Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ

Работа №70356

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
371
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования проблемы копинг- стратегий спортсменов командных видов спорта 12
1.1. Феномен копинг-стратегий в психолого-педагогических исследованиях... 12
1.2. Особенности формирования копинг-стратегий в спортивной деятельности
23
1.3. Копинг-стратегии как фактор, обеспечивающий надежность спортивной
деятельности 30
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование содержательных особенностей копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности 39
2.1. Организация и методы исследования содержательных особенностей копинг-
стратегий спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности 39
2.2. Результаты эмпирического исследования содержательных особенностей
копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности 47
2.3. Психологические рекомендации по формированию продуктивных копинг- стратегий у спортсменов командных видов спорта и повышению психической
надежности в тренировочном и соревновательном процессах 64
Выводы по 2 главе 72
Заключение 75
Список литературы

Актуальность исследования. На современном этапе спорт как социальное явление - это один из факторов развития общества в России. И Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание развитию спорта по всей стране, а особенная значимость придается организации работы по отбору и подготовке перспективных спортсменов и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
В целях создания условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных достигать высоких спортивных результатов на соревнованиях различного уровня, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [49], Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р [50], государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»», Министерством спорта РФ была разработана «Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации [51].
Среди множества стратегических задач, способствующих созданию данных условий, одной из главных обозначается качественное психологическое обеспечение подготовки спортивного резерва, гарантирующих эффективную и комплексную спортивную подготовку, без которой невозможен непрерывный и поступательный рост спортивного мастерства. В соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья и законодательством о физической культуре и спорте мероприятия психологического характера включают в себя диагностический контроль, коррекцию, развитие и поддержание профессионально важных характеристик спортсмена, определяющих успешность спортивной деятельности и др. [51; 62].
Одной из главнейших характеристик спортсмена высокого класса является психическая надежность спортсмена, которая обеспечивается способностью спортсмена успешно преодолевать стресс, сопутствующий спортивной деятельности и приводящий к психическому напряжению (В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов, В.Э. Мильман, В.Б. Коренберг, В.В. Давыдов) [15; 31; 53; 55].
Для спортсменов командных видов спорта психологическая подготовка особенно важна и ее качество имеет решающее значение для сплоченности и успешности выступлений спортивной команды в целом [11]. Поскольку, психологическое напряжение, так же, как и положительный настрой, каждого члена команды передается от одного игрока к другому, сказываясь на самочувствии, поведении и, как следствие, результативности [11; 24; 27; 54].
Поэтому, спортивный успех команды имеет место только при сохранении способности, каждым из игроков, стабильно реализовать все свои возможности, показывая лучший результат, даже при самых критических изменениях обстоятельств и постоянном осознанном самоконтроле своего состояния. Что обеспечивается умением осознанно влиять на свое состояние посредством своевременного выбора и применения продуктивных копинг-стратегий [4; 5; 12; 19].
Степень изученности проблемы исследования. Многие как зарубежные, так и отечественные авторы подчеркивают значимость изучения копинг- стратегий и психической надежности (Р. Лазарус, С. Фолкман, Г. Вебер, Н. Хаан, П.Л. Хьюитт, П.Т. Коста, М.Р. Сомерфелд, Т.Л. Крюкова, Л.И. Анцыферова, А.Б. Леонова, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, Р.М. Грановская, С.А. Хазова, Т.В. Корнилова, Л.И. Дементий, Е.Р. Исаева, С.К. Нартова-Бочавер и др.). Было проведено множество исследований, посвященных проблемам эффективности копинг-стратегий и повышения психической надежности в спорте, поскольку эти два понятия на сегодняшний день приобретают все более высокую значимость применительно к спорту. В рамках изучения копинг-стратегий и психической надежности изучались: особенности копинг-стратегий у спортсменов разной квалификации и пола, в командных и индивидуальных видах спорта (Ю.М. Босенко), взаимосвязи личностных особенностей спортсменов (самооценки, уровня притязаний, тревожности, локуса контроля, мотивации) с выбором копинг-стратегий (Е.И. Гринь, Т.Л. Крюкова и др.), роль копингов в процессах саморегуляции и их вкладе в успешность выполнения продуктивной деятельности (А.Н. Леонтьев), психологические факторы надежности спортсмена (Н.А. Худадов, Ф. Вендрих, В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов, А.В. Родионов, В.Э. Мильман и др.).
Выявленные обстоятельства предъявляют серьезные требования к уровню подготовленности спортсмена к соревнованиям, при этом, остается большое поле деятельности для специалистов по данному направлению, о чем свидетельствуют проблемы, возникающие на соревнованиях, связанные с недостаточной психической надежностью и слабой психологической подготовленностью спортсменов, что во многом обусловлено недостатком знаний и опыта у спортсменов в вопросах саморегуляции и успешного применения копинг-стратегий. А информация, касающаяся вопроса формирования продуктивного копинг-поведения у спортсменов практически отсутствует. Что актуализирует поиск научно обоснованных путей оптимизации его спортивной подготовки.
Анализ имеющихся работ в исследуемой области позволил выделить противоречие между: слабой изученностью проблемы содержательных особенностей копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности, и потребностью спортивной практики в знаниях о специфике применения копинг-стратегий, для повышения и поддержания психической надежности спортсменов, что требует выхода за пределы уже полученных знаний. С обозначенным положением и связана постановка проблемы исследования, которое заключается в поиске ответа на вопрос: каковы содержательные особенности копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности?
Учитывая вышеизложенное, актуальность проблемы и ее недостаточную разработанность, был сделан выбор темы исследования: «Содержательные особенности копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности».
Цель исследования: провести сравнительный анализ копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности.
Объект исследования: копинг-стратегии спортсменов.
Предмет исследования: содержание доминирующих копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта в группах с разным уровнем психической надежности.
Гипотеза исследования: содержательные особенности копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта будут различаться в группах с разным уровнем психической надежности, так как способность спортсмена противостоять стрессу и управлять своими эмоциями и состояниями, является одним из центральных факторов, влияющих на надежность спортсмена.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концепции и теории, осуществить обзор исследований, посвященных проблеме психической надежности и копинг- поведения спортсменов, для уточнения рабочей концепции.
2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на исследование содержательных особенностей копинг-стратегий спортсменов в группах спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности.
3. Изучить и описать содержательные особенности копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности.
4. Провести сравнительный анализ копинг-стратегий групп спортсменов
командных видов спорта с разным уровнем психической надежности.
5. На основе полученных данных, разработать практические рекомендации по формированию продуктивных копинг-стратегий у спортсменов командных видов спорта в спортивной деятельности, для достижения и поддержания высокого уровня психической надежности и результативности спортсменов.
Теоретико-методологическими основами настоящего исследования являются:
- Транзактная когнитивная теория стресса и копинг-поведения Р. Лазаруса и С. Фолкман.
- Теоретико-экспериментальный отечественный подход к стрессу в трудных жизненных ситуациях и совладанию с ним (Т.Л. Крюкова, В.А. Бодров, P.M. Грановская, Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева и др.).
- Изучение концепций психической надежности (В.Э. Мильман, В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов, А.Ц. Пуни, С.К. Багадирова, В.В. Давыдов).
- Изучение концепций совладающего поведения в спорте (К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб, В.А. Бодров, Е.В. Битюцкая, В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота, Л.М. Довжик, И.М. Мережникова, Е.В. Шевкова).
- Изучение современных концепций психологической подготовки спортсменов и оптимизации спортивной деятельности (В.Э Мильман, В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов; А.Ц. Пуни, Е.Г. Гуринович и др.).
В соответствии с целями и задачами был использован комплекс методов исследования:
1. Общетеоретические методы (теоретический анализ существующих концепций и теорий, обзор исследований, посвященных проблеме психической надежности и особенностей копинг-поведения спортсменов, сравнение, обобщение).
2. Эмпирические методы (анкетирование («Анкета психической надежности» В.Э. Мильмана), тестирование («Тест копинг-навыков спортсмена - The Athletic Coping Skills Inventory-28» Р. Смита и соавт., адаптированная Л.М. Довжик, К.А. Бочавер), опрос («Опросник совладания со стрессом COPE» К. Карвера, М. Шейера и Дж. Вейнтрауба, адаптированная О. Гордеевой, Е.Н. Осиным, Е.А. Рассказовой, О.А. Сычевым, В.Ю. Шевяховой.).
3. Статистические методы (ранговый Н - критерий Краскела-Уоллиса).
Теоретическая значимость заключается в том, что:
1. Проведенный теоретико-методологический анализ психологических исследований о специфике совладания со стрессом и использования копинг- стратегий в спортивной деятельности, позволил на концептуально-системном уровне расширить представления, об особенностях, предпосылках, и продуктивности выбора и применения копинг-стратегий в спорте.
2. Теоретически обоснована и эмпирически установлена значимая роль способности совладания со стрессом у спортсменов в развитии их психической надежности.
3. Эмпирически выявлены содержательные особенности используемых копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта и проведен их сравнительный анализ, результаты которого углубляют представление о психологических факторах, сказывающихся на раскрытии спортсменами их потенциальных возможностей и повышении результативности спортивной деятельности.
4. Обозначены трудности и ограничения исследования копинг- стратегий в спортивной деятельности и предложены перспективы исследований в области изучения копинг-стратегий в спорте.
Практическая значимость полученных данных состоит в том, что:
1. Результаты проведенного нами теоретического анализа и эмпирического исследования могут быть использованы как в практике психологической подготовки спортсменов и отбора спортивного резерва разного уровня, так и в исследовательской психологической практике для совершенствования форм и методов психологической диагностики и сопровождения спортсменов.
2. Реализация разработанных нами практических рекомендаций по повышению продуктивности копинг-поведения у спортсменов командных видов спорта, для повышения психической надежности и оптимизации тренировочного и соревновательного процессов, может помочь специалистам в работе с субъектами спортивной деятельности сделать целенаправленной работу по поддержанию профессионально-важных характеристик и индивидуально - психологических особенностей спортсмена, определяющих успешность профессиональной деятельности, что соответствует запросам и задачам спортивной практики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Копинг - это разнообразный репертуар стратегий преодоления стресса, который зависит от личностных факторов и прошлого опыта личности и может меняться в зависимости от условий и особенностей конкретной ситуации, ее оценивания и восприятия личностью, и специфики ее деятельности. Копинг-стратегии рассматриваются как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на адаптацию к ситуации и снижение влияния стресса, как способ управления стрессором. На выбор копинг-стратегий влияют внешние факторы (тип и условия ситуации) и внутренние (индивидуально-личностные черты и диспозиции). Успешность адаптации личности в ситуации стресса и ее преодоления определяется уровнем развития и особенностями когнитивно¬оценочных механизмов, а также личностно-средовыми копинг-ресурсами, среди которых особенно выделяются в спорте инструментальные ресурсы - копинг- навыки.
2. На выбор копинг-стратегий спортсменов влияют следующие
особенности: индивидуально-личностные черты, специфика вида спорта,
прошлый опыт спортсмена, его отношение к неудаче и поведенческая успешностью. Поскольку спортивная деятельность сопряжена с столкновением разнообразных стрессовых источников и включает в себя как контролируемые, так и неконтролируемые ситуации, приводящие к эмоциональному напряжению, для продуктивного совладающего поведения спортсменов также, крайне важно владеть наиболее существенными навыками и фундаментальными техниками преодоления стресса, включающими в себя как копинги эмоционально¬ориентированного стиля, направленные на регулирование эмоционального отклика, так и проблемно-ориентированные копинги, заключающиеся в реализации попыток рационального решения проблемы и ориентировании на совладание с любым из типов ситуации.
3. Психологические факторы психической регуляции и способности управлять собственным состоянием в различных ситуациях являются одними из ведущих, среди факторов, обусловливающих такую процессуальную характеристику спортсмена как психическая надежность. Психическая надежность - это качество спортсмена, которое позволяет ему в течение определенного времени показывать стабильный и эффективный результат на соревнованиях, даже при затруднительных и экстремальных условиях. Поэтому, способность самоконтроля и управления эмоциями, которые помогают психике противостоять перегрузкам, выделяются среди значимых психологических показателей, способствующих формированию психической надежности.
Опытно-экспериментальная база исследования:
В нашем исследовании приняли участие 80 спортсменов командных видов спорта высокой квалификации, в возрасте от 17 до 36 лет. В выборку вошли представители следующих командных видов спорта: волейбол (35 спортсменов), хоккей (17 спортсменов), баскетбол (10 спортсменок), футбол (18 спортсменов). Исследование проводилось на базах 4 спортивных клубов города Оренбург: волейбольного, хоккейного, баскетбольного и футбольного клубов. В исследовании принимали участие 70 спортсменов мужского пола, и 10 - женского пола.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- первый этап (сентябрь - декабрь 2018) - на основании изучения психолого-педагогической и учебно-методической литературы определены методологические и теоретические основы исследования, его объект, предмет, цели и задачи. Осуществлялся выбор объекта эксперимента, разработка комплекса диагностических методик для изучения содержательных особенностей копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности;
- второй этап (январь 2019 - октябрь 2019) - проведение
диагностической части исследования, обработка и интерпретация результатов. Были выявлены содержательные особенности копинг-стратегий, применяемых с разной частотой использования и преобладающих копинг-навыков спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности, оценена их степень сформированности и проведен сравнительный анализ. С применением методов статистической обработки выявлены различия в копинг-стратегиях и копинг-навыках спортсменов с разным уровнем психической надежности. Представлен подробный анализ и интерпретация результатов;
- третий этап (ноябрь 2019 - январь 2020) - разработка комплексной развивающей программы для спортсменов «Сила внутри» по оптимизации копинг-поведения, развитию необходимых копинг-навыков и повышению психической надежности спортсменов;
- четвертый этап (февраль 2020 - апрель 2020) - систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ предметной области позволил нам установить, что копинг - это целенаправленный, но динамический процесс решения проблем, целью которого является адаптация человека к стрессовой ситуации, и предотвращение ее негативных последствий. Копинг-стратегии - это поведенческие, эмоциональные и когнитивные усилия личности, применяемые для преодоления стрессовых и напряженных ситуаций. Предпосылками копинг- стратегий являются индивидуально-личностные факторы, когнитивно¬оценочные механизмы, копинг-ресурсы и прошлый опыт человека.
Копинг-поведение в спортивной деятельности определяется ее специфичностью, особенностями и требованиями конкретного вида спорта, а также условиями и особенностями самой ситуации. В спортивной деятельности предпосылками успешности выбора и применения копинг-стратегий могут быть индивидуально-личностные особенности спортсмена, его прошлый обобщенный опыт, отношение к неудаче и субъективное восприятие ситуации. Также, одним из значимых предикторов выбора и продуктивности копинг-стратегий спортсмен, являются его уровень сформированности копинг-навыков. Для продуктивного реагирования спортсменам необходимо овладение разнообразными фундаментальными навыками и осознанными приемами восстановления психической свежести и функциональной работоспособности, направленными на совладание с любым из типов стрессовой ситуации.
Сформированность навыков, способствующих осознанному контролю и собственных состояний и реакций в сложных психоэмоциональных условиях, успешной сопротивляемости и адаптации к экстремальным воздействиям и осознанному управлению собственными действиями, мыслями и поведением, является одним из центральных факторов, обусловливающих психическую надежность, - одну из главнейших характеристик спортсмена.
В свою очередь, проведенное нами эмпирическое исследование , позволяет нам констатировать подтверждение теоретической и эмпирической гипотез о различии копинг-стратегий у групп спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности.
При сравнительном анализе по Н-критерию Краскела-Уоллиса, между группами спортсменов с разным уровнем психической надежности мы обнаружили различия по стратегиям «Позитивное переформулирование и личностный рост», «Концентрация на эмоциях и их активное выражение», «Использование инструментальной социальной поддержки», «Активное совладание», «Употребление психоактивных веществ» и «Планирование совладания». Выявлено, что респонденты с высоким уровнем надежности имеют большую склонность к применению таких стратегий как: «Позитивное переформулирование и личностный рост», «Активное совладание» и стратегии «Планирование совладания», чем спортсмены с средним и низким уровнем. А стратегию «Концентрация на эмоциях и их выражение» группа спортсменов с высоким уровнем надежности практикует существенно реже, чем коллеги в других группах. В то же время, спортсмены с низким уровнем надежности имеют склонность чаще употреблять психоактивные вещества, в отличие от спортсменов с высокой и средней психической надежностью, которыми, в значительном большинстве, стратегия «Употребление психоактивных веществ» используется с низкой частотой. Представленный результат свидетельствует о том, что спортсмены с высоким и средним уровнем психической надежности имеют большую склонность в целом к применению продуктивных проблемно-ориентированных способов действия в стрессовых условиях, а у спортсменов, имеющих низкую психическую надежность, поведение характеризуется склонностью к более частым непродуктивным и эмоциональным реакциям.
Однако, при этом, анализ полученных данных об особенностях применяемых копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта с разным уровнем психической надежности показал, что у спортсменов каждой выявленной группы, преобладающее количество видов копинг-стратегий применяются со средней частотой, в том числе непродуктивные копинг- стратегии. Среди копинг-стратегий с высокой частотой использования у спортсменов с высоким уровнем надежности доминируют «Подавление конкурирующей деятельности», у группы с средним уровнем надежности «Сдерживание», с низким уровнем - «Использование эмоциональной социальной поддержки». Среди наименее приоритетных у спортсменов с высоким уровнем надежности выделяются стратегии «Употребление психоактивных веществ», у спортсменов с средним уровнем надежности «Активное совладание». У спортсменов с низким уровнем надежности показатели по копингам с низкой частотой использования распределились равномерно и имеют невысокие значения.
Таким образом, несмотря на то, что статистический анализ показал, что спортсмены с высоким уровнем психической надежности склонны к более частому применению продуктивных стратегий совладания и более редкому прибеганию к непродуктивным способам действия, в сравнении со спортсменами с средней и низкой психической надежностью, общий анализ копинг-стратегий испытуемых показал, что уровни значений по большинству непродуктивных видов копинг-стратегий находятся на среднем и высоком уровнях у спортсменов всех трех групп. Что позволило нам сделать вывод о том, что поведение испытуемых достаточно часто носит непродуктивный характер в ситуациях стресса и повышенной напряженности.
При статистическом сравнении копинг-навыков у групп спортсменов с разным уровнем надежности обнаружены значимые различия по навыкам: «Концентрация» (на уровне p < 0,01), «Уверенность в себе и мотивация достижения» (на уровне p < 0,01), «Свобода от негативных переживаний» (На уровне p < 0,01) и «Постановка цели и психическая подготовка» (На уровне p < 0,05). Так, нам удалось выявить, что спортсмены с высоким и средним уровнем психической надежности применяют навыки, способствующие продуктивному реагированию в ситуации стресса, более активно. Но, в то же время, анализ особенностей преобладающих копинг-навыков показал их слабую сформированность в целом у спортсменов всех трех групп. Кроме того, мы обнаружили, у большинства спортсменов навык «Совладания с неприятностями» имеет достаточно низкие значения и демонстрирует их невысокую способность продуктивно противостоять стрессу и управлять своими действиями и эмоциями, не теряя осознанность, при возникших сложных обстоятельствах. Низкий уровень навыка совладания с неприятностями у испытуемых спортсменов объясняет полученный результат по методике «СОРЕ», которая продемонстрировала нам непродуктивность их поведения и указывает на значимость копинг-навыков, как предпосылок выбора дальнейших стратегий поведения спортсменами, в формировании продуктивного поведения спортсменов в ситуации стресса.
Так, проведенные теоретическое и эмпирическое исследования позволяют заключить, что способность совладать со стрессом и контролировать собственные эмоциональные и функциональные состояния является одним из центральных факторов, влияющих на психическую надежность спортсменов и оказывающих содействие в достижении максимальной результативности их соревновательной деятельности.
Кроме того, при проведении настоящего исследования мы столкнулись с определенными трудностями, которые связаны с сложностью изучаемого феномена и ограничениями возможностей применения существующих методов исследования копинг-стратегий, в частности, с постановкой вопросов, отсутствием проверочных шкал в методиках и отсутствием адаптированных к специфике спорта методик.
Выявленные трудности позволили нам наметить перспективные направления дальнейших исследований данной проблемы и пути повышения их достоверности. Перечисленные в исследовании меры помогут получить более полную картину в совладающем поведении спортсменов, что необходимо для дальнейшей реализации практических мер по его оптимизации и регулированию.
По результатам проведенного исследования мы разработали рекомендации для психологов по работе со спортсменами командных видов спорта, направленной на формирование у них продуктивных копинг-стратегий и повышение их психической надежности.



1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. //
А. В. Алексеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 69 с.
2. Анохин, П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. // П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1998. - 400 с.
3. Багадирова, С.К. Основы психорегуляции в спортивной деятельности: учебное пособие / С.К. Багадирова. - Майкоп: Магарин О.Г., 2015. - 148 с.
4. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник московского университета. - 2011. - № 1. - С. 100-111.
5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.
А. Бодров - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
6. Босенко, Ю.М. Субъектные регуляторы конструктивного реагирования спортсменов на оценивание их личности в спорте: автореф. дис. канд.псих.наук: 13.00.04 / Босенко Юлия Михайловна. - Краснодар., 2012. - 24 с.
7. Босенко, Ю.М. Гендерные аспекты совладающего поведения в командных и индивидуальных видах спорта / Ю.М. Босенко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 124-130.
8. Босенко, Ю.М. Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса / Ю.М. Босенко, Е.И. Берилова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2015. - № 2. - С. 106-110.
9. Бузовкина, О.В. Выбор стратегии поведения в конфликте. / О.В. Бузовкина // Бюллетень клуба конфликтологов. - 1994. - № 3. - C. 67-71.
10. Водопьянова, Н.Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А.
Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб., 2001 - С. 311-322.
11. Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен - М.: ФиС, 1990. - 192 с.
12. Голомидова, Т.М. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы и классификации [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. междунар. студ. науч.-практ. конф.
- № 12 (60). - Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/12(60).pdf
13. Гордеева, Т.О. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Е.А. Рассказова, О.А. Сычев, В.Ю. Шевяхова // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: материалы II междунар. науч.- практ. конф. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 2. - С. 195-197.
14. Горская, Г.Б. Динамический анализ психологических ресурсов конкурентоспособности спортсменов / Г.Б. Горская // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2018. - № 1. - С. 64-66.
15. Давыдов, В.В. О некоторых принципах построения учебно-тренировочного процесса в связи с проблемой надежности / Давыдов В.В., Жоров П.А. //Психическая надежность спортсменов высокого класса и методы ее совершенствования: материалы межд. научн. конф./ Под ред. К.П. Жарова и
В.А. Плахтиенко. - М.: ГЦОЛИФК, 1977. Т.1. - C. 92-96.
16. Дементий, JI.H. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л.Н. Дементий // Журнал прикладной психологии.
- 2004. - №3. - С. 20.
17. Довжик, Л.М. Спортивная травма как жизненное событие: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00./ Довжик Лидия Михайловна. - Москва, 2018. - 26 с.
18. Довжик, Л.М. Совладание с травмой у профессиональных спортсменов [Электронный ресурс] / Л.М. Довжик, С.К. Нартова - Бочавер // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Т. 4. - №2. - 344 с. - Режим доступа: http://psyjoumals.ru/psyclin/2015/n2/Dovzhik NartovaBochaver.shtml/
19. Довжик, Л.М. Эффективное совладающее поведение в спорте: что
выводит из равновесия и как его снова обрести [Электронный ресурс] / Л.М. Довжик, К.А. Бочавер // Клиническая и специальная психология. - 2016. - Т. 5. - №2. - C. 1-22. - Режим доступа:
https: //psyj ournals.ru/files/82471/Bochaver Dovj ik.pdf
20. Ерзин, А.И. О проактивном совладающем поведении [Электронный
ресурс] // Психолог. - 2013. - № 1. - С. 89-100. - Режим доступа:
https://nbpublish.com/library read article.php?id=274
21. Журавлева, А. Л. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: ИП РАН, - 2008. - 472 с.
22. Иванов, П.А. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) / П.А. Иванов, Н.Г. Гаранян // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. -
С. 82-93
23. Иванов, В.Д. Волевая саморегуляция и ее формирование в спортивной деятельности / В.Д. Иванов, И.Н. Нурмухаметова, И.А. Бец // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Челябинск: Южно - Уральский государственный университет. - 2013. - № 31. - С. 99-106.
24. Ильин, Е.П. Психология спорта. / Под ред. Е.П.Ильина. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
25. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. - 136 c.
26. Ивойлов, А.В. Помехоустойчивость движений спортсмена / А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 110 с.
27. Калинин, Е.А. Психологический контроль в системе психологической подготовки спортсменов высокой квалификации / Под ред. Е.А. Калинина, Н.А. Худадова. - М.: ФиС, 1985. - 165 с.
28. Камынина, И.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных
условиях жизнедеятельности: автореф. дис. ... канд.псих.наук: 19.00.01 /
Камынина Ирина Владимировна. - Хабаровск, - 2008. - 22 с.
29. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности [Электронный ресурс] / О.А. Конопкин. - Режим доступа: http://www.vashpsiholog.info/voprospsih/213/17645-osoznannaya-samoregulyaciya- kak-kriterij -subektnosti
30. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики «СОРЕ» / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.И. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - №1. - С. 82-118.
31. Коренберг, В.Б. Надежность решения двигательных задач / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 1997. №10, С. 18 - 23.
32. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - 476 c.
33. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2004. - 343 с.
34. Крюкова, Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 2. - №2. - С. 88-95.
35. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал: Структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.
36. Лурия, А.Р. Физиология человека и психологическая наука (к постановке проблемы) / А.Р. Лурия // Физиология человека. - 1975. - № 1. - С. 18-37.
37. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2005. - 992 с.
38. Малкин, В.Р. Психотехнологии в спорте: учеб. пособие / В.Р. Малкин, Л. Н. Рогалева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - 2013. - 96 с.
39. Маликова, Т.В. Психологическая защита: направление и методы: Учебное пособие/ Т.В. Маликова, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, О.В. Шатрова. - СПб.: Речь, 2008. - 231 с.
40. Менхин, Ю. В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов / Ю.В. Менхин // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 4. - C. 44-48.
41. Мережникова, И.М. Особенности саморегуляции психических состояний в спорте высших достижений / Мережникова И.М., Шевкова Е.В. // Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. / под ред. Е.В. Левченко,
A. Ю. Бергфельд. - Пермь, 2008. - Вып. 1. - 148 с.
42. Мильман, В.Э. Некоторые вопросы повышения спортивной надежности/ В.Э. Мильман // Материалы Всесоюзного симпозиума: «Практические аспекты психологической подготовки спортсменов». - М.: [б. и.], 1976. - С. 121-129.
43. Мильман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. ст. / сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт. -1983. - С. 24-46.
44. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции индивидуальных стилей саморегуляции человека / В.И. Моросанова. - М.: Наука, 2001. - 192 с.
45. Моросанова, В.И. Личностные аспекты стилевой саморегуляции /
B. И. Моросанова // Ежегодник Российского психологического общества: материалы Третьего Всероссийского съезда психологов. - Т. 5. - СПб., 2003. -
C. 487.
46. Моросанова, В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с.
47. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / C. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. № 5. - С. 20-30.
48. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская. Р.М. Грановская - СПб.: Речь, 2001. - 507 с.
49. О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. // Гарант. ру: информационно¬правовой портал. - М.: НИИ «Гарант-сервис», 2018. - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/21837200/
50. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 7.08.2009 г. № 1101-р // Сайт Правительства РФ. - [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http: //www. government.ru/gov/results/
51. Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в
Российской Федерации до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2018 г. № 2245-р // Сайт Правительства РФ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://static.govemment.ru/media/files/QNlNQzIXgAYlExx0bzmvGXxlQm6SFf54.pdf
52. Огородова, Т.В. Психология спорта: учеб. пособие / Т.В. Огородова.
- Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 120 с.
53. Плахтиенко, В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
54. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / Ю.В. Мойкин, А.И. Киколов, В.И. Тхоревский, Л.Е. Милков; АМН СССР. - М.: Медицина, 1987. - 254 с.
55. Пуни, А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте: Избранные лекции / А.Ц. Пуни. - Ленинград: [б. и.], 1973. - 31 с.
56. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: Учеб. пособие / А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 88 с.
57. Родионов, А.В. Психология и современный спорт / А.В. Родионов, Н.А. Худадов. - М.: ФиС, 1982. - 224 с.
58. Родионов, А.В. Спортивная психология: учебник для
академического бакалавриата / В.А. Родионов [и др.]; под ред. В.А. Родионова, А.В. Родионова, В.Г. Сивицкого. - Москва: Юрайт, 2019. - 367 с.
59. Родионов, А.В. Предметная организация психофизиологической подготовки спортсменов / А.В. Родионов, В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов //Спортивный психолог. - 2004. - № 2. - С. 12-20.
60. Садовничий, В.А. Психология спорта: монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. - М.: МГУ, 2011. - 424 с.
61. Сафонов, В.К. Возможности диагностики состояния спортсмена в спорте высших достижений / В.К. Сафонов, Ю.И. Филимоненко, Г.Б. Суворов // Психические состояния / Под. ред. Л.В. Куликовой. - СПб.: Питер, 2001. - С. 144-147
62. Сафонов В.К. Психология спорта - современные задачи научно - практического обеспечения спортивной деятельности /В.К. Сафонов // Национальный психологический журнал. - 2012. - №2(8) - С.71-74.
63. Симоненкова, И.П. Проблема диагностики психологических навыков спортсменов (по материалам зарубежных исследований) / И.П. Симоненкова // Спортивный психолог. - 2015. - № 3 (38). - С. 63-66.
64. Смирнов, Ю.И. Методы оценки и контроля соревновательной надежности спортсмена: учебное пособие / Смирнов Ю.И., Зулаев И.И. - М.: МГАФК, 1995. - С. 72.
65. Смирнов, Ю.И. Надежность в спорте: исходные понятия и основные показатели. [Электронный ресурс] / Ю.И. Смирнов, И.И. Зулаев // Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/1996N4/p26,39-43.htm
66. Смоленцева, В.Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте: учеб.-метод. пособие для студентов физкульт. вузов / В.Н. Смоленцева. - Омск: СибГУФК, 2012. - 144 с.
67. Совладание профессиональных спортсменов со стрессом и апробация «Теста копинг-навыков спортсмена ACSI-28» / Бочавер К.А., Довжик Л.М., Кукшина А.А. // Спортивный психолог. 2 (33). - 2014. - С. 80-86.
68. Совладание профессиональных спортсменов со стрессом и апробация «Теста копинг-навыков спортсмена ACSI-28» / К.А. Бочавер, Л.М.
Довжик, А.А. Кукшина // Спортивный психолог. - № 2 (33). - 2014. - С. 80-86.
69. Совмиз, З.Р. Особенности совладающего поведения спортсменов в командных и индивидуальных видах спорта / З.Р. Совмиз, Е.И. Берилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 263-266.
70. Соколова, Е.Т. Феномен психологической защиты / Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 69-79.
71. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В.Ф. Сопов. - М.: Академ. проект, 2005. - 120 с.
72. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб. пособие / Н. Б. Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 1999. - 367 с.
73. Станибула, С.А. Психология совладающего поведения: состояние и перспективы / С. А. Станибула // Известия Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины. - 2016. - № 2 (95). - С. 52-57.
74. Страхов, В.И. Помехоустойчивость внимания и помеховлияния в спортивноигровой деятельности /В. И. Страхов // Вопросы психологии внимания: Сборник научных трудов. - Вып. 8. - Саратов: Изд-во СГПИ, 1976. - С. 17-65.
75. Ткачева, М.С. Психология спорта: помехоустойчивость и
помеховлияние / М.С. Ткачева. - Саратов: СГПИ, 2000. - 180 с.
76. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 334 с.
77. Ханин, Ю.Л. Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей. /Ю.Л. Ханин // М.: Физкультура и спорт. - 1983. - С. 288.
78. Хазова, С.А. Совладание со стрессом в пред- и
послесоревновательный период у успешных и неуспешных спортсменов [Электронный ресурс] / С.А. Хазова, В.В. Кузнецов // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова, Том 21. - 2015. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovladanie-so-stressom-v-pred-i-
poslesorevnovatelnyy-period-u-uspeshnyh-i-neuspeshnyh-sportsmenov
79. Щербаков, Е.П. К формированию способности управлять своим состоянием / Е. П. Щербаков // Спортсмен как субъект деятельности: Сб. науч. тр., Омск, 1993. - 36-38 с.
80. Щербаков, Е.П. Уверенность как состояние свойств и качеств / Е.П. Щербаков / Психология личности и деятельности спортсмена: Сб. науч. тр. /ГЦОЖФК. - М., 1981. - 51-60 с.
81. Эннс, Е.А. Понятие профессионального самосознания в психологической науке / Е.А. Эннс // Психологические науки теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 127-129.
82. Яковлев, Б.П. Эмоциональная напряженность в условиях спортивной подготовки квалифицированных спортсменов / Б.П. Яковлев, А.В. Прибега, И.В. Корчмарь // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2018. - № 1 (8). - С. 110-124.
83. Ялтонский В.М. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы / Ялтонский В.М., Сирота Н.А. // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С. 21-54.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ