ВВЕДЕНИЕ - 4 -
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - 12
1.1 Предпосылки формирования конституционально-психотипологического подхода к изучению иностранного языка - 12 -
1.2 Генезис проблемы способностей - 20 -
1.3 Современные представления об аномальной личностной изменчивости. - 39 -
1.4 Психотипологические характеристики личности - 44 -
1.4.1. Циклоидный тип акцентуации личности - 46 -
1.4.2. Истероидный тип акцентуации личности - 49 -
1.4.3. Эпилептоидный тип акцентуации личности - 53 -
1.4.4. Шизоидный тип акцентуации личности - 59 -
Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - 65 -
2.1 Состав групп обследованных - 65 -
2.2 Психологические методики экспериментальных исследований - 68 -
2.3 Методы математического непараметрического анализа результатов психологического исследования - 77 -
2.4 Материалы психолого-педагогической дифференциальной диагностики - 79 -
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ УСВАИВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ - 81 -
3.1 Предпосылки формирования успешного обучения в зависимости от психотипологической структуры личности - 81 -
3.2 Характеристика представителей циклоидного психотипа и степень успеваемости по изучаемому иностранному языку - 85 -
3.2.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов с циклоидным психотипом личности - 85 -
3.2.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов исследований студентов с циклоидной структурой личностного психотипа - 88 -
3.3 Характеристика представителей истероидного психотипа и степень успеваемости по изучаемому иностранному языку - 96 -
- 3 -
3.3.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов с истероидным психотипом личности - 96 -
3.3.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов исследований студентов с истероидной структурой личностного психотипа - 102 -
3.4 Характеристика представителей эпилептоидного психотипа и степень успеваемости по изучаемому иностранному языку - 111 -
3.4.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов с эпилептоидным психотипом личности - 111 -
3.4.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов исследований студентов с эпилептоидной структурой личностного психотипа - 118 -
3.5 Характеристика представителей шизоидного психотипа и степень успеваемости по изучаемому иностранному языку - 128 -
3.5.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов с шизоидным психотипом личности - 128 -
3.5.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов исследований студентов с шизоидной структурой личностного психотипа - 132 -
ВЫВОДЫ - 148 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Психодиагностика является эффективным инструментом оптимизации профессиональной деятельности как отдельного человека, так и целого общества (Лейтес Н.С., 1971; Леонтьев А.Н.,1975; Шадриков В.Д., 1996; Kelly G.A., 1955; Eysenck H.J., 1971; Witkin H.A., 1974). Изучение иностранного языка в ВУЗе является сложным многоступенчатым процессом, во многом зависящим от личностно-характерологических, социально-информационных, психолого-педагогических особенностей обучающихся, которые направлены на формирование профессионального уровня знаний и отношений. Психотипологические характеристики личности и индивидуальные стереотипы поведения должны учитываться при формировании индивидуального стиля обучения студентов. Исследование личностно-характерологической структуры студентов помогает целенаправленно использовать сильные стороны характера и контролировать, укреплять слабые, что способствует гармонизации личности во время учёбы, повышая эффективность овладения иностранным языком, оптимизируя педагогический процесс в целом.
По мнению Б.В. Овчинникова (2003), «совокупность наиболее устойчивых психических качеств можно рассматривать с двух сторон - как психологический тип и как акцентуацию личности». Психологический тип отображает разновидность конституциональной нормы, а акцентуации характера и личности являются дополнительной характеристикой по отношению к типу, что помогает составить полный психологический портрет личности с выделением сильных и слабых сторон. С другой стороны, акцентуации характера, в формировании которых принимает участие генетический фактор, являются вспомогательным звеном в выборе индивидуального стиля поведения, реагирования на окружающую ситуацию, что предопределяет успешность обучения и овладения, в данном случае, иностранным языком (Лич- ко А.Е., 1973).
С точки зрения И.В. Боева (1999), если акцентуированные черты характера в юношеском возрасте преобладают над личностными - «хочу над надо», то они препятствуют удовлетворительной социальной адаптации. В случае преобладания личностных свойств над характерологическими наблюдается оптимизация социальной адаптации, что должно позитивно влиять на обучение иностранному языку. Взаимодействие психотипологической структуры личности с позитивными или деструктивными социально-информационными факторами в значительной мере определяет формирование индивидуального стиля поведения, обучения, адаптации и любой деятельности, совершаемой индивидом.
Представленные теоретические позиции указывают на необходимость рассмотрения зависимости успешности обучения и овладения иностранным языком от психотипологической структуры личности студента.
Цель исследования - изучить закономерности успешного или неуспешного овладения иностранным языком от индивидуальных психотипологических особенностей человека.
Объект исследования - человек как целостное системное образование в субъектнообъектных отношениях в процессе получения высшего образования.
Предмет исследования - закономерности индивидуального обучения иностранному языку в зависимости от конституционально-психотипологических характеристик личности.
Эмпирическая гипотеза исследования - все обучающиеся иностранному языку студенты находятся в одинаковых социально-педагогических условиях. В то же время каждый индивид обладает определенным психотипологическим набором свойств, которые, несомненно, влияют на формирование индивидуального эффективного или неэффективного стиля овладения иностранным языком.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном подходе к личностной индивидуальности, предполагая, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют психологическую, психическую, поведенческую структуру личности, которая, в свою очередь, влияет на особенности протекания адаптационных,
компенсаторных и мотивационных механизмов, лежащих в основе успешного или неуспешного изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Провести экспериментально-психологическое изучение личностных, психологических и поведенческих характеристик студентов, изучающих иностранный язык.
2. Выявить взаимосвязь между психотипологической структурой личности студента и эффективностью усваивания иностранного языка, воспроизведения полученной информации.
3. Определить взаимосочетания патопсихологических маркеров у представителей конкретного психотипа, способствующих наиболее успешному обучению иностранному языку.
4. Разработать психологические рекомендации для формирования лингвистических групп, отличающихся оптимальным усвоением иностранного языка.
1. Для студентов с циклоидной структурой личности характерен высокий уровень процесса интериоризации в период учёбы, когда усваиваемая приоритетная зрительная информация и некоммуникативный стиль воспроизведения информации оптимизирует перевод внешней активности во внутреннюю интеллектуальную деятельность, способствуя высокому уровню профессионального перевода иностранной литературы.
2. Студенты с истероидной структурой психотипа характеризуются преимущественно вербальным методом усваивания информации, высокой продуктивностью слуховой памяти, качественным восприятием лингвистических конструкций, предъявляемых на слух, способностью быстро вникать в смысл лингвистического диалога. Наличие коммуникативного стиля воспроизведения позволяет поддерживать диалог без предварительной подготовки. Высокая направленность внимания на речевую деятельность обеспечивает участие и достижение значительных результатов в синхронном виде переводов.
3. Испытуемые с истероидной структурой личности под влиянием де-структивной социальной среды отличались появлением аномальных личностных и поведенческих реакций, которые ограничивали возможность освоения иностранного языка в виде снижения качества восприятия речи на слух с исчезновением лёгкости и эмоциональной насыщенности устного общения, способствуя переводу студентов в подгруппу «троечников».
4. Студенты с эпилептоидной структурой психотипа характеризуются коммуникативным и некоммуникативным стилем овладения языком как вербальным, так и зрительным высокоэффективными методами усваивания информации. Сочетание некоммуникативного стиля овладения языком и зри-тельного метода усваивания информации обеспечивает медленное восприятие и переработку словесной конструкции на слух при качественном выполнении лингвистических заданий. Способность к длительной мобилизации позволяет достичь успеха при синхронном и техническом переводе, с одинаковым успехом проявлять творческий потенциал и выполнять внешне рутинные задания.
5. У студентов с шизоидным психотипом и астеническим реагированием преобладает некоммуникативный стиль овладения языком и зрительный метод усваивания информации, когда ухудшается способность к вербализации, восприятию на слух сложных грамматических конструкций и рассеивается активное внимание. Коммуникативный стиль овладения языком сочетается со стеническим реагированием и одинаково успешным вербальным и зрительным методами восприятия, обеспечивая высокую и точную работоспособность. Творческий подход в техническом переводе и точность воспроизведения профессионального и коммуникативного английского языка оптимизирует деятельность любого микросоциума, где работают представители шизоидного психотипа, располагающиеся в конституциональном диапазоне психологической нормы - акцентуации.
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психологии.- 1995. - №1. - С.
111-131.
2. Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи. - Тбилиси: Ганатлеба, 1974. - 160 с.
3. Алыбина А.Т. Особенности мнемической деятельности студентов языкового ВУЗа и обучаемость иностранным языком: автореф. дис. ... к-та психол. наук.
- М., 1977. - 23 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.
5. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982.
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Ме¬дицина, 1975. - 346 с.
7. Ахвердова О. А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков. Монография.- М., 1998. - 154с.
8. Ахвердова О.А., Боев И.В. Сравнительные результаты психологических исследований подростков с различными психотипологическими особенно¬стями социально-стабильного и социально-нестабильного периодов общества // Вестник СГУ: Ставрополь, 1999. - №16. - С. 28-31.
9. Ахвердова О.А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков // Учебно-методическое пособие для практических психологов, психиатров, наркологов, социологов, юристов. - Ставрополь, 1997. - 50 с.
10. Белашева И.В. Психолого-антропологическая характеристика и диагностика психотипологических конституциональных основ личности подростка: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - Москва, МПГУ, 1999. - 18 с.
11. Белоус В.В. Возрастные и половые различия приспособительной значимости некоторых свойств темперамента. - Вопр. психол., 1978. - №2. - С.60-69.
12. Белоус В.В. Типологические исследования по психологии личности. - Пермь, 1968. - 117 с.
- 151 -
13. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.,
1965.
14. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М., 1988.
15. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика.- Киев: Здоровье, 1986.
16. Богоявленская Д.Б. Богоявленский Д.Н.. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М., 1959. - 183 с.
17. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983. - 173 с.
18. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.
- М., 1959.
19. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Проблемы способностей в современной психологии. - М., 1984. - С. 6-17.
20. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. - Ставрополь: СГУ, 1999. - 362 с.
21. Боев И.В., Ахвердова О.А. Условия формирования пограничной личностной патологии. // Сб. науч. трудов. 1 Конгресс Юга России.- Ставрополь, 1998, Т.2.
22. Боев И.В., Ступак С.Ф. Фортран - программа для дискриминантного анали¬
за.- М., 1979, ВНТИЦ, с.1-9.
23. Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении право¬писанию / Изв. АПН РСФСР. - М., 1946. - Вып. 3. - С. 98-104.
24. Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988. - 304 с.
25. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека.- М.: Знание, 1977.
26. Витт Н.В. Психологические вопросы индивидуализации обучения иностран¬ному языку в средних специальных школьных заведениях. - М., Высшая школа, 1975. - 193 с.
- 152 -
27. Волоскова Н.Н. Варианты аномальной конституционально-типологической изменчивости личности, детерминированной органической недостаточно¬стью мозга, у современных подростков (психодиагностика, психокоррекци¬онные технологии): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2001. - 44 с.
28. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. - М.: Медицина, 1964. - 217 с.
29. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. - М.: «Триада-Х», 1999.
- 389 с.
30. Гнучев В.Ф. Динамика личностных психотипов в условиях хронического социального стресса: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - Ставрополь, СГУ, 2001. - 24 с.
31. Голубева Э.А. Способности и ндивидуальность. - М., 1993.
32. Голубева Э.А. Способности и склонности: комплексное исследование. - М., 1989.
33. Деглин В. Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга // Наука и жизнь. - 1975. - № 5.
34. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М., 1997. - С. 36-57.
35. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учеб. Пособие. - Ростов-на-Дону. - Изд-во: «Феникс», 1997.
36. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучению говорению на иностранном языке. 2-е изд. М., 1985.
37. Зиновьев П.М. Характер и конституция. - М., Научное слово, 1929. - №5 - 53 с.
38. Зинченко В.П., Мамардошвили М.К. Проблемы объективного метода в психологии. - Вопросы психологии. - 1997. - № 7 .
39. Золотарев С.В. Психофизиологическая характеристика и диагностника личностно-типологического конституционального континуума подростков: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - СПб., 1999. - 23 с.
40. Иванов Н.Я., Личко А.Е., Озерецковский С.Д. Усовершенствование процеду¬ры обработки результатов, полученных с помощью патохарактерологическо¬
- 153 -
го диагностического опросника для полростков // Патохарактерологические исследования у подростков. - Л.: Б. И., - 1982.
41. Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности и склонности //Глава в коллективной монографии Способности и склонности - М., 1989. С. 103-128.
42. Кабардов М.К. О диагностике языковых способностей //Психологические и психофизиологические исследования речи. - М., 1985. - С. 176-202.
43. Кабардов М.К. Роль .... различий в успешности овладения иностранным языком: автореф. канд. дис. - М., 1983.
44. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных сопособностей // Вопр. Психол, 1988. - №6. - С. 106-115.
45. Калмыкова З.И. Продуктивность мышления как основа обучаемости. - М.,