ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Место и роль экологической культуры в системе современного
географического образования 5
1.2 Воспитание экологической культуры через внеурочную
деятельность по географии 12
2 ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ 19
2.1 Диагностика уровня экологической культуры учащихся 19
2.2 Рекомендации по формированию экологической культуры
учащихся во внеурочной деятельности 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Проблема экологического воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности в последнее десятилетие стала одной из наиболее актуальных. Причина этому - резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Данная экологическая проблема и пути ее решения несомненно должны быть отражены в школьном экологическом образовании, что будет только способствовать эффективности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы.
С 2008 года правительство Российской Федерации посвящает каждый год актуальной теме, к которой нужно привлечь внимание общественности. Прошлый, 2017 год был объявлен в России Годом Экологии. Среди основных задач в рамках Года Экологии наметились улучшение экологических показателей и формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан РФ. Приобщение к реализации этих задач вполне по силам учащимся школ.
Сложившиеся к настоящему времени проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Школьное образование должно повысить географическую и экологическую грамотность и культуру подрастающего поколения, привить умение общаться с природой, воспитать понимание необходимости сохранения природного разнообразия как важного условия устойчивого развития биосферы, сохранения своего здоровья и окружающих.
Объект нашего исследования: экологическое воспитание школьников.
Предмет исследования: формирование экологической культуры школьников.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению уровня экологической культуры учащихся во внеурочной деятельности на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе родного края.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической и педагогической
литературы по данному направлению.
2. Оценить роль экологической культуры в системе современного географического образования.
3. Рассмотреть формы и методы формирования экологической
культуры учащихся.
4. Провести диагностику уровня экологической культуры учащихся.
5. Подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
6. Предложить рекомендации по формирование экологической культуры учащихся во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: активное участие подростков в разного рода, экологических мероприятиях способствует формированию высокого уровня экологической культуры личности (экоцентрического мировоззрения).
Теоретической и методологической основой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, социологической, учебно-методической литературы;
использовались методы обобщения, сравнения, системно-структурного подхода, анализа, синтеза, анкетирования, наблюдения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
Цель нашего научного исследования достигнута. Подводя итог проделанной работы, мы пришли к следующим выводам.
Анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме экологического воспитания демонстрирует к настоящему времени обширный опыт исследований, накопленный как отечественными, так и зарубежными учеными.
Однако, стоит отметить, что вопросы экологического образования и формирования экологической культуры личности приобрели свою острую актуальность сравнительно недавно. В педагогической науке этапы развития этой проблематики прослеживаются от введения элементарных экологических знаний в 60-е годы XX в. в содержании курсов естественно¬-научных дисциплин, с 80-х годов внимание уделяется стратегии непрерывного экологического образования. Активная разработка вопросов формирования экологической культуры личности на всех этапах и во всех видах образования датируется второй половиной 90-х годов XX в.
Экологическая культуры является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и включает моральные ценности, нормы поведения, способы взаимодействия людей в сфере охраны окружающей среды и систему формирующих их социальных отношений, проявляющаяся в экологически ориентированном поведении людей, осознании общей ответственности за качество окружающей среды и высокой социальной значимости предотвращения негативного воздействия человека на окружающую среду.
Для повышения эффективности процесса формирования экологической культуры учащихся необходимо применение новых методов и форм развития экологической активности: межпредметные уроки, дискуссии и семинары, ролевые игры, полевые практикумы, экологические клубы, компьютерные имитационные игры. Основой методов и форм воспитания экологической культуры школьников являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные, игровые, трудовые), экологические знания, построенные на предыдущем опыте, традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. Формы и методы воспитания экологической культуры следует выбирать с учетом возрастных особенностей учащихся.
Проведенное анкетирования по методике Е.В.Асафовой на выявление уровня экологической культуры учащихся позволило нам подтвердить гипотезу исследования. По результатам проведенной диагностики учащихся 5-11-х классов нами установлено, что активное участие подростков в разного рода, экологических мероприятиях положительно влияет на развитие высокого уровня экологической культуры личности (экоцентрического мировоззрения).
В качестве рекомендаций по успешному формированию экологической культуры учащихся во внеурочной деятельности по географии нами предложена рабочая программа дополнительного образования «Юный геоэколог Белгородчины», в которую включены как теоретические, так и практические виды деятельности природоохранительного характера.