Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВЫХ ГОРОДОВ 9
1.1. Научно-исторические подходы к исследованию моноотраслевых городов России 9
1.2. Организационно-правовые аспекты государственной политики по социально-экономическому развитию моноотраслевых городов 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 53
2.1. Генезис экономики 53
2.2. Современное состояние хозяйства 59
2.3. Анализ развития социальной сферы и занятости населения 77
2.4. Проблемы формирования муниципальных финансов 90
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВОГО ГОРОДА... 102
3.1. Рекомендации по формированию государственной программы содействия реформированию моноотраслевых городов 102
3.2. Основные направления улучшения социально-экономического положения моноотраслевого города 113
Заключение 122
Список используемой литературы 128
Приложение 141
Актуальность темы исследования. Проблема регулирования городского развития в переходный период - одна из актуальных и в то же время недостаточно исследованных. Кардинальные перемены, произошедшие в последние годы в развитии городов были столь многоплановы и динамичны, что теоретико-методологическое осмысление наукой новых реалий, а тем более вероятных перспектив эволюции города значительно запаздывает. Существующие легитимные формы взаимодействия реальных субъектов согласованных решений и как следствие - необходимый уровень эффективности управления социально-экономическим развитием городских поселений.
В особо сложном положении оказались моноотраслевые города, для которых социально-экономическое благополучие зависит от деятельности градообразующего предприятия. Они превратились в центры экономических и социальных напряжений, где при той же концентрации населения резко сокращаются традиционные бюджетные источники финансирования социальной сферы, а закрытие градообразующего предприятия ставит под угрозу существование самого города.
Наряду с этим получила конституционное закрепление идея территориальной самостоятельности и местного самоуправления, во многом повысилась ответственность городских властей за обеспечение условий жизни населения, соответствующих социальных благ, свобод, защиты и т.д. Принципиально обновились формы, методы и объекты городского управления. При этом механизм взаимодействия федеральных, региональных и местных уровней власти до сих пор находится в стадии становления.
Все это требует коренного переосмысления регулятивных воздействий на сложные и во многом противоречивые отношения, складывающиеся в процессе социально-экономических преобразований моноотраслевых городов, имеющих различное функциональное назначение и находящихся в регионах различных типов.
Актуальность решения проблем социально-экономического развития моноотраслевого города с финансово устойчивым непрофильным градообразующим предприятием, находящимся в депрессивном регионе и предопределила выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение закономерностей и проблем развития моноотраслевых городов традиционно находи¬лось в центре внимания ученых.
В СССР взгляды ученых на управление развитием моноотраслевых городов носили отпечаток особенностей исторического пути всей страны и сводились в основном к управлению размещением производительных сил. В советской и российской экономической литературе до начала 90-х годов XX века преобладала точка зрения о городах как индустриальных центрах, со¬гласно которой управление города заключалось в управлении градообразующим предприятием либо градообразующей отраслью.
В работе выделены и рассмотрены три центральных направления изучения моноотраслевых городов в дореформенный период:
— разработка теории и практики размещения градообразующих предприятий моноотраслевых городов (Г. Агранат, Н. Баранский, В. Бурканов, В. Воробьев, JL Иоффа, К. Космачев, О. Назаровский, Е. Перцик и др.);
— анализ взаимодействия градообразующих и градообеспечивающих отраслей (Н. Данилов, В. Любовный, А. Татаркин и др.);
— типологизация моноотраслевых городов (Л. Велихов, В. Зуев, Г. Лап- по, И. Майергойз, В. Семенов-Тян-Шанский и др.).
Результаты проведенного исследования показали, что моноотраслевые города издавна являлись объектом изучения.
В СССР взгляды ученых на управление развитием моноотраслевых городов носили отпечаток особенностей исторического пути развития всей страны.
Анализируя научные труды по данной тематике, мы пришли к вы¬воду, что до 60-х годов прошлого столетия моноотраслевые города исследовались в основном с точки зрения их социально-экономических функций.
Наиболее интенсивно изучение моноотраслевых городов началось с 1966 г., когда по решению Госплана СССР в более чем 500 городах было начато строительство крупных промышленных предприятий. В соответствии с технико-экономическими расчетами определялось наиболее эффективное географическое размещение моноотраслевых городов и градообразующих предприятий;
80-е годы характерны более интенсивным изучением моноотраслевых городов. Дискуссионным моментом явилось определение специализации го¬рода. Большинство ученых пришло к мнению, что отрасль специализации должна определяться с позиции создания потребительной стоимости. Исследовалась взаимосвязь градообразующей и градообеспечивающей отраслей с позиций системного подхода. Выделились группы ученых, занимающихся исследованием моноотраслевых городов в региональном аспекте.
Переход к рыночным отношениям определил существенно новый подход к изучению моноотраслевых городов. Впервые определены критерии отнесения населенных пунктов к монопрофильным, а предприятий - к градообразующим. Дана оценка общих и методологических проблем моноотраслевых городов. Исследователи рассматривают моноотраслевые города с точки зрения их адаптации к рыночным отношениям и возможные варианты выхода из кризиса. При этом отмечается, что единого алгоритма быть не может, должны учитываться специфика конкретного города и региона, в котором он располагается, а также общегосударственная социально-экономическая политика.
Нам представляется, что в научной литературе не уделяется должного внимания проблемам моноотраслевых городов, находящихся в депрессивных агропромышленных регионах и имеющих непрофильные финансово устойчивые градообразующие предприятия. Под непрофильным градообразующим предприятием мы предлагаем понимать предприятие, не имеющее в данном регионе ни источников сырья, ни рынков сбыта продукции.
Анализ работы ученых по данной тематике выявил использование раз¬личной терминологии: моногород, монопрофильный город, моноструктурный город, моноотраслевой город, моноцентричный город.
Изучив справочную литературу по рыночной экономике, мы пришли к выводу, что более корректно будет использование дефиниции «моноотраслевой город».
Исследование основных аспектов государственной политики социально-экономического развития моноотраслевых городов показало, что в данный перечень входит незначительное количество городских поселений, представляющих государственный интерес, причем механизмы государственной поддержки далеко не совершенны и находятся в стадии доработки.
В работе дана оценка региональных программ общефедерального значения, реализация которых затрагивает социально-экономическое развитие многих моноотраслевых городов РФ. Отмечается тенденция к сокращению региональных программ общефедерального значения. Одной из главных причин создавшейся ситуации, по нашему мнению, является отсутствие реальных источников финансового обеспечения программ.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 40 с.
2. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР: офиц. текст: по состоянию на 15 ноября 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Юрайт-М, 2002.-462 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: ООО ТК Велби, 2003. - 520 с.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ЭКМОС, 1998. - 128 с.
5. СССР. Законы. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: офиц. текст принят 09.04.90 г. // Ведомости Съезда на¬родных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 6. - Ст.
267.
6. Российская Федерация. Законы. О статусе наукограда РФ: офиц. текст принят 07.04.99 г. № 70-ФЗ. // Собрание законодательства РФ, 12.04.1999, №
15, ст. 1750.
7. Российская Федерация. Законы. О ЗАТО: офиц. текст принят 14.07.92 г. № 3297-1 (с измен, и доп. от 24 декабря 2002 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992.-№33.-Ст. 1915.
8. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ»: от 26.05.04 № 45-ФЗ // Собрание за¬конодательства РФ. - 2004. - № 22. - Ст. 2095.
9. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 1998 год: офиц. текст принят 26.03. 98 г. № 42-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -
1998. -№ 13.-Ст. 1464.
10. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2002 год: офиц. текст принят 30.12.01 г. № 194-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -
2001. -№53 (ч. 1). - Ст. 5030.
129
11. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации мест¬ного самоуправления в РФ: офиц. текст принят 28.08.95 г. № 154-ФЗ // Соб¬рание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.
12. Российская Федерация. Законы. О финансовых основах местного само-управления в РФ: офиц. текст принят 25.09.97 г. № 126-ФЗ // Собрание за-конодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3330.
13. Российская Федерация. Законы. О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: офиц. текст принят 11.04.98 г. № 15 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 15. - Ст. 1695.
14. Российская Федерация. Законы. О приватизации государственного и муниципального имущества: офиц. текст принят 21.12.01 № 178-ФЗ (с изм. и доп. от 27.02.03 г.) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251.
15. Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве): офиц. текст принят 26.10.02 № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002.-№43.-Ст. 4190.
16. Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ: офиц. текст принят 14.06.95 г. № 88-ФЗ (с изм. и доп. от 21.03.02 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. -№ 25. - Ст. 2343.
17. Алтайский край. Законы. Программа содействия занятости населения на 2001-2005 гг.: офиц. текст принят 06.07.01 г. № 40-ЗС // Сборник законода¬тельства Алтайского края. - 2001. - № 63. - С. 30.
18. Алтайский край. Законы. О краевом бюджете на 2002 год: офиц. текст принят 28.12.01 № 11-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. - 2001.-№68.
19. Алтайский край. Законы. О краевом бюджете на 2003 год: офиц. текст принят 30.12.02 № 90-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. -
2002.-№80.
130
20. Российская Федерация. Президент. Указы. О мерах по развитию науко¬градов как городов науки и высоких технологий: офиц. текст принят
07.11.97 г. № 117.
21. Российская Федерация. Президент. Указы. Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируе¬мых предприятий: офиц. текст принят 10.01.93 г. № 8 // Собрание актов Пре¬зидента и Правительства РФ. - 1993. - № 3. - Ст. 168.
22. Российская Федерация. Президент . Указы . Методические рекоменда¬ции по применению основных положений государственной программы при¬ватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ: офиц. текст принят 22.07.94 г. № 1535 // Собрание законодательства РФ. 1994. №
13. -Ст. 1478.
23. Российская Федерация. Президент. Указы. О первоочередных мерах го-сударственной поддержки малого предпринимательства РФ: офиц. текст принят 04.04.96 г. № 491 (с изм. от 14.11.97 г., 06.01.96 г.) // Собрание зако¬нодательства РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1583.
24. Российская Федерация. Президент. Указы. Основные положения регио-нальной политики в РФ: офиц. текст принят 03.07.96 г. № 803 // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 23. - Ст. 2756.
25. Российская Федерация. Президент. Распоряжения. Об утверждении по¬ложения об определении пообъектного состава федеральной, государствен¬ной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собствен¬ности: офиц. текст принят 18.03.92 г. № 114-рп. // Ведомости СНД и ВС РФ.
- 1992.-№ 13.-Ст. 697.
26. РСФСР. Президиум Верховного Совета. Указы. О переименование Со- рокинского района в Заринский» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1979.-№52.-С. 1107.
27. РСФСР. Правительство. Постановления. Положение об обеспечении особого режима в ЗАТО, на территории которого расположены объекты Ми-
131
нистерства обороны РФ: офиц. текст принят 26.06.98 № 655 // Собрание за-конодательства РФ. - 1998. - № 27. - Ст. 3180.