Введение 4
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме развития выносливости у юных борцов 6
1.1 Возрастные особенности развития выносливости юных
спортсменов 6
1.2 Средства и методы развития выносливости юных спортсменов 8
1.3 Влияние водной среды на организм человека 20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 28
2.1 Задачи исследования 28
2.2 Методы исследования 28
2. 3 Организация исследования 32
Глава 3. Обоснование применения комплексов упражнений в водной
среде, позволяющие совершенствовать специальную выносливость у юношей борцов вольного стиля 34
3.1 Результаты предварительного анкетирования 34
3.2 Применение разработанных комплексов упражнений в
тренировочном процессе борцов вольного стиля в водной среде 36
3.3 Экспериментальное обоснование эффективности
совершенствования специальной выносливости юных борцов контрольной и экспериментальной групп 39
Выводы 47
Список литературы 48
Приложения
Для достижения высоких и стабильных результатов в спортивной борьбе первостепенное значение имеет уровень физической подготовленности борца, развития двигательных способностей, под которыми принято понимать отдельные стороны двигательных возможностей человека - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Физические способности органически взаимосвязаны между собой: совершенствование одних способствует лучшему проявлению других. Трудно выделить какую-либо физическую способность как ведущую для борца. Но вместе с тем учитывая современные тенденции спортивной борьбы, можно утверждать, что наиболее высокие требования сейчас предъявляются к специальной выносливости спортсменов (Ю.А. Шахмурадов, 2010).
Стремясь демонстрировать высокую активность на протяжении шести минут непрерывного единоборства, преодолевая силовое сопротивление соперника, борец должен на фоне возрастающего утомления эффективно выполнять разнообразные технико-тактические действия т.е. проявлять результативную спортивную деятельность. Иными словами, спортивный результат во многом определяется уровнем развития физической способности - специальной выносливости.
Специальная выносливость необходима спортсменам не только в соревновании, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы для того, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, быстрее восстанавливаться. Процесс организации педагогического воздействия на формирование и развитие необходимых борцу способностей требует последовательности и постепенности в построении тренировочной работы с подростками. Научный поиск резервов в системе методических средств, спортивной подготовки обеспечивает дальнейшее совершенствование и оптимизацию самого процесса обучения. Поэтому разработка средств воздействия на специальную выносливость является чрезвычайно актуальной. Анализ научно-методической литературы показывает, что вопросы совершенствования специальной выносливости достаточно подробно освещены в спортивной борьбе для мужчин. Что касается тренировки юных борцов вольного стиля 14-15 лет, исследователями отмечается, что существующие методики технико-тактической подготовки недостаточно, учитывая требования современной борьбы (А.А. Новиков, 2011; Ю.А. Шахмурадов, 2010). Все это предопределило направление нашего исследования.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юношей- борцов вольного стиля.
Предмет исследования - влияние разработанных комплексов упражнений в водной среде на совершенствование специальной выносливости у юношей-борцов вольного стиля 14 - 15 лет.
Цель исследования - обосновать разработанные комплексы упражнений в водной среде для совершенствования специальной выносливости у юношей-борцов вольного стиля 14 - 15 лет.
Гипотеза исследования - предполагается, что применение разработанных комплексов упражнений в водной среде окажет
позитивное влияние на совершенствование специальной выносливости у юношей-борцов вольного стиля 14 - 15 лет.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения предложенных комплексов упражнений в водной среде для совершенствования специальной выносливости в учебно-тренировочном процессе юношей-борцов.
1. Анализ литературных источников по исследуемому вопросу свидетельствует об актуальности проблемы совершенствования специальной выносливости борцов в юношеском возрасте. Специфические особенности влияния водной среды на организм человека обусловлены двойным воздействием: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой — водная среда. Эти особенности также обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.
2. На основании анкетирования ведущих тренеров Приморского края были разработаны комплексы упражнений для совершенствования специальной выносливости юных борцов в возрасте 14-15 лет. Мы применяли интервальный метод тренировки (повышали интенсивность, уменьшали интервалы отдыха), использовали нетрадиционные средства, совершенствовали специальную выносливость в водной среде.
3. Результаты педагогического эксперимента позволяют утверждать, что разработанные нами комплексы упражнений, направленные на совершенствование специальной выносливости юных борцов, являются более эффективными, так коэффициент специальной выносливости повысился в экспериментальной на 12,6%, а в контрольной группе на 3,14%
Так же улучшились и результаты соревновательной деятельности юных борцов после эксперимента. 1 и 2 место заняли борцы из экспериментальной группы, и два борца из контрольной группы поделили 3 место.
1. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов / В.Ф Бойко, Г.В Данько. - М.: Академия, 2014. - 224 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2013. -330 с.
3. Виноградов М.Н. Физиология трудовых процессов / М.Н Виноградов. - М.: Медицина, 2015. - 238 с.
4. Виру А.А. Сопряженное совершенствование гибкости и силы борцов / А.А Виру. - М.; Физкультура и спорт, 2015. - 254 с.
5. Гончар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания / И.Л Гончар. - М.: Экоперспектива, 2010. - 351 с.
6. Грузных Г.М. Классическая борьба формирования основ
ведения единоборства / Г.М Грузных. - М.: высшая школа, 2010. - 214 с.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 324 с.
8. Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы отбора в спорте / В.М Зациорский, Н.Ж Булгакова. - М.: ГЦОЛИФК, 2013. - 243 с.
9. Карыман В.П., Хрущев С.В., Борисова Д.Н. Сердце и работоспособность спортсмена / В.П Карыман, С.В Хрущев, Д.Н Борисова. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 269 с.
10. Корженевский А.Н., Дахновский В.С. Физиологические аспекты современного спорта / А.Н Корженевский, В.С. Дахновский - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 293 с.
11. Кофман Л.Б. Физическая культура / Л.Б Кофман. - М.:
Просвещение, 2011. - 365 с.
12. Кунат П.А. Проблемы нагрузки с точки зрения психологии спорта / П.А Кунат. - М.: современный спорт, 2014. - 319 с.
13. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания / Е.Н Литвинов. - М.: Просвещение, 2010. - 265 с.
14. Лукяненко В.П. Магия вольной борьбы / В.П. Лукяненко. - М:. Федерация вольной борьбы Москвы. Информационный бюллетень, 2012. - 89 с.
15. Мазур А. Г. Борьба вчера и сегодня / А.Г Мазур. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 95с.
16. Матвеев Л.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории / Л.П Матвеев, С.Б Мельников. М.: Просвещение, 2013. - 126 с.
17. Миндиашвили Д.Г, Подливаев Б.А., Грузных Г.М, Купцов А.П. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношецских спортивных школ, специализированных детско-юношскиих школ олимпийского резерва и училищь олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2010.- 216 с.
18. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов / Р.Е Мотылянская. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 223 с.
19. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов / М.Я Набатникова. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 254 с.
20. Родиченко В. С. Твой олимпийский учебник. / В.С Родиченко. - М.: Советский спорт, 2011. - 143с.
21. Сорокин Н.Н. Спортивная борьба / Н.Н Сорокин. - М.:
Физкультура и спорт, 2011. - 448 с.
22. Спорт-референт. 2016. № 7: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.profizruk.ru/sr/7_2016. (Дата обращения: 18.12.2016).
23. Степанов В. Электронные документы интернет: описание и
цитирование: [Электронный ресурс] // Степанов В. Спорт в
профессиональной деятельности. 2012 - 2016. URL:
http://textbook.vadimstepanov.ru/chapter7/glava7-2.html. (Дата обращения: 14.11.2016).
24. Туманян Г.С. Спортивная борьба: планирование и контроль Г.С Туманян. - М.: Высшая школа, 2010. - 147 с.
25. Туманян Г.С. Теория и методика организации тренировки / Г.С Туманян. - М.: Высшая школа, 2010. - 165 с.
26. Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта / В.П Филин, Н.И Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 255с.
27. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К Холодов, В.С Кузнецов. - М.: Академия, 2016. - с.480.
28. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба / Ю.А Шахмурадов. - М.: Высшая школа, 2010. - 154 с.
29. Шепилов А.А., Климин В.П. Выносливость борцов / А.А Шепилов, В.П Климин. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 128 с.