Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНКЛЮЗИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №70368

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
559
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Сущность и содержание социальной реабилитации людей с 11
ограниченными возможностями средствами танцевальной терапии
Инклюзивная танцевальная терапия – инновационное 30
направление в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья
2. СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ИНКЛЮЗИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (НА ПРИМЕРЕ ОГБУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»)
Опыт применения инклюзивной танцевальной терапии в 41
социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья
Роль и возможности инклюзивной танцевальной терапии в 49
социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам исследования)
Социальный проект «Инклюзивный бал» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85


Актуальность темы исследования. Проблема инклюзии людей с ограниченными возможностями является одной из актуальных проблем современности. И это связано, прежде всего, с большими изменениями в подходах к решению задач по преодолению ограничений, связанных с состоянием физического, психического, ментального здоровья. Все чаще проблему инвалидности стали рассматривать не как проблему отдельного человека, но как проблему общества в целом. Число людей с ограниченными возможностями увеличивается с каждым годом, и вопрос создания условий для их полноценного участия в жизни общества на фоне недостаточной включенности данной категории в социальные взаимосвязи и отношения требует дополнительного изучения и решения. Данные проблемы связаны, прежде всего, с наличием целого ряда барьеров и социальных ограничений, которые не позволяют людям, имеющим ограниченные возможности, активно интегрироваться в общество. Часто институциональная структура социума, в том числе и сфера социальной защиты, социального обслуживания не позволяет в полной мере удовлетворять все нужды данной категории людей: в контексте новых подходов, она должна не просто помогать, что, несомненно, важно и требует значительных ресурсов, но создавать условия, в которых человек сможет самостоятельно и независимо осуществлять свою повседневную деятельность.
Среди многочисленных потребностей человека с ограниченными возможностями (в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социальной сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; в комфортных социально-бытовых условиях; в материальной поддержке) немаловажную роль занимают потребности в социальной реабилитации. В последнее время в социальную реабилитацию различных категорий населения включают элементы арт-терапии. Именно арт-терапии сегодня отводится огромная роль в решении целого комплекса задач социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, поскольку сегодня актуален поиск новых форм и методов, способствующих социокультурному становлению, творческому самовыражению в том числе лиц с ограниченными возможностями.
Одним из инновационных направлений арт-терапии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями является инклюзивная танцевальная терапия. Коррекция посредством движений направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально- волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта. Инклюзивный танец, в котором участвуют здоровые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья, имеет еще более мощный социально-реабилитационный потенциал, поскольку способствует активной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, позволяет им устанавливать полноценные социальные связи и взаимоотношения. Все вышесказанное и определяет актуальной данной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Большой вклад в выделение спектра социальных проблем, связанных с инвалидностью населения, внесли ученые, стоявшие у истоков формирования теории социальной работы, в частности, Ю.С. Моздокова, П.Д. Павленок, А.М. Панов, П.В. Романов, С.А. Фирсов, Е.И. Холостова.
Особо выделяются научные работы, представляющие широкий спектр проблематики социальной реабилитации. Здесь одновременно присутствуют различные направления социальной работы с инвалидами, социально- бытовые, нормативно-правовые и социально-средовые аспекты, статусные и интегративные мотивы (Н.В. Васильева, М.В. Вдовина, В.В. Колков).
В данной работе рассматривается метод танцевальной терапии, где используется движение и танец для избавления от накопившегося напряжения, изменения сознания, развитие коммуникативных навыков, улучшение психического и физического состояния человека с ограниченными возможностями здоровья. Двигательная активность, рассматривалась и рассматривается многими специалистами как один из основных факторов, вызывающих рост и развитие человека (И.М. Сеченов, 1947; И.П. Павлов, 1951; И.А. Аршавский, 1975; М.М. Кольцова, 1980; Н.А. Бернштейн, 1990; Я.С. Вайнбаум, 1991; Ф.З Меерсон, 1993; Р.И. Айзман, 2004). Целительное воздействие танцев замечено человеком еще в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативной реабилитации немедикаментозной помощи человеку. Было замечено, что танец способствует раскрепощению людей с инвалидностью, что значительно повышает эффективность психиатрического лечения (М. Чейз), ведет к эмоциональному и чувственному раскрепощению личности (А. Дункан).
На танцевальную терапию непосредственное влияние оказала телесно- ориентированная психотерапия. В ее основу вошли исследование в сфере телесной психотерапии таких ученых, как В. Райх, З. Фрейд, К. Юнг.
В своих работах по арт-терапии, такие ученые как М.В. Киселев, В.В. Козлов, А.И. Копытин и др. описывали танцевальную терапию как метод реабилитации через искусство для работ частных психологов, социальных работников, общеобразовательных школ и гимназий, врачей.
Развитию танцевальной терапии как науки способствовали разработки и исследования таких ученых как Н.И. Верееменко, А.Е. Гиршон, Э.Ю. Оганесян, А. Старк, К. Хендрикс. В своих работах они уделяли внимание влиянию состояния тела на психику человека, изучению танца как одного из способов психокоррекции человека, а также разработке тренингов по танцевальной терапии.
В последнее время специалистами в танцевальной реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья широко используют инклюзивный танец. Инклюзивное танцевальное обучение было введено в 1960-х годах австрийским хореографом Хильдой Хольгер и сегодня широко и успешно практикуется в США, Канаде и странах Европы. В России популяризацией инклюзивной хореографией занимается Центр социокультурной анимации «Одухотворение» (г. Москва), благотворительный фонд «Преодолей-ка» (г. Москва), Народный интегрированный ансамбль танца «Параллели» (г. Липецк) и др.
Несмотря на имеющееся освещение в научной литературе проблемы танцевальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, отдельные аспекты данного процесса, и прежде всего инклюзивной танцевальной терапии, остаются недостаточно исследованными.
Объект исследования – социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – инклюзивная танцевальная терапия как одно из направлений в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Целью исследования является изучение специфики инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями и разработка социального проекта «Инклюзивный бал».
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями;
- изучить опыт применения инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями:
- определить возможности инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и разработать социальный проект «Инклюзивный бал».
Гипотеза исследования: реализация проекта, направленного на популяризацию инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, позволит расширить социальные и профессиональные контакты вовлеченных в проект групп, способствуя развитию творческого и личностного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья, значительно улучшить физическое, психическое и эмоциональное состояние людей с ограниченными возможностями, усилить их интеграцию в социум, дать им возможность устанавливать полноценные социальные связи и отношения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории личности как системы отношения В.Н. Мясищева, холистические принципы телесно-ориентированной психологии и психотерапии (Б.Г. Ананьев, В.А. Ананьев, В. Райх, А. Лоуэн), рассматривающие телесность как психологический механизм развития личности в совокупности отношений личности и общества. Кроме того, методологическую основу исследования составили интегративные подходы в изучении психологии человека с помощью творческого самовыражения; технологии структурирования танцевально-терапевтических сессий (М.Левенталь и Т.Шоуп), интеграция таких психодинамических подходов как психология объектных отношений, включающая в себя недостаток отражения родителями ребенка на ранних стадиях объектных отношений (М. Кляйн, М. Балинт, Д. Винникотт, О. Кернберг), теория активного воображения и кататимно-имагинативная психотерапия (К. Юнг, Х. Лейнер, Э. Эммонс), теория и практика арт- терапии и интегративные принципы психотерапии (Ю.Н. Александров, С.А. Кулаков).
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
- методы общетеоретического исследования, такие как анализ документов (специальной литературы, статистических, периодических источников), обобщение, позволившие осуществить теоретическое обоснование специфики инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями;
- методы сбора первичного эмпирического материала: анкетирование, формализованное наблюдение, экспертный опрос, которые позволили определить роль и возможности инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
- методы обработки интерпретации и анализа результатов данных, на основе анализа которых был разработан проект «Инклюзивный бал».
Эмпирическую базу исследования составили
- нормативные документы: ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (по состоянию на 23.02.2013 г.), ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ (с изменениями 2017 года);
- отчетные документы ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» г. Белгорода;
- результаты исследования «Значение инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями», проведенного автором в марте – мае 2017г. на базе ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» г. Белгород (N = 132). Исследование также включало экспертный опрос (N = 20), а также результаты наблюдения за людьми с ограниченными возможностями в процессе профессиональной деятельности автора как руководителя инклюзивного танцевального коллектива «Тандем» (n1= 19; n2= 12).
Научная новизна исследования состоит в следующем: в работе изучена специфика инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, разработан и апробирован социальный проект «Инклюзивный бал», направленный на популяризацию инклюзивной танцевальной терапии как инновационного направления в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
На защиту выносится следующее положение: инклюзивная танцевальная терапия представляет собой инновационное направление в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Она имеет значительный потенциал, поскольку способствует коррекции физиологических, коммуникативных, социально-психологических проблем средствами танцевальных движений, позволяет осуществлять психотерапевтический эффект, способствует социокультурному становлению, творческому самовыражению лиц с ограниченными возможностями. Важнейшим ресурсом решения данных задач является реализация в практике социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями проекта «Инклюзивный бал», определяющего актуализацию процесса активной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, обеспечивающего реализацию доступной среды и позволяющего людям с ограниченными возможностями в полной мере развивать жизненно необходимые навыки, устанавливать социальные связи и отношения.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что несмотря на имеющиеся работы по этой теме, существует пробел в разработке оптимальных форм социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями посредством танцевальной терапии вообще и инклюзивной танцевальной терапии в частности. Предложенный проект «Инклюзивный бал» представляет собой апробированную модель организации на муниципальном уровне взаимодействия государственных учреждений системы социальной защиты, некоммерческих организаций, общественных объединений и учреждений системы образования, объединения ресурсов указанных субъектов для решения проблем социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Положения, содержащиеся в диссертации, сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Материалы исследования могут быть использованы при организации работы центров социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, различного рода учреждений, работающими с данной категорией граждан.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на XIII научно- практической конференции студентов и магистрантов «Чтения по актуальным проблемам социального образования и психологии» (г. Курск, 2016 г.), VIII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 30 ноября – 1 декабря 2016 г.), IV форуме межрегионального Ерошенковского форума «Человек мира», 2016 г., IХ Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 28-29 ноября 2017 г.); опубликованы в журнале «Работник социальной службы» (2016 г.), в журнале «Искусство. Наука. Культура» (2017г.). Материалы диссертации отражены в 6 публикациях автора.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 84 наименования. Содержание диссертационной работы изложено на 104 страницах и включает 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема инклюзии людей с ограниченными возможностями является одной из актуальных проблем современности. Число людей с ограниченными возможностями увеличивается с каждым годом, и вопрос создания условий для их полноценного участия в жизни общества на фоне недостаточной включенности данной категории в социальные взаимосвязи и отношения требует дополнительного изучения и решения.
В последнее время в социальную реабилитацию различных категорий населения включают элементы арт-терапии. Именно арт-терапии сегодня отводится огромная роль в решении целого комплекса задач социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, поскольку сегодня актуален поиск новых форм и методов, способствующих социокультурному становлению, творческому самовыражению в том числе лиц с ограниченными возможностями.
Одним из инновационных направлений арт-терапии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями является инклюзивная танцевальная терапия. Данная терапия позволяет клиенту приобрести опыт позитивных индивидуально-личностных изменений, гармонизировать социальные отношения, формировать утраченные социальные навыки. Позитивная коммуникация посредством занятий танцевальной терапией положительно влияет на психическое и социальное здоровье лиц с ограниченными возможностями, обеспечивают условия для оптимального процесса их социальной реабилитации и впоследствии интеграции в социум, способствуя стимуляции социальной активности людей с ограниченными возможностями, восстановлению утраченных навыков и успешному приспособлению к условиям внешней среды.
Инклюзивный танец, в котором участвуют здоровые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья, имеет значительный социально- реабилитационный потенциал, поскольку способствует активной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, позволяет им устанавливать полноценные социальные связи и взаимоотношения.
В работе проанализирован ряд проектов, где используют инклюзивный танец в социальной реабилитации людей с инвалидностью. Опыт применения инклюзивной танцевальной терапии разнообразный. На данный момент проводится большое количество семинаров, мастер-классов, творческих лабораторий, фестивалей, балов, постановка танцевальных спектаклей в направлении инклюзии.
Такая форма танцевальной реабилитации является одним из распространенных видов деятельности в социальной реабилитации инвалидов. Значение инклюзии в танце заключается в объединении многих педагогических, коррекционных и социальных методов и технологий развития. Инклюзивный танец объединяет в себе танцевальное искусство, физическую нагрузку, общение и эстетику. Это обуславливает необходимость определения роли и возможностей такой формы, как инклюзивный танец в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в специализированных социальных учреждения и организациях, работающих с данной категорией населения.
Для выявления данных о значении данной формы реабилитации, автором магистерской диссертации в 2016 году было проведено социальное исследование на тему «Значение инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями». Автором выдвигалась гипотеза, что основным значением инклюзивного танца является не только развитие танцевальной терапии и приобретения людьми с ограниченными возможностями нового социального опыта, но и активизация деятельности добровольческих организаций, творческих коллективов, снижение социального барьера, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. По окончанию исследования данная гипотеза была подтверждена.
Инклюзивная танцевальная терапия позволяет улучшить двигательные качества и общее физическое состояние у людей с ограниченными возможностями здоровья. Вырастают показатели когнитивной сферы инвалида. Участие в соревнованиях, концертах, любых показательных (сценических) мероприятиях позволяет улучшить общее психологическое состояние и повысить эмоциональный фон, снизить тревожность, напряженность. Занятия способствуют формированию волевых личностных качеств, расширяют жизненные перспективы и способствуют повышению социального статуса человека с ограниченными возможностями.
Однако существует ряд трудностей, с которыми можно столкнуться в практике деятельности инклюзивного танцевального коллектива. Во-первых, это привлечение самих людей с ограниченными возможностями, которых трудно привлечь из-за неуверенности в себе и существования социальной изоляции. Их также нужно мотивировать. Так как для любой личности очень важна реализация своего внутреннего «Я», то творческое самовыражение в данном случае должно стать огромным мотивом. Во-вторых, это привлечение танцоров-добровольцев. Их привлечение происходит через различные волонтерские организации, школы, высшие учебные учреждения. Однако у здоровых людей нет опыта общения с людьми с ограниченными возможностями, и боязнь пойти с ними на контакт выстраивает огромный социальный барьер. Наконец, имеется некий информационный вакуум между социально-ориентированными организациями и инклюзивными танцевальными коллективами, волонтерскими сообществами, что также препятствует развитию данной сферы.
С целью решения этих трудностей, а также популяризации инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации с людьми с ограниченными возможностями автором магистерской диссертации был разработан проект «Инклюзивный бал», реализованный с 1 марта по 26 мая 2017 года совместно с преподавателями и волонтерами социально- теологического факультета имени Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) НИУ «БелГУ» и Белгородского государственного института искусств и культуры.
Основными целями проекта являлись:
1. Приобретение с людьми с ОВЗ ими нового социального опыта для формирования жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе через включение их в творческую деятельность;
2. Формирование в общества толерантного отношения к людям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
3. Снижение социальных барьеров между людьми с ограниченными возможностями и здоровыми людьми через включение в творческую деятельность и социальное взаимодействие.
Реализация проекта проводилась в три этапа: подготовительный, основной (этап непосредственного осуществления намеченного) и заключительный (подведение итогов).
Результатом мероприятия стало укрепление позитивного имиджа инвалидов в общественном мнении и содействие активной интеграции их в жизнь современного общества, максимальная реализация потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение активной молодежи и людей с ограниченными возможностями к участию в проекте, объединение участников бала с различными формами инвалидности и их партнеров без ОВЗ, преодоление инвалидами социальной изоляции, закрепощенности, инертности, расширение круга общения, повышение двигательной активности, получение возможности самовыражения.
Таким образом, развитие такой формы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья имеет тенденцию к росту и развитию в рамках осуществления подобных социальных проектов. Инклюзивная танцевальная терапия становится рычагом успешной интеграции людей с инвалидностью, а также разрушением социального барьера и создания доступной среды и мира равных возможностей. Результаты исследования позволили сделать вывод о необходимости развития инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья.



1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: [федеральный закон от 24.11.95г., № 181-ФЗ: по состоянию на 23.02. 2013 г.
// Собрание законодательства РФ.
2. Об образовании в Российской Федерации: [Федеральный закон N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года // Собрание законодательства РФ.
3. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие / С.В. Алёхина. Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33 c.
4. Андреева, Ю. Танцетерапия. – СПб.: Издательство «Диля», 2005.
– 256 с.
5. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. – М: Когито – Центр, 2006. – 336 с.
6. Арт-терапевтическая помощь детям с особенностями развития / под ред. Л.А. Раимовой. – Казань: Веда, 2010. – 146 с.
7. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник / под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 246 с.
8. Арт-терапия: хрестоматия / сост. и общая ред. А.И.Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320с.
9. Барханова, Ю. и др. Проект «Возможности без границ» / Ю. Барханова, Е. Грезова, А. Смолянников. – Режим доступа: http://deita.ru/news/5193886-unikalnyy-proekt-startuet-v-primore/
10. Баскаков, В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии / В. Баскаков – М.: Прогресс, 1992. – 99 с.
11. Бебик, М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми / М.А. Бебик // Журнал практического психолога, 2005. – № 3. – С.6- 13.
12. Березкина-Орлова В. Б.. Телесно-ориентированная психотехника актера: методические рекомендации к проведению тренинга / Березкина- Орлова В.Б. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1993. – 224 с.
13. Бибикова, Н.В. Арт-терапия как технология социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями / Н.В. Бибикова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – С. 614-617.
14. Бибикова, Н.В. Технологии развития креативности личности / Н.В. Бибикова. – М.: Издательство «Прометей», 2012. – 127 с.
15. Бирюкова, И.А. Аутентичное движение и мудрость тела / И.А. Бирюкова // Серия: Золотой фонд психотерапии. М.: Изд. Института психотерапии, 2004. – 128 с.
16. Болдырев, С. «Инклюзивный бал» во Всероссийском детском Центре «Смена» / С. Болдырев. – Режим доступа: http://www.smena.org/press/news/2015/06/13/news_427.html.
17. Буренкова, Е.В. Психотерапия через движение / Е.В. Буренкова // Танцевально-двигательная психотерапия: методология исследования. – 2011.– № 3. – С. 3-7.
18. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно.
– М., Издательство: Медицина, 1989. – 304 с.
19. Веремеенко, Н.И. Танцевально-двигательные методы в современной практической психологии / Н.И. Веремеенко // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 1. – С. 2-12.
20. Воробьева, И.В. Социально-культурная деятельность : учеб.- метод. комплекс / И. В. Воробьева. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 106 с.
21. Гамезо, М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
22. Гиршон, А.Е. Истории рассказанные телом. Практика аутентичного движения / А.Е. Гиршон. – М: Педагогика, 2008. – 341с.
23. Гиршон, А. Контактная импровизация как средство танцевально- двигательной терапии / А. Гиршон. – Режим доступа: http://old.girshon.ru/txt/adwoa.htm.
24. Гиршон, А.Е. Танец как метафора и не только / А.Е. Гиршон // Танцевальная импровизация: теория, история, практика, 2001. –№1. – С.4-7.
25. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
26. Гонек, А. Благотворительный фонд «Преодолей-ка» / Гонек А. – Режим доступа: preodoleyka.org.
27. Гренлюнд, Э., Оганесян, Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004 – 296 с.
28. Грецкая, И. и др. Психология болезни и инвалидности: Учебное пособие / И. Грецка, В.Петрова, В.Бакулин. – Волгоград, 2010 – 200с.
29. Гурко, Т.А. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / Т.А. Гурко. – Москва: ИНФРА-М, 2009.– 272 с.
30. Жаворонкова, И.А., Некрасов, А.С. Танцевально-двигательная терапия / Жаворонкова И.А., А.С. Некрасов // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 20-23.
31. Карякина, О.И., Карякина, Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: Учебное пособие / О.И. Карякина, Т.Н. Карякина – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999. – 88 с.
32. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – Спб.: Речь, 2007. – 336 с.
33. Козлов, В.В., Гиршон, А.Е., Веремеенко, Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В.В. Козлов А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. – СПб.: Речь, 2006. – 286 с.
34. Колесников, Л., Никитюк, Б., Этинген, Л. Движение, ты прекрасно! / Л. Колесников, Б. Никитюк, Л. Этинген. – М., 2003. – 157 с.
35. Колпаков, П. Южносахалинцы с нарушениями опорно- двигательного аппарата занимаются инклюзивными танцами / П. Колпаков. – Режим доступа: https://sakhalin.info/news/141276 Sakh.com.
36. Комплексная программа: Интегративная танцевально- двигательная терапия для незрячих. Национальная премия «Гражданская инициатива» / РООИ «Надежда». – Режим доступа: https://premiagi.ru/initiative/771.
37. Клыкова, Д.Г. Танцевально-двигательная терапия как элемент системы здоровье сбережения младших школьников: магистерская диссертация: 44.04.01. / Клыкова, Д.Г. – Челябинск 2016. – 69 с.
38. Куракина, С.Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. канд. психол. Наук: 24.00.01 / Куракина С.Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). – Ростов-на-Дону, 1994. – 191 с.
39. Круткин, В.Л. Антология человеческой телесности / В.Л. Круткин. – Ижевск, 1993. – 130 с.
40. Курис, И. Биоэнергетика йоги и танца / И.Курис. – М, 1994. –200 с.
41. Лабунская, В.А., Шкурко, Т.А. Развитие личности методом
танцевально-экспрессивного тренинга / В.А. Лабунска, Т.А. Шурко // Психологический журнал. – 1999. – Т.20. – № 1. – С.31-38.
42. Лебедева, Л.Д. Арт-терапевтические занятия / Л.Д.Лебедева // Начальная школа. – 2001.– № 5. – С.26.
43. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
44. Луговая, Е.К. О невербальной форме общения в культуре Е.К. Луговая // Вестник МГУ. – Серия 6. – 1991. – № 3. – С. 54-57.
45. Мак-Иили, Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия / Д.Мак-Иили. – М.: Институт гуманитарных исследований, 1999. – 144 с.
46. Менегетти, А. Музыка души. Введение в музыкотерапию / А.Менегетти. – СПб., 1992. – 86 с.
47. Никитин, В.Н. Пластикодрама. Новые направления в арт-терапии
/ В.Н. Никитин. – М.: Когито-Центр, 2003. – 183 с.
48. Никитин, В.Н. Психология телесного сознания / В.Н. Никтин. – М.: Алетейя, 1999. – 488 с.
49. Оганесян, Н.Ю. Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств. Автореферат канд. психол. наук: 19.00.04 / Н.Ю. Оганесян. – Санкт – Петербург, 2015. – 18 с.
50. Оганесян Н.Ю., Мавлявиeва Л.И.. Танцевальная игра как одна из частей танцевальной терапии // Журнал Адаптивная Физическая Культура. – 2003. – № 3. – С. 8-11.
51. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.
52. Петрушина, В. Интеграция музыкальной терапии с ведущими направлениями психологии / В. Петрушина // Музыка в школе. – 2001. – № 4.
– С. 22-27; № 5. – С. 12-17; № 6. – С. 7-11; 2002. – № 1. – С. 9-13.
53. Пиз, А. Язык жестов / А.Пиз. – Воронеж: НПО Модек, 1992. –
218 с.
54. Психология инвалидности: Метод. Указания / Сост. Н.А.
Соловьева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2004. – 47 с.
55. Пономарёва, И.В. Танцевальная терапия / Пономарёва И.В. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2. – С. 120-121. –Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/54/1915/
56. Прилепский, И.А. Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии / И.А. Прилепский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. –№ 5 (49). – С. 130-134.
57. Раздрокина, Л.Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги / Л.Л. Раздрокина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 157 с.
58. Разживин, А. Инклюзивный танец: открытый мир для вдохновения / А. Разживин Режим доступа: http://xn-- b1abdfefqvkeacccu0ar.xn--p1ai/interview/inklyuzivnyy-tanets-otkrytyy-mir-dlya- vdokhnoveniya/
59. Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практических психологов / Л.Н. Рожина. – М.: Высшая школа, 2003. – 272 с.
60. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. — М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
61. Савиных, В.Н. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста средствами танцевально- двигательной терапии / В.Н. Савиных // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 23. – С. 97-102.
62. Сандомирский, М. Психосоматика и телесная психотерапия. Практическое руководство / М. Сандомирский. – М.:НФ Класс, 2005. – 592с.
63. Свищёва, И.К. Технология социальной работы: учеб. пособие. –
/И.К. Свищёва. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 223 с.
64. Сериков, Г.В. Интерпретация невербального поведения в связи с социально-психологическими характеристиками личности. Автореф. канд. психол. наук: 19.00.05 / Г.В. Сериков Г. В. – Ростов-на-Дону, 2001. – 17с.
65. Сизова, Е. Самарский Региональный Инклюзивный Бал / Е. Сизова. – Режим доступа: https://vk.com/ball_for_all.
66. Смурова, Т.С. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе их физической подготовки и обучения
танцам: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Т. С. Смурова – Москва, 1999 – 150 c.
67. Собкалова, Е.И., Ковальчук О.В. Танец как метод социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями / Е.И. Собкалова, О.В. Ковальчук // Научный журнал «Наука. Искусство. Культура» – Белгород:БГИИК, 2017 г. – С. 192 – 194.
68. Собкалова, Е.И. Инновационные формы работы на занятиях инклюзивного танца в центре социальной реабилитации инвалидов / Е. И. Собкалова // Журнал «Работник социальной службы» – 2016. – № 12. – С. 18-20.
69. Собкалова, Е.И. Танцевально-двигательная терапия в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е.И. Собкалова // Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VIII Всерос. научн.-практ. конф. / под ред. В.В. Бахарева, М.С. Жирова, И.Н.Кищенко, О.В. Ковальчук. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2016. – С.312-315.
70. Старк, А. Танцевально-двигательная терапия / Старк А. – Режим доступа: http://www.autist.narod.ru/stark.htm.
71. Столин, В.В., Голосова, Н.И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку / В.В. Столин, Н.И. Голосова // Психологический журнал. – 1982. – № 2. – С. 62-67.
72. Тарасов, Л. Центр социокультурной анимации «Одухотворение» / Л. Тарасов – Режим доступа: http://www.oduhotvorenie.com/
73. Тарасов, Л.. Положение международного фестиваля Inclusive Dance / Л. Тарасов. – Режим доступа: http://www.inclusive-dance.ru/ru/
74. Фельденкрайз, М. Осознавание через движение / М. Фельденкрайз. – М., 1986. – 203 с.
75. Фрегер, Р., Фэйдимен, Д. Теория и практика личностно- ориентированной психологии / Р. Фрегер, Д. Фэйдимен. – М, 1996. – 141 с.
76. Храпылина, Л.П. «Реабилитация инвалидов» / Л.П. Храпылина. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 416 с.
77. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. – М., 1993. – 141 с.
78. Чепракова, Е.А. Разработка коррекционно-развивающих программ / Е.А. Чепракова // Справочник педагога-психолога . – 2012. – № 4.– С.25.
79. Черемнова, Е. Танцетерапия: Танцевально-оздоровительные методики для детей / Е. Черемнова – М.: Феникс, 2008. – 121 с.
80. Шёнеман, Д. Концерт инклюзивной хореографии. REVolutions Dance (США) / Д. Шёнеман. – Режим доступа: https://www.facebook.com/events/411176399055945/
81. Школьникова, Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокорекции личности / Л.Е. Школьникова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2008. Т. 1. – № 6. – С. 113-118.
82. Шкурко, Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Т.А. Шкурко. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 192 с.
83. Ядов, В.А. Стратегия социального исследования / В.А. Ядов. – М., 2002. –567 с.
84. Benjamin, A. Making an Entrance: Theory and Practice for Disabled and Non-Disabled Dancers / A. Benjamin. – Routledge, 2002. – 315 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ