Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 11
0.0. Основные положения теории интегральной индивидуальности 11
0.0. Психологический анализ учебно - профессиональной
деятельности 23
0. 0. Развитие и формирование субъекта профессиональной
деятельности 28
0. 0. Активность и ее роль в структуре интегральной индивидуальности 39
0. 0. Учебная активность и ее структура 45
1.6. Связь учебно-профессиональной деятельности и учебной активности в структуре интегральной индивидуальности 54
1.7. Постановка проблемы, задачи исследования 56
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 59
2.1. Организация исследования 59
2.2. Методика исследования свойств нервной системы 60
2.3. Методика исследования свойств темперамента 61
2.4. Методика исследования свойств личности 62
2.5. Методика исследования структуры интеллекта 63
1.5 Вопросник учебной активности школьника 64
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 66
3.1. Особенности учебной активности студентов в связи со специализацией и этапами обучения 66
3.2. Особенности интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения 84
3
3.3. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения 133
3.4. Общее обсуждение результатов 161
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 174
РЕКОМЕНДАЦИИ 176
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 179
Приложения 199
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 11
0.0. Основные положения теории интегральной индивидуальности 11
0.0. Психологический анализ учебно - профессиональной
деятельности 23
0. 0. Развитие и формирование субъекта профессиональной
деятельности 28
0. 0. Активность и ее роль в структуре интегральной индивидуальности 39
0. 0. Учебная активность и ее структура 45
1.6. Связь учебно-профессиональной деятельности и учебной активности в структуре интегральной индивидуальности 54
1.7. Постановка проблемы, задачи исследования 56
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 59
2.1. Организация исследования 59
2.2. Методика исследования свойств нервной системы 60
2.3. Методика исследования свойств темперамента 61
2.4. Методика исследования свойств личности 62
2.5. Методика исследования структуры интеллекта 63
1.5 Вопросник учебной активности школьника 64
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 66
3.1. Особенности учебной активности студентов в связи со специализацией и этапами обучения 66
3.2. Особенности интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения 84
3
3.3. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения 133
3.4. Общее обсуждение результатов 161
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 174
РЕКОМЕНДАЦИИ 176
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 179
Приложения 199
Актуальность исследования. В концепции модернизации образования сказано, что основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [134].
Важнейшим условием становления человека как профессионала является его собственная активность, потребность в проявлении своих сил и возможностей, в том числе в учебной деятельности на стадии профессиональной подготовки.
Личностно-ориентированный подход в образовании, активно утвердившийся в стране за последние годы, предполагает целью обучения развитие личности учащегося как субъекта познания [16; 17; 133; 195; 196]. Психологическое решение данной проблемы связано с познанием и раскрытием его индивидуальности, творческого потенциала в учебной - профессиональной деятельности. К данной проблеме обращаются многие отечественные авторы: В. А. Бодров [22], Е. М. Борисова [23; 24], Э. Ф. Зеер [64; 65], Е. А. Климов [75; 76; 77; 78], А. К. Маркова [100; 101; 102; 103; 104], Ю. П. Поваренков [128], Е. С. Романова [137] и др.
Представляет интерес разработка отмеченных проблем применительно к такой важной профессии как педагогическая, как по линии изучения становления будущего педагога на уровне высшего звена профессионально¬го образования, так и изучения этого процесса на стадии среднего специального образования.
Непосредственное отношение к учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов имеют особенности их интегральной индивидуальности (ИИ), учебной активности (УА) и их взаимосвязи. Поскольку продолжительность обучения как процесс овладения профессиональной деятельностью включает в себя и приобретение и накопление опыта, то влияние продолжительности обучения можно рассматривать как один из факто¬ров, оказывающих влияние на особенности УА, ИИ, их взаимосвязь у студентов педагогических училищ. Требует изучения и влияние на структуры УА и ИИ, и их взаимосвязь другого важного фактора учебно¬профессиональной деятельности - специализации обучения. Это связано с изучением и развитием потенциала будущих педагогов, особенностей их профессионального становления.
В исследованиях выполненных в рамках учения ИИ, с одной стороны, показана системообразующая функция разных видов деятельности в отношении структуры ИИ [34; 35; 36; 37; 38; 62; 72; 107; 108; 130], а с другой стороны, системообразующая функция разных видов активности в структуре ИИ [29; 32; 33; 39; 40; 46].
Вместе с тем вопросы, касающиеся особенностей УА, ИИ и их взаимосвязи в зависимости от учебно-профессиональной деятельности не были предметом специального изучения у студентов педучилищ. В связи с этим актуальным является изучение структур УА и ИИ, а также их взаимосвязи в связи со специализацией и этапами обучения. При этом представляет интерес изучение совместного системообразующего влияния названных видов деятельности и активности на структуру ИИ. Разработку этих вопросов следует считать актуальной задачей не только в теоретическом плане, но и в плане решения практических задач, связанных с дифференциацией и индивидуализацией обучения.
Цель работы - изучение УА в структуре ИИ у студентов педагогических училищ в связи с профессиональной направленностью и этапами обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности УА студентов в связи со специализацией и этапами обучения.
2. Изучить особенности ИИ студентов в связи со специализацией и этапами обучения.
3. Изучить особенности взаимосвязи свойств ИИ и компонентов УА студентов в связи со специализацией и этапами обучения.
4. Выявить проявление системообразующей функции учебно-профессиональной деятельности в структурах УА и ИИ и интегративное проявление системообразующих функций названной деятельности и УА в структуре ИИ.
Объект исследования - учебно-профессиональная деятельность и ИИ студентов первого и третьего курсов обучения отделений физической культуры, музыкального образования и коррекционной педагогики в начальном образовании педагогических училищ. Всего студентов - 372 чело¬века.
Предмет исследования - УА, ИИ и их взаимосвязь у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в структуре УА у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.
2. Существуют различия в структуре ИИ у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.
3. В процессе обучения происходит усиление интеграции компонентов УА с вышележащими свойствами ИИ.
4. В структуре свойств ИИ и в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА роль свойств нижележащих уровней по мере обучения уменьшается.
5. Важную роль в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА играют интеллектуальные характеристики, и их роль по мере обучения возрастает.
6. Учебно-профессиональная деятельность и УА выполняют системообразующую функцию в структуре ИИ во взаимодействии.
Важнейшим условием становления человека как профессионала является его собственная активность, потребность в проявлении своих сил и возможностей, в том числе в учебной деятельности на стадии профессиональной подготовки.
Личностно-ориентированный подход в образовании, активно утвердившийся в стране за последние годы, предполагает целью обучения развитие личности учащегося как субъекта познания [16; 17; 133; 195; 196]. Психологическое решение данной проблемы связано с познанием и раскрытием его индивидуальности, творческого потенциала в учебной - профессиональной деятельности. К данной проблеме обращаются многие отечественные авторы: В. А. Бодров [22], Е. М. Борисова [23; 24], Э. Ф. Зеер [64; 65], Е. А. Климов [75; 76; 77; 78], А. К. Маркова [100; 101; 102; 103; 104], Ю. П. Поваренков [128], Е. С. Романова [137] и др.
Представляет интерес разработка отмеченных проблем применительно к такой важной профессии как педагогическая, как по линии изучения становления будущего педагога на уровне высшего звена профессионально¬го образования, так и изучения этого процесса на стадии среднего специального образования.
Непосредственное отношение к учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов имеют особенности их интегральной индивидуальности (ИИ), учебной активности (УА) и их взаимосвязи. Поскольку продолжительность обучения как процесс овладения профессиональной деятельностью включает в себя и приобретение и накопление опыта, то влияние продолжительности обучения можно рассматривать как один из факто¬ров, оказывающих влияние на особенности УА, ИИ, их взаимосвязь у студентов педагогических училищ. Требует изучения и влияние на структуры УА и ИИ, и их взаимосвязь другого важного фактора учебно¬профессиональной деятельности - специализации обучения. Это связано с изучением и развитием потенциала будущих педагогов, особенностей их профессионального становления.
В исследованиях выполненных в рамках учения ИИ, с одной стороны, показана системообразующая функция разных видов деятельности в отношении структуры ИИ [34; 35; 36; 37; 38; 62; 72; 107; 108; 130], а с другой стороны, системообразующая функция разных видов активности в структуре ИИ [29; 32; 33; 39; 40; 46].
Вместе с тем вопросы, касающиеся особенностей УА, ИИ и их взаимосвязи в зависимости от учебно-профессиональной деятельности не были предметом специального изучения у студентов педучилищ. В связи с этим актуальным является изучение структур УА и ИИ, а также их взаимосвязи в связи со специализацией и этапами обучения. При этом представляет интерес изучение совместного системообразующего влияния названных видов деятельности и активности на структуру ИИ. Разработку этих вопросов следует считать актуальной задачей не только в теоретическом плане, но и в плане решения практических задач, связанных с дифференциацией и индивидуализацией обучения.
Цель работы - изучение УА в структуре ИИ у студентов педагогических училищ в связи с профессиональной направленностью и этапами обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности УА студентов в связи со специализацией и этапами обучения.
2. Изучить особенности ИИ студентов в связи со специализацией и этапами обучения.
3. Изучить особенности взаимосвязи свойств ИИ и компонентов УА студентов в связи со специализацией и этапами обучения.
4. Выявить проявление системообразующей функции учебно-профессиональной деятельности в структурах УА и ИИ и интегративное проявление системообразующих функций названной деятельности и УА в структуре ИИ.
Объект исследования - учебно-профессиональная деятельность и ИИ студентов первого и третьего курсов обучения отделений физической культуры, музыкального образования и коррекционной педагогики в начальном образовании педагогических училищ. Всего студентов - 372 чело¬века.
Предмет исследования - УА, ИИ и их взаимосвязь у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в структуре УА у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.
2. Существуют различия в структуре ИИ у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.
3. В процессе обучения происходит усиление интеграции компонентов УА с вышележащими свойствами ИИ.
4. В структуре свойств ИИ и в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА роль свойств нижележащих уровней по мере обучения уменьшается.
5. Важную роль в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА играют интеллектуальные характеристики, и их роль по мере обучения возрастает.
6. Учебно-профессиональная деятельность и УА выполняют системообразующую функцию в структуре ИИ во взаимодействии.
1. Выявлены особенности в структуре УА студентов в связи со специализацией и этапами учебно-профессиональной деятельностью, что позволяет считать, что данная деятельность выполняет системообразующую функцию в структуре УА.
2. В структуре УА на первом курсе динамические характеристики и контроль реализации учебных действий занимают более значимые позиции и имеют более выраженный характер. На третьем курсе более значимые позиции в структуре УА имеют характеристики ее потенциала. Кроме того, на третьем курсе контроль действий в ситуации учебных неудач и результативный компонент УА имеют более выраженный характер.
3. Обнаружены особенности в УА студентов в связи со специализацией. В степени выраженности компонентов УА у физкультурников выявлены наиболее высокие показатели в регулятивном компоненте УА, а у музыкантов
- в потенциале УА. В связи с курсом обучения у физкультурников и коррекционных педагогов обнаружены значимые различия в показателях динамических характеристик в сторону их снижения и в показателях результативного компонента в сторону увеличения, у коррекционных педагогов
также выявлены различия в показателях регулятивного компонента УА в сторону увеличения.
4. В структуре ИИ коррекционных педагогов и музыкантов существенную роль играют коммуникативные характеристики, что проявляется в степени их выраженности, в представленности в связях личностного уровня и в значимости их позиции в структуре ИИ. В связи с этапами обучения увеличение показателей этих характеристик имеет место у музыкантов.
5. В структуре ИИ студентов важную роль играют интеллектуальные ха-рактеристики, что проявляется, во-первых, в их представленности в данной структуре у первокурсников физкультурников и коррекционных педагогов, а во-вторых, в усилении их позиций по мере обучения у физкультурников и музыкантов и увеличении степени выраженности у физкультурников.
6. В связи с этапами обучения в межуровневых связях ИИ как преобладающая тенденция наблюдается их уменьшение. На первом курсе личностные и интеллектуальные характеристики более связаны с нейро- и психодинамическими свойствами ИИ, а на третьем курсе они более обособлены от свойств нижележащих уровней ИИ.
7. В общей структуре свойств ИИ и компонентов УА по мере обучения в целом возрастает интеграция свойств вышележащих уровней ИИ с комп¬нентами УА. К третьему курсу возрастает число взаимосвязей компонентов УА, характеризующих ее потенциал и регуляцию, со свойствами личностного уровня и число связей регулятивных и динамических компонентов УА с интеллектуальными характеристиками.
8. В общей структуре свойств ИИ и компонентов УА важная роль интеллектуальных характеристик проявляется в более выраженной форме, чем в структуре ИИ, причем эта роль возрастает по мере обучения во всех группах по специализации.
2. В структуре УА на первом курсе динамические характеристики и контроль реализации учебных действий занимают более значимые позиции и имеют более выраженный характер. На третьем курсе более значимые позиции в структуре УА имеют характеристики ее потенциала. Кроме того, на третьем курсе контроль действий в ситуации учебных неудач и результативный компонент УА имеют более выраженный характер.
3. Обнаружены особенности в УА студентов в связи со специализацией. В степени выраженности компонентов УА у физкультурников выявлены наиболее высокие показатели в регулятивном компоненте УА, а у музыкантов
- в потенциале УА. В связи с курсом обучения у физкультурников и коррекционных педагогов обнаружены значимые различия в показателях динамических характеристик в сторону их снижения и в показателях результативного компонента в сторону увеличения, у коррекционных педагогов
также выявлены различия в показателях регулятивного компонента УА в сторону увеличения.
4. В структуре ИИ коррекционных педагогов и музыкантов существенную роль играют коммуникативные характеристики, что проявляется в степени их выраженности, в представленности в связях личностного уровня и в значимости их позиции в структуре ИИ. В связи с этапами обучения увеличение показателей этих характеристик имеет место у музыкантов.
5. В структуре ИИ студентов важную роль играют интеллектуальные ха-рактеристики, что проявляется, во-первых, в их представленности в данной структуре у первокурсников физкультурников и коррекционных педагогов, а во-вторых, в усилении их позиций по мере обучения у физкультурников и музыкантов и увеличении степени выраженности у физкультурников.
6. В связи с этапами обучения в межуровневых связях ИИ как преобладающая тенденция наблюдается их уменьшение. На первом курсе личностные и интеллектуальные характеристики более связаны с нейро- и психодинамическими свойствами ИИ, а на третьем курсе они более обособлены от свойств нижележащих уровней ИИ.
7. В общей структуре свойств ИИ и компонентов УА по мере обучения в целом возрастает интеграция свойств вышележащих уровней ИИ с комп¬нентами УА. К третьему курсу возрастает число взаимосвязей компонентов УА, характеризующих ее потенциал и регуляцию, со свойствами личностного уровня и число связей регулятивных и динамических компонентов УА с интеллектуальными характеристиками.
8. В общей структуре свойств ИИ и компонентов УА важная роль интеллектуальных характеристик проявляется в более выраженной форме, чем в структуре ИИ, причем эта роль возрастает по мере обучения во всех группах по специализации.



