Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка экономической эффективности маркетинговых мероприятий (на примере ООО «ВладВнешСервис»)

Работа №70286

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Обоснование выбора критериев оценки экономической эффективности маркетинговых мероприятий 6
1.1 Современные маркетинговые практики 6
1.2 Показатели эффективности маркетинговых мероприятий 11
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 25
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ВладВнешСервис» и его
финансово-хозяйственной деятельности 25
2.2 Анализ эффективности работы службы маркетинга предприятия в
текущих условиях 36
2.3 Прогноз показателей финансово-хозяйственной деятельности
компании при текущей маркетинговой активности 46
Глава 3 Разработка перспективной программы маркетинговых мероприятий и прогнозирование экономической эффективности 55
3.1 Разработка маркетинговых мероприятий и оценка их эффективности 55
3.2 Расчет прогнозных показателей с учетом проведения маркетинговых
мероприятий 65
Заключение 72
Библиографический список 77
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Г 84
Приложение Д 85
Приложение Е 86
Приложение Ж

Современные тенденции развития рынка и потребительской культуры вынуждают предприятия тратить много ресурсов на внедрение товаров и развитие товарооборота. Главную роль в этом процессе играет маркетинг. Он призван определять потребности различных групп людей и находить способы удовлетворять их.
Маркетинговые мероприятия представляют собой проекты, направленные на привлечение клиентов, увеличение продаж и создание положительного бренда продукта и компании. Сюда относятся исследование рынка, снижение или повышение цен, презентации, реклама в СМИ и в Интернете и т.д. «Суть и содержание маркетинговой деятельности заключаются в обеспечении выполнения главной цели любой организации - коммерческой.»
На сегодняшний день не все предприниматели уделяют должное внимание маркетинговым мероприятиям. Многие из них считают, что эти затраты нецелесообразны и слишком завышены, а бюджет маркетинговых подразделений - это расходы, уменьшающие прибыль организации, а не ресурс, способный создать прирост стоимости бизнеса. Такое мнение связано с недостаточным уровнем систематизации метрик и методик качественного обоснования эффективности инвестиций в маркетинг. Даже если руководитель предприятия признает важность этого направления, он не всегда имеет возможность корректно оценивать его результативность. Это говорит о проблеме непонимания действенности инструментов маркетинга.
Отсюда следует актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы, которая заключается в необходимости обоснования экономической эффективности маркетинговой деятельности и разработки метрик оценки ее результативности для дальнейшей оптимизации работы маркетинговой службы предприятия.
Цель данной работы - структурировать информацию о методиках оценки эффективности маркетинговых мероприятий и разработать систему комплексной оценки показателей эффективности их реализации и прогноза уровня ожидаемой отдачи от мероприятий.
Объектом исследования является информационно-аналитическая компания ООО «ВладВнешСервис», которая специализируется на сборе, обработке и анализе данных, используемых для стратегического планирования бизнеса в сфере экспорта и импорта, производства и сбыта. В своей деятельности предприятие использует уникальные методики расчетов, доступ к основным видам рыночной статистики, позволяющих получать точные и актуальные данные, а также индивидуальный комплекс инструментов для каждого проекта.
Предмет исследования - ключевые показатели эффективности маркетинговой деятельности компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- обосновать выбор критериев оценки эффективности маркетинговых мероприятий;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВладВнешСервис» и выявить проблемы, связанные с маркетинговой службой компании;
- разработать программу маркетинговых мероприятий и построить прогноз их эффективности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что описанную в ней систему показателей оценки результативности маркетинговой деятельности можно применять при анализе работы компании в будущих периодах, а также адаптировать для любой другой компании.
Согласно обозначенным цели и задачам структура выпускной квалификационной работы следующая. В первой главе представлены основные маркетинговые практики, их особенности, а также существующие способы оценки эффективности маркетинговой деятельности компании. Вторая глава посвящена знакомству с компанией ООО «ВладВнешСервис», ее финансово-хозяйственной деятельностью и маркетинговой активностью. В третьей главе предложена программа маркетинговых мероприятий и прогнозирование их эффективности.
Основными источниками, раскрывающими теоретические и практические аспекты понятия «маркетинговые практики», являются в основном труды зарубежных исследователей. В России же стоит выделить научные труды профессоров Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» О.А. Третьяк, В.А. Ребязиной и Т.В. Ветровой, которые внесли большой вклад в развитие данного направления. В их работах подробно описано проведенное ими исследование маркетинговой деятельности отечественных компаний, в результате которого были выделены определенные кластеры юридических лиц с различными подходами к маркетингу и его анализу.
В основе изучения подходов к оценке эффективности маркетинговых мероприятий лежат работы американских экономистов и маркетологов Филипа Котлера и Марка Джеффри. Они подробно описали все существующие количественные и качественные показатели, позволяющие системно оценить качество маркетинговой кампании.
Особое внимание в настоящем исследовании уделено многофакторной модели Дюпон, разработанной руководством американской компании «DuPont» и позволяющей детально оценить рентабельность фирмы. Существует большое количество модифицированных версий этой модели, в том числе и предназначенных для анализа влияния маркетинга на эффективность деятельности компании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Существует ряд проблем, связанных с оценкой эффективности маркетинговых мероприятий: ограниченное число метрик и критериев, отсутствие систематизированной модели их определения, сложность в расчетах качественных показателей, отсутствие научных изданий, объединяющих всю информацию о непростой структуре маркетинга и оценке его результативности. Все это влечет за собой пониженное внимание к маркетингу со стороны предпринимателей, непонимание его действенности и восприятие маркетингового бюджета как статьи расходов, уменьшающей прибыль компании, а не как ресурса, способного ее увеличить.
Проблема выстраивания взаимодействия компании с клиентами с помощью маркетинговых мероприятий ранее исследовалась автором настоящей работы и нашла отражение в статье «RFM-анализ как инструмент эффективной работы с клиентами» (в соавторстве с Голубевой Е.С., научный руководитель - Тихонюк Н.Е.), в 2018 году опубликованной в сборнике научных работ «Актуальные проблемы управления, экономики и права: научные подходы студентов и аспирантов». Тема оценки эффективности маркетинговых мероприятий также рассмотрена в статьях «Экономико-математическое моделирование влияния маркетинговых мероприятий на экономическую эффективность предприятия» (научный руководитель - Тихонюк Н.Е.) и «Обоснование выбора критериев оценки эффективности маркетинговых мероприятий на примере информационно-аналитической компании» (научный руководитель - Игошина Д.Р.), принятых к публикации в сборнике «Конкурс студенческих научных работ 2019/2020 учебного года».
Первостепенной задачей при формировании системы показателей для оценки маркетинговых мероприятий стало изучение современных маркетинговых практик и существующих показателей эффективности. Под маркетинговыми практиками понимается процесс формирования взаимоотношений компании с заинтересованными сторонами. Существует два подхода к выстраиванию этого процесса: трансакционный и отношенческий. Компаниям свойственно сочетать их в различной степени, в связи с чем выделяется 5 кластеров. Организации-представители каждого из этих сегментов используют разные инструменты маркетинга, а также отличаются подходом к его анализу, что объясняется их спецификой и сферой деятельности. В основе изучения существующих показателей оценки эффективности маркетинговых мероприятий были положены труды американских экономистов и маркетологов Ф. Котлера и М. Джеффри.
Особое значение в настоящем исследовании при разработке системы показателей эффективности маркетинговых мероприятий получил поклиентский подход к модели Дюпона. Такая ее модификация позволяет не только оценить маркетинговые показатели, но и увидеть их влияние на рентабельность активов компании - ключевой показатель эффективности ее деятельности. Другими важными количественными показателями стали численность посетителей сайта, количество заявок, сделок, конверсия, сумма затрат и выручка от маркетинговых мероприятий, LTV, ROMI и др. Для качественной оценки были выбраны показатели осведомленности о бренде, тест-драйва, коэффициенты отклика и оттока.
В качестве примера в работе была произведена оценка эффективности маркетинговых мероприятий с использованием основных показателей для компании ООО «ВладВнешСервис». Прежде, чем приступить к оценке были изучены особенности фирмы. Она представляет собой микропредприятие, специализирующееся на анализе внешнеторговых и внутренних рынков России. Ее конечным продуктом являются информационно-аналитические отчеты, маркетинговые исследования и статистические бюллетени. Целевая аудитория - производители, импортеры и экспортеры.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности позволил выявить удовлетворительное финансовое состояние и низкую устойчивостью фирмы, что связано с небольшой долей собственного капитала в общей сумме активов. Финансовый результат ООО «ВладВнешСервис» с 2017 года по 2019 год демонстрировал нестабильную тенденцию: в 2018 году чистая прибыль компании составила 3444 тыс. руб., что на 12% ниже значения 2017 года, а в 2019 году этот показатель вырос на 8% и стал равен 3711 тыс. руб. Аналогичная динамика была характерна и для EBITDA: 2017 год - 4832 тыс. руб., 2018 год - 4490 тыс. руб., 2019 год - 4712 тыс. руб. Однако, такие значения говорят о прибыльности компании на операционном этапе. ООО «ВладВнешСервис» на протяжение трех лет имела высокие показатели рентабельности, превышающие среднеотраслевые значения. Рентабельность продаж компании в 2019 году составила 17% (среднее по отрасли - 8%), рентабельность активов - 113% (среднее по отрасли - 13%), рентабельность собственного капитала - 1606% (среднее по отрасли - 33%).
Согласно полученной системе показателей был проведен анализ текущей маркетинговой деятельности компании ООО «ВладВнешСервис», которая включает в себя продвижение с помощью поисковых систем, контекстной рекламы, email-рассылок, отраслевых СМИ и отраслевых бизнес-мероприятий. Кроме того, выявлено их значительное влияние на рентабельность активов компании. Факторный анализ с использованием модифицированной модели Дюпона показал, что сокращение ROA со 146% в 2018 году до 86% в 2019 году вызвано в большей степени снижением выручки на 1 клиента, на что, в свою очередь, повлияло падение доли рынка, увеличение числа клиентов и одновременное сокращение оборота. При этом стоит отметить высокую эффективность маркетинговых мероприятий компании, обусловленной значением LTV:CAC, равным 18,3 в 2019 году, а также показателем ROMI - 735% в отчетном периоде.
Однако, все используемые компанией маркетинговые мероприятия, за исключением email-рассылок, направлены в большей степени на привлечение новых клиентов. В связи с этим стоит отметить низкий уровень работы с существующими клиентами, высокий коэффициент оттока (2,82 в 2019 году) и низкий коэффициент отклика (0,26 в 2019 году). Построенная CJM показала, что после первой покупки точкой контакта служит только электронная рассылка. Сохранение такой маркетинговой активности приведет к постепенному снижению эффективности компании (ожидается сокращение рентабельности активов с 110% в 2020 году до 107% в 2022 году), значению LTV:CAC на уровне 16, а ROMI - 607% в 2022 году, а также к увеличению коэффициента оттока до 3,6 в 2022 году, падению коэффициента отклика до 0,22 через 3 года. В условиях пандемии коронавируса (COVID-19) удержать выручку и финансовый результат примерно на уровне 2019 года позволит сокращение себестоимости за счет приобретения базы данных таможенной статистики, о чем свидетельствуют результаты разработанной финансовой модели деятельности компании.
Для ООО «ВладВнешСервис» были предложены маркетинговые мероприятия по совершенствованию процесса взаимодействия с клиентами, среди которых: проведение RFM-анализа для сегментации клиентского портфеля и разработки направлений работы с каждой из групп; создание закрытого клуба клиентов в Telegram; создание бота в Telegram и его интеграция с онлайн-сервисами компании; регулярное проведение вебинаров; обязательное получение обратной связи от клиента через месяц после покупки.
Анализ таких маркетинговых мероприятий демонстрировал высокую их эффективность с учетом смены позиционирования фирмы и специализации на анализе рынков импорта и экспорта, что позволит увеличить долю фирмы на рынке до 23% и привлечь к повторной покупке 388 клиентов в 2020 году, 442 - в 2021 году и 500 в 2022 году. Отношение LTV к CAC от реализации предложенных мер составит 993 доли % в 2020 году, 1057 доли % - в 2021 году и 1104 доли % в 2022 году.
Так, при отсутствии крупных вложений и невысоком росте операционных затрат проведение предложенных маркетинговых мероприятий позволит увеличить конверсию из заявок в сделки, численность повторных покупок, выручку и средний чек, время взаимодействия одного клиента с компанией и прибыль от него. Увеличится и степень лояльности клиентов. Все это приведет к росту рентабельности активов до 238% в 2022 году.
Согласно прогнозным расчетам, итогом реализации предложенных маркетинговых мероприятий станет улучшение показателей финансово- хозяйственной деятельности компании. После реализации мер по улучшению работы с существующими клиентами ожидается: значение общей чистой прибыли в 2020 году размером 6478 тыс. руб., в 2021 году - 7127 тыс. руб., в 2022 году - 8247 тыс. руб.; показатель EBITDA в 2020 году - 8959 тыс. руб., 9816 тыс. руб. - в 2021 году и 10998 тыс. руб. в 2022 году.
В результате проведенного исследования стоит сделать вывод о том, что компании ООО «ВладВнешСервис» необходимо активнее работать с существующими клиентами, сокращать долю «одноразовых» и «потерянных» клиентов в общей их численности, поскольку, согласно RFM- анализу, таких в базе контрагентов предприятия большинство. Их нужно выводить на более высокие уровни взаимодействия, повышая лояльность потребителей.
Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития компании, а разработанная модель оценки эффективности маркетинговых мероприятий может быть адаптирована для другого предприятия.



1. Ван Хорн, Джеймс С. Основы финансового менеджмента / Джеймс С. Ван Хорн, Джон М. Вахович - 14-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2016. - 1232 с.
2. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В. Я. Горфинкель, О. В. Антонова, А. И. Базилевич [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкель. - 6-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 663 с.
3. Джеффри, М. Маркетинг, основанный на данных. 15 показателей, которые должен знать каждый. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 369 с.
4. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
5. Егорова, М.М. Маркетинг: учебное пособие / М.М. Егорова, Е.Ю. Логинова, И.Г. Швайко. - 2-е изд. - Саратов: Научная книга, 2019. - 159 с.
6. Иванюк, В.А. Инвестиции. Количественные модели: учебное пособие / В.А. Иванюк. - Москва: Прометей, 2019. -124 с.
7. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер; перевод Т.В. Виноградова, А.А. Чех, Л.Л. Царук. - 3-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 216 с.
8. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс. / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 448 с.
9. Лукаш, Ю.А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути ее повышения: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2017. - 279 с.
10. Манн, И. Точки контакта. Простые идеи для улучшения вашего маркетинга / И. Манн, Д. Турусин. - 4-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 156 с.
11. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
12. Николаева, И.П. Инвестиции: учебник / И.П. Николаева. - Москва: Дашков и К, 2018. - 254 с.
13. Суслова, Ю.Ю. Маркетинг: учебное пособие / Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, О.С. Веремеенко, О.Г. Алёшина. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. - 380 с.
14. Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Т.У. Турманидзе.
- 2-е изд. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 288 с.
Статьи
15. Демченко, З.А. Экономическая эффективность предприятия: понятие, сущность, показатели, способы определения. / З.А. Демченко, Е.И. Быковский // Наука XXI века: сб. науч. трудов. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 141-145.
16. Кусраева, О.А. Использование традиционных и инновационных
маркетинговых практик российскими компаниями: результаты
эмпирического исследования / О.А, Кусраева, В.А. Ребязина // Инновации.
- 2016. - Т. 217. - № 11. - С. 65-75.
17. Морозова, С.Н. Оценка показателей рентабельности предприятия / С.Н. Морозова, С.А. Кращенко // Вестник международного института управления - 2016. - №3-4 (134-140) - С. 54-62.
18. Родина, К.А. Применение факторной модели Дюпона для анализа рентабельности предприятий / К.А. Родина, Т.Г. Агиевич // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: сб. науч. трудов. - Волгоград, 2016. - С. 78-79.
19. Сержантов, А.А. Маркетинговые подходы к измерению и оценке потребительского опыта / A.A. Сержантов, М.В. Орлова // Вестник ГУУ -
2017. - №3. - С. 87-92.
20. Третьяк, О.А. Современные маркетинговые практики в России: результаты эмпирического исследования / О.А. Третьяк, В.А. Ребязина, Т.В. Ветрова // Российский журнал менеджмента. - 2015. - Т. 13. - №1. - С. 3-26.
21. Шарапова, В.М. Маркетинговые исследования рынка с применением методов прогнозирования / В.М. Шарапова, Н.В. Шарапова // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 12. - С. 4033-4040.
22. Dibb, S. Establishing the Scope of Marketing Practice: Insights from Practitioners / S. Dibb, C. Simoes, R. Wensley // European J. of Marketing. - 2014. - Vol. 48. N 1-2. - p. 382.
23. Newber, S.L. Marketing Amid the Uncertainty of the Social Sector: Do Social Entrepreneurs Follow Best Marketing Practices? // J.of Public Policy&Marketing. 2012. Vol. 31. N 1. - p. 75.
24. Oyedijo, A. Impact of Marketing Practices on the Performance of Small Business Enterprises: Empirical Evidence from Nigeria / A. Oyedijo, A.A. Idris, A.A. Aliu // European J. of Economics, Finance and Administrative Sciences. - 2012. - Vol. 3. N 46. - p. 135.
25. Reinartz, W. The Mismanaging of Customer Loyalty / W. Reinartz, V. Kumar // Harvard Business Review. - 2002. - Vol. 72, N 2.-p. 86-94.
26. Brodie, R.J. Contemporary Marketing Practices research program: a review of the first decade / R.J. Brodie, N.E. Coviello, H. Winklhofer // Journal of Business & Industrial Marketing. - 2008. - Vol. 23, N 2. - p. 84-94.
27. Strandvik, T. The Mental Footprint of Marketing in the Boardroom / T. Strandvik, M. Holmlund, Ch. Gronroos // J. of Service Management. - 2014. - Vol. 25. N 2. - p. 242.
Электронные ресурсы
28. Гончаренко, М.А. Методический подход к оценке маркетингового потенциала и его влияние на экономическую эффективность предприятия / М.А. Гончаренко, Рябоконь М.В., Чернев В.И. // Экономинфо. 2018. Т. 15. №1. [Электронный ресурс]. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32794587(дата обращения: 26.05.2020).
29. Калачева, А.Е. Оценка эффективности маркетинговых
мероприятий // Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. №2 (4). [Электронный ресурс]. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26128173(дата обращения: 26.05.2020).
30. Лизовская, В.В. Финансовый инструментарий оценки
маркетинговой деятельности / В.В. Лизовская, А.А. Молдован // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т.2. №3. [Электронный ресурс]. - https: //cyberleninka. ru/article/n/finansovyy-instrumentariy-otsenki-
marketingovoy-deyatelnosti.
31. Официальный сайт компании ООО «ВладВнешСервис»
[Электронный ресурс] // О компании: [сайт]. [2020].- https://vvs-
info.ru/about_us/(дата обращения: 21.04.2020).
32. Полуянцевич, О.И. Факторный анализ рентабельности собственного капитала предприятия по методу Дюпон // Juvenis scientia.
2018. №9. [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/faktornyy- analiz-rentabelnosti-sobstvennogo-kapitala-predpriyatiya-po-metodu-dyupon(дата обращения: 26.05.2020).
33. Цой, М.Е. Построение сегментации на основе модифицированного RFM-анализа для повышения лояльности потребителей / М.Е. Цой, В.Ю. Щеколдин, М.Н. Лежнина // Российское предпринимательство. 2017. №21. [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie- segmentatsii-na-osnove-modifitsirovannogo-rfm-analiza-dlya-povysheniya- loyalnosti-potrebiteley(дата обращения: 26.05.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ