Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

Работа №70399

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
309
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования социального интеллекта подростков в
зависимости от их типа темперамента 7
1.1 Понятие социального интеллекта в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Функции и структура социального интеллекта 11
1.3 Возрастные особенности социального интеллекта 22
1.4 Понятие темперамента и его исследования в современной
психологии 29
2. Эмпирическое исследование социального интеллекта подростков в
зависимости от их типа темперамента 38
2.1 Организация и процедура исследования 38
2.2 Методики и процедура исследования 40
2.3 Анализ результатов и выводы 42
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 59


Актуальность проблемы исследования. В современном мире проблема социального интеллекта изучена недостаточно полно. Но, как показала практика, социальный интеллект человека, выступает одним из важнейших качеств его взаимодействия с окружающими людьми, понимания им того, что хочет общество, какие требования предъявляются ему в процессе общения и взаимоотношений в социуме. Социальный интеллект, также выступает одним из важных качеств регулирования поведения самого человека в процессе взаимодействия с окружающими его людьми. Не имея развитого социального интеллекта, человек плохо воспринимает процесс взаимодействия с другими людьми, не может угадать настроение и причины некорректного поведения собеседника, сталкивается с нежелательной агрессией и несправедливым (на его взгляд) отношением к себе.
Понятие «Социальный интеллект» в психологии появилось в 1920 году благодаря трудам Э. Торндайка. В последующем социальный интеллект изучался такими психологами, как Г. Олпорт, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др. В нашей стране, социальный интеллект изучали М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова и др.
Согласно исследованиям зарубежных и отечественных авторов, социальный интеллект человека выступает самостоятельной единицей наряду с другими видами интеллекта, и является необходимой составляющей эффективного взаимодействия индивида в социуме. Таким образом, чем выше социальный интеллект, тем легче человеку адаптироваться в новой обстановке, успешней осуществляется деятельность, связанная с взаимодействием с людьми. Иными словами, при высоком уровне социального интеллекта коммуникации становятся более эффективными, а интуиция развивается до высоких пределов.
Социальный интеллект формируется на протяжении всей жизни человека, но самый большой скачок развития происходит именно в подростковом возрасте, так как этот возраст связан с глобальными изменениями во всех психических процессах подростка в связи с кризисом переходного возраста. Подростки постоянно вступают во взаимодействие с участниками образовательного процесса (учителями, сверстниками, другими школьниками, родителями и т.д.) [4]. Именно в подростковом периоде, ребенок научается выбирать эффективные стратегии поведения для успешного взаимодействия с окружающими его людьми. Определяет дальнейшие приоритеты в своем поведении, учится быть лидером, переносит различные модели поведения на себя, отстаивает свою точку зрения перед взрослыми и т.д. Не стоит забывать также о том, что именно в этом возрасте подросток более всего склонен к девиантному поведению, уходу в себя, и часто подвержен негативным воздействиям со стороны окружающей его среды. Именно поэтому, очень важно знать особенности развития подростка, качества его психологической сформированности на данный момент.
Основываясь на анализе психологической литературы, мы пришли к выводу, что изучение социального интеллекта подростков является важной, а следовательно актуальной проблемой нашего времени. На данный момент, эта проблема является мало изученной, и в психологической литературе представлена неоднозначно. Темперамент в современном понимании изучается с точки зрения преобладающих черт характера, и насколько от него зависит развития социального интеллекта, в изученной нами литературе представлений мы не обнаружили.
В связи с этим, нами было проведено исследование, объектом которого явился социальный интеллект подростков в зависимости от их типа темперамента.
Предмет исследования: уровень развития показателей социального интеллекта у подростков с разными типами темперамента.
Цель: исследование уровня развития показателей социального интеллекта подростков с разными типами темперамента.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и изучить проблему социального интеллекта подростков, его структуру и функции;
2. Обобщить исследования возрастных особенностей социального интеллекта в психологической науке;
3. Определить понятие темперамента в современной психологии;
4. Провести эмпирическое исследование уровня развития показателей социального интеллекта подростков с разными типами темперамента.
В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение о том, что социальный интеллект у подростков с разным типом темперамента будет различным.
Для реализации сформулированных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Метод сбора теоретической информации (анализ психологической литературы, обобщение, систематизация и её сравнение);
2. Эмпирические методы (опрос с при помощи):
а) Айзенка личностный опросник (EPI), вариант В [24],
б) Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» в редакции Е.С. Михайловой [28];
3. Методы обработки эмпирических данных: обработка полученных первичных результатов с помощью аппарата математической статистики в программе SPSS (анализ значимости различия средних при помощи критерия U- Манна- Уитни);
4. Методы интерпретации (количественный и качественный анализ результатов.
Эмпирической базой исследования стали учащиеся 11- 17 лет, с 5-го по 11-й классы. Общее число испытуемых составило 47 человек, из них 26 мальчиков, 21 девочка, обучающиеся на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Сальское», Дальнереченского муниципального района, Приморского края. Численность обучающихся- 123 ребенка. Численность преподавательского состава- 13 человек.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет расширить представление об особенностях социального интеллекта подростков, обучающихся на базе сельской школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами, психологами работающими с подростками на базе средних общеобразовательных школ.
Достоверность, полнота и надёжность полученных в ходе работы результатов, обеспечивались путём использования методик, подобранных согласно цели и объекту исследования, использованием методов математической статистики, количественным и качественным анализом полученного в процессе исследования материала.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обозначены: актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, эмпирическая база, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой части работы обобщены и систематизированы теоретические сведения о социальном интеллекте подростков в зависимости от их типа темперамента.
Во второй части работы представлены результаты эмпирического исследования социального интеллекта подростков в зависимости от их типа темперамента.
В заключении представлены выводы проведенного исследования в рамках выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое нами исследование, позволило сделать выводы о большой значимости подобных видов работы. Это обусловлено прежде всего тем, что подростковый возраст, является кризисным, и именно в этом возрасте происходят глобальные изменения в психике человека.
Исходя из данных, представленных в проведённой нами работе, можно сделать вывод, что социальный интеллект, является важным компонентом, обуславливающим успешность социального взаимодействия человека с окружающей его социальной средой.
На ступени подросткового возраста, происходит окончание процесса формирования практически всех психических свойств организма человека. И зависимости от того, насколько качественно эти новообразования будут сформированы, настолько успешной и продуктивной будет дальнейшая жизнь человека.
Подростки не осознают то, насколько важен их возраст в процессе онтогенеза, и наша с Вами задача, не нарушить, а помочь им в правильном развитии всех новообразований этого возраста.
Делая анализ проведённой работы, мы пришли к выводу, что социальный интеллект является формируемым образованием, и может быть изменён при правильном подходе к воспитанию ребёнка. Школа же, выступает важным формирующим механизмом развития социального интеллекта ребёнка.
В ходе проведения исследования, мы выяснили, что уровень развития социального интеллекта подростков с различным типом темперамента, в некоторых случаях различен. Полученные нами данные в ходе исследования, могут быть использованы в понимании подходов в развитии уровня социального интеллекта подростков на базе школы. Учитывая тип темперамента подростка, педагог может понять, каким образом формируется развитие уровня его социального интеллекта.
Вместе с тем, наше исследование показало, что выборка испытуемых, представленная в данной работе, не соответствует полному пониманию исследуемого вопроса. То есть работа в данном направлении является актуальной, и должна быть продолжена. Для более чёткого понимания, необходимо использовать большее количество испытуемых, для исследования всех типов темперамента и их взаимосвязи с социальным интеллектом.
На основании полученных данных, можно будет построить стратегию в подходе к развитию социального интеллекта у подростков в зависимости от их типа темперамента. С помощью полученных данных, можно будет повысить уровень развития социального интеллекта, не вмешиваясь в личную жизнь подростка, тем самым эффективно сформировать его социальную приспособленность в современных условиях.
Такая работа будет способствовать формированию полноценной личности в условиях неблагоприятной, окружающей социальной среды. С учётом полученных данных, можно будет формировать задания для развития социального интеллекта у подростков в зависимости от их восприятия окружающей среды. При этом картина их восприятия и представления себя окружающим нарушена не будет, тем самым развитие будет происходить более органично.



1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии / Г.Ю. Айзенк. - М. : Академия, 1995. - 131 с.
2. Айзенк, Г.Ю. Природа интеллекта - битва за разум/ Г.Ю. Айзенк, Л.К. Эмин.- М.: Эксмо-Пресс, 2002.- 352 с.
3. Аверин, В.А. Психология личности: Учебное пособие/ В. А. Аверин, О.Н. Манолова.- изд. 2-е - СПб.: Изд- во Михайлова В. А., 1999.- 89 с.
4. Андреева, Г. М. Психология социального познания Текст. : учеб. пособие для студентов / Г. М. Андреева.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.: ил.
5. Баширов, И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности
профессиональной деятельности военного психолога: автореф. Дис. ...канд.
психол. наук / И. Ф. Баширов.- М. : Воен. ун-т МО РФ, 2006.- 28с.
6. Белова, С.С. Социальный интеллект [Электронный ресурс] : теория,
измерение, исследования / С.С. Белова [и др.]. - Электрон. текстовые данные.- М. : Институт психологии РАН, 2004.- 176 c.- Режим доступа:
http:ZZwww.iprbookshop.ru/15649.html
7. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. - М. : Наука, 1978. - 312с.
8. Бодалев, А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 1983. - 325с.
9. Выготский, Л.С. Избранные психологические труды в 6 томах / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2002.- т. 4.- 230 с.
10. Герасимов, И.В. Теория эффективного поведения: Основные
положения. [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика.- №
11. - 2012.- Режим доступа:http:ZZpsychology.snauka.ru/2012Z11Z1326(дата
обращения: 07.06.2018).
11. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкина. - М. : Эксмо, 1965. - 456 с.
12. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина.- М.: Просвещение, 1991. - 421с.
13. Емельянов, Ю.Н. Активное социально - психологическое обучениеZ Ю.Н. Емельянов. - Л.: Издательство ЛГУ, 1985. - 167 с.
14. Иванов, А.А. Возрастные аспекты социального интеллекта [Электронный ресурс]/ Иванов А.А.- КиберЛенинка.- Научная электронная библиотека, 2009.- Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZvozrastnye-aspekty-sotsialnogo-intellekta
15. История развития учения о темпераменте [Электронный ресурс]/
Psyznaiyka.net.- Режим доступа: http://psyznaiyka.net/view-
temperament.html?id=istoriy-razvitiya-temp
16. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учебник для вузов / Б. Д. Карвасарский, А. П. Бизюк, Н. Н. Володин; под ред. Б. Д. Карвасарского. - изд. 5-е - СПб.: Питер, 2014. - 896 с.
17. Кудинова, И.Б Социальный интеллект как предмет исследования/ И.Б. Кудинова, И.С. Вотчин//Сибирский педагогический журнал. НГПУ.- 2005.- №4.- С. 132-142.
18. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный
интеллект: структура, функции, взаимоотношение. Теоретические и
прикладные вопросы психологии / В.Н. Куницына. - СПб. : Питер, 1995. - 451 с.
19. Куницына, В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : Питер, 2002. - 544с.
20. Лунева, О. В. История исследования социального интеллекта/ О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение.- 2008.- № 4.- С. 177-182.
21. Лунева, О. В. Социальный интеллект как категория социальной психологии/ О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение.- 2010.- № 1.- С. 146¬151.
22. Лунева, О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта/ О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение.- 2011.- № 3.- С. 231— 236.
23. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 264 с.
24. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов. - М.: 1995.- С.217-224.
25. Маклаков, АГ. Общая психология. Учебник нового века/ А.Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2001.-592 с.
26. Манина, К.Е. Факторы становления социального интеллекта на
различных этапах онтогенеза/ К.Е. Манина// Общество: социология,
психология, педагогика.- 2016.-№ 12.- С. 150-154.
27. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности: избр. психол. тр. / В. С. Мерлин.- М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2009.-544 с.
28. Михайлова, (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена): Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). - СПб. : Иматон, 1996.- 53 с.
29. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика/ Е. С. Михайлова.- СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.- 266с.
30. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений/ И.П. Павлов.- Изд. 2-е, доп.- М.: Академия наук СССР, 1951.- Т. 3, кн. 2.- 439 с.
31. Панова, Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков/ Н.В. Панова// Интеграция образования. - 2011г.- №2.- С. 88-92.
32. Пиаже, Ж. Теория Пиаже// История зарубежной психологии (30-е -
60-е годы XX века): сб. текстов.- М.: Изд.
Московского университета, 1986.- С. 232-292.
33. Росс, Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 429 с.
34. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования/ В.М. Русалов.-М.: ИП РАН, 2012. - 528 с.
35. Савенков, А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / А. И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики.- М. : ГУ ВШЭ, 2005.- Т.2.- № 4.- С. 94-101.
36. Соловьёва, О.В. Социальный интеллект как психологический феномен// Наука, образование и инновации: сб. науч. тр.- Уфа.: Аэтерна, 2016.-
ч.3.- С. 203-206.
37. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии/
Я.Стреляу.- М.: Прогресс,1982.- 231с.
38. Федорова, Е. А. Социальный интеллект как фактор формирования отношения к социально значимым объектам у представителей различных этнических групп: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Федорова.- Ярославль.: Ярослав. гос. пед. ун-т, 2009.- 26с.
39. Хьелл, Л.А. Теории личности/Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер.- Питер, 2014 г.- 607 с.
40. Чеснокова, О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте/ О.Б. Чеснокова//Познание. Общество. Развитие. - М.: ИП РАН,1996.- С. 54-76.
41. Чеснокова, О.Б., Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем/ О.Б. Чеснокова,Е.В. Субботский// Национальный психологический журнал.- 2010.- №2(4).- С.22-29.
42. Чигинцева, Ю. Б. Исследование социального интеллекта у подростков/Ю.Б. Чигинцева// Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2013.- Т. 3.- С. 576-580.- Режим доступа:http://e-koncept.ru/2013/53117.htm.
43. Южанинова, А.Н. К проблеме диагностики социального интеллекта личности/ А.Н. Южанинова// Проблемы оценивания в психологии.- Саратов, 1984.- С. 63 - 67.
44. Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков/ Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина.- М.: ИП РАН, 2017.- 181 с.
45. Ясюкова, Л.А. Возрастные особенности становления социального интеллекта младших школьников/ Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина// Ученые записки.- СПб.: ГИПСР, 2011.- Т. 15, №1- С. 74-81.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ