ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность и значение понятия «учебная мотивация» 7
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
учебной мотивации учащихся начальных классов 15
1.3. Урок «Окружающего мира» как средство для реализации педагогических условий формирования учебной мотивации... 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 27
2.1. Диагностика уровня учебной мотивации у младших
школьников 27
2.2. Проектирование работы по формированию учебной
мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 35
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность и значение понятия «учебная мотивация» 7
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
учебной мотивации учащихся начальных классов 15
1.3. Урок «Окружающего мира» как средство для реализации педагогических условий формирования учебной мотивации... 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 27
2.1. Диагностика уровня учебной мотивации у младших
школьников 27
2.2. Проектирование работы по формированию учебной
мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 35
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Именно мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. А так как получение образования является непременным требованием к любой личности, необходимо именно с начальных классов мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Так, при своей динамичности мотивационная сфера младшего школьника предполагает большие возможности для развития и формирования у ученика мотивов, которые необходимы для эффективного учения. Высокая мотивация может, играть роль компенсаторного фактора при недостаточном запасе или недостаточно высоких специальных способностей у младших школьников требуемых сформированности знаний, умений и навыков.
Проведенный анализ психолого-педагогической научной литературы показал, что проблемой формирования и развития мотивации учебной деятельности и вопросами ее развития занимались достаточно большое количество педагогов и исследователей. В контексте формирования общей мотивационной сферы личности В.Г. Асеев, 2001; Ю.Н. Кулюткин, 2014; Б.И. Додонов, 2005.
Проблема мотивации исследуется широко, несмотря на достаточно большое количество исследований в данной области, рассматриваемую нами проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.
Сложность исследования мотивации обусловлена и тем, что младшие школьники побуждаются к учению комплексом мотивов, не только, причем обогащающих друг друга, но и вступающих в их противоречие. Из этого всего следует, что на развитие учебной мотивации влияет на организацию учебной деятельности учителя по отношению к школьнику. Как показывают многочисленные исследования, при организации традиционной системы обучения не прослеживаются существенные изменения учебной мотивации младших школьников без специального вмешательства со стороны педагогов не производиться. В этом случае отсутствие побуждающих мотивов у ученика, то учебная деятельность не принесет положительных результатов.
Проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников, посвящен анализ исследований, обнаруживающий большое разнообразие мотивов, оказывающих влияние на эффективность самого процесса обучения, которое обуславливает во многом учебной деятельности, а также уровнем ее организации, еще возрастными особенностями младших школьников и соответственно всей системой его взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому, наиболее актуальным вопросом образовательного процесса в начальной школе является повышение уровня активности младших школьников и поддержание постоянной заинтересованности школьников в изучении явлений природы. Именно активный ученик способен сопереживать и бережно относиться к окружающей природе. Поэтому реализация работы по повышению уровня учебной мотивации младших школьников следует реализовать на уроках по предмету «Окружающий мир».
Сформулированные в педагогической теории и практике противоречия позволяют выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» будет более эффективным, если соблюдать следующие условия:
- в проведение уроков включать различные типы заданий и упражнений, связанных с жизненным опытом учащихся;
- использовать особую форму организации урока (урок-проект).
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и значение понятия «учебная мотивация».
2. Описать психолого-педагогические аспекты формирования учебной мотивации учащихся начальных классов.
3. Охарактеризовать педагогические условия по формированию учебной мотивации младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Выявить уровень учебной мотивации у младших школьников.
5. Разработать педагогические условия по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы научного исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, методика М.Р. Гинзбурга, анкета-мотивации Н.Г. Лускановой, методика «Лесенка побуждений», классификации мотивов учения, предложенных Л. И. Божович, А.К. Марковой, методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейна в модификации В.Ф. Моргуна.
Базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивано-Лисичанская СОШ», Белгородская область, Грайворонский район, класс 3 (15 учеников).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены особенности использования учебной мотивации в начальной школе, раскрыты психолого-педагогические особенности социальной компетентности у младших школьников, а также представлены педагогические условия по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты диагностики сформированности уровня учебной мотивации у учащихся начальных классов. Описаны особенности проектирования работы по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
Так, при своей динамичности мотивационная сфера младшего школьника предполагает большие возможности для развития и формирования у ученика мотивов, которые необходимы для эффективного учения. Высокая мотивация может, играть роль компенсаторного фактора при недостаточном запасе или недостаточно высоких специальных способностей у младших школьников требуемых сформированности знаний, умений и навыков.
Проведенный анализ психолого-педагогической научной литературы показал, что проблемой формирования и развития мотивации учебной деятельности и вопросами ее развития занимались достаточно большое количество педагогов и исследователей. В контексте формирования общей мотивационной сферы личности В.Г. Асеев, 2001; Ю.Н. Кулюткин, 2014; Б.И. Додонов, 2005.
Проблема мотивации исследуется широко, несмотря на достаточно большое количество исследований в данной области, рассматриваемую нами проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.
Сложность исследования мотивации обусловлена и тем, что младшие школьники побуждаются к учению комплексом мотивов, не только, причем обогащающих друг друга, но и вступающих в их противоречие. Из этого всего следует, что на развитие учебной мотивации влияет на организацию учебной деятельности учителя по отношению к школьнику. Как показывают многочисленные исследования, при организации традиционной системы обучения не прослеживаются существенные изменения учебной мотивации младших школьников без специального вмешательства со стороны педагогов не производиться. В этом случае отсутствие побуждающих мотивов у ученика, то учебная деятельность не принесет положительных результатов.
Проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников, посвящен анализ исследований, обнаруживающий большое разнообразие мотивов, оказывающих влияние на эффективность самого процесса обучения, которое обуславливает во многом учебной деятельности, а также уровнем ее организации, еще возрастными особенностями младших школьников и соответственно всей системой его взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому, наиболее актуальным вопросом образовательного процесса в начальной школе является повышение уровня активности младших школьников и поддержание постоянной заинтересованности школьников в изучении явлений природы. Именно активный ученик способен сопереживать и бережно относиться к окружающей природе. Поэтому реализация работы по повышению уровня учебной мотивации младших школьников следует реализовать на уроках по предмету «Окружающий мир».
Сформулированные в педагогической теории и практике противоречия позволяют выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» будет более эффективным, если соблюдать следующие условия:
- в проведение уроков включать различные типы заданий и упражнений, связанных с жизненным опытом учащихся;
- использовать особую форму организации урока (урок-проект).
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и значение понятия «учебная мотивация».
2. Описать психолого-педагогические аспекты формирования учебной мотивации учащихся начальных классов.
3. Охарактеризовать педагогические условия по формированию учебной мотивации младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Выявить уровень учебной мотивации у младших школьников.
5. Разработать педагогические условия по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы научного исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, методика М.Р. Гинзбурга, анкета-мотивации Н.Г. Лускановой, методика «Лесенка побуждений», классификации мотивов учения, предложенных Л. И. Божович, А.К. Марковой, методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейна в модификации В.Ф. Моргуна.
Базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивано-Лисичанская СОШ», Белгородская область, Грайворонский район, класс 3 (15 учеников).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены особенности использования учебной мотивации в начальной школе, раскрыты психолого-педагогические особенности социальной компетентности у младших школьников, а также представлены педагогические условия по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты диагностики сформированности уровня учебной мотивации у учащихся начальных классов. Описаны особенности проектирования работы по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что основная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая содействовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
В рамках нашей работы было определено содержание понятия «мотивация» как общее обозначение для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Это причины, побуждающие личность не останавливаться, а действовать, совершать поступки.
В ходе проведённого исследования установлено, что проблема формирования учебной мотивации у учащихся начальных классов в процессе учебной деятельности является особо актуальной в современной педагогической теории и практике, что требует её теоретической и научно-методической разработки.
Представленная проблема повышения учебной мотивации младших школьников в образовательном процессе, является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего осмысления, а именно поиска других способов совершенствования образовательного процесса, направленного на создание педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников.
В рамках нашей работы мы реализовали исследование. По результатам исследования становится очевидным, что учебная мотивация учеников 3 -х классов снижена, интересы учащихся направлены в основном на внеучебную деятельность и общение с одноклассниками, что существенно снижает уровень усвоения материала по предметам и влияет на успеваемость каждого. Также было установлено, что подавляющее число учеников положительно относятся к процессу обучения. Но уровень активности на уроках снижен. Удалось выяснить, что у 57% опрошенных учащихся преобладают социальные мотивы. На втором месте, а это 35%, стоят познавательные мотивы. Было выявлено и присутствие детей «группы риска». Это те дети, чей уровень мотивации в младшей школе в процессе обучения снижен. Также у детей из этой группы низкий уровень интереса и эмоциональной реакции на результативность собственного обучения, что приводит к снижению успеваемости. Следовательно, необходима полноценная работа с детьми по повышению и поддержанию на высоком уровне мотивации к учению.
Проведенное исследование показало многоаспектность исследуемой проблемы и подтвердило верность гипотетически сформулированных положений. Нетрадиционные формы уроков «Окружающего мира» с использованием современных образовательных технологий способствуют мотивационной деятельности учащихся.
Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, делаем вывод о том, что предмет «Окружающий мир» обладает высочайшим потенциалом по организации проектной деятельности младших школьников. Нами выделены темы, на которые следует направлять проекты. Такими темами могут быть: «Природа и рукотворный мир», «Неживая и живая природа», «В гости к осени», «Звёздное небо», «Про воздух и про воду», «Дикие и домашние животные», «Животные живого уголка», «Красная книга», Все профессии важны» и т.д.
Мы выяснили и экспериментально подтвердили, что таковым способом может стать организация проектной деятельности с помощью разработанных нами учебно-методических средств (сценариев проектов) на уроках «Окружающий мир».
Практическая значимость данной работы в применимости разработанных учебно-методических средствах (сценарии проектов) для учителей начальных классов в учебном процессе. Они помогают при организации проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» и повышают мотивацию к учению в учебном процессе. Также учебно-методические средства по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России» представлены в приложении.
Представленная работа позволит проследить, как учащиеся раскрываются творчески, как у них прослеживается положительная динамика успеваемости. У учащихся появляется большое количество разных идей. Они сами стараются вносить интересные предложения, в этом и заключается мотивация школьника, его желание что-то сделать самостоятельно, узнать что-то новое, стать полезным. А задача учителя - поддерживать, развивать и повышать уровень мотивации каждого ученика.
Обучение учащихся начальных классов с применением выбранных технологий будет способствовать получению следующих результатов:
-повысить уровень учебной мотивации младших школьников и их успеваемость;
-улучшить познавательную активность учеников, они стали более самостоятельными;
-для каждого ребенка создается комфортная образовательная среда;
-повыситься творческий уровень педагога при подготовке к
нетрадиционным урокам;
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных, творческих уроков в начальной школе способствует повышению учебной и познавательной мотивации младших школьников, положительно влияет на успеваемость учащихся, а также на более качественное усвоение и закрепление нового материал.
В рамках нашей работы было определено содержание понятия «мотивация» как общее обозначение для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Это причины, побуждающие личность не останавливаться, а действовать, совершать поступки.
В ходе проведённого исследования установлено, что проблема формирования учебной мотивации у учащихся начальных классов в процессе учебной деятельности является особо актуальной в современной педагогической теории и практике, что требует её теоретической и научно-методической разработки.
Представленная проблема повышения учебной мотивации младших школьников в образовательном процессе, является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего осмысления, а именно поиска других способов совершенствования образовательного процесса, направленного на создание педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников.
В рамках нашей работы мы реализовали исследование. По результатам исследования становится очевидным, что учебная мотивация учеников 3 -х классов снижена, интересы учащихся направлены в основном на внеучебную деятельность и общение с одноклассниками, что существенно снижает уровень усвоения материала по предметам и влияет на успеваемость каждого. Также было установлено, что подавляющее число учеников положительно относятся к процессу обучения. Но уровень активности на уроках снижен. Удалось выяснить, что у 57% опрошенных учащихся преобладают социальные мотивы. На втором месте, а это 35%, стоят познавательные мотивы. Было выявлено и присутствие детей «группы риска». Это те дети, чей уровень мотивации в младшей школе в процессе обучения снижен. Также у детей из этой группы низкий уровень интереса и эмоциональной реакции на результативность собственного обучения, что приводит к снижению успеваемости. Следовательно, необходима полноценная работа с детьми по повышению и поддержанию на высоком уровне мотивации к учению.
Проведенное исследование показало многоаспектность исследуемой проблемы и подтвердило верность гипотетически сформулированных положений. Нетрадиционные формы уроков «Окружающего мира» с использованием современных образовательных технологий способствуют мотивационной деятельности учащихся.
Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, делаем вывод о том, что предмет «Окружающий мир» обладает высочайшим потенциалом по организации проектной деятельности младших школьников. Нами выделены темы, на которые следует направлять проекты. Такими темами могут быть: «Природа и рукотворный мир», «Неживая и живая природа», «В гости к осени», «Звёздное небо», «Про воздух и про воду», «Дикие и домашние животные», «Животные живого уголка», «Красная книга», Все профессии важны» и т.д.
Мы выяснили и экспериментально подтвердили, что таковым способом может стать организация проектной деятельности с помощью разработанных нами учебно-методических средств (сценариев проектов) на уроках «Окружающий мир».
Практическая значимость данной работы в применимости разработанных учебно-методических средствах (сценарии проектов) для учителей начальных классов в учебном процессе. Они помогают при организации проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» и повышают мотивацию к учению в учебном процессе. Также учебно-методические средства по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России» представлены в приложении.
Представленная работа позволит проследить, как учащиеся раскрываются творчески, как у них прослеживается положительная динамика успеваемости. У учащихся появляется большое количество разных идей. Они сами стараются вносить интересные предложения, в этом и заключается мотивация школьника, его желание что-то сделать самостоятельно, узнать что-то новое, стать полезным. А задача учителя - поддерживать, развивать и повышать уровень мотивации каждого ученика.
Обучение учащихся начальных классов с применением выбранных технологий будет способствовать получению следующих результатов:
-повысить уровень учебной мотивации младших школьников и их успеваемость;
-улучшить познавательную активность учеников, они стали более самостоятельными;
-для каждого ребенка создается комфортная образовательная среда;
-повыситься творческий уровень педагога при подготовке к
нетрадиционным урокам;
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных, творческих уроков в начальной школе способствует повышению учебной и познавательной мотивации младших школьников, положительно влияет на успеваемость учащихся, а также на более качественное усвоение и закрепление нового материал.



