ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Место и роль экологической культуры в системе современного
географического образования 5
1.2 Воспитание экологической культуры через внеурочную
деятельность по географии 12
2 ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ 19
2.1 Диагностика уровня экологической культуры учащихся 19
2.2 Рекомендации по формированию экологической культуры
учащихся во внеурочной деятельности 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Проблема экологического воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности в последнее десятилетие стала одной из наиболее актуальных. Причина этому - резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Данная экологическая проблема и пути ее решения несомненно должны быть отражены в школьном экологическом образовании, что будет только способствовать эффективности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы.
С 2008 года правительство Российской Федерации посвящает каждый год актуальной теме, к которой нужно привлечь внимание общественности. Прошлый, 2017 год был объявлен в России Годом Экологии. Среди основных задач в рамках Года Экологии наметились улучшение экологических показателей и формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан РФ. Приобщение к реализации этих задач вполне по силам учащимся школ.
Сложившиеся к настоящему времени проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Школьное образование должно повысить географическую и экологическую грамотность и культуру подрастающего поколения, привить умение общаться с природой, воспитать понимание необходимости сохранения природного разнообразия как важного условия устойчивого развития биосферы, сохранения своего здоровья и окружающих.
Объект нашего исследования: экологическое воспитание школьников.
Предмет исследования: формирование экологической культуры школьников.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению уровня экологической культуры учащихся во внеурочной деятельности на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе родного края.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической и педагогической
литературы по данному направлению.
2. Оценить роль экологической культуры в системе современного географического образования.
3. Рассмотреть формы и методы формирования экологической
культуры учащихся.
4. Провести диагностику уровня экологической культуры учащихся.
5. Подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
6. Предложить рекомендации по формирование экологической культуры учащихся во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: активное участие подростков в разного рода, экологических мероприятиях способствует формированию высокого уровня экологической культуры личности (экоцентрического мировоззрения).
Теоретической и методологической основой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, социологической, учебно-методической литературы;
использовались методы обобщения, сравнения, системно-структурного подхода, анализа, синтеза, анкетирования, наблюдения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
Цель нашего научного исследования достигнута. Подводя итог проделанной работы, мы пришли к следующим выводам.
Анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме экологического воспитания демонстрирует к настоящему времени обширный опыт исследований, накопленный как отечественными, так и зарубежными учеными.
Однако, стоит отметить, что вопросы экологического образования и формирования экологической культуры личности приобрели свою острую актуальность сравнительно недавно. В педагогической науке этапы развития этой проблематики прослеживаются от введения элементарных экологических знаний в 60-е годы XX в. в содержании курсов естественно¬-научных дисциплин, с 80-х годов внимание уделяется стратегии непрерывного экологического образования. Активная разработка вопросов формирования экологической культуры личности на всех этапах и во всех видах образования датируется второй половиной 90-х годов XX в.
Экологическая культуры является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и включает моральные ценности, нормы поведения, способы взаимодействия людей в сфере охраны окружающей среды и систему формирующих их социальных отношений, проявляющаяся в экологически ориентированном поведении людей, осознании общей ответственности за качество окружающей среды и высокой социальной значимости предотвращения негативного воздействия человека на окружающую среду.
Для повышения эффективности процесса формирования экологической культуры учащихся необходимо применение новых методов и форм развития экологической активности: межпредметные уроки, дискуссии и семинары, ролевые игры, полевые практикумы, экологические клубы, компьютерные имитационные игры. Основой методов и форм воспитания экологической культуры школьников являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные, игровые, трудовые), экологические знания, построенные на предыдущем опыте, традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. Формы и методы воспитания экологической культуры следует выбирать с учетом возрастных особенностей учащихся.
Проведенное анкетирования по методике Е.В.Асафовой на выявление уровня экологической культуры учащихся позволило нам подтвердить гипотезу исследования. По результатам проведенной диагностики учащихся 5-11-х классов нами установлено, что активное участие подростков в разного рода, экологических мероприятиях положительно влияет на развитие высокого уровня экологической культуры личности (экоцентрического мировоззрения).
В качестве рекомендаций по успешному формированию экологической культуры учащихся во внеурочной деятельности по географии нами предложена рабочая программа дополнительного образования «Юный геоэколог Белгородчины», в которую включены как теоретические, так и практические виды деятельности природоохранительного характера.
1. Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов //Отчёт о научно-иccледовательcкой работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского Государственного Университета»). - Казань, 2002. - C. 89-109.
2. Аксенова, Н. А. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах [Текст]: для преподавателей школ, руководителей юннатских кружков, школьников / Н. А. Аксенова, Г. А. Ремизов, А. Т. Ромашова - М.: Агропромиздат, 1995. - с. 6.
3. Акимова, Л. В. Методика формирования эколого - ориентированного прогностического умения у школьников [Текст] / Л. В. Акимова // География в школе. - 2006. - № 1. - с. 36-37.
4. Андрюшова, Ю. C. Формирование экологической культуры на уроках географии [Текст] / Ю. C. Андрюшова // География в школе. - 2006. - № 7. - с. 42-44.
5. Васильева, В.Н. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Зушрозшш», выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C.273-287
6. Глазачев, С.Н., Кашлев, С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся. - М.: Горизонт, 2000. - 94 с.
7. Демидова, Н. Н. Продуктивная познавательная самостоятельная деятельность учащихся при изучении экологических проблем России [Текст] / Н. Н. Демидова // География в школе. - 2009. - № 6. - с. 34-35.
8. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика
экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт. 1999. - 310с.
9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростова-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с.
10. Душина, И. В. Экологический аспект в географии [Текст] / И. В. Душина // География в школе. - 2006. - № 4. - с. 42-43.
11. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.
12. Зверев, А. Т. Устойчивое развитие и экологическое образование [Текст] / А. Т. Зверев // География в школе. - 2009. - № 6. - с. 11-13
13. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940 с.
14. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть 1 [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов нД: издательство «Учитель», 2006. 288 с.
15. Кон И.С. 'Психология старшеклассника' - Москва: Просвещение, 1980 - с.192.
16. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / Т. П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л. М. Оганезова. - Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2007. - 240 с.
17. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников [Текст] / Л. С. Литвинова - М.: «5 за знания», 2005. - 125 с.
18. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1995 - №4. - C.19-28.
19. Обновление содержания образования: Сборник информационно - методических писем [Текст] / Ред. коллегия: В. Н. Бутов, Л. М. Апухтина, Н. М. Голянская и др. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999. - 110 с.
20. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии [Текст] / Сост. Н. Н. Петрова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.
21. Подласый, И. П. 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: Учеб.
Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 368 с.
22. Пономарёва, О. Н. Народные традиции в экологическом образовании [Текст]: учебно - методическое пособие / О. Н. Пономарёва - М.: ООО «Издательство Скрипторий», 2004. - 62 с.
23. Соловьёв, М. С. Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов [Текст] / М. С. Соловьёв // География в школе. - 2008. - № 5. - с. 46 - 47.
24. Теплов, Д. Л. Экологический практикум [Текст]: Для учащихся 5,6 классов / Д. Л. Теплов. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 32 с.
25. Хуррамов, И.А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере молодого сообщества// Молодой ученый. - 2012. - №11. - С.493-496 .- URL ййр8://шо1исй.ги/агсЫуе/46/5640/ (дата обращения: 20.02.2018)
26. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е.Россоха, О.В.Шапарь; под общ. ред. В.Б.Шапаря. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. - 808 с.
27. Экология 10 - 11 классы [Электронный ресурс]. Официальный сайт1c@1c.ru,ййр://гере1йог.1с.ru
28. Экология. Формирование экологической культуры школьников [Электронный ресурс]. Официальный сайтhttp://www.шiеш.еdu.гu.
29. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456с.