ИНКЛЮЗИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Сущность и содержание социальной реабилитации людей с 11
ограниченными возможностями средствами танцевальной терапии
Инклюзивная танцевальная терапия – инновационное 30
направление в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья
2. СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ИНКЛЮЗИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (НА ПРИМЕРЕ ОГБУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»)
Опыт применения инклюзивной танцевальной терапии в 41
социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья
Роль и возможности инклюзивной танцевальной терапии в 49
социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам исследования)
Социальный проект «Инклюзивный бал» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Сущность и содержание социальной реабилитации людей с 11
ограниченными возможностями средствами танцевальной терапии
Инклюзивная танцевальная терапия – инновационное 30
направление в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья
2. СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ИНКЛЮЗИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (НА ПРИМЕРЕ ОГБУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»)
Опыт применения инклюзивной танцевальной терапии в 41
социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья
Роль и возможности инклюзивной танцевальной терапии в 49
социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам исследования)
Социальный проект «Инклюзивный бал» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Актуальность темы исследования. Проблема инклюзии людей с ограниченными возможностями является одной из актуальных проблем современности. И это связано, прежде всего, с большими изменениями в подходах к решению задач по преодолению ограничений, связанных с состоянием физического, психического, ментального здоровья. Все чаще проблему инвалидности стали рассматривать не как проблему отдельного человека, но как проблему общества в целом. Число людей с ограниченными возможностями увеличивается с каждым годом, и вопрос создания условий для их полноценного участия в жизни общества на фоне недостаточной включенности данной категории в социальные взаимосвязи и отношения требует дополнительного изучения и решения. Данные проблемы связаны, прежде всего, с наличием целого ряда барьеров и социальных ограничений, которые не позволяют людям, имеющим ограниченные возможности, активно интегрироваться в общество. Часто институциональная структура социума, в том числе и сфера социальной защиты, социального обслуживания не позволяет в полной мере удовлетворять все нужды данной категории людей: в контексте новых подходов, она должна не просто помогать, что, несомненно, важно и требует значительных ресурсов, но создавать условия, в которых человек сможет самостоятельно и независимо осуществлять свою повседневную деятельность.
Среди многочисленных потребностей человека с ограниченными возможностями (в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социальной сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; в комфортных социально-бытовых условиях; в материальной поддержке) немаловажную роль занимают потребности в социальной реабилитации. В последнее время в социальную реабилитацию различных категорий населения включают элементы арт-терапии. Именно арт-терапии сегодня отводится огромная роль в решении целого комплекса задач социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, поскольку сегодня актуален поиск новых форм и методов, способствующих социокультурному становлению, творческому самовыражению в том числе лиц с ограниченными возможностями.
Одним из инновационных направлений арт-терапии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями является инклюзивная танцевальная терапия. Коррекция посредством движений направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально- волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта. Инклюзивный танец, в котором участвуют здоровые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья, имеет еще более мощный социально-реабилитационный потенциал, поскольку способствует активной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, позволяет им устанавливать полноценные социальные связи и взаимоотношения. Все вышесказанное и определяет актуальной данной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Большой вклад в выделение спектра социальных проблем, связанных с инвалидностью населения, внесли ученые, стоявшие у истоков формирования теории социальной работы, в частности, Ю.С. Моздокова, П.Д. Павленок, А.М. Панов, П.В. Романов, С.А. Фирсов, Е.И. Холостова.
Особо выделяются научные работы, представляющие широкий спектр проблематики социальной реабилитации. Здесь одновременно присутствуют различные направления социальной работы с инвалидами, социально- бытовые, нормативно-правовые и социально-средовые аспекты, статусные и интегративные мотивы (Н.В. Васильева, М.В. Вдовина, В.В. Колков).
В данной работе рассматривается метод танцевальной терапии, где используется движение и танец для избавления от накопившегося напряжения, изменения сознания, развитие коммуникативных навыков, улучшение психического и физического состояния человека с ограниченными возможностями здоровья. Двигательная активность, рассматривалась и рассматривается многими специалистами как один из основных факторов, вызывающих рост и развитие человека (И.М. Сеченов, 1947; И.П. Павлов, 1951; И.А. Аршавский, 1975; М.М. Кольцова, 1980; Н.А. Бернштейн, 1990; Я.С. Вайнбаум, 1991; Ф.З Меерсон, 1993; Р.И. Айзман, 2004). Целительное воздействие танцев замечено человеком еще в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативной реабилитации немедикаментозной помощи человеку. Было замечено, что танец способствует раскрепощению людей с инвалидностью, что значительно повышает эффективность психиатрического лечения (М. Чейз), ведет к эмоциональному и чувственному раскрепощению личности (А. Дункан).
На танцевальную терапию непосредственное влияние оказала телесно- ориентированная психотерапия. В ее основу вошли исследование в сфере телесной психотерапии таких ученых, как В. Райх, З. Фрейд, К. Юнг.
В своих работах по арт-терапии, такие ученые как М.В. Киселев, В.В. Козлов, А.И. Копытин и др. описывали танцевальную терапию как метод реабилитации через искусство для работ частных психологов, социальных работников, общеобразовательных школ и гимназий, врачей.
Развитию танцевальной терапии как науки способствовали разработки и исследования таких ученых как Н.И. Верееменко, А.Е. Гиршон, Э.Ю. Оганесян, А. Старк, К. Хендрикс. В своих работах они уделяли внимание влиянию состояния тела на психику человека, изучению танца как одного из способов психокоррекции человека, а также разработке тренингов по танцевальной терапии.
В последнее время специалистами в танцевальной реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья широко используют инклюзивный танец. Инклюзивное танцевальное обучение было введено в 1960-х годах австрийским хореографом Хильдой Хольгер и сегодня широко и успешно практикуется в США, Канаде и странах Европы. В России популяризацией инклюзивной хореографией занимается Центр социокультурной анимации «Одухотворение» (г. Москва), благотворительный фонд «Преодолей-ка» (г. Москва), Народный интегрированный ансамбль танца «Параллели» (г. Липецк) и др.
Несмотря на имеющееся освещение в научной литературе проблемы танцевальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, отдельные аспекты данного процесса, и прежде всего инклюзивной танцевальной терапии, остаются недостаточно исследованными.
Объект исследования – социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – инклюзивная танцевальная терапия как одно из направлений в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Целью исследования является изучение специфики инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями и разработка социального проекта «Инклюзивный бал».
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями;
- изучить опыт применения инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями:
- определить возможности инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и разработать социальный проект «Инклюзивный бал».
Гипотеза исследования: реализация проекта, направленного на популяризацию инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, позволит расширить социальные и профессиональные контакты вовлеченных в проект групп, способствуя развитию творческого и личностного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья, значительно улучшить физическое, психическое и эмоциональное состояние людей с ограниченными возможностями, усилить их интеграцию в социум, дать им возможность устанавливать полноценные социальные связи и отношения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории личности как системы отношения В.Н. Мясищева, холистические принципы телесно-ориентированной психологии и психотерапии (Б.Г. Ананьев, В.А. Ананьев, В. Райх, А. Лоуэн), рассматривающие телесность как психологический механизм развития личности в совокупности отношений личности и общества. Кроме того, методологическую основу исследования составили интегративные подходы в изучении психологии человека с помощью творческого самовыражения; технологии структурирования танцевально-терапевтических сессий (М.Левенталь и Т.Шоуп), интеграция таких психодинамических подходов как психология объектных отношений, включающая в себя недостаток отражения родителями ребенка на ранних стадиях объектных отношений (М. Кляйн, М. Балинт, Д. Винникотт, О. Кернберг), теория активного воображения и кататимно-имагинативная психотерапия (К. Юнг, Х. Лейнер, Э. Эммонс), теория и практика арт- терапии и интегративные принципы психотерапии (Ю.Н. Александров, С.А. Кулаков).
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
- методы общетеоретического исследования, такие как анализ документов (специальной литературы, статистических, периодических источников), обобщение, позволившие осуществить теоретическое обоснование специфики инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями;
- методы сбора первичного эмпирического материала: анкетирование, формализованное наблюдение, экспертный опрос, которые позволили определить роль и возможности инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
- методы обработки интерпретации и анализа результатов данных, на основе анализа которых был разработан проект «Инклюзивный бал».
Эмпирическую базу исследования составили
- нормативные документы: ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (по состоянию на 23.02.2013 г.), ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ (с изменениями 2017 года);
- отчетные документы ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» г. Белгорода;
- результаты исследования «Значение инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями», проведенного автором в марте – мае 2017г. на базе ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» г. Белгород (N = 132). Исследование также включало экспертный опрос (N = 20), а также результаты наблюдения за людьми с ограниченными возможностями в процессе профессиональной деятельности автора как руководителя инклюзивного танцевального коллектива «Тандем» (n1= 19; n2= 12).
Научная новизна исследования состоит в следующем: в работе изучена специфика инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, разработан и апробирован социальный проект «Инклюзивный бал», направленный на популяризацию инклюзивной танцевальной терапии как инновационного направления в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
На защиту выносится следующее положение: инклюзивная танцевальная терапия представляет собой инновационное направление в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Она имеет значительный потенциал, поскольку способствует коррекции физиологических, коммуникативных, социально-психологических проблем средствами танцевальных движений, позволяет осуществлять психотерапевтический эффект, способствует социокультурному становлению, творческому самовыражению лиц с ограниченными возможностями. Важнейшим ресурсом решения данных задач является реализация в практике социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями проекта «Инклюзивный бал», определяющего актуализацию процесса активной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, обеспечивающего реализацию доступной среды и позволяющего людям с ограниченными возможностями в полной мере развивать жизненно необходимые навыки, устанавливать социальные связи и отношения.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что несмотря на имеющиеся работы по этой теме, существует пробел в разработке оптимальных форм социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями посредством танцевальной терапии вообще и инклюзивной танцевальной терапии в частности. Предложенный проект «Инклюзивный бал» представляет собой апробированную модель организации на муниципальном уровне взаимодействия государственных учреждений системы социальной защиты, некоммерческих организаций, общественных объединений и учреждений системы образования, объединения ресурсов указанных субъектов для решения проблем социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Положения, содержащиеся в диссертации, сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Материалы исследования могут быть использованы при организации работы центров социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, различного рода учреждений, работающими с данной категорией граждан.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на XIII научно- практической конференции студентов и магистрантов «Чтения по актуальным проблемам социального образования и психологии» (г. Курск, 2016 г.), VIII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 30 ноября – 1 декабря 2016 г.), IV форуме межрегионального Ерошенковского форума «Человек мира», 2016 г., IХ Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 28-29 ноября 2017 г.); опубликованы в журнале «Работник социальной службы» (2016 г.), в журнале «Искусство. Наука. Культура» (2017г.). Материалы диссертации отражены в 6 публикациях автора.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 84 наименования. Содержание диссертационной работы изложено на 104 страницах и включает 5 приложений.
Среди многочисленных потребностей человека с ограниченными возможностями (в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социальной сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; в комфортных социально-бытовых условиях; в материальной поддержке) немаловажную роль занимают потребности в социальной реабилитации. В последнее время в социальную реабилитацию различных категорий населения включают элементы арт-терапии. Именно арт-терапии сегодня отводится огромная роль в решении целого комплекса задач социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, поскольку сегодня актуален поиск новых форм и методов, способствующих социокультурному становлению, творческому самовыражению в том числе лиц с ограниченными возможностями.
Одним из инновационных направлений арт-терапии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями является инклюзивная танцевальная терапия. Коррекция посредством движений направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально- волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта. Инклюзивный танец, в котором участвуют здоровые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья, имеет еще более мощный социально-реабилитационный потенциал, поскольку способствует активной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, позволяет им устанавливать полноценные социальные связи и взаимоотношения. Все вышесказанное и определяет актуальной данной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Большой вклад в выделение спектра социальных проблем, связанных с инвалидностью населения, внесли ученые, стоявшие у истоков формирования теории социальной работы, в частности, Ю.С. Моздокова, П.Д. Павленок, А.М. Панов, П.В. Романов, С.А. Фирсов, Е.И. Холостова.
Особо выделяются научные работы, представляющие широкий спектр проблематики социальной реабилитации. Здесь одновременно присутствуют различные направления социальной работы с инвалидами, социально- бытовые, нормативно-правовые и социально-средовые аспекты, статусные и интегративные мотивы (Н.В. Васильева, М.В. Вдовина, В.В. Колков).
В данной работе рассматривается метод танцевальной терапии, где используется движение и танец для избавления от накопившегося напряжения, изменения сознания, развитие коммуникативных навыков, улучшение психического и физического состояния человека с ограниченными возможностями здоровья. Двигательная активность, рассматривалась и рассматривается многими специалистами как один из основных факторов, вызывающих рост и развитие человека (И.М. Сеченов, 1947; И.П. Павлов, 1951; И.А. Аршавский, 1975; М.М. Кольцова, 1980; Н.А. Бернштейн, 1990; Я.С. Вайнбаум, 1991; Ф.З Меерсон, 1993; Р.И. Айзман, 2004). Целительное воздействие танцев замечено человеком еще в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативной реабилитации немедикаментозной помощи человеку. Было замечено, что танец способствует раскрепощению людей с инвалидностью, что значительно повышает эффективность психиатрического лечения (М. Чейз), ведет к эмоциональному и чувственному раскрепощению личности (А. Дункан).
На танцевальную терапию непосредственное влияние оказала телесно- ориентированная психотерапия. В ее основу вошли исследование в сфере телесной психотерапии таких ученых, как В. Райх, З. Фрейд, К. Юнг.
В своих работах по арт-терапии, такие ученые как М.В. Киселев, В.В. Козлов, А.И. Копытин и др. описывали танцевальную терапию как метод реабилитации через искусство для работ частных психологов, социальных работников, общеобразовательных школ и гимназий, врачей.
Развитию танцевальной терапии как науки способствовали разработки и исследования таких ученых как Н.И. Верееменко, А.Е. Гиршон, Э.Ю. Оганесян, А. Старк, К. Хендрикс. В своих работах они уделяли внимание влиянию состояния тела на психику человека, изучению танца как одного из способов психокоррекции человека, а также разработке тренингов по танцевальной терапии.
В последнее время специалистами в танцевальной реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья широко используют инклюзивный танец. Инклюзивное танцевальное обучение было введено в 1960-х годах австрийским хореографом Хильдой Хольгер и сегодня широко и успешно практикуется в США, Канаде и странах Европы. В России популяризацией инклюзивной хореографией занимается Центр социокультурной анимации «Одухотворение» (г. Москва), благотворительный фонд «Преодолей-ка» (г. Москва), Народный интегрированный ансамбль танца «Параллели» (г. Липецк) и др.
Несмотря на имеющееся освещение в научной литературе проблемы танцевальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, отдельные аспекты данного процесса, и прежде всего инклюзивной танцевальной терапии, остаются недостаточно исследованными.
Объект исследования – социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – инклюзивная танцевальная терапия как одно из направлений в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Целью исследования является изучение специфики инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями и разработка социального проекта «Инклюзивный бал».
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями;
- изучить опыт применения инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями:
- определить возможности инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и разработать социальный проект «Инклюзивный бал».
Гипотеза исследования: реализация проекта, направленного на популяризацию инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, позволит расширить социальные и профессиональные контакты вовлеченных в проект групп, способствуя развитию творческого и личностного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья, значительно улучшить физическое, психическое и эмоциональное состояние людей с ограниченными возможностями, усилить их интеграцию в социум, дать им возможность устанавливать полноценные социальные связи и отношения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории личности как системы отношения В.Н. Мясищева, холистические принципы телесно-ориентированной психологии и психотерапии (Б.Г. Ананьев, В.А. Ананьев, В. Райх, А. Лоуэн), рассматривающие телесность как психологический механизм развития личности в совокупности отношений личности и общества. Кроме того, методологическую основу исследования составили интегративные подходы в изучении психологии человека с помощью творческого самовыражения; технологии структурирования танцевально-терапевтических сессий (М.Левенталь и Т.Шоуп), интеграция таких психодинамических подходов как психология объектных отношений, включающая в себя недостаток отражения родителями ребенка на ранних стадиях объектных отношений (М. Кляйн, М. Балинт, Д. Винникотт, О. Кернберг), теория активного воображения и кататимно-имагинативная психотерапия (К. Юнг, Х. Лейнер, Э. Эммонс), теория и практика арт- терапии и интегративные принципы психотерапии (Ю.Н. Александров, С.А. Кулаков).
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
- методы общетеоретического исследования, такие как анализ документов (специальной литературы, статистических, периодических источников), обобщение, позволившие осуществить теоретическое обоснование специфики инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями;
- методы сбора первичного эмпирического материала: анкетирование, формализованное наблюдение, экспертный опрос, которые позволили определить роль и возможности инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
- методы обработки интерпретации и анализа результатов данных, на основе анализа которых был разработан проект «Инклюзивный бал».
Эмпирическую базу исследования составили
- нормативные документы: ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (по состоянию на 23.02.2013 г.), ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ (с изменениями 2017 года);
- отчетные документы ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» г. Белгорода;
- результаты исследования «Значение инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями», проведенного автором в марте – мае 2017г. на базе ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» г. Белгород (N = 132). Исследование также включало экспертный опрос (N = 20), а также результаты наблюдения за людьми с ограниченными возможностями в процессе профессиональной деятельности автора как руководителя инклюзивного танцевального коллектива «Тандем» (n1= 19; n2= 12).
Научная новизна исследования состоит в следующем: в работе изучена специфика инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, разработан и апробирован социальный проект «Инклюзивный бал», направленный на популяризацию инклюзивной танцевальной терапии как инновационного направления в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
На защиту выносится следующее положение: инклюзивная танцевальная терапия представляет собой инновационное направление в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Она имеет значительный потенциал, поскольку способствует коррекции физиологических, коммуникативных, социально-психологических проблем средствами танцевальных движений, позволяет осуществлять психотерапевтический эффект, способствует социокультурному становлению, творческому самовыражению лиц с ограниченными возможностями. Важнейшим ресурсом решения данных задач является реализация в практике социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями проекта «Инклюзивный бал», определяющего актуализацию процесса активной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, обеспечивающего реализацию доступной среды и позволяющего людям с ограниченными возможностями в полной мере развивать жизненно необходимые навыки, устанавливать социальные связи и отношения.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что несмотря на имеющиеся работы по этой теме, существует пробел в разработке оптимальных форм социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями посредством танцевальной терапии вообще и инклюзивной танцевальной терапии в частности. Предложенный проект «Инклюзивный бал» представляет собой апробированную модель организации на муниципальном уровне взаимодействия государственных учреждений системы социальной защиты, некоммерческих организаций, общественных объединений и учреждений системы образования, объединения ресурсов указанных субъектов для решения проблем социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Положения, содержащиеся в диссертации, сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Материалы исследования могут быть использованы при организации работы центров социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, различного рода учреждений, работающими с данной категорией граждан.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на XIII научно- практической конференции студентов и магистрантов «Чтения по актуальным проблемам социального образования и психологии» (г. Курск, 2016 г.), VIII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 30 ноября – 1 декабря 2016 г.), IV форуме межрегионального Ерошенковского форума «Человек мира», 2016 г., IХ Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 28-29 ноября 2017 г.); опубликованы в журнале «Работник социальной службы» (2016 г.), в журнале «Искусство. Наука. Культура» (2017г.). Материалы диссертации отражены в 6 публикациях автора.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 84 наименования. Содержание диссертационной работы изложено на 104 страницах и включает 5 приложений.
Проблема инклюзии людей с ограниченными возможностями является одной из актуальных проблем современности. Число людей с ограниченными возможностями увеличивается с каждым годом, и вопрос создания условий для их полноценного участия в жизни общества на фоне недостаточной включенности данной категории в социальные взаимосвязи и отношения требует дополнительного изучения и решения.
В последнее время в социальную реабилитацию различных категорий населения включают элементы арт-терапии. Именно арт-терапии сегодня отводится огромная роль в решении целого комплекса задач социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, поскольку сегодня актуален поиск новых форм и методов, способствующих социокультурному становлению, творческому самовыражению в том числе лиц с ограниченными возможностями.
Одним из инновационных направлений арт-терапии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями является инклюзивная танцевальная терапия. Данная терапия позволяет клиенту приобрести опыт позитивных индивидуально-личностных изменений, гармонизировать социальные отношения, формировать утраченные социальные навыки. Позитивная коммуникация посредством занятий танцевальной терапией положительно влияет на психическое и социальное здоровье лиц с ограниченными возможностями, обеспечивают условия для оптимального процесса их социальной реабилитации и впоследствии интеграции в социум, способствуя стимуляции социальной активности людей с ограниченными возможностями, восстановлению утраченных навыков и успешному приспособлению к условиям внешней среды.
Инклюзивный танец, в котором участвуют здоровые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья, имеет значительный социально- реабилитационный потенциал, поскольку способствует активной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, позволяет им устанавливать полноценные социальные связи и взаимоотношения.
В работе проанализирован ряд проектов, где используют инклюзивный танец в социальной реабилитации людей с инвалидностью. Опыт применения инклюзивной танцевальной терапии разнообразный. На данный момент проводится большое количество семинаров, мастер-классов, творческих лабораторий, фестивалей, балов, постановка танцевальных спектаклей в направлении инклюзии.
Такая форма танцевальной реабилитации является одним из распространенных видов деятельности в социальной реабилитации инвалидов. Значение инклюзии в танце заключается в объединении многих педагогических, коррекционных и социальных методов и технологий развития. Инклюзивный танец объединяет в себе танцевальное искусство, физическую нагрузку, общение и эстетику. Это обуславливает необходимость определения роли и возможностей такой формы, как инклюзивный танец в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в специализированных социальных учреждения и организациях, работающих с данной категорией населения.
Для выявления данных о значении данной формы реабилитации, автором магистерской диссертации в 2016 году было проведено социальное исследование на тему «Значение инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями». Автором выдвигалась гипотеза, что основным значением инклюзивного танца является не только развитие танцевальной терапии и приобретения людьми с ограниченными возможностями нового социального опыта, но и активизация деятельности добровольческих организаций, творческих коллективов, снижение социального барьера, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. По окончанию исследования данная гипотеза была подтверждена.
Инклюзивная танцевальная терапия позволяет улучшить двигательные качества и общее физическое состояние у людей с ограниченными возможностями здоровья. Вырастают показатели когнитивной сферы инвалида. Участие в соревнованиях, концертах, любых показательных (сценических) мероприятиях позволяет улучшить общее психологическое состояние и повысить эмоциональный фон, снизить тревожность, напряженность. Занятия способствуют формированию волевых личностных качеств, расширяют жизненные перспективы и способствуют повышению социального статуса человека с ограниченными возможностями.
Однако существует ряд трудностей, с которыми можно столкнуться в практике деятельности инклюзивного танцевального коллектива. Во-первых, это привлечение самих людей с ограниченными возможностями, которых трудно привлечь из-за неуверенности в себе и существования социальной изоляции. Их также нужно мотивировать. Так как для любой личности очень важна реализация своего внутреннего «Я», то творческое самовыражение в данном случае должно стать огромным мотивом. Во-вторых, это привлечение танцоров-добровольцев. Их привлечение происходит через различные волонтерские организации, школы, высшие учебные учреждения. Однако у здоровых людей нет опыта общения с людьми с ограниченными возможностями, и боязнь пойти с ними на контакт выстраивает огромный социальный барьер. Наконец, имеется некий информационный вакуум между социально-ориентированными организациями и инклюзивными танцевальными коллективами, волонтерскими сообществами, что также препятствует развитию данной сферы.
С целью решения этих трудностей, а также популяризации инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации с людьми с ограниченными возможностями автором магистерской диссертации был разработан проект «Инклюзивный бал», реализованный с 1 марта по 26 мая 2017 года совместно с преподавателями и волонтерами социально- теологического факультета имени Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) НИУ «БелГУ» и Белгородского государственного института искусств и культуры.
Основными целями проекта являлись:
1. Приобретение с людьми с ОВЗ ими нового социального опыта для формирования жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе через включение их в творческую деятельность;
2. Формирование в общества толерантного отношения к людям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
3. Снижение социальных барьеров между людьми с ограниченными возможностями и здоровыми людьми через включение в творческую деятельность и социальное взаимодействие.
Реализация проекта проводилась в три этапа: подготовительный, основной (этап непосредственного осуществления намеченного) и заключительный (подведение итогов).
Результатом мероприятия стало укрепление позитивного имиджа инвалидов в общественном мнении и содействие активной интеграции их в жизнь современного общества, максимальная реализация потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение активной молодежи и людей с ограниченными возможностями к участию в проекте, объединение участников бала с различными формами инвалидности и их партнеров без ОВЗ, преодоление инвалидами социальной изоляции, закрепощенности, инертности, расширение круга общения, повышение двигательной активности, получение возможности самовыражения.
Таким образом, развитие такой формы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья имеет тенденцию к росту и развитию в рамках осуществления подобных социальных проектов. Инклюзивная танцевальная терапия становится рычагом успешной интеграции людей с инвалидностью, а также разрушением социального барьера и создания доступной среды и мира равных возможностей. Результаты исследования позволили сделать вывод о необходимости развития инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время в социальную реабилитацию различных категорий населения включают элементы арт-терапии. Именно арт-терапии сегодня отводится огромная роль в решении целого комплекса задач социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, поскольку сегодня актуален поиск новых форм и методов, способствующих социокультурному становлению, творческому самовыражению в том числе лиц с ограниченными возможностями.
Одним из инновационных направлений арт-терапии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями является инклюзивная танцевальная терапия. Данная терапия позволяет клиенту приобрести опыт позитивных индивидуально-личностных изменений, гармонизировать социальные отношения, формировать утраченные социальные навыки. Позитивная коммуникация посредством занятий танцевальной терапией положительно влияет на психическое и социальное здоровье лиц с ограниченными возможностями, обеспечивают условия для оптимального процесса их социальной реабилитации и впоследствии интеграции в социум, способствуя стимуляции социальной активности людей с ограниченными возможностями, восстановлению утраченных навыков и успешному приспособлению к условиям внешней среды.
Инклюзивный танец, в котором участвуют здоровые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья, имеет значительный социально- реабилитационный потенциал, поскольку способствует активной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, позволяет им устанавливать полноценные социальные связи и взаимоотношения.
В работе проанализирован ряд проектов, где используют инклюзивный танец в социальной реабилитации людей с инвалидностью. Опыт применения инклюзивной танцевальной терапии разнообразный. На данный момент проводится большое количество семинаров, мастер-классов, творческих лабораторий, фестивалей, балов, постановка танцевальных спектаклей в направлении инклюзии.
Такая форма танцевальной реабилитации является одним из распространенных видов деятельности в социальной реабилитации инвалидов. Значение инклюзии в танце заключается в объединении многих педагогических, коррекционных и социальных методов и технологий развития. Инклюзивный танец объединяет в себе танцевальное искусство, физическую нагрузку, общение и эстетику. Это обуславливает необходимость определения роли и возможностей такой формы, как инклюзивный танец в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в специализированных социальных учреждения и организациях, работающих с данной категорией населения.
Для выявления данных о значении данной формы реабилитации, автором магистерской диссертации в 2016 году было проведено социальное исследование на тему «Значение инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями». Автором выдвигалась гипотеза, что основным значением инклюзивного танца является не только развитие танцевальной терапии и приобретения людьми с ограниченными возможностями нового социального опыта, но и активизация деятельности добровольческих организаций, творческих коллективов, снижение социального барьера, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. По окончанию исследования данная гипотеза была подтверждена.
Инклюзивная танцевальная терапия позволяет улучшить двигательные качества и общее физическое состояние у людей с ограниченными возможностями здоровья. Вырастают показатели когнитивной сферы инвалида. Участие в соревнованиях, концертах, любых показательных (сценических) мероприятиях позволяет улучшить общее психологическое состояние и повысить эмоциональный фон, снизить тревожность, напряженность. Занятия способствуют формированию волевых личностных качеств, расширяют жизненные перспективы и способствуют повышению социального статуса человека с ограниченными возможностями.
Однако существует ряд трудностей, с которыми можно столкнуться в практике деятельности инклюзивного танцевального коллектива. Во-первых, это привлечение самих людей с ограниченными возможностями, которых трудно привлечь из-за неуверенности в себе и существования социальной изоляции. Их также нужно мотивировать. Так как для любой личности очень важна реализация своего внутреннего «Я», то творческое самовыражение в данном случае должно стать огромным мотивом. Во-вторых, это привлечение танцоров-добровольцев. Их привлечение происходит через различные волонтерские организации, школы, высшие учебные учреждения. Однако у здоровых людей нет опыта общения с людьми с ограниченными возможностями, и боязнь пойти с ними на контакт выстраивает огромный социальный барьер. Наконец, имеется некий информационный вакуум между социально-ориентированными организациями и инклюзивными танцевальными коллективами, волонтерскими сообществами, что также препятствует развитию данной сферы.
С целью решения этих трудностей, а также популяризации инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации с людьми с ограниченными возможностями автором магистерской диссертации был разработан проект «Инклюзивный бал», реализованный с 1 марта по 26 мая 2017 года совместно с преподавателями и волонтерами социально- теологического факультета имени Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) НИУ «БелГУ» и Белгородского государственного института искусств и культуры.
Основными целями проекта являлись:
1. Приобретение с людьми с ОВЗ ими нового социального опыта для формирования жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе через включение их в творческую деятельность;
2. Формирование в общества толерантного отношения к людям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
3. Снижение социальных барьеров между людьми с ограниченными возможностями и здоровыми людьми через включение в творческую деятельность и социальное взаимодействие.
Реализация проекта проводилась в три этапа: подготовительный, основной (этап непосредственного осуществления намеченного) и заключительный (подведение итогов).
Результатом мероприятия стало укрепление позитивного имиджа инвалидов в общественном мнении и содействие активной интеграции их в жизнь современного общества, максимальная реализация потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение активной молодежи и людей с ограниченными возможностями к участию в проекте, объединение участников бала с различными формами инвалидности и их партнеров без ОВЗ, преодоление инвалидами социальной изоляции, закрепощенности, инертности, расширение круга общения, повышение двигательной активности, получение возможности самовыражения.
Таким образом, развитие такой формы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья имеет тенденцию к росту и развитию в рамках осуществления подобных социальных проектов. Инклюзивная танцевальная терапия становится рычагом успешной интеграции людей с инвалидностью, а также разрушением социального барьера и создания доступной среды и мира равных возможностей. Результаты исследования позволили сделать вывод о необходимости развития инклюзивной танцевальной терапии в социальной реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Подобные работы
- АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



