Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность и значение понятия «учебная мотивация» 7
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
учебной мотивации учащихся начальных классов 15
1.3. Урок «Окружающего мира» как средство для реализации педагогических условий формирования учебной мотивации... 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 27
2.1. Диагностика уровня учебной мотивации у младших
школьников 27
2.2. Проектирование работы по формированию учебной
мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 35
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Именно мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. А так как получение образования является непременным требованием к любой личности, необходимо именно с начальных классов мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Так, при своей динамичности мотивационная сфера младшего школьника предполагает большие возможности для развития и формирования у ученика мотивов, которые необходимы для эффективного учения. Высокая мотивация может, играть роль компенсаторного фактора при недостаточном запасе или недостаточно высоких специальных способностей у младших школьников требуемых сформированности знаний, умений и навыков.
Проведенный анализ психолого-педагогической научной литературы показал, что проблемой формирования и развития мотивации учебной деятельности и вопросами ее развития занимались достаточно большое количество педагогов и исследователей. В контексте формирования общей мотивационной сферы личности В.Г. Асеев, 2001; Ю.Н. Кулюткин, 2014; Б.И. Додонов, 2005.
Проблема мотивации исследуется широко, несмотря на достаточно большое количество исследований в данной области, рассматриваемую нами проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.
Сложность исследования мотивации обусловлена и тем, что младшие школьники побуждаются к учению комплексом мотивов, не только, причем обогащающих друг друга, но и вступающих в их противоречие. Из этого всего следует, что на развитие учебной мотивации влияет на организацию учебной деятельности учителя по отношению к школьнику. Как показывают многочисленные исследования, при организации традиционной системы обучения не прослеживаются существенные изменения учебной мотивации младших школьников без специального вмешательства со стороны педагогов не производиться. В этом случае отсутствие побуждающих мотивов у ученика, то учебная деятельность не принесет положительных результатов.
Проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников, посвящен анализ исследований, обнаруживающий большое разнообразие мотивов, оказывающих влияние на эффективность самого процесса обучения, которое обуславливает во многом учебной деятельности, а также уровнем ее организации, еще возрастными особенностями младших школьников и соответственно всей системой его взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому, наиболее актуальным вопросом образовательного процесса в начальной школе является повышение уровня активности младших школьников и поддержание постоянной заинтересованности школьников в изучении явлений природы. Именно активный ученик способен сопереживать и бережно относиться к окружающей природе. Поэтому реализация работы по повышению уровня учебной мотивации младших школьников следует реализовать на уроках по предмету «Окружающий мир».
Сформулированные в педагогической теории и практике противоречия позволяют выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» будет более эффективным, если соблюдать следующие условия:
- в проведение уроков включать различные типы заданий и упражнений, связанных с жизненным опытом учащихся;
- использовать особую форму организации урока (урок-проект).
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и значение понятия «учебная мотивация».
2. Описать психолого-педагогические аспекты формирования учебной мотивации учащихся начальных классов.
3. Охарактеризовать педагогические условия по формированию учебной мотивации младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Выявить уровень учебной мотивации у младших школьников.
5. Разработать педагогические условия по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы научного исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, методика М.Р. Гинзбурга, анкета-мотивации Н.Г. Лускановой, методика «Лесенка побуждений», классификации мотивов учения, предложенных Л. И. Божович, А.К. Марковой, методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейна в модификации В.Ф. Моргуна.
Базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивано-Лисичанская СОШ», Белгородская область, Грайворонский район, класс 3 (15 учеников).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены особенности использования учебной мотивации в начальной школе, раскрыты психолого-педагогические особенности социальной компетентности у младших школьников, а также представлены педагогические условия по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты диагностики сформированности уровня учебной мотивации у учащихся начальных классов. Описаны особенности проектирования работы по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что основная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая содействовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
В рамках нашей работы было определено содержание понятия «мотивация» как общее обозначение для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Это причины, побуждающие личность не останавливаться, а действовать, совершать поступки.
В ходе проведённого исследования установлено, что проблема формирования учебной мотивации у учащихся начальных классов в процессе учебной деятельности является особо актуальной в современной педагогической теории и практике, что требует её теоретической и научно-методической разработки.
Представленная проблема повышения учебной мотивации младших школьников в образовательном процессе, является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего осмысления, а именно поиска других способов совершенствования образовательного процесса, направленного на создание педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников.
В рамках нашей работы мы реализовали исследование. По результатам исследования становится очевидным, что учебная мотивация учеников 3 -х классов снижена, интересы учащихся направлены в основном на внеучебную деятельность и общение с одноклассниками, что существенно снижает уровень усвоения материала по предметам и влияет на успеваемость каждого. Также было установлено, что подавляющее число учеников положительно относятся к процессу обучения. Но уровень активности на уроках снижен. Удалось выяснить, что у 57% опрошенных учащихся преобладают социальные мотивы. На втором месте, а это 35%, стоят познавательные мотивы. Было выявлено и присутствие детей «группы риска». Это те дети, чей уровень мотивации в младшей школе в процессе обучения снижен. Также у детей из этой группы низкий уровень интереса и эмоциональной реакции на результативность собственного обучения, что приводит к снижению успеваемости. Следовательно, необходима полноценная работа с детьми по повышению и поддержанию на высоком уровне мотивации к учению.
Проведенное исследование показало многоаспектность исследуемой проблемы и подтвердило верность гипотетически сформулированных положений. Нетрадиционные формы уроков «Окружающего мира» с использованием современных образовательных технологий способствуют мотивационной деятельности учащихся.
Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, делаем вывод о том, что предмет «Окружающий мир» обладает высочайшим потенциалом по организации проектной деятельности младших школьников. Нами выделены темы, на которые следует направлять проекты. Такими темами могут быть: «Природа и рукотворный мир», «Неживая и живая природа», «В гости к осени», «Звёздное небо», «Про воздух и про воду», «Дикие и домашние животные», «Животные живого уголка», «Красная книга», Все профессии важны» и т.д.
Мы выяснили и экспериментально подтвердили, что таковым способом может стать организация проектной деятельности с помощью разработанных нами учебно-методических средств (сценариев проектов) на уроках «Окружающий мир».
Практическая значимость данной работы в применимости разработанных учебно-методических средствах (сценарии проектов) для учителей начальных классов в учебном процессе. Они помогают при организации проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» и повышают мотивацию к учению в учебном процессе. Также учебно-методические средства по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России» представлены в приложении.
Представленная работа позволит проследить, как учащиеся раскрываются творчески, как у них прослеживается положительная динамика успеваемости. У учащихся появляется большое количество разных идей. Они сами стараются вносить интересные предложения, в этом и заключается мотивация школьника, его желание что-то сделать самостоятельно, узнать что-то новое, стать полезным. А задача учителя - поддерживать, развивать и повышать уровень мотивации каждого ученика.
Обучение учащихся начальных классов с применением выбранных технологий будет способствовать получению следующих результатов:
-повысить уровень учебной мотивации младших школьников и их успеваемость;
-улучшить познавательную активность учеников, они стали более самостоятельными;
-для каждого ребенка создается комфортная образовательная среда;
-повыситься творческий уровень педагога при подготовке к
нетрадиционным урокам;
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных, творческих уроков в начальной школе способствует повышению учебной и познавательной мотивации младших школьников, положительно влияет на успеваемость учащихся, а также на более качественное усвоение и закрепление нового материал.
1. Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б. Эльконина В.
B. Давыдова / Э.И Александрова. - М.: Вита-Пресс, 2010. - 150 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В.Г. Асеев. -
М.: Триада, 2012. - 121 с
3. Баньковская Н. И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со
смысловыми образованиями личности школьника // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/
vzaimosvyaz - motivatsii - k-uchebnoy - deyatelnosti - so-
smyslovymiobrazovaniyami-lichnosti-sh
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника: избранные
психологические труды / П. П. Блонский; под ред. А. И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж МОДЭК, 2010. - 632 с.
5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 2011. - 211 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2008. - 231 c.
7. Бордовская Н. В. Педагогика: Учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - М.: Питер, 2011. - 144 с.
8. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов / В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева - М.: Феникс, 2012. - 284 с.
9. Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках «Окружающего мира» / С. Н. Вачкова // Начальная школа. - 2010. - № 3. -
C. 45 - 47.
10. Волкова Л.А. Применение информационных технологий на уроках «Окружающего мира» /Л.А. Волкова// Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 34 - 37.
11. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте при изучении предмета «Окружающий мир»: Автореферат диссертации кандидата психологических наук / С.В. Гани. - М., 2009. - 254 с.
12. Гордеева Т.Е. Психологическая мотивация достижения/Т.Е. Гордеева. - М.: Академия, 2010. - 233 с.
13. Даринская Л.А. Педагогика творческого развития личности. Учебно-методическое пособие / Л.А. Даринская. - М, 2015 - 321 с.
14. Додонов Б.И. Мотивация как ценность младшего школьника
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://bit.ly/1z2xjB1 Дата
обращения: 13.04.18.
15. Дробышева И.В. Мотивация: дифференцированный подход/И.В
Дробышева. - М.: Просвещение, 2011. - 211 с.
16. Дубова М. В. Как рождается проект на уроках в начальной школе / М. В. Дубова, Н. В. Кузнецова // Начальная школа. - 2012. - № 11. - С. 63-68.
17. Жарков А.Д. Развитие творческой активности личности на уроках «Окружающего мира»/ А.Д. Жарков. — М.:МГУКИ, 2005. - 254 с.
18. Журавлёв В.И. Педагогика / В.И. Журавлёв / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 2012. - 602 с.
19. Журавлева Д.И. Мотивация и проблемы в обучении/Д.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 2013. - 311 с.
20. Иванова Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников / Н.В. Иванова //Начальная школа. - 2013. - №1. - С. 45 - 33.
21. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения: метод. Рекомендации / Е.П. Ильин. - Киев.: Высшая школа, 2009. - 438 с. 14.
22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. -152 с.
23. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы при изучении предмета «Окружающего мира»/ О.А. Карабанова //Управление начальной школой. - 2009. - № 12.
- С. 9-11.
24. Квитова Л.Ф. Самостоятельная работа младших школьников на уроках «Окружающего имра» /Л. Ф. Квитова // Начальная школа. - 2016. - №9. - С.6 - 15.
25. Клюева Н.В. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой, Н.В. Клюева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 399 с.
26. Кобзарева Т.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО/ Т.А. Кобзарева, И.Г. Судак, Т.В. Елиференко. - М. : Волгоград, Учитель, 2015. - 166 с.
27. Крылова Л.В. Ученические проекты и исследования: работаем по учебнику /Л.В. Крылова// Первое сентября. - 2014. - № 5. - С. 50-52.
28. Кузнецова М.И. Контроль и оценка учебных достижений младших школьников в рамках Проекта/ М.И. Кузнецова // Начальное образование.
- 2010, №3. - С.18 - 23.
29. Курносова С.А. Вопросы развития мотивационной сферы учащихся в проектной деятельности на уроках естественно -математической направленности/ С.А. Курносова // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С. 67-71.
30. Медведева П.А. Исследование уровня школьной мотивации младших
школьников // БМИК. - 2015. - №5. - URL: 85
http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-shkolnoy- motivatsiimladshih-shkolnikov (дата обращения: 19.05.2016).
31. Никитина Е.А. Компетентностный подход к формированию учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»/ Е. А. Никитина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №3 (14). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k- formirovaniyuuchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 19.04.2018).
32. Педагогика: учебник для вузов / А. Е. Бахмутский. - М.:Питер, 2014.-304 с.
33. Пинская М.А. Новые формы оценивания / М.А. Пинская // Начальная школа. - М.: Просвещение, 2013. - 278 с.
34. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». - 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков. - Москва: Просвещение, 2014. - 205 с.
35. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб.для студ. пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 399 с.
36. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 -4 классы. Учебно-методический комплект «Школа России»: окружающий мир: сборник - Москва: Астрель, 2016. - 607 с.
37. Рассказов Ф.Д. Работа педагогов по соблюдению условий эффективных
нетрадиционных уроков в начальной школе /Ф.Д. Рассказов// Вестник ЧГПУ. - 2013. - №12.2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rabota-
pedagogov-posoblyudeniyu-usloviy-effektivnoy-vneurochnoy-deyatelnosti- mladshih-shkolnikov (дата обращения: 19.04.2018).
38. . Рубинштейн С. Л Принципы и пути развития психологии. М.,1959. - 40с.
39. Савченко Н.В. Развитие мотивации учения в начальной школе: учебное пособие / Н.В. Савченко. - СПб. : Лада, 2011. - 372с.
40. Симонов П.В. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие / В.П. Симонов. - Инфма-М, 2015. - 523 с.
41. Сокинина А. А. Особенности развития мотивации младших школьников / А.А. Сокинина // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 50-52.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/922 Дата обращения: 18.04.2018 г.
43. Федеральный государственный стандарт второго поколения начального
общего образования [Электронный ресурс]Режим доступа: http://shkola2zd.ucoz.ru/index/fgosy_ivtorogo_pokolenija/0-17 Дата
обращения: 02.04.2018 г.
44. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 -
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим достуnа:http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie -dok.html Дата
обращения: 20.04.2018 г.
45. Фролова Л.А. Контроль и оценка в процессе проектной деятельности во 2 - м классе / Л.А. Фролова. // Начальная школа. - 2013. - №3. - С.35 -37.
46. Фурсия Е.Г. Формирование контроля и оценки у младших школьников / Е.Г. Фурсия, Н.П. Мурзина. // Начальная школа. - 2015. - №11. - С. 5 - 10.
47. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. -М.: Просвещение, 2007.-85с
48. Хрищенко Е.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках
«Окружающего мира» /Е.И. Хрищенко. // Начальное образование. - 2014. - №5. - С. 20 -22.
49. Шактамаева Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников на уроках «Окружающего мира»: Автореферат кандидатской диссертации по психологии / Д.Г. Шактамаеа - Якутск, 2012. - 238 с.
50. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в начальной школе: Учебное пособие / Т.И. Шамова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 192 с.
51. Шаповалова О.Е. Изучение мотивации младших школьников к обучению в процессе проектной деятельности/ О. Е. Шаповалова // Начальная школа. - 2010. - №1. - С. 22-28.
52. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников в процессе проектной деятельности / И. В. Шпика. // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 18 - 19.
53. Шопенгауэр А. Четыре принципа достаточной причины - 2004. - №6. - С.65.
54.Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Т.В. Эксакусто, О.Н. Истратова. - Ростов-на-Дону.- М.: Феникс. - 2003.-210с.