ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ КАНДИДАТОВ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ .14
1.1 Процедура отбора кандидатов на должность судьи 14
1.2 Профессионально важные качества, необходимые для успешного освоения
профессии судьи 24
1.3 Анализ методов и методик психологической диагностики
профессионально важных качеств кандидатов 35
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 51
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ, УСПЕШНО И НЕ
УСПЕШНО ПРОШЕДШИХ ПРОЦЕДУРУ НАЗНАЧЕНИЯ 53
2.1 Материалы и методы исследования 53
2.2 Психологическая характеристика кандидатов, претендующих на
должность судьи 59
2.3 Особенности кандидатов на должность судьи, заявления которых были одобрены или отклонены Квалификационной Коллегией Судей
Архангельской области 69
2.4 Индивидуальные особенности кандидатов на должность судьи, которые
успешно или не успешно прошли процедуру отбора комиссии Президента РФ 76
2.5 Рекомендации по оптимизации психологической диагностики кандидатов
на должность судьи 81
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема эффективности проведения профессионального психологического подбора кандидатов на различные должности изучается в эргономике, инженерной психологии и психологии труда [29]. Исследованием данного вопроса занимались такие ученые, как Б.Ф.Ломов, А.Г.Маклаков, В.А.Бодров, В.Л.Марищук, Г.М.Зараковский, К.К.Платонов, В.Ю.Рыбников, В.А.Пономаренко, В.А.Пухова, В.П.Третьяков и другие. Но несмотря на то, что проблема профессионального психологического отбора специалистов имеет достаточно проработанные теоретические основы, получены практические результаты, ее нельзя считать полностью решенной применительно к профессиональной деятельности судей [37].
В Российской Федерации правосудие осуществляется одной из трех основных ветвей государственной власти - судебной, в которой одна из важных ролей принадлежит именно судье [51]. Таким образом, на судью возлагается государственная ответственность в разрешении конфликтов между физическими и юридическими лицами, которая включает в себя как правовую ответственность, так и этическую, социальную [22]. Во многом от решения судьи зависит не только материальное благополучие, но и судьба человека. В связи с этим к претендентам на должность судьи должны предъявляться высокие требования, как в плане профессиональных знаний и навыков, так и психологических свойств личности [45].
Основные профессиональные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, отражены в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [2]. В данном ФЗ РФ указано, что кандидату необходимо пройти медицинскую комиссию для подтверждения отсутствия заболеваний, которые препятствуют назначению на должность судьи. Перечень заболеваний, препятствующих освоению должности судьи отражен в ФЗ, который утвержден решением Совета судей РФ. Следует отметить, что при этом нет единого перечня психологических качеств, которыми необходимо обладать кандидату на должность судьи, чтобы успешно пройти профессиональный отбор и быть эффективным при выполнении деятельности судьи. Соответственно, законодательно предусмотренной совокупности требований, предъявляемых к кандидату ККС при решении вопроса о рекомендации его на должность судьи явно недостаточно [54].
Важным является не только оценка актуального психологического состояния в процессе психологической диагностики, но и определение потенциальных способностей кандидатов к судебной деятельности, прогнозирование влияния на кандидатов факторов и условий предстоящего труда, возможностей адаптации специалиста к профессии. Именно поэтому изучение особенностей профессиональной деятельности судьи с психологической точки зрения и выявление личностных качеств судей, а также обоснование необходимых требований к их профессионально важным психологическим качествам, разработка научно- обоснованных рекомендаций по их ППО представляют не только научный, а в большей степени практический интерес [41].
Психологическая диагностика кандидатов на должность судьи стала применяться с 2002 года (Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 17 декабря 2002 года n 147 об организации экспериментального использования методов психодиагностического обследования при изучении личности кандидата на должность судьи) [3].
В марте 2009 года были утверждены методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи. (Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 17 марта 2009 года n 44). В данном документе отражен перечень методов и методик, при помощи которых необходимо осуществлять психологическую диагностику кандидатов на должность судьи, рекомендации психологам имеют общий характер, отражают лишь основные и дополнительные методики, но нет соотношения их с ПВК. Также мы обнаружили, что в течение 9 лет поправок и изменений в приказ не было внесено, новых приказов по профессиональному отбору на должность также не было издано [4].
Проблемой профессионального психологического отбора кандидатов на должность Федеральных судей занимались В.Ю.Рыбников, Ю.Н.Тарасова, Н.Л.Набоков (2005г.), Э.Л.Адашкин (2006г.). Проблемы обеспечения психодиагностики кандидатов на должность судьи, ПВК судей рассматривал
А.А.Караванов (2014 г.), изучением психологических особенностей
профессиональной деятельности судей занималась Т.Ю.Герасименко (2011 г.) [24]. Мы не выявили научных работ, которые отражали бы эффективность или не эффективность применения методик психологического тестирования кандидатов на должность судьи, перечисленных в приказе. В настоящее время совершенствуются и появляются новые методики, которые могут быть более информативны при диагностике кандидатов, в связи с чем необходимо пересмотреть перечень методик, представленный в методических рекомендациях 2009 года, внести предложения и корректировки [39].
Цель исследования: выявление различий в профессионально важных качествах у кандидатов, успешно и не успешно прошедших процедуру отбора как оснований для оптимизации психологической диагностики в структуре профессионального отбора кандидатов на должность судьи.
Объект исследования: профессиональный отбор кандидатов на должность судьи.
Предмет исследования: профессионально важные качества судьи как критерии психологической диагностики в системе их профессионального отбора.
Теоретические задачи:
1. Изучить этапы профессионального отбора кандидатов на должность судьи.
2. Определить перечень профессионально важных качеств на должность судьи.
3. Проанализировать методы и методики психологической диагностики профессионально важных качеств на должность судьи, которые указаны в методических рекомендациях по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи (Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17 марта 2009 г. N 44) [4].
Эмпирические задачи:
1. Составить психологическую характеристику кандидатов,
претендующих на должность судьи.
2. Определить психологические особенности кандидатов на должность судьи, успешно и не успешно прошедших Квалификационную Коллегию судей Архангельской области.
3. Выявить индивидуально психологические особенности кандидатов на должность судьи, заявления которых были приняты или отклонены комиссией Президента РФ.
4. Разработать рекомендации по оптимизации психологической
диагностики кандидатов на должность судьи.
Гипотеза: 1) кандидаты, успешно прошедшие процедуру назначения на должность судьи, обладают высоким уровнем развития общих способностей, доброжелательностью, независимостью в принятии решений, умением брать на себя ответственность и концентрировать внимание окружающих на своей личности.
2) рекомендованного набора психодиагностических методик, которые указаны в методических рекомендациях по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи, не достаточно для диагностики профессионально важных качеств кандидатов на должность судьи.
База исследования: исследование проведено на базе кафедры психологии САФУ в период с 2014 по 2018 год. В исследовании приняли участие 86 человек, имеющих высшее юридическое образование и претендующих на должность мирового или федерального судьи (г. Архангельск и Архангельская область) в возрасте от 28 до 48 лет (средний возраст 34,8±4,1).
Методологической основой исследования являются теоретико-методологические основы субъектно-деятельностного подхода к пониманию профессиональной пригодности В.А.Бодрова, субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А. Климова. При анализе деятельности и ПВК судьи мы опирались на концепции В.Л. Васильева и А.В. Дулова.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.
В исследовании мы применяли следующие методики психологического тестирования, утвержденные приказом Судебного департамента «Об утверждении методических рекомендаций по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи»:
1) Краткий ориентировочный тест (Э.Ф. Вандерлик).
2) Методика «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда).
3) Методика акцентуации характера (Г. Шмишек).
4) Тест восьми влечений Л. Сонди (в адаптации Л.Н. Собчик).
5) Цветовой тест М. Люшера.
Мотивационные методики были использованы в качестве экспериментальной части нашей работы:
1) Методика оценки уровня притязаний личности (В.К. Гербачевский)
2) Методика «Мотивационный профиль личности» (Ричи Ш., Мартин П.)
4. Статистическая обработка результатов.
Статистическая обработка данных эмпирического исследования проведена с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics 22.00 (лицензионное соглашение № Z125-3301-14 (САФУ имени М.В. Ломоносова)). Для
статистической обработки данных были использованы описательные статистики и многомерный дисперсионный анализ.
Научная новизна: данная научно-исследовательская работа позволяет определить перечень профессионально важных качеств на должность судьи; определить особенности профессионально важных качеств кандидатов, успешно прошедших процедуру отбора на должность судьи; оценить эффективность методик психологического тестирования, применяющихся при профессиональном отборе кандидатов на должность судьи.
Практическая значимость: На данный момент не существует единой психологической системы при отборе кандидатов на должность судьи, психологи работают на аутсорсинге. В связи с этим рекомендации о том, как проводить психологическую диагностику, на изучение каких ПВК делать акцент, какие методики использовать и на какие шкалы методик обращать внимание, должны быть максимально подробными. В таком случае заключение психолога о кандидате будет отражать наличие или отсутствие тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения деятельности судьи, поэтому будет более полным и информативным.
Таким образом, полученные данные могут служить основой для составления рекомендаций по психологической диагностике кандидатов (основой для составления нового перечня ПВК судьи и списка методик их диагностики), позволяют спрогнозировать успешность деятельности кандидатов на посту судьи.
В процессе работы над проблемой изучения психологической диагностики в структуре профессионального отбора судей, был проведен теоретический анализ юридической и психологической литературы. В первой главе мы описали процедуру отбора кандидатов на должность судьи, выделили основные этапы. Изучив и выделив особенности деятельности судьи, профессионально важные качества, которые выделяют различные авторы, мы составили свой перечень ПВК, необходимых для успешного освоения деятельности судьи.
Также мы проанализировали эффективность и рациональность применения методов и методик, необходимых при проведении психодиагностического обследования кандидата. Предложили и обосновали методики, которые, по нашему мнению, отвечают целям и задачам психологического отбора кандидатов на судейскую должность. Нами была составлена таблица, в которой соотнесены ПВК и предлагаемые методики исследования личности кандидата.
Во второй главе представлено описание эмпирического исследования для того, чтобы сравнить психологические особенности кандидатов на должность судьи, которые успешно или не успешно прошли процедуру отбора ККС Архангельской области и комиссией Президента РФ, и выявить наиболее подходящие методики психологической диагностики кандидатов.
В ходе эмпирической части исследования было выявлено, что кандидаты, успешно прошедшие процедуру отбора на судейскую должность, отличаются такими качествами, как доброжелательность, готовность к сотрудничеству, независимость в принятии решений, умение концентрировать внимание окружающих на своей личности.
Первая гипотеза нашего исследования подтвердилась частично, так как кандидаты, успешно прошедшие процедуру отбора на должность судьи, не отличаются от претендентов, чьи заявления были отклонены, более высоким уровнем интеллекта и ответственностью. Это можно объяснить тем, что все кандидаты на должность судьи обладают высоким уровнем интеллекта и ответственность за принятые решения возлагают только на себя, о чем также
свидетельствуют результаты методик «КОТ» (Э.Ф.Вандерлик) и «УСК»
(Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкин, Л.М.Эткинд).
В ходе работы было выявлено, что методики психологического тестирования, указанные в методических рекомендациях по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи, не диагностируют мотивационную сферу, недостаточно раскрывают имеющиеся у кандидатов моральные качества личности, грамотность речи, быстрое восприятие и понимание устной речи. Методические рекомендации нуждаются в доработке, что подтверждает вторую гипотезу нашего исследования.
На основе результатов проведенного исследования был составлен перечень рекомендаций, способствующих оптимизации психологической диагностики кандидатов на должность судьи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель и задачи, поставленные в начале нашей работы, мы реализовали. В перспективе можно применить рекомендованные методы и методики с кандидатами на должность судьи, что позволит выяснить их эффективность и информативность на практике.
1 Российская Федерация. Конституция. (1993). Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - 40 с.
2 Российская Федерация. Законы. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) О статусе судей в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Российская газета. - 1992. - №170. - 135 с.
3 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 02.06.2016) Об органах судейского сообщества в Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 11. - 102 с.
4 Российская Федерация. Приказы. Приказ Судебного Департамента при
Верховном Суде РФ от 17.03.2009 N 44 Об утверждении методических рекомендаций по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allmedia.ru/laws/DocumShow_DocumID_159506.html (Дата обращения
25.05.18).
5 Аминев Г. А. Математические методы инженерной психологии. - Уфа, Издательство Башкирского университета, 1982. - С. 19.
6 Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. Пособие. - ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 458с.
7 Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.
8 Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. - Т. 5. - №3. С. 152 -
162.
9 Базыма Б.А. Цвет и психика. Моногр./Харьк. гос. акад. культуры. — Х: ХДАК, 2001. — 172с.
10 Бардина О.Н., Преснова Т.А. Тест для дифференцированной диагностики 11 Личностных Факторов -черт характера и темперамента.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.ht.ru/cms/component/content/article/106-tests/101572-11lf (Дата обращения 25.12.17).
11 Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Практическое руководство / А.В. Батаршев. - М.: Сфера, 2002. - 96 с.
12 Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клиниче-ской медицине и психогигиене. М., «Медицина», 1976, 186 с.
13 Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов - М.. ПЕР СЭ, 2001 - 511 с.
14 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.И. Словарь справочник по психодиагностике; 2-ое издание - СП.б, ПитерКом, 2014. -528с.
15 Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб: Питер Ком, 1998. - 656 с.
16 Волосский А.Н. Мотивация и стимуляция труда; Техносфера - Москва, 2014. - 496 c.
17 Гербачевский В.К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта: дисс. канд. психол. наук. JL, 1970. 20 с.
18 Гуревич П.С. Психология. - М.: Юрайт, 2016. - 466 с.
19 Дерманова И.Б. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития- СПб, 2002. С.150-172.
20 Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1995. 401-406 с.
21 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М.: Юристъ, 2004. - 368с.
22 Ермошин В.А. Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kazedu.kz/ (Дата обращения 11.06.17).
23 Егоршин А. П., Зайцев А. К. Организация труда персонала: Москва, Инфра-М, 2015 г.- 320 с.
24 Зайков Д.Е. «Юридическая психология», Учебный минимум - Москва: Юриспруденция, 2008г.- 24 с.
25 Зеер Э.Ф., Поваренков Ю.Л., Кудрявцев Т.В. Кризисы профессионального становления личности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.studfiles.rU/preview/3600346/page:36/ (Дата обращения 04.06.17).
26 Изард К. Эмоции человека. — М.: Из-во МГУ, 1980. — 439 с.
27 Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. - Томск, 2007.
28 Караванов А.А. К вопросу о психодиагностическом обследовании кандидатов на должность судьи [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihodiagnosticheskom-obsledovanii- kandidatov-na-dolzhnost-sudi (Дата обращения 04.06.17).
29 Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник— М.: ЮНИТИ, 1998 с. 356.
30 Климов Е.А. Психология труда, как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Вопросы психологии, 1983. № 1. С. 102-108.
31 Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 174 с.
32 Кобликов А.С. Юридическая этика. М.: Норма, 1998. - 327с.
33 Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Собр. соч. в 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 2003. - 278с.
34 Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю. Основы юридической психологии. Харьков, 2005. - 288-292с.
35 Леонград К. Акцентуирование личности. — Киев, 1981. - 236 с.
36 Мартин, П., Ричи, Ш. Управление мотивацией [Мотивационный профиль личности] - М.: Юнити, 2004. - 399с.
37 Мягких Н. И. Профессиональный психологический отбор в органах
внутренних дел Российской Федерации (Концепция, принципы, критерии, технологии) Москва, 2004 174 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.dslib.net/law-psixologia/professionalnyj-p.. (Дата обращения 11.05.17).
38 Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск «Восток», 1989.632с.
39 Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 с.
40 Паршукова, Л.П. Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 84 с.
41 Пинчихин О.Н., Романов В.В., Кроз М.В. Профессиональный психологический отбор. — 1993. — № 4. — с.40.
42 Пырьев, Е. А. Психология труда : учебное пособие / Е. А. Пырьев .— М. : «Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ», 2016 .— 489 с.
43 Ракович Н.К. Практикум по психодиагностике личности - Мн.: БГПУ, 2002. - 248с.
44 Романова Ю.А. «Оптимизация отбора и профессиональной адаптации персонала в организации» Вестник московского университета им. С.Ю. Витте. Издательство: Московский университет им. С.Ю. Витте (Москва), 2015. - 278 с.
45 Романов В.В. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 2001. - 352с.
46 Собчик Л.Н. «Метод портретных выборов» Адаптированный тест Л.Сонди. Практическое руководство. - СПб., 2002. - 128 с.
47 Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб: Речь, 2015 г С. 117.
48 Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СПб, 2000. - 219 с.
49 Соломин И.Л. «Современные методы психологической экспресс- диагностики и профессионального консультирования». «Речь», спб, 2006. - 423с.
50 Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 334с.
51 Тальянов А. В. Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1) Молодой ученый. — 2015. — №7.
52 Толочек В.А. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящее и будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-individualnogo-stilya-deyatelnosti-v- psihologii-proshloe-nastoyaschee-i-buduschee (Дата обращения 25.12.17).
53 Тимофеев В.А. Психодиагностика цветопредпочтением. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера / В.Тимофеев, Ю. Филимоненко. - Санкт-Петербург: Иматон,1995.-29 с.
54 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М. Право и Закон,
1997. — 83 с.
55 Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. - М. 2005. - 413 с.