Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №70421

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования живописи во внеурочной работе для активизации речевой деятельности в начальной школе 8
1.1 Особенности восприятия произведений искусства учащимися начальных
классов 8
1.2 Изобразительное искусство как эффективное средство речевого развития
учащихся начальных классов 12
1.3 Формы и методы активизации речевого развития учащихся начальных
классов 19
Глава 2. Экспериментальная работа по активизации речевого развития учащихся в процессе работы с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности в начальной школе 25
2.1 Выявление трудностей в процессе речевого развития учащихся
начальных классов (констатирующий эксперимент) 25
2.2 Работа с произведениями изобразительного искусства по Программе
внеурочной деятельности 34
2.3 Разработка рекомендаций и подбор методик для устранения трудностей в
речевом развитии учащихся начальных классов при помощи работе с произведениями изобразительного искусства 53
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение

Речь каждого человека может являться показателем его характера, образованности, культурной развитости. Прислушиваясь к речи, мы улавливаем ее особенности, такие как: ударение в слове, наличие специфических слов: жаргоны, наречия, профессионализмы, манера произношения - все это несет информацию о человеке, произнесшему речь. Мы можем узнать из какого он города, области, села, какой он национальности, насколько он образован, вежлив, каким видом деятельности занимается и многое другое.
С развитием речи связаны многие работы педагогов-практиков - К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, В.И. Логинова, все они различны друг от друга, несут в себе разные подходы к развитию речи учащихся.
Речевое развитие учащихся непосредственно связано с изобразительным искусством. Изучение произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладных изделий помогает обогатить словарный запас, расширить знания в области различных наук, взглянуть на мир через призму прекрасного.
Актуальность данной работы заключается в необходимости определения методов, приемов и форм в работе с произведениями изобразительного искусства как средствами речевого развития учащихся во внеурочной деятельности в начальной школе.
Проблема исследования - определить теоретические основы и практические пути активизации речевой деятельности учащихся начальных классов в совокупности всех ее видов средствами произведений изобразительного искусства.
Объект исследования - процесс речевого развития учащихся при работе с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования методика речевого развития учащихся
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке методики активизации речевой деятельности в начальной школе путем эмоционального и интеллектуального воздействия на речевую деятельность с помощью произведений изобразительного искусства..
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
- обосновать возможность активизации видов речевой деятельности учащихся начальных классов на основе интеграции слова и произведений изобразительного искусства;
- проанализировать содержание федеральных программ и учебников
русского языка, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства в целях выявления произведений
изобразительного искусства, текстов, близких по теме, настроению, идее, а также содержания вопросов и заданий к найденному дидактическому материалу;
- провести констатирующий эксперимент с учащимися 4 классов;
- разработать критерии отбора и провести отбор произведений изобразительного искусства; определить параметры оценивания результатов обучения по каждому виду речевой деятельности;
- подобрать культуроведческие тексты и тексты, расширяющие культурный кругозор учащихся; составить толковые иллюстрированные словарики тематической и искусствоведческой лексики;
- выбрать наиболее эффективные формы, методы и приемы учебной деятельности школьников; подготовить дополнительные упражнения для воздействия на все виды речевой деятельности, отражающие специфику работы с интегрированными произведениями искусства; осуществить моделирование учебного процесса на уроках русского языка в целях активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства;
- составить программу внеурочной деятельности для учащихся начальных классов по активизации речевой деятельности на основе произведений изобразительного искусства
- определить методом наблюдения и калькуляции достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс исследовательских методов: теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической, искусствоведческой научной литературы по исследуемой проблеме, в том числе анализ действующих программ и учебников русского языка, литературы, МХК, изобразительного искусства, а также структурно-содержательный анализ используемых текстов, метод теоретических построений (гипотеза, теоретическая основа, исходные положения исследования), моделирование, метод социально-психологического исследования; практические: эксперимент (констатирующий, поисковый, обучающий), анкетирование, наблюдение, опрос, сбор данных, статистическая обработка результатов исследования.
Гипотеза исследования. Процесс речевого развития учащихся 1-4 классов будет наиболее успешен, если:
- во внеурочной деятельности уделять больше внимания процессу изучения произведений изобразительного искусства, их анализу, описанию;
- осуществлять интеграцию слова и произведений изобразительного искусства для наибольшего эмоционального воздействия на учащихся, которое стимулирует речевую деятельность;
- учитывать интересы учащихся при подборе материала для работы, а также особенности восприятия произведений изобразительного искусства.
Данная магистерская работа посвящена рассмотрению процесса речевого развития учащихся, выявлению трудностей в речевом развитии, поиску методов устранения возникающих затруднений путем приобщения учащихся к углубленному изучению произведений изобразительного искусства. В настоящее время проблема речевого развития детей приобретает особое значение для образования в целом. Выпускники школ 9 классов уже сдавали устный экзамен по русскому языку, который включает в себя, чтение текста; пересказ, с использованием дополнительной информации; высказывание в форме монолога по одной выбранной теме; диалог с экзаменатором. Следовательно, готовить учащихся необходимо с младшего возраста, закладывать речевые навыки необходимо как можно раньше. С ранних лет необходимо усиленно развивать речевую деятельность детей, следить за правильным формированием речи, произношением, построением речевых конструкций, ведь будущая речь наших детей формируется уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Практическая значимость работы заключается в том, что: во- первых, повысилась значимость внеурочной работы в начальной школе, но недостаточно рабочих программ внеурочной работы; во-вторых, изобразительное искусство - приоритетное средство воспитания. Наша программа содержит комплекс занятий, которые могут быть использованы учителями начальной школы, а также организаторами внеурочной деятельности и внеклассной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБОУ «Шаховская СОШ» Прохоровского района, Белгородской области. Основные положения исследования были представлены на следующих конференция и семинарах:
- Всероссийская конференция «Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты» (г. Пермь, февраль 2016);
- Международная научно-практическая конференция
«Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения, инновации» (г. Пенза, сентябрь 2016).
А также в двух публикациях в сборниках материалов конференций.
Еще одна статья находится в печати.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный в рамках магистерской диссертации анализ литературы по теории речевой деятельности, особенностям восприятия искусства и формированию речевой деятельности дает основание полагать, что активизация речевого развития учащихся и процесс творческой деятельности взаимосвязаны, происходят совместно дополняя друг друга.
Проведенная экспериментальная работа по теме исследования дает подтверждение гипотезы, озвученной нами в начале исследования. В ходе проведения экспериментальной работы было выявлено, что активизация речевого развития учащихся состоит из многих составляющих, без которых осуществление процесса будет не возможным.
В процессе исследования нами была разработана программа внеурочной деятельности для 4 класса. В ходе эксперимента было доказано, что использование произведений изобразительного искусства в процессе работы по активизации речевой деятельности учащихся начальных классов, положительно влияет на динамику развития речи, а так же способствует формированию личности ребенка, развитой во многих направлениях.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе были определены трудности в активизации речевого развития учащихся, которые оказались незначительны и требовали небольшой корректировки. С учащимися был проведен ряд занятий внеурочной деятельности, целью которых была активизация речевого развития учащихся, а средством достижения цели - стала работа с произведениями изобразительного искусства.
Для выявления трудностей в активизации речевого развития были проведены методики, которые включают в себя беседу, метод словестного изложения материала, проверку уровня речи при помощи выполнения практических заданий.
В рамках магистерской работы были решены следующие задачи:
обосновать возможность активизации видов речевой деятельности учащихся начальных классов на основе интеграции слова и произведений изобразительного искусства;
- проанализировать содержание федеральных программ и учебников
русского языка, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства в целях выявления произведений изобразительного искусства, текстов, близких по теме, настроению, идее, а также содержания вопросов и заданий к найденному дидактическому материалу;
- провести экспериментальную работу с учащимися 4 классов;
- разработать критерии отбора и провести отбор произведений изобразительного искусства; определить параметры оценивания результатов обучения по каждому виду речевой деятельности;
- подобрать культуроведческие тексты и тексты, расширяющие культурный кругозор учащихся; составить толковые иллюстрированные словарики тематической и искусствоведческой лексики;
- выбрать наиболее эффективные формы, методы и приемы учебной деятельности школьников; подготовить дополнительные упражнения для воздействия на все виды речевой деятельности, отражающие специфику работы с интегрированными произведениями искусства; осуществить моделирование учебного процесса на уроках русского языка в целях активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства;
- составить программу внеурочной деятельности для учащихся начальных классов по активизации речевой деятельности на основе произведений изобразительного искусства
- определить методом наблюдения и калькуляции достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства.
Затронутая в нашем исследовании проблема активизации речевого развития младшего школьника достаточно глубока, и предлагаемое решение не является исчерпывающим. В настоящем исследовании была сделана попытка научно обосновать и экспериментально подтвердить основные аспекты речевого развития младших школьников в процессе работы с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности.
Положительные результаты данного исследования активизации речевого развития учащихся начальных классов в процессе работы с произведениями изобразительного искусства могут быть использованы в практике работы педагогов внеурочной деятельности, а также при организации процесса обучения изобразительному искусству.
Таким образом, в ходе исследования были изучены теоретические источники по проблеме активизации речевого развития младшего школьника с точки зрения таких наук, как педагогика, психология и лингвистика. Были исследованы направления, виды и формы внеурочной деятельности, которые в наибольшей степени способствуют активизации речевого развития учащихся начальной школы. Также были рассмотрены и отобраны условия и факторы, благоприятно влияющие на активизацию речевого развития при работе с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности. В процессе проведения экспериментальной работы была доказана эффективность системы экспериментальных внеурочных мероприятий по изобразительному искусству в целях активизации речевого развития учащихся начальных классов.



1. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. - 2005. - № 4. - С. 3-11.
3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследований на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. - М., 1995. - 240 с.
4. Бакушинский, А., Роспись по дереву, бересте и папье-маше [Текст]: учеб. пособие / А. Бакушинский. - М.: Изогиз, 1999. - 165с.
5. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // В кн. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 423 с.
6. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст]: учеб. пособие / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 2005. - 211с.
7. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию / И.А. Бодуэн де Куртенэ. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 391 с.
8. Болотина JI.P., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. - М.: Просвещение, 2007. - 128 с.
9. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградов. - М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
10. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поворской - М.: ВЛАДОС, - 2000. - 272с.
11. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Часть 1. [Текст]: сборник статей. - М.: Прометей, 2012. - 440 с.
12. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский; под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
13. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном
формировании умственных действий / П.Я. Г альперин // Исследование мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966. - 914 с.
14. Диагностика развития речи у детей в возрасте от 6 до 10 лет. Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l 01 a 00/l 01 a042.shtml
15. Дрожжин, Г.А. Сохранить традиции народного искусства [Текст]: учебное пособие / Г.А. Дрожжин. - М.: Родина, 2002. - 98 с.
16. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. - М., 1964. - № 6. - С. 26-38.79, с. 37
17. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 158 с.
18.Зепалова, Т.С., Мещерякова, Н.Я. Иллюстрация как средство развития речи в системе анализа литературного произведения / Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова // Межпредметные связи в преподавании русского языка: сборник статей из опыта работы: пособие для учителя / сост. Н.Н. Ушаков. - М.: Просвещение, 1977. - 223 с.
19.Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. - М., 1985. - 160 с.
20. Иванов, С.П. Художественная деятельность ребенка как условие его отношения к другим людям [Текст]: статья / С.П. Иванов // Мир психологии и психология в мире. 1995 №4. 85 - 99 с.
21. Искусство в школе / Под. ред. Б.М. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева. - М., 2000. - 108 с.
22. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие для ун-тов и вузов / Е.В. Клюев. - М.: Рипол Классик, 2002. - 315 с.
23. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать: Обучение детей в детском саду и в школе [Текст] / Т. С. Комарова. - 3-е изд. - М.: Столетие, 1998. - 140 с.
24. Композиция // БСЭ. - 3-е изд. - М., 1973. - Т.12. - С.593
25. Кузин В.С. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе: Автореф. дис... доктора пед. наук / В.С. Кузин. - М., 1974. - 60 с.
26. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе [Текст]: учебное пособие / В.С. Кузин. - М.: Агар, 1998. -336 с.
27. Латынина Д.И. Воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения / Д.И. Латынина. - М., 2005. - 81с.
28. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. - М.: Смысл. 1997.
29. Леонтьев, А.А. Психофизиологические механизмы речи / А.А. Леонтьев // Общее языкознание: формы существования, функции, история языка. - М.: Наука, 1970. - 597 с.
30. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности // Советская педагогика. - 1983, № 6. - С. 52-57.
31. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы. / Д.С. Лихачев. - 3-е изд. - М.: Наука, 1979. - 360 с.
32. Лотман, Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста. Избранные статьи. - Таллинн: Александра, 1992. - 495 с.
33. Макаренко А.С. Сочинения / Сост. и автор вст. статьи B.C. Хелемендик. - М.: Политиздат, 1990. - 310 с.
34. Мишатина, Н.Л. Работа с эмоциональными концептами в системе развития речи / Н.Л. Мишатина // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100- летию со дня рождения академика А.В. Текучева (11-12 марта 2003 г.) / сост. и науч. ред. проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. - М.: МПГУ, 2003. - 314 с.
35. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение,. 2011. - 192 с.
36. Неменский, Б. Н. Изобразительное искусство и художественный труд.
1 - 4кл. [Текст]: книга для учителя / Б. Н. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Гросул. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
37. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А. Николина. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
38. Новикова, Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике / Т.Ф. Новикова // Русский язык в школе. - 2006. - № 3. - С. 12-16.
39. Новикова, Т.Ф. Пространство слова: формирование этнокультурной компетентности учащихся на уроках словесности / Т.Ф. Новикова // Русский язык в школе. - 2004. - № 5. - С. 22-26.
40. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. спец. / под общ. ред. B.C. Кукушина. - Сер. «Педагогическое образование». - Москва.: МарТ, 2004. - 336 с.
41. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / под ред.
Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 312 с.
42. Пономарева, Л.Д. Речетворчество учащихся: синергетический подход / Л.Д. Пономарева // Русский язык в школе. - 2002. - № 6. - С. 3-10.
43. Ростовцев, H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием [Текст]: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев. — М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 510 с.
45. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт
исследования / Ю.С. Степанов. - М.: Школа «Языки русской
культуры», 1997. - 824 с.
46. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. - М., 1961. - 207 с.
47. Сухомлинский, В.А. Как развивать мышление и умственные силы детей / В.А. Сухомлинский // 100 советов учителю: собр. соч. в 5 т. - т. 2. - Киев: Радянська школа, 1979.- 658 с.
48. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - Т.8. М.-Л., 1948-1952. - 231 с.
49. ФГОС ООО / официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //standart.edu.ru/- дата обращения: 05.03.2017.
50. Федеральный закон от 2015 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/
51. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника /Е. А. Флерина. - М., 1999. - 248 с.
52. Ходякова, Л.А. Культурный концепт как смысловая ценность текста / Л.А. Ходякова // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни). - М: МПГУ; Ярославль: Ремдер, 2009. - С. 17-20.
53. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание и результаты
образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской. Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.
54.Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Т. 1. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 293 с.
55. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода / Под ред. Б.Т. Лихачёва. - М., 2010. - 197 с.
56. Эстетическое воспитание младших школьников. Методические
рекомендации / Сост. А.С. Клюев. ЛГПИ, 1998. - 47 с.
57. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: изб психол. тр. / П.М.
Якобсон; Под ред. Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во Ин-та практ.
психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ