РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования живописи во внеурочной работе для активизации речевой деятельности в начальной школе 8
1.1 Особенности восприятия произведений искусства учащимися начальных
классов 8
1.2 Изобразительное искусство как эффективное средство речевого развития
учащихся начальных классов 12
1.3 Формы и методы активизации речевого развития учащихся начальных
классов 19
Глава 2. Экспериментальная работа по активизации речевого развития учащихся в процессе работы с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности в начальной школе 25
2.1 Выявление трудностей в процессе речевого развития учащихся
начальных классов (констатирующий эксперимент) 25
2.2 Работа с произведениями изобразительного искусства по Программе
внеурочной деятельности 34
2.3 Разработка рекомендаций и подбор методик для устранения трудностей в
речевом развитии учащихся начальных классов при помощи работе с произведениями изобразительного искусства 53
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение
Глава 1. Теоретические основы использования живописи во внеурочной работе для активизации речевой деятельности в начальной школе 8
1.1 Особенности восприятия произведений искусства учащимися начальных
классов 8
1.2 Изобразительное искусство как эффективное средство речевого развития
учащихся начальных классов 12
1.3 Формы и методы активизации речевого развития учащихся начальных
классов 19
Глава 2. Экспериментальная работа по активизации речевого развития учащихся в процессе работы с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности в начальной школе 25
2.1 Выявление трудностей в процессе речевого развития учащихся
начальных классов (констатирующий эксперимент) 25
2.2 Работа с произведениями изобразительного искусства по Программе
внеурочной деятельности 34
2.3 Разработка рекомендаций и подбор методик для устранения трудностей в
речевом развитии учащихся начальных классов при помощи работе с произведениями изобразительного искусства 53
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение
Речь каждого человека может являться показателем его характера, образованности, культурной развитости. Прислушиваясь к речи, мы улавливаем ее особенности, такие как: ударение в слове, наличие специфических слов: жаргоны, наречия, профессионализмы, манера произношения - все это несет информацию о человеке, произнесшему речь. Мы можем узнать из какого он города, области, села, какой он национальности, насколько он образован, вежлив, каким видом деятельности занимается и многое другое.
С развитием речи связаны многие работы педагогов-практиков - К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, В.И. Логинова, все они различны друг от друга, несут в себе разные подходы к развитию речи учащихся.
Речевое развитие учащихся непосредственно связано с изобразительным искусством. Изучение произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладных изделий помогает обогатить словарный запас, расширить знания в области различных наук, взглянуть на мир через призму прекрасного.
Актуальность данной работы заключается в необходимости определения методов, приемов и форм в работе с произведениями изобразительного искусства как средствами речевого развития учащихся во внеурочной деятельности в начальной школе.
Проблема исследования - определить теоретические основы и практические пути активизации речевой деятельности учащихся начальных классов в совокупности всех ее видов средствами произведений изобразительного искусства.
Объект исследования - процесс речевого развития учащихся при работе с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования методика речевого развития учащихся
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке методики активизации речевой деятельности в начальной школе путем эмоционального и интеллектуального воздействия на речевую деятельность с помощью произведений изобразительного искусства..
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
- обосновать возможность активизации видов речевой деятельности учащихся начальных классов на основе интеграции слова и произведений изобразительного искусства;
- проанализировать содержание федеральных программ и учебников
русского языка, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства в целях выявления произведений
изобразительного искусства, текстов, близких по теме, настроению, идее, а также содержания вопросов и заданий к найденному дидактическому материалу;
- провести констатирующий эксперимент с учащимися 4 классов;
- разработать критерии отбора и провести отбор произведений изобразительного искусства; определить параметры оценивания результатов обучения по каждому виду речевой деятельности;
- подобрать культуроведческие тексты и тексты, расширяющие культурный кругозор учащихся; составить толковые иллюстрированные словарики тематической и искусствоведческой лексики;
- выбрать наиболее эффективные формы, методы и приемы учебной деятельности школьников; подготовить дополнительные упражнения для воздействия на все виды речевой деятельности, отражающие специфику работы с интегрированными произведениями искусства; осуществить моделирование учебного процесса на уроках русского языка в целях активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства;
- составить программу внеурочной деятельности для учащихся начальных классов по активизации речевой деятельности на основе произведений изобразительного искусства
- определить методом наблюдения и калькуляции достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс исследовательских методов: теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической, искусствоведческой научной литературы по исследуемой проблеме, в том числе анализ действующих программ и учебников русского языка, литературы, МХК, изобразительного искусства, а также структурно-содержательный анализ используемых текстов, метод теоретических построений (гипотеза, теоретическая основа, исходные положения исследования), моделирование, метод социально-психологического исследования; практические: эксперимент (констатирующий, поисковый, обучающий), анкетирование, наблюдение, опрос, сбор данных, статистическая обработка результатов исследования.
Гипотеза исследования. Процесс речевого развития учащихся 1-4 классов будет наиболее успешен, если:
- во внеурочной деятельности уделять больше внимания процессу изучения произведений изобразительного искусства, их анализу, описанию;
- осуществлять интеграцию слова и произведений изобразительного искусства для наибольшего эмоционального воздействия на учащихся, которое стимулирует речевую деятельность;
- учитывать интересы учащихся при подборе материала для работы, а также особенности восприятия произведений изобразительного искусства.
Данная магистерская работа посвящена рассмотрению процесса речевого развития учащихся, выявлению трудностей в речевом развитии, поиску методов устранения возникающих затруднений путем приобщения учащихся к углубленному изучению произведений изобразительного искусства. В настоящее время проблема речевого развития детей приобретает особое значение для образования в целом. Выпускники школ 9 классов уже сдавали устный экзамен по русскому языку, который включает в себя, чтение текста; пересказ, с использованием дополнительной информации; высказывание в форме монолога по одной выбранной теме; диалог с экзаменатором. Следовательно, готовить учащихся необходимо с младшего возраста, закладывать речевые навыки необходимо как можно раньше. С ранних лет необходимо усиленно развивать речевую деятельность детей, следить за правильным формированием речи, произношением, построением речевых конструкций, ведь будущая речь наших детей формируется уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Практическая значимость работы заключается в том, что: во- первых, повысилась значимость внеурочной работы в начальной школе, но недостаточно рабочих программ внеурочной работы; во-вторых, изобразительное искусство - приоритетное средство воспитания. Наша программа содержит комплекс занятий, которые могут быть использованы учителями начальной школы, а также организаторами внеурочной деятельности и внеклассной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБОУ «Шаховская СОШ» Прохоровского района, Белгородской области. Основные положения исследования были представлены на следующих конференция и семинарах:
- Всероссийская конференция «Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты» (г. Пермь, февраль 2016);
- Международная научно-практическая конференция
«Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения, инновации» (г. Пенза, сентябрь 2016).
А также в двух публикациях в сборниках материалов конференций.
Еще одна статья находится в печати.
С развитием речи связаны многие работы педагогов-практиков - К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, В.И. Логинова, все они различны друг от друга, несут в себе разные подходы к развитию речи учащихся.
Речевое развитие учащихся непосредственно связано с изобразительным искусством. Изучение произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладных изделий помогает обогатить словарный запас, расширить знания в области различных наук, взглянуть на мир через призму прекрасного.
Актуальность данной работы заключается в необходимости определения методов, приемов и форм в работе с произведениями изобразительного искусства как средствами речевого развития учащихся во внеурочной деятельности в начальной школе.
Проблема исследования - определить теоретические основы и практические пути активизации речевой деятельности учащихся начальных классов в совокупности всех ее видов средствами произведений изобразительного искусства.
Объект исследования - процесс речевого развития учащихся при работе с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования методика речевого развития учащихся
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке методики активизации речевой деятельности в начальной школе путем эмоционального и интеллектуального воздействия на речевую деятельность с помощью произведений изобразительного искусства..
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
- обосновать возможность активизации видов речевой деятельности учащихся начальных классов на основе интеграции слова и произведений изобразительного искусства;
- проанализировать содержание федеральных программ и учебников
русского языка, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства в целях выявления произведений
изобразительного искусства, текстов, близких по теме, настроению, идее, а также содержания вопросов и заданий к найденному дидактическому материалу;
- провести констатирующий эксперимент с учащимися 4 классов;
- разработать критерии отбора и провести отбор произведений изобразительного искусства; определить параметры оценивания результатов обучения по каждому виду речевой деятельности;
- подобрать культуроведческие тексты и тексты, расширяющие культурный кругозор учащихся; составить толковые иллюстрированные словарики тематической и искусствоведческой лексики;
- выбрать наиболее эффективные формы, методы и приемы учебной деятельности школьников; подготовить дополнительные упражнения для воздействия на все виды речевой деятельности, отражающие специфику работы с интегрированными произведениями искусства; осуществить моделирование учебного процесса на уроках русского языка в целях активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства;
- составить программу внеурочной деятельности для учащихся начальных классов по активизации речевой деятельности на основе произведений изобразительного искусства
- определить методом наблюдения и калькуляции достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс исследовательских методов: теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической, искусствоведческой научной литературы по исследуемой проблеме, в том числе анализ действующих программ и учебников русского языка, литературы, МХК, изобразительного искусства, а также структурно-содержательный анализ используемых текстов, метод теоретических построений (гипотеза, теоретическая основа, исходные положения исследования), моделирование, метод социально-психологического исследования; практические: эксперимент (констатирующий, поисковый, обучающий), анкетирование, наблюдение, опрос, сбор данных, статистическая обработка результатов исследования.
Гипотеза исследования. Процесс речевого развития учащихся 1-4 классов будет наиболее успешен, если:
- во внеурочной деятельности уделять больше внимания процессу изучения произведений изобразительного искусства, их анализу, описанию;
- осуществлять интеграцию слова и произведений изобразительного искусства для наибольшего эмоционального воздействия на учащихся, которое стимулирует речевую деятельность;
- учитывать интересы учащихся при подборе материала для работы, а также особенности восприятия произведений изобразительного искусства.
Данная магистерская работа посвящена рассмотрению процесса речевого развития учащихся, выявлению трудностей в речевом развитии, поиску методов устранения возникающих затруднений путем приобщения учащихся к углубленному изучению произведений изобразительного искусства. В настоящее время проблема речевого развития детей приобретает особое значение для образования в целом. Выпускники школ 9 классов уже сдавали устный экзамен по русскому языку, который включает в себя, чтение текста; пересказ, с использованием дополнительной информации; высказывание в форме монолога по одной выбранной теме; диалог с экзаменатором. Следовательно, готовить учащихся необходимо с младшего возраста, закладывать речевые навыки необходимо как можно раньше. С ранних лет необходимо усиленно развивать речевую деятельность детей, следить за правильным формированием речи, произношением, построением речевых конструкций, ведь будущая речь наших детей формируется уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Практическая значимость работы заключается в том, что: во- первых, повысилась значимость внеурочной работы в начальной школе, но недостаточно рабочих программ внеурочной работы; во-вторых, изобразительное искусство - приоритетное средство воспитания. Наша программа содержит комплекс занятий, которые могут быть использованы учителями начальной школы, а также организаторами внеурочной деятельности и внеклассной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБОУ «Шаховская СОШ» Прохоровского района, Белгородской области. Основные положения исследования были представлены на следующих конференция и семинарах:
- Всероссийская конференция «Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты» (г. Пермь, февраль 2016);
- Международная научно-практическая конференция
«Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения, инновации» (г. Пенза, сентябрь 2016).
А также в двух публикациях в сборниках материалов конференций.
Еще одна статья находится в печати.
Проведенный в рамках магистерской диссертации анализ литературы по теории речевой деятельности, особенностям восприятия искусства и формированию речевой деятельности дает основание полагать, что активизация речевого развития учащихся и процесс творческой деятельности взаимосвязаны, происходят совместно дополняя друг друга.
Проведенная экспериментальная работа по теме исследования дает подтверждение гипотезы, озвученной нами в начале исследования. В ходе проведения экспериментальной работы было выявлено, что активизация речевого развития учащихся состоит из многих составляющих, без которых осуществление процесса будет не возможным.
В процессе исследования нами была разработана программа внеурочной деятельности для 4 класса. В ходе эксперимента было доказано, что использование произведений изобразительного искусства в процессе работы по активизации речевой деятельности учащихся начальных классов, положительно влияет на динамику развития речи, а так же способствует формированию личности ребенка, развитой во многих направлениях.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе были определены трудности в активизации речевого развития учащихся, которые оказались незначительны и требовали небольшой корректировки. С учащимися был проведен ряд занятий внеурочной деятельности, целью которых была активизация речевого развития учащихся, а средством достижения цели - стала работа с произведениями изобразительного искусства.
Для выявления трудностей в активизации речевого развития были проведены методики, которые включают в себя беседу, метод словестного изложения материала, проверку уровня речи при помощи выполнения практических заданий.
В рамках магистерской работы были решены следующие задачи:
обосновать возможность активизации видов речевой деятельности учащихся начальных классов на основе интеграции слова и произведений изобразительного искусства;
- проанализировать содержание федеральных программ и учебников
русского языка, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства в целях выявления произведений изобразительного искусства, текстов, близких по теме, настроению, идее, а также содержания вопросов и заданий к найденному дидактическому материалу;
- провести экспериментальную работу с учащимися 4 классов;
- разработать критерии отбора и провести отбор произведений изобразительного искусства; определить параметры оценивания результатов обучения по каждому виду речевой деятельности;
- подобрать культуроведческие тексты и тексты, расширяющие культурный кругозор учащихся; составить толковые иллюстрированные словарики тематической и искусствоведческой лексики;
- выбрать наиболее эффективные формы, методы и приемы учебной деятельности школьников; подготовить дополнительные упражнения для воздействия на все виды речевой деятельности, отражающие специфику работы с интегрированными произведениями искусства; осуществить моделирование учебного процесса на уроках русского языка в целях активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства;
- составить программу внеурочной деятельности для учащихся начальных классов по активизации речевой деятельности на основе произведений изобразительного искусства
- определить методом наблюдения и калькуляции достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства.
Затронутая в нашем исследовании проблема активизации речевого развития младшего школьника достаточно глубока, и предлагаемое решение не является исчерпывающим. В настоящем исследовании была сделана попытка научно обосновать и экспериментально подтвердить основные аспекты речевого развития младших школьников в процессе работы с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности.
Положительные результаты данного исследования активизации речевого развития учащихся начальных классов в процессе работы с произведениями изобразительного искусства могут быть использованы в практике работы педагогов внеурочной деятельности, а также при организации процесса обучения изобразительному искусству.
Таким образом, в ходе исследования были изучены теоретические источники по проблеме активизации речевого развития младшего школьника с точки зрения таких наук, как педагогика, психология и лингвистика. Были исследованы направления, виды и формы внеурочной деятельности, которые в наибольшей степени способствуют активизации речевого развития учащихся начальной школы. Также были рассмотрены и отобраны условия и факторы, благоприятно влияющие на активизацию речевого развития при работе с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности. В процессе проведения экспериментальной работы была доказана эффективность системы экспериментальных внеурочных мероприятий по изобразительному искусству в целях активизации речевого развития учащихся начальных классов.
Проведенная экспериментальная работа по теме исследования дает подтверждение гипотезы, озвученной нами в начале исследования. В ходе проведения экспериментальной работы было выявлено, что активизация речевого развития учащихся состоит из многих составляющих, без которых осуществление процесса будет не возможным.
В процессе исследования нами была разработана программа внеурочной деятельности для 4 класса. В ходе эксперимента было доказано, что использование произведений изобразительного искусства в процессе работы по активизации речевой деятельности учащихся начальных классов, положительно влияет на динамику развития речи, а так же способствует формированию личности ребенка, развитой во многих направлениях.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе были определены трудности в активизации речевого развития учащихся, которые оказались незначительны и требовали небольшой корректировки. С учащимися был проведен ряд занятий внеурочной деятельности, целью которых была активизация речевого развития учащихся, а средством достижения цели - стала работа с произведениями изобразительного искусства.
Для выявления трудностей в активизации речевого развития были проведены методики, которые включают в себя беседу, метод словестного изложения материала, проверку уровня речи при помощи выполнения практических заданий.
В рамках магистерской работы были решены следующие задачи:
обосновать возможность активизации видов речевой деятельности учащихся начальных классов на основе интеграции слова и произведений изобразительного искусства;
- проанализировать содержание федеральных программ и учебников
русского языка, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства в целях выявления произведений изобразительного искусства, текстов, близких по теме, настроению, идее, а также содержания вопросов и заданий к найденному дидактическому материалу;
- провести экспериментальную работу с учащимися 4 классов;
- разработать критерии отбора и провести отбор произведений изобразительного искусства; определить параметры оценивания результатов обучения по каждому виду речевой деятельности;
- подобрать культуроведческие тексты и тексты, расширяющие культурный кругозор учащихся; составить толковые иллюстрированные словарики тематической и искусствоведческой лексики;
- выбрать наиболее эффективные формы, методы и приемы учебной деятельности школьников; подготовить дополнительные упражнения для воздействия на все виды речевой деятельности, отражающие специфику работы с интегрированными произведениями искусства; осуществить моделирование учебного процесса на уроках русского языка в целях активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства;
- составить программу внеурочной деятельности для учащихся начальных классов по активизации речевой деятельности на основе произведений изобразительного искусства
- определить методом наблюдения и калькуляции достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе активизации речевой деятельности средствами изобразительного искусства.
Затронутая в нашем исследовании проблема активизации речевого развития младшего школьника достаточно глубока, и предлагаемое решение не является исчерпывающим. В настоящем исследовании была сделана попытка научно обосновать и экспериментально подтвердить основные аспекты речевого развития младших школьников в процессе работы с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности.
Положительные результаты данного исследования активизации речевого развития учащихся начальных классов в процессе работы с произведениями изобразительного искусства могут быть использованы в практике работы педагогов внеурочной деятельности, а также при организации процесса обучения изобразительному искусству.
Таким образом, в ходе исследования были изучены теоретические источники по проблеме активизации речевого развития младшего школьника с точки зрения таких наук, как педагогика, психология и лингвистика. Были исследованы направления, виды и формы внеурочной деятельности, которые в наибольшей степени способствуют активизации речевого развития учащихся начальной школы. Также были рассмотрены и отобраны условия и факторы, благоприятно влияющие на активизацию речевого развития при работе с произведениями изобразительного искусства во внеурочной деятельности. В процессе проведения экспериментальной работы была доказана эффективность системы экспериментальных внеурочных мероприятий по изобразительному искусству в целях активизации речевого развития учащихся начальных классов.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей школьников в рамках дополнительной общеобразовательной программы (Ульяновский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Арт-технологии как средство развития коммуникативной
компетенции младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Приёмы работы с изобразительно-выразительными средствами на уроках литературного чтения как способ расширения словарного запаса у обучающихся 3 класса (Красноярский педагогический колледж №1)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения английскому языку в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ
ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Потенциал романа Дж. Фаулза «Коллекционер» для развития межкультурной компетенции учащихся старших классов во внеаудиторной работе по английскому языку
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017



