Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Работа №70384

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы115
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Основные сложности в исследовании религиозного туризма и в
определении категориально-понятийного аппарата
Глава 2. Краткий обзор истории русского паломничества на Святую
землю и в страны Балканского полуострова
Глава 3. Географические рамки исследования
Глава 4. Текущий уровень развития христианского паломничества в
странах Ближнего Востока и потенциал для его развития
Глава 5. Объекты паломнического интереса стран Балканского
полуострова
Заключение
Список источников и литературы
Приложение

Данная работа посвящена исследованию географии, статистики и тенденций развития православного паломничества в некоторых странах Ближнего Востока и Балканского полуострова. Предпринятый в работе
В связи с тем, что изучением паломничества занимается широкий круг исследователей (от историков, географов и экономистов до религиоведов и теологов), в настоящее время данная тема проработана до статочно полно, однако существует и ряд спорных вопросов, требующих более тщательного рассмотрения. Кроме того, сложившаяся ситуация, при которой специалисты разных областей обращаются к теме паломничества, накладывает свой отпечаток: результаты их трудов разнонаправлены, но при этом нет работы, суммирующей их научные изыскания. В данной работе автор попытался объединить итоги исследований специалистов разного профиля для более полного понимания процесса паломничества и тенденций его развития, что и объясняет её актуальность.
Целью работы является изучение современного состояния православного паломничества на Ближнем Востоке и Балканском полуострове и перспектив его дальнейшего развития.
Для выполнения данной цели автору было необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть литературу по паломнической проблематике;
2) Изучить предложение паломнических поездок на отечественном туристском рынке;
3) Обратиться к количественным показателям туризма в исследуемых странах;
4) Определить перспективы развития отрасли в целом и религиозного туризма в частности;
5) Выявить причины колебания туристского (и паломнического) потока в исследуемых странах;
Объектом исследования выступает современное православное паломничество в странах Ближнего Востока и Балканского полуострова. Предметом исследования являются данные статистики, путеводители и мемуары, посвященные тематике работы.
В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, которые логично разделить на несколько категорий:
1) Туристские путеводители, как результат работы географов, историков и публицистов;
2) Воспоминания паломников;
3) Статистические данные;
4) Законодательные акты изучаемых стран;
5) Научные работы, посвященные геобрендингу, имиджу и маркетингу территории (дестинации).
Первая глава исследования раскрывает авторскую позицию относительно соотношения понятий "религиозный туризм" и "паломничество". В ней приводятся доводы основных теоретиков и практиков туризма, мнение Всемирной Туристской Организации, описываются сходства и отличия паломников и туристов, а также даётся семантика самого слова "паломник". Автор даёт критическую оценку масштабам паломничества, описанным в учебном пособии Т.Т. Христова, и своё определение паломничества.
Следующая глава посвящена краткому экскурсу в историю поездок православных россиян на Ближний Восток и в страны Балканского полуострова. По убеждению автора, основное влияние на интенсивность поездок паломников оказывала внутри- и внешнеполитическая обстановка эпохи. Соответственно, автором была предложена периодизация православного паломничества в изучаемые регионы.
Третья глава работы ограничивает географию проведенного исследования. Далеко не все ближневосточные государства привлекают православных паломников, исторически больше тяготея к исламу, равно как и не все страны Балканского полуострова обладают сколько-нибудь значимой ценностью для православных в силу большего распространения католичества. Именно поэтому было необходимо ограничить круг изучаемых стран десятью: Израиль, Египет и Кипр на Ближнем Востоке и Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Македония, Сербия и Черногория на Балканах. Особое внимание было уделено вопросам христианизации и исламизации как двум процессам, объясняющим культурное разнообразие изученных государств. Также в работе описывается явление смешанного паломничества, малоизученное отечественной наукой.
Последние две главы работы являются самыми объемными и описывают паломнический потенциал стран Ближнего В о стока и Балканского полуострова, оценивают текущий уровень туризма и перспективы дальнейшего развития православного паломничества. Один из параграфов рассказывает о влиянии внутриполитических конфликтов на количество прибывающих туристов. Так, из-за селективного принципа формирования информационной повестки СМИ внимание европейской общественности было приковано к Интифаде - серии нападений на израильтян со стороны арабского населения, - что привело к падению въездного турпотока и банкротству предприятий туристского бизнеса. В последней главе предлагается набор действий по развитию православного паломничества в отстающих в экономическом развитии странах Балканского полуострова.
В заключении сконцентрированы основные выводы, сделанные автором на основании анализа литературы, статистических и исторических источников, исследований законодательства, медиа и маркетинга территорий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании использованных источников по статистике туризма и литературы можно сделать следующие выводы.
Описанные в работе страны, не смотря на принадлежность к одному региону (Ближний Восток), разительно отличаются друг от друга по общему уровню социально-экономического развития, по количеству священных для христиан объектов и по уровню развития православного паломничества.
Так, на территории Государства Израиль располагается наибольшее количество святынь христианского Востока, как уже включенных в программы поездок, так и «выпадающих» из них. Причем объекты паломнического интереса, не включенные в программы поездок, составляют хороший потенциал для дальнейшего расширения географии экскурсионного дела в стране. Скромные размеры государства предопределили доминирование радиального типа построения туристских и паломнических маршрутов. Благодаря высокому уровню экономического развития страна смогла обеспечить транспортную доступность христиан разных конфессий к объектам паломничества даже несмотря на непростые природно- климатические условия. Страна также обладает достаточным количеством коллективных средств размещения (КСР), причем среднегодовая наполняемость КСР в Израиле составляет около 70%, что соответствует среднемировому показателю и в то же время дает возможность привлечь и разместить дополнительное количество туристов. Кроме того, Израиль стал первым государством, в котором начали создаваться и учитываться государственным органом статистики «христианские хостелы» или Дома Паломника. Таким образом, Израиль, благодаря своему историко-культурному наследию, грамотной работе по созданию транспортной системы, строительству КСР и продвижению турпродукта, является передовым государством Ближнего Востока по уровню развития православного паломничества.
Важным препятствием для Израиля на пути развития туризма в целом и паломничества в частности является нерешенность арабо-израильского конфликта, который периодически вспыхивает с новой силой и сильно снижает привлекательность туристской дестинации.
Соседний Египет, демонстрирующий в целом неплохие показатели развития туристической отрасли, тем не менее, заметно отстает по развитию православного паломничества от Израиля. Связано это с целым рядом факторов. Во-первых, на территории страны не столь сильны позиции христианства: его исповедует лишь десятая часть населения. Соответственно, в стране сложилось немного крупных христианских центров, исключением являются лишь монастыри Синайского полуострова. Но и их популярность объясняется не только исключительной важностью этих центров для христианского мира, но и удобством посещения: Синай - самая популярная курортная зона страны, следовательно, часть туристов из Шарм Эль Шейха отправляется в одно-двухдневные поездки по монастырям полуострова. Кроме того, на увеличение количества паломников в монастыри Синая положительно влияет упрощенный порядок въезда (т.н. «синайский штамп или виза»). На западе Египта находится другое средоточие христианских святынь, удаленное от крупных туристских курортов, а потому чаще посещаемое паломниками - Нитрия (в Нитрийской пустыне). Объекты паломнического интереса на территории Египта расположены таким образом, что их можно удобно объединить в единый маршрут: от Синая через прибрежные территории до Наблуса. Это пример успешной реализации представителям туристского бизнеса Египта паломнического потенциала страны. Благодаря существованию этой семидневной программы Египет может рассматриваться как направление христианского религиозного туризма. В дополнение к собственно египетским паломническим программам существуют и пользуются спросом однодневные экскурсии в монастыри Синайского полуострова из соседнего Израиля.
Несколько иначе дело обстоит с развитием паломничества на Кипре. История острова тесно связана с жизнью и подвижничеством ряда христианских апостолов, святых, мучеников и праведников, однако количество святынь, сохранившихся сегодня на острове, невелико. Кроме того, оккупация северной половины Кипра этническими турками- мусульманами лишила верующих посещать целую плеяду православных монастырей и церквей, хранящих чудотворные иконы и мощи. Святыни, расположенные на территории непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра, сегодня не включены в программу паломнической поездки
В рамках исследования автором было изучено несколько семидневных паломнических поездок, предлагаемых на отечественном рынке. Все такие поездки предполагают лишь 3 дня путешествий по святыням острова, остальное время отводится на пляжный отдых. Это объясняется ориентированностью туроператоров на массового туриста и сопряженное с ним стабильное извлечение прибыли, что «отпугивает» ортодоксального паломника.
В условиях очевидной ограниченности паломнического потенциала Кипра и невозможности посещения северной его части логичным представляется вывод на рынок комбинированного паломнического тура Кипр - Израиль - Египет. Действительно, уже сегодня существует регулярное водное сообщение между Кипром и Израилем и наземное между Израилем и Египтом, однако на данный момент нет пакетного тура, объединяющего все три страны. В то же время, такой тур имеет ряд преимуществ: как программная логичность и последовательность, простота туристских формальностей, транспортное удобство, отсутствие политических противоречий между странами, посещение сразу трёх стран за одну поездку и др.
Примечательно, что значение внутриполитических противоречий на Кипре гораздо ниже, чем в Израиле. На наш взгляд, это связано с тем, что Кипр успешно разделился по этническому и религиозному признакам: представители одной нации и вероисповедания проживают компактно в своей государственном (законном и нет) образовании. В то время как на территории Израиля арабы и евреи проживают бок о бок, совместно, и имеют много точек соприкосновения, периодически вызывающих конфликты.
Государства Балканского полуострова несмотря на принадлежность к одному региону и общность исторической судьбы, также отличаются друг от друга по степени развития туризма в целом и паломничества в частности.
Все страны, рассмотренные в исследовании, находятся на разных уровнях социально-экономического развития, что определяет принципиальные различия в состоянии туристской отрасли и транспортной инфраструктуры. Абсолютным лидером региона по развитию туризма является Греция, в чём легко убедиться, сравнив количество туристских прибытий в страны Балканского полуострова (см. Приложение. Диаграмма 1).
В работе были изучены основные центры православного паломничества Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Греции, Македонии, Сербии и Черногории, в результате чего был выявлен разный уровень популярности православного паломничества в эти страны. В прямой зависимости от этого показателя находится физическое состояние православных святынь: сохранность монастырей Болгарии, Греции, Черногории и Сербии на порядок выше, чем в Албании, Боснии и Герцеговине.
На основании уровня социально-экономического развития, популярности православного паломничества и потенциала религиозного туризма изученные страны были поделены на три группы: с высоко-, средне-, и низкоразвитым православным паломничеством.
К первой группе относятся популярные у туристов и паломников страны с разветвленной транспортной сетью, широким выбором средств размещения и, главное, с исключительно высоким потенциалом религиозного туризма. Последнее подразумевает наличие и отличную сохранность священных православных мест, их транспортную доступность и освещенность в средствах массовой информации. К этой группе относятся Болгария и Греция.
Страны со среднеразвитым православным паломничеством - Сербия и Черногория, располагающие достаточно большим количеством мест паломничества хорошего уровня сохранности, но испытывающие трудности с функционированием транспортной системы. Так, например, попытка авиакомпании «Ямал» запустить чартерный рейс Москва - Ниш не увенчалась успехом, и сегодня туристы могут попасть в Сербию лишь через Белград. Кроме того, страны стремятся развивать иные виды туризма: экскурсионно-познавательный с лечебно-оздоровительным (Сербия) и пляжный (Черногория), что проявляется в неком «слиянии» туризма и паломничества, о чем говорилось ранее.
К группе стран с низкоразвитым туризмом относятся Албания, Македония, Босния и Герцеговина. Принадлежность стран к этой группе определяется внутренней спецификой каждой из них. Албания является преимущественно мусульманской страной, Албанская православная церковь была воссоздана не так давно, и позиции ее не так крепки, что сказывается на плохом физическом состоянии Воскопои, главного центра православного паломничества страны. Кроме того, Албания непопулярна среди туристов, даже не смотря на введение безвизового режима с большинством крупных стран. Главной проблемой Македонии является экономическая отсталость, лишающая страну возможности развить транспортную инфраструктуру, столь необходимую для туризма. В то же время Македония располагает неплохим паломническим комплексом в г. Охрид. Босния и Герцеговина представляет собой федерацию, с о стоящую из четырех слабоинтегрированных частей, что является главным препятствием для развития туризма, в том числе религиозного.
Албании, Македонии, Боснии и Герцеговине, относительно бедным в религиозном отношении, требуется объединить усилия с соседними государствами для развития туризма. Небольшая площадь этих стран и наличие у двух из них выхода к морю дают возможность создавать комбинированные туры, предполагающие посещение двух-трех стран. Например, путь с греческого острова Корфу, прославленного православными святынями, до прибрежного города Саранда в Албании занимает 20 минут. После посещения Саранды туристы должны проследовать в албанские города Корча и Поградец, где тоже есть места паломнического интереса, чтобы затем попасть в македонский город Охрид, отмеченный деяниями Кирилла, Мефодия и св. Климента Охридского. Православные святыни юго-востока Боснии и Герцеговины (комплекс Требинье) можно объединить с монастырями Черногории в рамках комплексного тура.
Однако на данном этапе развития международных отношений такое сотрудничество представляется маловероятным, а без содействия государства туристическим фирмам крайне сложно наладить деловые контакты с иностранными партнёрами.
Круизный вид туризма, способный вдохнуть жизнь в прибрежные города Балкан, пока развит только в Греции и выходящей за рамки исследования Хорватии.
В ходе исследования было выяснено, что основными местами православного паломничества во всех странах Балканского полуострова являются монастыри, главной особенностью которых, зачастую, является удаленность от крупных поселений, что делает их труднодоступными для паломников и повышает значимость транспортного обеспечения в организации тура.
Таким образом, можно заключить, что все рассмотренные страны Балканского полуострова обладают потенциалом для развития религиозного туризма, однако на данный момент этот потенциал удачно используют лишь Болгария и Греция, Сербия и Черногория. Остальным же странам пока не удаётся полностью преодолеть застойные процессы в экономике и создать благоприятный инвестиционный климат, активизировать развитие сферы услуг и, наконец, решить вопросы национального устройства. Если обозначенные микроэкономические проблемы будут решены, Балканский полуостров может превратиться в одно из самых перспективно развивающихся туристических направлений. Основными плюсами направления могут стать физическая и, отчасти, духовная близость к Западной Европе и России (основным потребителям туристических услуг), возможность круглогодичного посещения региона, обеспеченная широким набором объектов показа. Прибрежная рекреационная зона способна принять любителей пляжного отдыха, города внутри страны - предпочитающих экскурсионно-познавательный туризм, многочисленные монастыри Балкан - христиан-паломников. Богатое прошлое Балканского полуострова может стать залогом успешного будущего.



1. Странствия Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть I. - СПб.: Православное Палестинское общество, 1885. - 259 с.
2. Странствия Василия Григоровича-Барского по Святым ме стам Востока с 1723 по 1747 г. Часть II. СПб.: Православное Палестинское общество, 1885. - 318 с.
3. Монахиня Нектария (Мак Лиз). Евлогите! Благословите! Путеводитель по святым местам Греции. - М.: Русский паломник, 2007. - 1155 с.
Нормативные акты
1. Конституция Арабской Республики Египет (принята конституционным референдумом 14-15.01.2014). Каир, 2014. - 69 с.
2. Конституциии зарубежных государств. 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997. - 586 с.
3. Под стягом России: Сборник архивных документов / Сост., примеч. А.А. Сазонова, Г.Н. Герасимовой, О.А. Глушковой, С.Н. Кистерева. - М.: Русская книга, 1992. - 432 с.
4. Свод Основных законов государства Израиль. Приняты в период между
1958-2001 гг. // Конституции государств Азии. Т.1: Западная Азия / Отв. ред.: Хабриева Т.Я. - М.: Норма, 2010. - 544 с.
5. Резолюции №№365, 367, 541 Совета Безопасности ООН // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт: [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/1983.shtml(дата обращения: 12.04.2017).
Справочная литература
1. Israel hotels income 2008-2015. - Jerusalem, 2016. - 2 p.
2. Central Bank of Egypt annual report for 2012/2013 financial year. - Cairo,
2014. - 153 p.
3. Central Bank of Egypt annual report for 2013/2014 financial year. - Cairo,
2015. - 147 p.
4. Statistic Agency of Cyprs. Annual report for 2014 year. - Nikosia, 2015. - 136 p.
5. Arrivals to Israel (by means of transport) in 2005-2015 years. / Central Statistical Bureau of Israel. - Jerusalem, 2016. - 1 p.
6. Tourist arrivals to Israel in 2005-2015 years. / Central Statistical Bureau of Israel. - Jerusalem, 2016. - 1 p.
7. Israel: economic impact of tourism in 2015. / WTTC. - London, 2016. - 24 p.
8. Tourist arrivals to Israel (by country of residence) in 2012-2014. / Central Statistical Bureau of Israel. - Jerusalem, 2015. - 3 p.
9. Amount and capacity of hotels in 2011-2012. / Central Statistical Bureau of Israel. - Jerusalem, 2013. - 4 p.
10. Israeli tourism in 2000-2012гг. / Central Statistical Bureau of Israel. - Jerusalem, 2013. - 124 p.
11. Hellenic Statistical Authority. Non-residents arrivals from abroad: January - December 2013. Press release. Piraeus: - Piraeus, 2014. - 6 p.
12. National Statistical Institute of Bulgaria - nights spent by foreigners and arrivals of foreigners in accommodation establishments by country of origin in 2012. - Sofia, 2013. - 6 p.
13. Statistical Institute of Albania. Population and housing census 2011. Part 1. - Tirana: AdelPress, 2012. - 176 p.
14. Report of the World Heritage Committee (14th session) of UNESCO. - Banff: 1990. - 78 p.
15. Statistical yearbook 2013. - Sarajevo: 2013. - 3 p.
16. Tourism in the Republic of Macedonia, 2009-2013. - Skopje: State statistical Office of the Republic of Macedonia, 2014. - 51 p.
17. Tourist arrivals and overnights stays in 2003. Podgorica: - Montenegro statistical office (Monstat), 2014. - 8 p.
18. Tourist arrivals and overnight stays. Annual data. - Belgrade: Statistical Office of the Republic of Serbia, 2013. - 1 p.
Литература
Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
Беннет Л. Хорватия. Путеводитель. - М.: Фаир, 2013. - 192 с.
Болгария. Религиозный туризм. - София: изд-во министерства экономики, энергетики и туризма Болгарии, 2009. - 24 с.
Брайант С. Израиль: путеводитель. - М., 2011г. - 160 с.
Бушуева С.В. Паломничество и его особенности в русской истории // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. №4. С. 127-132.
Вайс В. Кипр: путеводитель. - М.: Дискус Медиа, 2009. - 170 с.
Войтенко А.А. Антоний Великий // Православная энциклопедия. Т.2. - М., 2001. - С. 659-664.
Генш К. Сербия. Черногория. Македония. Албания. Путеводитель. - М.: АСТ, 2008. - 464 с.
Греция. Путеводитель «Пти фюте», 3-е изд. - М.: Авангард, 2005. - 228 с.
Добронравов Н. Общие понятия о славянах. Сербия. Черногория. Босния. Герцеговина. - СПб.: 1877. - 28 с.
Дометиан. Видинская епархия. // Православная энциклопедия. Т.УШ - М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2004. -753 с.
Достян И. С. Борьба сербского народа против турецкого ига. XIV—начало XIX вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 193 с.
Игумен Марк (Головков). Русская духовная миссия в Иерусалиме // Богословские труды: Сб.статей / Под ред. Карманова Е.А. - М.: Изд-во Московской патриархии. № 35, 1999. - С. 23-36.
Иречек К.Ю. История болгар. - Одесса: типография Нитче, 1878. - 785 с.
Комашко Н.И., Саенкова Е.М. Екатерины Великомученицы монастырь на Синае // Православная энциклопедия. Т 18. - М., 2008. - С. 170-214.
Кочеляева Н.А. Паломничество в контексте русской культуры XII-XVII вв. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2008. №6. С. 34 - 42.
Курышева М., Попов И. Греция // Православная энциклопедия. Т.ХП. - М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2006. - 753 с.
Лукашевич А. Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. TXV. - М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2008. - 753 с.
Мазин К.А. Паломничество и туризм: сравнение сквозь призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. №4. С. 8-24.
Макарычева В.Б., Ларионова Ю.Б. Черногория. Путеводитель, 4-е изд. - М.: Вокруг света, 2008. - 144 с.
Мелькова М., Кузеванов О. Белград. // Православная энциклопедия. Т. IV. - М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2002. - 753 с.
Мир в кармане. Болгария. Путеводитель. 1-е изд. - М, 2006. - 98 с.
Мир в кармане. Болгария. Путеводитель. 2-е изд. - М, 2006. - 164 с.
Михайлов Е. Святая гора Афон. - М.: Литер, 2009. - 146 с.
Монастырь Студеница (Сербия)// Православные монастыри. Путешествие по святым местам, вып.37. - М.: Деагостини, 2009. - 96 с.
Монастыри Сербии. Путеводитель «Балкан-экспресс». М, 2011. - 40 с.
XX века. - СПб.: Алетейя, 2002. - 391 с.
Пенкова Б., Темелски Х. и др. Арбанаси. Арбанасский во имя святителя Николая женский монастырь // Православная энциклопедия. Т.Ш. - М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2001. - 747 с.
Познакомьтесь с НСР Албанией. - Тирана: 8 Нентори, 1978. - 200 с.
СадковаЕ.Г. Черногория. Путеводитель «Нева». - СПб.: Нева, 2011. - 28 с.
Сотирис Кадас. Святая Гора Афон. Монастыри и их сокровища. - Афины: изд-во Ekdotike Athenon, 2011. - 195 с.
Татаринцев Т. Египет: путеводитель. - М., Арриво, 2012. - 120 с.
Татаринцев Т. Кипр: путеводитель. - М., Арриво, 2012. - 79 с.
Тим Клэнси. Босния, Сербия и Черногория (путеводитель). - М.: Фаир, 2011.
- 176 с.
Тодич Б., Путянин В. Жича. // Православная энциклопедия. Т. XIX. - М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2008. - 753 с.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: Аст, 2003. - 603 с.
Хорошкин Ю.Н., Филобок А.А. Туристско-рекреационный комплекс Израиля: современное состояние и перспективы развития «перекрестного» туризма с Россией // Вестник АГУ, вып.137, - Краснодар, 2014. С. 98 - 105 с.
Христов Т.Т. Религиозный туризм: учебное пособие. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
Чечулин А.В. Маркетинговые коммуникации территорий: уч.пособие. - СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2015. - 102 с.
Чичинадзе М., Жарикова Т. Георгий, вмч. // Православная энциклопедия. Т.Х.
- М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2005. - 753 с.
Чичинадзе Н. Евфимий Святогорец. // Православная энциклопедия. Т.ХУП. - М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2008. - 753 с.
Чуркина И.В. Человек на Балканах в эпоху кризисов и этнополитических столкновений XX века. - СПб.: Алетейя, 2002. - 391 с.
Шамир И. Страна сосны и оливы, или Неприметные прелести Святой земли.
- СПб.: Амфора, 2011. - 540 с.
Юдин Г.Н. Хождения на Святую Землю. - М.: Белый город, 2009. - 460 с.
Яковлева Е. Путешествуй с удовольствием: путеводитель. - Т.4: Израиль. - Рига: PNB Print, 2013. - 98 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ