Графическая иллюстрация как элемент дизайна современного журнала
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖУРНАЛЬНОЙ ГРАФИКИ 6
1.2 Журнальная иллюстрация XX века 12
1.3 Журнальная иллюстрация на современном этапе 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ЖУРНАЛЬНЫХ
ИЗДАНИЙ 32
2.1 Графическая иллюстрация в женских журналах 32
2.2 Графическая иллюстрация в деловых журналах 34
2.3 Анализ иллюстраций в научно-познавательном журнале 40
2.4 Графическая иллюстрация в мужском журнале 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖУРНАЛЬНОЙ ГРАФИКИ 6
1.2 Журнальная иллюстрация XX века 12
1.3 Журнальная иллюстрация на современном этапе 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ЖУРНАЛЬНЫХ
ИЗДАНИЙ 32
2.1 Графическая иллюстрация в женских журналах 32
2.2 Графическая иллюстрация в деловых журналах 34
2.3 Анализ иллюстраций в научно-познавательном журнале 40
2.4 Графическая иллюстрация в мужском журнале 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Графическая иллюстрация - старейший вид иллюстрирования печатных изданий. Её место в журнальной периодике менялось от единственного средства иллюстрирования до декоративного элемента дизайна. Под графической иллюстрацией в данном исследовании понимается авторская иллюстрация (рисунок или коллаж), созданная с помощью традиционных художественных материалов или компьютерной графики. В последние годы проводилось большое количество исследований, связанных с иллюстрированием печатных изданий, в частности, в 2016 году вышел сборник статей, посвященных истории газетной и журнальной иллюстрации. Внимание графической иллюстрации уделяют в своих работах Свитич А. Л., Ворон Н. И., Волкова В. В., Рожнова О. И, Михайлов С. М. и др. Несмотря на большое количество исследований, положение иллюстрации в современных журнальных изданиях не обговаривалось подробно. Как правило, иллюстрацию упоминают как незначительный элемент визуального контента издания, описывая общую тенденцию к визуализации в СМИ. Исследований же, посвященных графической иллюстрации как элементу дизайна современно журнала, не проводилось, в этом заключается актуальность темы исследования.
В процессе написания работы использованы следующие методы исследования: контент-анализ, описание, классификация, сравнение,
исторический метод.
Объект исследования - современные российские иллюстрированные журналы различных типов: мужские и женские, общественно¬
политические, глянцевые, а также научно-политические издания.
Предмет исследования - графическая журнальная иллюстрация, рассматриваемая как в ретроспекции, так и в её современном состоянии.
Целью дипломной работы является исследование и анализ журнальной иллюстрации в ретроспективе и на современном этапе.
В соответствии с указанной целью, были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать историю становления журнальной иллюстрации, включая изменения, связанные с появлением новых художественных стилей и техник;
- определить место и роль графической иллюстрации в визуальном контенте журнала;
- дать характеристику используемым при создании иллюстрации методам и средствам художественной выразительности;
- выявить основные тенденции в современном журнальном
иллюстрировании.
Выбранная для исследования тема является междисциплинарной, в связи с этим в работе используются книги и исследования из разных научных областей.
Теоретическую базу исследования составили книги и статьи по истории журнального и книжного оформления Демосфеновой Г. Д., Дмитриевой Н. А., Чихольда Я.; исследования в области дизайна периодических изданий Рожновой О. И., Михайлова С. М., Лаврентьева, работы по истории искусства таких авторов, как Гомбрих Э., Харди У., Герчук Ю. Я., Турчин В. С.; учебник по философии под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П.; учебные пособия для журналистов и дизайнеров Ситникова В. П., Рябининой Н. З., Галкина С. И., Ворон Н. И. и др. Также, использовались книги «Искусство и визуальное восприятие» Рудольфа Арнхейма и «Образование иллюстратора» Стивена Хеллера.
Эмпирической базой послужили графические иллюстрации в современных русскоязычных журналах — таких как «Эксперт», «Дилетант», «КоммерсантЪ Власть», «GQ», «Rolling Stone», «Esquire», «Vogue», «Cosmopolitan», «Psychologies», «Вокруг Света». Данные издания 4
были выбраны, поскольку они являются ярчайшими представителями своих типов, предназначены для разной аудитории, а также наиболее часто иллюстрируются. Это женские и мужские, научно-популярные, деловые и аналитические журналы, еженедельные и ежемесячные издания. Рассматриваемый период - с 2011 по 2015 год, у ежемесячных журналов анализировались все номера подряд, у еженедельных рассматривался каждый второй выпуск месяца. Журнал «Дилетант» рассматривается с начала выпуска в январе 2012 года по ноябрь 2015, всего 44 номера. В журнале «Rolling Stone» рассматриваются номера с января 2011 по октябрь 2015 года, всего Общий объем проанализированных журналов
В процессе написания работы использованы следующие методы исследования: контент-анализ, описание, классификация, сравнение,
исторический метод.
Объект исследования - современные российские иллюстрированные журналы различных типов: мужские и женские, общественно¬
политические, глянцевые, а также научно-политические издания.
Предмет исследования - графическая журнальная иллюстрация, рассматриваемая как в ретроспекции, так и в её современном состоянии.
Целью дипломной работы является исследование и анализ журнальной иллюстрации в ретроспективе и на современном этапе.
В соответствии с указанной целью, были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать историю становления журнальной иллюстрации, включая изменения, связанные с появлением новых художественных стилей и техник;
- определить место и роль графической иллюстрации в визуальном контенте журнала;
- дать характеристику используемым при создании иллюстрации методам и средствам художественной выразительности;
- выявить основные тенденции в современном журнальном
иллюстрировании.
Выбранная для исследования тема является междисциплинарной, в связи с этим в работе используются книги и исследования из разных научных областей.
Теоретическую базу исследования составили книги и статьи по истории журнального и книжного оформления Демосфеновой Г. Д., Дмитриевой Н. А., Чихольда Я.; исследования в области дизайна периодических изданий Рожновой О. И., Михайлова С. М., Лаврентьева, работы по истории искусства таких авторов, как Гомбрих Э., Харди У., Герчук Ю. Я., Турчин В. С.; учебник по философии под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П.; учебные пособия для журналистов и дизайнеров Ситникова В. П., Рябининой Н. З., Галкина С. И., Ворон Н. И. и др. Также, использовались книги «Искусство и визуальное восприятие» Рудольфа Арнхейма и «Образование иллюстратора» Стивена Хеллера.
Эмпирической базой послужили графические иллюстрации в современных русскоязычных журналах — таких как «Эксперт», «Дилетант», «КоммерсантЪ Власть», «GQ», «Rolling Stone», «Esquire», «Vogue», «Cosmopolitan», «Psychologies», «Вокруг Света». Данные издания 4
были выбраны, поскольку они являются ярчайшими представителями своих типов, предназначены для разной аудитории, а также наиболее часто иллюстрируются. Это женские и мужские, научно-популярные, деловые и аналитические журналы, еженедельные и ежемесячные издания. Рассматриваемый период - с 2011 по 2015 год, у ежемесячных журналов анализировались все номера подряд, у еженедельных рассматривался каждый второй выпуск месяца. Журнал «Дилетант» рассматривается с начала выпуска в январе 2012 года по ноябрь 2015, всего 44 номера. В журнале «Rolling Stone» рассматриваются номера с января 2011 по октябрь 2015 года, всего Общий объем проанализированных журналов
Целью данной работы были исследование и анализ журнальной иллюстрации в ретроспективе и на современном этапе. Для достижения поставленной цели была подробно изучена теоретическая база по этому вопросу, а также проведен анализ графической иллюстрации в современных журнальных изданиях в период с 2011 по 2015 год. Мы выяснили, каким образом происходило развитие графической иллюстрации с момента основания первого журнала и до наших дней.
Вплоть до конца XX века авторская иллюстрация была одним из важнейших элементов визуального контента журнала. Развитие журнального иллюстрирования неразрывно связано с эволюцией изобразительного искусства и техническим прогрессом. Оно происходит в соответствии с принципом цикличности. Потому, спад, связанный с развитием компьютерных технологий, сменяется сегодня подъемом. Нами было отмечено, что новые технологии на протяжении всей истории развития журнальной иллюстрации требовали времени на их освоение и начало применения в иллюстрировании. Именно поэтому качественная компьютерная графика появляется на страницах журнальных изданий только в последние несколько лет.
В процессе анализа журнальных изданий нами были выявлены следующие тенденции:
1. Наибольшее количество графических иллюстраций во всех журналах приходится на период с 2011 по 2012 год, после этого следует постепенный спад, связанный с экономическими факторами. Общая тенденция среди всех изданий - резкое уменьшение количества авторских иллюстраций в 2013 году, после этого следует очередной подъем. Уменьшение количества иллюстраций в 2013 году связано с запретом на рекламу алкоголя и табачных изделий, а также с изменениями в Мужские журналы 65
при этом по количеству авторских иллюстраций выходят к 2015 году на уровень равный, или даже более высокий по сравнению с показателями 2011 года.
2. С начала 2013 года наблюдается увеличение роли визуальных элементов по отношению к текстовой части. Это выразилось в увеличении количества полосных иллюстраций (в том числе фото) и инфографики.
3. Женские глянцевые журналы к 2015 году полностью переходят на иллюстрирование фотографиями. В мужских журналах, напротив, складывается традиция иллюстрировать несколько материалов в каждом номере авторской иллюстрацией. Предпочтение при этом отдается компьютерной графике, как правило, растровой.
4. Во всех журналах, кроме женского глянца, складывается следующая тенденция: на протяжении рассматриваемого периода формируется от одной до трех рубрик, постоянно иллюстрируемых авторской иллюстрацией. Эти рубрики, в конечном счете, становятся важным элементом журнального облика, они формируют визуальный облик издания, помогают наладить диалог с читателем, усиливают эмоциональное воздействие.
5. Большое влияние на характер иллюстрации оказывают аудитория и манера подачи информации в издании. Каждому журналу соответствует своя особая манера иллюстрирования материала. Это отражается как в используемых средствах и техниках создания иллюстрации, так и в их жанровой принадлежности. В деловых изданиях используется карикатура, шарж и коллаж, иллюстрации в таких журналах носят ироничный, даже сатиричный подтекст. Научно-образовательные издания предпочитают использовать иллюстрацию, визуализирующую текст, наглядную, без скрытых смыслов. Мужские журналы используют целый спектр различных иллюстраций, однако акцент делается на иллюстрациях к тексту, отличие от научно¬образовательных изданий состоит в том, что связь достигается за счет аналогий и сравнений.
В процессе анализа эмпирического материала нами было выяснено, что графическая иллюстрация на сегодняшний день - не просто декоративный элемент дизайна издания, это важная часть облика журнала. Использование графических иллюстраций - один из лучших способов отражения тона издания, его позиции по определенным вопросам в условиях современной российской действительности. Графическая иллюстрация позволяет читателю самостоятельно моделировать ситуацию, описанную в тексте, она работает на желании человека не просто читать новости, а создавать свою версию событий.
Данное исследование может быть полезно тем, кто будет работать с иллюстрированием СМИ в будущем. Многочисленные явления и процессы влияют сегодня на развитие журнальной периодики. Графическая иллюстрация, переживающая очередной подъем, является одним из этих явлений. В современном издании графическая иллюстрация является одним из средств создания визуального облика издания.
Вплоть до конца XX века авторская иллюстрация была одним из важнейших элементов визуального контента журнала. Развитие журнального иллюстрирования неразрывно связано с эволюцией изобразительного искусства и техническим прогрессом. Оно происходит в соответствии с принципом цикличности. Потому, спад, связанный с развитием компьютерных технологий, сменяется сегодня подъемом. Нами было отмечено, что новые технологии на протяжении всей истории развития журнальной иллюстрации требовали времени на их освоение и начало применения в иллюстрировании. Именно поэтому качественная компьютерная графика появляется на страницах журнальных изданий только в последние несколько лет.
В процессе анализа журнальных изданий нами были выявлены следующие тенденции:
1. Наибольшее количество графических иллюстраций во всех журналах приходится на период с 2011 по 2012 год, после этого следует постепенный спад, связанный с экономическими факторами. Общая тенденция среди всех изданий - резкое уменьшение количества авторских иллюстраций в 2013 году, после этого следует очередной подъем. Уменьшение количества иллюстраций в 2013 году связано с запретом на рекламу алкоголя и табачных изделий, а также с изменениями в Мужские журналы 65
при этом по количеству авторских иллюстраций выходят к 2015 году на уровень равный, или даже более высокий по сравнению с показателями 2011 года.
2. С начала 2013 года наблюдается увеличение роли визуальных элементов по отношению к текстовой части. Это выразилось в увеличении количества полосных иллюстраций (в том числе фото) и инфографики.
3. Женские глянцевые журналы к 2015 году полностью переходят на иллюстрирование фотографиями. В мужских журналах, напротив, складывается традиция иллюстрировать несколько материалов в каждом номере авторской иллюстрацией. Предпочтение при этом отдается компьютерной графике, как правило, растровой.
4. Во всех журналах, кроме женского глянца, складывается следующая тенденция: на протяжении рассматриваемого периода формируется от одной до трех рубрик, постоянно иллюстрируемых авторской иллюстрацией. Эти рубрики, в конечном счете, становятся важным элементом журнального облика, они формируют визуальный облик издания, помогают наладить диалог с читателем, усиливают эмоциональное воздействие.
5. Большое влияние на характер иллюстрации оказывают аудитория и манера подачи информации в издании. Каждому журналу соответствует своя особая манера иллюстрирования материала. Это отражается как в используемых средствах и техниках создания иллюстрации, так и в их жанровой принадлежности. В деловых изданиях используется карикатура, шарж и коллаж, иллюстрации в таких журналах носят ироничный, даже сатиричный подтекст. Научно-образовательные издания предпочитают использовать иллюстрацию, визуализирующую текст, наглядную, без скрытых смыслов. Мужские журналы используют целый спектр различных иллюстраций, однако акцент делается на иллюстрациях к тексту, отличие от научно¬образовательных изданий состоит в том, что связь достигается за счет аналогий и сравнений.
В процессе анализа эмпирического материала нами было выяснено, что графическая иллюстрация на сегодняшний день - не просто декоративный элемент дизайна издания, это важная часть облика журнала. Использование графических иллюстраций - один из лучших способов отражения тона издания, его позиции по определенным вопросам в условиях современной российской действительности. Графическая иллюстрация позволяет читателю самостоятельно моделировать ситуацию, описанную в тексте, она работает на желании человека не просто читать новости, а создавать свою версию событий.
Данное исследование может быть полезно тем, кто будет работать с иллюстрированием СМИ в будущем. Многочисленные явления и процессы влияют сегодня на развитие журнальной периодики. Графическая иллюстрация, переживающая очередной подъем, является одним из этих явлений. В современном издании графическая иллюстрация является одним из средств создания визуального облика издания.
Подобные работы
- Графическая иллюстрация как элемент дизайна современного журнала
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ГРАФИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДЕЛОВЫХ ИЗДАНИЯХ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЖУРНАЛ «ВСЕМИРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» (1869-1879): ДИАЛОГ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2015 - Разработка интерактивного курса по графическому дизайну
для молодёжи
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ИНФОГРАФИКЕ
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2023 - СТИЛИСТИКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ (ЦИКЛ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДЛЯ ПРОЕКТА «РАНЬШЕ ТАКОГО НЕ БЫЛО»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2023 - ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ: СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА (17.00.06)
Диссертации (РГБ), дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ: СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА
Диссертация , искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



