивного обучения одаренных учащихся английскому языку в общеобразовательной школе 41
2.3. Результаты работы по внедрению инклюзивного обучения одаренных
учащихся английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 55
Выводы по главе II 61
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение 1 73
Приложение 2

Новые условия и требования меняющегося мира активно поддерживают идеи организации целенаправленного образования людей, обладающих ярко выраженными способностями и неординарными знаниями в различных сферах жизнедеятельности. В связи с этим, особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования предъявляет особые требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Таким образом, современное российское образование ставит признание личности ученика как субъекта образования в качестве своей основной цели. Особенно актуально это положение в случае с одаренными детьми.
На сегодняшний момент одной из главнейших задач для современной школы является выявление одаренных детей. Также существует необходимость создать специальные условия для того, чтобы дети смогли реализовать весь свой потенциал развития.
В 1997 году в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одарёнными детьми, что позволило бы разработать методы выявления одарённости и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей. В 2008 году была утверждена Стратегия развития российского образования на период до 2020 года, где указывается, что важной задачей в условиях новых социальных требованиях к системе российского образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, и талантливых детей и молодежи.
Поскольку Российская Федерация берет на себя обязанности о своих гражданах как государство с высокой социальной ответственностью, то необходимо выполнять обязательства, взятые на себе в качестве члена ООН по отношению к людям с особыми образовательными потребностями. Инклюзия представляет собой процесс включения в образовательный процесс не только детей с особыми образовательными потребностями, педагогически запущенных учащихся, но также и одаренных. Проблема инклюзивного обучения одарённых учащихся обусловлена тем, что появилась возможность разработать такую систему обучения, которая смогла бы создать для оптимальные и комфортные условия для обучения. Данный подход был определен как инклюзия.
Инклюзивный подход в педагогической науке был разработан для того, чтобы рассмотреть под особым углом образовательные потребности уникальных учащихся, а также вовлечь их в образовательный процесс, устранив при этом дискриминации в образовании.
Следует четко разграничивать инклюзивное образование и коррекционную педагогику. Так, инклюзивное образование предполагает постоянное включение ребенка с личными особенностями в процесс обучения, коррекция же может осуществляться индивидуально, в независимости от группы учеников, типа образовательного учреждения, наличия в нем специализированного класса.
Дети, чья степень владения английским языком превышает уровень, на который рассчитана школьная программа, нуждаются в особом методическом подходе в процессе обучения. Данный подход может включать в себя как разработку методической литературы, так и персонифицированный подбор заданий, направленных на развитие нужных навыков и умений. Также необходимо вести работу на развитие коммуникативного потенциала таких учащихся.
Актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием разработанной методики и недостаточной подготовленностью педагогов к инклюзивному обучению одаренных детей английскому языку на средней ступени обучения в общеобразовательной школе.
Долгие годы отечественная система образования не выделяла одаренных учащихся среди основной массы школьников, не учитывая их особые потребности в образовательном процессе. Возможность инклюзивного обучения одаренных детей в средней школе является важнейшим этапом развития благоприятной образовательной среды в РФ.
Предмет - процесс инклюзивного обучения английскому языку одаренных учащихся в общеобразовательных школах
Объект - одарённые учащиеся, обучающиеся английскому языку в средней общеобразовательной школе
Цель настоящей работы - разработать методические рекомендации для организации инклюзивного обучения одарённых учеников английскому языку в общеобразовательных школах на среднем звене.
Постановка цели требует решения следующих задач:
1. Проведя всесторонний теоретический анализ иностранной и отечественной научно-методической, а также психолого-педагогической литературы, возникла необходимость раскрыть сущность дефиниций «инклюзивное обучение» и «одаренный ребенок».
2. Рассмотреть методические особенности инклюзивного обучения одарённых учеников английскому языку.
3. Определить уровни, критерии и подходы к обучению одаренных детей английскому языку в практике общеобразовательных школ.
4. Изучить возможности инклюзивного обучения английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы
5. Разработать методические материалы, помогающие учителю в инклюзивном обучении английскому языку одаренных детей в общеобразовательных школах.
Гипотеза: инклюзивное обучение одаренных учащихся английскому языку в образовательном процессе будет успешным при условии применения специальных методических технологий и подходов к обучению.
Теоретическая значимость заключается в анализе существующих учебных пособий и структуризации теоретического материала и методического опыта для организации уроков английского языка у одаренных учащихся средней общеобразовательной школы.
Практическая значимость заключается в разработке и применении методических рекомендаций, полученных в ходе практического исследования, и их применения. Результаты исследования использовались для создания более эффективного образовательного процесса, что может поспособствовать повышению интереса к изучению английского языка.А также в разработке модели психолого-педагогического сопровождения одаренных детей при инклюзивном обучении, т.е. создании психолого-педагогического инструментария для разработки инклюзивных учебных программ и планов.
Теоретическую и методологическую базу нашей работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвящённых идеям целостного подхода к изучению и развитию одаренности, отраженного в рабочей концепции одаренности Silverman, L.K. Heath, WilliamJ. Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, М.А Холодной, В.Д. Шадрикова, Н.Б. Шумаковой, В.С. Юркевич и др., отражающей результаты фундаментальных отечественных исследований, а также опыт работы с одаренными детьми;
Апробация результатов исследования: результаты работы были изложены в докладах на научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов Социально-гуманитарного института «Молодая наука Заполярья» в 2019-2020г.г., секция «Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков», в международной научной конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков» в 2019г. По итогам докладов на конференциях были подготовлены к публикации статьи по исследуемой теме (в соавторстве с научным руководителем - к.п.н., доцентом кафедры иностранных языков МАГУ Квасюк Е.Н.) "О подходах к реализации инклюзивного обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе", "Об особенностях обучения одаренных учащихся английскому языку в практике средней общеобразовательной школы".
Положения, выносимые на защиту:
1. Инклюзивное образование на территории РФ внедряется сравнительно недавно. В данный момент в теоретической литературе существует проблема дифференциации направлений инклюзивного обучения и его частного случая - одаренности.
2. Педагог английского языка при работе с одаренными детьми вовлекается в процесс своего профессионального роста. Педагог обязан совершенствовать свой методический инструментарий, направленный на формирование знаний, умений, навыков и способностей решать профессиональные задачи, обеспечивающих продуктивную работу с одаренными детьми.
3. Учителя английского языка сталкиваются с трудностями при инклюзивном обучении одаренных детей, т.к. подготовка к такой работе достаточно длительная. Методический и научный аппарат в данном направлении развит неравномерно, часто педагогу сложно подбирать эффективные пути для реализации образовательных программ, т.к. в большинстве случаев они представляют собой зарубежный опыт педагогических исследований, не ориентированных на реалии средних образовательных школ.
Представленные цели и задачи определили структуру и объем выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы составляет 72 страниц и 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической главе подробно рассматривалось понятие «инклюзия» и ее частный случай - детская одаренность. Так, в педагогической науке до сих пор остается проблема, связанная с узостью данного термина, при этом он недостаточно дифференцирован, что затрудняет создание четкой образовательной структуры. Так, определены границы типологии одаренности, рассмотрены необходимые качества преподавателя для развития одаренных детей.
Первостепенными задачами в развитии психолого-педагогических подходов к одаренности необходимо считать вектор на постоянное развитие ребенка, укрепление его личностной мотивации, а также создание для него комфортных условий, которые будут способствовать достижению высоких результатов. Учителя английского языка должны постоянно творчески развиваться и обогащать свой арсенал научно-методических средств. Основной целью в обучении одаренного ребенка, как английскому языку, так и любой другой научно-практической сфере должна считаться возможность раскрыть его творческий потенциал, а шкалой оценивания - личностный рост и ситуация успеха. При инклюзивном обучении также стоит обращать внимание на то, что дифференцированный подход во многом способствует качественному росту знаний учащихся.
Российская Федерация стоит в начале пути развития одаренности, однако на сегодняшний проделан большой путь в становлении термина «одаренность» в рамках организационно-правовой системы.
Сформулированы государственные задачи, которые направлены на дальнейшее развитие инклюзивного образования, идет активное создание учебно-методических центров, занимающихся развитием одаренных детей.
На территории Мурманской области примером подобного центра можно считать школу для победителей и призеров региональных олимпиад «А-Элита». На протяжении многих лет «А-Элита» способствует развитию одаренных школьников в регионе.
Во второй главе были изучены образовательные возможности средних образовательных школ в рамках инклюзивного обучения английскому языку, а также рассмотрены практические подходы и предложены методические рекомендации к обучению одаренных детей английскому языку.
Так, в ходе изучения образовательных возможностей нами было предложено два вида анкетирования: для одаренных учащихся из языковой группы «А-Элита», и педагогов, работающих в средней общеобразовательной школе со смешанным контингентом, а также реализовано два научно-практических эксперимента - констатирующего и формирующего.
Анкетирование учащихся продемонстрировало, что в целом обучаемые положительно воспринимают свою одаренность, считая при этом, что их возможности превосходят возможности сверстников. Большинство учащихся выделило, что они обладают общим типом одаренности, при этом процентное соотношение происхождение одаренности как врожденное/приобретенное было определенно 44/56. У обширной группы учащихся, по их мнению, присутствуют затруднения в общении со сверстниками и педагогами. Группа испытуемых также отметила, что они недостаточно включены в общий педагогический процесс за рамками центра развития одаренности.
Анкетирование педагогов выявило, что практически в каждом классе среднего общеобразовательного учреждения можно выделить одаренных учащихся. По мнению педагогов, одаренные дети не получают необходимого количества знаний внутри класса, большинство учителей признало, что они сталкиваются с большим количеством трудностей, включая отсутствие достаточной методической подготовленности при организации инклюзивного обучения внутри своей образовательной среды. Также педагогами было отмечено, что сами одаренные учащиеся мало включены в общий образовательный процесс по причине загруженности, а в общении со сверстниками часто возникают конфликтные ситуации.
В ходе исследования также был исследован УМК по английскому языку «Spotlight» авторы для 8 класса с целью выявления в нем заданий для одаренных учащихся. При детальном рассмотрении УМК было установлено, что данное учебное пособие не ориентировано на детей с более высоким уровнем знаний по английскому языку.
Следующим этапом практического исследования стал констатирующий эксперимент для выявления одаренных учащихся. В ходе эксперимента было определено четверо потенциально одаренных учащихся для дальнейшей методической и педагогической работы. Данная работа, направленная на формирование методической базы для одаренных учащихся, послужила созданию усложненных заданий внутри УМК, а также дала старт апробации новых форм урочной деятельности. Помимо урочной деятельности, проводилась и внеурочная подготовка, ориентированная на всестороннее развитие одаренных учащихся.
Финальным этапом практической работы можно считать диагностический эксперимент, проведенный в феврале 2020 года. По результатам диагностики отмечено, что результаты одаренных учащихся были в среднем улучшены на 13 процентов по сравнению с констатирующим экспериментом. Во внеурочной деятельности учащиеся также укрепили свои позиции в рамках изучения английского языка.
Суммируя все вышеизложенное, стоит отметить, что в ходе нашего исследования были определены пути развития инклюзивного образования, рассмотрен феномен детской одаренности, проведена экспериментальная работа, показывающая соотношение одаренных детей и трудности в их обучении. Также были предложены методические рекомендации для продвижения одаренных детей в изучении английского языка.



1. Абатурова, В.В. Одаренному учащемуся - одаренный педагог / В.В. Абатурова // Администратор образования. - 2013. - Вып. №11. - С. 78 - 81.
2. Ахметжанова, Г.В. Проектирование многоуровневой педагогической системы формирования готовности личности к педагогической деятельности: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 Текст / Г.В. Ахметжанова. - Тольятти, 2002. - 183 с.
3. Бабаева, Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, №. 2, 2008, - С. 154 - 168.
4. Беккер, В.А. Одарённость в детском возрасте//Эксперимент и инновации в школе, no. 3, 2012, - С. 25-27.
5. Белых, С.Л., Бокинова М.Ф. Выявление скрытой одаренности путем сравнения прямой косвенной оценки особенностей. - Москва: Московский вестник МГППУ, 2012. - С. 66 - 74
6. Бине, А. Методы измерения умственной одаренности : Сборник статей / А. Бине, Т. Симон;Пер. Е. Эльштейн; Под ред. С. Л. Рубинштейна. - [Харьков] :Гос. изд-во Украины,1923 - III, - 178 с.
7. Блинова, В.Л., Блинова Л.Ф., Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ, 2010. - 56 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков [и др.]. - 2-е изд. - М.: ИЧП Магистр, 2003. - 90 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности - М. : Молодая гвардия, 1997. - 95 с.
10. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с: ил. — [Серия «Учебник нового века»].
11. Ваулина, Ю.Е. Английский язык. Книга для учащихся. 8 класс. Серия «Spotlight» («Английский в фокусе») [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений / Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2016. - 180 с.
12. Высоцкий, Л.А. Личностно-ориентированные технологии в условиях проектирования инновационной модели профессионального обучения / Л.А. Высоцкий // Человек и образование. - 2012. - Вып. № 1(30). - С. 69 - 72.
13. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педогика, 1987. - 341 с.
14. Вяткина, Л.Б. Психологические характеристики и видовое многообразие одаренности // Пермский педагогический журнал, №. 3, 2012, - С. 86 - 89.
15. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. — 368 с.
16. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учебно-методическое пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. - Минск: Аврсэв, 2004. - 336 с.
17. Журба, Н.Н. Детская одаренность как педагогическое понятие// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, no. 23 (199), 2010, - С. 127 - 133.
18. Забелина, Н.А., Петрова Е.А., Особенности работы с одаренными детьми (на материале английского языка) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, №. 1 (49), 2019, - С. 225 - 233.
19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотренное. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 448 с.
20. Ибраимов, Х.И. Креативность как одна из характеристик личности будущего педагога// Наука, образование и культура, №. 3 (27), 2018, - С. 44 -
46.
21. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности - Москва [и др.] : Питер, 2009 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 444 с.
22. Калашников, М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии // Вестник Брянского государственного университета, №. 1, 2014, - С. 45 - 52
23. Комаров, Р.В. Введение в психологию одаренности: учеб. пособие / Р.В. Комаров. - М.: Издатель Мархотин П. Ю., 2015. - 116 с.
24. Коккота, В.А. Лингводидактическое тестирование [Лскст]: научно-теоретическое пособие / В. А. Коккота. - М. : Высшая школа, 1989. - 127 с.
25. Крутецкий, В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. - 305 с.
26. Кудрина Е.Л., Хижняк Н.Л.. "Развитие художественной одаренности детей в новых социально-культурных условиях" Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, №. 31, 2015, - С. 170 - 177.
27. Лебедева, К.С. Зарубежный опыт исследования учебной и образовательной самостоятельности// Научный диалог, №. 2 (50), 2016, - С. 374 - 382.
28. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. - 259 с.
29. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 576 с.
30. Малых, С.Б. Роль генетических и средовых факторов в развитии интеллекта: история, состояние и перспективы// Теоретическая и экспериментальная психология, vol. 4, №. 3, 2011, - С. 30 - 42.
31. Марыганова, Е.А. Проблемы развития инклюзивного образования в России //Статистика и экономика, № 6, 2010, - С. 8 -11.
32. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин //Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29 - 33.
33. Мильчарек, Н.А. Проблема одаренности в психологической науке //Омский научный вестник, №. 4 (38), 2006, - С. 255 - 259.
34. Николева, Е.И. Одаренный ребенок и школа / Е.И. Николаева // Народное образование. - 2013. - Вып. №2. - С. 175 -180.
35. Олейник, М.А., Калинина, А.Г. Проектная работа на уроке иностранного языка в рамках инклюзивного образования // Историческая и социально-образовательная мысль, vol. 8, №. 5-3, 2016, - С. 125 - 128.
36. Пылаева, О.А. Одаренность у детей и ассоциированные проблемы. Феномен двойной исключительности. Одаренность и трудности обучения. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (обзор литературы) // Часть I/Русский журнал детской неврологии, №. 3, 2015, - С. 15 - 36.
37. Рензулли, Дж. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Дж. Резнули, С. М. Рис. - М. : Молодая гвардия, 1997.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. М.: МП РСФСР, 1946. - 704 с.
39. Рубцова, Л.Н. Проблемный педагогический совет по теме: «Одаренность: миф или реальность?»: метод. разработки / Л.Н. Рубцова // Завуч. - 2012. - Вып. №7. - С. 66 - 84.
40. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
41. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс [Текст]: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: АСТ-Астрель, 2008. - 238 с.
42. Суртаева, Н.Н. О педагогических технологиях в теории и практике: учебное пособие / Н.Н. Суртаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт- Петербург; Тюмень: ТОГИРРО, 2013. -116 с.
43. Теплов, Б.М. Психология / Б.М. Теплов// учебник для средней школы. УЧПЕДГИЗ. - М., 1953. - С. 107 - 111.
44. Трафимчик, Ж.И. Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему// Проблемы здоровья и экологии, №. 2 (40), 2014, - С. 140 - 145.
45. Шадриков, В.Д. Психология деятельностей и способностей человека. М.: Корпорация МУГО, 1986. - 320.с
46. Шафранов-Куцев, Г.Ф. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми и подростками в структуре современного университетского комплекса / Г.Ф. Шафранов-Куцев // Образование и наука. - 2013. - Вып. № 6. - С. 3 - 16.
47. Шкерина, Л.В. Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики: учебное пособие / Л.В. Шкерина. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. - 264 с.
48. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 7-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 204 с.
49. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.
50. Щебланова, Е.И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте : диссертация /доктора психологических наук: 19.00.01. - Москва, 2006. - 311 с. : ил.
51. Яковлева, Г.В. Современные подходы в работе со слушателями системы повышения квалификации / Г.В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теорет. журнал. - Челябинск, 2012. - Вып. 1(10). - С. 85 - 88.
52. Яковина, А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными/ А.В. Яковина // Одаренный ребенок. - 2011. - № 4. - С. 20 - 28.
53. Bloom, B. S. Developing Talent in Young People. - New York: Ballantine. -1985. - 400 p.
54. Cornell, D.G., Grossberg, I.N. Siblings of Children in Gifted Programs. Journal for the Education of the Gifted, 1986. - P. 253-254.
55. Definitions of Giftedness/ National association for gifted children. https://www.nagc.org/resources-publications/resources/definitions-giftedness
56. Feldhusen, J.F. Proctor, T.B.; and Black, K.N. Guidelines for Grade - Advancement of Precocious Children. - Roeper Review, 1986. №9(1). - P. 25-27.
57. Galton F. On men of science, their nature and their nurture. Proceedings of the Royal Institution of Great Britain. 7: 1874. -P. 227 - 236.
58. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. J. P. Guilford. - McGraw-Hill, New York, 1967. - 538 p., illus.
59. Heath, William J. What Are the Most Effective Characteristics of Teachers of the Gifted?/ W.J. Heath // Information Analyses. - 1997. - 30 р.
60. Lee K.H., Choi Y.Y., Gray J.R. et al. Neural correlates of superior intelligence:stronger recruitment of posterior parietal cortex. - Neuroimage, 2006. - P. 578 - 86.
61. Locke, J. Book 2. Chapter I. § 2. // An Essay Concerning Human Understanding. - 25th Edition. - London, 1825. - 51p .
62. Pfouts, J. H. (). Birth Order, Age Spacing, IQ Differences and Family Relations. Journal of Marriage and the Family. - №42- 1980. - P. 517-521.
63. Renzulli, J.S. What Makes Giftedness? Reexamining a Definition. - Phi Delta Kappan, -1978, - 261 p.
64. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.) — Cambridge, 1988. P. 99 - 124.
65. Strategy to improve the quality of life of persons with disabilities in Moscow until 2020. // http://www.uvao.ru/uvao/ getimage?objectId=80442 (date of access 12.04.20)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ