ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. История вопроса 9
1.1. История изучения Масленицы 9
Глава 2. Описание масленичной обрядности 15
2.1 Этнографическое бюро князя В. Н Тенишева 15
2.2. Общая характеристика празднования Масленицы 17
2.3. Действующие лица 19
2.4. Атрибутика 25
2.5. Локусы 29
Глава 3. Анализ масленичной обрядности 31
3.1. Обрядовые игрища и увеселения 31
3.1.1. Катание на лошадях 31
3.1.2. Катание с горки 32
3.1.3. Бои 36
3.2. Обрядовая еда 40
3.2.1. Обряды, связанные с молодожёнами 40
3.2.2. Порядок трапезы 50
3.3. Смерть и смех 53
3.4. Прощение и Поминание усопших 56
Глава 4. Заключения 58
Использованная литература 60
Приложение 66
1. Иллюстрации 66
2. Описание Масленицы по губерниям
Народный праздник - явление, широко исследованное наукой с разных точек зрения, включая семантику, символику, социальные функции и т. д. В своем исследовании я буду касаться феномена празднования в русском крестьянском обществе конца XIX — начала XX в.в., а именно его обязательного (императивного) характера. Материалом послужили этнографические описания масленичной обрядности корреспондентов Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева, публикуемые Российским Этнографическим Музеем начиная с 2006 г. Также были использованы аудиозаписи интервью и фотографии из архива кафедры Фольклора СПБГУ, сделанные мной и моими коллегами в ходе фольклорно-антропологических экспедиции на русский Север.
Динамическая смена будней и праздников определяла структуру народного календаря крестьян. Об этом писала Т. А. Бернштам в статье «Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX— начало XX в.)», в которой она описала широкую картину эволюции представлений о времени у русских крестьян с дохристианской эпохи до начала XX в.
Т. А. Бернштам детально описывает динамику обыденной жизни крестьян, которая характеризовалась чётким делением времени, мест и занятий в зависимости от а) солнечного движения, б) времени года, и в) половозрастных отношений. Например, утренние занятия в основном осуществлялись дома или во дворе. Позже, в осенне-зимней поре, мужчины перемещались на двор или в другие места в зависимости от их рода деятельности. Женщины же проводили большинство времени дома или во дворе. В летне-весеннюю пору все работоспособные выходили из дома выполнять хозяйственные работы, а вечером мужчины собирались на улице около дома какого-либо из них, либо около трактира. Женщины ходили друг к другу, стояли у двора или на завалинке. В доме были места женские - у печи, порога; и места мужские - передний угол и подпалатье рядом с ним. Места для спанья распределялись по возрастным категориям: старики - на/у печи; взрослые женатые - на лавках под палатями, дети - на полатях и т. д.
В день рабочие отрезки времени менялись на короткие нерабочие (время молитв, питания и отдыха), которые назывались праздными Для данного исследования очень важное наблюдение Т. А. Бернштам о том, что такая динамика чередования рабочего времени (буднего) и нерабочего (праздного) с характерной для каждого формой поведения распространялась не только на структуру дня, но и недели, и целых периодов года. Дальше я буду говорить именно об одном из таких нерабочих периодов времени - о празднике.
Как известно из работ В.Я. Проппа, А.Ф. Некрыловой, и др. церковные традиции в народе приобретали новые смыслы, наполнялись элементами аграрных и магических представлений. Таким образом, смыслы и порядки церковного праздника влияли на языческие или светские праздники, либо наоборот, что и обнаруживается в приведённом ниже примере.
А. В. Балов, корреспондент по Ярославской г., сообщает: «храмовые праздники празднуются обыкновенно дня три: на празднике собираются близкие и дальние родные и знакомые и идёт пирушка». Дальше он продолжает описание наблюдением о том, что кроме храмовых праздников, в деревнях празднуют мольбы и обещанные праздники: крестьяне молятся в этот день в церкви и берут иконы на дом. Помимо этого «чисто церковного празднования» крестьяне стали устраивать пирушки, и теперь эти праздники праздновали также широко, как и другие. Такая тенденция прослеживается повсеместно, но этот пример особо показателен, потому что он демонстрирует момент изменения традиции.
Корреспонденты Этнографического бюро описывали большой спектр крестьянских праздников. В их описаниях содержится весьма ценная информация о том, как праздник приурочивается к какому-либо случаю, бедствию, либо об их назначении, например, чтобы рос урожай или были здоровыми кони и т. д. Как мне представляется, это открывает перед нами цели праздничного действа, что заставляет задаваться вопросами о том, какие намерения были у крестьян и почему для них было так важно соблюдать эти обычаи.
И.Н. Кузнецов сообщает, что крестьяне села Троицко-Леденское соблюдают все двунадесятые праздники и «празднуют по своему обычаю с древних времён», после чего описывает обычай ставить часовни в честь святых вследствие местных бедствий - Святителя Николая из-за пандемий, которые распространилась в селе; Великомученика Георгия из-за падежа скота; Ильи Пророка из-за пожара; Преображения от градобития и т. п. В церковном календаре к каждому святому прикреплён день, когда их почитают (См. А. Ф. Некрылова, 2007). Например, 18 августа крестьяне ездят на лошадях в храм, освящённый в честь Флоры и Лавра, чтобы лошади не болели.
Такие действия с целью воздействовать на природу нам известны и в календарных праздниках благодаря В.Я. Проппу. Для него русская крестьянская культура - это культура сил, поэтому ритуальная жизнь людей была направлена на распределение сил «от объектов, в максимальной степени ими наделенных в тот или иной момент времени, к объектам, в возрастании силы которых заинтересованы организаторы ритуала». Ввиду этого, культ предков осуществлялся во время между двумя солнцеворотами, когда пробуждение природных сил необходимо для земледельческих работ. Именно в таком ключе автор толкует, например, поминание предков, объясняя его представлением о том, что умершие имеют власть над землёй, они могут влиять на воссоздание жизни, на перераспределение сил. Для того, чтобы это случилось, с ними необходимо поддерживать контакт путём поминания едой и т.д.
Таким образом, среди целей празднования обнаруживается связь, с одной стороны, с представлением о возможности влияния на окружающую действительность посредством определенных действий (на урожай, на благосостояние лошадей, скота), с другой стороны, - с желанием избегать бед, предотвращать нежелательные события (болезни, пожары).
Каждое время предполагало правила, соблюдение которых обеспечивало нормальное функционирование сообщества. Необходимость отмечать все праздники и воздерживаться от работы в эти дни для крестьян представляла важность не в меньшей степени, чем выполнение хозяйственных работ. Достаточно вспомнить пословицы «Хоть с себя что заложить, да масляну проводить»*, «Птица гнезда не завевает, девки косы не заплетают» или «кто будет работать в этот день, того убьёт громом» , чтобы понять насколько существенно место, которое занимает модус праздничного действа в общей системе габитуса крестьянского коллектива. Празднование представляло собой культурный императив, который прослеживается в практиках, фольклорных текстах и обрядах.
В данной работе я рассматриваю один из самых крупных праздников крестьянского календаря - Масленицу.
Масленица состоит из ряда обрядов, каждый из которых подразумевает определённый набор действий (вербальных и невербальных) и осуществляется в пространственно-временных координатах с участием коллектива, чётко стратифицированного по половозрастному признаку, а также по социальному положению.
Объект моего исследования - обрядовые действия как типизированные формы поведения.
Предмет исследования - этнографические описания о праздновании Масленицы в конце XIX в., содержащиеся в архиве Этнографического бюро князя В. Н Тенишева.
Методология для данного исследования взята из работ С. Б. Адоньевой, которая при помощи прагматического метода анализирует русскую культуру, особенно культуру русских крестьян. В основе прагматического метода лежит идея о том, что в жизни человека существуют два типа практик. Первая связана с человеком, который, рассуждая, познает мир. Вторая связана с человеком, который живет и действует. Практика действия (вторая) определяется картиной мира - интерпретационными схемами и набором сценариев, которые использует человек для организации своего поведения . Эта картина мира или верования в терминологии Ч. С. Пирса, являются социальным явлением - санкционируются всеми членами общества, передаются и закрепляются через авторитет. Они являются обязательными, в обществе преследуется их нарушения. Таким образом, они оказываются связанными с общим существованием социума и с индивидуальными чертами социального поведения.
Для организации материала я решила воспользоваться структурой, предложенной В. Я. Проппом в книге «Русские аграрные праздники». В ней автор представляет и анализирует русские календарные праздники, но свой материал располагает не по циклу праздников, а по ритуальным темам - слагаемым, составляющим структуру самых крупных праздников народного календаря.
Цель исследования - выявить и проанализировать набор действий, участников и пространственно-временных координат, составляющий основу масленичной обрядности.
Задачи исследования
- Собрать описания о празднования Масленицы из материалов архива Этнографического Бюро Кн. Тенишева.
- Описать масленичную обрядность с учётом набора действий, участников и локусов
- Проанализировать масленичную обрядность
Актуальность исследования заключается в том, что мной будут проанализированные материалы Этнографического бюро, которые были опубликованные относительно недавно. Это исследования является началом работы с этим архивом, поэтому после её осуществления станет понятнее, каким образом можно использовать материалы Этнографического бюро в разных исследованиях.
В первую очередь еще раз подчеркнем основные наблюдения, которые были сделаны во время работы с материалами Этнографического бюро князя Тенишева. В этом архиве хранятся ценные сведения о жизни крестьян разных губернии России. Я посмотрела все опубликованные тома, при этом целенаправленно я искала данные о праздновании Масленицы. В итоге, получилась богатая картина, показывающая состояние этой традиции. Но при этом во многом потерялись региональные особенности, так как по каждой губернии данные являются неоднородными: одни более полные, другие представляют собой лишь небольшие упоминания. Представляется, что было бы продуктивнее работать с материалами одной губернии, так из них можно было бы создать довольно полное представление о жизни крестьян (о культуре, экономике, и т. д).в определённой местности
Итак, мной были рассмотренные описания корреспондентов празднования Масленицы из материалов архива Этнографического Бюро Кн. Тенишева. На их основе я составила общую картину масленичной обрядности с учётом набора, участников, совершаемых действий, времени и локусов.
В третьей главе я проанализировала некоторые значимые обрядовые действия, которые по моему мнению в научной литературе ещё не получали достаточного внимания, или были освещены с другой точки зрения. Например, ритуальные темы, выделенные В. Я. Проппом, которые позволяют увидеть обряды Масленицы в общей картине ритуалов.
В заключение важно подчеркнуть, что русская Масленица предполагает выход отношений ее участников (семейного круга) из интимной сферы в публичную .И это особенно отражается в сюжете масленичной лирике .Мной были выделенные поведенческие сценарий участников обрядов, что позволило понять смысл осуществления их действий с точки зрения социального и ритуального контекста актуального для данного периода.
Как уже было отмечено, Масленица - это праздник, сочетающий в себе не только аграрно-трудовые элементы, которые должны повлиять на окружающую природу, но и элементы, направленные на упорядочивание, регулирование и контролирование отношений между участниками деревенского сообщества.
I. Даль В.И. Пословицы русского народа. Том II. СПб.- М.,1879.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.Ш. СПБ - М.: Тип. М.О. Вольфа, 1998.
3. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка: Материалы для лексической разработки заимствованных слов в рус. лит. речи / Сост. под ред. А.Н. Чудинова. - Санкт-Петербург : В.И. Губинский, 1894.
4. Словарь русских народных говоров. Л., СПб.: Наука, 1965-2014.
Архивные источники
5. Архив кафедры фольклора СПБГУ
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева:
6. Том 1. Костромская и Тверская губернии. СПб, 2004 г.
7. Том 2. Ярославская губерния. Часть 1. Пошехонский уезд. СПб., 2006.
8. Том 2. Ярославская губерния. Часть 2. Даниловский, Любимский, Романово-Борисоглебский, Ростовский и Ярославский уезды. СПб., 2006.
9. Том 3. Калужская губерния. СПб., 2005.
10. Том 4. Нижегородская губерния. СПб., 2006.
II. Том 5. Вологодская губерния. Часть 1. Бельский и Вологодский уезды. СПб., 2007.
12. Том 5. Вологодская губерния. Часть 2. Грязовецуий и Кадниковский уезды. СПб., 2007.
13. Том 5. Вологодская губерния. Часть 3. Никольский и Сольвычегодский уезды. СПб., 2007.
14. Том 5. Вологодская губерния. Часть 4. Тотемский, Усть-сысольский, Устюгский и Яренский уезды. СПб., 2008.
15. Том 6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-
Петербургская и Тульская губернии. СПб., 2008.
16. Том 7. Новгородская губерния. Ч. 1. Белозерский, Боровичкий, Новгородский уезды. СПб., 2009.
17. Том 7. Новгородская губерния. Ч. 2. Череповецкий уезд. СПб., 2009.
18. Том 7. Новгородская губерния. Ч. 3. Череповецкий уезд. СПб., 2009.
Исследования
19. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: Амформа, 2004.
20. Адоньева С. Б. Обрядовое чучело - проективный принцип
ритуальных практик. [Электронный ресурс] URL:
http://www.folk.ru/Research/adonyeva_obriad_chuchelo.php?rubr=Researc h-articles
21. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М.: Изд-во Индрик, 2002.
22. Азадовский М. К. История русской фольклористики // Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014.
23. Аничков, Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. 1. От
обряда к песне / Е.В. Аничков. - СПб. : тип. Имп. АН, 1903.
24. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В трех томах. М.: Издательство «Индрик», 1994.
25. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: «Наука», 1978.
26. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Изд. «Наука», 1993.
27. Баранов Д. А. «Крестьянская» программа В.Н. Тенишева: текст и контекст // Антропологический форум. №4. 2006. С. 176-187.
28. Бернштам Т.А. Мяч в русском фольклоре и обрядовых играх / / Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С.162—171.
29. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской л крестьянской среде: XIX — начало XX в. // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С.120—153.
30. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья: вторая половина XIX — начало XX в. / АН СССР. Сиб. отделение. Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск, 1978.
31. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014.
32. Земцовский И.И. Поэтика крестьянских праздников. Л.: Советский писатель, 1970.
33. Макаренко А.А. (1860-1942). Сибирский народный календарь в
этнографическом отношении: Восточная Сибирь. Енисейская
губерния. СПб.: Гос. тип., 1913
34. Масленица // Мифы народов мира. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1982. С.122.
35. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.
36. Макаренко. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. СПБ., 1913
37. Морозов И.А., Слепцова И.С. Праздничная культура Вологодского края. Часть 1: Святки и масленица // Российский этнограф. Вып. 8. М., 1993.
38. Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры: праздники игра в жизни северно-русского крестьянина (XIX — XX вв.). М.: Индрик, 2004.
39. Мухин Д. А. «В празднике обязуемся не работать»: к вопросу о крестьянском общественном управлении в Вологодской губернии в конце XIX — начале ХХ в. // Антропологический форум. 2015 №27. С. 70-86.
40. Некрылова А. Ф. - Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. СПБ: Азбука-классика, 2007.
41. Носова Г.А. Картографирование русской масленичной обрядности: (на материалах XIX - начала XX века) // СЭ., 1969. № 5. С. 45-56
42. Обрядовая поэзия /Сост., предисл., примеч., подгот. текстов В. И.Жекулиной, А. Н. Розова; Худож. Т. М. Чиркова. М.: Современник, 1989.
43. Олсон, Л., Адоньева, С. Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины / пер. с англ. А. Зиндер. М.: Новое
литературное обозрение, 2016.
44. Очерк русских обычаев, соблюдаемых в большие праздники. СПб., 1870. С. 12-15
45. Понырко Н. В. Святочный и масленичный смех / / Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1984. С. 154-202
46. Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной России, составленная князем В.Н. Тенишевым. Смоленск: Губернская типография, 1896.
47. Померанцева Э.В. Фольклорные материалы Этнографического бюро В.Н. Тенишева //Советская этнография 1972. №6. С. 137-147; .
48. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко¬
этнографического исследования). СПб: Изд-во Азбука, 1995.
49. Развязие - обычай, существующий между крестьянами в Пензенской губернии // Северная пчела 1847, 24 сентября №215, С. 857-858
50. Сахаров И. П. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым (в 2 ч.). Ч. 2. Народный дневник. Праздники и обычаи. СПБ ,1885.
51. Снегирев И. М. (1793-1868). Русские простонародные праздники и суеверные обряды: вып. 1-4 / [И. Снегирев]. - М., 1837-1839.
52. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды
русских, украинцев и белорусов. XIX - начало XX в. М., Изд. «Наука», 1979.
53. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI— XIX веков: Очерки по истории народных верований // Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, новая серия.
М., 1957
54. «Что такое "Этнографическое бюро" кн. В.Н. Тенишева». [Электронный ресурс] URL: http://www.ethnomuseum.ru/chto-takoe-etnograficheskoe-byuro
55. Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках, легендах и т.п. Т.1. Вып.1 и 2. СПб., 1898.