ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность понятия клиентоориентированности персонала
организации 6
1.2 Методы изучения клиентоориентированности персонала 13
1.3 Клиентоориентированность в практике лечебных учреждений 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ ПЕРСОНАЛА
ОГБУЗ «ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №4 ГОРОДА БЕЛГОРОДА» 25
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОГБУЗ «Городская детская поликлиника №4 города Белгорода» 25
2.2. Анализ системы управления персоналом в ОГБУЗ «Городская
детская поликлиника №4 города Белгорода» 36
2.3. Диагностика ориентированности персонала на пациентов в ОГБУЗ
«Городская детская поликлиника №4 города Белгорода» 47
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ ПЕРСОНАЛА ОГБУЗ «ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №4 ГОРОДА БЕЛГОРОДА» 56
3.1. Мероприятия по повышению ориентированности персонала ОГБУЗ
«Городская детская поликлиника №4 города Белгорода» 56
3.2. Социально-экономическое обоснование эффективности
мероприятий 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы. Понятие клиентоориентированности является одним из ключевых в современной теории маркетинга. Фокусирование на потребностях клиентов оказывает прямое воздействие на результаты деятельности компании, выступает залогом финансовой стабильности и роста компании.
Вследствие особенностей природы услуг в целом и медицинских услуг в частности сфера здравоохранения отличается высокой степенью взаимодействия с пациентом. Поэтому проблема клиентоориентированности играет важную роль в вопросах успеха организации, оказывающей медицинские услуги. Соответственно, медицинский персонал является основным фактором, позволяющим с помощью своих знаний, умений, квалификации и профессионализма обеспечивать высокое качество медицинской услуги, и может рассматриваться как одно из главных конкурентных преимуществ медицинской организации.
Интерес к проблематике клиентоориентированности персонала устойчиво сохраняется на протяжении ряда лет. К настоящему времени за рубежом накопился большой объем теоретических и прикладных знаний в этой сфере. В последние годы клиентоориентированный подход начал постепенно внедряться и в российскую систему здравоохранения. Это обусловлено тем, что в данной отрасли происходят существенные преобразования, ведущие к формированию рынка медицинских услуг. В свете изменений в функционировании государственного здравоохранения РФ происходит движение в направлении рыночного взаимодействия экономических агентов. Растет число коммерческих организаций, предоставляющих значительный спектр медицинских услуг и использующих в своей деятельности маркетинговые инструменты.
Кроме того, применение инструментария маркетинга в практике российских организаций здравоохранения развито лишь в узком смысле этого слова и подразумевает под собой в первую очередь рекламу лекарственных средств и некоторых наиболее «коммерциализированных» услуг (например, стоматологических, косметологических и т. п.). При этом вопросы клиентоориентированности медицинского персонала и восприятия потребителем качества медицинских услуг пока не получили достаточного освещения в российской научной литературе. Публикации в отечественных научных и отраслевых изданиях, касающиеся клиентоориентированности персонала в сфере медицинских услуг, остаются весьма немногочисленными.
Безусловно, наличие достаточно обширной литературы, обобщающей зарубежный опыт внедрения и развития маркетинга в индустрии здоровья, может быть весьма полезен для России. В то же время в нашей стране невозможно напрямую применить подходы в этой области, предложенные в зарубежных научных публикациях. Как справедливо отмечено в целом ряде современных работ, маркетинг на развивающихся рынках имеет свою специфику. Поэтому необходима адаптация опыта развитых стран с использованием результатов эмпирических исследований на основе российских данных.
Степень изученности темы. Данной теме посвящены работы Е.А. Авериной, А.А. Костанян, В.В. Орловой, Т.Б. Рыжковой, Ю.С. Созонова, А.А. Старченко, А.Л. Файзхановой, М.Ю. Шерешевой,
J.C. Narver, S.F. Slater и других.
Объект дипломной работы - ОГБУЗ «Городская детская поликлиника №4 города Белгорода».
Предмет дипломной работы - клиентоориентированность персонала.
Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по повышению клиентоориентированности персонала.
Для достижения поставленной цели, могут быть выделены следующие задачи:
1. Изучить сущность и методологические основы проблем клиентной ориентации персонала организации;
2. Провести анализ эффективности системы управления персоналом;
3. Изучить актуальное состояние клиентной ориентации персонала ОГБУЗ «Городская детская поликлиника №4 города Белгорода»;
4. Разработать комплекс мероприятий по развитию
клиентоориентированности персонала ОГБУЗ «Городская детская поликлиника №4 города Белгорода» и обосновать их социально-экономическую эффективность.
Практическая значимость дипломной работы. Предложенные мероприятия позволят повысить эффективность труда персонала больницы, сократить потери рабочего времени, повысить удовлетворенность клиентов больницы качеством предоставляемых услуг, сформировать позитивный имидж организации, повысить экономическую эффективность ОГБУЗ «Городская детская поликлиника №4 города Белгорода».
Информационной базой исследования является: материалы информационно-коммуникативной сети интернет, учебники и периодические издания по теме исследования, законодательные акты, нормативные документы, статистическая и бухгалтерская отчетность учреждения, отчетность по труду, регламентирующая и нормативная документация учреждения, результаты собственного исследования автора и т.д.
Методы исследования:
1. Метод организации исследования - метод срезов.
2. Методы получения эмпирических данных: архивный метод (анализ документов), анкетирование, тестирование.
3. Методы обработки полученных результатов - методы количественного и качественного анализа данных.
4. Метод интерпретации полученных данных - структурный метод.
Клиентоориентированность организации - это инструмент управления взаимоотношениями с сотрудниками, потребителями и собственниками.
Составляющей клиентоориентированности организации является клиентоориентированность персонала, под которой понимают совокупность разнообразных компетенций сотрудников (специальных знаний, навыков, умений, способностей, мотивации, моделей поведения), благодаря которым формируются и поддерживаются долгосрочные отношения с клиентами.
В научной литературе существует 3 подхода к оценке клиентной ориентации сотрудников: во-первых, по личностным и поведенческим характеристикам, во-вторых, по результатам работы персонала и, в-третьих, по кос-венным показателям, характеризующими взаимоотношения с клиентами в конкретных ситуациях.
Клиентоориентированность лечебных учреждений - первостепенная задача федерального значения, так как сегодня в условиях становления рынка медицинских услуг на фоне проводимых экономических реформ в России изменяются требования к системе управления в организациях здравоохранения. Ре-формирование отечественной системы здравоохранения вызвано транс-формацией всего общественного уклада на новых ценностях.
В качестве исследования была выбрана детская городская поликлиника №34 города Белгород, детская городская поликлиника № 4 г. Белгорода реорганизована в самостоятельное учреждение в январе 1984 года.
Детская городская поликлиника № 4 г. Белгорода оказывает медицинскую помощь 35116 детям и подросткам. Фактическая мощность - 1278 посещений в день. Поликлиника осуществляет амбулаторно-поликлиническую помощь по 33 врачебным специальностям (педиатрия, отоларингология, неврология, офтальмология, хирургия и ортопедия, эндокринология и гастроэнтерология, детская гинекология, аллергология-иммунология и др.).
Организационная структура ОГБУЗ «Городская детская поликлиника №4» города Белгорода относится к линейно-функциональной структуре управления.
Проведя анализ доступности и качества деятельности поликлиники можно сказать, что показатели свидетельствуют о повышении доступности и качества деятельности учреждения, что говорит об эффективности ее работы.
В результате анализа динамики персонала в ОГБУЗ «Детская городская поликлиника № 4 г. Белгорода», можно сделать вывод, что в организации численность всего персонала за 2015 год возросла по сравнению 2013 годом на 11 сотрудников или на 2,9%.
В результате изучения кадровых процессов было выявлено, что в организации низкий показатель текучести и абсентеизма. За 2015-2013 годы среднесписочная численность персонала увеличилась на 12 чел. Не смотря на увеличение коэффициента текучести на 2,68, уровень его находится в пределах нормы.
В ходе исследования ориентированности персонала поликлиники были выявлены следующие проблемы:
- во-первых, несоответствие существующей организационной культуры стратегически целям учреждения;
- нарушение графика приема пациентов;
- нарушение средним медицинским персоналом этики взаимодействия с пациентом.
Для решения проблем клиентоориентированности персонала поликлиники предлагаются мероприятие по разработке кодекса поведения персонала, проведение конкурса на лучший плакат, размещение на сайте книгу жалоб и предложений, проведение тренинга по изменению организационной культуры, проведение культурно-массового мероприятия, проведение совместного корпоративного праздника.
Также предлагается усовершенствовать и оптимизировать график приема. Данное мероприятие предполагает установку программы «MIS-Поликлиника» и информирование клиентов по электронной почте.
Для повышения этики взаимодействия с клиентами предлагается проведение лекции и семинара для среднего медицинского персонала, организация чата на сайте поликлиники, разработка онлайн-теста оценки медицинского персонала и размещение на сайте материалов взаимодействия с клиентами.
Затраты на мероприятия по повышению клиентоориентированности персонала детской поликлиники составляют 259 660 руб.
В результате повысится качество обслуживания пациентов и клиентоориентированность персонала поликлиники, а, следовательно, и увеличится объем платных услуг.
Мероприятия считаются эффективными так они окупятся меньше чем за год, рентабельность мероприятий составляет 105,9%. От внедрения предложенных мероприятий по повышению клиентоориентированности объем платных услуг увеличится на 10% и составит в 2017 году 3 025 тыс. руб. т.е. от реализации мероприятия по повышению клиентоориентированности объем платных услуг увеличится на 275 тыс. руб.
Данные рекомендации носят в большей степени не экономическую, а социальную эффективность. В результате повышения клиентоориентированности персонала поликлиники показатели социальной эффективности будут следующие: увеличится качество обслуживания клиентов, увеличится объема платных услуг, повысится удовлетворенность населения медицинской помощью, снизится текучесть кадров, увеличится коэффициент постоянства кадров, снизится коэффициент абсентеизма, увеличится фонд рабочего времени, повысится конкурентоспособность работников поликлиники, повысится компетентность персонала, снизится время ожидания приема, повысится мотивация совместной деятельности персонала, повысится лояльность участников программы по отношению к организации и другие.
1. Аверина, Е.А. Формирование ключевых компетенций в организации здравоохранения [Текст] / Е.А. Аверина // Известия Санкт- Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - №6. С. 82-84
2. Алексеева, О.А. Совершенствование управления развития трудового потенциала организации [Текст]: учеб. пособие / О.А. Алексеева, В.А. Лазарев, В.А. Фурсова. - Ставрополь: Ставролит, 2011. - 210 с.
3. Адамчук, В.В. Эргономика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.В. Адамчук, Т.В. Варна, В.В. Воротников - Москва, ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 254 с.
4. Адаптация персонала: цели, методы, способы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://hr-portal.ru/pages/adapt/adapt02.php
5. Апенько, С.Н. Методологические основы оценки
клиентоориентированности персонала организаций [Текст] / С.Н. Апенько // Омский научный вестник. - 2010. - №1(85). - С. 72-74
6. Афанасьев, А. Сохранение трудового потенциала и максимизация прибыли [Текст] / А. Афанасье, С. Радько / Человек и труд. - 2006. - №7. С. 34¬37.
7. Безручко, П. Комплексная оценка персонала [Текст] / П. Безручко // The Human Resources Times. - 2010. -№ 16(42). С.13-17.
8. Беляев, А.А. Антикризисное управление [Электронный ресурс]:
Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Беляев, Э.М. Коротко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. - Режим доступа:
http://www.knigafund.ru/books/173334/read#page2
9. Буланов, Г.В. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала [Текст] / Г.В. Буланов // Общество и экономика. - 2011. - №1. - С. 13-22
10. Бусаркина, В. В. Понятие клиентоориентированности предприятия и проблемы ее оценки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m- economy.ru/art.php?nArtId=1660
11. Вайзман, Л. Помогите людям раскрыться [Текст] / Л. Вайзман, Г. Маккеон // Harward Business Review Россия. - 2010. - №6(59). С.101-105.
12. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст]: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 654 с.
13. Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика [Текст]: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 439 с.
14. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: Учебник / Б.М. Генкин. - 7-е изд. доп. - М.: Норма, 2007. - 448 с.
15. Даянц, Д.Г. Управление персоналом на горных предприятиях [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Д.Г. Даянц, Н.П. Романова. - 3-е изд. - М.: Издательство Московского горного университета, 2007. - 299 с. - Режим доступа:http: //www.knigafund.ru/books/170490/read#page4
16. Долгов, Д.И. Экономика и управление: мир необъятного [Текст]: монография / Д.И. Долгов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 521 с.
17. Дресвянников, В.А. Направления развития кадрового потенциала на промышленных предприятиях [Текст] / В.А. Дресвянников, О.В. Лосева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 1 (17). С. 91-98.
18. Дроздова, Е.М. Подходы к определению и оценке трудового
потенциала [Текст] / Е.М. Дроздова // Дискуссия. - 2012. - № 5. С. 67-68.
19. Дуракова, И.Б. Управление персоналом [Текст]: Учебник /
И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 289 с.
20. Егоршин, А.П. Организация труда персонала [Текст]: Учебное пособие / А.П. Егоршин, А.К. Зайцева. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 421 с.
21. Зайцева, Н.В. Анализ организационной культуры как фактор повышения эффективности стратегии управления медицинской организации [Текст] / Н.В. Зайцева // Социология медицины. - 2013. - №1. С. 30-38
22. Иванов, Н.А. Трудовой потенциал работника [Текст]: Учебное пособие / Н.А. Иванов, Ю.Г. Одегов, К.Л. Андреев. - Саратов, Изд-во СГУ, 2011. - 122 с.
23. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации [Текст]: Учебное пособие для вузов / А.Я. Дуракова, И.Б. Дуракова. - М.: КноРус , 2012. - 359 с.
24. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, менеджмент, маркетинг [Текст]: Учебник / А.Я. Кибанов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2011. - 231 с.
25. Клименко, О.И. Аналитическая деятельность на предприятии. Теоретический курс [Текст]: Учебное пособие / М.О. Клименко, Ю.А. Рындина. - Белгород: Изд. БУКЭП. - 2010. - 467 с.
26. Кононенко, Р.В. Организация оплаты труда в условиях рыночной
экономики [Текст]: Учебник / Р.В. Кононенко, О.Н. Скубина, В.И. Еремян. - Белгород: Кооперативное образование, 2010. - 239 с.
27. Коротков, Э. Управление человеческим капиталом: эффективность, деловая репутация, креативный потенциал [Текст] / Э. Коротков// Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №4. С.18-30.
28. Лазарева, Н.В. Эволюция теоретических представлений управления как основы формирования теории управления персоналом [Текст] / Н.В. Лазарева, В.А. Фурсова // KANT. - Ставрополь: Ставролит, 2012. - №1 (4).
С. 134-146.
29. Лазарева, Н.В. Методические основы управления персоналом транспортной организации на основе социализации работников [Текст] / Н.В. Лазарева, В.А. Фурсов // KANT. - Ставрополь: Ставролит, 2011. - № 1(1). С. 56-58.
30. Лошков, В. Клиент или игра в бисер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://salesgu.ru/2013/08/16/klienting-ili-igra-v-biser-chast-4/
31. Ледовская, М.Е. Менеджмент [Текст]: Учебное пособие / М.Е. Ледоская, Л.Т. Скрипченко О.А. Немченко. - Белгород, Издательство БУКЭП, 2011. - 268 с.
32. Лифшиц, А.С. Оценка и развитие управленческого персонала [Текст]: Учебник / А.С. Лифшиц. - Иваново, 2006. - 174 с.
33. Маилян, Ф.Н. Человеческий капитал: проблемы измерения [Текст] Ф.РН. Маилян // Вестник НГУ. Серия Социально-экономические науки, 2010, т.10, вып.3, с.70-75.
34. Манн, И. Клиенториентированность: что делать, как делать, взять и
сделать [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.strategy.com.ua/Articles/Content?Id=1478
35. Маршалл, А. Принципы экономической науки [Текст]: учебник / А. Маршалл. - М.: Прогресс, 2016. - 743 c.
36. Мудревский, А.Ю. Управление производительностью труда в интегрированных промышленных структурах / А.Ю. Мудревский, Ю.В. Коречков // Интернет-журнал Науковедение. - 2012. - №4(13). С. 7.
37. Мумладзе, Р.Г. Управление персоналом [Электронный ресурс]: Учебник / Р.Г. Мумлазде. - М.: Издательство «Палеотип», 2014. - 412 с. http: //www.knigafund.ru/books/173334/read#page2
38. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом [Текст]: Учебник для
бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - М.: Юрайт, 2014. - 532 с.
39. Орлова, В.В. Оптимизация работы веб-сайта медицинского учреждения как канала коммуникации [Текст] / В.В. Орлова, Е.П. Крепак // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследования. - 2015. - №3. С. 428-432
40. Панкратов, А.С. Социальный менеджмент [Текст]: Учебник / А.С. Панкратов, А.П. Жабин. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 320 с.
41. Роздольская И.В. Менеджмент [Текст]: Учебное пособие: в 2-ч ч. -
Часть 1. - Управление социально-экономическими системами /
И.В. Роздольская, Л.Р. Яковлева. - Белгород. Издательство БУКЭП, 2010. - 235 с.
42. Русанова, А. А. Системный взгляд на клиентоориентированность [Текст] / А.А. Русанова // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями». - Ставрополь, 2008
43. Рыжкова, Т.Б. Управление клиентской политикой на основе технологий CRM (на примере частного лечебно-профилактического учреждения) / Т.Б. Рыжкова, Е.А. Тарасенко // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2015. - №3. С. 89-100
44. Рыжковский, Б. Когда клиент голосует деньгами? [Электронный
ресурс] / Б. Рыжковский. - Режим доступа:
http://www.advertology.ru/article27313.htm.
45. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебник Г.В. Савицкая. - 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: Новое знание, 2011. - 320 с.
46. Скляревская, В.А. Экономика труда [Текст]: Учебник для бакалавров / В.А. Скляревская. - М: Дашков и К, 2014. - 304 с.
47. Снитко, Л.Т. Экономика труда [Текст]: Учебное пособие / Л.Т. Снитко, Р.В. Кононенко, В.В. Оберемко. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2015. - 247 с.
48. Созонова, Ю.С. Оценка клиентского капитала компании [Текст] / Ю.С. Созонова // Вестник Московского ун-та. Экономика. - 2014. - №6. С. 80¬86
49. Старченко, А.А. Пациентоориентированность - новый стимул в работе надзорных органов сферы здравоохранения [Текст] / А.А. Старченко // Вестник Росздравнадзора. - 2016. - №2. С. 37-41
50. Судакова, Е.С. Внедрение системы развития потенциала сотрудников с учетом специфики организации [Текст] / Е.С. Судакова // Проблемы управления в реальном секторе экономики: вызовы модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. / Г осударственный университет управления. - М.: Г осударственный университет управления. -2012. - №3. С. 206-210
51. Судакова, Е.С. Источники и факторы формирования и развития трудового потенциала персонала [Текст] / Е.С. Судакова // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления: сборник статей по материалам XXV международной заочно-практической конференции. - М.: Международный центр науки и образования. - 2014. - №4(25). С. 105-109
52. Судакова, Е.С. Методические основы для оценки трудового потенциала персонала [Текст] / Е.С. Судакова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - Новосибирск. - 2013. - № 8(40). С. 50-57.
53. Судакова, Е.С. Особенности формирования и развития
трудового потенциала персонала [Текст] / Е.С. Судакова // Журнал «Science Time: материалы Международной научно-практической конференции за
апрель 2014 года / под ред. С.В. Кузьмина. Казань. - 2014. - №3. С. 215-223.
54. Судакова, Е.С. Управление развитием трудового потенциала персонала финансовых организаций [Текст]: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Е.С. Судакова. - Москва, 2014. - 220 с.
55. Судакова, Е.С. Трудовой потенциал в системе категорий в области управления персоналом [Текст] / Е.С. Судакова// Проблемы современной науки: сборник научных трудов. - Ставрополь: Лотос, 2014. - №12. С. 47-57.
56. Тавтилова, Н.Н. Личностный потенциал как фактор успешной реализации кадровой стратегии [Текст] / Н.Н. Тавтилова // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 98-103.
57. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М.: Мир и Образование, 2015. - 1376 с.
58. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст]: Учебник / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М., 2011. - 144 с.
59. Трунин, С.Н. Экономика труда [Текст]: Учебник / С.Н. Трунин. - М.: Экономика, 2009. - 496 с.
60. Тюличева, Л.Д. Понятийное пространство категории «трудовой потенциал» [Текст] / Л.Д. Тюличева // Дискуссия. - 2012. № 10. С. 45-51.
61. Файзханова, А.Л. Развитие конкурентных преимуществ лечебно-профилактических учреждений на основе программы лояльности [Текст] / А.Л. Файзханова // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - №4 (28). С. 191-198
62. Фурсов, В.А. Управление мотивационным развитием персонала транспортной организации [Текст]: Учебное пособие / В.А. Фурсов, Н.В. Лазарева. - Ставрополь: Ставролит, 2011. - 384 с.
63. Филлипова, С.Р. Необходимость инвестирования человеческого капитала как экономического ресурса постиндустриального общества [Текст] / С.Р. Филлипова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №7. С. 11-17.
64. Шавровская, М.Н. Эффективность методов формирования клиентоориентированности персонала [Текст] / М.Н. Шавровская // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2011. - №4. - С. 225-229
65. Шарков, Ф.И. Основы социального государства [Текст]: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков.- 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 с.
66. Шаталова, Н.И. Познание трудового потенциала работника как социальная проблема [Текст] / Н.И. Шаталова // Дискуссия. - 2011. - № 10. С. 64-67
67. Шаталова, Н.И. Трудовой потенциал работника: ключевые понятия научного анализа [Текст] / Н.И. Шаталова // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2013. - №3. С. 78-81
68. Шершева, М.Ю. Клиентоориентированность персонала в государственных организациях здравоохранения России [Текст] / М.Ю. Шершева, А.А. Костанян // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2015. - №4. С. 74-114
69. Шуматов, В.Б. Развитие сервисного менеджмента как условие успешной модернизации сферы здравоохранения [Текст] / В.Б. Шуматов, Е.В. Крукович, И.П. Черная и др. // Pacific Medical Journal. 2015. Vol. 1. № 5. С. 5-10.
70. Narver, J.C. The Effect of a Market Orientation on Business Profitability [Текст] / Narver, J.C., and S.F. Slater // Journal of Marketing 54(4):20-35. Официальный сайт ОГБУЗ «Городская детская поликлиника №4 города Белгорода» [сайт]. - Режим доступа:http://gdp4bel