Стратегические перспективы Кыргызстана в Шанхайской организации сотрудничества
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ И СТРУКТУРА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 14
1.1. Политико-экономическое обоснование возникновения
Шанхайской организации сотрудничества 14
1.2. Виды деятельности и структура Шанхайской организации
сотрудничества 22
Глава II. КЫРГЫЗСТАН В СИСТЕМЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 56
2.1. Политическое и социально-экономическое развитие
Кыргызстана после распада СССР 56
2.2. Перспективы структурного взаимодействия Кыргызстана в
рамках Шанхайской организации сотрудничества 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава I. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ И СТРУКТУРА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 14
1.1. Политико-экономическое обоснование возникновения
Шанхайской организации сотрудничества 14
1.2. Виды деятельности и структура Шанхайской организации
сотрудничества 22
Глава II. КЫРГЫЗСТАН В СИСТЕМЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 56
2.1. Политическое и социально-экономическое развитие
Кыргызстана после распада СССР 56
2.2. Перспективы структурного взаимодействия Кыргызстана в
рамках Шанхайской организации сотрудничества 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ
С развалом Советского Союза объективные условия и необходимость многостороннего сотрудничества требовали от новых независимых стран Центральной Азии поиска новых форм взаимоотношений и кооперации между ними, а также другими бывшими советскими странами в различных областях экономики, политики, культуры.
Тема настоящего исследования «Стратегические перспективы Кыргызстана в Шанхайской организации сотрудничества».
Актуальность. В современном динамично развивающемся мировом сообществе в эпоху глобализации особую актуальность приобретает проблема противостояния и взаимодействия различных региональных государственных и международных союзов, которые основаны на экономических, политических и социокультурных взаимодействиях. Данные объединения формируют геополитические интересы, современные карты мира, поэтому особо актуальным выглядит создание и функционирование ШОС (Шанхайской организации сотрудничества, здесь и далее - ШОС), которая основывается на равноправном партнерстве стран-участниц в экономической, политической, культурной и образовательной сферах. Роль Кыргызстана в этой организации основана на соблюдении партнерского паритета и учета собственных интересов.
Сближение стран-участниц «Шанхайской пятерки» диктовалось в первую очередь угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии - Афганистана, где шла гражданская война между войсками Северной коалиции и движения Талибан, поэтому борьба с сепаратизмом и терроризмом ставились во главу угла при создании интересующей нас организации. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д.
При оценке перспективы участия Кыргызской Республики в ШОС дается объективный анализ интеграции Кыргызстана в международные отношения, охватывающие различные сферы деятельности: борьба с терроризмом, энергетическая безопасность, интеграция образовательных и культурных процессов, развитие сырьевой и перерабатывающей промышленности. Исходя из выгодного географического положения, особое внимание в рамках ШОС Кыргызстан уделяет развитию транзитных технологий. Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.
Цель и задачи диссертации. Основная цель состоит в комплексном рассмотрении процесса развития политического и социально-экономического состояния Кыргызстана в 1991-2015 годы в контексте сотрудничества в ШОС.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить историю возникновения и развития ШОС;
• рассмотреть структуру, задачи и направления деятельности Шанхайской организации сотрудничества;
• охарактеризовать политическое и социально-экономическое состояние Кыргызстана в период 1991-2015 гг.;
• проанализировать участие Кыргызстана в ШОС по основным направлениям;
• выявить перспективы сотрудничества Кыргызстана в рамках ШОС.
Объектом исследования является сотрудничество Кыргызстана в ШОС.
Предмет исследования - эффективность и перспективы структурного взаимодействия Кыргызстана в рамках ШОС.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1991-2015 гг., то есть, начиная от провозглашения суверенитета и становления внешней политики Кыргызской Республики на международной арене; тогда же сложились основные механизмы ее функционирования, была сформирована договорно-правовая база, а также определились основные приоритетные направления внешнеполитического курса, и, заканчивая настоящим моментом.
Территориальные рамки исследования определяются составом Организации Шанхайского Сотрудничества, которыми являются Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан; статусом наблюдателей обладают Индия, Иран, Монголия, Пакистан; партнерами по диалогу выступают Белоруссия и Шри-Ланка. Территориальный состав ШОС во многом совпадает с определением границ ЦАР ЮНЕСКО, получившим распространение термином «Большая Центральная Азия».
Методологической основой исследования является принцип историзма, предполагающий рассмотрение поставленной проблемы во всем ее разнообразии, в контексте конкретно-исторических условий с учетом ее динамической взаимосвязи с другими историческими явлениями и процессами и требующий системной обработки исторических источников и литературы. На вооружение также взят принцип научной объективности. Стратегические перспективы Кыргызстана в Шанхайской организации сотрудничества изучаются в контексте развития суверенной республики, эволюции ее внутренних и внешних задач.
В работе использованы такие исследовательские методы, как анализ, синтез, системный подход, а также специальные исторические методы: ретроспективный и сравнительно-исторический. Ретроспективный метод применялся для выявления исторических предпосылок трансформации «Шанхайской пятёрки» в организацию нового типа. Сравнительно-исторический метод был использован с целью определения различных видов деятельности ШОС и анализа их эффективности в сравнении с прототипом организации - «Шанхайской пятеркой». Метод терминологического анализа применялся при анализе используемых в исследовании терминов и категорий.
Степень научной разработанности темы. Проблемы совершенствования ШОС и места Кыргызстана в этой международной организации, неоднократно становились объектом анализа со стороны отечественных исследователей и исследователей из стран СНГ. Также большое внимание данной теме уделяется западными авторами. Это объясняется, прежде всего, значимостью обеспечения партнерских взаимотношений для стабильного функционирования любого государства. Большой вклад в процесс формирования теоретической базы исследований, посвященных теме международного сотрудничества, внесли исследователи В. Галямова, А.Ф. Клименко, А. Лукин, В.В. Парамонов, Ч. Хуашэн, Г.И. Чуфрин, А.Т. Эсенбекова, М.А Чернышов, В.Г. Коргун.
Исследованию стратегических интересов стран-членов ШОС посвящены труды Р.Г. Абдулло, И. Бао, А.Н. Бородавкин А.Каукенов, А. Саидмуратов, Д.А. Калиева и др.
А.Ф. Клименко в своей монографии «Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества: проблема обороны и безопасности» проанализировал предпосылки и условия эволюции Организации в сторону усиления ее оборонно-политического ресурса без утраты невоенного статуса «Шанхайского форума», а также рекомендации для улучшения работы Секретариата ШОС.
Среди кыргызских ученых, труды которых раскрывают перспективы Кыргыхстана в ШОС, можно выделить работы Н.М. Омарова, М. Джекшенкулова, М.С. Иманалиева, А.Л. Зеличенко, О. Молдалиев и др.
М.С. Иманалиев, бывший Генеральный Секретарь ШОС (2010-2013), в своей книге «Неоконченный диалог» обращает внимание разнообразным проблемам международных отношений Кыргызской Республики, описывая кыргызско-российских отношений, кыргызско-американских, кыргызско- центрально-азиатских отношений. А также поднимается проблема субъектности Кыргызстана на международной арене.
Также нам были полезны работы западных авторов, занимающихся анализом проблем национальной интеграции государств центрально-азиатского региона. Наиболее значимыми из них оказались труды К. Пражакти, С. Сидхарта, которые изучают становление и развитие деятельности ШОС, подчеркивая, что это неантагонистический альянс безопасности, как думают на Западе. А наоборот, что ШОС скорее всего как механизм для развития экономического социального роста в регионах. И Организация может сыграть важную роль в стабилизации ситуации в Афганистане.
Таким образом, очевидно, что деятельность ШОС вызывает большой интерес современных исследователей, которые, в том числе, пытаются прогнозировать вероятное развитие геополитической ситуации в мире в контексте функционирования данной организации, однако, специального исследования, посвященного роли и перспективам Кыргызстана в данной организации, на сегодняшний день не существует, что и определяет научную новизну исследования.
Теоретическая и практическая значимость. Исследование уточняет концептуальные основания и дополняет научные знания о роли и месте Кыргызстана в системе международных отношений в контексте сотрудничества в ШОС и выявляет стратегические перспективы страны в организации, а его материалы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по этим направлениям. Полученные положения и выводы могут содержательно дополнить учебные пособия по общим и специальным курсам по новейшей истории стран Центральной Азии и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения, библиографического списка и приложения.
Источники. Для обоснования справедливости сделанных выводов и достоверности положений, выносимых на защиту, мы привлекли следующие опубликованные источники, которые составили источниковую базу исследования.
Опубликованные источники. Во-первых это официальные докумнты Шанхайской Организации Сотрудничества как Хартия ШОС, Декларация о создании ШОС на официальном сайте ШОС (www.sco.ru., www.sectsco.org.), Соглашение между правительством СССР и правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, Соглашение между РФ, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и КНР о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы(www.inpravo.ru.) позволяют исследовать развитие деятельности ШОС; Совместное Заявление участников Алма- атинской встречи - Республики Казахстан, КНР, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан, Душанбинская Декларация глав государств Республики Казахстан, КНР, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан (www. inpravo. ru.) отражают взаимовыгодное сотрудничество членов-государств ШОС; Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (www.sco.ru.), Временное Положение о порядке деятельности Совета Национальных координаторов государств Шанхайской Организации Сотрудничества (www.inpravo.ru/), Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (www.sco.ru.).
Во-вторых, для полного решения задач были использованы Конституция Кыргызской Республики на официальном сайте Правительства КР (www.gov.kg.), Закон «Об Общих началах приватизации, предпринимательства и конкуренции в КР (декабрь 1991) (www.cbd.minjust.gov.kg.) показывает первые изменения социально-экономического состояние в КР, Закон «Об образовании» (www.cbd.minjust.kg.), Программа «Кадры 21-века» (www.edu.gov.kg.) информируют нас о положении в сфере образования, Национальный отчет Кыргызской Республики по устойчивому человеческому развитию размещен на официальном сайте представительства ПРООН в Кыргызстане (www.undp.kg.), Стратегия развития Железнодорожного транспорта Кыргызстана (www.pda.kabar.kg.), Национальная Программа преодоление бедности «Аракет» (www.cbd.minjust.kg.).
Третью группу источников составлют материалы из средств массовой информации. Это такие периодические издания как журналы «Международная жизнь» и «Россия в глобальной политике», «Российская газета», китайская ежедневная газета «Жэньминь Жибао».
Апробация результатов исследования. Апробация исследования осуществлялась в форме выступлений на конференциях «Белгородский диалог» (2015 г.) и публикации статьи по итогам конференций:
1. Наркозиева А.Э. Культурно-гуманитарное сотрудничество
Кыргызской Республики в рамках ШОС в сфере высшего образования // Белгородский диалог-2015. Материалы Международного молодёжного научного Форума молодых историков. Белгород, 9-11 апреля 2015 г.:
[редкол.: М.И. Дорохов (отв. ред.) и др.]. - Белгород: Эпицентр, 2015. - С. 99-101.
2. Наркозиева А.Э. Современное состояние нематериального культурного наследия в Кыргызстане // Вестник КГУ им. Арабаева. [редкол.: Т.Абдырахманов(отв.ред.) и др.] - Бишкек, 2015. - С.122-125.
3. Наркозиева А.Э. Участие Кыргызстана в программе ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. - Белгород: Политерра, 2016. - С. 82-85.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В будущем развитие ШОС имеет перспективные шансы, в связи с коллективной заинтересованностью в многостороннем взаимодействии в рамках Организации. Однако, не исключается вероятность возникновения противоречий между стран-участников ШОС из-за сферу влияния в экспорте сырья. Хотя общие интересы на многостороннее сотрудничества в области экономики, политики и гуманитарной сфере могут поднять престиж и активность ШОС не только в Евразийском континенте, но и во всем мире.
2. Политика ШОС, позиционирующей себя как организацию «нового типа», имеет три ключевых вектора развития: сотрудничество в сфере внешней политики и безопасности (в котором особо выделяются антитеррористический, военно-технический компоненты, а также усилия по созданию системы коллективной безопасности), экономике (развитие торговли, поощрение инвестиционной деятельности, попытки создания Энергетического клуба ШОС) и гуманитарной сфере (сближение образовательных систем и стандартов, создание единого информационного пространства ШОС, координация культурной и молодежной политики, разработка проекта Университета ШОС).
3. Процесс взаимодействия государств в центральноазиатском регионе носят промежуточный характер, нежели системный. Такой характер виден от механизма реализации внешнеполитических и экономических проектов, которые показывают взаимоотношения между государств в регионе. Необходимо делать упор на сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах, предоставляющих участникам взаимную выгоду, для достижения эффективной региональной интеграции. В то же время нельзя отказаться от участия США, Евросоюза, Японии в интеграционных проектах ЦАР.
4. Несмотря на объективные основания в виде общности территории, истории, культуры, этнических корней, языковой близости, принадлежности к мусульманскому миру, региональная идентичность Кыргызстана еще далека от своей зрелой и завершенной формы и находится в настоящее время в стадии формирования. Вследствие этого Кыргызстан к сегодняшнему дню не выявил свои определенные черты как регион современного мира в подлинном смысле этого слова, то есть как геополитическая и культурно - цивилизационная целостность.
5. В разработке и реализации политики региональной безопасности большую роль играют региональные комплексы безопасности, в построении которых синтезируются институты региональной идентичности и региональной безопасности. Несмотря на многочисленные попытки создания регионального комплекса безопасности в Центральной Азии и Кыргызстана, вследствие незрелости региональной идентичности и других причин, этот комплекс до сих пор не создан.
6. Среди институциональных факторов региональной идентичности и безопасности Центральной Азии и Кыргызстана решающее значение имеет общая для всех государств региона президентская форма правления, благодаря которой обеспечивается национальная и региональная стабильность. Среди социокультурных факторов большое значение имеют ислам и тюркская идентичность государств Центральной Азии, однако их влияние на безопасность региона характеризуется как интеграционным, так и дезинтеграционным потенциалом.
7. В свете активизации Китая, а также внерегиональных акторов в Кыргызстане и России следует обратить особое внимание на укрепление собственных экономических позиций в ЦАР и этим предотвратить переориентацию государств региона на третьи страны.
8. Развитие и повышение эффективности ШОС всецело соответствуют национальным и внешнеполитическим интересам Кыргызстана, что позволяет проводить более эффективную политику на восточном направлении. Значимых результатов здесь можно добиться при долгосрочной преемственности внешнеполитического курса и использовании конструктивного потенциала интеграции, что позволит Кыргызстану, при выстраивании своего внешнеполитического курса, уверенно опираться на «два крыла»: западный и восточный векторы.
Тема настоящего исследования «Стратегические перспективы Кыргызстана в Шанхайской организации сотрудничества».
Актуальность. В современном динамично развивающемся мировом сообществе в эпоху глобализации особую актуальность приобретает проблема противостояния и взаимодействия различных региональных государственных и международных союзов, которые основаны на экономических, политических и социокультурных взаимодействиях. Данные объединения формируют геополитические интересы, современные карты мира, поэтому особо актуальным выглядит создание и функционирование ШОС (Шанхайской организации сотрудничества, здесь и далее - ШОС), которая основывается на равноправном партнерстве стран-участниц в экономической, политической, культурной и образовательной сферах. Роль Кыргызстана в этой организации основана на соблюдении партнерского паритета и учета собственных интересов.
Сближение стран-участниц «Шанхайской пятерки» диктовалось в первую очередь угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии - Афганистана, где шла гражданская война между войсками Северной коалиции и движения Талибан, поэтому борьба с сепаратизмом и терроризмом ставились во главу угла при создании интересующей нас организации. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д.
При оценке перспективы участия Кыргызской Республики в ШОС дается объективный анализ интеграции Кыргызстана в международные отношения, охватывающие различные сферы деятельности: борьба с терроризмом, энергетическая безопасность, интеграция образовательных и культурных процессов, развитие сырьевой и перерабатывающей промышленности. Исходя из выгодного географического положения, особое внимание в рамках ШОС Кыргызстан уделяет развитию транзитных технологий. Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.
Цель и задачи диссертации. Основная цель состоит в комплексном рассмотрении процесса развития политического и социально-экономического состояния Кыргызстана в 1991-2015 годы в контексте сотрудничества в ШОС.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить историю возникновения и развития ШОС;
• рассмотреть структуру, задачи и направления деятельности Шанхайской организации сотрудничества;
• охарактеризовать политическое и социально-экономическое состояние Кыргызстана в период 1991-2015 гг.;
• проанализировать участие Кыргызстана в ШОС по основным направлениям;
• выявить перспективы сотрудничества Кыргызстана в рамках ШОС.
Объектом исследования является сотрудничество Кыргызстана в ШОС.
Предмет исследования - эффективность и перспективы структурного взаимодействия Кыргызстана в рамках ШОС.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1991-2015 гг., то есть, начиная от провозглашения суверенитета и становления внешней политики Кыргызской Республики на международной арене; тогда же сложились основные механизмы ее функционирования, была сформирована договорно-правовая база, а также определились основные приоритетные направления внешнеполитического курса, и, заканчивая настоящим моментом.
Территориальные рамки исследования определяются составом Организации Шанхайского Сотрудничества, которыми являются Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан; статусом наблюдателей обладают Индия, Иран, Монголия, Пакистан; партнерами по диалогу выступают Белоруссия и Шри-Ланка. Территориальный состав ШОС во многом совпадает с определением границ ЦАР ЮНЕСКО, получившим распространение термином «Большая Центральная Азия».
Методологической основой исследования является принцип историзма, предполагающий рассмотрение поставленной проблемы во всем ее разнообразии, в контексте конкретно-исторических условий с учетом ее динамической взаимосвязи с другими историческими явлениями и процессами и требующий системной обработки исторических источников и литературы. На вооружение также взят принцип научной объективности. Стратегические перспективы Кыргызстана в Шанхайской организации сотрудничества изучаются в контексте развития суверенной республики, эволюции ее внутренних и внешних задач.
В работе использованы такие исследовательские методы, как анализ, синтез, системный подход, а также специальные исторические методы: ретроспективный и сравнительно-исторический. Ретроспективный метод применялся для выявления исторических предпосылок трансформации «Шанхайской пятёрки» в организацию нового типа. Сравнительно-исторический метод был использован с целью определения различных видов деятельности ШОС и анализа их эффективности в сравнении с прототипом организации - «Шанхайской пятеркой». Метод терминологического анализа применялся при анализе используемых в исследовании терминов и категорий.
Степень научной разработанности темы. Проблемы совершенствования ШОС и места Кыргызстана в этой международной организации, неоднократно становились объектом анализа со стороны отечественных исследователей и исследователей из стран СНГ. Также большое внимание данной теме уделяется западными авторами. Это объясняется, прежде всего, значимостью обеспечения партнерских взаимотношений для стабильного функционирования любого государства. Большой вклад в процесс формирования теоретической базы исследований, посвященных теме международного сотрудничества, внесли исследователи В. Галямова, А.Ф. Клименко, А. Лукин, В.В. Парамонов, Ч. Хуашэн, Г.И. Чуфрин, А.Т. Эсенбекова, М.А Чернышов, В.Г. Коргун.
Исследованию стратегических интересов стран-членов ШОС посвящены труды Р.Г. Абдулло, И. Бао, А.Н. Бородавкин А.Каукенов, А. Саидмуратов, Д.А. Калиева и др.
А.Ф. Клименко в своей монографии «Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества: проблема обороны и безопасности» проанализировал предпосылки и условия эволюции Организации в сторону усиления ее оборонно-политического ресурса без утраты невоенного статуса «Шанхайского форума», а также рекомендации для улучшения работы Секретариата ШОС.
Среди кыргызских ученых, труды которых раскрывают перспективы Кыргыхстана в ШОС, можно выделить работы Н.М. Омарова, М. Джекшенкулова, М.С. Иманалиева, А.Л. Зеличенко, О. Молдалиев и др.
М.С. Иманалиев, бывший Генеральный Секретарь ШОС (2010-2013), в своей книге «Неоконченный диалог» обращает внимание разнообразным проблемам международных отношений Кыргызской Республики, описывая кыргызско-российских отношений, кыргызско-американских, кыргызско- центрально-азиатских отношений. А также поднимается проблема субъектности Кыргызстана на международной арене.
Также нам были полезны работы западных авторов, занимающихся анализом проблем национальной интеграции государств центрально-азиатского региона. Наиболее значимыми из них оказались труды К. Пражакти, С. Сидхарта, которые изучают становление и развитие деятельности ШОС, подчеркивая, что это неантагонистический альянс безопасности, как думают на Западе. А наоборот, что ШОС скорее всего как механизм для развития экономического социального роста в регионах. И Организация может сыграть важную роль в стабилизации ситуации в Афганистане.
Таким образом, очевидно, что деятельность ШОС вызывает большой интерес современных исследователей, которые, в том числе, пытаются прогнозировать вероятное развитие геополитической ситуации в мире в контексте функционирования данной организации, однако, специального исследования, посвященного роли и перспективам Кыргызстана в данной организации, на сегодняшний день не существует, что и определяет научную новизну исследования.
Теоретическая и практическая значимость. Исследование уточняет концептуальные основания и дополняет научные знания о роли и месте Кыргызстана в системе международных отношений в контексте сотрудничества в ШОС и выявляет стратегические перспективы страны в организации, а его материалы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по этим направлениям. Полученные положения и выводы могут содержательно дополнить учебные пособия по общим и специальным курсам по новейшей истории стран Центральной Азии и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения, библиографического списка и приложения.
Источники. Для обоснования справедливости сделанных выводов и достоверности положений, выносимых на защиту, мы привлекли следующие опубликованные источники, которые составили источниковую базу исследования.
Опубликованные источники. Во-первых это официальные докумнты Шанхайской Организации Сотрудничества как Хартия ШОС, Декларация о создании ШОС на официальном сайте ШОС (www.sco.ru., www.sectsco.org.), Соглашение между правительством СССР и правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, Соглашение между РФ, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и КНР о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы(www.inpravo.ru.) позволяют исследовать развитие деятельности ШОС; Совместное Заявление участников Алма- атинской встречи - Республики Казахстан, КНР, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан, Душанбинская Декларация глав государств Республики Казахстан, КНР, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан (www. inpravo. ru.) отражают взаимовыгодное сотрудничество членов-государств ШОС; Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (www.sco.ru.), Временное Положение о порядке деятельности Совета Национальных координаторов государств Шанхайской Организации Сотрудничества (www.inpravo.ru/), Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (www.sco.ru.).
Во-вторых, для полного решения задач были использованы Конституция Кыргызской Республики на официальном сайте Правительства КР (www.gov.kg.), Закон «Об Общих началах приватизации, предпринимательства и конкуренции в КР (декабрь 1991) (www.cbd.minjust.gov.kg.) показывает первые изменения социально-экономического состояние в КР, Закон «Об образовании» (www.cbd.minjust.kg.), Программа «Кадры 21-века» (www.edu.gov.kg.) информируют нас о положении в сфере образования, Национальный отчет Кыргызской Республики по устойчивому человеческому развитию размещен на официальном сайте представительства ПРООН в Кыргызстане (www.undp.kg.), Стратегия развития Железнодорожного транспорта Кыргызстана (www.pda.kabar.kg.), Национальная Программа преодоление бедности «Аракет» (www.cbd.minjust.kg.).
Третью группу источников составлют материалы из средств массовой информации. Это такие периодические издания как журналы «Международная жизнь» и «Россия в глобальной политике», «Российская газета», китайская ежедневная газета «Жэньминь Жибао».
Апробация результатов исследования. Апробация исследования осуществлялась в форме выступлений на конференциях «Белгородский диалог» (2015 г.) и публикации статьи по итогам конференций:
1. Наркозиева А.Э. Культурно-гуманитарное сотрудничество
Кыргызской Республики в рамках ШОС в сфере высшего образования // Белгородский диалог-2015. Материалы Международного молодёжного научного Форума молодых историков. Белгород, 9-11 апреля 2015 г.:
[редкол.: М.И. Дорохов (отв. ред.) и др.]. - Белгород: Эпицентр, 2015. - С. 99-101.
2. Наркозиева А.Э. Современное состояние нематериального культурного наследия в Кыргызстане // Вестник КГУ им. Арабаева. [редкол.: Т.Абдырахманов(отв.ред.) и др.] - Бишкек, 2015. - С.122-125.
3. Наркозиева А.Э. Участие Кыргызстана в программе ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. - Белгород: Политерра, 2016. - С. 82-85.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В будущем развитие ШОС имеет перспективные шансы, в связи с коллективной заинтересованностью в многостороннем взаимодействии в рамках Организации. Однако, не исключается вероятность возникновения противоречий между стран-участников ШОС из-за сферу влияния в экспорте сырья. Хотя общие интересы на многостороннее сотрудничества в области экономики, политики и гуманитарной сфере могут поднять престиж и активность ШОС не только в Евразийском континенте, но и во всем мире.
2. Политика ШОС, позиционирующей себя как организацию «нового типа», имеет три ключевых вектора развития: сотрудничество в сфере внешней политики и безопасности (в котором особо выделяются антитеррористический, военно-технический компоненты, а также усилия по созданию системы коллективной безопасности), экономике (развитие торговли, поощрение инвестиционной деятельности, попытки создания Энергетического клуба ШОС) и гуманитарной сфере (сближение образовательных систем и стандартов, создание единого информационного пространства ШОС, координация культурной и молодежной политики, разработка проекта Университета ШОС).
3. Процесс взаимодействия государств в центральноазиатском регионе носят промежуточный характер, нежели системный. Такой характер виден от механизма реализации внешнеполитических и экономических проектов, которые показывают взаимоотношения между государств в регионе. Необходимо делать упор на сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах, предоставляющих участникам взаимную выгоду, для достижения эффективной региональной интеграции. В то же время нельзя отказаться от участия США, Евросоюза, Японии в интеграционных проектах ЦАР.
4. Несмотря на объективные основания в виде общности территории, истории, культуры, этнических корней, языковой близости, принадлежности к мусульманскому миру, региональная идентичность Кыргызстана еще далека от своей зрелой и завершенной формы и находится в настоящее время в стадии формирования. Вследствие этого Кыргызстан к сегодняшнему дню не выявил свои определенные черты как регион современного мира в подлинном смысле этого слова, то есть как геополитическая и культурно - цивилизационная целостность.
5. В разработке и реализации политики региональной безопасности большую роль играют региональные комплексы безопасности, в построении которых синтезируются институты региональной идентичности и региональной безопасности. Несмотря на многочисленные попытки создания регионального комплекса безопасности в Центральной Азии и Кыргызстана, вследствие незрелости региональной идентичности и других причин, этот комплекс до сих пор не создан.
6. Среди институциональных факторов региональной идентичности и безопасности Центральной Азии и Кыргызстана решающее значение имеет общая для всех государств региона президентская форма правления, благодаря которой обеспечивается национальная и региональная стабильность. Среди социокультурных факторов большое значение имеют ислам и тюркская идентичность государств Центральной Азии, однако их влияние на безопасность региона характеризуется как интеграционным, так и дезинтеграционным потенциалом.
7. В свете активизации Китая, а также внерегиональных акторов в Кыргызстане и России следует обратить особое внимание на укрепление собственных экономических позиций в ЦАР и этим предотвратить переориентацию государств региона на третьи страны.
8. Развитие и повышение эффективности ШОС всецело соответствуют национальным и внешнеполитическим интересам Кыргызстана, что позволяет проводить более эффективную политику на восточном направлении. Значимых результатов здесь можно добиться при долгосрочной преемственности внешнеполитического курса и использовании конструктивного потенциала интеграции, что позволит Кыргызстану, при выстраивании своего внешнеполитического курса, уверенно опираться на «два крыла»: западный и восточный векторы.
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) —международная региональная организация, созданная в2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Прежде без участия Узбекистана, она именовалась «Шанхайской пятеркой», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы; после включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.
Первая задача нашего исследования -«изучить историю возникновения и развития «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества», выявила следующие этапы становления ШОС:
1) ноябрь 1989 г. - декабрь 1991 г. Диалог « один на один». СССР и КНР подписывает соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границ, с целью укрепления доверия в военной области.
2) декабрь 1991 г. - апрель 1997 г. Этот период описывает ситуации после холодной войны и намерении Китая и России наладить дружественные отношения с новыми соседними государствами. Велись переговоры по вопросам приграничных территориях, а также о сокращения численности войск в приграничных территориях. Все эти вопросы привели к созданию «Шанхайской пятерки.
3) апрель 1997 г. - 2000 г. - изучение и усовершенствование
деятельности новой Организации, ведение переговоров с членами Организации, подписания ряд документов, усиление мер по борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом. Первая причина создания Организации была упрочнения отношений с государствами-членами ШОС в целях противостояние общим вызовам и угрозам безопасности. Для этого необходимо сотрудничество в военной области в районе границ между государствами. К чему и старались страны- участницы, находя в этом комплексные приоритеты.
Во исполнении второй задачи - «рассмотреть трансформацию «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества и её развитие до 2007 г» - были получены следующие результаты:
1. Вхождение нового члена в состав ШОС - Узбекистан. Подписание важных документов для обеспечения эффективной деятельности Организации, такие документы как Декларация о создании ШОС, Конвенция о борьбе с сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом, что свидетельствовало о расширении направлений сотрудничества в рамках ШОС.
2. Подписание и принятие самого основного документа ШОС- Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества. Создание новой структуры ШОС- Региональное антитеррористическая структура со штаб-квартирой в Ташкенте.
3. С намерениями расширения сферы сотрудничества в 2003-году была подписана «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС». По итогам саммита в Астане, подписана Астанинская Декларация, в которой отмечалось важность борьбы с терроризмом, устранения их источников, усиления борьбы с незаконным оборотом наркотиков, что является ресурсом для их развития, а также уменьшить нелегальную миграцию. Для успешной работы проводятся антитеррористические учения на договоренных регионах стран-участниц ШОС. Подписаны много разные и эффективных документы и соглашения о борьбе с тремя злами на 2007-2009гг.
Выполняя следующую задачу, а именно, исследовать предпосылки вступления Кыргызстана в ШОС, и перспективы его дальнейшего сотрудничества мы отмечаем:
К стратегическим перспективам Кыргызстана в области военно-политических отношений в рамках ШОС относятся следующие направления деятельности:
Первое. Повышение действенности и развитие ШОС соответствуют военным и политическим интересам Кыргызстана и являются одним из приоритетов внешней политики на ближайшее десятилетие. Приоритетной целью внешней политики Кыргызстана должны стать усилия по повышению и упрочению значение Шанхайской организации сотрудничества как сильным органом в области эффективного обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии
Второе. Необходимо дальнейшее совершенствование военно-политической структуры ШОС, создавая постоянно действующих органов с конкретными полномочиями, с профессиональным уровнем кадров, которые способствуют принятие политических решений, что послужит немедленному реакцию на сложившиеся ситуации и проблемы. Военное взаимодействие в таком формате намного ускорит и облегчит сотрудничество Кыргызстану с другими государствами-членами ШОС.
Третье. Перспективы развития отношений в военно-политическом направлении, во многом зависит от вовлечении других стран региона в многосторонний диалог, для успешного и результативного решения проблем.
Четвертое. Во всех государствах-членов ШОС существует угроза со стороны территориального сепаратизма, религиозного экстремизма, международного терроризма, что и объединяет силы противодействия и борьбы с ним. В свою очередь является значимым направлением в рамках ШОС, что соответствует перспективам Кыргызстана.
В рамках изложенного следует обратить внимание на то что, являясь стратегическим партнером России, Кыргызстан поддерживает инициативу Москвы по сближению БРИКС, ШОС и ЕАЭС. Если в отношении БРИКС Бишкек практически ничего заявить не может, поскольку понимает глобальную разницу, то в отношении сближения ШОС и ЕАЭС он однозначно поддерживает Россию. Нынешнее положение, в которое попал Кыргызстан, и возникшие при этом негативные последствия для него могли быть решены лишь в том случае, если Россия и Китай будут вести в отношении стран Центральной Азии не противоречащую друг другу политику. Сближение ШОС и ЕАЭС ведет именно к этому, что выгодно Кыргызстану.
Есть опасения, что после присоединения Индии и Пакистана к ШОС влияние России и Китая будет размываться. Однако не приходится сомневаться, что новые члены ШОС проявляют большой интерес к странам Центральной Азии. Доказательством тому служит официальный визит премьер-министра Индии Нарендра Моди во все пять стран региона до и после саммита в Уфе. В ходе этой поездки каждой стране было уделено большое внимание, а Казахстан и Узбекистан и вовсе обязались поставлять уран для ядерной промышленности Индии. Эта страна мягко вклинивается в регион, даря надежду на то, что ее быстрорастущая экономика начнет вкладывать капитал в экономику стран Центральной Азии.
Не стоит сбрасывать со счетов Пакистан и потенциального члена ШОС Иран, которые давно уже не скрывают своего интереса к Центральной Азии. Богатые на энергоресурсы, включая гидроэнергетику, государства региона способны обеспечить эти страны дефицитной энергией и тем самым внести свой вклад в укрепление позиции ШОС в мире.
Однако при этом важно умение лавировать и избегать геополитических водоворотов, которые могут втянуть регион в нежелательные политические процессы. Особенно важен вес организации в решении афганского вопроса. С принятием Пакистана в ШОС ее роль в Афганистане заметно возрастает. Совместными усилиями члены ШОС могут придать мирному процессу в Афганистане новый позитивный импульс. А ситуация в этой изможденной стране оказывает прямое влияние не только на государства Центральной Азии, но и на Западный Китай.
Кыргызстан в состоянии извлечь выгоды для себя от интеграционных процессов и расширения ШОС в двух случаях: если за счет этого он получит импульс к развитию своей экономики и крупных инвесторов и если ему окажут поддержку в скорейшей адаптации к условиям в ЕАЭС.
Перспективы Кыргызстана в Шанхайской Организации Сотрудничества, зная потенциалы остальных членов-государств, очень многогранны и в будущем есть возможность стать в ряды стран с развитой экономикой. Расположение и ресурсы ШОС позволяет в будущем стать одним из самых мощных экономических центров мира. По сегодняшним данным в общей сложности на государства-члены ШОС по запасам и производству нефти приходится примерно 20-25% мировой добычи, газа - около 30%, по урану - 50% мировых запасов. Имея благоприятную ситуацию для перспективного экономического развития, ШОС становится привлекательным для сотрудничества для многих других стран мира.
Первая задача нашего исследования -«изучить историю возникновения и развития «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества», выявила следующие этапы становления ШОС:
1) ноябрь 1989 г. - декабрь 1991 г. Диалог « один на один». СССР и КНР подписывает соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границ, с целью укрепления доверия в военной области.
2) декабрь 1991 г. - апрель 1997 г. Этот период описывает ситуации после холодной войны и намерении Китая и России наладить дружественные отношения с новыми соседними государствами. Велись переговоры по вопросам приграничных территориях, а также о сокращения численности войск в приграничных территориях. Все эти вопросы привели к созданию «Шанхайской пятерки.
3) апрель 1997 г. - 2000 г. - изучение и усовершенствование
деятельности новой Организации, ведение переговоров с членами Организации, подписания ряд документов, усиление мер по борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом. Первая причина создания Организации была упрочнения отношений с государствами-членами ШОС в целях противостояние общим вызовам и угрозам безопасности. Для этого необходимо сотрудничество в военной области в районе границ между государствами. К чему и старались страны- участницы, находя в этом комплексные приоритеты.
Во исполнении второй задачи - «рассмотреть трансформацию «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества и её развитие до 2007 г» - были получены следующие результаты:
1. Вхождение нового члена в состав ШОС - Узбекистан. Подписание важных документов для обеспечения эффективной деятельности Организации, такие документы как Декларация о создании ШОС, Конвенция о борьбе с сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом, что свидетельствовало о расширении направлений сотрудничества в рамках ШОС.
2. Подписание и принятие самого основного документа ШОС- Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества. Создание новой структуры ШОС- Региональное антитеррористическая структура со штаб-квартирой в Ташкенте.
3. С намерениями расширения сферы сотрудничества в 2003-году была подписана «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС». По итогам саммита в Астане, подписана Астанинская Декларация, в которой отмечалось важность борьбы с терроризмом, устранения их источников, усиления борьбы с незаконным оборотом наркотиков, что является ресурсом для их развития, а также уменьшить нелегальную миграцию. Для успешной работы проводятся антитеррористические учения на договоренных регионах стран-участниц ШОС. Подписаны много разные и эффективных документы и соглашения о борьбе с тремя злами на 2007-2009гг.
Выполняя следующую задачу, а именно, исследовать предпосылки вступления Кыргызстана в ШОС, и перспективы его дальнейшего сотрудничества мы отмечаем:
К стратегическим перспективам Кыргызстана в области военно-политических отношений в рамках ШОС относятся следующие направления деятельности:
Первое. Повышение действенности и развитие ШОС соответствуют военным и политическим интересам Кыргызстана и являются одним из приоритетов внешней политики на ближайшее десятилетие. Приоритетной целью внешней политики Кыргызстана должны стать усилия по повышению и упрочению значение Шанхайской организации сотрудничества как сильным органом в области эффективного обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии
Второе. Необходимо дальнейшее совершенствование военно-политической структуры ШОС, создавая постоянно действующих органов с конкретными полномочиями, с профессиональным уровнем кадров, которые способствуют принятие политических решений, что послужит немедленному реакцию на сложившиеся ситуации и проблемы. Военное взаимодействие в таком формате намного ускорит и облегчит сотрудничество Кыргызстану с другими государствами-членами ШОС.
Третье. Перспективы развития отношений в военно-политическом направлении, во многом зависит от вовлечении других стран региона в многосторонний диалог, для успешного и результативного решения проблем.
Четвертое. Во всех государствах-членов ШОС существует угроза со стороны территориального сепаратизма, религиозного экстремизма, международного терроризма, что и объединяет силы противодействия и борьбы с ним. В свою очередь является значимым направлением в рамках ШОС, что соответствует перспективам Кыргызстана.
В рамках изложенного следует обратить внимание на то что, являясь стратегическим партнером России, Кыргызстан поддерживает инициативу Москвы по сближению БРИКС, ШОС и ЕАЭС. Если в отношении БРИКС Бишкек практически ничего заявить не может, поскольку понимает глобальную разницу, то в отношении сближения ШОС и ЕАЭС он однозначно поддерживает Россию. Нынешнее положение, в которое попал Кыргызстан, и возникшие при этом негативные последствия для него могли быть решены лишь в том случае, если Россия и Китай будут вести в отношении стран Центральной Азии не противоречащую друг другу политику. Сближение ШОС и ЕАЭС ведет именно к этому, что выгодно Кыргызстану.
Есть опасения, что после присоединения Индии и Пакистана к ШОС влияние России и Китая будет размываться. Однако не приходится сомневаться, что новые члены ШОС проявляют большой интерес к странам Центральной Азии. Доказательством тому служит официальный визит премьер-министра Индии Нарендра Моди во все пять стран региона до и после саммита в Уфе. В ходе этой поездки каждой стране было уделено большое внимание, а Казахстан и Узбекистан и вовсе обязались поставлять уран для ядерной промышленности Индии. Эта страна мягко вклинивается в регион, даря надежду на то, что ее быстрорастущая экономика начнет вкладывать капитал в экономику стран Центральной Азии.
Не стоит сбрасывать со счетов Пакистан и потенциального члена ШОС Иран, которые давно уже не скрывают своего интереса к Центральной Азии. Богатые на энергоресурсы, включая гидроэнергетику, государства региона способны обеспечить эти страны дефицитной энергией и тем самым внести свой вклад в укрепление позиции ШОС в мире.
Однако при этом важно умение лавировать и избегать геополитических водоворотов, которые могут втянуть регион в нежелательные политические процессы. Особенно важен вес организации в решении афганского вопроса. С принятием Пакистана в ШОС ее роль в Афганистане заметно возрастает. Совместными усилиями члены ШОС могут придать мирному процессу в Афганистане новый позитивный импульс. А ситуация в этой изможденной стране оказывает прямое влияние не только на государства Центральной Азии, но и на Западный Китай.
Кыргызстан в состоянии извлечь выгоды для себя от интеграционных процессов и расширения ШОС в двух случаях: если за счет этого он получит импульс к развитию своей экономики и крупных инвесторов и если ему окажут поддержку в скорейшей адаптации к условиям в ЕАЭС.
Перспективы Кыргызстана в Шанхайской Организации Сотрудничества, зная потенциалы остальных членов-государств, очень многогранны и в будущем есть возможность стать в ряды стран с развитой экономикой. Расположение и ресурсы ШОС позволяет в будущем стать одним из самых мощных экономических центров мира. По сегодняшним данным в общей сложности на государства-члены ШОС по запасам и производству нефти приходится примерно 20-25% мировой добычи, газа - около 30%, по урану - 50% мировых запасов. Имея благоприятную ситуацию для перспективного экономического развития, ШОС становится привлекательным для сотрудничества для многих других стран мира.
Подобные работы
- Сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики в рамках ШОС
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Военное сотрудничество КНР с Россией на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Политика Узбекистана в ШОС.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШОС В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА С КИТАЕМ И СО СТРАНАМИ ЕАЭС. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: (2010-2018 ГГ.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Экономический проект «Экономический пояс Шелкового пути» в системе политико-экономических отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Урегулирование пограничных конфликтов между КНР и постсоветским странами Центральной Азии
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022



