Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения

Работа №7042

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы247стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
805
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 11
0.0. Основные положения теории интегральной индивидуальности 11
0.0. Психологический анализ учебно - профессиональной
деятельности 23
0. 0. Развитие и формирование субъекта профессиональной
деятельности 28
0. 0. Активность и ее роль в структуре интегральной индивидуальности 39
0. 0. Учебная активность и ее структура 45
1.6. Связь учебно-профессиональной деятельности и учебной активности в структуре интегральной индивидуальности 54
1.7. Постановка проблемы, задачи исследования 56
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 59
2.1. Организация исследования 59
2.2. Методика исследования свойств нервной системы 60
2.3. Методика исследования свойств темперамента 61
2.4. Методика исследования свойств личности 62
2.5. Методика исследования структуры интеллекта 63
1.5 Вопросник учебной активности школьника 64
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 66
3.1. Особенности учебной активности студентов в связи со специализацией и этапами обучения 66
3.2. Особенности интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения 84

3
3.3. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения 133
3.4. Общее обсуждение результатов 161
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 174
РЕКОМЕНДАЦИИ 176
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 179
Приложения 199



Актуальность исследования. В концепции модернизации образования сказано, что основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [134].
Важнейшим условием становления человека как профессионала является его собственная активность, потребность в проявлении своих сил и возможностей, в том числе в учебной деятельности на стадии профессиональной подготовки.
Личностно-ориентированный подход в образовании, активно утвердившийся в стране за последние годы, предполагает целью обучения развитие личности учащегося как субъекта познания [16; 17; 133; 195; 196]. Психологическое решение данной проблемы связано с познанием и раскрытием его индивидуальности, творческого потенциала в учебной - профессиональной деятельности. К данной проблеме обращаются многие отечественные авторы: В. А. Бодров [22], Е. М. Борисова [23; 24], Э. Ф. Зеер [64; 65], Е. А. Климов [75; 76; 77; 78], А. К. Маркова [100; 101; 102; 103; 104], Ю. П. Поваренков [128], Е. С. Романова [137] и др.
Представляет интерес разработка отмеченных проблем применительно к такой важной профессии как педагогическая, как по линии изучения становления будущего педагога на уровне высшего звена профессионально¬го образования, так и изучения этого процесса на стадии среднего специального образования.
Непосредственное отношение к учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов имеют особенности их интегральной индивидуальности (ИИ), учебной активности (УА) и их взаимосвязи. Поскольку продолжительность обучения как процесс овладения профессиональной деятельностью включает в себя и приобретение и накопление опыта, то влияние продолжительности обучения можно рассматривать как один из факто¬ров, оказывающих влияние на особенности УА, ИИ, их взаимосвязь у студентов педагогических училищ. Требует изучения и влияние на структуры УА и ИИ, и их взаимосвязь другого важного фактора учебно¬профессиональной деятельности - специализации обучения. Это связано с изучением и развитием потенциала будущих педагогов, особенностей их профессионального становления.
В исследованиях выполненных в рамках учения ИИ, с одной стороны, показана системообразующая функция разных видов деятельности в отношении структуры ИИ [34; 35; 36; 37; 38; 62; 72; 107; 108; 130], а с другой стороны, системообразующая функция разных видов активности в структуре ИИ [29; 32; 33; 39; 40; 46].
Вместе с тем вопросы, касающиеся особенностей УА, ИИ и их взаимосвязи в зависимости от учебно-профессиональной деятельности не были предметом специального изучения у студентов педучилищ. В связи с этим актуальным является изучение структур УА и ИИ, а также их взаимосвязи в связи со специализацией и этапами обучения. При этом представляет интерес изучение совместного системообразующего влияния названных видов деятельности и активности на структуру ИИ. Разработку этих вопросов следует считать актуальной задачей не только в теоретическом плане, но и в плане решения практических задач, связанных с дифференциацией и индивидуализацией обучения.
Цель работы - изучение УА в структуре ИИ у студентов педагогических училищ в связи с профессиональной направленностью и этапами обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности УА студентов в связи со специализацией и этапами обучения.
2. Изучить особенности ИИ студентов в связи со специализацией и этапами обучения.
3. Изучить особенности взаимосвязи свойств ИИ и компонентов УА студентов в связи со специализацией и этапами обучения.
4. Выявить проявление системообразующей функции учебно-профессиональной деятельности в структурах УА и ИИ и интегративное проявление системообразующих функций названной деятельности и УА в структуре ИИ.
Объект исследования - учебно-профессиональная деятельность и ИИ студентов первого и третьего курсов обучения отделений физической культуры, музыкального образования и коррекционной педагогики в начальном образовании педагогических училищ. Всего студентов - 372 чело¬века.
Предмет исследования - УА, ИИ и их взаимосвязь у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в структуре УА у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.
2. Существуют различия в структуре ИИ у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.
3. В процессе обучения происходит усиление интеграции компонентов УА с вышележащими свойствами ИИ.
4. В структуре свойств ИИ и в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА роль свойств нижележащих уровней по мере обучения уменьшается.
5. Важную роль в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА играют интеллектуальные характеристики, и их роль по мере обучения возрастает.
6. Учебно-профессиональная деятельность и УА выполняют системообразующую функцию в структуре ИИ во взаимодействии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Выявлены особенности в структуре УА студентов в связи со специализацией и этапами учебно-профессиональной деятельностью, что позволяет считать, что данная деятельность выполняет системообразующую функцию в структуре УА.
2. В структуре УА на первом курсе динамические характеристики и контроль реализации учебных действий занимают более значимые позиции и имеют более выраженный характер. На третьем курсе более значимые позиции в структуре УА имеют характеристики ее потенциала. Кроме того, на третьем курсе контроль действий в ситуации учебных неудач и результативный компонент УА имеют более выраженный характер.
3. Обнаружены особенности в УА студентов в связи со специализацией. В степени выраженности компонентов УА у физкультурников выявлены наиболее высокие показатели в регулятивном компоненте УА, а у музыкантов
- в потенциале УА. В связи с курсом обучения у физкультурников и коррекционных педагогов обнаружены значимые различия в показателях динамических характеристик в сторону их снижения и в показателях результативного компонента в сторону увеличения, у коррекционных педагогов
также выявлены различия в показателях регулятивного компонента УА в сторону увеличения.
4. В структуре ИИ коррекционных педагогов и музыкантов существенную роль играют коммуникативные характеристики, что проявляется в степени их выраженности, в представленности в связях личностного уровня и в значимости их позиции в структуре ИИ. В связи с этапами обучения увеличение показателей этих характеристик имеет место у музыкантов.
5. В структуре ИИ студентов важную роль играют интеллектуальные ха-рактеристики, что проявляется, во-первых, в их представленности в данной структуре у первокурсников физкультурников и коррекционных педагогов, а во-вторых, в усилении их позиций по мере обучения у физкультурников и музыкантов и увеличении степени выраженности у физкультурников.
6. В связи с этапами обучения в межуровневых связях ИИ как преобладающая тенденция наблюдается их уменьшение. На первом курсе личностные и интеллектуальные характеристики более связаны с нейро- и психодинамическими свойствами ИИ, а на третьем курсе они более обособлены от свойств нижележащих уровней ИИ.
7. В общей структуре свойств ИИ и компонентов УА по мере обучения в целом возрастает интеграция свойств вышележащих уровней ИИ с комп¬нентами УА. К третьему курсу возрастает число взаимосвязей компонентов УА, характеризующих ее потенциал и регуляцию, со свойствами личностного уровня и число связей регулятивных и динамических компонентов УА с интеллектуальными характеристиками.
8. В общей структуре свойств ИИ и компонентов УА важная роль интеллектуальных характеристик проявляется в более выраженной форме, чем в структуре ИИ, причем эта роль возрастает по мере обучения во всех группах по специализации.



1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.

179
2. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедея-тельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 19-44.
3. Абульханова-Славская, К.А. Психологический подход к личности про-фессионала / К.А. Абульханова-Славская // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / В. А. Бодров [и др.]. - М., 1981. - С. 58-67.
4. Абульханова-Славская, К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения / К.А. Абульханова-Славская // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ИП РАН ; ПЕР СЭ, 2002. - С. 34-50.
5. Алексеева, Л.Ф. Проблема активности личности в психологии : ав- тореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Алексеева Л.Ф. - Томск, 1997.
6. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б.Г. Ананьев.
- М. : Педагогика, 1980. - Т.1. - 232 с.
7. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Анань¬ев. - М. : Наука, 1977.- Т.1. - 380 с.
8. Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей / Б.Г. Ананьев ; под ред.
В.Н. Мясищева. - М., 1962. - С. 15-32.
9. Андреев, А.А. Влияние стиля педагогического общения на познава¬тельную активность учащихся на уроке : автореф. дис. ... канд. психол. наук:
19.0. 07 / Андреев А.А. - Л., 1984.
10. Андрос, О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития ин-тегральной индивидуальности (на материале лонгитюдного исследования студентов) : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Андрос О.Я. - Пермь, 1994. - 26 с.
11. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональ¬ных систем / П.К. Анохин. - М., 1935 -61 с.

180
12. Анцыферова, Л.И. Психологические закономерности развития лич¬ности взрослого человека и проблемы непрерывного образования / Л.И. Анцыферова // Психол. журн. - 1980. - Т. 1, № 2. - C. 52-60.
13. Аптер, М. Дж. Теория реверсивности и человеческая активность / М. Дж. Аптер // Вопр. психологии. - 1987. - № 1. - С. 162-199.
14. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. - М., 1977. - 267 с.
15. Артемьева, Т.И. Проблема способностей: личностный аспект / Т.И. Артемьева // Психол. журн. - 1984. - Т. 5, № 3. - C. 46-55.
16. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2002. - 480 с.
17. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: методологические осно¬вы развития личности в историко-эволюционном процессе / А.Г. Асмолов. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. - 225 с.
18. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты / Э.Р. Ахмеджанов. - М.,
1996. - 320 с.
19. Барам, Д.П. Типологизация учебной активности старшеклассников / Д.П. Бараш // Вопр. психологии. - 1988. - № 3. - С. 50-57.
20. Батаршев, А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла : практ. рук. / А.В. Батаршев. - М. : Сфера, 2002. - 96 с.
21. Богданова, И.И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Богданова И.И. - М., 1998. - 241 с.
22. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессио-нализации личности // Психологические проблемы формирования личности профессионала / отв. ред. В.А. Бодров. - М., 1991. - С. 3-24.
23. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова // Сер. «Знание». - М., 1991. - 80 с.

181
24. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формирова¬нии личности / Е.М. Борисова // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анцыферовой. - М., 1981. - С. 159-177.
25. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный ас¬пект : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Борисова Е.М. - М.,
1995. - 46 с.
26. Боровиков, В.П. Программа STATISTICA для профессионалов / В.П. Боровиков. - М. : Компьютер Пресс, 2001. - 586 с.
27. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М., 1977.
28. Бурлакова, Н.Ю. Структура специальных способностей учителя физи-ческой культуры / Н.Ю. Бурлакова // Вестник ПГПУ. Серия 1, Психология.
- 2000. - № 1/2. - С. 96-101.
29. Васюра, С.А. Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования школьников подростково¬го возраста) : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Васюра С.А. - Пермь, 1998.- 20 с.
30. Волочков, А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий / А.А. Волочков. - Пермь : Изд-во ПОИПКРО, 2003. - 100 с.
31. Волочков, А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте / А.А. Волочков, Б.А. Вяткин // Вопр. пси¬хологии. - 1999. - № 5. - С. 10-21.
32. Волочков, А.А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка: теория, практика, диагностика / А.А. Волочков. - Пермь, 2002.
33. Волочков, А.А. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Волоч¬ков А.А. - Пермь, 2002. - 46 с.

182
34. Вяткин, Б.А. Избранные психологические исследования индивиду-альности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин ; Перм. гос. пед. ун¬т. - Пермь, 2005. - 392 с.
35. Вяткин, Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности / Б.А. Вяткин // Пси¬хол. журн. - 1993. - Т. 14, № 2. - С. 73-83.
36. Вяткин, Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуально¬сти человека / Б.А. Вяткин. - Пермь : Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2000. - 179 с.
37. Вяткин, Б.А. Основные итоги и перспективы развития учения В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности человека / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин // Вестник ПГПУ. Серия : Психология. - 1995. - № 1. - C. 3-16.
38. Вяткин, Б.А. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин // Психол. журн. -
1997. - Т. 18, № 3. - С. 46-54.
39. Вяткин, Б.А. Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б.А. Вяткин // Интегральное исследование индивиду-альности: стиль деятельности и общения. - Пермь : Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 1992. - С. 36-55.
40. Вяткин, Б.А. Стиль активности как предмет интегрального исследо¬вания индивидуальности / Б.А. Вяткин // Системное исследование инди¬видуальности : тез. докл. всесоюз. конф. - Пермь, 1991. - С. 7-8.
41. Вяткина, Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы : автореф. дис. ... канд. пси¬хол. наук : 19.00.01 / Вяткина Л.Б. - Пермь, 2004. - 18 с.
42. Вяткина, Т.Е. Общая культура как метаиндивидуальная характери¬стика / Т.Е. Вяткина // Психология и социология: проблемы и перспекти¬вы развития : тез. докл. - Пермь, 1996.

183
43. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - С. 82-83.
44. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глу- ханюк. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 219 с.
45. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. - М. : Прометей, 1993. - 306 с.
46. Горбунов, Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 / Горбунов Ю.Я. - Пермь, 1992. - 11 с.
47. Гордон, В.М. Структурно-функциональный анализ психической дея-тельности / В.М. Гордон, В.П. Зинченко // Системные исследования. Еже¬годник. - М, 1978. - 98 с.
48. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1986. - 134 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ