Введение 3
Глава 1 Теоретические основы разработки бизнес-плана по открытию магазина 6
1.1 Понятие и сущность бизнес-плана 6
1.2 Методики бизнес-планирования 13
1.3 Обзор рынка эзотерических товаров 26
Глава 2 Бизнес-план открытия магазина «Магия» 36
2.1 Резюме 36
2.2 Анализ отрасли 38
2.3 План маркетинга 40
2.4 Организационный план 44
2.5 Анализ рисков 47
2.6 Финансовый план 49
Заключение 55
Библиографический список использованной литературы 57
Приложение
Актуальность исследования обусловлена тем, что правильно состав-ленный бизнес-план будет способствовать созданию и развитию нового бизнеса. Современная рыночная экономика характеризуется высокой конкуренцией за счет развития частной собственности, а также свободного предпринимательства, поэтому необходимо тщательно планировать открытие нового магазина, просчитав все возможные риски, проанализировав рынок конкуренции, продумав затраты и определив срок окупаемости проекта. Если бизнес-план будет составлен неправильно, то есть высокая вероятность, что бизнес окажется не рентабельным, и магазин не окупит вложенные в него средства, что поведет за собой банкротство организации.
Согласно определению, из книги В.А. Баринова, бизнес-планирование можно охарактеризовать как, самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В бизнес-плане необходимо просчитать потребность на перспективу таких ресурсов как: материалы, трудовые ресурсы, интеллектуальный ресурс, а также финансовый ресурс. Когда мы выявили, какие ресурсы, и в каком количестве нам нужны, нам необходимо прописать источники их получения, а также выявить эффективность их использования в процессе работы.
В СССР планирование было сугубо централизованным, т.е. организации получали задания и планы, которые должны быть выполнены. Эта особенность отразилась на деятельности современных предприятий. В настоящий момент, большинство организаций работают без официально принятых планов. Связано это с тем, что нет установленных механизмов планирования, норм, нормативов и т.д. В настоящий момент, планирование в компании заменяет решение собственника, которое принимается с расчетом на ближайшее время, при этом не учитывается долгосрочная перспектива развития организации. Такое отношение к бизнес-планированию сложилось из-за быстро изменяющейся рыночной ситуации в стране. Большинство организаций в России - частные предприятия, численность которых не велика, а авторитет собственника непоколебим, поэтому все решения принимаются в единственном числе, без должного планирования, что зачастую приводит к серьезным стратегическим ошибкам. Оперативное принятие решений, безусловно, является плюсом в современных условиях, но при этом, это не заменяет планирования, которое поможет управлять компанией на более высоком уровне.
Бизнес-планирование способствует проведению полной оценки деятельности предприятия, помогает выявить перспективы его развития, а также принять новые инвестиционные решения, опираясь на потребности рынка. Бизнес-планирование помогает решить стратегические и тактические задачи, которые стоят перед компанией. Если компания имеет бизнес-план, то это обеспечивает ей перспективное развитие; дает основу для принятия правильных управленческих решений; позволяет получить нужный объем информации; снижает риски; координирует действия всех участников бизнеса, а также позволяет прогнозировать изменения на рынке.
Объект исследования - субъекты рынка эзотерических товаров в Белгородской области.
Предметом исследования являются социально-экономические процессы, влияющие на разработку бизнес-плана и открытие магазина по продаже эзотерических товаров.
Цель исследования - разработать бизнес-план по созданию и открытию магазина эзотерических товаров. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть основные понятия, сущность и методики бизнес- планирования;
- провести обзор рынка эзотерических товаров;
- разработать бизнес-план по открытию магазина «Магия».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по вопросу разработки и внедрения бизнес-плана. В работах М.М. Алексеевой [5], В.А. Горемыкина [25] подробно расписана сущность бизнес-проекта. Проектный анализ подробно изложен в трудах В.А. Винокурова [21], А.А. Гладкого [23].
Стратегическое планирование в бизнес-системах анализируется в работах Н.В. Банникова [18] и О.П. Коробейникова [36]. Свои методики, имеющие узкую направленность в применении, предложили такие ученые, как Н.Д. Стрекалова [55], В.А. Морошкин [44], М.В. Виноградова [22].
Если говорить о методиках, применяемых при составлении бизнес- плана, то большинство авторов придерживаются сходных точек зрения. К зарубежным авторам, изучающим бизнес-планирование можно отнести Абрамса Р. [6] и его труд «Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса». Однако, основоположником бизнес-планирования в зарубежном мире принято считать Амельбурга Г. [15], который одним из первых вывел теорию о развитии предприятий в будущем используя методику бизнес- планирования.
Эмпирической базой исследования послужили статьи, ресурсы интернета, монографии и результаты собственных исследований.
Методы исследования: системный, функциональный и маркетинговые подходы; аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволят открыть новый магазин с таким ассортиментом товара, который является эксклюзивным для покупателей в Белгороде.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список литературы и приложения.
Каждое предприятие стремится осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы наращивать обороты производства, продаж или оказания услуг и получать наибольшую прибыль. Развитию любой организации способствует правильно составленный бизнес-план, который позволяет провести анализ и составить прогноз о дальнейших перспективах развития компания. Бизнес-план оказывает влияние не только на внутренние процессы в организации, но и оказывает внешнее воздействие, благодаря ему уровень организованности и цивилизованности на рынке становится выше.
Основные задачи, которые решаются с помощью бизнес-плана:
- спрогнозировать перспективы развития организации;
- составить план для достижения нового уровня компании;
Разработанный бизнес-план развития предприятия направлен на:
- понимание общего состояния дел на данный момент;
- представление того уровня, который компания собирается достичь;
- планирование развития нового направления бизнес; внедрение новой технологии или продукта в организации.
Бизнес-план составляется на ближайшую и дальнюю перспективу и включает в себя:
- цели и задачи организации;
- оценку текущего финансового состояния организации;
- выявление сильных и слабых сторон организации;
- анализ конкурентов;
- анализ потребительского спроса на предлагаемый товар или услугу;
- оценку ресурсов для достижения поставленных целей и задач.
Основное преимущество компании, в которой есть бизнес-план, заключается в том, что такие фирмы могут избежать многих проблем и рисков, благодаря заранее продуманным действиям, описанным в бизнес-плане. Бизнес-план является своего рода инструментом, позволяющим контролировать и управлять производством. Структурированная и организованная работа в компании, способствует достижению гораздо больших результатов, чем простое, спонтанное реагирование на события.
Для достижения цели в работе были определены и решены следующие задачи:
- раскрыты понятия и сущность бизнес-плана;
- выделены методики бизнес-планирования;
- разработан бизнес-план по открытию магазина «Магия»;
- обоснована экономическая эффективность предлагаемого бизнес-плана.
В ходе разработки бизнес-плана по открытию магазина эзотерических товаров ООО «Магия» было выявлено, что для реализации данного проекта требуется наличие финансовых средств в размере 1 302 381 рублей. Объем продаж, обеспечивающий безубыточное функционирование организации составляет 1 242 000 рублей в год.
Вероятность наступления рисков оценивается с помощью метода весовых значений. Нами были проанализированы все возможные риски и им был присвоен определенный балл. В результате мы определили, что самыми вероятными угрозами для нашего бизнес-плана могут быть повышение себестоимости товаров и вход на рынок более сильного конкурента. В рамках мероприятий по предупреждению наступления рисков мы будем применять: оптимизацию текущих затрат; ориентацию на стратегию привлечения постоянных клиентов; постоянное изучение ассортимента предлагаемых услуг у конкурентов.
Проведенный анализ показал, что магазин «Магия» имеет возможность стать успешным предприятием в области реализации эзотерических товаров.
1. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года : текст с последними изм. и доп. на 2016 г. - [Офиц. изд.]. - Москва : ЭКСМО, 2016. - 29 с. - (Законы и кодексы).
2. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : часть первая : текст с изм. и доп. на 30 ноября. 2016 г. - [Офиц. изд.]. - Москва : ЭКСМО, 2016. - 860 с. - (Актуальное законодательство).
3. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : часть вторая : текст с изм. и доп. на 26 ноября 2016 г. - [Офиц. изд.]. - Москва : ЭКСМО, 2016. - 514 с. - (Актуальное законодательство).
4. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : часть третья : текст с изм. и доп. на 26 ноября 2016 г. - [Офиц. изд.]. - Москва : ЭКСМО, 2016. - 311 с. - (Актуальное законодательство).
5. Алексеева, М.М. Основы планирования в организации [Текст] / М.М. Алексеева. - Москва : Финансы и статистика, 2011. - 248 с.
6. Аникеев, С.А. Эффективные методики маркетинга [Текст] / С.А. Аникеев - Москва : Форум, 2014. - 128 с.
7. Артеменко, В.Г. Рациональное распределение финансовых ресурсов организации [Текст] / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - Москва : «ДИС», 2016 г. - 385 с.
8. Абрамов, В.А. Особенности ведения предпринимательской деятельности: система налогообложения [Текст] / В.А. Абрамов. - Москва : Ось-89,2012.- 176 с.
9. Абрамов, В.Н. Эффективное составление бизнес-плана [Текст] / В.Н. Абрамов. - Москва : Форум, 2016. - 172 с.
10. Алексеева, Г.Н. Индивидуальное предпринимательство: учет и налооблажение [Текст] / Г.Н. Алексеева. - Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., -2013.- 80 с.
11. Алексеева, М.М. Бизнес-планирование в малых организациях [Текст] / М.М. Алексеева. - Москва : Финансы и статистика, 2013. - 281 с.
12. Алиев, В.С. Обучающие пособие по использованию программы Project Expert (полный курс): учебное пособие [Текст] / В.С. Алиев. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
13. Алиев, В.С. Составление бизнес плана в Project Expert: Учебное пособие [Текст] / В.С. Алиев. - Москва : Форум, ИНФРА-М, 2010. - 288 с.
14. Баринов, В.А. Бизнес-план и его особенности [Текст] / В.А. Баринов. - Москва : Форум, 2013. - 256 с.
15. Бронникова, Т.С. Бизнес-планирование инноваций [Текст] / Т.С. Бронникова. - Москва : Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 224 с.
16. Банникова, Н.В. Стратегическое и оперативное бизнес-планирование / Н.В. Банникова. - М.: Альфа-М, 2014. - 310 с.
17. Балабанов, И.Т. Финансовый менеджмент. [Текст] / И.Т. Балабанов. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 384 с.
18. Бухалков, М.В. Планирование в крупных торговых организациях [Текст] / М.В. Бухалков. - Москва : Дело и сервис, 2016. - 301 с.
19. Винокуров, В.А. Стратегическое управление [Текст] / В.А. Винокуров. - Москва : Центр экономики и маркетинга, 2016 -160 с.
20. Виноградова, М.В. Бизнес-планирование в строительных компаниях [Текст] / М.В. Виноградова. - Москва : Дашков и К, 2013. - 280 c.
21. Гладкий, А.А. Секреты составления эффективного бизнес-плана
[Текст] / А.А. Гладкий. - Москва : Рид Групп, 2012. - 240 c.
22. Горбунов, В.Л. Как оценить риски при составлении бизнес-плана [Текст] / В.Л. Горбунов. - Москва : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 c.
23. Горемыкин, В.А. Пособие по составлению бизнес-плана [Текст] /
B. А. Горемыкин. - Москва : Ось-89, 2011. - 592 с.
24. Горохов, Н.Ю. Бизнес-планирование инвестиций [Текст] / Н.Ю. Горохов, В.В. Малев. - Москва : Информационно-издательский дом Филинъ, 2014 - 208 с.
25. Грибалев, Н.П. Методические рекомендации по привлечению инвесторов [Текст] / Н.П. Грибалев, И.П. Игнотов. - С. Петербург: Белл, 2016 - 203 с.
26. Головань, С.И. Бизнес-планирование торговых организаций [Текст] /
C. И. Головань - Москва : Феникс, 2015. - 320 с.
27. Дубровский, В. Ж. Стандарты составления бизнес-плана [Текст] / В.Ж. Дубровский, Б.И. Чайкин. - Екатеринбург: Феникс, 2011. - 203 с.
28. Дубровин, И.А. Маркетинг [Текст] / И.А. Дубровин. - Москва : Дашков и К, 2013. - 432 с.
29. Жуков, В. В. Бизнес-планирование инноваций [Текст] / В. В. Жуков. - Москва : Дашков и К, 2012. -349 с.
30. Кистерева, Е. В. Плюсы и минусы бизнес-планирования [Текст] / Е. В. Кистерева. - Москва : Дашков и К , 2012. - 63 с.
31. Ковалев, А.И. Анализ рентабельности деятельности предприятия: самые эффективные формулы для расчетов [Текст] / А.И. Ковалев, В.П. Привалов. - Москва : ЗАО «Центр экономики и маркетинга», 2014. - 511 с.
32. Кочеткова, А. В. Бизнес-план как инструмент управления бизнесом [Текст] / А. В. Кочеткова. - Москва : Феникс, 2014. - 292 с.
33. Каменипера, С.Е. Организация бизнес-процессов на промышленном предприятии [Текст] / С. Е. Кменипера, Ф.М. Русинова. - Москва: Высшая школа, 2016. - 401 с.
34. Коробейников, О.П. Пошаговая инструкция по составлению бизнес- плана [Текст] / О.П. Коробейников, В.Ю. Колосов, А.А. Трифилова. - Москва : Высшая школа, 2016. - 88 с.
35. Крутикова, Т.Л. Инвестиции и их роль в компании [Текст] / Т.Л. Крутикова, И.О. Чавыков. - Москва : АйСи Групп, 2012. - 288 с.
36. Липсиц, И.А. Бизнес-план: его преимущества для организации [Текст] / И.А. Липсиц. - Москва : Дело, 2012. - 112 с.
37. Лосев, В.А. Бизнес-план, как форма представления разработанной стратегии. Структура и содержание бизнес-плана [Электронный ресурс] / В.А. Лосев // Файловый архив студентов. - Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/846295/page:10/.
38. Морошкин, В.А. Европейский банк реконструкции и развития [Электронный ресурс] / В.А. Морошкин // Файловый архив студентов. - Режим доступа : http://www.studfiles.rU/preview/3320513/page:44/.
39. Маркова, В.Д. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] / В.Д. Маркова // Мир знаний. - Режим доступа : http: //mirznanii .com/a/239736/ministerstva-finansov-rf.
40. Морозова, Т.В. Долгосрочное бизнес-планирование [Текст] / Т.В. Морозова - Москва : ЗАО Юстицинформ, 2016. - 260 с.
41. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: основные ошибки при его составлении [Текст] / В. А. Морошкин, В. П. Буров. - Москва : ФОРУМ: ИН¬ФРА-М, 2013. - 256 с.
42. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: анализ рисков [Текст] / Е.Р. Орлова. - Москва : Омега-Л, 2012. - 152 с.
43. Орлова, П.И. Бизнес-планирование инноваций [Текст] / П.И. Орлова. - Москва : Дашков и К, 2013. - 284 c.
44. Панкратов, Ф.Г. Организация эффективной работы коммерческого предприятия [Текст] / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - Москва : ИВУ «Маркетинг», 2016. - 328 с.
45. Петров, А.Н. Основные стратегии бизнес-планирования [Текст] /
A. Н. Петров. - Санкт - Петербург : «Знание», 2006. - 491 с.
46. Попов, В.М. Бизнес-план: опыт зарубежных компаний [Текст] /
B. М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртазаева - Москва : Финансы и статистика, 2013. - 210 с.
47. Петухова, С.В. Бизнес-план: опыт российских компаний [Текст] / С.В. Петухова.- Москва : Омега - Л, 2015. - 236 с.
48. Платонова, Н.А. Основные ошибки при составлении бизнес-плана [Текст] / Н.А Платонова, Т.В. Харитонова. - Москва : Дело и сервис, 2015. - 432 с.
49. Просветов, Г. И. Как правильно составить эффективный бизнес-план [Текст] / Г. И. Просветов. - Москва : Альфа-Пресс, 2011. - 255 с.
50. Романова, М.В. Бизнес-план и его особенности [Текст] / М.В. Романова. - Москва : ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 240 с.
51. Савицкая, Г.В. Бизнес-планирование [Текст] / Г.В. Савицкая. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
52. Стрекалова, Н.Д. Стратегия управления, основанная на бизнес- планировании [Текст] / Н.Д. Стрекалова. - Санкт - Петербург : Питер, 2013. - 352 с.
53. Уткин, Э.А. Бизнес-план для коммерческих организаций [Текст] / Э.А Уткин. - Москва : Изд-во «ЭКМОС», 2012. - 102 с.
54. Черняк, В.З. Бизнес-планирование [Текст] / В.З. Черняк. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 470 с.
55. Шевчук, Д. А. Организационное планирование деятельности предприятия [Текст] / Д. А. Шевчук. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 208 с.
56. Шепеленко, Г.И. Инвестиционное развитие компании [Текст] / Г.И. Шепеленко. - Ростов-н/Дону : МарТ, 2011. - 544 с.