Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЕКТИВА 7
1.1 Место и роль социально-психологического климата в эффективной
деятельности трудового коллектива 7
1.2 Технологии оптимизации социально-психологического климата в
организации 12
1.3 Влияние особенностей управления на социально-психологический
климат коллектива 19
ГЛАВА II. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЕКТИВА В ОГБУЗ «РАКИТЯНСКАЯ РАЙОННАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОГБУЗ «Ракитянская
районная центральная больница» 25
2.2 Анализ системы управления персоналом в ОГБУЗ «Ракитянская
районная центральная больница» 33
2.3 Исследование актуального состояния социально-психологического
климата коллектива в ОГБУЗ «Ракитянская районная центральная больница» 39
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОГБУЗ «РАКИТЯНСКАЯ РАЙОННАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА» 69
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию социально¬
психологического климата в ОГБУЗ «Ракитянская районная центральная больница» 69
3.2 Оценка социальной эффективности мероприятий по
совершенствованию социально-психологического климата в ОГБУЗ «Ракитянская районная центральная больница» 79
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Современное состояние организаций, которые стремятся укрепить конкурентоспособность на рынке труда такова, что им необходимо своевременно адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим тенденциям для успешного существования. Чтобы не подвергать риску персонал организации, руководители должны сформировать благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
Постоянное поддержание положительного социально-психологического климата является успешным показателем повышения производительности труда, рационализации и регламентации трудовой деятельности, а также удовлетворенности персоналом рабочей обстановкой и организацией в целом. Состояние общего психологического настроения коллектива организации зависит от руководителей, понимания внутреннего состояния людей, их переживаний и эмоционального настроения[3, с.5].
Актуальность данной проблемы заключается в том, что рабочая деятельность напрямую влияет на психологическую составляющую как сотрудников, так и руководителей управленческого звена. Регулярные стрессовые ситуации, в которые специалисты по управлению персоналом попадают ежедневно во взаимодействии с сотрудниками организации, при принятии управленческих решений важных стратегических задач оказывают отрицательное влияние как на внутреннее его состояние, так и к изменению профессиональной сущности.
Также важнейшим аспектом дестабилизации благоприятного социально-психологического климата является синдром эмоционального выгорания - burnout. Наши отечественные авторы перевод термина «burnout» объясняли следующим образом: «новый механизм, который выработан личностью с целью психологической защиты для полного исключения эмоций», «аспект профессиональной деформации работника,
На сегодняшний день в российском и зарубежном менеджменте не существует единой модели для устранения проблем профдеформации сотрудников через снижения стрессовых ситуаций и защиты от эмоционального выгорания.
Современные авторы, изучая социально-психологический климат в аспекте профессионального выгорания на практике, трактуют его как «расплата за сочувствие», которое обычно происходит из-за неблагоприятных условий труда[5, с.12].
Неблагоприятные переживания проявляются в поведении людей, в рабочей обстановке из следующих характеристик:
• индивидуальный предел, состояние, при котором внутреннее состояние не может противодействовать эмоциональному истощению и сгоранию
• «кризис» психологического опыта;
• формирование отрицательного индивидуального опыта.
Социально-психологический климат - это социально-психологическое состояние трудового коллектива, характер их ценностных и межличностных отношений и эмоционально-психологическая связь между работниками организации. Авторы, изучающие проблему формирования социального- психологического климата считают, что на его развитие влияют множество факторов: демографический, политический, социально-экономический и другие.
Следовательно, самым важным фактором, влияющим на развитие трудового персонала организаций приграничных территорий является социально-психологический фактор, так как он характеризуется такими показателями как глобальная и локальная макросреда, физический и психологический микроклимат, санитарно-гигиенические, условия труда,
Таким образом, социально-психологический климат влияет на развитие трудового потенциала организаций, способствует формированию благоприятной атмосферы для работников организаций и формирует крепкую организационную культуру[12, с.58].
Теоретико-методологических основ исследования. Исследованием социально-психологического климата в организации занимались такие авторы, как Батуева В. «Оптимизация издержек: формируем культуру или регулируем организационный климат?», Кукушкин Н.П., Шуклин С.А. «Мониторинг социальной напряженности в организации как инструмент управления персоналом», Орлова Н.В. « Психологический климат: диагностика и предупреждение кризиса», Бойко В. В. «Социально-психологический климат коллектива и личность», Василюк Ф.Е. «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)», Литвинов В.Н. «Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования», Платонов Ю. П. «Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях».
Объект исследования: ОГБУЗ «Ракитянская районная центральная больница».
Предмет исследования: социально-экономические и управленческие отношения, определяющие степень влияния социально-психологического климата на управление организацией.
Цель исследования: теоретическое обоснование значимости социально-психологического климата в системе управления организацией и разработка практических рекомендаций по оптимизации социально-психологического климата в условиях конкретного предприятия.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические и методические аспекты
оптимизации социально-психологического климата коллектива.
2. Исследовать организационно-экономическую характеристику ОГБУЗ «Ракитянская районная центральная больница».
3. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ОГБУЗ «Ракитянская районная центральная больница».
4. Разработать мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата в ОГБУЗ «Ракитянская районная центральная больница» и оценить их эффективность.
Методы исследования:
1. Комплексный метод организации исследования;
2. Эмпирические методы - психологическое тестирование (методика);
3. Методы обработки данных, анализ нормативно-правовой документации организации.
Структура.
Курсовой проект включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Первая глава состоит из трех параграфов, которые посвящены изучаемой проблеме; вторая глава представляет собой исследование и включает три параграфа, в которых описывается организационно-экономическая характеристика организации, анализ системы управления персоналом и диагностика социально-психологического климата в организации, в третьей главе, разработаны и предложены мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата в организации и обоснование эффективности данных мероприятий. В заключении сформулированы основные выводы по работе. В приложении представлены организационная структура, устав и тексты использованных методик.
Итак, в первой главе мы выяснили, что социально-психологический климат - это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением).
Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе[11, с. 58].
Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса[19, с. 29].
В отличие от типичных бизнес-организаций, в учреждениях здравоохранения руководителям доступна меньшая степень контроля над деятельностью, по крайней мере части своих сотрудников, так как и врачам, и корпусу медицинских сестер свойственна доля автономности.
У руководителей здравоохранения всех уровней появились проблемы, вызванные необходимостью принимать решения в связи с заключением договоров, организацией по-новому работы персонала, распределением управленческих функций, изменением потребностей самих работников и т. д.
Во второй главе мы провели исследование в ОГБУЗ «Ракитянская районная центральная больница», в котором выявили недостатки социально-психологического климата в организации. Для анализа деятельности работников организации была использованы следующие методики: анкета «Оценка степени удовлетворенности трудом персонала»; анкета для исследования социально-психологического климата коллектива; экспертное интервьюирование врачей для оценки взаимоотношений, социально-психологического климата, а также условий труда и жизни медицинских работников на выявление причин плохого социально-психологического коллектива[38, с.25-26].
По результатам проведенных исследований было определено, что основными проблемами является: дублирование исходной управленческой информации и регламентирующих документов, интенсивность конфликтных взаимодействий на фоне девиантного поведения сотрудников, нерациональная форма разделения и кооперации труда, хаотичное распределение финансовых ресурсов за качественный и результативный труд и управление персоналом с приложением максимального влияния на их деятельность. Эти значения непосредственно оказывает влияние на интерес к работе, взаимодействие с сотрудниками и руководством. Также было выявлена большая тенденция к предпочтению выполняемой работе более высокому заработку, что влечет за собой конкурентность между работниками.
В целом анализ результатов исследования подтверждает преобладание в организации благоприятной атмосферы. Результаты опроса показали, что социально-психологический климат признается одним из наиболее важных факторов эффективной работы коллектива. При этом основными направлениями улучшения социального климата в организации является снижение нагрузки на медицинских работников.
Поэтому для устранения этих проблем в 3 главе мы предложили рекомендации, где перечислили ряд мероприятий, которые впоследствии могут внедрить руководители организации. Внедрение разработанных мероприятий позволит устранить выявленные проблемы в ОГБУЗ «Ракитянская районная центральная больница», разумно определить степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы), сформирует благоприятный социально-психологический климат (возможность для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегам), повысит качества, безопасности и доступности медицинской помощи, повышение эффективности управления, упростит и ускорит процесс работы регистратуры для более быстрого и качественного обслуживания клиентов за счет автоматизированной информационной системы[14, с. 78].
Также можно отметить, что организация может занять лидирующие позиции на рынке медицинских услуг, но недостатки методов управления, применяющиеся для работы с информацией и клиентами не позволяют этого сделать. Предложенные решения на основе использования сильной ресурсной базы организации, позволят развиваться более эффективно, не только за счет нового оборудования и квалифицированного персонала, но и за счет эффективного управления клиентской базой и документооборотом.
Таким образом, для успешной реализации представленных мероприятий, необходимо, чтобы руководители организации имели фундаментальные знания по психологии. Искусство мотивации заключается в освобождении эмоциональной энергии человека и требует от мотиватора чувствительности и терпения. Знание психологии необходимо даже для маленького, но важного изменения позиции руководителей по отношении к их персоналу. Персонал, в свою очередь, также изменит свое отношение к руководителям.
1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 29.12.2008 г.)
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2016. - 254с.
3. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко [и др.]. - М.: Мысль, 2015. - 242с.
4. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления / В.И. Бовыкин. - М.: Экономика, 2015. - 455с.
5. Бутыркин, В.С. Менеджмент организации / В.С. Бутыркин. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 566с.
6. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - СПб.: Питер, 2014. - 188с.
7. Володина, Н. Организация работы службы персонала / Н. Володина, Ю. Милованова // Методическое пособие. Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом». - 2016. - № 4. - С. 18-19.
8. Генкин, Б. М. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях: Учебник для вузов.-5-е изд.-М.: Норма, 2015.-480 с.
9. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. —М.: МНИИПУ, 2014.
10. Градов, А.П. / Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие. 2-е издание, испр. и доп. -СПб.: Специальная литература, 2014. -589с.
11. Громова, О.Н., Мишин В.М., Свистунов В.М. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. —М.: ГАУ, 2015.
12. Гупалов, В.К. Управление рабочим временем. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2016.
13. Дубина, И.Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики / И.Н. Дубина. - М: Academia, 2014. - 440с.
14. Калинина, А. Бизнес-диагностика рабочего места / А. Калинина // Человек и труд. -2014. -№ 4. -с. 75-77.
15. Кибанов, А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления машиностроительным предприятием. —М.: МИУ, 2015.
16. Кибанов, А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. —М.: ГАУ, 2014.
17. Кибанов, А.Я., Мамед-заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда. —3-е изд., доп. и перераб. —М.: Экзамен, 2014.
18. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. -М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2017.
19. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. - М.: ТетраСистемс, 2014. - 198с.
20. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: Учебник / Ф. Котлер // М.: Прогресс, 2015.-656 с.
21. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. - М.: Прогресс, 2015. - 174с.
22. Кулинцев, И.И. Экономика и социология труда. —М.: Центр экономики и маркетинга, 2016
23. Кушлин, В.И. Экономика предпринимательства. Курс лекций: Учебное пособие / В.И. Кушлин // М.: Владос, 2014. -240 с.
24. Лабунский, Л.В. О развитии персонала / Л.В. Лабунский // Управление персоналом. - 2015. - № 7. - С. 14- 16.
25. Лебединцева, Е. Уровень удовлетворенности работников / Е. Лебединцева // Управление персоналом. - 2014. - №9. - С. 16-21.
26. Литвинов, В.Н. Психологический климат и экономические показатели.
Социальные проблемы труда и образования / В.Н. Литвинов. - М.:
Просвещение, 2014. - 164с.
27. Ловчева, М. Слишком длинный рабочий день / М. Ловчева // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2015. - №1. - С. 6-9.
28. Макаренко, А.С. Полное собрание сочинений / А.С. Макаренко. - М.: Дрофа, 2016. - 454с.
29. Михайлов, А. С. Социально-психологический климат производственной организации в различных социально-экономических условиях / А. С. Михайлов // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2017. — № 1 (25).
30. Муфтахова, Ф. С. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведения преодоления в стрессовых ситуациях /Ф. С. Муфтахова// Вестник Башкирского университета. Раздел педагогика и психология.-2016. —Т.14. —№1.
31. Незоренко Т.К. Управление адаптацией персонала на предприятии:
Монография: Электронный ресурс / Т. К. Незоренко; Т.К. Незоренко. - Москва: Лаборатория книги, 2014. - 97 с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88739&sr=1
32. Нефедьева Е. И. Социологическое исследование условий труда работников бюджетной организации / Е. И. Нефедьева, И. К. Гусева, А. И. Гуляева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 379-390
33. Овчинников, В. Ф. Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятии. -Ижевск: Изд-во ИЭиУ ГОУ ВПО “УдГУ”, 2015. -189 с.
34. Овчинникова, Т. Взаимосвязь экономических показателей с эффективностью отдельно взятого производства / Т. Овчинникова, В. Соколов, И. Хореев // АПК: экономика, управление, 2017. -№9. -с. 50-55.
35. Одегов, Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. Том 2 -М: Изд-во: Альфа-Пресс, 2017.
36. Организация и нормирование труда в ПСМ / Под ред. В.И. Везломцева -М.: Стройиздат, 2017.
37. Организация и нормирование труда. Учеб. пособие для вузов /Под ред. В.В. Адамчука/ ВЗФЭИ. -М.: Финстатинформ, 2014. -312 с.
38.Организация охраны труда: Практические рекомендации / Сост. В.В. Хлопков, А.А. Мыслев. —Черноголовка: Центр охраны труда РАН, 2016.
39. Основы организации охраны труда на предприятии / Под общ. ред. Ю.С.
40. Платонов, Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в
группах и организациях / Ю.П. Платонов. - М.: Речь, 2015. - 196с.
41. Самарцева, М. И. Улучшение социально-психологического климата в коллективе / М. И. Самарцева, А. В. Семенец // Решентневские чтения. Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве. / Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева — 2016. — №3. — С. 456-458.
42. Сорокина Н.Ю. Роль трудового потенциала в развитии социально¬экономического потенциала региона //Экономика и управление. Тульский государственный университет. Тула. 2010.
43. Силласте, Г.Г. «Экономическое поведение безработного персонала». Соц. иссл. - 2015. №1.
44. Сухарева, Э. О.«Рынок труда и занятости в системе соц. отношений»-М., 2014 г.
45. Шакуров, Р.Х. «Социально-психологические проблемы руководства
педагогическим коллективом». - М., 2015 г.
46. Швальбе, Б., Швальбе Х. «Личность, карьера, успех»: Пер. с нем. -М.: Издательская группа «Прогресс», 2015 г.
47. Шепель, В.М. «Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями». - М., 2015 г.
48. Шлянчак, Д. Б. 14 шагов к успешной организации обучения: безвредные советы для начинающих специалистов/ Д. Б. Шлянчак // Управление развитием персонала. - 2016. - № 2. - С. 31-38.
49. Шорникова, Н. Аудит персонала организации/ Н. Шорникова // Человек и труд. - 2014. - № 11.
50. Эль-Аттар, Д. М. М. Развитие компетенций в системе стратегического управления персоналом: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Д. М. М. Эль-Аттар. - Краснодар, 2015. - 16 с.
51. Янкин, Д.В. Моделирование механизма согласования бизнес-процессов компетенций персонала и организационной структуры предприятия/ Д.В. Янкин: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.13. М., - 2015. - 136 с.
52.Официальный сайт областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ракитянская центральная районная больница» (ОГБУЗ "Ракитянская ЦРБ") - роррййрГ/гакйпое-сгЬ.ЬеПбгау.ги/