Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №70370

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

туризм

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
326
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 27
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

Актуальность темы исследования. Туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития экономики региона. Он оказывает содействие использованию природного и культурно- исторического потенциала, приобщение к которому, служит как расширению культурного кругозора населения, оздоровлению и отдыху граждан, так и экономическому развитию, решению проблемы занятости в небольших городах и сельских населенных пунктах и привлечению дополнительных средств в экономику региона. В России туризм - это развивающаяся отрасль. Во всех направлениях этой деятельности и на федеральном уровне, и на региональном, идет поиск новых форм работы, новых методов управления развитием туризма, расширения сферы предложения и углубление его специализации, создание новых туристских комплексов.
Детский туризм прочно закрепил свою позицию в системе общего туризма, а также является одним из приоритетных направлений развития, как на территории Российской Федерации, так и в отдельных её субъектах. В настоящее время детский туризм, который все шире используется как средство активного отдыха, способствует развитию личности, укреплению здоровья, повышения культурного уровня ребенка. Дети, которые вовлечены в систему детского отдыха, быстрее обретают социальную зрелость, получают духовную и физическую закалку, активно готовятся к трудовой деятельности.
Анализ состояния развития детского туризма показывает, что в его организации существует ряд проблем, таких как недостаточное развитие инфраструктурной составляющей детского туризма, малая доступность детского отдыха для большей части населения России, невысокая проработанность законодательной базы и единых стандартов деятельности в сфере детского туризма и т.д. Для их решения разрабатываются программы, которые призваны улучшить данное положение и наметить основные направления развития детского туризма в регионе.
В регионах России детский туризм, как одно из направлений образования и развития детей, является комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения, активного познания и освоения окружающего мира. Он способствует осуществлению краеведческих изысканий, выявлению и сбору конкретных фактов о памятниках истории и культуры, объектах природы, сохранению культурного наследия, а также их распространению в обществе путём пополнения фондов наглядных пособий школы, экспозиций музеев и т. п.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки практических рекомендаций по управлению развитием детского туризма на уровне субъекта Российской Федерации.
Анализ степени изученности. Управление развитием детского туризма имеет свою историю становления, в процессе которого было доказано его влияние на всестороннее развитие личности. Как в прошлом, так и на современном этапе этой теме уделялось немало внимания в исследованиях различных авторов.
Особое значение имеют исследования А.А. Остапца-Свешникова , давшего определение детского туризма и разработавшего концепцию «Школа жизни - окружающий мир». На его труды опирались такие авторы как Н.Ю. Баринова, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник .
В вопросах проектирования воспитательных и управленческих моделей развития детского туризма значительное место занимают работы А.В. Гаврилина, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой .
Значительный интерес представляют работы в области подготовки туристских кадров как функции системы управления таких авторов, как Е.И. Веретенников, И.А. Дрогова, Г.И. Зорина, В.А. Квартального .
В вопросах обеспечения системной безопасности в туризме представляются важными работы У.Г. Смирновой, Е.А. Субботиной .
Анализу данной темы посвящены работы современных отечественных авторов, таких как А.А. Бахвалова, которая выделила методы управления в сфере детского туризма на федеральном и региональном уровнях, С. Ю. Гришин, определивший особенности развития детского туризма в современных российских условиях .
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью повышения качества управления развитием детского туризма в регионе и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию данного процесса.
Объектом выпускного квалификационного исследования является государственная политика в области детского туризма.
В качестве предмета исследования выступают методы деятельности региональных органов власти по развитию детского туризма в Белгородской области.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления развитием детского туризма в Белгородской области.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления развитием детского туризма.
2. Проанализировать практику управления развитием детского туризма в Белгородской области.
3. Разработать направления совершенствования процесса управления развитием детского туризма в Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, изложенного в исследованиях М.В. Морозова, В. И. Слободчикова, Д.В. Смирнова и др., позволяющие рассмотреть процесс управления развитием детского туризма в системном аспекте, с точки зрения целей, задач, средств, методов работы и влияния на развитие ребенка .
При написании работы были использованы сравнительный метод, метод классификации, структурно-функциональный анализ, методы анализа, синтеза и обобщения.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого исследования, содержащиеся в:
1. Нормативно-правовых документах Российской Федерации и Белгородской области, регулирующих сферу туризма .
2. Материалах Департамента образования Белгородской области, отражающие количественные и качественные результаты реализации социальных проектов на территории Белгородской области.
Апробация результатов исследования. Основные результаты, полученные в ходе исследования, отображены в статье «Управление развитием детского туризма в Белгородской области» .
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней сформулированы практические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ, которые могут быть использованы в ходе совершенствования системы управления на региональном уровне.
В работе обоснованы предложения по совершенствованию управления развития детского туризма в Белгородской области. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности Департамента образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детский туризм является одним из эффективных направлений внешкольного образования в России. Туризм занимает важное место в формировании личности детей и юношества, их воспитании, а также является средством гармоничного развития детей, реализуемым в форме отдыха и общественно полезной деятельности. Кроме того, он является одной из важных составляющих для развития экономической и социальной сфер региона.
Изучение теоретических основ исследования управления развитием детского туризма показало, что четкого определения детского туризма в российском законодательстве нет. Под детским туризмом чаще всего подразумевают путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 17 лет с различными целями. Детский туризм классифицируют по различным признакам, таким как: территориальный, цель поездки и локализация на территории пребывания. Управление развитием детского туризма представляет собой деятельность, направленную на обеспечение проведения оздоровительных, образовательных, познавательных и других мероприятий для детей в возрасте 7-17 лет. В Российской Федерации детский туризм рассматривается как одно из направлений дополнительного образование детей.
Разрабатывает основные направления совершенствования
нормативного правового регулирования вопросов развития детского туризма и обеспечивает согласованность действий на всех уровнях власти при разработке, реализации программ Координационный совет по развитию детского туризма в Российской Федерации. Вместе с этим, законодательно закрепленной модели управления развитием детского туризма в России нет.
Управление на федеральном уровне находится в ведении Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ и Фонда социального страхования РФ. Они задают основные направления в области развития детского туризма. Было выявлено, что значительные полномочия в сфере дополнительного образования детей, в том числе развития и поддержания детского туризма, переданы на муниципальный уровень. Четких полномочий и ответственности в этой сфере не выделено ни на одном уровне власти.
Анализ практики управления развитием детского туризма в Белгородской области показал, что его осуществляет Управление общего, дошкольного и дополнительного образования Департамента образования. Непосредственно развитием детского туризм занимается отдел воспитания и дополнительного образования. Отдел участвует в разработке нормативно¬правовых актов в сфере воспитания, дополнительного образования детей, охраны здоровья детей, профилактике негативных проявлений в подростковой среде. Одной из основных форм управления развитием детского туризма является разработка, реализация программ и проектов.
В последние годы в регионе была реализована целевая программа развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны» на 2008-2013 годы», проведены проекты «По родному краю - с любовью» и «Развитие детского туризма на территории Белгородской области», которые позволили к 2015 году охватить 92% школьников экскурсиями по комплексным маршрутам.
Не смотря на положительные тенденции и успешно реализованные программы и проекты в сфере развития детского туризма, в Белгородской области остаются некоторые проблемы, которые требуют решения, а именно: недостаток кадров в отделе воспитания и дополнительного образования Департамента образования препятствует скоординированной и слаженной работе по каждому направлению (в том числе по развитию детского туризма); отсутствие механизма обратной связи между региональными органами и местными властями; потребность в повышении квалификации экскурсоводов и гидов, задействованных в сфере детского туризма; необходимость расширения географии посещения экскурсий и туристических выездов.
В результате анализа, были предложены рекомендации по совершенствованию управления развитием детского туризма в Белгородской области, такие как: расширение штата сотрудников отдела воспитания и дополнительного образования Департамента образования Белгородской области с помощью введения еще одной должности «консультант по развитию детского туризма», проведение регулярного совещания по вопросам детского туризма с участием представителей органов местного самоуправления, увеличение числа экскурсий за счет выездов в другие регионы.
Для решения проблемы необходимости переквалификации кадров в туристической сфере предлагается реализация проекта «Повышение квалификации экскурсоводов и гидов Белгородской области, работающих с детьми», цель которого направлена на освоение ими новых методов работы с детьми, а также получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в туристской сфере.
Основными направлениями реализации проекта являются: обеспечение реализации курсов переквалификации экскурсоводов и гидов; повышение квалификации экскурсоводов и гидов в соответствии с современными требованиями к туристической деятельности, а также поддержание этого уровня; получение экскурсоводами новых знаний, навыков и умений в области привлечения, удержания интереса детей во время туристических выездов, и совершенствование уже имеющихся.
Результаты проекта выражаются в обеспечении сферы детского туризма 22 квалифицированными экскурсоводами Белгородской области, владеющих современными методиками, знаниями и навыками работы в туристической отрасли, а также в открытии 10 новых направлений экскурсионных маршрутов.



1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (ред. 29 мая 2015 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. 2 марта 2016 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. 15 февраля 2016 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. 28 ноября 2015 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Текст]: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 76 // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101 -р // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах: Постановление Правительства РФ от 5 марта 2008 г. № 148 [Текст] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. О создании координационного совета по развитию детского
туризма в Российской Федерации [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 20 ноября 2014 г. № 2324-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд.
«Законодательство».
9. О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. О детском и юношеском туризме: Модельный закон от 4 декабря 2004 г. № 24-12 [Текст] // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. - 2005. - С. 196-207.
11. О социальном туризме: проект закона № 99802317-2 (ред. на 11 июня 1999 г.) [Текст] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. О туризме и туристкой индустрии в Российской Федерации: проект закона № 377260-3 (ред. 17 октября 2003 г.) [Текст] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Текст]: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
14. Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд.
«Законодательство».
15. Об утверждении государственной программы «Развитие
образования Белгородской области на 2014-2020 годы» [Текст]: Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 528-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд.
«Законодательство». Иформ.банк. «Регион. вып. Белгородская область».
16. Об утверждении стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы [Текст]: Постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Иформ.банк. «Регион. вып. Белгородская область».
17. Об утверждении стратегии действий в интересах детей в
Белгородской области на 2013-2017 годы [Текст]: Постановление
Правительства Белгородской области от 18 февраля 2013 г. № 44-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Иформ.банк. «Регион. вып. Белгородская область».
18. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей [Текст]: Распоряжение Правительства Белгородской области от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Иформ.банк. «Регион. вып. Белгородская область».
19. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Белгородской области [Текст]: Постановление Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 г. № 69-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Иформ.банк. «Регион. вып. Белгородская область».
20. Об утверждении положения о Департаменте образования Белгородской области [Текст]: Постановление Правительства Белгородской области от 27 ноября 2012 г. № 482-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Иформ.банк. «Регион. вып. Белгородская область».
21. Аигина, Е.В. Современное состояние и развитие детского туризма [Текст] / Е.В. Аигина // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 10 (54). - С. 506-518.
22. Баринова, Н.Ю. Управление инновационными проектами образовательной системы во взаимодействии с органами власти [Текст] / Н.Ю. Баринова // Г осударственная служба: состояние, тенденции развития и актуальные проблемы. - 2014. - № 2. - 209 с.
23. Бахвалова, А.А. Совершенствование государственного регулирования и методов управления в сфере детско-юношеского туризма на федеральном, региональном уровнях [Текст] / А.А.Бахвалова // Современные проблемы и перспективы развития туризма, сервиса и сферы услуг. - 2013.
- № 7. - С. 18-24.
24. Булавина, Н.С. Управление развитием детского туризма в Белгородской области [Текст] / Н.С. Булавина // Экономика и социум. - 2016.
- № 6 (25). - С. 1-8.
25. Веретенников, Е.И. Общественный туристский актив: подготовка, обучение, воспитание [Текст] / Е.И. Веретенников, И.А. Дрогов.
- М.: Профиздат, 2010. - 176 с.
26. Ветитнев, А.М. Региональные особенности организации отдыха и оздоровления детей в новых нормативно- правовых и экономических условиях [Текст] / А.М. Ветитнев // Сервис PLUS. - 2012. - № 1. - С. 20-29.
27. Вовлечение школьников Белгородской области в экскурсионно¬
исследовательскую краеведческую деятельность «По родному краю - с любовью»: Белгородский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий. офиц. сайт: [сайт]. - Режим доступа:
http: //www.belcdtur.ru/proekt/index 1. htm
28. Гаврилин, А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем [Текст] / А. В. Гаврилин. - Владимир: «Владимирская школа», 2008. - 208 с.
29. Голикова, О.М. Исследование основных направлений детского туризма [Текст] / О.М. Голикова // Сервис PLUS. - 2013. - № 1. - С. 62-67.
30. Гришин, С.Ю. Особенности развития детско-юношеского туризма в современных российских условиях [Текст] / С. Ю. Гришин // Вестник национальной академии туризма. - 2015. - № 3(35). - С. 12-16.
31. Егорова, М.А. Детский туризм [Текст] / М.А. Егорова // Вестник Оренбургского Государственного Университета. - 2013. - С. 51-54.
32. Зорин, А.И. Профессиональное туристское образование: структурный анализ и понятийная база [Текст] / А. И. Зорин, В. П. Березин // Квартальновские научные чтения. - М.: Советский спорт, 2014. - С. 317-325.
33. Зоричева, Н.М. Детский отдых как приоритетный вид социальной политики государства [Текст] / Н.М. Зоричева // Российский экономический интернет-журнал. - 2013. - №1. - С. 1-6.
34. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст] / В.А. Караковский, Л.И. Новикова. - М.: [б.и.], 2010. - 155 с.
35. Квартальный, А.В. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы [Текст] / А.В. Квартальный // Российская международная академия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 320 с.
36. Криворучко, В.И. Государственное регулирование санаторно-курортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики [Текст] / В.И. Криворучко. - М.: Академия повышения квалификации. - 2011. - 76 с.
37. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе [Текст] / В. С. Лазарев // Сельская школа. - 2008. - № 1. - С.16-19.
38. Любимова, Л.А. Специфика организации детского туризма [Текст] / Л.А. Любимова // Вестник ТГУ. - 2014. - № 1. - С. 156-160.
39. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года: Министерство Образования и науки РФ. офиц. сайт: [сайт]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/босишеп1з/3825
40. Морозов, М.В. В России у детского туризма социальный статус [Текст] / М. В. Морозов // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2011.
- №8. - С. 26-30.
41. Новикова, Л.И. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст] / Л.И. Новикова. - М.: [б.и.], 2010. - 155 с.
42. О департаменте: Департамент образования Белгородской
области. офиц. сайт: [сайт]. - Режим доступа:
http: //www.beluno. ru/struktura/about-dep. html
43. Остапец-Свешников, А.А. Детский туризм - специфическая образовательная система. Концепция [Текст] / Л.В. Алиева, А.А.Остапец- Свешников // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения.
- 2012. - № 1. - С. 38-53.
44. Поташник, М.М. Основы стратегического управления дополнительным образованием школьников [Текст] / М.М. Поташник, A.M. Моисеев. - М.: Новая школа, 2008. - 300 с.
45. Протокол заседания Координационного совета по развитию
детского туризма в Российской Федерации от 24 ноября 2014 года: Правительство РФ. офиц. сайт: [сайт]. - Режим доступа:
http://government.ru/news/17334/
46. Развитие детского туризма на территории Белгородской области:
Белгородский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий. офиц. сайт: [сайт]. - Режим доступа:
http://wwW.belcdtur.ru/proekt2/private/o proekt/PP.pdf
47. Слободчиков, В.И. Есть ли перспективы развития детей в мегаполисе? [Текст] / В.И. Слободчиков // Россия 2010: Журнал межрегиональной государственности. - 2010. - № 4. - С. 32-33.
48. Смирнов, Д.В. Туристское мастерство как средство профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного образования [Текст]: дис. кандидата педагогических наук / Д.В. Смирнов. - М.: Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», 2010. - 244 с.
49. Сонина, М.М. Все секреты детского туризма [Текст] / М.М. Снина. - М: Тревел Эксперт, 2014. - 161с.
50. Целиковский, В.К. Совершенствование государственных механизмов развития детского оздоровительного туризма [Текст] / В.К. Целиковский // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 96-99.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ