Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Работа №70367

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
385
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у младших школьников ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению 7
1.1. Содержание понятия «ценностные ориентации» 7
1.2. Особенности формирования у младших школьников
ценностного отношения к малой родине 12
1.3. Педагогические условия формирования у младших школьников ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению 30
2.1. Анализ действующих учебников по литературному чтению в аспекте проблемы исследования 30
2.2. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к малой родине у младших школьников 36
2.3. Проектирование методической работы по формированию ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению 43
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 62


В Российской Федерации в последнее время продолжается демократизация общества, что отражается на образовании, одной из главнейших задач которого является создание необходимых условий для всестороннего развития личности. Каждый ребенок в процессе обучения подходит к тому, что он становится частью социальной и природной целостности. Изучение родного края учащимися происходит в результате разносторонней деятельности, которая связана с краеведением. Краеведческое воспитание в школе - это действенное средство развития у школьников самостоятельности. Российское образование направлено на формирование нового пространства в сфере образования, которое позволяет обеспечить воспитание школьников, в первую очередь, в духовно¬нравственном аспекте. Во всем этом важную роль играет педагогическое краеведение. Поэтому целесообразно дополнить содержание обучения краеведческими материалами в такой предмет, как литературное чтение.
Подрастающее поколение нуждается в духовно-нравственном воспитании, поскольку это основной фактор развития нашей державы. Скорость, с которой развивается страна, образование и само общество, напрямую зависит от гражданской позиции человека, его мотивации, воли, мировоззрения, жизненных ценностей, норм морали.
Педагогическое краеведение позволяет стимулировать активность учащихся. Эта возможность определяется, прежде всего, тем, что краеведение способствует изучению окружающей среды, дает им знания о чертах социокультурной и производственной жизни региона. У учащихся появляется возможность включаться в разнообразные виды деятельности (особенно во внеурочное время), что позволяет активизировать познавательную активность и самостоятельность.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данного исследования является актуальной, так как в настоящее время всё ещё существует необходимость использовать краеведческие тексты во внеурочной деятельности, особенно на уроках литературного чтения.
Необходимость изучения краеведения в школе обосновали такие ученые, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Д.С. Лихачёв, Н.В. Воробьева, В.В. Дёмичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева, Е.Н. Ефремова, Т.Ф. Новикова.
В отечественной педагогике эта идея получила развитие в трудах К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, Д.Д. Семёнова и других.
В Белгородской области этим занимались такие видные литературные деятели, как Н.Н. Страхов, В.Я. Ярошенко, И.А. Чернухин, В.Е. Молчанов.
Недостаточность исследования данного вопроса приводит к противоречию между потребностью в краеведческих знаниях и недостаточным их отражением в содержании обучения младших школьников. Данное противоречие обусловлено проблемой: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования является формирование у младших школьников ценностного отношения к малой родине, а предметом - педагогические условия формирования у младших школьников ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Исходя из вышесказанного, выдвинем гипотезу: формирование у младших школьников ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению будет эффективным, если:
1) организовывать работу на основе произведений белгородских авторов;
2) при выполнении заданий опираться на практический опыт учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить содержание понятия ценностных ориентаций младших школьников.
2. Выявить особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к малой родине.
3. Определить формы и средства формирования у младших школьников ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению.
4. Проанализировать действующие программы по литературному чтению в аспекте проблемы исследования.
5. Провести диагностику уровня сформированности ценностного отношения к малой родине у младших школьников.
6. Спроектировать методическую работу по формированию ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы по проблеме исследования, программ и УМК; эмпирические - адаптированная методика С.М. Петровой «Пословицы», анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Практическая база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ «Лицей № 9» г. Белгорода, 3 «А» класса (учитель - Винакова Жанна Ивановна).
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, основной части, в которой содержатся две главы, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению. В ней говорится о ценностных ориентациях младших школьников, их содержании, формах и средствах формирования у младших школьников ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Вторая глава посвящена исследованию применения краеведческих материалов как средства формирования ценностного отношения к малой родине. В этой главе размещен анализ действующих учебников по литературному чтению в аспекте проблемы исследования, описана диагностика уровня сформированности ценностного отношения к малой родине, описано проектирование методической работы по формированию ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Список литературы включает 50 источников.
В приложение помещены диагностические материалы и результаты диагностик, планы-конспекты внеурочных занятий по литературному чтению.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Динамичные изменения современного общества в целом и системы образования в частности требуют обновления педагогической теории и практики в области духовно-нравственного воспитания. При этом особенно остро встает вопрос непрерывного нравственного развития младших школьников. Очень важно в воспитательном процессе формировать у детей ценностное отношение к малой родине, с которой начинается любовь к России - родине великой.
Культ родины, традиция уважения своей страны начинается с почитания малой родины, с места, где человек родился, провел детство, где сформировались его базовые ценности. Именно с отчины чувство признательности переносится и на «большую» родину - с части на целое. Неспособный жить в гармонии с родной землей, с живыми образами детства, с историей своих родных человек никогда не обретет баланса и покоя нигде, даже в самых благоприятных условиях.
Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации, поскольку характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т.д.
В первой главе мы описали проблему формирования у младших школьников ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению, пути её решения, познакомились с понятиями «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение», дали характеристику особенностям формирования ценностного отношения к малой родине, выделили формы и приемы формирования ценностного отношения к малой родине.
Во второй главе на констатирующем этапе мы выявили начальный уровень сформированности ценностного отношения к малой родине. Получились следующие результаты: у 24% учащихся низкий уровень обобщенности знаний о малой родине, у 56% - средний и у 20% - высокий уровень. Для того чтобы повысить уровень сформированности ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению и проверить действенность выдвинутых в гипотезе положений, нами был разработан и проведён формирующий этап педагогического эксперимента. Для беседы о смысловом и идейном содержании художественных текстов нами были отобраны и предложены произведения белгородских авторов, среди которых ярко выделяются Владимир Молчанов и Игорь Чернухин. Учащиеся проявляли живой отклик на картины, изображенные в их произведениях, вспоминали, где, когда и при каких обстоятельствах видели их и какие чувства испытывали.
Работа по формированию ценностного отношения к малой родине во внеурочной деятельности по литературному чтению, безусловно, не является оконченной и требует дальнейшего продолжения.
Положительная динамика, проявившаяся на формирующем этапе, дала возможность сделать вывод о том, что сформулированная гипотеза подтвердилась.



1. Агапова И.И. Патриотическое воспитание в школе / И.И. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Айрис Пресс, 2002. - 224 с.
2. Акимова М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии / М.К. Акимова, В.Г. Козлова. - М.: Просвещение, 1997. - 278 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр.труды: в 2 т. Т.2 / Б.Г. Ананьев. - М.: Флинта, 1980. - 267 с.
4. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2008. - 544 с.
5. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 251 с.
6. Бойко Ж.В. Этические основы социальной работы / Ж.В. Бойко. - Хабаровск: ДВГУПС, 2012. - 94 с.
7. Булгакова Е.В. Воспитание патриотизма на традициях
древнерусской культуры / Е.В. Булгакова. - М.: Академия, 2004. - 174 с.
8. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина. - СПб.: Каро, 2004. - 162 с.
9. Валеев И.И. Воспитать патриота / И.И. Валеев. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990. - 231 с.
10. Вежевич Т.Е. Школа лидера - школа патриота // Народное образование / Т.Е. Вежевич. - М.: ООО «Баланс», 2009. - № 3. - С. 194-197.
11. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1986. - 640 с.
12. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе // Начальная школа / Н.Ф. Виноградова. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - № 8. - С. 2-7.
13. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 189 с.
14. Гостев А.А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения // Народное образование / А.А. Гостев. - 1988. - № 6. - С. 26-28.
15. Давыдов В.В. Психологический словарь / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
16. Дёмичева В.В. Краеведение как средство формирования социокультурной компетенции младших школьников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / В.В. Дёмичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - 112 с.
17. Дремина Е.А. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа / Е.А. Дремина. - 2004. - № 5. - С. 19.
18. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению // Преподавание истории и обществознания в школе / Л.К. Ермолаева. - 2002. - № 3. - С. 40-47.
19. Зотов В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе / В.В. Золотов. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 154 с.
20. Иванова Л.Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 840 с.
21. Каган М.М. Философская теория ценности / М.М. Каган. - СПб.: КАРО, 1997. - 231 с.
22. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: (Монография) / А.В. Кирьякова. - Оренбург: Б.И., 1996. - 188 с.
23. Ковалёва А.Г. Воспитывая маленького гражданина / А.Г. Ковалёва. - М.: Аркти, 2004 г. - 241 с.
24. Клопова Н.В. Использование краеведческих материалов на уроках природоведения в начальных классах / Н.В. Клопова, Н.В. Григорьева. - Калуга: Редакционно-методический кабинет КОИУУ, 1998. - 155 с.
25. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма / В.А. Кобылянский. - М.: Педагогика, 1998. - 366 с.
26. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.
- М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 176 с.
27. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС // Начальная школа плюс до и после / О.В. Клубович.
- М.: ООО «Баланс», 2011. - № 10. - С. 27-29.
28. Леонович Е.Н. Орфографический словарь. Этимологический словарь. Фразеологический словарь: Пособие для учащихся начальной школы / Е. Н. Леонович, С. Е. Леонович. - М.: Терра, 2000. - 384 с.
29. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа / Е.А. Ляшенко. - М.: Просвещение, 1997. - 161 с.
30. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище. Сочинения /
А.С. Макаренко. - М.: АПН РСФСР, 1951. - 419 с.
31. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С.И. Маслов. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
32. Равкин З.И. Ценностные ориентации как одна из основ стратегии развития образования и предмет историко-педагогических исследований. /
З.И. Равкин. - М.: Академия, 2003. - 174 с.
33. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества. Полное собрание сочинений в 3 т. Т. 1. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1938. - 223с.
34. Риккет Г. О системе ценностей. Наука о природе и науки о культуре / Г. Риккет. - М.: Академия, 1998. - 235 с.
35. Савинова Л.Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине / Л.Ю. Савинова. - М.: Айрис- пресс, 2006. - 251 с.
36. Саксонова Л.П. Ценностный аспект становления будущих специалистов // Журнал прикладной психологии / Л.П. Саксонова. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - № 2. - С. 39.
37. Сейненский А.Е. Родной край / А.Е. Сейненский. - М.: Интерпракс,
1994. - 217 с.
38. Селиванова О.Л. Формирование ценностных ориентаций обучающихся / // Воспитание школьников / О.Л. Селиванова. - 2008. - №10. - С. 21-23.
39. Сунцова И.С. Патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе / И.С. Сунцова. - М.: НИИ школ, 1979. - 183 с.
40. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.
41. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. - М.: Педагогика, 1989. - 542 с.
42. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика / Н.М. Трофимова. - 1997. - № 6. - С. 59.
43. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - М.: Высшая школа, 2001. - 144 с.
44. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения // Сост. С. Ф. Егоров в 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1988. - 274 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
46. Феофанов К. А. Безопасность цивилизационного развития как социокультурный феномен: сущность, закономерности, понятийные аппарат // Социально-гуманитарные знания / К. А. Феофанов. - 2006. - № 3. - С. 19.
47. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя / И.М. Чередов. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.
48.Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения / Н.Г. Чернышевский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 772 с.
49. Шмидт С.О. Слово о пользе краеведения // Учитель / С.О. Шмидт. -1997. - № 2. - С. 13-15.
50. Яблоков А.В. Уровни охраны живой природы / А.В. Яблоков. - М.: Просвещение, 2002. - 177 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ